Анна Комнина о правлении своего отца (по Алексиаде)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Историография вопроса. Обзор источника 5
1.1. Историография 5
1.2. Обзор источника 8
Глава 2. Особенности личности Алексея Комнина 13
2.1. Качества Алексея Комнина 13
2.2. Природа и судьба личности императора 19
Глава 3. Отношение Анны Комниной к современности через образ Алексея Комнина 21
3.1. Негативная оценка Анной Комниной политики преемников Алексея 21
3.2. Значительная роль Алексея Комнина в восприятии Анны Комнины 23
Заключение 25
Библиография 27

Фрагмент для ознакомления

В то же время она нередко упоминает и естественные причины явлений, в чем Я.Н. Любарский склонен видеть возросшее самосознание автора и светские элементы его мировоззрения. Говорит она и о «судьбе», «случае», определяющих жизненный путь человека. Видимо, здесь на ней, как на историке, сказывается влияние античных (для христианства – языческих) авторов. По этому поводу следует заметить, что христианство было основной системой взглядов для всего европейского средневековья. Хотя «пережитки античных мифов и античных представлений о природе и обществе никогда не исчезали вовсе…».[9, с. 74] Следовательно, Анна наряду с божественным промыслом, провидением, упоминает «судьбу», которая управляет теми или иными событиями. Однако основная концепция Анны не выходит за рамки официальной христианской доктрины. Положительный персонаж, в первую очередь сам Алексей, с точки зрения социально-политической концепции Анны как историка, изображается как христианский подвижник, все действия и поступки которого проникнуты верой в Бога, послушанием церкви, следование ее правилам и догматам. Чтобы подчеркнуть подвижничество Алексея, его святость, согласно христианской догматике, Анна пишет, что он под «императорскую пурпурную одежду надел власяницу, которая в течение сорока суток касалась кожи его тела». [1, с. 118] В этой связи хотелось бы сказать, что нашему историографу вообще свойственна крайняя индивидуализация образа Алексея. Чтобы доказать исключительность отца, Анна наделяет его апостольским духом мученичества, замаливающим прегрешения и выстрадавшим свою богоизбранность, т.е. Всевышний, избрав его своим орудием, не ошибся. Глава 3. Отношение Анны Комниной к современности через образ Алексея Комнина3.1. Негативная оценка Анной Комниной политики преемников АлексеяЧерез своего мужа Никифора Вриенния Анна надеялась завоевать трон. На протяжении жизни своего отца, она интриговала, употребляла на мужа все свое влияние, чтобы овладеть властью. Это было вожделенным предметом ее честолюбия, ее мечта. В связи с тем, что отец Анны был уже стар, шансы у нее стать императрицей были высоки. Вриенний приобрел большое влияние при дворе, многие придворные льстили ему, считая, что вскоре он будет главой государства. Но после смерти Алексея, его сын Иоанн стал императором, что привело Анну и ее мать в ярость.Смерть отца стала переломным моментом в жизни. В «Алексиаде» она идиллически описывает картину последних дней Алексея, на самом деле все было довольно сложно. В покоях умирающего императора произошла практически битва. Враждующие партии практически вырывали корону друг у друга. Вопрос о престолонаследии решался в минуты, и обстановка была накалена до предела. Брат Анны, Иоанн проявил большую решительность, так как не стал дожидаться смерти отца, занял Большой дворец и сам провозгласил себя императором. В итоге Анна не оказалась у власти. [9, с. 80]Вскоре Анна организовала заговор, чтобы захватить себе власть, но Вриенний уже не был так решительно настроен. Тем временим, заговор был раскрыт, но император не стал казнить его участников, лишь конфисковал имущество. Впоследствии он вернул Анне ее состояние, но ей пришлось уйти в монастырь.В монастыре Анна жила в роскошных покоях, в ее распоряжении находилось все имущество, прислуживали ей слуги. Интересно, что она приняла монашество только накануне смерти. Вокруг Анны сгруппировался кружок философов, она сама увлеченно занималась философией и историей. [11, с. 65]После неудачи заговора Анна жила уединенно, в душе так и не примирившись с тем, что не стала императрицей. Утешением для нее были занятия литературой. В своем труде «Алексиада» она изливала всю тоску, сожаления, злобу, воспоминания, хотя, безусловно, во многом была виновата сама. Анна Комнина умерла в 1148 г. Следует сказать, что Анна очень гордилась своим родом, происхождением. Византия в ее глазах была мировой владычицей, а остальные народы покорными и смиренными вассалами. Особенно это видно в «Алексиаде». Царевна пренебрежительно говорит о крестоносцах, называя их варварами, даже извиняясь за то, что ей приходится заносить в историю их грубые имена. Она оскорблена тем, что ритм ее фразы нарушен этими чужеземными словами, полагая, что теряет время, занимаясь противными и скучными ей людьми. Следует сказать, что мировоззрение Анны видно из ее труда, в котором она открыто, выражает свои взгляды. Но следует помнить, что она пишет свою историю не при жизни отца, а при его преемниках, своем брате Иоанне и внуке Мануиле. Это поможет правильно понять позицию Анны, так как на том историческом этапе восхваления Алексею звучат иначе. Можно сказать, что его идеальный образ должен служить его недостойным (по мнению Анны) преемникам немым укором. Анна не скрывает этой установки, говоря, что ее отец для империи добился благополучия, а дела ромеев пошли плохо из бездарности его преемников.3.2. Значительная роль Алексея Комнина в восприятии Анны КомниныПисательница в каждом «деянии» своего отца видит глубокий смысл, его величие. Например, возводя происхождение Алексея к прежним императорам (Исаак I Комнин, родственные связи с Никифором Вотаниатом, через усыновление его женой Марией Аланской), Анна возвышала авторитет начавшей править новой династии. Родственные связи (к чему стремился клан Комнинов), делали власть Алексея более «справедливой», так как она была связана преемственно, родством с прежней императорской фамилией. Кроме того, привлекая божественное провидение в качестве аргумента в обосновании прав на императорскую корону, Анна доказывает тем самым законность власти Алексея, а его мятеж и захват (узурпация) власти – как меру необходимую и единственно возможную и нужную в тех условиях для блага империи. [7, с. 81]Часто в порыве облагородить отца она теряет чувство меры, т.е. гиперболизирует его образ. Все, что делал отец, для дочери – великое, доблестное, освящено божественным провидением и т.д. Характеризуя подвижническую деятельность Алексея, «я бы назвала его тринадцатым апостолом, – пишет Анна, – ибо он не прекращал беседы с манихеями и часто оставался без пищи» [1, с. 85]. Анна, надевая венец мученика на Алексея, показывает, что этим самым он заслужил апостольский ореол «святости». Она восторгается величием Алексея, называет его «великим человеком», «Восток и Запад наполнил он своими военными подвигами» [1, с. 90]. Можно и согласиться с автором, что Алексей действительно обладал незаурядными способностями, так как именно при нем империя достигла некоторого успеха и величия (хотя причина этого подъема лежит гораздо глубже). Анна, подчеркивая эти качества, пишет, что его величие в подвижничестве во имя веры, ибо «ему удалось отогнать варваров одним звуком своего имени и обратить многих еретиков из манихейской ереси в нашу веру» [1, с. 165]. Здесь явная тенденциозность автора. Показывая Алексея как орудие, избранное божественным провидением для того, чтобы вершить земные судьбы людей и их дела, Анна приписывает ему определенные качества, в том числе обладание сверхъестественными способностями. Например, она пишет, что Алексей, «очутившись в городе своего деда… совершил чудо» (город Кастамон в Пафлагонии). Это наводит на мысль, что образ Алексея не только преувеличен, тенденциозен, но во многом надуман.Для Анны Алексей – олицетворение добра, манихеи, павликиане, массиане, макавеи и т.д. – силы зла. В концепции Анны борьба Алексея против Роберта Гвискара и других внешних врагов, против еретиков и т.п. – это борьба добра против зла. «Человек средневековья, – пишет А.П. Каждан, – воспринимал окружающий его мир в явственном раздвоении – мир добрый и мир злой». [5, с. 125]Эта раздвоенность как раз и находит у Анны выражение в борьбе сил добра, олицетворявшихся в Алексее, и сил зла олицетворявшихся в его врагах.Анализируя источник, почти невозможно найти место, где бы Анна порицала своего отца, хотя, как мы убедились, частенько уверяет в правдивости своего рассказа. Прославление, которое ведет с позиций тенденциозности. Пишет ли она об Алексее как воине, полководце, императоре или отце, везде старается акцентировать внимание на его исключительности, превосходстве над другими людьми, используя самые разные приемы (гиперболу, сравнения, сопоставления и т.п.).Заключение«Алексиада» Анны Комнины не всеми была оценена в должной степени. Например, Фридрих Шиллер считал, что она написана в плохом стиле и дурном вкусе. Даже некоторые византинисты не видели в труде Анны что-либо интересное и оригинальное. Тем не менее, в настоящее время «Алексиада» Анны Комниной оценивается как первоклассный исторический источник и шедевр средневековой литературы. [3, с. 63]Единство «Алексиады» осуществляется на трех уровнях. Во-первых, языковой уровень. Произведение написано на искусственном древнегреческом языке, так называемого «высокого стиля». Во-вторых, на всем протяжении произведения сохраняется устойчивый и единый образ автора. В-третьих, это единство главного образа «Алексиады». В-четвертых, произведение построено по единому композиционному принципу, что немаловажно.«Алексиада» является первоклассным историческим источником, единственным произведением, где полно и систематически излагается история Византии конца XI – начала XII вв. Трудно переоценить материал, который предоставляется Анной Комнины. В основном она, придерживаясь хронологической последовательности, повествует о периоде правления своего отца Алексея Комнина. Рассказывая о событиях подробно и обстоятельно, или бегло, Анна не упускает ни одного значительного эпизода.Само название труда содержит в себе намек на «Иллиаду» Гомера. В «Алексиаде» присутствует центральная, объединяющая роль главного героя – Алексея Комнина. В композиционной основе произведение является описанием героических действий отца Анны. В композиционном центре повествования Алексей остается неизменным, тогда как его враги меняются постоянно.Вероятно, она понимает, что ее могут обвинить в пристрастности. Ею даже дается обещание говорить не только об успехах Алексея, но и о его ошибках. Писательница заявляет, что ее метод состоит в том, чтобы вскрывать истину, а не заниматься восхвалением. Тем не менее, в «Алексиаде» нет такого места, где Анна порицала бы Алексея Комнина. Она его считает великим полководцем, талантливым государственным деятелем, сочетающим в себе все добродетели, ученым, любящим супругом и т.п.Даже когда Алексей терпит неудачи, его действия отличаются мудростью, мужеством и предусмотрительностью. Следует отметить, что Анна выдает за богоугодные и похвальные дела жестокие деяния Алексея, замалчивая то, что могло бы бросить на отца тень.Анна Комнина оставила потомкам великий по своему историческому и литературному значению труд, отражающий более полувека византийской истории. Взгляд Анны на историю – это не просто официальный взгляд, это история, излагаемая от первого лица, не каким-нибудь придворным советником или хронистом, а самой дочерью императора. Конечно, это тоже налагает отпечаток на изображение и оценку личностей и событий. [9, с. 80]Принцесса затрагивает важнейший пласт византийской истории, показывает, как уставшая от внутренних смут империя, оказавшаяся почти на краю гибели, терзаемая внутренними и внешними врагами, уже стоящая перед почти неминуемым распадом, неожиданно находит в себе силы к новой жизни и возрождению, когда во главе нее встает император Алексей Комнин. В современных исследованиях значение труда Анны Комнины оценивается весьма высоко. Для изучения византийской истории «Алексиада» является надежным и обширным источником.БиблиографияИсточникиКомнина А. Алексиада. – СПб.: Алетейя, 2010. – 683 с.Литература Средних веков. Хрестоматия / сост. А.А. Хлевов. – М.: Амфора, 2009. – 864 с.ЛитератураБибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 315 с. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 2013. – 584 с.Джусоев К. Роль личности императора Алексея I Комнина в истории Византийской империи // Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Сборник докладов. – СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви, 2013. – С. 123-125. Диль Ш. Византийские портреты. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1914. – 376 с. Диль Ш. История Византийской империи. – М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. – 167 с.Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. – СПб.: Алетейя, 2012. – 512 с.Полищук И.С. Исторический труд Анны Комниной «Алексиада» как источник по истории XI – XII вв. (Основные особенности исторического метода византийского писателя) // Клио. – 2006. - №4 (35). – С. 72-83.Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — Издательство Олега Абышко, 2004. - 448 с. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. – 288 с.Щербаков С.В. Внутриполитические проблемы Византии сквозь призму взглядов Анны Комниной / С.В. Щербаков // Державинский форум. – 2018. - №7. – С. 75-82.

Библиография
Источники

1. Комнина А. Алексиада. – СПб.: Алетейя, 2010. – 683 с.
2. Литература Средних веков. Хрестоматия / сост. А.А. Хлевов. – М.: Амфора, 2009. – 864 с.
Литература

3. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 315 с.
4. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 2013. – 584 с.
5. Джусоев К. Роль личности императора Алексея I Комнина в истории Византийской империи // Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Сборник докладов. – СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви, 2013. – С. 123-125.
6. Диль Ш. Византийские портреты. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1914. – 376 с.
7. Диль Ш. История Византийской империи. – М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. – 167 с.
8. Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. – СПб.: Алетейя, 2012. – 512 с.
9. Полищук И.С. Исторический труд Анны Комниной «Алексиада» как источник по истории XI – XII вв. (Основные особенности исторического метода византийского писателя) // Клио. – 2006. - №4 (35). – С. 72-83.
10. Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — Издательство Олега Абышко, 2004. - 448 с.
11. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. – 288 с.
12. Щербаков С.В. Внутриполитические проблемы Византии сквозь призму взглядов Анны Комниной / С.В. Щербаков // Державинский форум. – 2018. - №7. – С. 75-82.

Вопрос-ответ:

Какие источники использовала Анна Комнина при написании своей Алексиады?

Анна Комнина использовала разнообразные источники при написании своей Алексиады. Она полагалась на устные рассказы своих родственников, свидетелей событий, а также на другие письменные источники, включая хроники и летописи, которые были доступны ей в то время. Кроме того, она сама была непосредственным свидетелем многих событий, о которых писала.

Какие качества характеризуют Алексея Комнина, согласно описанию Анны Комниной?

Согласно описанию Анной Комниной, Алексей Комнина был мудрым и справедливым правителем. Он был известен своими знаниями в области права и политики, а также своими военными успехами. Он также был известен своими добродетелями и сострадательностью к своим подданным.

Какой вклад Алексей Комнина внес в образ своей дочери Анны Комниной?

Имя Алексея Комнина играло значительную роль в жизни и восприятии его дочери Анны Комниной. Алексей Комнина оказал большое влияние на формирование её мировоззрения и отношения к политике и современности. Его качества и заслуги перед империей стали основой образа Анны Комниной и её отрицательного отношения к политическим преемникам отца.

Каким образом Анна Комнина оценивала политику преемников своего отца Алексея?

Анна Комнина негативно оценивала политику преемников своего отца Алексея. Она считала, что они не достойны управлять Бизантийской империей и не обладают теми качествами, которыми отличался её отец. Она видела измену, коррупцию и безразличие к благосостоянию империи в действиях этих правителей.

Какую роль сыграл Алексей Комнина в восприятии Анной Комниной современности?

Алексей Комнина сыграл значительную роль в восприятии Анной Комниной современности. Образ отца, его качества и заслуги перед империей стали для неё примером и ориентиром. Она видела в нём идеал правителя и стремилась к тому, чтобы подобным образом управлять историей. Влияние Алексея Комнина было явным в её отношении к политике и отрицательном отношении к преемникам отца.

Какая роль Алексея Комнина в истории Византии?

Алексей Комнин был важной фигурой в истории Византии, он правил империей с 1081 по 1118 год. Он был знаменитым правителем, который провел много реформ и укрепил власть империи.

Какие качества имел Алексей Комнин?

Алексей Комнин был отличным правителем сильным политиком и военачальником он обладал проницательностью, мудростью и остроумием. Он был также доблестным воином и успешно ведущим войны.

Как Анна Комнина оценивала политику своих преемников в отношении Алексея Комнина?

Анна Комнина отрицательно оценивала политику своих преемников в отношении Алексея Комнина. Она считала, что они не смогли сохранить и продолжить его достижения и великолепную христианскую империю, созданную им.

Какая роль Алексея Комнина в восприятии Анной Комниной?

Алексей Комнин имел значительную роль в восприятии Анной Комниной. Она была гордой дочерью своего отца и восхищалась его достижениями как политика и военачальника. Его личность очень сильно повлияла на ее взгляды и оценку событий своего времени.