Искусство прямого действия на территории Санкт-Петербурга 2000-х годов
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 18.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИСКУССТВО ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЭСТЕТИКОЙ И ПОЛИТИКОЙ 4
ГЛАВА 2. ПЕРФОМАНС 5
ГЛАВА 3. СТРИТ-АРТ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 8
Третье направление: проектирование программ паблик-арта. Мы считаем паблик-арт частью стрит-арта, или стрит-арт частью паблик-арта: тут существует очень много терминологических и идеологических нюансов, но, на самом деле, граница между одним и другим на сегодня нивелируется. Мы являемся участниками рабочей группы по работе над культурной политикой городов и определения места искусства в культурной политике. Совместно с Центром Прикладной Урбанистики создали рабочую группу по культурной политике Санкт-Петербурга. В ней участвуют эксперты разных направлений: экономисты, урбанисты, социологи, антропологи, художники, архитекторы, историки; мы организуем серию форумов и круглых столов на эту тему; осенью у нас была целая секция на Форуме Пространственного развития, например».«В Петербурге центр города и не настолько нуждается в уличном искусстве, так как почти каждый дом здесь является объектом культурного наследия. А вот со спальными районами надо работать. У нас готовится проект «Балансировка» совместно с Упсала-цирком, который направлен на изменение городской среды там, где это необходимо».Следовательно, на сегодняшний день ведется активное исследование и поддержка уличного искусства, из чего становится понятным, что оно не стоит на месте, а развивается.C 13 мая по 30 сентября 2017 г. в Музее стрит-арта прошла выставка «Праздник к вам приходит», созданная совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге. Территория открытой площадки Музея снова предстала обновленной – на стенах появились новые муралы, а инсталляции в галерее и котельной полностью преобразовали это пространство.Новый сезон в Музее уличного искусства носит революционный характер не только в исторической привязке ко времени и месту (Музей расположен на Шоссе Революции в Санкт-Петербурге), но и по сути жанра – тема революции крайне близка самому маргинальному из искусств.Над экспозицией «Праздник к вам приходит» работал российско-германский тандем кураторов: Андрей Зайцев – директор Музея стрит-арта, и Яша Янг – руководитель проекта UrbanNationMuseumforUrbanContemporaryArtBerlin. Под их патронажем 60 художников из 12 стран представили свой художественный манифест на тему революции. В конце 2017 интернет-издание TheVillage объявило «Праздник к вам приходит» выставкой года в Петербурге.Помимо основной экспозиции, выставка в Музее стрит-арта также включала в себя два специальных проекта: уличный художник Николай Super (RU) представил граффити-стену «Поколения», которая рассказывает о развитии этой субкультуры со времен СССР до России наших дней, а медиахудожник Максим Свищёв (RU) курировал медиа-арт и саунд-арт проект на верхних этажах пространства Котельной.Во всех своих проявлениях стрит-арт многообразен и стилистически, и тематически, но в любом случае его неотъемлемой составляющей является город, служащий для произведения фоном. Этот вид художественной практики и возникает как ответ на вызовы, поступающие со стороны урбанистической среды, адресатом которых является как общество в целом, так и отдельно взятый человек. Проблема влияния крупных городов на человека оказывается в центре внимания в процессе становления индустриального общества. Критики урбанизма рассматривают город как пространство подавления: индустриальное производство узурпирует социальное пространство, трансформирует его, исходя из своих интересов.Всё усиливающейся виртуализации культуры стрит-арт в этих своих проявлениях противопоставляет не только акцентирование телесности человека, но и установление новых социальных связей в современном мире.14 сентября 2018 г. в Манеже Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге состоялась выставка работ Бэнкси, которая включала в себя 68 подлинных работ, среди которых было 27 оригиналов, написанных непосредственно рукой самого художника, и еще 41 тиражные работы, так называемые принты.Подлинность данной коллекции была подтверждена официальными сертификатами.Бэнкси – настоящий идол и также кумир всех уличных художников, политический активист и благодаря всему этому – легендарная и выдающаяся фигура в мире современного искусства. Произведения Бэнкси направлены против всех известных политических систем, а также против любой социальной несправедливости, капитализма, морализаторства и войн. Таким образом, стрит-арт – это артдеятельность, направленная на преобразование окружающей среды. В Санкт-Петербурге художники активно проявляют себя в художественной жизни города, выражая таким образом свое видение и творческие идеи.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, произведение искусства сегодня может быть определено объектом взаимодействия, геометрическим местом коммуникации между бесчисленными корреспондентами и адресатами. Определить же специфику актуального искусства представляется оправданным, обратившись к понятию производства внешнего взаимодействия между индивидуумами и группами, между художником и миром, между зрителем и миром.Главное отличие искусства прямого действия от времен исторического авангарда состоит в том, что сегодняшние арт-эксперименты по моделированию тех или иных социальных практик сами производятся под «мягким» крылом соответствующих артинституций. Ориентация современного искусства на социальный контекст «выросла с тех пор в геометрической прогрессии и является сейчас почти мировым феноменом.Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию, как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий самого творца.Стрит-арт возник как определенная апроприация, присваивание техник и инструментов стрит-арта рекламой и также политической пропагандой. Современные художники, которые ранее работали только для галереи, разглядели особый потенциал улицы. Граффити как форма уличного искусства, форма социальной практики и субкультурной активности тесно связаны с темами протеста, независимости, прямого политического действия или даже девиации. Источником этого протеста и политического высказывания может быть выход энергии у членов молодежных субкультур, реакция на стерилизацию городских пространств и подчинение их интересам доминирующих групп, или это эстетический протест против однообразной повседневности, серых стен и монотонных ритмов городской жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамов, Р.Н. Политические граффити в России 1990-х гг.: опыт ретроспективного анализа / Р.Н. Абрамов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. –№ 4. – С. 25-33.Буррио, Н. Эстетика взаимодействия / Н. Бурио // Художественный журнал N°28-29 [Электронный ресурс]. – URL : http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm (дата обращения : 24.03.2019).Виноградова, Ю. Политизация эстетики или эстетизация политики / Ю. Виноградова [Электронный ресурс] // НГ АНТРАКТ. – URL:http://www.ng.ru/antrakt/2012-09-07/9_politicization.html (дата обращения : 23.03.2019).Изофатова, Е.В. Город как чистый лист. Искусство граффити / Е.В. Изофатова. – Минск :Бел.энцикл. им. Петруся Бровки, 2016. – 40 с.Кондаков, И.В. Искусство прямого действия (уличный концептуализм) / И. В. Кондаков // Искусство в начале XXI века [Текст] : проблемы и тенденции : [сборник статей] / Гос. ин-т искусствознания ; [сост., отв. ред. Е. А. Сайко]. – М. : Государственный ин-т искусствознания, 2013. – С.24-38.Кукарцева, М.А., Дмитриева, И.А. Политическое как эстетическое. Политическое как эстетическое / М.А. Кукарцева, И.А. Дмитриева [Электронный ресурс] / vkist. – URL : http://vkist.ru/politicheskoe-kak-esteticheskoe/index.html (дата обращения : 24.03.2019).Международная конференция «Перформанс: новые формы присутствия» [Электронный ресурс] / Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте». – URL : http://www.proarte.ru/events/mezhdunarodnaya-konferentsiya-performans-novye-formy-prisutstviya/ (дата обращения : 25.03.2019).Международный форум «Искусство прямого действия» [Электронный ресурс] / TimePad. – URL : https://muzey-ulichnogo-iskusstva.timepad.ru/event/488965/ (дата обращения : 24.03.2019).Осминкин, Р.С.Искусство реального времени / Р.С. Осминкин //Искусство перформанса: от футуризма до наших дней / Пер. с англ. Анны Асланян. – AdMarginem, 2013. – 320 с.Осминкин, Р.С. Партиципаторноеискусство: от «эстетикивзаимодействия»к постпартиципаторномуискусству / Р.С. Осминкин // Обсерваториякультуры. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 132-139.Осминкин, Р.С.Тело политическое: феминистский акционизм в условиях медиареальности (на примере группы PussyRiot и движения FEMEN)/ Р.С. Осминкин // Гендерные исследования. – 2017. – № 10. – С. 25-40.Открытая лекция Р. Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции»[Электронный ресурс] / Российский институт истории искусств. – URL :http://artcenter.ru/otkrytaya-lekciya-r-osminkina-partisipatornoe-iskusstvo-kollektivnyj-performans-v-epoxu-individualnoj-recepcii/ (дата обращения : 24.03.2019).Перформанс как одна из форм современного искусства [Электронный ресурс] / sciencepop. – URL : https://sciencepop.ru/performans-kak-odna-iz-form-sovremennogo-iskusstva/ (дата обращения : 25.03.2019).Перфомансы художника-акциониста Петра Павленского. С чего всё начиналось [Электронный ресурс] / Медиасоль. – URL : https://vashinovosty.mediasalt.ru/perfomansy_hudozhnikaakcionista_petra_pavlenskogo_s_chego_vs_nachinalos (дата обращения : 13.04.2019).«Праздник к вам приходит»: сезон-2017 в музее стрит-арта [Электронный ресурс] / Музей стрит-арта. – URL : https://streetartmuseum.ru/project/revolution/ (дата обращения : 25.03.2019).Чистякова, М.Г. Стрит-арт в социально-антропологической системе координат / М.Г. Чистякова // Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства Сборник научных статей. Составители и научные редакторы Л.А. Закс, Т.А. Круглова. Екатеринбург, 2017. – С. 261-281.Что такое перфоманс [Электронный ресурс] / Что такое. Net. – URL : http://chto-takoe.net/chto-takoe-performans/ (дата обращения : 25.03.2019).Художественная выставка «Бэнкси: гений или вандал?» 14 сентября – 5 ноября [Электронный ресурс] / Окно в Петербург. – URL : http://spb-gid.ru/sobytiya/banksy/ (дата обращения : 16.04.2019).Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ.ред. Д.В. Трубочкина / Э. Фишер-Лихте. – М.: Международное театральное агентство «Play&Play», Издательство «Канон+», 2015. – 376 с.
2. Буррио, Н. Эстетика взаимодействия / Н. Бурио // Художественный журнал N°28-29 [Электронный ресурс]. – URL : http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm (дата обращения : 24.03.2019).
3. Виноградова, Ю. Политизация эстетики или эстетизация политики / Ю. Виноградова [Электронный ресурс] // НГ АНТРАКТ. – URL : http://www.ng.ru/antrakt/2012-09-07/9_politicization.html (дата обращения : 23.03.2019).
4. Изофатова, Е.В. Город как чистый лист. Искусство граффити / Е.В. Изофатова. – Минск : Бел. энцикл. им. Петруся Бровки, 2016. – 40 с.
5. Кондаков, И.В. Искусство прямого действия (уличный концептуализм) / И. В. Кондаков // Искусство в начале XXI века [Текст] : проблемы и тенденции : [сборник статей] / Гос. ин-т искусствознания ; [сост., отв. ред. Е. А. Сайко]. – М. : Государственный ин-т искусствознания, 2013. – С. 24-38.
6. Кукарцева, М.А., Дмитриева, И.А. Политическое как эстетическое. Политическое как эстетическое / М.А. Кукарцева, И.А. Дмитриева [Электронный ресурс] / vkist. – URL : http://vkist.ru/politicheskoe-kak-esteticheskoe/index.html (дата обращения : 24.03.2019).
7. Международная конференция «Перформанс: новые формы присутствия» [Электронный ресурс] / Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте». – URL : http://www.proarte.ru/events/mezhdunarodnaya-konferentsiya-performans-novye-formy-prisutstviya/ (дата обращения : 25.03.2019).
8. Международный форум «Искусство прямого действия» [Электронный ресурс] / TimePad. – URL : https://muzey-ulichnogo-iskusstva.timepad.ru/event/488965/ (дата обращения : 24.03.2019).
9. Осминкин, Р.С. Искусство реального времени / Р.С. Осминкин // Искусство перформанса: от футуризма до наших дней / Пер. с англ. Анны Асланян. – Ad Marginem, 2013. – 320 с.
10. Осминкин, Р.С. Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству / Р.С. Осминкин // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 132-139.
11. Осминкин, Р.С. Тело политическое: феминистский акционизм в условиях медиареальности (на примере группы Pussy Riot и движения FEMEN) / Р.С. Осминкин // Гендерные исследования. – 2017. – № 10. – С. 25-40.
12. Открытая лекция Р. Осминкина «Партисипаторное искусство: коллективный перформанс в эпоху индивидуальной рецепции» [Электронный ресурс] / Российский институт истории искусств. – URL : http://artcenter.ru/otkrytaya-lekciya-r-osminkina-partisipatornoe-iskusstvo-kollektivnyj-performans-v-epoxu-individualnoj-recepcii/ (дата обращения : 24.03.2019).
13. Перформанс как одна из форм современного искусства [Электронный ресурс] / sciencepop. – URL : https://sciencepop.ru/performans-kak-odna-iz-form-sovremennogo-iskusstva/ (дата обращения : 25.03.2019).
14. Перфомансы художника-акциониста Петра Павленского. С чего всё начиналось [Электронный ресурс] / Медиасоль. – URL : https://vashinovosty.mediasalt.ru/perfomansy_hudozhnikaakcionista_petra_pavlenskogo_s_chego_vs_nachinalos (дата обращения : 13.04.2019).
15. «Праздник к вам приходит»: сезон-2017 в музее стрит-арта [Электронный ресурс] / Музей стрит-арта. – URL : https://streetartmuseum.ru/project/revolution/ (дата обращения : 25.03.2019).
16. Чистякова, М.Г. Стрит-арт в социально-антропологической системе координат / М.Г. Чистякова // Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства Сборник научных статей. Составители и научные редакторы Л.А. Закс, Т.А. Круглова. Екатеринбург, 2017. – С. 261-281.
17. Что такое перфоманс [Электронный ресурс] / Что такое. Net. – URL : http://chto-takoe.net/chto-takoe-performans/ (дата обращения : 25.03.2019).
18. Художественная выставка «Бэнкси: гений или вандал?» 14 сентября – 5 ноября [Электронный ресурс] / Окно в Петербург. – URL : http://spb-gid.ru/sobytiya/banksy/ (дата обращения : 16.04.2019).
19. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина / Э. Фишер-Лихте. – М. : Международное театральное агентство «Play&Play», Издательство «Канон+», 2015. – 376 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет паблик арт в искусстве прямого действия в Санкт-Петербурге?
Паблик арт является одним из направлений искусства прямого действия в Санкт-Петербурге. Оно играет важную роль в организации общественных пространств и взаимодействии с горожанами. Паблик арт помогает создавать уникальную атмосферу города и вызывает интерес у широкой аудитории.
Что такое перфоманс в контексте искусства прямого действия в Санкт-Петербурге?
Перфоманс - это художественное действие, которое происходит в присутствии публики и включает в себя элементы театра, танца, музыки и визуального искусства. В Санкт-Петербурге перфомансы часто используются в качестве выражения протеста или формы социального комментария.
Какое место занимает стрит арт в искусстве прямого действия в Санкт-Петербурге?
Стрит арт является важной составляющей искусства прямого действия в Санкт-Петербурге. Он представляет собой художественные произведения, созданные на улицах и доступные для всех прохожих. Стрит арт вносит яркую и оригинальную ноту в городскую среду, вдохновляет и вызывает дискуссии среди горожан.
Какие терминологические и идеологические нюансы существуют в определении отношений между паблик артом и стрит артом?
Существует множество различных толкований отношений между паблик артом и стрит артом. Некоторые считают, что паблик арт является частью стрит арта или наоборот. Однако сегодня граница между этими понятиями становится все более размытой, их значения переплетаются и зависят от конкретного контекста. В общем смысле можно сказать, что паблик арт и стрит арт являются взаимосвязанными и важными элементами современного городского искусства.
Какое искусство прямого действия существовало на территории Санкт-Петербурга в 2000-х годах?
В 2000-х годах в Санкт-Петербурге существовало разнообразное искусство прямого действия, включающее перформансы, стрит-арт и паблик-арт.
Чем отличается искусство прямого действия от эстетики и политики?
Искусство прямого действия сочетает в себе элементы эстетики и политики, призвано передать определенную идею или послание через непосредственное взаимодействие с публикой.
Что такое перформанс в контексте искусства прямого действия в Санкт-Петербурге?
Перформанс - это вид искусства прямого действия, который включает живое выступление художника перед публикой. Он может сочетать элементы театра, танца, музыки и других искусственных форм выражения.
Что такое стрит-арт и как оно связано с паблик-артом?
Стрит-арт - это форма искусства, которая выражается через рисунки, граффити или инсталляции на уличных поверхностях города. Паблик-арт включает в себя различные проекты искусства в общественных пространствах, которые могут включать в себя и стрит-арт.
Какие источники были использованы при написании статьи про искусство прямого действия в Санкт-Петербурге?
При написании статьи были использованы различные источники, включая книги, статьи, исследования и публикации, которые отражают историю и развитие искусства прямого действия в Санкт-Петербурге в 2000-х годах.