История развития школьных музеев в Российской Федерации в конце 20 и начале 21 века
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 26.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Государственная политика музеев и виды 5
Выводы первой главы: 16
Глава 2. Проблемы музеев, вся деятельность 17
Выводы второй главы 28
Заключение 29
Список литературы: 30
В 2014-2015 учебном году в школьном музее подготовлены и проведены тематические беседы "Славься, страна! Мы гордимся тобой", посвященная истории Государственного гимна Российской Федерации, "Блокада Ленинграда", посвященная 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыМузей МАОУ «СОШ №67 г. Челябинска при ЮУрГУ»На тихой улице Сони Кривой находится небольшая, но уютная школа № 67. В сентябре 2010 ей исполнилось 50 лет! Зайдите в её – и вас сразу встретит школьный музей «Быт народов Урала» и «История школы». Он, как и школа, небольшой по площади, но интересен по содержанию.Как это начиналось:Начало для будущего музея положила учитель истории, краевед-энтузиаст Корецкая Татьяна Леонидовна. Это она организовала первые археологические экспедиции, туристические походы, научные конференции. Привезённые из экспедиций и походов предметы бережно хранятся в музее.Рождение музея – 18 мая 2004 года.Изучение родного края было продолжено учителем географии Немудрым Михаилом Викторовичем. В музее с его помощью собрана коллекция минералов.Тараскина Татьяна Евгеньевна, учитель литературы, совершая с детьми поездки по Челябинской области и России, пополнили музей ценными предметами народного творчества.Организацией музея занялась, после выхода на заслуженный отдых, заместитель директора по УВР, учитель литературы Меньшикова Т.М., Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РСФСР, награжденная медалью «Патриот России»Концепция развития музея:определяет его цели: осуществление гражданско-патриотического воспитания, ознакомление учащихся с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом народов Урала, пробуждение интереса к прошлому, к истории своих предшественников.Эти цели реализуются через музейные экспонаты, способствующие воспитанию культуры человека, владеющего гуманистической системой ценностей, выработанной веками; помогают ребёнку осознать себя продолжателем дела своих предков, свою ответственность перед потомками.Экспонаты музея подлинные. Они собраны в ходе археологических экспедициях, этнографических походов, в последние годы экспонаты собираются детским объединением «Истоки», которое работает в период летних каникул, некоторые экспонаты получены в дар от родителей, жителей микрорайона и друзей музея.В музее восемь разделов: археология, геология (коллекция учебных минералов), предметы быта и культа конца XIX- XX веков, нузимнатика, русская изба, «История школы».Экспозиции создаются только в соответствии с названием музея. Так была собрана коллекция вещей солдата периода ВОВ и озаглавлена «Скромный быт советского солдата». Экспозиция была посвящёна 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В создании экспозиции нам помог Ваганов Григорий Иванович, участник ВОВ, в мирное время педагог, поисковик, краевед Переданные им экспонаты привезены с мест ленинградского фронта. В земле пролежали 60 лет: фляжка и кружка; ложка и ножичек, котелок, опасная бритва, губная гармошка и другие вещи. Гармонь и молитвенник, который подарила музею вдова фронтовика Карелина, прошли с ним всю войну. Кисет для табака прислала Ваганову Г.И. незнакомая девушка, и он хранил его, хотя сам никогда не курил. Здесь мы видим фронтовые письма, гимнастёрку, галифе, ремень и пилотку, портсигар и самодельную зажигалку. Всё передано в дар музею родственниками фронтовиков.Здесь же творческие работы учеников о военной и послевоенной трудовой деятельности лётчиков-ветеранов войны, воспоминания членов секции «Крылатая Гвардия», с которыми школу связывает многолетняя дружба и сотрудничество. Они оформили в нашем музее свою галерею «Откуда лётчики взлетали».Формы работы музея разнообразны. Это музейные уроки и ролевые игры. Обзорные и тематические экскурсии. Конкурсы, выставки и викторины. Народные праздники и фестиваль «Народов Урала». Уроки истории, музыки, ИЗО и технологии. Исследования и защита рефератов города и области. Обмен экскурсиями и экспонатами с другими школами и музеями города.Отбор мероприятий осуществляется в соответствии с народным календарём, знаменательными историческими и юбилейными датами. Периодичность их такова: четыре праздника посвящены наступлению времён года, один – культуре и быту одного из народов, населяющий наш край. Праздники обычно проводятся в импровизированной Русской избе. Здесь тихо, тепло и уютно, как в добром, гостеприимном доме; здесь царит свежесть выбеленной красавицы-печки, пахнет горячим воском свечи и лампадным маслом, сухими травами. Все предметы, собранные в нашей избе, имеют богатую и долгую историю. Здесь всё можно потрогать, взять в руки, пройтись с вёдрами на коромысле, поработать ухватом. Каждый предмет таит в себе целую романтическую историю. Ведут экскурсии юные экскурсоводы. Вот названия некоторых экскурсий: «Распахнутая земля», «О чём рассказала лучина», «Бабушкины сказки», «Волшебная глина», «Золотая стружка», «Тайна огня и металла», «Посиделки у бабушки Тани», «Из бабушкиного сундука» и другие. Музейные уроки, проводятся руководителем музея в тесном контакте с классным руководителем и учителями.При подготовке и проведении календарного праздника активное участие принимают учителя музыки, ИЗО, технологии, а также мамы, бабушки, ветераны педагогического труда, ветераны ВОВ, друзья музея. Они приносят угощения, старинные рецепты, рассказывают о играх и забавах своей молодости и т.дЕжегодно музей принимает участие в конкурсах всех уровней. Исследовательские работы отмечаются дипломами, грамотами, ценными подарками.«Откуда пришла прялка на Урал?» ответ найдёте в в реферате Марии Тингаевой и Марии Тютеновой. Ими найдены фамилии известных уральских умельцев. Традиции предписывают русскому парню изготовить собственными руками прялку для невесты. Каждый юноша старался превзойти своим мастерством. Наши старшеклассники постарались попробовать свои возможности. И теперь в музее рядом с прялкой конца XIX века красуется прялка, «излаженная» и расписанная умельцами XXI век, учениками седьмого класса. А ученица 4-ого класса на занятиях изостудии смастерила пряху в народном костюме, в лаптях и с расписной прялкой в руках. Эти экспонаты стали достоянием школьного музея и говорят, что народное творчество имеет продолжение.Исследована и описана история многих экспонатов «История гончарного дела в Челябинске», «История осветительных приборов», «История русского и башкирского костюма», «История моего народа» и др. За последние годы музей получил целый ряд наград районного, городского, областного ведомства. Главная из них: Почётная Грамота Совета Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, музей занесён в Книгу Почёта на Поклонной Горе в г. Москве.Большинство музеев Урала демонстрируют сегодня возрастающую роль работы с культурным наследием региона. Как правило, развитие и преображение школьных музеев сопровождает процесс модернизации производства или гуманизации окружающей среды. И, наоборот, кризис предприятия сопровождается упадком или закрытием его музея. Почему-то в сувенирных отделах уральских музеев избыток хохломы и матрешек, а местный ассортимент связан с наследием формально и скучно. Казалось, после выхода работ Т. Быстровой о проблемах сувенира, должны начаться творческие поиски в этой сфере. Но, несмотря на то, что в Екатеринбурге по несколько вузов выпускают дизайнеров, дизайн в области сувенирной продукции сводится к кургузым рудознатцам, приземистым пожарным, подносам с корзинками и рябинками, увесистому и дорогому литью, изобилующей золотом, но бедной стилистически златоустовской стали. Эти и другие предметы сувенирной продукции демонстрируют стагнацию дизайнерской мысли и неосведомленность в сфере своего культурного наследия. И когда в качестве сувенира необходим не китч и не банальность, спасают предметы народного и наивного искусства Музейного центра «Гамаюн» или Центра традиционной народной культуры Среднего Урала. Наследие местной художественной промышленности хорошо изучено, опубликовано и логика его развития тщательно выстроена. История наследия Урала показывает, что владельцы уральских предприятий, выпускавших в числе прочего подарочную продукцию, были людьми, следившими за стилем и модой, и вместе с тем поощряли народную культуру. Результат этого – сумма художественного «наива» и актуальной стилистики, которая отчетливо прочитывается в уральском декоративно-прикладном искусстве и его эволюции. Смесь мотивов Руси и Орды на златоустовских булатах, цитаты русско-византийского стиля и образы модерна или соцреализма в каслинском литье имеют выразительный уральский колорит. Стилистика декоративно-прикладного искусства Урала стала порождением эпохи 50 историзма, когда копирование и имитация исторических стилей создавала богатейших стилистический диапазон. Каслинский павильон, создававшийся в период эклектики и накануне модерна, ярко транслирует нам эти стили.Выводы второй главыВ своей второй главе моего курсового исследования, мне хотелось отметить, сколько достойных интересных людей, в которых столько желания, своей внутренней силы и альтруизма, которые столько делают для своего города и страны в целом. Изучая материал курсовой работы, благодаря данной темы, столько всего нового и интересного было прочитано и рассмотрено, касательно данной темы. Сердце радовалось, когда люди начинали брать проекты, поднимая с нуля, делая для своего города столько интересного. Как же это важно, когда все это находит отклик и интерес у людей. Столько интересных музеев сделано, столько открылось и столько продолжает радовать своей работы. ЗаключениеВ завершение важно отметить,что культура «как совокупность материальных и духовных ценностей, творений человека» сегодня является неотъемлемой частью классической триады факторов, которые определяют механизм внешнеполитической деятельности государства наравне с политикой и экономикой. Начало XXI века ставит новые задачи перед государствами в сфере международных отношений. Процессы глобализации в современном мире открывают культурному сотрудничеству стран более широкие перспективы и придают культурной составляющей дополнительную значимость.Культура является областью деятельности, в которой культура используется в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства .Такими целями является – создание благоприятного образа страны, популяризация культуры, традиционных ценностей и языка народов, проживающих в этой стране.Чтобы обеспечить эффективное применение культурной дипломатии в отношении другого государства следует глубоко и всесторонне изучать религию и традиции, историю и культурные особенности этой страны. И с этой функцией как нельзя лучше справляется музей, который является ключевым элементом новой парадигмы международных отношений, направленным на решение актуальной задачи обеспечения культурно-цивилизационной совместимости современного мира с целью гуманизации и гармонизации отношений человека и общества. Список литературы:1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; Под общ.ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. - М.: 1980. 2. Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное пособие. - М: 1978. 3. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998. /Авторсоставитель Ю.С.Константинов. — М.:1998. 4. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О.Шмидта. — М.: 1988. 5. И.В.Цветаев создает музей. /Составители А.А.Демская, Л.М.Смирнова. - М.: 1995. 6. Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. — М.: 1990. 7. Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. — М.: 1987. 8. Краеведческая работа в начальных классах. Из опыта работы. — М.: 1977. 9. Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя. /Сост. М.П.Простов. — М.: 1984. 10. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982. 11. Михайловская A.M. Музейная экспозиция. (Организация и техника). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. — М.: 1964. 12. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов поспец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. — М.: 1988. 13. Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. — М.: 1985. 14. Музейные термины. /Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. — М.: 1986. 15. Наследники России: Сб. статей. - М.: ВООПиК, 2002. 16. Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах. — М.: 2001. 17. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. — М.: 1988. 18. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогукраеведу. — М.: 1994. 19. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.-.1987. 20. Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 10-11 декабря 1998 г . - М.: 1999. 21. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей — М.: 1973. 25. Строев К.Ф. Краеведение. - М.:1976. 22. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. - М.: 1988. 27. Филимонов СБ. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). — М.: 1991. 29. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. — М.: 1995. 30. Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. - М.: 1977. 31. Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987. 32. Элъкин Г.Ю., Огризко ЗА. Школьные музеи: Пособие для учителей. - М.: 1972.
Список литературы:
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; Под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. - М.: 1980.
2. Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное пособие. - М: 1978.
3. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998. /Авторсоставитель Ю.С.Константинов. — М.:1998.
4. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О.Шмидта. — М.: 1988.
5. И.В.Цветаев создает музей. /Составители А.А.Демская, Л.М.Смирнова. - М.: 1995.
6. Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. — М.: 1990.
7. Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. — М.: 1987.
8. Краеведческая работа в начальных классах. Из опыта работы. — М.: 1977.
9. Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя. /Сост. М.П.Простов. — М.: 1984.
10. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982.
11. Михайловская A.M. Музейная экспозиция. (Организация и техника). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. — М.: 1964.
12. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по спец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. — М.: 1988.
13. Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г. Ванслова, А.К. Ламунова, Э.А. Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. — М.: 1985.
14. Музейные термины. /Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. — М.: 1986.
15. Наследники России: Сб. статей. - М.: ВООПиК, 2002.
16. Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах. — М.: 2001.
17. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. — М.: 1988.
18. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогукраеведу. — М.: 1994.
19. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.-.1987.
20. Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 10-11 декабря 1998 г . - М.: 1999.
21. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей — М.: 1973. 25. Строев К.Ф. Краеведение. - М.:1976.
22. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. - М.: 1988.
27. Филимонов СБ. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). — М.: 1991.
29. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. — М.: 1995.
30. Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. - М.: 1977.
31. Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987.
32. Элъкин Г.Ю., Огризко ЗА. Школьные музеи: Пособие для учителей. - М.: 1972
Вопрос-ответ:
Какая государственная политика музеев была проведена в России в конце 20 и начале 21 века?
В конце 20 и начале 21 века в России была проведена государственная политика, направленная на развитие школьных музеев. Были разработаны программы и проекты, направленные на формирование патриотического и культурного воспитания учащихся через активное использование музейных ресурсов.
Какие виды школьных музеев развивались в России в указанный период?
В указанный период в России развивались различные виды школьных музеев: исторические, литературные, природоведческие и другие. Каждый из них имел свою специфику и направленность, что позволяло учащимся более глубоко изучать интересующие их темы.
Какие проблемы возникали у школьных музеев в указанный период?
В указанный период у школьных музеев возникали различные проблемы. Одной из основных проблем была финансовая нестабильность, что ограничивало их возможности для развития и обновления экспозиций. Кроме того, отсутствие достаточной внимательности со стороны общественности и органов власти также создавало трудности в работе музеев.
Какие тематические беседы проводились в школьных музеях в 2014-2015 учебном году?
В 2014-2015 учебном году в школьном музее были проведены тематические беседы, посвященные истории Государственного гимна Российской Федерации и блокаде Ленинграда в честь 70-летия полного освобождения города. Эти беседы помогли учащимся более глубоко понять и оценить исторические события и их значение для страны.
Какие выводы можно сделать по первой главе истории развития школьных музеев в России?
По первой главе истории развития школьных музеев в России можно сделать следующие выводы: государственная политика способствовала развитию школьных музеев, различные виды музеев развивались в указанный период, однако существовали и проблемы, включая финансовую нестабильность. В то же время, проведение тематических бесед в школьных музеях позволяло учащимся более глубоко погрузиться в изучаемые темы и расширить свои знания.
Какие типы музеев развивались в России в конце 20 и начале 21 века?
В России в конце 20 и начале 21 века развивались различные типы музеев, включая и школьные музеи. Также существуют государственные музеи, музеи истории, художественные музеи, научно-исследовательские музеи и другие.
Какую политику государство осуществляет в отношении музеев в России?
Государство осуществляет политику поддержки музеев в России. Оно предоставляет финансовую поддержку, проводит различные программы и инициативы, направленные на развитие музейной деятельности. Государство также участвует в сохранении и защите культурного наследия, оказывает помощь в организации выставок и мероприятий.
Какие проблемы сталкиваются музеи в России?
В России музеи сталкиваются с различными проблемами, в том числе с нехваткой финансирования, недостатком квалифицированных кадров, нехваткой современного оборудования, сложностями в экспозиционной работе и привлечении посетителей. Также есть проблемы с сохранением и защитой коллекций, реставрацией объектов, обновлением экспонатов и развитием интерактивных форматов.
Что было представлено в школьных музеях в России в 2014-2015 годах?
В 2014-2015 учебном году в школьных музеях России были подготовлены и проведены тематические беседы. Среди них была беседа "Славься страна! Мы гордимся тобой", посвященная истории Государственного гимна Российской Федерации, а также беседа, посвященная 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады.
Какая государственная политика была проведена в отношении школьных музеев в Российской Федерации в конце 20 и начале 21 века?
Государственная политика в отношении школьных музеев в Российской Федерации в конце 20 и начале 21 века была направлена на развитие музейной деятельности в образовательных учреждениях. Основной задачей было создание и укрепление музейной базы школ, а также обеспечение доступности образовательных программ, связанных с музейной деятельностью, для школьников. Для этого были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя курсы по музейной педагогике, и проведены мероприятия по обучению педагогических работников, в том числе и организацию специализированного профессионального образования.
Какие проблемы возникали в деятельности школьных музеев в Российской Федерации?
В деятельности школьных музеев в Российской Федерации возникали различные проблемы. Одной из наиболее распространенных была нехватка финансовых средств на содержание и развитие музея. Это приводило к ограничениям в закупке экспонатов, обновлении выставочного оборудования и проведении образовательных мероприятий. Также, нередко возникали сложности с обеспечением научными работниками и квалифицированными педагогами, что сказывалось на качестве проводимых мероприятий. Еще одной проблемой было недостаточное внимание со стороны образовательных учреждений к музейному делу, что приводило к недооценке и недопониманию важности музеев в процессе образования детей.