Сюжетно ролевая игра — универсальное средство развития дошкольника

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 24 24 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.05.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические исследования сюжетно-ролевой игры как универсального средства развития дошкольника 5
2. Сожетно-ролевая игра как средство развития коммуникации 10
Заключение 23
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Игра позволяет педагогу:
- руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
- создавать действенную для дошкольника игровую мотивацию;
- ставить близкую и понятную дошкольникам цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
- обеспечивать вариативность ситуаций, в которых ребёнок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщённые способы действия;
- стимулировать активность детей.
Руководя игрой, воспитатель использует различные средства воздействия на детей и сам выполняет соответствующие роли. Порой он становится прямым участником игры, а иногда через роли, игровые действия, игровое правило незаметно для детей, направляет игру, поддерживает инициативу детей, радуется их победам [9].
Активный опыт использования ролевых игр в отечественной педагогике начинается с 60-х гг. ХХ века и связан с разработкой теории сенсорного воспитания, авторами которой являются Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова.
Современная педагогика и психология не стоит на месте.
Ученые исследуют возможности использования ролевых игр в процессе развития высших психических процессов ребенка и его навыков, в первую очередь, коммуникативных.
Разработками в этой области занимаются 3.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О.Смирнова и др.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно.
Ролевые игры многообразны в своем проявлении благодаря различным комбинациям содержания, игровых приемов и правил, количества участников, особенностей взаимоотношений участников внутри игры, специфики познавательной деятельности детей, по роли педагога, который руководит развивающей игрой.
В литературе приводятся различные классификации ролевых игр.
Чаще всего в основе классификации данных игр лежит специфика их содержания: сенсорные и словесные игры, игры по ознакомлению с новым материалом и т.д. [1]
Ролевая игра развивает коммуникативные навыки ребенка, диалогическую речь и логическое мышление.
Тема игры – диалога носит познавательный характер, стимулирует активность и инициативу ребенка, формирует эмоциональный и волевой контроль. Игра – беседа имеет гибкие правила, много вариантов развертывания темы.
Игра – беседа хорошо стимулирует развитие словесно – логического мышления ребенка, так как в данной игре ребенок проявляет себя через слово, активно оперирует представлениями и образами. Результатом игры может быть рассказ, какой-то вывод, решение, а также удовольствие от активного общения [8].
Согласно А. К. Бондаренко, игра – это источник развития личности и создает зону ближайшего развития.
Она подчеркивает, что, развивая свою деятельность в игре, ребенок в кротчайшие сроки проходит эволюцию деятельностного развития.

С.Л. Новоселова предлагает следующую классификацию ролевых игр детей младшего школьного возраста:
- игры, которые возникают по инициативе ребенка (сюжетные самодеятельные игры);
- игры, которые связаны с исходной инициативой взрослого (обучающие игры) .
Ролевая игра значительно укрепляет собственные позиции не только в качестве самостоятельного и самоценного вида детской деятельности, но и в качестве как средства воспитания, формы организации обучения и воспитания.
Однако преобразоваться в педагогическое явление ролевая игра способна только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно отводится педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется в качестве средства для достижения определенных воспитательных целей и задач [6 ].
Таким образом, реализация ролевой игрой функции средства развития осуществляется в том случае, когда педагог в нужном ему направлении оказывает влияние на содержание, организацию и структуру игры, на взаимоотношения детей в процессе игры, на развитие уровня ролевых игр.
Игра в качестве приема обучения обладает собственными сильными и слабыми сторонами, которые необходимо учитывать педагогу, который осуществляет работу с детьми.
Педагогическая ценность игровых методов и приемов заключается в том, что они способны развивать умственную активность и познавательные интересы детей.
В ролевой игре решаются следующие задачи воспитания и развития ребенка:

- умственное воспитание и развитие;
- нравственное воспитание и развитие;
- эмоциональное воспитание и развитие.
Умственное развитие дошкольника заключается, во-первых, в совершенствовании и развитии всех высших психических функций индивида.
Ребенок направляет свое внимание на игровой сюжет, распределяет его на различные игровые ситуации, удерживает в поле зрения несколько сюжетных линий и т.д. также в процессе игровой деятельности активно задействуется память, так как ребенку необходимо запомнить игровые правила, характеристики всех персонажей. Иногда один игровой сюжет может быть растянут во времени, что также способствует развитию мнемических процессов.
Во-вторых, в игре происходит формирование таких навыков, как рефлексия и саморегуляция. В процессе развертывания игрового сюжета ребенок оценивает свои действия, соотнося их с правилами игры, с действиями других участников [1].
Сюжетно-ролевая игра важнейший этап в становлении сюжетно-ролевой игры. И от того как она будет развита зависит очень многое в развитии чувственной и эмоциональной сферы ребенка. Для того, чтобы правильно развить у детей навыки сюжетно-ролевой игры и научить их играть, педагогу необходимо придерживаться определенных принципов и условий организации сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость следовать определенным правилам накладывает на ребенка необходимость постоянно соотносить свои действия с условиями игры, корректировать их с появлением новых персонажей, игровых сюжетов или участников игры.
Вследствие развития рефлексии и саморегуляции формируется самооценка ребенка, Я-концепция.
Очень важным моментом выступает установление преемственности содержания вне игрового опыта.
Речь идёт, в первую очередь, не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на совершенно новую интеллектуальную основу.
В течение этого периода добавляются такие ключевые качества как познавательная деятельность, доверие к миру, уверенность в себе, позитивное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Тем не менее, эти качества и способности не возникают автоматически в результате физиологического созревания. Эти качества необходимо сформировать. А лучшего средства для воспитания личности ребенка, чем игра, не найти.
В игре ребенок может все. Игра для ребёнка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который высвечивает всё, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. Поэтому очень важно уделять игре большое внимание, особенно в раннем возрасте. Основным видом игры считается сюжетная, так как в ней ребенок отображает все свои впечатления и внутренние переживания.



















Заключение

Сюжетно-ролевая игра - важнейший этап в становлении сюжетно-ролевой игры. И от того как она будет развита зависит очень многое в развитии чувственной и эмоциональной сферы ребенка. Для того, чтобы правильно развить у детей навыки сюжетно-ролевой игры и научить их играть, педагогу необходимо придерживаться определенных принципов и условий организации сюжетно-ролевой игры.
Исходя из данной работы они следующие:
совместная игра с ребенком;
учет индивидуального жизненного опыта детей;
эмоциональное общение с детьми;
организация совместной игры воспитателя и в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей;
обогащение игрового опыта ребенка в самостоятельной деятельности, на занятиях, в домашних условиях вместе с родителями;
обновление игровых уголков, изменение и усложнение игрового материала;
варьирование игровой задачи: перенос знакомых действий с одного предмета на другой;
введение в игру игрушек-заместителей;
осторожное использование прямых методов руководства игрой (показ игровых действий);
широкое использование косвенных словесных указаний воспитателя, направляющих игру;
использование проблемных ситуаций и словесных инструкций в процессе занятий с детьми и их самостоятельной деятельности;
включение родителей в педагогический процесс по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в условиях ДОУ и семьи, их педагогическое просвещение.
Список литературы

Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. [Текст] / В. П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009.- 144с.
Волков, Б.С. Психология детей от трех лет до школы. [Текст] / Б. С. Волков. - М.: Сфера, 2015.-128с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 244с.
Галигузова. Л.Н. Развитие игровой деятельности [Текст]/ Л.Н. Галигузова.- Издательство «Мозаика Синтез», М.:2008.-55с.
Гаспарова, Е. Н. Ведущая деятельность дошкольного возраста. [Текст] / Е. Н. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – 45–50.
Жуковская, Р. Н. Игра и её педагогическое значение. [Текст] / Р. Н. Жуковская. – М.: Радуга, 2012. – 405 с.
Ляпах, С. Н. Исторические аспекты развития игры. [Текст] С. Н. Ляпах/ // МНКО. 2013. №1 (38) С.55-56.
Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно - методический аспект [Текст]/ М.Д.Маханев- М.:ТЦ Сфера, 2007. – 57с.
Смирнова Н.Г. Организация игровой деятельности в детском саду [Текст]: методические рекомендации/ Н.Г.Смирнова. – Ярославль: Издательство ЯГПУ,2009.-167с.












7


1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. [Текст] / В. П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009.- 144с.
2. Волков, Б.С. Психология детей от трех лет до школы. [Текст] / Б. С. Волков. - М.: Сфера, 2015.-128с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 244с.
4. Галигузова. Л.Н. Развитие игровой деятельности [Текст]/ Л.Н. Галигузова.- Издательство «Мозаика Синтез», М.:2008.-55с.
5. Гаспарова, Е. Н. Ведущая деятельность дошкольного возраста. [Текст] / Е. Н. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – 45–50.
6. Жуковская, Р. Н. Игра и её педагогическое значение. [Текст] / Р. Н. Жуковская. – М.: Радуга, 2012. – 405 с.
7. Ляпах, С. Н. Исторические аспекты развития игры. [Текст] С. Н. Ляпах/ // МНКО. 2013. №1 (38) С.55-56.
8. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно - методический аспект [Текст]/ М.Д.Маханев- М.:ТЦ Сфера, 2007. – 57с.
9. Смирнова Н.Г. Организация игровой деятельности в детском саду [Текст]: методические рекомендации/ Н.Г.Смирнова. – Ярославль: Издательство ЯГПУ,2009.-167с.

Вопрос-ответ:

Для чего используется сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте используется как универсальное средство развития ребенка. Она помогает развивать фантазию, коммуникативные навыки, социальные навыки и когнитивные способности. Кроме того, игра способствует осознанию ролей и отношений, развитию воображения и творческого мышления.

Какую роль играет педагог в сюжетно-ролевой игре?

Педагог в сюжетно-ролевой игре играет роль руководителя. Он создает условия для игры, стимулирует деятельность детей, помогает им развиваться и обучаться через игру. Педагог не является учителем, а скорее направляет и поддерживает игровую активность детей, помогает им осознавать роли и отношения, а также создает безопасную и поддерживающую атмосферу.

Какие коммуникативные навыки развиваются через сюжетно-ролевую игру?

Через сюжетно-ролевую игру развиваются коммуникативные навыки, такие как умение слушать, говорить, сотрудничать и выражать свои мысли и чувства. Ребенок учится вступать в диалог, согласовывать свои действия с другими игроками, а также учится эмоциональной выразительности и восприятию эмоций других людей.

Как игра способствует развитию фантазии у детей?

Игра способствует развитию фантазии у детей, так как она предлагает им возможность выразить свои мысли и фантазии через игровые ситуации. Ребенок может создавать и воплощать различные роли и сценарии, использовать предметы и символы для создания новых миров и ситуаций. Таким образом, игра стимулирует творческое мышление и фантазию ребенка.

Какая связь между целью игры и игровой мотивацией дошкольника?

Цель игры важна для игровой мотивации дошкольника. Чем более близка и понятна цель, тем больше интереса и вовлеченности проявляет ребенок в игре. Цель должна быть непосредственно связана с игровой мотивацией ребенка, чтобы он мог ясно видеть свои действия и результаты в игре.

Чем является сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является универсальным средством развития, которое позволяет детям развивать воображение, творческое мышление, эмоциональную сферу и социальные навыки.

Какие исследования были проведены по теме сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте?

Теоретические исследования показали, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития дошкольника, способствуя развитию его когнитивных, эмоциональных и социальных навыков.

Как сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникации у детей?

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникации у детей, так как они в процессе игры учатся общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать других и сотрудничать.

Как педагог может использовать сюжетно-ролевую игру в своей работе?

Педагог может использовать сюжетно-ролевую игру в своей работе, чтобы руководить деятельностью детей, создавать игровую мотивацию, ставить понятные и близкие дошкольникам цели, которые связаны с игровым сюжетом.

Какие преимущества имеет сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников?

Сюжетно-ролевая игра имеет множество преимуществ в развитии дошкольников, таких как развитие воображения, креативности, способности к сотрудничеству и принятию ролей, а также развитие коммуникативных и социальных навыков.