Методы повышения эффективности практических занятий в ходе изучения социальных наук в сфере высшего образования.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 25 25 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 19.04.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1.Особенности современного высшего образования 5
1.1. Методы обучения в системе высшего образования 5
1.2.Сущность практических занятий в системе высшего образования 11
Глава 2. Методологические основы организации практических занятий в системе высшего образования 15
2.1.Методы повышения эффективности практических занятий в вузе 15
2.2. Методические рекомендации для повышения эффективности практических занятий в вузе 20
Заключение 22
Список литературы 24


Фрагмент для ознакомления

Педагогическая практика показывает, что рационально применять следующие методы:
- в процессе подготовки к практическому занятию выдавать студентов перечень вопросов, правильные ответы на которые, показывают достаточность уровня знаний и умений студента к практическому занятию;
- использование тестового или программированного контроля знаний;
- наличие обучающих и контролирующих программ, использование которых не только позволяет каждому студенту подготовиться к практическому занятию, но и получить объективную компьютерную оценку по результатам подготовки (очевидно, что данный метод является оптимальным). [1]
Лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, практика, консультации по выбранной специальности все так же являются ведущими формами такого типа обучения. Неизменные атрибуты этой системы — зачеты, экзамены и коллоквиумы.
Лекционно-семинарская система в своем чистом варианте применяется в практике профессиональной подготовки — то есть в условиях, когда обучающиеся уже обладают определенным опытом учебно-познавательной деятельности, имеют сформированные общеучебные навыки и, что самое главное, умеют самостоятельно добывать знания. Такая система дает возможность органично соединять формы обучения массового, группового и индивидуального характера. В то же время массовая форма является доминирующей за счет особенностей возраста обучаемых.
Лекционно-практическая система обучения имеет другие особенности. В вузе передается значительно больший объем знаний, чем в школе, поэтому основной формой является лекция, позволяющая давать систематизированную информацию. Для того, чтобы детализировать, анализировать, расширять и углублять информацию существуют практикумы. Основой обучения в вузе считается самостоятельная деятельность студентов. Студенты объединены в учебные группы, а совокупность учебных групп представляет собой курс. Курс осуществляет учебную деятельность по единому учебному плану согласно расписанию занятий. Учебный год в вузе состоит из двух семестров, каждый семестр завершается сдачей экзаменов и зачетов. Обучение в вузе заканчивается сдачей государственных экзаменов по ведущим дисциплинам, защитой дипломной работы. [2]
Кроме учебных занятий (которые могут быть аудиторными либо самостоятельными), в вузах возможно организовывать разноплановые виды внеаудиторной работы. Она не считается обязательной для студентов, и при этом процесс участия в ней дает ощутимую пользу в профессиональном становлении и развитии собственной личности студента. Помимо этого, подобная внеучебная активность дает возможность сделать студенческую жизнь намного более насыщенной и разнообразной.
Сюда можно отнести научно-исследовательскую работу, когда под руководством педагога работают определенные творческие проблемные группы, занимающиеся разработкой актуальных исследовательских тем. Классическими формами организации научной жизни студентов называют студенческие научные общества, молодежные сообщества, проводящие ежегодные научные конференции студентов.
Конференции, как правило, проводятся как некий итог конкретной учебно-исследовательской деятельности группы студентов.[5]
Очень полезной формой внеаудиторной учебной работы можно назвать непосредственное участие студентов в деятельности научных, а также практических конференций именно «взрослых» ученых социальной сферы. Они могут приобщиться к профессиональной жизни мира практической и научной социальной области, либо прослушивая выступления профессиональных ученых, либо самостоятельно выступая на молодежных секциях.
2.2. Методические рекомендации для повышения эффективности практических занятий в вузе

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с исследования исходной документации (учебной программы, тематического плана и т. д.) и заканчивается оформлением плана проведения занятия. В практических занятиях препадавателю необходимо иметь:
план проведения практического занятия;
методические указания по изучаемой учебной дисциплине;
основные и вспомогательные материалы;
рабочий журнал преподавателя.[2]
Для повышения эффктивности практических занятий необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Темы и вопросы и задания для практических занятий, обычно, отображены в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины. При необходимости их можно корректировать. Нужно подумать о том, чтобы план практического занятия, включая список рекомендованной литературы, студенты получили заранее – за несколько дней до его проведения.
2.Необходимо подумать о форме проведения практического занятия. При изучении гуманитарных и социальных дисциплин главным видом практических занятий является семинар. Чаще всего это обсуждение трех-четырех вопросов со всеми студентами группы или заслушивание рефератов и докладов некоторых студентов. Также можно применить интерактивные методы обучения: разбор кейсов (ситуационных задач), работу в микрогруппах, дискуссии, деловые игры, индивидуальные и групповые презентации.
3.Во время проведения практического занятия нужно мысленно соблюдать его структуру и старатья все рассчитать по времени. Семинар, к примеру, как правило, предполагает вступительное слово преподавателя, далее контроль теоретических знаний и/или выполнение практических заданий, потом следует обсуждение результатов. Деловая игра требует другой организации и структурирования времени. Типичной проблемой новичков является или слишком поспешный анализ всех запланированных вопросов, или, наоборот – катастрофический недостаток времени (успели разобрать лишь один вопрос из трех).
4.Нужно следить за тем, чтобы обсуждение проблем практического занятия проходило в психологически комфортной атмосфере. Необходимо избегать как чрезвычайного дистанцирования от студентов, так и проявлений панибратства. Нужно направлять и поддерживать диалог студентов не только с собой, но и друг с другом, контролировать шум в аудитории. Также необходимо поощрять верные ответы и оригинальные суждения, разъяснять малопонятные аспекты и корректно поправлять допущенные студентами ошибки и неточности.[4]
Таким образом, план проведения практического занятия отрабатывается преподавателем на основе определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.
Заключение

В результате анализа литературных источников мы заключили следующее.
Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.
В сегодняшней не простой социокультурной ситуации существует противоречие между увеличивающимися требованиями к личности и деятельности студента и реальным уровнем мотивационной, теоретической и практической готовности выпускника педагогического вуза к реализации своих профессиональных функций.
В условиях смены образовательных моделей, определяющих переход от репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возникает необходимость совершенствования и поиска действенных форм для обеспечения самореализации и формирования навыков саморазвития и самообразования студентов.
В современном социокультурном мире существует противоречие между повышающимися требованиями к личности, работе специалиста и действительным уровнем мотивационной, теоретической и практической готовности выпускника вуза к воплощению собственных профессиональных функций. Разрешение этой проблемы требует решения множества трудностей в системе педагогического образования:
Преобразование целей профессиональной подготовки;
Обновление организационных форм и способов;
Совершенствование структуры и содержания педагогического образования.


Список литературы


Абдулкаримова Г.А. О профессионально направленном обучении информационным технологиям студентов педагогического вуза // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы и вызовы информационного общества», Красноярск, 12–13 ноября, 2015 г. С.11–16.
Ергалиев Е.Н. Использование проектно-исследовательского метода при обучении студентов технического вуза базам данных // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 1 (31).
Ергалиев Е.Н. Инновационные методы в обучении студентов вуза // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 17.03.2019)
Субочева А.Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 9 (28). – С. 136–139.
Филатова З.М. Электронный учебник как средство дистанционного обучения. // XXV Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2015»). 6–7 ноября 2015 года, г. Москва.
Шумакова Н.В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе технологий активного обучения. / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5 (часть 2) – С. 171–173.









42



2

Список литературы


1. Абдулкаримова Г.А. О профессионально направленном обучении информационным технологиям студентов педагогического вуза // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы и вызовы информационного общества», Красноярск, 12–13 ноября, 2015 г. С.11–16.
2. Ергалиев Е.Н. Использование проектно-исследовательского метода при обучении студентов технического вуза базам данных // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 1 (31).
3. Ергалиев Е.Н. Инновационные методы в обучении студентов вуза // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 17.03.2019)
4. Субочева А.Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 9 (28). – С. 136–139.
5. Филатова З.М. Электронный учебник как средство дистанционного обучения. // XXV Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2015»). 6–7 ноября 2015 года, г. Москва.
6. Шумакова Н.В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе технологий активного обучения. / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5 (часть 2) – С. 171–173.

Вопрос-ответ:

Какие методы могут помочь повысить эффективность практических занятий в обучении социальным наукам в высшем образовании?

Существует несколько методов, которые могут помочь повысить эффективность практических занятий. Во-первых, это активное использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, групповые проекты, решение практических задач и т.д. Это позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения и применять полученные знания на практике. Во-вторых, важно использовать современные информационные технологии, такие как компьютерные программы, электронные учебники, онлайн-курсы и т.д. Это позволяет студентам получать доступ к актуальной информации и развивать навыки работы с современными технологиями. Также, для повышения эффективности практических занятий, важно организовывать диалог между преподавателем и студентами, чтобы стимулировать обсуждение вопросов и развитие критического мышления.

Какова сущность практических занятий в системе высшего образования?

Сущность практических занятий в системе высшего образования заключается в том, чтобы дать студентам возможность применить теоретические знания на практике. Практические занятия позволяют студентам развивать практические навыки, учиться решать реальные проблемы и применять свои знания в конкретных ситуациях. Они также помогают студентам развивать навыки коммуникации, работы в группе и критического мышления. Практические занятия могут включать в себя различные активности, такие как анализ кейсов, моделирование ситуаций, решение практических задач и т.д.

Какие методы можно использовать для повышения эффективности практических занятий в системе высшего образования?

Для повышения эффективности практических занятий в системе высшего образования можно использовать такие методы, как активное вовлечение студентов в обсуждение материала, использование современных информационных технологий, проведение групповых проектов и практических заданий, использование интерактивных методов обучения, систематическое домашнее задание и возможность самостоятельного исследования темы. Важно также обеспечить открытую коммуникацию между преподавателем и студентами.

Какова сущность практических занятий в системе высшего образования?

Сущность практических занятий в системе высшего образования заключается в том, чтобы предоставить студентам практические навыки, которые им пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Практические занятия помогают студентам применить теоретические знания на практике, развить критическое мышление, умение работать в команде, анализировать информацию и принимать решения в реальных ситуациях.

Какие методологические основы следует использовать при организации практических занятий в системе высшего образования?

При организации практических занятий в системе высшего образования следует использовать такие методологические основы, как активное и интерактивное обучение, проблемно-ориентированное обучение, ситуационный подход, проектное обучение. Важно также обеспечить взаимодействие преподавателя и студентов, создать условия для самостоятельной работы, поощрять творческое мышление и активное участие студентов в процессе обучения.

Какие методы можно использовать для повышения эффективности практических занятий в вузе?

Для повышения эффективности практических занятий в вузе можно использовать такие методы, как использование современных информационных технологий, проведение групповых проектов и практических заданий, использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, дебаты, кейс-метод), систематическое домашнее задание, возможность самостоятельного исследования темы. Важно также обеспечить открытую коммуникацию между преподавателем и студентами, проводить регулярные консультации и обратную связь.

Какие методы можно использовать для повышения эффективности практических занятий в системе высшего образования?

Для повышения эффективности практических занятий в системе высшего образования можно использовать различные методы, такие как активное обучение, проблемное обучение, кейс-метод, ролевые игры, проектное обучение. Эти методы способствуют активному вовлечению студентов в процесс обучения, развитию их аналитических и творческих способностей, позволяют применять полученные знания на практике.

В чем состоит сущность практических занятий в системе высшего образования?

Сущность практических занятий в системе высшего образования заключается в том, что они направлены на развитие практических навыков и умений студентов, формирование практического опыта, применение теоретических знаний на практике. Практические занятия основаны на активном взаимодействии преподавателя и студентов, позволяют развивать критическое мышление, учат решать практические задачи и применять полученные знания в реальных ситуациях.

Какие методы организации практических занятий в системе высшего образования эффективны?

Организация практических занятий в системе высшего образования может быть основана на использовании таких эффективных методов, как проблемное обучение, кейс-метод, проектное обучение. При проблемном обучении студенты решают реальные или модельные проблемы, что развивает их критическое мышление и аналитические навыки. Кейс-метод включает анализ реальных жизненных ситуаций, что позволяет студентам применять теоретические знания на практике. Проектное обучение способствует развитию творческих способностей и умениям работы в коллективе.

Какие методы можно использовать для повышения эффективности практических занятий в ходе изучения социальных наук в сфере высшего образования?

Для повышения эффективности практических занятий в ходе изучения социальных наук в сфере высшего образования можно использовать такие методы, как применение активных методов обучения, использование интерактивных технологий, включение студентов в практические задания, проведение дискуссий и групповой работы, применение современных информационных технологий и др.