характеристика межличностных взаимодействий ребёнка с расстройством аутистического спектра с родителями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 48 48 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 07.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика межличностных отношений детей с расстройствами аутистического спектра 6
1.1 Межличностные отношения: понятие, сущность, виды, структура 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 15
1.3 Характеристика развития межличностных отношений у детей с расстройствами аутистического спектра 21
Глава 2. Характеристика детско-родительских отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра 27
2.1 Детско-родительские отношения как проблема исследования в отечественной психолого-педагогической литературе 27
2.2 Характеристика отношений родителей и детей в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43

Фрагмент для ознакомления

Отсюда — непоследовательность в воспитании и, как следствие, углубление поведенческих проблем. Недостаток информации, понимания происходящего, отсутствие эффективного сотрудничества со специалистами является одним из самых существенных источников стресса для семьи, в которой растет ребенок с аутизмом [18]. Другим распространенным явлением в семьях, где есть ребенок с аутизмом, бывает нарушение отношений между родителями и ребенком. В некоторых семьях оно может носить злокачественно-прогрессирующий характер. Баркли описывает типичную спираль ухудшения отношений: сначала родители стараются игнорировать поведенческие проблемы, думая, что ребенок так ведет себя, чтобы привлечь внимание. Потом, в связи с тем, что проблемы усиливаются, родители начинают больше внимания уделять ребенку: объяснять, ругать, стыдить, делать замечания или же стараются воспитывать «методом пряника» — уговорить ребенка, «купить» и т.п. Но и эти методы не помогают или же дают лишь незначительный эффект. В отчаянии родители могут прибегнуть к крайним формам дисциплинирования: запугиванию («отдадим тебя в интернат, милиционеру» и т.п.), эмоциональному шантажу («не будем любить тебя, если ты будешь так себя вести»), физическому наказанию. Наконец начинают «сдавать нервы» и появляютя «взрывы» жестокого отношения к ребенку, физического воздействия, эмоциональных обид. У родителей может развиться негативное восприятие ребенка как злого, нехорошего, с «ужасным» характером. Такое восприятие может оправдывать жестокое или отчужденное отношение к ребенку, его отвержение. Может нарастать желание избегать ребенка, «освободить» себя от родительской роли. Конечно, не все родители доходят до этого. Есть множество семей, которые любят и понимают своего ребенка, ищут пути помощи — и собственными усилиями или с помощью специалистов достигают значительных успехов. Но есть и такие семьи, где спираль негативных взаимодействий лишь приводит к нарастанию поведенческих проблем ребенка, к ухудшению отношений. Наконец в части семей может развиться неверие в то, что ребенку можно помочь и что родители могут как-то повлиять на его поведение. Соответственно исчезают или же становятся непоследовательными попытки поддерживать дисциплину. В некоторых семьях имеет место прямое или косвенное отчуждение ребенка, эмоциональное и физическое воздействие: риск испытать такое отношение у детей с аутизмом в 2—4 раза выше, чем у ровесников из контрольной группы [14]. Таким образом, и в диагностическом процессе, и в подходах к помощи большое внимание должно уделяться характеру отношений между родителями и ребенком — качество этих отношений является определяющим в психологическом развитии ребенка, формировании его личности [34]. К сожалению, не все родители находят силы, поддержку и необходимые знания, чтобы справиться с трудностями, связанными с воспитанием ребенка с аутизмом. Исследования показывают, что для части семей, которые не имеют необходимых собственных ресурсов и внешней помощи, этот опыт иногда приводит к негативным последствиям. У родителей детей с аутизмом по сравнению с родителями из «контрольной группы», чаще наблюдается заниженная самооценка — в частности, в сфере родительства, и это особенно касается матерей; также выявлены более высокие показатели депрессии. Развитие депрессии является прогностически неблагоприятным фактором, так как приводит к углублению нарушений в сфере родительства и в жизни семьи в целом, образуя замкнутый круг: нарастание поведенческих проблем у ребенка — самообвинение, низкая самооценка — развитие депрессии — углубление нарушений в контакте с ребенком — дальнейшее нарастание поведенческих трудностей. Поэтому выявление данных проблем и эффективное вмешательство становятся чрезвычайно важными. Необходимо учитывать, что преждевременные попытки научить родителей методам поведенческой терапии (который, как уже упоминалось выше, является одним из основных методов помощи детям с аутизмом) в случае невыявления депрессии, например, у матери, приводят к ухудшению ситуации: ведь в состоянии депрессии мать будет неспособна внедрять новые методы поведенческого влияния, и, следовательно, потерпит очередную неудачу и испытает еще большее разочарование и страх [19]. Более высокие показатели стресса, заниженной самооценки, самообвинений и депрессии у матерей по сравнению с отцами понятны в силу существующей гендерной роли женщины как в первую очередь ответственной за воспитание детей в отличие от мужчин, которые преимущественно беспокоятся о финансовом обеспечении семьи. Дисфункциональность и негативные последствия для обоих полов такого ригидного определения гендерной роли доказаны социологами и психологами, но общество еще далеко от осознания данного факта как проблемы, которая нуждается в решении на уровне общественного и индивидуального сознания. Вследствие таких представлений о роли мужчины и женщины в семье страдают как женщины (из-за отсутствия надлежащей поддержки со стороны мужчины, его более пассивной и отстраненной роли в воспитании детей), так и мужчины, (т.к. их отношения с детьми часто более отстраненные, прохладные, источником стресса для мужчин также становится чрезмерная самоидентификация с размером собственного заработка). Разумеется, данная картина наблюдается далеко не во всех семьях. Тем не менее, с клинической точки зрения чрезвычайно важно не только поддерживать матерей, но и активно привлекать отцов, давая им возможность осознать собственную значимость для детей, важность их присутствия в семье и ответственность за достижение перемен к лучшему. Прочные супружеские отношения, активное участие обоих родителей в воспитании детей — один из наиболее весомых факторов позитивного прогноза развития ребенка с аутизмом [2]. Другой проблемой семей является социальная изоляция. Это также вполне понятно и является следствием негативного опыта взаимодействия семьи с окружающей средой и отторжения семьи социальным окружением, самоизоляции семьи с целью избегания неприятных ситуаций. Отсутствие социальной поддержки, как со стороны ближайших членов семьи, так и от друзей, соседей и т.п. является неблагоприятным фактором, ведь, как известно из исследований последствий хронического стресса, наличие социальной поддержки является важнейшим фактором, защищающим от негативного влияния стресса на физическое, психическое и социальное здоровье. Более того, отрицательное взаимодействие с социальным окружением может быть само по себе фактором стресса для семьи и ребенка. Следовательно, в процессе диагностики важно выявить характер взаимодействия семьи с социальным окружением, наличие социальной поддержки, и в «пакет» помощи следует включать группы взаимоподдержки «родители для родителей», программы волонтеров и т.п. Без сомнения, не менее важным является и общее просвещение общества относительно детей с аутизмом и их особых потребностей — что способствовало бы как усилению понимания, толерантности, так и ослаблению предубеждений и негативного отношения [22]. Более высокие показатели распространенности психической патологии у родителей детей с аутизмом, к сожалению, касаются не только депрессии. В связи с генетической природой этого расстройства у родителей также часто наблюдается аутизм или, по крайней мере, резидуальные, «остаточные» симптомы. Если у ребенка аутизмом, то по статистике 20—35% родителей также имеют это расстройство. Иногда, когда родителям передается информация об аутизме, они узнают в себе или в супруге его признаки. Это создает для них дополнительные трудности, в частности в воспитании ребенка: импульсивные реакции могут препятствовать внедрению последовательной дисциплины, вспышки неконтролируемой злости с физическим насилием не только моделируют в ребенке агрессивное поведение, но и вредят взаимоотношениям между родителями и ребенком. Поэтому выявление аутизма у родителей, их просвещение относительно особенностей этого расстройства в зрелом возрасте и специфическая помощь, в частности, в сфере родительства, в контроле над «импульсивным воспитанием» чрезвычайно важны [26]. У родителей с аутизмом статистически повышены показатели и других расстройств, связанных с аутизмом, наблюдаются депрессия, биполярное расстройство, тревожные расстройства, расстройства личности (в частности антисоциальное), зависимость от алкоголя и наркотиков, проблемы с контролем агрессивного поведения, интеллектуальная недостаточность и прочие. Это же касается и социальных проблем, таких как безработица, низкий социально-экономический статус, трудности в межличностных отношениях [14]. Диагностическое исследование особенностей отношений родителей и детей в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектрарекомендуется проводить при помощи следующих методов: 1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).Цель: Определение родительского отношения к воспитанию детей и общения с ними.Описание: Опросник состоит из пяти шкал: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».Инструкция: Экспериментатор предлагает испытуемому ответить на 61 вопрос.В конечном итоге, можно определить какие тактики используют родители при воспитании детей и общения с ними.2. Тест «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).Цель: Изучение влияния родителей в воспитании ребенка. Диагностика нежелательного, некорректного влияния членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.Описание: Тест АСВ включает сто тридцать утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены двадцать шкал. Первые одиннадцати шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.Инструкция: Экспериментатор предлагает обследуемому прочитать по очереди утверждения теста. Если он, в общем, согласен с ними, то в «Бланке для ответов» должен обвести кружком номер ответа. Если он, в общем, не согласен, то зачеркнуть тот же номер. Если очень сложно выбрать, то он должен поставить на номере вопросительный знак. Обследуемый должен стараться, чтобы таких ответов было не больше пяти.В конечном итоге, мы получаем данные о влиянии родителей в воспитании ребенка. Результаты, полученные по данной методике, призваны потвердеть результаты по методике «Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)».3. Анкетный тест Спилбергера.Цель: Определение уровня личностной и ситуационной тревожности в качестве показателей стресс-устойчивости диагностируемого.Описание: Тест состоит из сорока вопросов. Инструкция: Психолог предлагает испытуемому прочитать внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.В конечном итоге, полученные результаты по этой методике, должны показать, каким образом тактики дисциплинирования ребенка сказываются на развитии ребенка [30].ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей межличностных взаимодействий ребёнка с расстройством аутистического спектра с родителямив связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировавпонятие, сущность, виды, структуру межличностных отношений, можно сказать, чтомежличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которое это общение опирается. А также межличностные отношения можно определить, как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.2. Изучив психолого-педагогическую характеристику детей с расстройствами аутистического спектра, можно сказать, чтоу детей с аутизмом наблюдаются проблемы в установлении контактов с окружающими. При аутизме наблюдаются поведенческие стереотипии. Причины аутизма у детей: наследственность, холодное отношение матери, повреждения головного мозга. При аутизме наблюдаются нарушения в звукопроизношении и темпе речи. Детям с аутизмом требуется постоянное сопровождение взрослого.3. Охарактеризовав особенности развития межличностных отношений у детей с расстройствами аутистического спектра, можно сказать, нарушения развития коммуникативных навыков имеют все дети с аутизмом в независимости от состояния интеллекта и развития речи. Таким детям трудно вступать в контакт с окружающими людьми, они не понимают, когда и каким образом надо применять коммуникацию. Даже при хорошем словарном запасе и умении выстроить фразу аутист все равно будет испытывать затруднения при общении.4. Рассмотрев детско-родительские отношения как проблемуисследования в отечественной психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод, чтодетско-родительские отношения рассматриваются в качестве системы различных чувств родителей по отношению к ребенку и в том числе последнего по отношению к первым, специфики восприятия, осознания личностного характера и поступков друг друга. Благоприятным образом воздействуют на воспитательный процесс демократический и авторитетный стили взаимодействия, а остальные естественно негативно.5. Охарактеризовав особенности отношений родителей и детей в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра, можно констатировать, чтоотличительной особенностью семьи, имеющей ребенка с аутизмом, относится к матери. В период после рождения между ней и ребенком не устанавливается симбиотическая связь. Ребенок не проявляет к ней интереса, не отличает ее от других взрослых, не улыбается ей, избегает тактильных контактов, может давать негативные реакции на прикосновения: плач, агрессию. Мать не понимает в чем дело, у неё развивается чувство вины, ощущение собственной неполноценности, может развиться депрессия и другие психосоматические расстройства. Мать не в состоянии выстраивать гармоничные детско-родительские отношения.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАзаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2011. - 167 с.Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. - Гнозис, 2017 г. – 392 с. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с. Гусева О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: диссертация ... кандидата Психологических наук. - ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», 2018. – 250 с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с. Дьякова Е. В. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 543-547.Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2004. 80 с.Игнатова Т.К., Евтушенко И.В. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-1. – С. 150-156.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2015. – 592 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004. – 1166 с. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 Керре Н. ОКолосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.Коэн Ш. Как жить с аутизмом? Психолого-педагогические рекомендации по работе и взаимодействию с детьми. - Изд. В. Секачев, 2017. – 204 с. Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 150-155. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.Кулина Д.Г., Яковлева Н.В.Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - № 1 (16), 2017. – С. 21-47/ Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 279-283. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 260 с.Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Диалог-МИФИ, 2012. — 288 с. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с. Мастюкова Е. М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. // Лечебная педагогика» (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос». – 1997. — С. 99-108, 164-258. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с. Метляева Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: АСГАРД, 2016. — С. 51-53. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с. Михальченко К. А. Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 179-184. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Никольская О. С. Проблемы семьи аутичного ребенка/ О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М Либлинг // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 76–82.Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. – 300 с.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2007. — 112 с. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.Питерс Т. Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.Рамазанова В.А. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(54).pdf (дата обращения: 12.03.2019)Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии. - Бином, 2017 г. – 424 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н., Винрадова Н.А., Шашенкова Н.А. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2013. – 192 с.Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с. Сухорукова И. В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом. // Сибирский вестник специального образования. — 2012. – № 2 (6). — С. 130-139. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - №, 2008. – С. 208-235.Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Дис. ... канд. пед. Наук. - М., 2005 - 176 c.ХаустовА.В., БогорадП.Л., ЗагуменнаяО.В., КозорезА.И., Пан-цырьС.Н., НикитинаЮ.В., СтальмаховичО.В. Психолого-педаго-гическоесопровождениеобучающихсясрасстройствамиаутисти-ческогоспектра. - М.: ФРЦФГБОУВОМГППУ, 2016. 125с.Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельников Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - №, 2013. – С. 80-86.Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим: методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 116 с.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007. – 136 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2011. - 167 с.
3. Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. - Гнозис, 2017 г. – 392 с.
4. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.
5. Гусева О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: диссертация ... кандидата Психологических наук. - ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», 2018. – 250 с.
6. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
7. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.
8. Дьякова Е. В. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 543-547.
9. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2004. 80 с.
10. Игнатова Т.К., Евтушенко И.В. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-1. – С. 150-156.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2015. – 592 с.
12. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
13. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004. – 1166 с.
14. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 Керре Н. О
15. Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.
16. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? Психолого-педагогические рекомендации по работе и взаимодействию с детьми. - Изд. В. Секачев, 2017. – 204 с.
17. Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 150-155.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
19. Кулина Д.Г., Яковлева Н.В.Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - № 1 (16), 2017. – С. 21-47/
20. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 279-283.
21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
22. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
24. Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 260 с.
25. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Диалог-МИФИ, 2012. — 288 с.
26. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с.
27. Мастюкова Е. М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. // Лечебная педагогика» (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос». – 1997. — С. 99-108, 164-258.
28. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
29. Метляева Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: АСГАРД, 2016. — С. 51-53.
30. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с.
31. Михальченко К. А. Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 179-184.
32. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
33. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
34. Никольская О. С. Проблемы семьи аутичного ребенка/ О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М Либлинг // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 76–82.
35. Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с.
36. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. – 300 с.
37. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2007. — 112 с.
38. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
39. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
40. Питерс Т. Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
41. Рамазанова В.А. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(54).pdf (дата обращения: 12.03.2019)
42. Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии. - Бином, 2017 г. – 424 с.
43. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
44. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н., Винрадова Н.А., Шашенкова Н.А. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2013. – 192 с.
45. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
46. Сухорукова И. В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом. // Сибирский вестник специального образования. — 2012. – № 2 (6). — С. 130-139.
47. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - №, 2008. – С. 208-235.
48. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Дис. ... канд. пед. Наук. - М., 2005 - 176 c.
49. ХаустовА.В., БогорадП.Л., ЗагуменнаяО.В., КозорезА.И., Пан-цырьС.Н., НикитинаЮ.В., СтальмаховичО.В. Психолого-педаго-гическоесопровождениеобучающихсясрасстройствамиаутисти-ческогоспектра. - М.: ФРЦФГБОУВОМГППУ, 2016. 125с.
50. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельников Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.
51. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - №, 2013. – С. 80-86.
52. Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим: методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 116 с.
53. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007. – 136 с.