Золотой век Мариуса Петипа
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Русский балет в 19-м веке 7
1.1 Школа русского балета 7
1.2 Этапы развития русского балета 9
Глава 2. Балетмейстер Мариус Петипа 14
2.1 Биография Мариуса Петипа до жизни в России 14
2.2 Мариус Петипа в России 16
2.3 Балеты Мариуса Петипа 24
Заключение 29
Список литературы 30
Полвека своей жизни Мариус Иванович посвятил одному из ведущих мировых музыкальных театров - Мариинскому . На его сцену он вывел великолепные балеты, перечень которых включает более 60 наименований. В своём большинстве их можно назвать настоящими шедеврами, имевшими ошеломляющий успех.К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот», «Баядерка», «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда», «Волшебное зеркало».По молодости Мариус Петипа имел очень много романтических историй и по этому поводу про него ходили самые разные слухи. Например, рассказывали одну скандальную историю о том, что танцор завёл любовную интрижку с женой сотрудника французского посольства в Испании маркиза Шатобриана. Дипломат вызвал Мариуса на дуэль, но соблазнитель, испугавшись, в спешном порядке уехал из страны. По другой версии Петипа в 1846 году уехал из Испании вместе с дочерью испанской маркизы Вильягарсиа, в дом которой он был приглашён в качестве учителя танцев. Любовная страсть, возникшая между молодыми людьми, заставила их сбежать во Францию. Беглецов разыскивала как испанская, так и французская полиция. Боясь различного рода последствий, в том числе и судебных разбирательств, Мариусу пришлось безотлагательно удалиться в Россию под чужим именем в поддельных документах.В Петербурге влюбчивый француз продолжал свои любовные похождения. В 1849 году у него был короткий роман с актрисой Терезой Бурден, которая подарила ему сына, названного тоже Мариусом. Затем Петипа имел продолжительную связь с одной из работниц театра, которая также родила французскому танцору ребёнка, но на этот раз дочь. Женился первый раз балетмейстер лишь в 36 лет. Его избранницей стала балерина Мария Суровщикова. Несмотря на то, что во время этого брака у Мариуса появилось ещё двое детей: дочь Мария и сын Иван, счастливой семейной жизни с Суровщиковой у хореографа не получилось. Оба супруга обладали несговорчивым характером, их совместная жизнь стала невозможной, и в результате они разъехались, но не разводились, так как в те времена это было весьма проблематично.Второй женой Петипа стала тоже балерина, которую зрители знали под псевдонимом Любовь Савицкая. Она была дочерью друга балетмейстера, в то время знаменитого драматического артиста Л. Леонидова. Встреча будущих супругов состоялась в 1873 году, когда Мариусу Ивановичу было уже 55 лет, а его невесте всего девятнадцать, тем не менее, несмотря на большую разницу в возрасте, союз на этот раз получился очень счастливым. Поначалу это был гражданский брак и только в 1882 году после смерти первой жены Мариус Иванович и Люба смогли обвенчаться. В то время у четы Петипа было уже четверо детей – три дочери: Надежда, Евгения, Любовь и сын Виктор. Впоследствии семья пополнилась ещё: в 1884 году родился сын Марий, а в 1885 году младшая дочь Вера. Согласно семейным традициям Мариус Иванович своих детей тоже заставлял заниматься хореографией и они обижались на отца за чрезмерную требовательность, которую он к ним предъявлял. Наибольшие надежды Петипа возлагал на Евгению, которую считал самой способной. Однако случилось несчастье – Женю поразила саркома, последствием которой была ампутация ноги, а затем и смерть. Для семьи это было непомерное горе. Будучи хорошо обученными и отлично владея техникой хореографического искусства четыре дочери Мариуса Ивановича связали свою судьбу с Мариинским театром, а четверо сыновей балетмейстера свою жизнь посвятили драматической сцене.Мариус Петипа – это гениальная личность, имя которого вошло в историю не только российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, внёсший больший вклад в развитие академического танца, в 19 веке ставил спектакли, которые сегодня бережно сохраняются как лучшие образцы хореографического искусства и ставятся на сценах крупнейших театров мира. Наследие Петипа велико: благодаря его неутомимой творческой работе русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и поныне величают «домом Петипа».2.3 Балеты Мариуса ПетипаВ 1862 году Мариус Петипа осуществил первую свою большую оригинальную постановку «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, сценарий которой разрабатывал сам по произведению Теофиля Готье.«Дочь фараона», сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 года, содержала в себе элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера — и, следовательно, всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности. Продолжением развития танцевальности были многие балеты Мариуса Петипа, среди которых особенным успехом пользовались «Царь Кандавл» (в этой постановке впервые на балетной сцене Петипа использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман», «Синяя борода» и многие другие.Перечень балетов, поставленных Мариусом Петипа на русской сцене, очень велик — их более семидесяти, а оригинальных постановок — сорок шесть, не считая танцев для опер и дивертисментов. Ольга Преображенская, в роли феи Драже и Николай Легат - князь в ранней постановке "Щелкунчика" . Императорский Мариинский театр, Санкт-ПетербургСреди них такие балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии, как «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и множество других.Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра ЧайковскогоХореография М. Петипа1890 Лучшей своей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.Мариус Петипа начал работать над «Лебединым озером» в 1895 году с хореографом Львом Ивановым. До них спектакль на музыку Петра Чайковского ставил чешский балетмейстер Венцель Рейзингер, однако тот не имел особого успеха у публики и критиков. Для нового балета брат композитора Модест Чайковский переделал либретто, а Рикардо Дриго обработал музыку и даже добавил новые музыкальные фрагменты.Он поставил первый и третий акты балета, Иванов — второй и четвертый. Именно Петипа придумал роль черного лебедя Одиллии: в первой редакции в сюжете присутствовала только безымянная дочь волшебника, которая не танцевала вовсе. По задумке Петипа роли Одетты и Одиллии исполняла одна и та же балерина. Новая версия «Лебединого озера» легла в основу многих следующихМариус Петипа поставил балет «Дон Кихот» на сцене московского Большого театра в 1869 году. Это была первая совместная работа Петипа с композитором Людвигом Минкусом. Спектакль не повторял в точности сюжет романа Сервантеса: Дон Кихот здесь стал второстепенным персонажем, а в центре сюжета оказалась история любви цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри. Отец Китри возражал против их союза, но при помощи благородного идальго из Ламанчи влюбленным удалось получить его благословение.В 1871 году Петипа создал новую редакцию балета «Дон Кихот» — для петербургской сцены. Для второго варианта Минкус написал еще одно действие в трех картинах. Изменился и жанр постановки: в Москве это был комедийный спектакль, в Петербурге он приобрел черты драмы. Вместо стилизованных испанских танцев Петипа поставил классические балетные номера.Премьера балета «Баядерка» Мариуса Петипа прошла 23 января 1877 года на сцене Большого театра в Петербурге(иначе – Каменный театр, существовал с 1784 до 1886 года) .За основу Петипа взял балет «Сакунтала» по мотивам одноименной поэмы поэта Калидасы. Этот балет поставил в 1858 году во Франции старший брат балетмейстера — Люсьен Петипа. Однако «Баядерка» не была повторением «Сакунталы»: Мариус Петипа создал оригинальный спектакль и разработал для каждого персонажа свойственный только ему танец, который выражал его чувства, переживания и настроение.Индийские мотивы балета могли быть навеяны театральной модой в России конца XIX века. В то время ставили много спектаклей, действие которых происходило в экзотических странах — Египте, Китае, Японии. Часть костюмов и декораций, которые Петипа использовал для «Баядерки», сохранились до наших дней.Петипа написал либретто и разработал хореографию балета «Спящая красавица» по мотивам сказки Шарля Перро. Его соавтором стал директор Императорских театров Иван Всеволожский, а музыку к спектаклю написал Петр Чайковский. Премьера балета прошла 3 января 1890 года в Мариинском театре.Во время работы над постановкой Петипа вырезал фигурки артистов из картона, передвигал их, создавая предварительную композицию балета, а затем зарисовывал ее. Хореография Петипа стала классической для этого балета: на нее опираются все современные постановщики.«Спящая красавица» — одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века». Вера Красовская, историк балетаЗаключениеНесмотря на то, что последние годы работы Мариуса Петипа были омрачены закулисными интригами, он сохранил горячую любовь в русскому балету и к России. Его мемуары заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».О русском балете он неизменно говорил «наш балет». Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет. Россия стала его родиной. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.Мариус Петипа скончался 1 июля 1910 года.В данной курсовой работе был решен следующий ряд задач:Изучен русский балет в 19-м векеИзучена школа русского балетаРассмотрены этапы развития русского балетаИзучен балетмейстерМариус ПетипаИзучена биография Мариуса Петипа до жизни в РоссииИзучена жизнь Мариуса Петипа в РоссииРассмотрены балеты Мариуса ПетипаСписок литературы1. Петров, О. Русская балетная критика конца 18-го и первой половины 19-го века; Искусство - М., 1982. - 320 c2. Айсревю. Венский балет на льду; Госконцерт СССР - М., 1993. - 209 c.3. Антонова, Клара Ложа бенуар № 2; Челябинск: издатель Татьяна Лурье - М., 2008. - 320 c.4. Базарова, Н. Классический танец; Искусство - М., 1975. - 184 c.5. Базарова, Н.; Мей, В. Азбука классического танца; Искусство; Издание 2-е - Л., 1983. - 207 c.6. Баланчин, Д. Сто один рассказ о большом балете; Крон-Пресс - М., 2000. - 496 c.7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: моногр. ; Искусство - М., 2003. - 207 c.8. Ванслов, В.В. О балете; Знание - М., 2006. - 160 c.9. Вечеслова, Т.М. Я - балерина; Л.-М.: Искусство - М., 2016. - 272 c.10. Дневник Вацлава Нижинского; АРТ - М., 1995. - 268 c.11. Железкова, А.С. Надежда Павлова; Чебоксары: Чувашское - М., 1988. - 239 c.12. Красковская, В. Никита Долгушин; Искусство - М., 1985. - 184 c.13. Красовская, В. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории; Искусство - М., 1981. - 198 c.14. Красовская, В. Русский балетный театр начала 20 века; Искусство - М., 1983. - 1000 c.15. Львов-Анохин, Б. Алла Шелест; Искусство - М., 1994. - 124 c16.Мариус Петипа. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. - 446 с.17.Мастера большого балета. - М.: Искусство, 1976. - 241 с.18.Новер Ж.Ж., Письма о танце и балетах. - Л.: Искусство, 1965 - 375 с.19. Пасютинская В.М., Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.20. Петров О.А., Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1982. - 319 с.21. Деген, Арсен Петербургский балет 1903 - 2003 / Арсен Деген , Игорь Ступников. - М.: Балтийские сезоны, 2003. - 356 c.22. Демидов, А. П. Юрий Григорович. Фотоальбом / А.П. Демидов. - М.: Планета, 1987. - 272 c.23. Диниц, Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: АСТ, Сталкер, 2004. - 288 c.24. Ефимович, Николай Майя Плисецкая. Рыжий лебедь. Самые откровенные интервью великой балерины / Николай Ефимович. - М.: Комсомольская правда, 2015. - 176 c.25. Жан, Жорж Новерр Письма о танце / Жан Жорж Новерр. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 384 c.
1. Петров, О. Русская балетная критика конца 18-го и первой половины 19-го века; Искусство - М., 1982. - 320 c
2. Айсревю. Венский балет на льду; Госконцерт СССР - М., 1993. - 209 c.
3. Антонова, Клара Ложа бенуар № 2; Челябинск: издатель Татьяна Лурье - М., 2008. - 320 c.
4. Базарова, Н. Классический танец; Искусство - М., 1975. - 184 c.
5. Базарова, Н.; Мей, В. Азбука классического танца; Искусство; Издание 2-е - Л., 1983. - 207 c.
6. Баланчин, Д. Сто один рассказ о большом балете; Крон-Пресс - М., 2000. - 496 c.
7. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: моногр. ; Искусство - М., 2003. - 207 c.
8. Ванслов, В.В. О балете; Знание - М., 2006. - 160 c.
9. Вечеслова, Т.М. Я - балерина; Л.-М.: Искусство - М., 2016. - 272 c.
10. Дневник Вацлава Нижинского; АРТ - М., 1995. - 268 c.
11. Железкова, А.С. Надежда Павлова; Чебоксары: Чувашское - М., 1988. - 239 c.
12. Красковская, В. Никита Долгушин; Искусство - М., 1985. - 184 c.
13. Красовская, В. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории; Искусство - М., 1981. - 198 c.
14. Красовская, В. Русский балетный театр начала 20 века; Искусство - М., 1983. - 1000 c.
15. Львов-Анохин, Б. Алла Шелест; Искусство - М., 1994. - 124 c
16.Мариус Петипа. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. - 446 с.
17.Мастера большого балета. - М.: Искусство, 1976. - 241 с.
18.Новер Ж.Ж., Письма о танце и балетах. - Л.: Искусство, 1965 - 375 с.
19. Пасютинская В.М., Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
20. Петров О.А., Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1982. - 319 с.
21. Деген, Арсен Петербургский балет 1903 - 2003 / Арсен Деген , Игорь Ступников. - М.: Балтийские сезоны, 2003. - 356 c.
22. Демидов, А. П. Юрий Григорович. Фотоальбом / А.П. Демидов. - М.: Планета, 1987. - 272 c.
23. Диниц, Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: АСТ, Сталкер, 2004. - 288 c.
24. Ефимович, Николай Майя Плисецкая. Рыжий лебедь. Самые откровенные интервью великой балерины / Николай Ефимович. - М.: Комсомольская правда, 2015. - 176 c.
25. Жан, Жорж Новерр Письма о танце / Жан Жорж Новерр. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 384 c.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает Мариус Петипа в истории балета?
Мариус Петипа занимает важное место в истории балета, он считается одним из величайших балетмейстеров всех времен.
Какие балеты Мариус Петипа поставил на сцене Мариинского театра?
Мариус Петипа поставил на сцене Мариинского театра множество великолепных балетов, включая "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" и другие.
Что такое школа русского балета?
Школа русского балета - это учебное заведение, где профессионально обучают танцам и подготавливают будущих балетных артистов. Великую репутацию школе русского балета принесли такие выдающиеся балетмейстеры, как Мариус Петипа.
Какие этапы развития прошел русский балет?
Развитие русского балета прошло несколько этапов: классический, романтический, имперский и современный. На каждом из этих этапов русский балет достигал новых высот и получал всемирное признание.
Какую роль сыграл Мариус Петипа в развитии русского балета?
Мариус Петипа сыграл огромную роль в развитии русского балета. Он привнес в него новые техники, инновационные постановки и великолепные композиции, которые сделали русский балет уникальным и непревзойденным в мире.
Какие этапы развития русского балета предшествовали золотому веку Мариуса Петипа?
Перед золотым веком Мариуса Петипа существовали различные этапы развития русского балета. Сначала была создана Школа русского балета, которая стала основой для профессиональной подготовки балерин и балетмейстеров. Затем произошло несколько этапов развития самого балета, которые включали различные художественные направления и достижения в технике танца.
Какова была роль Мариуса Петипа в золотом веке русского балета?
Мариус Петипа сыграл важную роль в золотом веке русского балета. Он стал балетмейстером Мариинского театра и внес значительный вклад в развитие балетного искусства. Под его руководством были поставлены великолепные балеты, которые привлекали внимание и признание не только в России, но и за её пределами.
Какие балеты были поставлены Мариусом Петипа?
Мариус Петипа создал более 60 балетов на сцене Мариинского театра. Среди них можно выделить такие известные произведения, как "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Гисель", "Баядерка" и многие другие. Эти балеты стали классическими произведениями, которые исполняются и любуются до сих пор.
Какова была биография Мариуса Петипа до его приезда в Россию?
До приезда в Россию, Мариус Петипа имел уже значительный опыт работы в области балета. Он родился во Франции и начал свою карьеру танцора и хореографа там. Он работал в различных труппах и прославился как один из великих балетмейстеров своего времени.