Деятельность учреждений по развитию декоративно-прикладного творчества
Заказать уникальный реферат- 36 36 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Творческие способности: история и современное состояние вопроса 5
2. Характеристика учреждений по развитию декоративно-прикладного творчества 14
3. Методика развития творческих способностей посредством вязания крючком в учреждении дополнительного образования 23
Заключение 32
Список литературы 34
Данные занятия способствуют развитию познавательной и творческой активности младших школьников. При этом в программе учитываются достижения и опыт прошлого, а также современные реалии, проблемы и тенденции развития общества.Под развитием творческой и познавательной активности понимается, в первую очередь, наиболее полное раскрытие, а также развитие творческих способностей детей в достижении различных успехов и осознании им собственной успешности.Исходя из данного понимания, важно обратить внимание на воспитание не столько нравственности и творческой направленности личности, сколько качеств, помогающих детям заниматься успешно определенным видом деятельности, быть готовым к созидательной деятельности, а также приобрести специальные навыки вязания крючком, требующие, в свою очередь, высоко развитой мелкой моторики рук.Цельпрограммы - создание необходимых развивающих условий для формирования, раскрытия и проявления творческих способностей у детей 10-11 лет в реализации творческого потенциала посредством обучения вязания крючком в учреждениях декоративно-прикладного творчества.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:- приобщить детей к декоративно-прикладному искусству и народной культуре;- раскрывать и демонстрировать перспективные «познавательные» и «творческие» особенности ребёнка для него самого;- использовать отечественные традиции вместе с современным опытом в области развития познавательной и творческой активности детей;- сформировать и развивать творческие начала личности ребенка;- выявить наиболее способных детей и создать условия для их самореализации;- развить умения и навыки конструктивно-критического, а также творческого мышления, самостоятельности, инициативы, навыки коллективной творческой деятельности и принятия совместных решений;- развить эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности;- обучить умению подбирать пряжу и крючок;- оказание педагогом индивидуальной помощи детям при обучении вязанию крючком.Основные направления работы заключаются в:1. Знакомстве с образцами народных художественных промыслов.2. Самостоятельномсоздании декоративных изделий.Основная форма работы - групповые занятия. Индивидуальная работа может предшествовать групповой работе и проводиться с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, для того чтобы:Определить примерный уровень развития изобразительной деятельности, отношения к деятельности и к декоративно-прикладному искусству в частности. Учитывать индивидуальные способности детей.Определить возможные перспективы работы, спланировать ее.Содержание работы:Учебный материал должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом темы того или иного занятий. Усложнение происходит постепенно. Сначала педагог знакомит детей с образцами различной по качеству и составу пряжи (см. рис. 1-3), цветовыми особенностями и способами подбора необходимого цвета и их сочетаний.Рис. 1. Образцы пряжи для вязания крючком (бамбуковое волокно)Рис. 2.Образцы пряжи для вязания крючком (шерсть)Рис. 3. Образцы пряжи для вязания крючком (синтетическое волокно)Далее педагог приступает непосредственно практической деятельности - к обучению вязанию. Основной метод – демонстрация. Основной принцип – от простого к сложному на примере выполнения изделия «салфетка под горячее» (см. рис. 4-7):Обучение набору воздушных петелек.Обучение замыканию воздушных петелек в круг соединительной петлей. Обучение приему «подъем» на одну петельку. Обучение приему «столбец с накидом». Рис. 4. Замыкание столбцов с накидомРис. 5. Столбец с накидом в аркуРис. 6. 3 столбца с накидом через 3 воздушные петлиРис. 7. Замыкание столбцовВ работе необходимо использовать различные методы, а также их сочетание: метод одномоментности (обеспечение самостоятельного творческого поиска детьми средств выразительности); метод обследования и наглядности (рассматривание подлинных изделий, альбомов, иллюстраций,открыток, видеофильмов и других наглядных пособий); словесный метод (пояснения, беседа, использование художественного слова, указания); практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий); эвристический метод (развитие у детей находчивости и активности); частично-поисковый метод; проблемно-мотивационный метод (стимулирование активности детей посредством включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (обеспечение взаимодействия педагога и ребёнка в едином творческом процессе); метод сотворчества; мотивационный метод (поощрение,убеждение).Основные этапы работы:I этап – Подготовительный.Задачи подготовительного этапа:Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.Воспринимать содержание узора вязаной вещи, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь предмета с традициями народного искусства.Формировать чувство симметрии и гармонии.II этап – Практический.Задачи практического этапа:Самостоятельно использовать выученные приемы вязания в иных изделиях.Строить самостоятельно на различных изделиях композицию из узоров с учетом их формы и функции.Самостоятельно выбирать способ вязки для различных изделий.Правильно использовать инструмент – крючок для вязания, подбирать необходимый по толщине.Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.Ожидаемые результаты:Дети узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;Дети умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;Дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.Дети различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства.Дети выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.Дети умеют вязать крючкомизделия в соответствии с заданием, либо своим творческим виденьем.Дети успешно применяют в работе полученные знания, умения и навыки.Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, участие в выставках в учреждении декоративно-прикладного творчества.ЗаключениеТаким образом, в ходе анализа литературы и источников, мы пришли к следующим выводам:Определено понятие способностей - под способностями понимают свойство личности, а также индивидуальные особенности человека, от которых во многом зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, успешность при выполнении разных видов деятельности.Рассмотрены различные классификации способностей.Проанализированы уровни развития творческих способностей, такие, как одаренность, талант и гениальность.Описана значимость художественно-прикладной деятельности.Выявлено, что сензитивность к развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте объясняется особенностями развития мышления.Определено, что занятия искусством, в том числе декоративно-прикладной деятельностью, относятся к наиболее благоприятным средствам по развитию художественно - творческих способностей у младших школьников.Выявлено, что дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, развития личности, а также обучения посредством реализации различных дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг, информационно-образовательной деятельности, находящихся за пределами основных воспитательных и образовательных программ.Изученыспецифическиеусловия воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования.Охарактеризованы задачидекоративно-прикладной деятельности в условиях дополнительного образования.Описана методика развития творческих способностей посредством обучения вязанию крючком в учреждении дополнительного образования, целькоторой - создание необходимых развивающих условий для формирования, раскрытия и проявления творческих способностей у детей 10-11 лет в реализации творческого потенциала в учреждениях декоративно-прикладного творчества.Так была изучена деятельность учреждений по развитию декоративно-прикладного творчества.Список литературыКонцепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997. - № 9. - С. 3-9.Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. - 512 с. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006.-389 с.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., С.167.Дополнительное образование детей: Сборник материалов Всероссийской конференции. - Москва, 2013.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. – 368 с.Дусавицкий А.К., Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в разных условиях обучения // Вопросы психологии, 1975. №3. - С.92–102.Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 352 с. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб, 2012.Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.Полуянов Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю. А. Полуянов. - Москва: Знание, 1982. - 94 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2011. — 720 с. Смотрова Н. Выжигание по ткани. Гильоширование. Изд-во: КОРОНА-принт, 1999. – 64 с.Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2008. - 187 с.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961. - с. 9—20.Фадеева А.П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. Дисс. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 246 с.Флерина Е.А. Творческий труд школьника. - М., 2012. - 16 с.Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый, 2012. — №5. — С. 405-412. — URL https://moluch.ru/archive/40/4849/ (дата обращения: 14.03.2019).Дьячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 167-171. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5484/ (дата обращения: 17.03.2019).Шаманова В. В. Влияние дополнительного образования на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/16/vliyanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-razviti (дата обращения:10.03.2019).
1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
3. Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.
4. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997. - № 9. - С. 3-9.
5. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. - 512 с.
6. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006.-389 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2008. – 508 с.
8. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с., С.167.
9. Дополнительное образование детей: Сборник материалов Всероссийской конференции. - Москва, 2013.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
11. Дусавицкий А.К., Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в разных условиях обучения // Вопросы психологии, 1975. №3. - С.92–102.
12. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 352 с.
13. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб, 2012.
15. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
16. Полуянов Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю. А. Полуянов. - Москва: Знание, 1982. - 94 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2011. — 720 с.
18. Смотрова Н. Выжигание по ткани. Гильоширование. Изд-во: КОРОНА-принт, 1999. – 64 с.
19. Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2008. - 187 с.
20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961. - с. 9—20.
21. Фадеева А.П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. Дисс. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 246 с.
22. Флерина Е.А. Творческий труд школьника. - М., 2012. - 16 с.
23. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый, 2012. — №5. — С. 405-412. — URL https://moluch.ru/archive/40/4849/ (дата обращения: 14.03.2019).
24. Дьячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 167-171. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5484/ (дата обращения: 17.03.2019).
25. Шаманова В. В. Влияние дополнительного образования на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/16/vliyanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-razviti (дата обращения:10.03.2019).
Вопрос-ответ:
Какова цель деятельности учреждений по развитию декоративно-прикладного творчества?
Целью деятельности учреждений по развитию декоративно-прикладного творчества является развитие творческих способностей учащихся и расширение их представлений о различных видах декоративно-прикладного искусства.
Какие учреждения занимаются развитием декоративно-прикладного творчества?
Учреждениями, занимающимися развитием декоративно-прикладного творчества, могут быть детские художественные школы, центры дополнительного образования, мастерские и студии.
Какая методика используется для развития творческих способностей через вязание крючком?
Методика развития творческих способностей через вязание крючком в учреждении дополнительного образования основывается на поэтапном обучении основам вязания, создании простых изделий и последующем усложнении задач. В процессе занятий активно используются творческие задания, стимулирующие фантазию и предоставляющие возможность экспериментировать.
Какие преимущества имеют занятия по развитию декоративно-прикладного творчества для младших школьников?
Занятия по развитию декоративно-прикладного творчества способствуют развитию познавательной и творческой активности младших школьников. Они учат детей анализировать формы и цвета, развивают мелкую моторику, воображение и чувство прекрасного, а также помогают развить терпение и настойчивость, улучшить концентрацию внимания и усидчивость.
Какие результаты могут быть достигнуты благодаря занятиям по развитию декоративно-прикладного творчества?
Результаты занятий по развитию декоративно-прикладного творчества могут быть различными: развитие художественно-творческого мышления, усвоение навыков и техник вязания, укрепление самооценки и уверенности в своих возможностях, приобретение навыков работы в коллективе и умения принимать решения, а также получение радости и удовлетворения от создания собственных уникальных изделий.
Какие способности развиваются в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством?
Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих и познавательных способностей. В ходе занятий дети учатся мыслить творчески, развивать свою фантазию и воображение, усовершенствовать мелкую моторику, а также учатся работать с различными материалами и инструментами.
Какие учреждения занимаются развитием декоративно-прикладного творчества?
Для развития декоративно-прикладного творчества существует множество учреждений. В первую очередь, это детские художественные школы, где дети могут проходить специализированные курсы. Также существуют клубы и студии, где дети могут заниматься под руководством опытных преподавателей. Некоторые школы и детские сады также включают в свою программу занятия по декоративно-прикладному творчеству.
Какова методика развития творческих способностей через вязание крючком?
Методика развития творческих способностей через вязание крючком предполагает поэтапное обучение детей основам этого ремесла. Сначала дети учатся держать крючок и образовывать петли, затем они осваивают различные узоры и техники вязания. В процессе занятий дети могут создавать разнообразные изделия, например, игрушки, аксессуары, одежду. Это способствует развитию их творческого мышления, фантазии и индивидуальности.
Какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии младших школьников?
Декоративно-прикладное творчество играет важную роль в развитии младших школьников. Оно помогает детям развивать свою творческую активность, фантазию и креативное мышление. Занятия по декоративно-прикладному творчеству также способствуют развитию мелкой моторики рук и координации движений. Кроме того, они обогащают внутренний мир ребенка, развивают его эстетическое восприятие и чувство красоты.
Какие способности развивает учреждение по развитию декоративно прикладного творчества?
Учреждение по развитию декоративно прикладного творчества развивает творческие способности участников, а также позволяет развивать познавательную и творческую активность младших школьников.