Развитие художественно-творческой активности учащихся 7-8 классов в процессе обучения дизайну интерьера

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дизайн
  • 80 80 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 11.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческой активности школьников 6
1.1 Художественно-творческая активность как психолого-педагогическое понятие и ее возрастные особенности у подростков 6
1.2 Основные приемы и выразительные средства проектирования дизайна интерьеров 26
Глава 2. Описание процесса обучения учащихся 7-8 классов дизайну интерьеров 36
2.1 Содержание блока уроков на тему «Создание дизайна жилых помещений». 36
2.2 Методы и приемы активизации художественно-творческой активности у старших школьников в процессе проектирования дизайна жилых помещений 60
2. 3 Педагогические аспекты развития художественно-творческой активности учащихся 7- 8 классов 64
Заключение 72

Фрагмент для ознакомления

Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного искусства-28ч.Получение теоретических сведений-5ч. Обзор изделий декоративно-прикладного искусства, их назначение.Отбор декоративных изделий в целях оформления гостиной, кухни, ванной и так далее.Создание проектовизделий для оформления интерьеров. Особенности декоративного оформления разных помещений жилого дома и квартиры.Практическая работа -23ч. Отбор изделий и составление макета по их применению в интерьере квартиры. Исполнение самого изделия и проекта (на выбор).Заключительное занятиеПрактика - 1ч.Выставка элементов оформления интерьера, которые изготовили учащиеся в процессе подготовки проектов.Контроль: самоанализ учащихся собственных изделий.Дидактическое обеспечение: алгоритм самоанализа.Рекомендуемая литература для детейБережливое домоводство: Практические советы. Рецепты. Рекомендации. – М.: Республика, 1993.Жуковская В.И. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: 1992Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969Простые практические домашние советы в быту. Сост. Е.И. Цыганов, Т.В. Цыганова. – М.: 1993Это может каждый: советы по домоводству. – Л.: 1989 Литература для учителяБольшая советская энциклопедия. т.17 Народное художественное творчество.Бросок вперед или второе пришествие метода проектов. «ДиректорШколы», 2033, № 6. 3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов педагогических институтов.(В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.) под ред. А.В. Петровского, 2 - е изд. испр. и доп. – М.,2015Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.( пер. с нем.) - М., 1996 г.Горяева М.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство вЖизни человека. – М., «Просвещение», 2014 г.Глазычев В. Очерки по теории и практике дизайна на Западе, - М.,2015 «Искусство»,1970 г.Другов Д. Человек – образ жизни – дизайн интерьера. – М., Издательскийцентр «Табурет», 2015 гУчебно-тематический планвторого года обучения№ п/п Разделы и темы программыФорма организацииучебной деятельности.Теория Практика Всего часов 1Вводное занятие. Техника безопасностиЗадачи курса. Диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению. Материалы, инструменты.Анкетирование,тестирование,собеседование.11 22Введение в мир профессий, связанных с Дизайном интерьера.Общее знакомство с профессией дизайнера.ЛекцияПрофессиографическая экскурсия в офис,учреждение культуры,промышленное предприятие.Просмотр видеофильмов2683Содержательные аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьераПросмотр видеофильмов,слайдов.Семинар. Подготовка и защита рефератов84124Технологические аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьераПрактика по изготовлению элементов интерьера Конкурс «Лучший по профессии»414215Профессиональные пробы. Проектирование интерьеров различного назначения и стиля.Проектирование.Макетирование.Творческое испытание: защита творческих проектов. 624306Выходное диагностирование. Возможности приобретения профессии дизайнера в средних и высших учебных заведениях.Анкетирование,тестирование, собеседование2137Заключительное занятиеВыставка работ уч-ся. Награждение уч - ся11 2 Итого 2454 78Содержание программыВводное занятиеТеория - 1ч.: Задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты. Рабочее место. Правила поведения на занятиях. Содержание обучения. Просмотр журналов и видеоматериалов по дизайну интерьера. Практика - 2 ч.: диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению.Методическое обеспечение: оборудование, инструменты, телевизор, видеомагнитофон. Дидактическое обеспечение: инструкции по охране труда и технике безопасности. Опросник профессиональной готовности. Карта интересов. Журналы по дизайну интерьера.2. Введение в профессию «Дизайнер интерьера».Теория -1 ч.: Роль профессии дизайнера в обществе. Цель, средства, особенности, условия профессиональной деятельности дизайнера. Перечень профессий, специальностей, связанных с дизайном интерьера. Должностные характеристики, функциональные обязанности дизайнеров.Практика -2 ч: Экскурсии на промышленные предприятия, в офис, в учреждение культуры с целью наблюдения за результатом работы дизайнераМетодическое обеспечение: видеомагнитофон, телевизор.Дидактическое обеспечение: профессиограмма и психограмма профессии «Дизайнер интерьера», фото-видеоматериал.Содержательные аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера.Теория- 2 ч: Понятие дизайна и интерьера. Композиционные особенности интерьера. Цветовое планирование. Гармония света. Организация пространства. Стили и назначение интерьеров.Практика -6 ч: Подготовка рефератов. Контроль: Семинар. Защита рефератов. Методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп. Дидактическое обеспечение: журналы, книги по дизайну интерьера, алгоритмы работы над рефератом, фото и видеоматериал, слайды о композиционных, цветовых, световых, стилевых особенностях оформления интерьера. 4. Технологические аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера.Теория - 2 ч.: Особенности и традиции, художественные и технические приемы дизайна интерьера офиса, жилого и общественного помещений. Элементы оформления интерьера: зеркала, текстиль, цветы, художественно-декоративные изделия, абажуры, светильники, перегородки и ширмы. Использование различных материалов для оформления интерьера.Практика - 7 ч.: составление инструкционных карт на изготовление элементов интерьера, практическая деятельность по изготовлению элементов оформления интерьера.Контроль: конкурс «Лучший по профессии».Методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, инструменты и материалы для художественно прикладного творчества.Дидактическое обеспечение: фото-видеоматериал, образцы элементов интерьера, инструкционные карты изготовления элементов оформления интерьера, положение о конкурсе «Лучший по профессии».5. Профессиональные пробыТеория - 2 ч.: Современная практика дизайна интерьера общественного помещения и офиса. Особенности дизайна жилых помещений: гостиной, кухни, спальни, кабинета, детской. Дизайн мансарды и лестниц.Практика - 10 ч.: проектирование и макетирование Контроль: творческие испытания: защита проектовМетодическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, инструменты и материалы для художественно-прикладного творчестваДидактическое обеспечение: фото и видеоматериалы, алгоритм работы над проектом.Выходное диагностирование.Теория - 1 ч.: Средние и высшие профессиональные учебные заведения, осуществляющие подготовку дизайнеров.Практика - 1 ч.: Выходное анкетирование.Контроль: анализ анкет.Дидактическое обеспечение: анкета «Профессия дизайнер - «За» и «Против».Заключительное занятие.Практика - 1ч.: Выставка элементов оформления интерьера, изготовленных учащимися в ходе подготовки проектов.Контроль: самоанализ учащихся своих изделий.Дидактическое обеспечение: алгоритм самоанализа.Список тем для рефератовВоздействие цвета на человека.Типы освещенияЭлектрические источники света.Театр света и тени.Зонирование квартиры.Композиционные приемы в интерьере.Греческие интерьеры.Древнеримский дом.Моделируем античностьКлассический стиль Эстетика модерна.«Кантри» в городе. Высокотехнологичный «Хай – тек ».Благородство минимализма.Китч в интерьере. Современная эклектика.Стили будущего.Этно - стили.Дом под звездами.Темы проектовГостиная (Камины и печи в доме. Перегородки и ширмы. Свет.)Кухня (Оформление окон. Оформление стен. Абажур.).Спальня (Текстиль: покрывало, подушки, прикроватные коврики.Панно. Зеркала.). Кабинет (Всему свое место. Кассетница. Дискетница.Газетница.настольная лампа).Детская (Игрушки. Панно.Детский коврик.Абажур).Декоративные изделия из различных природных материалов.Лестницы (Витражи. Картины. Панно. Дерево в доме. Плетеные изделия).Вторая жизнь вещей (Обновление мебели. Чехлы. Изделия в технике «Пэчворк»).Ткани в интерьере.2.2 Методы и приемы активизации художественно-творческой активности у старших школьников в процессе проектирования дизайна жилых помещенийВ процессе изучения курса предусматривается применение активных методов и форм обучения: парная, коллективная, индивидуальная, групповая, работа над проектами, презентация, их защита, экспертная деятельность. Учащиеся при этом получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваюттехнологические, социальные, коммуникативные, литературно-лингвистические навыки.[30]Подростки должны учиться и осваивать умение расчленения единого творческого процесса на ряд последовательных этапов: накопление информации, сбор материала, изучение аналогов, поиск замысла и идей, разработка задания.Учебные задания прививают учащимсяважныепривычки для воспитания профессионального труда, а также самостоятельного творческого мышления.В целях того, чтобы исполнить поставленные задачи, необходимо большую часть учебного времени выделять на самостоятельную работу и упражнения, применяя «режим консультирования». Вместе с репродуктивным методом, который применяют на первых этапах овладевания знаниями, важно применить такие методы, как метод проектов и частично-поисковый. Учебный предмет важно рассмотреть способ познания окружающего мира и в качестве инструмента для развития художественно-творческой активности школьников. По данной причине целесообразным будетвремя, которое отведено для творческих работ использовать для обучения детей экспертной и проектной деятельности, развиватьхудожественно-творческую активность. [25]В обучении очень важным будетиспользование уже имеющегося субъективного опыта детей, который был получен на других уроках, таких как: математика, технология, изобразительное искусство и так далее.Указанные примеры важновзять из жизни, приближать предметы к практике, таким образом показывать взаимосвязи между существующими в природе знаниями и явлениями.[17]Формы обучения:- Избегание императивного подхода, то есть в процессе обучения информативного способа передачи знаний, обращение к мотивирующему обучению, которое основано на совместной деятельности учащихся и педагога;-Сценарии уроков должны быть выстроены по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";- Активный творческий поиск (учащихся и педагога) –является основой процессов обучения на уроках;-Формы урока: коллективные формы творческой работы беседа - диалог, (развитие "коллективных эмоций"), сочетание индивидуальной и коллективной работы;-Комплексное применение различных видов искусства (литературы, музыки, живописи и др.).Методы обучения:-Сравнение и сопоставление,-Импровизация,-Субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора);-Эмоционально-художественное "погружение",-Художественно-творческое и образное моделирование;-Дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (восхождение от общего к частному и от частного к общему);-Активизация воображения и творческого представления. Вместе с традиционными методами (репродуктивным, объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым) успешно применяют метод проекта. Под методом проекта понимают гибкую модель организации учебных процессов, которая ориентирована на самореализацию личности методом развития ее физических и интеллектуальных возможностей, творческих способностей и волевых качеств, в процессе создания под контролем педагога новых услуг и товаров, которые обладаютобъективной и субъективной новизной и обладающих практической значимостью.[19]В ряду средств особенно выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учеников, в процессе которой под руководством педагога создают духовные и материальные ценности. Школьники сами находят необходимыесведения для проекта, педагог при этом являетсяконсультантом, помощником, который производит руководство творческой деятельностью, но делает это ненавязчивым образом.Только при проектном обучении может быть воплощена в реальность идея развивающего обучения: учащийся является равноправным участником совместной деятельности с педагогом. Ученик учится проводить анализ каждого шага своего обучения, ищет причины возникших затруднений, определяет собственные недостатки, находит путь для исправления ошибок. Педагог предоставляет ученикам право выбора методов деятельности, выдвижения гипотез и предположений, участия в коллективном обсуждении разнообразных точек зрения.[14]Рекомендовано программой проведение беседо происхождении дизайна, работу с литературой, изучать современные материалы, производить подбор иллюстраций, оформлять тематические альбомы, проводить беседы о перспективах застройки города, встречи с архитекторами - дизайнерами, проводить выставок, конкурсов, работу над эстетизацией предметной среды школы. Такие навыкивыступаютбазой для дальнейших творческих разработок, формообразований, работы над разнообразными творческими проектами.Важным является, чтобы творческие процессы имели конкретное завершение, которое заключено в том, что после обсуждения и утверждения эскизы всей группы учеников были бы выполнены в масштабе при учете всех замечаний, возникших во время работы. На итоговом занятии все работы подростков должны быть представлены на выставке -отчете.[34]Программа представляет педагогам большие возможности для выбора методов и формпри работе с учениками.2.3Педагогические аспекты развития художественно-творческой активности учащихся 7-8 классовОстановимся на главной сути этого подхода с позиции теории деятельности, которая в последнее время нашла свое конкретное воплощение в отечественной психологии и педагогике. Начнем с того, что ведущие положения теории деятельности (и ее единства с психикой) обуславливают возможность управления познанием человека (учением) и развитием его личностных качеств только через организацию этой деятельности. Из проведенного ранее психологического анализа этих положений вытекают важные выводы для педагогики. [27]Так, например, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека необходимо вовлекать его в разнообразную деятельность: познавательную, преобразовательную, коммуникативную,ценностно-ориентационную, художественную, графическую и т. д.Другим выводом для педагогики, вытекающим из «деятельностной психологии», является положение о том, что знания и опыт человек может приобрести лишь с помощью собственной деятельности обучающихся, направленной на мир вещей, знания о которых ему необходимо передать. Из сказанного очевидно, что разнообразная учебная деятельность, включающая элементы творчества, является главным условием эффективного развития творческих способностей обучающихся. [10]Однако овладение опытом творческой деятельности не может проходить без педагогического руководства, которое организует, направляет и стимулирует продуктивную художественно-творческую активность обучающихся, обеспечивает ее успешность путем постепенного перехода от простых учебных действий с элементами творчества к более сложным.В основу продуктивно-деятельностного подхода к организации обучения положено представление о том, что процесс учения – есть продуктивная (творческая) учебная деятельностьобучающихся по усвоению знаний, умений и навыков. В отличии от продуктивно-деятельностного подхода предметный подход к обучению (мы его назвали традиционным) сложился эмпирически и был естественным, когда преобладали тенденции дифференциации наук, следовательно, и учебных дисциплин.Однако в настоящее время, вызванный к жизни объективными причинами процесс интеграции научных знаний приводит к противоречию между требованиями к подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности и предметной (дисциплинарной) структурой учебных планов как в школе, так и в высшем учебном заведении. [8]Любое из чувств имеет стремление воплощения при помощиопределённых образов, то есть эмоции, будто подбирают себе соответствующие мысли, впечатления, образы. Впечатления, которые не обладают никакими связями, могут быть объединены на базе общего эмоционального сходства, которое привнесено настроением. Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы в воображении принимают участие в порождении чувств. Это является особенно важным в школьном возрасте, когда:1)воображение имеет произвольный характер, предполагает создание идей, их планирование и воплощение;2)является особенной деятельностью, превращается в фантазию;3)ребенком осваиваютсясредства и приемы создания образов;4)воображение отходит на внутренний план и пропадает необходимость для создания образов в наглядных опорах.Основное психологическое приобретение подростков - это открытие собственного внутреннего мира. Единственной осознаваемой реальностью для ребенка выступает внешний мир, куда он может проецировать собственную фантазию. Осознавая свои поступки, и ошибки он еще не до конца может осознавать свои состояния психики.[3]Если ребенок сердится, то он это объясняет тем, что его кто-то обидел, если радуется, то для этого также имеютсякакие-либо причины. Ребенокприобретает способности погружения в свои переживания и себя, начинает переосмысливать свои эмоции не в качестве производных от каких-либо внешних событий, а как состояние своего собственного «Я».Открытие своего внутреннего мира является волнующим и радостным событием. Наряду с осознанием собственнойнеповторимости и уникальности, это «Я» часто ощущается как состояние внутренней пустоты, смутное беспокойство, которое необходимо чем-то заполнять.Отсюда происходят потребности в общении и одновременно становится повышенной его избирательность. Таким образом многие из подростков находят среду взрослых и сверстниковлюдей, где бы они чувствуют себя нужными и где им было бы интересно.[16]Из всех измерений времени для них самым важным выступает настоящее «сейчас». И для подростка важным будет то, как оценивают его личность в настоящее время.В своих увлечениях подросток будет выбирать ту деятельность, где возможно достигнуть определенных результатов, где можно быть в числе лидеров. Как правило, мальчиками выбираются занятия спортом, где как они считают, можно проявлятьсилу, мужественность, ловкость.[19]Девочками выбираются более привлекательные по своей красоте, с большим числом атрибутов такие виды, как спортивная гимнастика, бальные танцы, где они могли бы получить самоутверждение.[29]На таких целенаправленных занятиях они испытывают глубокие эстетические эмоции. В этот период некоторые увлечены музыкой, рисованием, пробуют писать стихи. Отыскивают в себе самом таким образом, задатки исключительности.Педагогамважно:1)обеспечить благоприятную атмосферу на уроках, доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики и оценок в адрес детей, что должно помочь свободным проявлениям дивергентного мышления;2)обогащение «окружающей среды» подростка самыми различными, новыми для него стимулами и предметамидля развития его любознательности, поощрение создания оригинальных идей;4)обеспечение возможностей для практики. Широкое применение вопросов дивергентного типа в самых различныхсферах знаний5)применение личного примера в творческом подходе для решения разного рода вопросов;6)предоставление подросткам возможностей свободно задавать вопросы.При учете возрастных особенностейшкольников (психологических и педагогических), педагог должен обратить внимание на системность, осознанность, действенность, а также прочность знаний. Знания должны быть усвоенными на репродуктивном уровне, при последующем достижении конструктивного и, по мере способностей и возможностей подростков, творческого уровня знаний.[30]Исследователи в процессе поиска обратили внимание на наличие связей эмоций с творчеством. Особенный интерес в данном отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»; в данном подходе сама эмоция рассмотрена в качестве творческого акта.Общепринятыми критериями художественно-творческой активностивыступаютаутентичность, эффективность, новизна. Эмоциональная креативность определена как комплекс развития эмоциональных синдромов, которые выступаютэффективными, новыми, аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимают как ее соответствие ценностям, потребностям, интересам субъекта.[18]По мере того, как подросток проявляет свою индивидуальность и осознает себя, развиваются способности к вчувствованию в предмет (живой, неживой), сопереживанию, или эмпатии.Эмпатия (от греч. cmpathtia - сопереживание) является постижением эмоционального состояния, вчувствовния и проникновение в переживания другихлюдей.Различаются:1)эмоциональная эмпатия, которая основана на механизмах подражания и проекции аффективным и моторным реакциям других людей;2)когнитивную эмпатию, которая базируется на интеллектуальных процессах (аналогия, сравнение, и т.д.);3)предикативную эмпатию, которая проявляется как способность человека предсказать аффективные реакции другого в определенных ситуациях. В качестве особенных форм эмпатии выделяются:-сопереживание - переживание субъектом таких же эмоциональных реакций, которые переживает другой человек, путем отождествления с ним;-сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по причине чувств другого.Важной характеристикой процессов эмпатии, которая ее отличает от иных видов понимания (принятия ролей, идентификация, децентрализации и др.), выступает замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта и слабое развитие рефлексивной стороны. (Рефлексия (от лат. retlexio - обращение назад) - способности сознания людей сосредоточиться на самом себе).[9]Эмпатическая способность людей растет, обычно с накоплением жизненного опыта. Успешное воспитание эмпативного поведения и эмпатии подростковявляется возможным на базе развития творческойактивности.Родителями, психологами и педагогами в последнее время уделено большое внимание развитию индивидуальности детей. Внимание взрослых при этом сосредоточено на деятельности детей, имеющей творческий характер, на роли творчества в деле развития восприятия, мышления, воображения.Формирование художественно-творческой активности подросткаосновано на нюансах сферы эмоций, специфике сенсорики (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса), образного видения каждого.Например, при определении различий и сходств между предметами или изображая (в изобразительной и театральной деятельности) образы предметов, явлений, одни дети будут отталкиваться от света, другие - от внешней формы, а третьи - от функциональных особенностей.[4]Поэтому упражнения и игры, которые стимулируют развитие воображения и ассоциативности подростков должны иметь опору на эмоциональное и чувственное постижение окружающего; выстраиваться на применении механизма синестезии.Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего желаний, настроений, побуждений вначале не выступает осознанным. Далее при помощи речи происходит осознание детьми своих эмоций и чувств, они учатся управлять ими. Но вначалеважно научитьсябыть внимательным вслушиваться и всматриватьсяв свои ощущения, тонко воспринимать всеми рецепторами мир природы и предметов, а позже это уже натренированное чуткое восприятие, конечно, будет обращено и на людей.[16]Для детей школьного возраста предложенанижеследующая последовательность применения объектов эмпатии:а)знакомые детям птицы и животные;б)явления природы и растения;г)взрослые, чьи профессии обладают характерными внешними атрибутами.В литературе описаныприёмы и способы развития творческих способностей и воображения школьников, их эмоционального мира, которые выстроены из собственного «эмоционального материала».На основе развития творческойактивности подростковбудет возможным успешное воспитание эмпатийного поведения и эмпатии - содействия другим и сопереживания при сочетании детской деятельности (восприятие игры, рисования, художественной литературы, и т.д.), которые опосредуют взаимодействие и общение ребёнка и взрослого: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно в сказках, является комплексом чувств, в составе которого содержатся такие эмоции, как удивление, сострадание, гнев, осуждение.[28]Данные социально ценные эмоции еще должныактуализироваться, закрепиться, найти выход и привести к результатам (содействие и помогающее поведение,) в соответствующих контекстах, которые могут и должны создавать взрослые.Но воспитательные задачи взрослых в данной областивоспитания будет исполнена, если взрослые сумеют создать такие условия, при которых помогающее поведение и эмпатийные переживания могут быть перенесены деьтми из связи «Я - персонаж» в сферу «Я - другой человек». Для этого необходимо:-научить детей понимать эмоциональное состояние других, чему могут помочьсюжетные творческие игры; рассматривание иллюстраций, где изображены различные эмоциональные ситуации с соответствующим обсуждением: проигрывание коротких сценок, которые нацелены на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;-создание определенных условий для развития у подростков способностей находить в жизни, во взаимоотношении с детьми и со взрослыми ситуации, которые являются аналогичными литературным по своей нравственной сути: воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;Достижением школьного возраста справедливо считают открытие подростком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями чувствами («эмоциональная произвольность»).[21]ЗаключениеДля формирования культуры творческой личности необходим творческий подход к подготовке и проведению занятий. Оптимизация учебного процесса и нестандартныйподход к изучению предмета повышают интерес к познавательной деятельности, и ее продуктивность. Интеграция учебных предметов содействует планомерному развитию личности учащегося. В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности. Творчество взрослого, сформировавшегося человека отлично от творчества детей. Дети преобразуют впечатление, эмоции от внешнего мира и, пропуская их через себя, выплескивают их в творчество. Рассматривая художественное образование как процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимо учитывать эмоциональное влияния друг на друга участников этого процесса. Эмоциональное отношение ученика к выполняемому заданию пробуждает творческий интерес к изучаемому предмету. При самостоятельном выполнении, решении творческой задачи учащиеся получают эмоциональное удовлетворение, уверенность в собственных силах, желание повторить и усовершенствовать полученное знание. Развивать творческий потенциал личности, необходимо опираясь на эмоциональное состояние личности. Активность личности в обучении напрямую связано с мотивацией. Базой творческого процесса является личностное начало. Само творчество - это свойство человеческой личности и признак определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, по причине того, что стимулирует воспитание и развитие личности. Человек в творчестве создает самого себя. Когда творчество имеет направленность на поиск оригинального и нового, возможно ранее неизвестного решения, оно приобретает статус деятельности и является сложной многоуровневой системой. В данной системе выделяются специфические способы действия, мотивы, цели, фиксируются особенности их динамики. В психолого-педагогических исследованиях активность зачастую рассматривается в двух направлениях - как деятельность и как черта личности. Т.И. Шамова считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня познавательной активности:-  воспроизводящая активность;- интерпретирующая активность;- творческая активность.Особенно важно формировать третий уровень активности, который характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубже в сущность явлений и их взаимосвязи, но и найти способы применения знаний и умений в новых ситуациях. Основным критерием уровня сформированности творческой активности служит интерес человека к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, их самостоятельному поиску, решению проблем, возникающих в познавательной и практической деятельности.Таким образом, подводя итоги выполненной работы можно сделать вывод, что в данной работе решены все поставленные задачи:- изучены психолого-педагогические основы развития художественно-творческой активности школьников;- изучена художественно-творческая активность как психолого-педагогическое понятие и ее возрастные особенности у подростков;- дано определение основных приемов и выразительных средств проектирования дизайна интерьеров;- разработан блок уроков на тему «Создание дизайна интерьеров жилых помещений»;- изучены методы и приемы активизации художественно-творческой активности у старших школьников в процессе проектирования дизайна интерьеров кафе.

Список использованных источников

1. Венев И.Д. Экспериментальное искусство развития восприятия цвета в школьном возрасте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2015. - С.19
2. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
3. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Науч. тр. /Под ред. Б.Н. Юсова.
4. Воспитание увлечением. / Сост. А.Т. Лященко. М.: Мол. Гвардия, 2016.- 175 с.
5. Волков ИЛ. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2014. 144 с.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. - 446 с.
7. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
8. Давыдов В В. Виды обобщения и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 2014. - 423 с.
9. Дембинский С.И., Лавров A.M., Триселев A.B. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 7 классов школы. М.: Просвещение, 2018. - 64 с.
10. Джангужин Р.Н. Новаторство как традиция: Проблема преемственности в развитии художественной культуры. Алма-Ата: Казахстан, 2014. -175 с.
11. Донцова Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 7-8классов: Сб. научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова. М.: 2014. - С. 49-75.
12. Елатомцев И М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нарасвета, 2015.
13. Дмитриева A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников / Под ред. Б.П. Юсова. М.:2015. - С. 75-94.
14. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2015. – с. 447.
15. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. М., 2014.
16. Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А.К. Василевский. М. Просвещение, 2013. - 288 с.
17. Ивахнова Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства (учебное пособие). Москва 2016.-28 с.
18. Ивахнова Л.Г. Подготовка учителей к конструированию, содержание учебных предметов художественного цикла. Москва, 2014- 19 с.
19. Колесникова И.А., Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – с. 288.
20. Крылов А.С., Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель года. – Екатеринбург, 2012. – с. 182.
21. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 2015. – 334 с.
22. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. Чистяковой С.Н. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – с. 83.
23. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2013. – с. 21.
24. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., – М.; Вентана-Графф, 2013. – с. 299.
25. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Высшее образование, 2016. — с. 432.
26. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2015. – 256 с.
27. Сасова И.А., ГуревичМ.И., Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – с. 38.
28. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2015.
29. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
30. ФГОС 2009-2010. Изобразительное искусство.

Вопрос-ответ:

Какова роль художественно творческой активности в процессе обучения дизайну интерьера учащихся 7-8 классов?

Художественно творческая активность играет важную роль в процессе обучения дизайну интерьера учащихся 7-8 классов. Она позволяет развивать у детей воображение, эстетическое восприятие, творческие способности и навыки. Это помогает им лучше понять и осознать принципы и элементы дизайна интерьера, а также учиться применять их на практике. Благодаря художественно творческой активности, школьники могут проявить свою индивидуальность и выразить свои идеи и эмоции через создание уникального дизайна интерьера.

Какие особенности художественно творческой активности у подростков 7-8 классов?

У подростков 7-8 классов художественно творческая активность имеет свои особенности. На этом возрастном этапе они активно развивают свое воображение и творческие способности. Они начинают более осознанно и целенаправленно экспериментировать с различными художественными приемами и выразительными средствами. Подростки в этом возрасте также начинают проявлять больше самостоятельности и инициативы в творческом процессе, а также подходить к созданию дизайна интерьера более систематически и организованно.

Какие приемы и выразительные средства используются при проектировании дизайна интерьеров?

При проектировании дизайна интерьеров используются различные приемы и выразительные средства. К ним относятся выбор цветовой гаммы, использование различных материалов, игра света и тени, создание композиций и прочее. При помощи этих приемов и средств можно создавать определенную атмосферу, передавать настроение и эмоции, делать интерьеры более функциональными и удобными для проживания.

Как проходит обучение дизайну интерьера учащихся 7-8 классов?

Обучение дизайну интерьера учащихся 7-8 классов проходит по определенной программе. В ходе обучения дети изучают основные принципы и элементы дизайна интерьера, они учатся анализировать и оценивать существующие интерьеры, а также разрабатывать собственные проекты. Дети проводят практические занятия, на которых применяют полученные знания и навыки, создавая свои собственные дизайн-проекты интерьеров.

Какие особенности художественно-творческой активности у подростков?

Художественно-творческая активность у подростков имеет свои возрастные особенности и выражается в стремлении к самовыражению, экспериментированию, поиску новых и оригинальных решений. В этом возрасте учащиеся проявляют интерес к искусству и красоте, их воображение развивается, а эмоциональная сфера богата и насыщена.

Какие приемы и выразительные средства используются при проектировании дизайна интерьеров?

При проектировании дизайна интерьеров используются различные приемы и выразительные средства, такие как цвет, форма, текстура, свет и пространство. Цветовые решения помогают создать нужное настроение, форма и текстура объектов интерьера придают им оригинальность и индивидуальность, а игра света и использование пространства помогают создать гармоничную и функциональную обстановку.

Как происходит обучение учащихся 7-8 классов дизайну интерьеров?

Обучение учащихся 7-8 классов дизайну интерьеров осуществляется поэтапно. Изначально проводятся теоретические занятия, где дети узнают основные понятия и принципы дизайна интерьеров. Затем проводятся практические занятия, на которых дети сами создают проекты интерьера, используя полученные знания и навыки. Обучение проводится с использованием различных методов и методик, таких как работа с художественными материалами, компьютерные программы и т.д.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития художественно-творческой активности школьников?

Развитие художественно-творческой активности школьников основывается на психолого-педагогических принципах, таких как активность, самостоятельность, сотрудничество и эмоциональное вовлечение учащихся. Детям предоставляется возможность свободно выражать свои идеи и фантазии, они активно участвуют в процессе обучения и взаимодействуют друг с другом. Важным аспектом является эмоциональное вовлечение учащихся в творческий процесс, что способствует их полноценному развитию и самовыражению.