музыкальное развитие ребенка как одна из основ становления личности
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 17.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Музыкальное воспитание России в историко-теоретическом пространстве 7
1.1 Становление и традиции отечественного музыкального воспитания 7
1.2 Программы музыкального воспитания как основа формирования творческой личности 18
2 Процессы становления личности подростков: практический аспект 27
2.1 Интеллектуальное развитие детей в координатах музыкального воспитания 27
2.2 Влияние музыки на развитие детей подросткового возраста: эмпирический анализ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Разумеется, многие подростки не достигают высокого уровня в развитии мышления, но в целом им становится характерно осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; их речь становится более контролируемой и управляемой; происходит интеллектуализация процессов восприятия, а также формирование способностей к размышлению.По мнению Э. Шпрангера, подростковый – это возраст качественного «врастания в культуру», когда дети начинают усваивать и принимать, «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Это более всего начинает проявляться во врастании» в области человеческой культуры, которые актуальны для подростков и в которых они ищут отражение собственных идей. Подростки при этом начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Это является отражением развития самостоятельности их деятельности, мышления и т. д. Это качество является наиболее благоприятнымв процессе развития творческой активности, направленности на креатив.Самостоятельность обостряет и чувство собственного достоинства, что дает возможность преподавателям обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности - нахождение ее в зоне потенциального развития.Одной из главных особенностей подросткового возраста является становление «Я - концепции» подростка, возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, которые обусловлены, в свою очередь, возникновением чувства взрослости. В воспитательном процессе это используется педагогами в процессе развития критичности сознания подростка. С другой стороны, противоречия, возникающие в процессе становления «Я-концепции» подростков, могут негативно влиять на развитие творческих способностей из-за снижения самооценки подростков и уверенности в своих силах и возможностях, поэтому им нужна потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Такой ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.Главное условие развития творческих способностей у подростков выступает личность взрослого, педагогов. Поэтому профессиональным педагог умело может развивать музыкально - эстетическую культуру, творческие способности школьников, что, несомненно, в современной ситуации чрезвычайно трудно, однако возможно. Наилучшим способом здесь является реализация организованной творческой деятельности в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Вопреки расхожим мнениям о том, что современные подростки отличаются черствостью и отсутствием стремления слушать классическую музыку, исследователи А. В. Мошкин и В. Н. Руденко утверждают, что «…подростки включают слушание музыки, ее изучение, получение дополнительных знаний о ней в число своих «заветных», «волшебных» желаний» (37, с. 56).Таким образом, в течение подросткового периода ребенок переходит на новую ступень развития, при этом приобретая для себя качественно новые характеристики умственного развития. Данный факт позволяет судить, что подросткам становятся необходимы дополнительные способы развития его интеллекта, в том числе и при помощи музыкального искусства. В связи с этим, автором была предпринята попытка проведения исследования, целью которого было изучение влияния музыки на организм подростка, его умственные способности и эмоциональное состояние.В ходе исследования решались следующие задачи:- проведение анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений учащихся 10-11 классов ……………………….г. ……..;- проведение практического исследования влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние и умственную деятельность подростков;- анализ физиологических изменений, происходящих у учащихся под воздействием музыки разных направлений.Гипотеза исследования: музыка разных музыкальных стилей по-разному влияет на умственную деятельность и эмоциональное состояние подростков.Объект исследования – эмоциональные и умственные особенности детей подросткового возраста. Предмет – процессы влияния музыки разных стилей на эмоциональные и умственные особенности подростков.В ходе исследования были применены методы анкетирования, беседы, наблюдения; анализа и сравнения полученных результатов.По окончанию исследования были составлены рекомендации для учащихся. Практическое исследование влияния музыки на подростков проводилось на базе ………………………….. при содействия психолога. Исследование проводилось в несколько этапов:1 этап – анкетирование учащихся на тему выявления музыкальных предпочтений в целях выяснения музыкальных предпочтений учащихся. На данном этапе исследования участвовали 100 учащихся. .Им было предложено ответить на вопросы анкеты анонимно. В результате были получены результаты, отраженные в таблице 1.Таблица 1 – Результаты анкетирования «Музыкальные предпочтения»№ п/пВопрос анкетыДаНетНезнаю1Любишь ли ты слушать музыку? 100--2Изменяется ли твое настроение вое время прослушивания музыки?97213Нужно ли слушать музыку в повседневной жизни? 97214Согласен ли ты с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? 1575105Может ли музыка оказывать воздействие на организм людей?571636Какая музыка тебе больше всего нравится (подчеркни один вариант)?Классическая7Популярная16Рок777Сколько времени в сутки ты слушаешь музыку (суммарно, например, по ТВ, в школе, по дороге домой и т.д.)?от 1 часа до 3 часов20 от 3 часов до 5 часов 66от 5 часов до 7 часов14Таким образом, положительно на первый вопрос ответили 100% учащихся; на вопросы № 2 и № 3 – 97%; № 4 – 76%; № 5 – 15% учащихся – (Диаграмма 1).Диаграмма 1 – Результаты ответов на вопросы №№ 1-5При ответе на вопрос № 6 предпочтения учащиеся отдали следующим образом: рок выбрали 77 % опрошенных, популярную музыку – 16 %, а классическую музыку выбрали лишь 7%. Результаты – Диаграмма 2.Диаграмма 2 – Музыкальные предпочтения учащихсяНа вопрос № 7 учащиеся показали следующие результаты: слушают музыку или как-то связаны с ней от 3 до 5 часов в сутки 66 % респондентов; от 1 до 3 часов в сутки – 20 %; от 5 до 7 часов в сутки – 14%. Результаты – Диаграмма 3.Диаграмма 3 – Количество времени в сутки, затраченное на прослушивание музыкиВывод: музыка является неотъемлемой частью жизни учащихся 10-11 классов школы …………. Предпочтение отдано рок-музыке, на втором месте – популярная музыка. Наименьшей востребованность пользуется классическая музыка. Результаты данной анкеты помогли нам определиться с видами музыки, влияние которых на организм подростков мы будем исследовать в дальнейшем. 2 этап – реализация проективной методики «Отражение музыки в цвете». Цель: определение эмоционального отношения к музыке разных стилей через цветовое восприятие. В проведении эксперимента приняли участие одинаковое количество юношей и девушек, всего 22 человека. Суть исследования заключалась в том, что при прослушивании музыки определенного стиля учащиеся должны выбрать цвет, который, по их мнению, ассоциируется с данной мелодией. Материал для прослушивания:- В. А. Моцарт Соната № 6 - композиция «Солнце» из репертуара группы «Рамштайн». Время звучания музыкальных произведений составило по пять минут каждое.Данное исследование на основе теста Люшера, который основан на факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Люшер утверждал, что каждый цвет имеет свое значение. В данном исследовании по цветоопределению были получены следующие результаты. Основной выбор учащихся для классической музыки послужил голубой цвет, это составило 44 % (12 человек). А для рок-музыки большинство учащихся – 56% (17 человек) выбрало черный цвет; Далее, классическая музыка вызвала ассоциации с серым цветом– у 8 учащихся, темно-синим – 7, с коричневым – 4, с оранжевым – 4.Рок-музыка вызывала ассоциации с красным цветом – у 11 человек, с серым – у 4, с оранжевым – у 3 человек, с темно-синим – 2, с голубым – у 1 ребенка. Таким образом, можно полагать, что голубой цвет воспринимался детьми легкий, небесный цвет. Значит, дети, слушая произведение Моцарта успокаивались, ощущали легкость и спокойствие. Черный цвет имеет значение отрицания ярких красок жизни, обозначает только нервозность и агрессивность. Значит, при прослушивании рок-музыки в основном возникают ассоциации агрессии и нервозности.Вывод: разные стили музыки оказывают также разное влияние на эмоциональное состояние подростков.3 этап исследование влияния музыки на частоту сердечных сокращений». Цель: определение влияния разнохарактерной музыки на физиологические процессы организма. Эксперимент проводился с той же группой, что и второй этап и длился два дня. В первый день детям было предложено прослушать «Времена года» А. Вивальди. Перед прослушиванием было предложено самостоятельно замерить свой пульс и записать результаты, только потом прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс. Потом была вычислена разница между первым и вторым замером, что и составило результат эксперимента. Во второй день дети слушали «Рамштайн». Время звучания музыки в обоих случаях по пять минут. Результаты – Таблица 2.Таблица 2 – Разница ЧСС при прослушивании разных видов музыкиВид музыкиКоличество человек, у которых ЧСС ударов в минутуПовысилсяПонизилсяНе изменилсяКлассическая3127Рок-музыка1822Таблица 2 показывает, что повышение частоты сердечных сокращений после прослушивания классической музыки мало – 18%, в то время после рока – 64%. После прослушивания классики пульс понизился у 50% испытуемых, а после рока – лишь у 27%. Не изменился пульс во втором замере по сравнению с первым замером после классики у 31 %, а после рока изменений не почувствовали 9 % участников. Вывод: разнохарактерные музыкальные произведения напрямую имеют влияние на физиологическое состояние детей. При прослушивании рок-музыки пульс повышается у большинства учащихся, т.е. сердце работает интенсивнее, а именно это приводит к повышению частоты пульса и выделению адреналина.4 этап – влияние классической музыки на умственные способности подростков. Цель: выявление влияние музыки на познавательные способности учеников. В исследовании приняли участие 30 учащихся, которые с музыкальным сопровождением и без (классическая музыка/рок-музыка) выполняли задание на логическое мышление. Каждый раз был произведен контроль времени, которое требовалось для решения задач и произведен подсчет количества правильных ответов. Сравнив полученные результаты, было установлено, что на решение задач без музыкального сопровождения школьники в среднем затратили десять минут, правильные ответы составили 60 %. С прослушиванием классической музыки на решение задач у ребят ушло в среднем пять-шесть минут. Правильно решенных задач – 65 %. При прослушивании рок-музыки на решение заданий ушло десять минут, количество верно решенных задач – 55 %.,Вывод: музыка влияет умственные способности подростков. Положительное влияние оказывает классическая музыка, которая помогла детям лучше сосредоточиться. По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека: - произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на организм подростков, их эмоциональное и умственное состояние.- особенно положительное влияние оказывает классическая музыка, она помогает при решении логических задач.И все же настороженность вызывают предпочтения подростков в прослушивании именно рок-музыки, их почти полное не умение понимать, воспринимать произведения классической музыки. В связи с этим, считаем, что необходима разработка концепции вариативной части изучения музыкального искусства программы «Мировая художественная культура» учениками старших классов, которая должна доказывать, что все в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Содержание интегративного курса должно складываться из анализа общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, изучения ярких и разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретную историческую эпоху от древности до наших дней.Основу программы должны составлять межпредметные отношения, способствующие решению данной проблемы, а также учитывающие основне выводы данного исследовании, в частности:- историко-стилевые межпредметные связи. Их реализация предполагает сопоставление художественных образов разных видов искусств в историческом контексте.- ассоциативно-образные межпредметные связи, решающие культурологические задачи, предполагающие сопоставление разных художественных образов вне конкретного исторического контекста. (Например, нахождение ассоциативного ряда художественного образа пьесы К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»).- художественно-аксиологические межпредметные связи. Рождаются на «стыке» этико-философской, эстетической и музыковедческой проблематики. В процессе их реализации можно решать соответствующие культурологические задачи.- художественно-аналитические межпредметные связи, отражающие возможности привлечения для анализа музыки «внемузыкальных» факторов (литературы, живописи и т. д.).- художественно-конструктивные межпредметные связи, возникающие при конструировании занятий с помощью музыкального, зрительного и литературного рядов.Выдвинутые теоретические положения о роли и типах межпредметных связей позволяют включать культурологические задачи в предлагаемую концепцию курса «Мировая художественная культура», в рамках которого на примере классического и современного художественного материала раскрывается система миропонимания, философское осмысление триединства Истина – Добро – Красота.Стержневым видом искусства в предлагаемой концепции является музыка. Это обусловлено рядом причин. Во все времена муз, интегрируясь в различные виды искусства и науку, являлась главным инструментом формирования социально-ценностных, созидательных параметров личности. Музыке присуща ассоциативная интегративность, что делает ее способной отчетливо вызывать ассоциации и образы иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавая иллюзии драматического движения, объединяя разные виды искусства. Кроме того, музыка – эжто самое демократичное искусство. Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования.Предлагаемая программа базируется также и на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, использующем художественно-творческие формы и методы обучения и нацеленном на связь всех видов продуктивной деятельности школьников в процессе постижения различных видов искусства в их взаимосвязи.В основе общетипологического подхода лежит принципиально иная модель анализа художественной культуры, для которого основополагающим является рассмотрение мировой художественной культуры как сложной многомерной, целостной системы, развивающейся на протяжении всей истории человечества.Задачи:Сформировать представления о музыкальной и, в целом, художественной культуре как явлении синкретическом, полифункциональном, органично слитым с жизнью.Заложить основы для усвоения этико-эстетических понятий, обогатить духовный мир детей, помочь им «открыть в себе человека» (Ф. Достоевский).Активизировать способность художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л. С. Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества.Развивать интегративные качества восприятия (ассоциативный синтез) и оптимизировать навыки целостного и динамичного охвата явлений искусства.Формировать основы художественных знаний как необходимых предпосылок для реализации собственного творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности. Перечисленные задачи выражают главную идею концепции – «Человек – Искусство (Музыка) – Жизнь», которая организует понимание единства картины мира и выявляет место человека в этом единстве.Методологическое основание курса могут составитьидеи М. М. Бахтина, касающиеся специфики гуманитарного знания: - полифонизм как принцип художественно-педагогического мышления, предполагающий в обучении синтез различных научно-практических направлений.- установка на формирование ценностного сознания, сопричастного отношения к миру и человеку, воспитание у школьников посредством музыки и мировой художественной культуры таких духовных качеств как сострадание, милосердие, сопереживание, развитие творческого начала как способа самовыражения и освоения культуры.- диалогкак основа понимания и интерпретации, как форма межличностного общения. «Развертывание диалога на уроках МХК, - утверждает Р. А. Тельчарова, – стимулирует организацию эстетически-оценочной и художественно-творческой деятельности школьников. Постоянные взаимопереходы внешних и внутренних диалогов углубляет самопознание и самопонимание, раскрывает творческий потенциал учителя и учащихся» (44,с. 230).По Бахтину, диалогирующий субъект выражает свое отношение к миру всей своей «телесно-душевно-духовной целостностью». Ценностно-осмысляющий контакт ребенка с произведением искусства (в том числе и музыкальным) осуществляется в процессе со-интонирования мимикой, жестом, движением, словом, звуком, цветом и т. д. Вовлечение детей в разнообразную художественную деятельность по «определению» своих внутренних впечатлений, предоставление возможности исполнить роль «автора» – эффективный путь формирования ценностного сознания, расширения ассоциативного фонда, развития полихудожественного мышления и продуктивного воображения.В связи с этим художественное освоение мира средствами музыкального искусства не должно представлять собой хронологически выстроенный ретроспективный экскурс по шедеврам искусства, не должно сводится к конгломерату имен композиторов и исполнителей, художников, архитекторов, скульпторов и т. д., биографических данных и т. д. По Бахтину, преодоление данных трудностей способно органично включить ребенка во временное и внепространственное поле культуры и указать верные направления в художественно-образном освоении мира.Вывод по Главе 2: -музыкальная педагогика XX века выдвинула основные критерии воспитания: развитие воображения учащихся, фантазии, творчества, этико-эстетической оценки и т. д., которые обобщены в программах по музыке Д. Кабалевского, Ю. Алиева, Н. Терентьевой и др. - педагогика конца XX – начала XXI века выдвинула необходимость создания интегративных курсов обучения.- процесс развития школьников посредством музыкального искусства должен происходить на основе принципов целостности, образности, тематического единства, ассоциативной интегративности. Творческое и духовное развитие детей должно основываться на осмыслении триединства Истина – Добро – Красота. Важно, чтобы дети учились не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное музыкальное явление, не только слушать и слышать(!) его, но и размышлять о нем.Такой подход способствует превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю их потребность, содействует максимально полной реализации познавательной и эвристической активности. Это путь от со-творческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений, к познанию истинных ценностей человеческой жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕМузыка, непосредственно и сильно воздействуя на детей, занимает большое место в их общем культурном развитии.Общеизвестно, что сегодня разрушаются многие нравственные ценности, отторгаются нравственный установки. Процессы резкого дифференцирования общества на социальные группы в зависимости от материального уровня, многообразия нравственных ориентаций при отсутствии единой идеологии, правил и норм поведения, противоречивые и агрессивные информационные потоки, духовная недостаточность жизни ( нравственная, интеллектуальная и т. д.) значительно ослабляют роль образования. В связи с этим, вопросы по формированию нового человека, его сознания и самосознания, жизненных установок и духовных качеств представляют собой центральную идею гуманистической тенденции образования, связанную с идеей развивающейся личности в развивающемся мире. Решению данных проблем должны способствовать процессы перенесения смысловых акцентов обучения на субъектность человека, изучения его внутреннего мира, самодвижения, самостроительства, т. е. восстановления его культурообразующей и личностно-развивающейся функции. Сегодня актуализируется та совокупность знаний, потребностей, умений личности ребенка, выражающаяся интегрированным понятием «художественная культура ребенка». Именно поэтому проведенное нами исследование, его теоретические заключения и анализ были основаны на социально-культурных и психолого-педагогических реалиях сегодняшней системы образования и воспитания. Как составная часть искусств, музыка занимает господствующее положения в силу своей звуковой природы, которая способна наиболее непосредственно и эмоционально выражать и изображать душевный мир человека. Детям музыка способна помочь в познании действительности, ее национальных, социальных, возрастных особенностей, интонационных примет природы, быта и т. д. Познавательное значение музыки в целом определено тем, что она помогает лучше слышать и понимать жизнь. Посредством слуховых ассоциаций, дети могут познать внезвуковые, внеслуховые стороны жизни. Историческое развитие познавательных и эмоциональных возможностей музыки особенно ясно свидетельствует о неразрывности познавательного и эмоционального факторов, о том, что только их естественный синтез придает музыке целостность и гармоничность.Изучив различные теории музыкального воспитания и развития детей, мы сделали вывод, что в них, как правило, редко учитывается обстоятельство выхода эстетического опыта за рамки образовательного процесса. Это ведет к разрыву, с одной стороны, между методологий эстетического воспитания, проходящей «легитимные каналы» – образовательные учреждения и т. д., и, с другой – энвироментальным фактором, влияние которого постоянно возрастает. Современный ребенок постоянно находится в медиатизированном пространстве, черпая оттуда большую часть своих эстетических представлений. Разрыв между институциональным и энвироментальным фактором в эстетическом развитии детей может определяться не только «культурным материалом», но и процессами смыслообразования и ценностными ориентациями. В связи с этим, содержание, цели и задачи развития детей должны выходить за рамки традиционной музыкально-педагогической науки, и должны обращаться к социологическим, психологическим, гуманитарным дисциплинам.Историческая ретроспектива музыкального образования и воспитания в нашей стране свидетельствует о том, что оно прошло сложный путь от религиозно-нравственной канонизированности, выражающейся в заимствовании методик западной культуры, к идейно-национальному самоутверждению. Исторически прогрессивными идеями в развитии русского музыкального образования явились эстетико-воспитательные концепции, выдвинутые Б. Л. Яворским и Б. В. Асафьевым, которые и обосновали метод творческого музицирования в качестве основногосредства формирования нового типа активной, творчески мыслящей личности и новой слушательской аудитории. Их методологические разработки и практические рекомендации не только не утратили актуальности, но и приобрели новое значение в современном образовательном процессе. Кроме того,анализ современных программ по музыке выявил, что основой их содержания является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего детям в познании мира и самого себя в этом мире с эстетических и нравственных позиций. Акцент развития детей ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развития его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. В работеобоснована необходимость создания концепции интегрированных курсов, формирующих способности детей к освоению художественной культуры как целостной системы, как философию жизни, выраженную через слово, цвет, ритм, мелодию, пластику, движение и т. д. Стержневым видом искусства в программе должна стать музыка, т.к. именно она является мощным стимулом выявления и кристаллизации творческого потенциала личности ребенка.Называя концепцию программы новой, мы не заявляем, что она отрицает все, что является содержанием ныне существующих программ, что положенные в ее основу принципы противоречат всему ценному, что накоплено коллективным опытом наших лучших педагогов. В своих исканиях автор опирался на музыкально-педагогические воззрения Б. В. Асафьева, что позволило определить главную идею программы «Человек – Искусство (Музыка) – Жизнь», которая организует понимание единства картины мира и выявляет место человека в этом единстве.Данное исследование еще раз подчеркнуло важность поисков стратегических решений в области музыкальной педагогики, новых парадигм в подходе к развитию детей вообще, а к музыкально-эстетическому в особенности, которые отличались бы движением к интегрированию во всечеловеческое, в национальные и региональные особенности образовательных и воспитательных систем. Результат музыкально-эстетического образования и воспитания мы видим в прохождении школьником пути от художественного восприятия произведения искусства к пониманию и сопреживанию, к сотворчеству, а от сотворчества – к самостоятельному творчеству. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев» - М., 2013. – 145 с.Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. – С. 8-38.Алиев Ю. Б. Программа по музыке 1-8 классы /Ю. Б. Алиев. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.Андреева М. От примы до октавы / М. Андреева. – М., 2013. – 210 с.Артоболевская А. Д. Личность ученика в обучении. /Хрестоматия маленького пианиста/ А. Д. Артоболевская. – М.: Сов. Композитор, 1991. – 98 с.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебн. пособие /А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 2011. – 101с. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.Асафьев Б. В. Избранные труды: В 4-х т./ Б. В. Асафьев. – М.: АН СССР, 1957. – Т. 4. – С. 129-131.Баланчивадзе Л. В. Индивидуально-психологические развития в музыкально-исполнительской деятельности / Л. В. Баланчивадзе // Вопросы психологии. – 2017.– № 2. – С. 151-154.Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие /С.А.Барсукова. – Ростов н/Д.; Феникс, 2014. –128с. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII вв./ М. В. Бражников – СПб.: Нева, 2012. – 120 с.Бялик М. Дети и легкая музыка / М. Бялик //Музыка – детям. – М., 2016. – Вып. 3. – С. 82-97.Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.– 2015.– №4.– С. 28-31.Грубер Р. И. История музыкальной культуры. / Р. И. Грубер. – М.: Музыка, 1959. – 574 c.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.Захаров Н. И. Несколько слов о музыке и методе музыкального учения в России / Н. И. Захаров. – М.: ИНФРО-М, 2016. – 510 с.Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии /Э.В. Ильенков // Вопросы эстетики. – М.: Просвещение, 2014. – № 6. – С. 22-23.Кабалевский Д. Б. За музыку хочу поднять свой голос / Д. Б. кабалевский //Советская Россия. – 1987. – 29 октября. – С. 4.Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспоминание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 2013. –333с.Каган М. Культура – философия – искусство / М. Каган. – М.: Знание, 2018. – 63с.Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Содержание и методика воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2016. – С. 136-162.Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования / М. М. Левина. – М: Academia, 2017. – 270 с. Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М.: Искусство, 2018. – 360с.Лист Ф. Ф. Шопен / Ф. Ф. Лист. – М.: Музгиз, 2016. – 428с.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда / Д. Лихачев. – М.: Искусство, 1992. – 359с.Мельникова Н. И. Вопросы двигательной культуры пианиста и исполнительской организации музыкального времени в книгах Эбби Уайтсайда «Без чего нельзя обойтись при игре на фортепиано» и «Овладение этюдами Шопена» / Мельникова Н. И. ; М-во культуры РСФСР, Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 1987. – 30 с.Моздыков А. В. Педагогическое мастерство А. Д. Артоболевской в воспитании юных пианистов / А. В. Моздыков // Современные гуманитарные исследования. – 2017. – № 5 (18). – С. 254-260.Москаленко Л.А. Донотный период обучения юного пианиста / Л. А. Москаленко. – М.: Наука, 1990. – 340 с.Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2014. – 384 с.Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В. И. Муциахер. – М.: Музыка, 2014. – 185 с.Натансон В. А. Из музыкального прошлого Московского университета / В. А. Натансон. – М.: Госмузиздат, 2005. – 119с.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 2003. – С. 130-250.Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-педагогические статьи / В. Ф. Одоевскмй. – М.-Л.: Музгиз, 1951. – 120с.Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. – М.: Музыка, 2015. – 367с.Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций / А. Д. Перепелица // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 10. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений /Д.И.Писарев. – СПб. : Нева, 2017. – 207 с.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. А. В. Мокшина. – М.: ИНФО, 2017. – 280 с.Роджерс К. Творчество как усиление себя /К. Роджерс. // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 56-60.Слонимский С. М. Добрая волшебница. Предисловие к «Хрестоматии маленького пианиста» А. Д. Артоболевской / С. М. Слонимский. – М.: Композитор, 2014. – 410 с.Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Н. Сохор. – СПб.: Нева, 2016. – 310 с. Стасов В. В. Статьи о музыке / В. В. Стасов. – М.: Музыка, 2014. – 726 с.Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.1. – М.: Педагогика, 2000.Сухомлинский В.А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 2012. – 410 с.Тельчарова Р. А. Музыкальное мышление как прием методологической пластики / Р. А. Тельчарова //Эстетическое наследие и современность: В 2 Т.– Саранск: Изд-во Мордов-го ун-та, 2012. – Т. 2. – С. 226-233.Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопова// Проблемы традиции и новаторство в современной музыке. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 232с.Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики : к анализу методологиеческих парадоксов науки о музыке / Т. В. Чередниченко. – М. : Музыка, 2017. – 221 с.Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.Шацкая В. Н. Музыка в школе / В. Н. Шацкая. – М.:Знание. – 2014. – 500 с.Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 477с.Эдвардс П. Закрытый Мир: компьютеры / П. Эдвардс. – Нью-Йорк, 2018. – 140 с.
1 Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев» - М., 2013. – 145 с.
2 Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. – С. 8-38.
3 Алиев Ю. Б. Программа по музыке 1-8 классы /Ю. Б. Алиев. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.
4 Андреева М. От примы до октавы / М. Андреева. – М., 2013. – 210 с.
5 Артоболевская А. Д. Личность ученика в обучении. /Хрестоматия маленького пианиста/ А. Д. Артоболевская. – М.: Сов. Композитор, 1991. – 98 с.
6 Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебн. пособие /А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 2011. – 101с.
7 Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
8 Асафьев Б. В. Избранные труды: В 4-х т./ Б. В. Асафьев. – М.: АН СССР, 1957. – Т. 4. – С. 129-131.
9 Баланчивадзе Л. В. Индивидуально-психологические развития в музыкально-исполнительской деятельности / Л. В. Баланчивадзе // Вопросы психологии. – 2017.– № 2. – С. 151-154.
10 Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: Учебно-методическое пособие /С.А.Барсукова. – Ростов н/Д.; Феникс, 2014. –128с.
11 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII вв./ М. В. Бражников – СПб.: Нева, 2012. – 120 с.
12 Бялик М. Дети и легкая музыка / М. Бялик //Музыка – детям. – М., 2016. – Вып. 3. – С. 82-97.
13 Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.– 2015.– №4.– С. 28-31.
14 Грубер Р. И. История музыкальной культуры. / Р. И. Грубер. – М.: Музыка, 1959. – 574 c.
15 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.
16 Захаров Н. И. Несколько слов о музыке и методе музыкального учения в России / Н. И. Захаров. – М.: ИНФРО-М, 2016. – 510 с.
17 Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии / Э. В. Ильенков // Вопросы эстетики. – М.: Просвещение, 2014. – № 6. – С. 22-23.
18 Кабалевский Д. Б. За музыку хочу поднять свой голос / Д. Б. кабалевский //Советская Россия. – 1987. – 29 октября. – С. 4.
19 Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспоминание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 2013. –333с.
20 Каган М. Культура – философия – искусство / М. Каган. – М.: Знание, 2018. – 63с.
21 Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Содержание и методика воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2016. – С. 136-162.
22 Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования / М. М. Левина. – М: Academia, 2017. – 270 с.
23 Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М.: Искусство, 2018. – 360 с.
24 Лист Ф. Ф. Шопен / Ф. Ф. Лист. – М.: Музгиз, 2016. – 428с.
25 Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда / Д. Лихачев. – М.: Искусство, 1992. – 359с.
26 Мельникова Н. И. Вопросы двигательной культуры пианиста и исполнительской организации музыкального времени в книгах Эбби Уайтсайда «Без чего нельзя обойтись при игре на фортепиано» и «Овладение этюдами Шопена» / Мельникова Н. И. ; М-во культуры РСФСР, Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск, 1987. – 30 с.
27 Моздыков А. В. Педагогическое мастерство А. Д. Артоболевской в воспитании юных пианистов / А. В. Моздыков // Современные гуманитарные исследования. – 2017. – № 5 (18). – С. 254-260.
28 Москаленко Л.А. Донотный период обучения юного пианиста / Л. А. Москаленко. – М.: Наука, 1990. – 340 с.
29 Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2014. – 384 с.
30 Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В. И. Муциахер. – М.: Музыка, 2014. – 185 с.
31 Натансон В. А. Из музыкального прошлого Московского университета / В. А. Натансон. – М.: Госмузиздат, 2005. – 119 с.
32 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше //Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Худ. лит., 2003. – С. 130-250.
33 Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-педагогические статьи / В. Ф. Одоевскмй. – М.-Л.: Музгиз, 1951. – 120 с.
34 Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. – М.: Музыка, 2015. – 367с.
35 Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций / А. Д. Перепелица // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 10.
36 Писарев Д.И. Полное собрание сочинений /Д.И.Писарев. – СПб. : Нева, 2017. – 207 с.
37 Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. А. В. Мокшина. – М.: ИНФО, 2017. – 280 с.
38 Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс. // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 56-60.
39 Слонимский С. М. Добрая волшебница. Предисловие к «Хрестоматии маленького пианиста» А. Д. Артоболевской / С. М. Слонимский. – М.: Композитор, 2014. – 410 с.
40 Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А. Н. Сохор. – СПб.: Нева, 2016. – 310 с.
41 Стасов В. В. Статьи о музыке / В. В. Стасов. – М.: Музыка, 2014. – 726 с.
42 Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.1. – М.: Педагогика, 2000.
43 Сухомлинский В.А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. – М.: Политическая литература, 2012. – 410 с.
44 Тельчарова Р. А. Музыкальное мышление как прием методологической пластики / Р. А. Тельчарова //Эстетическое наследие и современность: В 2 Т.– Саранск: Изд-во Мордов-го ун-та, 2012. – Т. 2. – С. 226-233.
45 Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.
46 Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопова// Проблемы традиции и новаторство в современной музыке. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 232с.
47 Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики : к анализу методологиеческих парадоксов науки о музыке / Т. В. Чередниченко. – М. : Музыка, 2017. – 221 с.
48 Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.
49 Шацкая В. Н. Музыка в школе / В. Н. Шацкая. – М.:Знание. – 2014. – 500 с.
50 Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 477с.
51 Эдвардс П. Закрытый Мир: компьютеры / П. Эдвардс. – Нью-Йорк, 2018. – 140 с.