Проблема детской лжи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 31 31 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 14.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ЛЖИ 5
1.1 Подходы к пониманию и видам феномена лжи в научной литературе 5
1.2 Особенности и причины детской лжи 11
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Результаты исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31

Фрагмент для ознакомления

Так, у 6 детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у 7 младших школьников – не вербального.У 2 детей не было обнаружено вообще ни одного из признаков обмана.При беседе после эксперимента, были заданы вопросы, каким образом они осуществляли свой рассказ и пытались ли скрыть ложь.Один из детей ответил, что запоминал, какие жесты он делал при правдивых историях и старался их в точности повторить, а другой – что в целом не придавал большого смысла эксперименту.Таким образом, мы можем сделать вывод, что распознать обман сложнее в различных ситуациях и для более детального изучения, необходимы более длительные эксперименты, чтобы было возможно изучить их личностные особенности и манеры поведения и речи в повседневной жизни.Проанализировав все полученные результаты, мы установили, что всего у различных детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте было выявлено:- 22 вербальных признака обмана;- 19 невербальных признаков обмана.Наглядно, сводные данные представлены на рисунке 2.1. Рисунок 1. – Сводные результаты исследования по количество повторений признаковВажно отметить, что одни и те же признаки повторялись у некоторых младших школьников.Среди вербальных признаков, не было выявлено определенной тенденции в зависимости от гендерной принадлежности ребенка. В целом, наиболее часто встречающимися признаками в данной группе были: повышение тембра голова, изменение скорости речи, а также использование каких-либо слов или частиц, которые не были характерны при рассказе правдивых историй.Анализируя невербальные признаки, мы установили, что один признак встречался только среди девочек, а именно: многие из них при обмане трогали свои волосы, однако, у каждой из них, данный жест имел индивидуальную характеристику.Также в ходе эксперимента было выявлено, что большинство невербальных признаков у всех детей, так или иначе,связаны с движением пальцев рук.По результатам исследования, были сформулированы методические рекомендации, которые позволят родителям младших школьников лучше распознавать и корректировать проявления лжи у детей.Для того чтобы распознать, врет ли ребенок, достаточно понаблюдать за ним. Если ребенок врет постоянно, то вполне можете определить это по некоторым вполне очевидным признакам. Среди признаков можно выделить, если ребенок: - излишне возбужден, на щечках румянец; - у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются; - появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановить поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет; ребенок трогает шею или дергает воротник, теребит мочку уха; прикасается к носу, не осознавая этого; потирает глаз, подбородок или висок; - ребенок начинает часто покашливать во время разговора; - говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами, а также наоборот, начинает говорить быстрее, чем обычно; - непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает. В голове у него нет четкого плана, там путаница. Ему все время кажется, что взрослые его разоблачат; - ребенок может в разговоре повторять за взрослым последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ; - поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи; - если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана. Это, конечно, только некоторые признаки. Важно наблюдать за ребенком постоянно и целенаправленно, так как различные признаки могут быть присущи, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.Если часто выясняется, что ребенок обманывает, необходимо принимать соответствующие меры по коррекции. Были сформулированы следующие рекомендации• Прислушайтесь к тому, о чем говорит ребенок, прежде чем разоблачать, необходимо обдумать, как это сделать доброжелательнее и тактичнее. • Не нужно сразу ругать и наказывать ребенка за ложь. Необходимо, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее. • Если ребенок сам сознался во лжи, надо похвалить его поступок. Если же он не хочет сознаваться, нельзя делать это, применяя наказания. Правильным выходом в этой ситуации может быть сказка или придуманная история о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. • Во всех случаях необходимо продемонстрировать ребенку более приемлемый способ удовлетворения потребностей, альтернативный лживому поведению. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования, нами были сделаны следующие основные выводы:1. На сегодняшний день, исследование феномена лжи, является одним из самых сложных направлений психологических исследований, так как существующие концепции по-разному трактуют данное понятие и его виды. В настоящем исследовании, мы придерживались взглядов П. Экмана. В целом, по результатам теоретического изучения, нами было установлено, что суть лжи заключается в том, что человек думает о чём-то конкретном или верит в это, но при этом во время общения сознательно передаёт иную информацию. Основная цель лжи – исказить истину и тем самым дезинформировать собеседника.2. Анализируя работы различных исследователей, мы также пришли к выводу о том, что изучение вербальных и невербальных признаков лжи, на сегодняшний день, не в полной мере разработанный вопрос. Важным, по мнению всех исследователей, является то, что любой из жестов или вербальных проявлений, в каждом конкретном случае, может являться признаком обмана или просто быть индивидуальной особенностью человека.3. Феномен детской лжи – наименее изученный аспект данной проблем. Говоря конкретнее, на основании теоретического анализа, мы пришли к выводу о том, что изучение причин детской лжи – достаточно разработанный вопрос в теории и практики, тогда анализ признаков остается малоизученным аспектом, в связи с чем, эмпирическое исследование было направленно именно на эти особенности. 4. Практическая часть работы представляла собой эксперимент по исследованию особенностей лживого поведения детей младшего школьного возраста, цель которого изучение вербальных и невербальных признаков обмана у детей. В данном исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста (6-8 лет), которые обучаются в 1-2 классе исследуемой базы. В качестве методики исследования, была выбраны игра «Угадай правду». В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор. Нами также осуществлялось целенаправленное наблюдение за деятельностью и речевыми высказываниями детей, с целью выявления наиболее типичных признаков обмана.По результатам эксперимента, мы установили:- у 6 детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у 7 детей – не вербального, у 2 младших школьников не было обнаружено вообще ни одного из признаков обмана;- проанализировав все полученные результаты, мы установили, что всего у различных младших школьников, участвующих в эксперименте было выявлено 22 вербальных признака обмана и 19 невербальных признаков обмана. Одни и те же признаки повторялись у некоторых детей;- наиболее часто встречались следующие вербальные признаки: повышение тембра голова, изменение скорости речи, а также использование каких-либо слов или частиц, которые не были характерны при рассказе правдивых историй. Гендерных различий в данной группе не обнаружено;- большинство невербальных признаков у всех младших школьников, так или иначе связаны с движением пальцев рук. Только среди девочек был выявлен один признак – они трогали свои волосы, однако, у каждой из них, данный жест имел индивидуальную характеристику.На основании результатов исследования, для родителей были сформулированы рекомендации по выявлению и коррекции детской лжи.На наш взгляд, перспективами дальнейших исследования является расширение длительности наблюдения и бесед, для изучения их личностных особенностей и манер поведения и речи в повседневной жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. :Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с.Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108.Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34.Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с.Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с.Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. – Москва : РЭЙ, 2014. – 117 с.Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург :Алетейя, 2009. – 282 с.Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с.Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77.Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.Марселли Д. Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить / Д. Марселли, Г. де Ла Бори. – Екатеринбург :У-Фактория, 2008. – 288 сМещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19.Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург :Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с.Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с.Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. – Москва :Эксмо, 2015. – 192 с.Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с.Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с.Церковная, И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности. /И.А. Церковная. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 20сЭкман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с.Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с.Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdfBok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15.Efron D. Gesture, Race and Culture / D. Efron. - The Hague : Mouton Press, 1972.Ekman P. Body Movement and Voice Pitch in Deceptive Interactions / P. Ekman, W. V. Friesen, K. Scherer // Semiotica. – 1976. - № 16. – P. 23 – 27.Ekman P. Facial Signs of Emotional Experience / P. Ekman, W. V. Friesen, S. Ancoli // Journal of Personality and Social Psychology. – 1980. - № 39. – P. 1125 – 1134.Stouthamer – Löber M. Lying as a Problem Behavior in Children : a Review / M. Stouthamer-Löber // Clinical Psychology Review. – 2006. - № 6. – P. 267 – 289.ПРИЛОЖЕНИЕ АПризнаки лжи в исследуемой группе детей№ п/пВербальные признакиНевербальные признаки1Повышает голос, разговаривает быстрееЧасто перекладывает ногу на ногу2Не выявленоПоднимает бровь3Приводит слишком много аргументовОблизывает губу4Более часто использует междометье «Ну»Закатывает глаза5Быстрее разговаривает, делает голосовое ударение на последний слог словаНе выявлено6Пытается применять сложную терминологию, при уточняющих вопросах - смеетсяЭмоционально на лице выражает недовольство7Повышает голосТрогает руками волосы8Делает долгие паузы в речиНе выявлено9Повышает голосПостоянно улыбается10Использует большое количество междометийТрогает ухо11Не выявленоНе выявлено12Не выявленоМного смеется там, где этого не требует смысловая нагрузка13Более часто использует междометье «Короче»Рисует в процессе рассказа14Повышает голосНе выявлено15Приводит слишком много аргументовТрогает губу16Не выявленоТрогает руками волосы17Лживая история была самая короткаяСжимает кулаки18Делает долгие паузы в речиНе выявлено19Разговаривает быстрееСмотрим в глаза только экспериментатору20Не выявленоПеребирает пальцами21Использует большое количество слов-паразитовТрогает руками волосы22Приводит слишком много аргументовТрогает кофту, смеется23Не выявленоНе выявлено24Разговаривает тише, чем обычноТрогает руками волосы25Делает долгие паузы в речиНе выявлено

1. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. : Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с.
2. Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108.
3. Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34.
4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с.
5. Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с.
6. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. – Москва : РЭЙ, 2014. – 117 с.
7. Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с.
8. Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с.
9. Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77.
10. Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.
11. Марселли Д. Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить / Д. Марселли, Г. де Ла Бори. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 288 с
12. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
13. Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.
14. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19.
15. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с.
16. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с.
17. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. – Москва : Эксмо, 2015. – 192 с.
18. Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с.
19. Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с.
20. Церковная, И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности. /И.А. Церковная. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 20с
21. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с.
22. Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с.
23. Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdf
24. Bok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15.
25. Efron D. Gesture, Race and Culture / D. Efron. - The Hague : Mouton Press, 1972.
26. Ekman P. Body Movement and Voice Pitch in Deceptive Interactions / P. Ekman, W. V. Friesen, K. Scherer // Semiotica. – 1976. - № 16. – P. 23 – 27.
27. Ekman P. Facial Signs of Emotional Experience / P. Ekman, W. V. Friesen, S. Ancoli // Journal of Personality and Social Psychology. – 1980. - № 39. – P. 1125 – 1134.
28. Stouthamer – Löber M. Lying as a Problem Behavior in Children : a Review / M. Stouthamer-Löber // Clinical Psychology Review. – 2006. - № 6. – P. 267 – 289.

Вопрос-ответ:

Что изучает статья?

Статья изучает проблему детской лжи, а именно её теоретические аспекты и результаты экспериментального исследования особенностей детской лжи.

Какие подходы к пониманию и видам феномена лжи представлены в научной литературе?

В научной литературе существует несколько подходов к пониманию и видам феномена лжи, включая когнитивный подход, социально-психологический подход, эволюционный подход и другие.

Какие особенности и причины детской лжи описываются в статье?

В статье описываются особенности детской лжи, такие как использование невербальных признаков обмана и отсутствие вербальных признаков у некоторых детей. Причины детской лжи могут быть различными, включая желание получить внимание или избежать наказания.

Какие методы и организация исследования использовались в экспериментальной части статьи?

В экспериментальной части статьи использовались определенные методы и организация исследования, но конкретные подробности не указаны.

Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании?

В экспериментальном исследовании были получены результаты, которые не указаны в данном фрагменте текста.

Какие подходы к пониманию феномена лжи существуют в научной литературе?

В научной литературе существуют различные подходы к пониманию феномена лжи. Некоторые авторы считают ложь осознанным и намеренным искажением фактов, другие подходят к ней как к социальному явлению, а еще другие рассматривают ложь как процесс взаимодействия между лжецом и его аудиторией.

Какие особенности и причины детской лжи?

Детская ложь имеет свои особенности. Часто дети склонны прибегать к лжи, чтобы избежать наказания, привлечь внимание или защитить себя и свои интересы. Причины детской лжи могут быть разными: недостаток уверенности в себе, желание достичь определенной цели, стремление понравиться окружающим или просто игривость.

Как организовано исследование особенностей детской лжи?

Для исследования особенностей детской лжи была проведена опросная работа с детьми различных возрастных групп. Были использованы различные методы, такие как наблюдение, анкетирование и проведение психологических экспериментов с целью выявления признаков обмана.

Какие результаты получены при исследовании особенностей детской лжи?

Результаты исследования показали, что у некоторых детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у других не было обнаружено невербальных признаков обмана. Это говорит о том, что детская ложь может быть очень искусно скрыта и не всегда можно определить, когда ребенок говорит правду, а когда лжет.

Сколько детей было вовлечено в исследование особенностей детской лжи?

В исследовании было вовлечено общее количество детей - 15 человек. Были исследованы дети разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста и заканчивая младшей школьной.

Какие подходы существуют к пониманию и видам феномена лжи у детей?

В научной литературе выделяются различные подходы к пониманию и видам феномена лжи. Один из подходов определяет ложь как сознательное искажение информации с целью обмана. Другой подход считает, что ложь у детей может быть связана с их недостаточным пониманием того, что является правдой или ложью. Также различаются виды лжи у детей, такие как вербальная и не вербальная ложь.

Какие особенности и причины детской лжи можно выделить?

Детская ложь имеет свои особенности и причины. Одной из особенностей является то, что дети часто лгут из-за страха наказания или из желания понравиться другим. Они также могут лгать, чтобы защитить себя или из-за несформированности моральных норм. Кроме того, некоторые исследования указывают на то, что дети могут лгать, чтобы получить внимание или материальные выгоды.