Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 04.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 5
1.1 Понятие и сущность коммуникативных умений .......................................................................................................................5
1.2 Развитие коммуникавиных при нормальном онтогенезе 18
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
2.1 Анализ методик диагностики особенностей развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 26
2.2 Методы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 31
Заключение 36
Список литературы 38
Для проведения необходимы картинки, с изображением различных ситуаций взаимодействия и общения взрослого и ребёнка (занятие, игра, чтение). Каждая картинка представлена в двух вариантах. На одном изображено нормативное поведение ребёнка, а на другом – ненормативное поведение. Ребёнку необходимо выбрать изображение, согласно словесной инструкции взрослого. Результаты оцениваются по 3 бальной шкале – по 1 баллу за правильно выбранную картинку.
2. Методика, направлена на понимание состояния сверстника. Для проведения необходимы 6 картинок, передающих различные эмоции. Детям задаются вопросы об эмоциональном состоянии персонажей, изображённых на картинках. Результаты оцениваются по 3 бальной шкале, где 1 балл – 1 правильно выбранная эмоция, 3 балла – 4 и более.
3. Методика, направленная на выявление представления ребёнка о способах выражения своего отношения к взрослому. Для проведения необходимы 4 картинки, с изображением различных ситуаций, в которых взрослому необходимо помощь. Все ситуации представлены в нескольких вариантах: отсутствие помощи, просьба о помощи другого человека, самостоятельно помогает. Оценка результатов также проводится по 3 бальной шкале. Низший балл ставится за выбор ситуации, где ребёнок не стремится оказать помощь. В сводной таблице отмечается уровень сформированности коммуникативной компетентности по всем методиками диагностики. [11] Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у ребёнка, разработанная А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой содержит несколько блоков, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности. В данной карте рассматриваются два блока: коммуникативные качества личности и коммуникативные действия и умения. В первом блоке диагностируются такие качества, как: эмпатийность, доброжелательность, непосредственность, искренность, открытость, конфронтация, инициативность. Второй блок диагностирует такие действия и умения, как: организационные, перцептивные, оперативные.
Диагностика проводится с помощью наблюдения, результаты фиксируются в таблице. Проявление каждого качества оценивается от 1 до 5 баллов. Баллы, полученные в результате диагностики, суммируются, делается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка. Следует отметить «Диагностику способностей детей к партнёрскому диалогу», разработанную А.М. Щетининой. Автор выделяет три основных компонента: 1 – способность слушать партнёра, 2 – способность договариваться с партнёром, 3 – способность к эмоционально-экспрессивной пристройке. Наблюдение ведётся в течение 2-3 недель в естественных условиях или специально смоделированных ситуациях.
Данные, полученные в результате наблюдения, анализируются и вносятся в таблицу 1. На основании полученных данных, устанавливается уровень развития способности к партнёрскому диалогу. Автор выделяет 4 уровня: высокий, средний, низкий и нулевой. При высоком уровне развития способности ребёнок спокойно, терпеливо слушает партнёра, договаривается, адекватно эмоционально пристраивается. При нулевом уровне ни один из компонентов не проявляется [10].
Методика «Два дома» позволяет изучить отношение ребёнка к себе и другим, особенности его самопринятия и принятия других. Для проведения данной диагностической методики необходимы материалы: два домика (разных в оформлении. Один красочный, другой – малопривлекательный), фотографии всех детей группы. Ребёнку предлагается поселить детей в эти домики. В красочный помещаются фотографии тех детей, кто, по мнению данного ребёнка, ведёт себя хорошо и нравится ему. Во второй домик – кто ведёт себя плохо, чьё поведение вызывает у ребёнка отрицательные эмоции. Ребёнку предлагается разместить в домиках не только детей группы, но и себя. Ребёнку необходимо не только разложить фотографии, но и обосновать свой выбор. Все действия фиксируются и анализируются. По результатам можно судить об отношении ребёнка к себе и другим. Выявляется степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания. На изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста направлена методика Т.А. Репиной «Секрет».
В данной методике ребёнку предлагается 3 картинки, которые необходимо положить в шкафчики трём 36 детям его группы. Изначально выясняется, какая картинка нравится ребёнку в большей и меньшей степени. После того, как ребёнок разложил картинки, его просят обосновать свой выбор. В конце исследования у ребёнка спрашивает кто, по его мнению, подарить картинку ему.
По окончанию подсчитывается количество картинок у каждого ребёнка и количество взаимных выборов. На основании полученных данных, определяется статусное положение в группе каждого ребёнка, удовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с другими детьми [13]. Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина» направлена на определение уровня сотрудничества. Для проведения данной диагностики используются: лист бумаги, на котором изображён стручок гороха, карандаш и повязка, закрывающая глаза.
Одновременно участвует 2 ребёнка. Детям предлагается нарисовать горошины в стручке, но при этом выходить за границы нельзя. Один ребёнок рисует горошины с закрытыми глазами, а другой направляет его, объясняя в какую сторону необходимо сдвинуть руку, чтоб не выйти за пределы. Затем дети меняются. Оценка производится согласно критериям: - согласованность действий - умение слышать, объяснять. Выделяется три уровня развития сотрудничества: высокий, средний и низкий.
При низком уровне достижение общей цели невозможно, так как отсутствует сотрудничество. При высоком уровне - цель достигнута, благодаря сформированности сотрудничества [14]. Нами были рассмотрены методики для определения активного словарного запаса, уровня понимания эмоционального состояния (невербальных средств коммуникации), межличностного взаимодействия, сотрудничества, выявления уровня развития диалога у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, диагностика коммуникативной деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста является одним из важнейших критериев 37 готовности ребёнка к обучению в школе. Правильно построенная диагностическая методика позволит выявить и скорректировать возможные отклонения от «портрета выпускника» дошкольного учреждения. Можно сделать вывод, что нет одной единой диагностической методики для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраст. Для полной оценки необходимо использовать комплекс методик, позволяющий охватить все стороны коммуникативной деятельности дошкольника.
2.2 Методы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
В настоящее время одним из основных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является развитие коммуникативной деятельности ребенка, ведь коммуникативная деятельность – ведущий вид человеческой деятельности, которая направлена на оценку и познание самого себя посредством других людей. Владение навыками коммуникативного взаимодействия с окружающими выступает основой благополучного развития ребенка. Умение организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации определяется как коммуникативная деятельность.
Проблема формирования коммуникативной деятельности ребенка остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе коммуникативного взаимодействия. Несовершенство коммуникативной деятельности препятствуют развитию познавательных и речемыслительных способностей ребенка, что в свою очередь, отрицательно влияет на овладение знаниями ребенком и на его поведение в обществе.
Вопросом изучения коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи занималось множество ученных, среди них: Т.Б. Филичева, О.Е. Грибова, О.С. Павлова [4]. Ученые отмечают, что у детей данной категории имеются трудности в удовлетворении и развитии коммуникативной деятельности. Следовательно, исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи имеет принципиально важное значение, а значит, вопрос о необходимости сознания соответствующих методик остается актуальным в настоящее время.
Вопросом исследования уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи занимались Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина [5], Е.В. Дзюба [2] и другие. Методики данных ученых являются основополагающими при разработке методики по исследованию уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха
Методика изучения речевой деятельности дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной заключается в том, что в естественных условиях фиксируется все общение детей со взрослыми и сверстниками. При этом, речь ребенка записывается дословно, сохраняется своеобразие лексики и стилистика речи, отмечаются особенности общения или его отсутствие [5; 12].
Е.В. Дзюба считает, что при исследовании коммуникативной деятельности детей необходимо обратить внимание на все составляющие коммуникативной деятельности. Так, например, автор предлагает следующие сочетание: исследование фонематического слуха, исследование вербально-логического мышления, исследование словарного запаса. Такая совокупность помогает более детально определить уровень сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет и выявить причину возникновения проблем в данной области [2, с. 56].
Целью разрабатываемой методики является: исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха.
Сочетание нескольких методик по выявлению уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха и дает возможность всестороннего обследования ребенка. Методика изучения речи детей дошкольного возраста в общении со сверстниками и взрослыми, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной является основополагающей, так как именно в жизненных ситуациях ребенок демонстрирует свои знания, умения и навыки [5]. Но, в то же время, данная методика дает недостаточно полное представление об уровне сформированности коммуникативной деятельности детей данной категории. Поэтому при исследовании уровня сформированности коммуникативной деятельности детей данного возраста необходимо использование методики Е.В. Дзюба, так как данная методика помогает более детально исследовать уровень сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха.
Исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности речи детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха предполагает три серии заданий и данные, полученные во время наблюдения за ребенком в ситуации его общения со взрослыми и сверстниками. При этом, положительным считается результат от 8 до 12 баллов, средним – от 5 до 8 и низким от 0 до 5 баллов.
Первая серия заданий направлена на исследование уровня развития фонематического слуха детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха Инструкция логопеда: «Давай с тобой придумаем слово, например, «солнце». Я буду повторять его, а потом заменю другим, как только услышишь другое слово – хлопай в ладоши».
Вторая серия заданий направлена на получение знаний об уровне развития вербально-логического мышления ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха Данная серия включает в себя два задания: первое задание заключается в том, чтобы ребенок закончил предложение одним из предложенных слов; суть второго задания – назвать группу слов одним обобщающим словом.
Целью третьей серии заданий является определение объема активного словарного запаса ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха Инструкция логопеда: «Объясни иностранцу что такое самолет».
Оценка заданий каждой серии по выявлению уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуа предполагает учет специально разработанных баллов по выполнению зданий:
Низкий балл (1 балл) – дети с трудом выполняют задания или отказываются от выполнения.
Средний балл (2 балла) – дети выполняются задания с подсказкой или допускают одну-две ошибки при выполнении.
Высокий балл (3 балла) – дети выполняют задания с легкостью и чаще всего без ошибок.
Для более удобного восприятия результатов исследования была создана сводная таблица. По горизонтали указаны баллы, которые ребенок может получить при выполнении заданий (от 1 до 3), по вертикали указаны задания (табл. 1).
Таблица 1.
Исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи
1 балл 2 балла 3 балла Услышал слово – хлопай Закончи предложение Назови обобщающее слово Объясни значение слова
Данные, полученные при исследовании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ситуации их общения со взрослыми и сверстниками интерпретируются логопедом самостоятельно, где оцениваются все компоненты речевой деятельности и все составляющие коммуникативной деятельности.
Данная диагностическая методика по исследованию уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи помогает более точно определить уровень сформированности коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи, а в дальнейшем – проследить динамику развития коммуникативной деятельности ребенка. Подводя итог, следует отметить, что предложенная методика является эффективной, так как всестороннее исследование коммуникативной деятельности ребенка дает более точные данные об уровне ее сформированности. Более того, полученные результаты помогут при построении коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи в целом и нарушений коммуникативной деятельности в частности.
Заключение
Наиболее важными особенностями психики ребенка данного возрастного периода является достаточно высокий уровень умственного развития, обобщенное мышление и смысловое запоминание. В возрасте 6-7 лет происходит формирование определенного набора навыков и знаний, быстрыми темпами развивается память и воображение. Для наиболее успешного прохождения социализации ребенок должен обладать развитой коммуникативной деятельностью. Коммуникативная деятельность определена нами как характеристика личности, состоящая из знаний, умений, личностных качеств и опыта, которые позволяют достигнуть взаимопонимания в процессе общения, а также комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, инициативность общения, сдержанность в общении, культура речевой коммуникации. Коммуникативные способности позволяют дошкольнику решать различные проблемы, которые возникают в процессе общения. Ребёнок учится преодолевать эгоцентризм, действовать согласно правилам в различных коммуникативных ситуациях, творчески и осознано регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях. Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников. 51 Диагностика коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших критериев готовности ребёнка к обучению в школе. На данном этапе нет единой диагностической методики для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраст. Для полной оценки необходимо использовать комплекс методик, позволяющий охватить все стороны коммуникативной деятельности дошкольника. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что для решения проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха нужно создать психолого-педагогических условия для обеспечения максимальной коммуникативной активности детей по формированию: умения понимать эмоциональное состояние другого человека; умения взаимодействия ребенка с взрослым и другими умения выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение.
Список литературы
Батлинер, Г.В. Сурдопедагогическая помощь [Текст] / Г.В. Батлинер. – М. : Уч. пособие, 2015. – 132 с.
Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова. – М. : Наука, 2012. – 122с.
Ботикс, Р.М. Д.И. Основы специального обучения слабослышащих детей / Р.М. Ботикс. – М.: 2014. – 246 с.
Выготский, JI.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 2015. – Т. 3. – 484 с.
Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Уч. пособие, 2015. – 456 с.
Волосовец, Т.В. Группы комбинированной направленности [Текст] / Е.Н. Купепова. – М., 2014. – 35 с.
Гоголева, А.В. Обучение детей грамоте 5-6 лет /А.В.Гоголева. – М. : Методическое пособие, 2016. – 78с.
Гельман И.Ф., Спецефические средства общения глухих Ленинградский восстановительный центр ВОГ. – М.: 2011. – 225с.
Дети с нарушением слуха / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М.: 2015.
Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 452 с.
Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с нарушением слуха / О.В.
Защиринская. – М. : Уч. пособие, 2014. – 292 с.
Зайцева, Г.Л.. Дактилология. Жестовая речь. / учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / Г.Л. Зайцева. – М. : Просвещение, 2014. – 159с.
Комарова, О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств личности в структуре личности / Психология и педагогика. – М.: Новосибирск, ЦРНС, 2010. – 150с.
Коноваленко, С.В., О.С. Коммуникативные способности и социализация детей / С.В. Коновалеко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 148с
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2014. – 136с.
Лапшин, В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии. [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
Леонград, Э.И., Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи [Текст] / под ред. Ф.Ф. Рау. – М.:,1976. – 234 с.
Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. – 420с.
Нейман, Л.В., Богомлинский, М.Р., Анатомия,физиология и патология органов слуха и речи / под ред. В.И.Селеверстова. – М.: ВАЛДОС, 2015 – 224с.
Носкова, Л.П., Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред.Л.П. Носковой. – М.: 1993. – 354 с.
Обучение детей с нарушением слуха / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Ярославль, изд-во Академия развития, 2014. – 269с.
Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 2014. – 152с.
Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с нарушением слуха / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2017 – 304с.
Рахманов, В.М., Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении [Текст] / В.М. Рахманов. – М.: Психотерапия , 2014. – 128 с.
Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М. : Педагогика, 2015. – 269 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 720 с.
Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка/ Е, А.Г. Самохвалова. – М.: СПБ. Речь, 2011. – 432с.
Тарасов, Д.И., Тугоухость у детей / Д.И. Тарасов и др. – М.: Медицина, 2015. – 239 с.
Шматко, Н.Д., Пелымская, Т.В., Если ваш ребенок не слышит [Текст] / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2015. – 486с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 384с.
Юдаева, И.В.Речевое общение / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 35-59.
Янн, П.А. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. –СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
1
1. Батлинер, Г.В. Сурдопедагогическая помощь [Текст] / Г.В. Батлинер. – М. : Уч. пособие, 2015. – 132 с.
2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова. – М. : Наука, 2012. – 122с.
3. Ботикс, Р.М. Д.И. Основы специального обучения слабослышащих детей / Р.М. Ботикс. – М.: 2014. – 246 с.
4. Выготский, JI.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 2015. – Т. 3. – 484 с.
5. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Уч. пособие, 2015. – 456 с.
6. Волосовец, Т.В. Группы комбинированной направленности [Текст] / Е.Н. Купепова. – М., 2014. – 35 с.
7. Гоголева, А.В. Обучение детей грамоте 5-6 лет /А.В.Гоголева. – М. : Методическое пособие, 2016. – 78с.
8. Гельман И.Ф., Спецефические средства общения глухих Ленинградский восстановительный центр ВОГ. – М.: 2011. – 225с.
9. Дети с нарушением слуха / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М.: 2015.
10. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 452 с.
11. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с нарушением слуха / О.В.
12. Защиринская. – М. : Уч. пособие, 2014. – 292 с.
13. Зайцева, Г.Л.. Дактилология. Жестовая речь. / учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / Г.Л. Зайцева. – М. : Просвещение, 2014. – 159с.
14. Комарова, О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств личности в структуре личности / Психология и педагогика. – М.: Новосибирск, ЦРНС, 2010. – 150с.
15. Коноваленко, С.В., О.С. Коммуникативные способности и социализация детей / С.В. Коновалеко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 148с
16. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2014. – 136с.
17. Лапшин, В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии. [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
18. Леонград, Э.И., Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи [Текст] / под ред. Ф.Ф. Рау. – М.:,1976. – 234 с.
19. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. – 420с.
20. Нейман, Л.В., Богомлинский, М.Р., Анатомия,физиология и патология органов слуха и речи / под ред. В.И.Селеверстова. – М.: ВАЛДОС, 2015 – 224с.
21. Носкова, Л.П., Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред.Л.П. Носковой. – М.: 1993. – 354 с.
22. Обучение детей с нарушением слуха / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Ярославль, изд-во Академия развития, 2014. – 269с.
23. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 2014. – 152с.
24. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с нарушением слуха / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2017 – 304с.
25. Рахманов, В.М., Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении [Текст] / В.М. Рахманов. – М.: Психотерапия , 2014. – 128 с.
26. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М. : Педагогика, 2015. – 269 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 720 с.
28. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка/ Е, А.Г. Самохвалова. – М.: СПБ. Речь, 2011. – 432с.
29. Тарасов, Д.И., Тугоухость у детей / Д.И. Тарасов и др. – М.: Медицина, 2015. – 239 с.
30. Шматко, Н.Д., Пелымская, Т.В., Если ваш ребенок не слышит [Текст] / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2015. – 486с.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 384с.
32. Юдаева, И.В.Речевое общение / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 35-59.
33. Янн, П.А. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. –СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха межличностные отношения могут быть затруднены из-за их ограниченной возможности слышать и воспринимать звуки. Это может приводить к изоляции и затруднениям в общении с окружающими.
Что такое коммуникативные умения?
Коммуникативные умения - это навыки, которые позволяют человеку эффективно общаться и передавать информацию. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развитие коммуникативных умений может быть затруднено из-за их ограниченной возможности слышать и воспринимать речь.
Каким образом развиваются коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста нормального онтогенеза коммуникативные навыки развиваются через активное участие во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Они учатся слушать и отвечать на вопросы, использовать жесты и мимику для передачи информации, участвовать в играх, где требуется коммуникация и сотрудничество.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха?
У детей с нарушением слуха развитие коммуникативных навыков может быть затруднено из-за их ограниченной возможности слышать и воспринимать речь. Они могут испытывать трудности в процессе освоения языка, понимания речи окружающих и выражения своих мыслей и чувств.
Какие межличностные навыки особенно важны для детей с нарушением слуха?
Для детей с нарушением слуха особенно важны навыки эмоциональной коммуникации и эмпатии. Это помогает им устанавливать эмоциональные связи с другими людьми, развивать доверие и улучшать межличностные отношения.
Какие умения необходимы для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо научить их использовать жестовый язык, чтение с лба (методика чтения по губам), а также произносить звуки и слова с помощью слуховой протезированной аппаратуры.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развитие коммуникативных навыков может быть затруднено из-за отсутствия слухового восприятия. Они могут испытывать проблемы с произношением и пониманием речи, а также с развитием социальных навыков.
Какие методики помогают развивать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут применяться различные методики, например, методика различения звуков и стимулов, жестовый язык, чтение с лба (методика чтения по губам). Также важно проводить специальные занятия по развитию речи и коммуникации.
Какие трудности могут возникнуть у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут возникать трудности в установлении контакта с другими людьми из-за ограничений в слуховом восприятии. Они могут испытывать проблемы с пониманием и интерпретацией речи окружающих, а также с произношением слов. Это может приводить к изоляции и недостатку коммуникационных навыков.
Какие особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут быть определенные особенности в межличностных отношениях. Они могут испытывать трудности в установлении контакта с окружающими и проявлять нарушения в коммуникации. Также, они могут испытывать затруднения в понимании и выражении себя на слуховом языке, что может повлиять на их способность общаться и устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми.
Какие коммуникативные умения развиваются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развиваются основные коммуникативные умения, такие как умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими. Они могут проявлять активность в общении и стараться использовать все доступные способы коммуникации, включая жестовый, письменный или речевой язык.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут быть определенные особенности в развитии коммуникативных навыков. Они могут требовать дополнительной поддержки и помощи в освоении слухового языка и развитии речи. Также, эти дети могут нуждаться в использовании специальных устройств, таких как слуховые аппараты или коклеарные импланты, для повышения слуховой восприимчивости и облегчения коммуникации.