Психолого-педагогическая деятельность по формированию социальной зрелости у подростков
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 41 + 41 источник
- Добавлена 11.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной зрелости у подростков…………………………………………………………………………8
1.1. Содержание понятия «социальная зрелость» в концепциях российских и зарубежных исследователей………….…………………………..8
1.2. Психологические особенности подросткового возраста, определяющие развитие социальной зрелости у детей……………………….13
1.3. Социальная зрелость как критерий сформированности образа взрослого у подростков………….………………………………………………18
Выводы по главе 1………………………………………………………...22
Глава 2. Содержание работы психолога-педагога по формированию социальной зрелости у подростков……………………………………………..24
2.1. Изучение сформированности социальной зрелости у подростков..24
2.2. Комплекс занятий по формированию социальной зрелости ……...26
2.3. Анализ результатов проведенного исследования по изучению социальной зрелости у подростков…………………………………...………...33
Выводы по главе 2……………………..………………………………….50
Заключение………………………………………………………………...52
Список литературы…..……………………………………………………55
Приложение………………………………………………………………..61
Анализ результатов, полученных с помощью использования ассоциативной методики диагностики личностной зрелости Е.В. Каляевой и Т.В. Прокофьевой, позволил выявить следующую эмпирическую картину уровней личностной зрелости подростков.
1 уровень – Ориентация на самосохранение. К данному уровню личностной зрелости относятся ответы 47% подростков. Главной особенностью таких подростков является преобладание ориентации на удовлетворение собственных потребностей, эгоистическое, потребительское отношение к людям, деление их на плохих и хороших, ненужных и нужных, безопасных и опасных. Они часто противопоставляют себя миру и поэтому вынуждены постоянно отстаивать свои права, бороться за них. Характерно наличие ощущения гедонистического переживания. Примерами ассоциаций являются: «баловать себя», «моё» и т.п. При повторном диагностировании после проведения серии развивающих занятий отметилось снижение количества подростков с преобладание ориентации на самосохранение.
2 уровень – Ориентация на соблюдения социальных норм и правил. К данному уровню личностной зрелости относятся ответы 10% подростков. Такие подростки воспринимают мир как систему ограничений и правил, которых нужно придерживаться. Их отличает проявление типичной социальной желательности. Они склонны проявлять социально «правильное» поведение, стремятся всегда соблюдать социальные нормы. Характерно наличие ощущения реалистических переживаний. Примерами ассоциаций являются: «надо», «должен», «нужно выполнить». После проведения развивающих занятий и последующей повторной диагностики отметился рост числа подростков с ориентацией на соблюдения социальных норм и правил.
3 уровень – Ориентация на самопознание. К данному уровню личностной зрелости относятся ответы 26% подростков. Этих детей отличает наличие постоянного поиска смысла жизни, стремление познать свое «я», развитая идентичность. Они принимают уникальность своего жизненного пути. Характерно наличие ощущения ценностных переживаний. Примерами ассоциаций являются: «быть собой», «знать где путь», «найти себя». После проведения развивающих занятий и проведения повторного исследования было отмечено снижение числа респондентов с данным уровнем личностной зрелости.
4 уровень – Ориентация на самореализацию. К этому уровню личностной зрелости относятся ответы 17% подростков. Такие подростки открыты миру. Они стремятся реализовать свои возможности, определить свой жизненный путь посредством выбора и принятия решений. Этих подростков характеризует уважение прав других людей реализовывать собственный путь. Характерно наличие ощущения творческих переживаний. Примерами ассоциаций являются: «свобода для», «дарить жизнь» и т.п. После проведения развивающих заданий был отмечен рост числа подростков с данным уровнем личностной зрелости.
Таким образом, исходя из результатов проведенной методики, можно утверждать, что этим подросткам свойственно преобладание таких уровней личностной зрелости, как самосохранение и самопознание. Это, в первую очередь, говорит об эгоцентрической позиции подростков, их гедонистических установок. Все же для части подростков характерно стремление к рефлексии собственной личности и своего места в системе общественных отношений. В результате проведения системы развивающих занятий стали преобладать ориентации на соблюдение социальных норм и правил и ориентация на самореализацию.
3. Определение выраженности компонентов социальной ответственности подростков (Опросник изучения социальной ответственности личности И.А. Куренкова)
Исследование специфики развития социальной ответственности подростков осуществлялось посредством использования опросника изучения социальной ответственности личности И.А. Куренкова.
Цель: выявить развитие компонентов социальной ответственности подростков.
Результаты изучения сформированности социальной ответственности подростков по опроснику И.А. Куренкова см. в таблице 6 и рисунках 6-9.
Таблица - 6. Результаты исследования социальной ответственности подростков.
Компоненты социальной ответственности Уровни сформированности Кол-во (%) Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Когнитивный компонент
Осмысленность высокая 15% 65% средняя 70% 30% слабая 15% 5% Осведомлен-ность высокая 18% 55% средняя 47% 40% слабая 35% 5% Мотивационный компонент Социально-значимая мотивация высокая 38% 67% средняя 55% 30% слабая 7% 3% Личностно-значимая мотивация высокая 15% 41% средняя 47% 44% слабая 38% 15% Эмоциональный компонент Стеничность высокая 31% 54% средняя 62% 34% слабая 7% 12% Астеничность высокая 51% 38% средняя 31% 33% слабая 18% 29% Поведенческий компонент Интернальность высокая 20% 51% средняя 71% 44% слабая 9% 5% Экстернальность высокая 58% 18% средняя 25% 55% слабая 17% 27%
Анализ результатов, полученных с помощью использования опросника социальной ответственности личности И.А. Куренкова, позволил выявить следующую эмпирическую картину сформированности компонентов социальной ответственности подростков.
1. Когнитивный компонент ответственного поведения.
Выраженность осмысленности Выраженность осведомленности
1 – слабая
2 – средняя
3 – высокая
Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент
Рисунок 6 - Результаты диагностики выраженности когнитивного компонента социальной ответственности подростков.
Результаты изучения выраженности когнитивного компонента социальной ответственности подростков позволили выявить следующее.
«Осмысленность»- высокую степень выраженности по данной шкале получили 15%, средняя степень выраженности нашла своё отражение у 70%, слабая степень выраженности обнаружена у 15% подростков. После проведения комплекса занятий по развитию социальной ответственности подростков существенно выросло число детей с более высокими результатами по данному показателю когнитивного компонента социальной ответственности.
«Осведомлённость» - высокая степень выраженности выявлена у 18% подростков, средняя степень выраженности – у 47% подростков, слабая степень выраженности – у 35% детей. Результаты контрольного эксперимента позволили отметить заметный рост числа подростков с высокими результатами по данному показателю и снижение числа детей с низкими показателями.
2. Мотивационный компонент ответственного поведения.
Выраженность социально-значимой Выраженность личностно-значимой мотивации
мотивации
1 – слабая
2 – средняя
3 – высокая
Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент
Рисунок 7 - Результаты диагностики выраженности мотивационного компонента социальной ответственности подростков.
Результаты изучения выраженности мотивационного компонента социальной ответственности подростков позволили выявить следующее.
«Социально значимая мотивация». Высокая степень выраженности была выявлена у 38% подростков. Средняя степень выраженности данного показателя была установлена у 55% подростков. Слабая степень выраженности выявлена у 7% детей. После проведения комплекса развивающих заданий и повторной диагностики было отмечено увеличение числа респондентов с высокими данными и снижение числа испытуемых с низкими данными по этому показателю мотивационного компонента социальной ответственности.
«Личностно значимая мотивация». Высокая степень выраженности по данному показателю была установлена у 15% подростков. Средняя степень выраженности диагностирована у 47% подростков. Слабая степень выраженности - у 38% детей. В ходе повторного диагностирования, которое проводилось после проведения развивающих заданий, был отмечен рост числа подростков с высокими результатами и снижение числа подростков с высокими результатами по данному показателю мотивационной ответственности.
3. Эмоциональный компонент ответственного поведения.
Выраженность стеничности Выраженность астеничности
1 – слабая
2 – средняя
3 – высокая
Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент
Рисунок 8 - Результаты диагностики выраженности эмоционального компонента социальной ответственности подростков.
Результаты изучения выраженности эмоционального компонента социальной ответственности подростков позволили выявить следующее.
«Стеничность». Высокая степень выраженности по данному показателю была диагностирована у 31% подростков. Средняя степень выраженности была выявлена у 62% подростков. Слабая степень выраженности - у 7% детей. По итогам повторной диагностики было установлено, что в результате участия детей в комплексе развивающих занятий возросло количество подростков с высокими данными по этому показателю эмоционального компонента социальной ответственности.
«Астеничность». Высокая степень выраженности по показателю астеничности была диагностирована у 51% подростков. Средняя степень выраженности астеничности выявлена у 31% подростков. Слабая степень выраженности диагностирована у 18% детей. По итогам участия в развивающих занятиях и контрольного диагностики было установлено снижение числа подростков с высокими данными по описываемому показателю эмоционального компонента социальной ответственности.
4. Поведенческий компонент ответственного поведения.
Выраженность интернальности Выраженность экстернальности
1 – слабая
2 – средняя
3 – высокая
Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент
Рисунок 9 - Результаты диагностики выраженности поведенческого компонента социальной ответственности подростков.
Результаты изучения выраженности поведенческого компонента социальной ответственности подростков позволили выявить следующее.
«Интернальность». Высокая степень выраженности интернальности как признака поведенческого компонента социальной ответственности была выявлена у 20% подростков. Средняя степень выраженности интернальности диагностирована у 71% подростков. Слабая степень выраженности – у 9% детей. В ходе участия подростков в комплексе развивающих занятий выросло число подростков с высокими показателями интернальности, что показали результаты контрольного эксперимента.
«Экстернальность». Высокая степень выраженности экстернальности диагностирована у 58% подростков. Средняя степень выраженности экстернальности выявлена у 25% подростков. У 17% детей выявлена слабая степень выраженности экстернальности. Результаты повторного (контрольного) эксперимента показали, что после проведения развивающих занятий число подростков с высокой экстернальностью заметно снизилось. Возросло количество детей с низкой интернальностью.
Таким образом, подростки, принимавшие участие в нашем исследовании, имеют средние показатели выраженности компонентов социальной ответственности. Они недостаточно ориентированы на общество, имеют не выраженные побуждения, связанные с чувством долга. Также можно сказать о том, что они еще в недостаточной степени склонны нести ответственность за свою жизнь, поступки, принятие решений. Однако, результаты контрольного эксперимента наглядно демонстрируют, что в процессе участия подростков в разработанном нами комплексе развивающих занятий, у детей отметилось повышение результатов по показателям осмысленности, осведомленности, личностно- и социально-значимой мотивации, стеничности и интернальности. Также произошло снижение результатов по показателям астеничности и экстернальности. Эти результаты говорят о повышении показателей сформированности компонентов социальной ответственности у подростков.
Выводы по главе 2
Анализ результатов проведенного эмпирического исследования сформированности социальной зрелости у подростков позволил выявить следующие существенные моменты.
1) Был выявлен уровень развития основных компонентов личностной зрелости подростков (ответственности, терпимости, самоактуализации, позитивного мышления и самостоятельности). Было установлено, что для большинства обследуемых подростков, принимавших участие в нашем исследовании, характерен средний уровень ответственности, терпимости, саморазвития, позитивного мышления и самостоятельности. То есть они недостаточно направлены на значимые жизненные цели, не стремятся к максимальной самореализации, недостаточно инициативны, самостоятельны, не стремятся к достижению высоких результатов.
2) Были установлены уровни развития личностной зрелости подростков. Выявлено, что у большинства обследуемых подростков преобладают такие уровни личностной зрелости, как самосохранение и самопознание. У таких подростков в основном преобладает эгоцентрическая позиция, гедонистические установки. Кроме этого для подростков характерно стремление к рефлексии собственной личности и своего места в системе общественных отношений.
3) В ходе эмпирического исследования была установлена выраженности компонентов социальной ответственности подростков. Так, было выявлено, что подростки имеют средние показатели выраженности компонентов социальной ответственности. Они недостаточно ориентированы на общество, имеют не выраженные побуждения, связанные с чувством долга. Также можно сказать о том, что они еще в недостаточной степени склонны нести ответственность за свою жизнь, поступки, принятие решений.
Заключение
Наше исследование было направлено на определение психолого-педагогических условий формирования социальной зрелости у детей подросткового возраста, а также выявление степени сформированности социальной зрелости детей.
В ходе исследования мы установили, что социальная зрелость - это состояние личности, отличающееся наличием целостных взглядов, предсказуемого поведения, социальной направленности жизни. Это способность человека к правильному восприятию окружения и самого себя. Критериями социальной зрелости являются: осознание ответственности, независимость в разумных пределах, умение отличать реальность и фантазию, чувство моральных устоев и целостности личности, способность адаптироваться, толерантность, самокритичность и духовность.
Социальная зрелость подростков обусловлена отношением детей к взрослым нормам и мерой их осмысленности. В процессе формирования социальной зрелости у детей происходит становление определенной социальной позиции. Это связано с переосмыслением жизненного пути подростками.
В эмпирической части данного исследования мы изучили сформированности социальной зрелости у подростков.
Наше эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Самарский спортивный лицей» г.о. Самара. В основном этапе эмпирического исследования приняли участие учащиеся 8 «а» класса, в количестве 20 человек. Из них 11 девочек (55%) и 9 мальчик (45%). Возраст учащихся составил 13-14 лет.
Для решения эмпирических задач использовались следующие методические средства:
1) Методика диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, В.В. Руженкова и И.С. Лукьянцева.
2) Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Е.В. Каляевой и Т.В. Прокофьевой.
3) Опросник И.А. Куренкова для определения выраженности компонентов социальной ответственности личности.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Для большинства обследуемых подростков, принимавших участие в нашем исследовании, характерен средний уровень ответственности, терпимости, саморазвития, позитивного мышления и самостоятельности. То есть они недостаточно направлены на значимые жизненные цели, не стремятся к максимальной самореализации, недостаточно инициативны, самостоятельны, не стремятся к достижению высоких результатов.
У большинства обследуемых подростков преобладают такие уровни личностной зрелости, как самосохранение и самопознание. У таких подростков в основном преобладает эгоцентрическая позиция, гедонистические установки. Кроме этого для подростков характерно стремление к рефлексии собственной личности и своего места в системе общественных отношений.
Подростки имеют средние показатели выраженности компонентов социальной ответственности. Они недостаточно ориентированы на общество, имеют не выраженные побуждения, связанные с чувством долга. Также можно сказать о том, что они еще в недостаточной степени склонны нести ответственность за свою жизнь, поступки, принятие решений.
На основе результатов эмпирического исследования нами был разработан и апробирован комплекс занятий по формированию социальной зрелости. Авторский комплекс занятий направлен на создание психолого-педагогических условий для формирования социальной зрелости подростков, способствование развитию адекватной оценки своих возможностей и способностей, прояснение жизненных планов и жизненных целей детей.
Таким условиями выступают: развитие адекватного понимания подростками самих себя; сформированность личностно-значимых качеств и умений подростков (рефлексии, сензитивности, ответственности и др.); развитие у детей умения и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним; повышение уровня самосознания подростков, прояснение ими Я-концепции; определение детьми своих жизненных планов; формирование у подростков ценности своей жизнедеятельности.
По результатам проведения развивающих занятий были отмечены изменения в развитии социальной зрелости подростков. В частности произошло формирование ответственности, терпимости, саморазвития, позитивного мышления и самостоятельности. В сознании подростков стали преобладать ориентации на соблюдение социальных норм и правил и ориентация на самореализацию. Произошло развитие осмысленности, осведомленности, личностно- и социально-значимой мотивации, стеничности и интернальности.
Список литературы
1. Апатенко, Я.Н. Влияние социально-психологической зрелости группы на структуру мироощущения современных подростков / Я.Н. Апатенко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск. - 2015. - № 1 (33). - С. 237-245.
2. Афонин, И.А. Социальная зрелость выпускника современного муниципального лицея как критерий качества образования: (теория и практика) : [учебно-методическое пособие] / И.А. Афонин. - Смоленск : ГАУ ДПО СОИРО, 2016. - 62 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / Л.В. Андреева; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Воронова, А.Г. Социальная зрелость личности подростка как основа его становления/ А.Г. Воронова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. - 2017. - № 54-6. - С. 3-18.
5. Гегуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Гегуш. - СПб: Речь, 2010. – 387 с.
6. Главатских, М.М. «Образ Я» подростков в зависимости от особенностей их социально-психологической зрелости / М.М. Главатских // Казанская наука. – Казань. - 2015. - № 12. - С. 197-199.
7. Главатских, М.М. Исследование социально-психологической зрелости школьников психосемантическими методами / М.М. Главатских // В сборнике: Материалы съезда Российского психологического общества. – Казань. - 2017. - С. 193-195.
8. Главатских, М.М. особенности представления о себе подросктов с субъективной ориентацией социально-психологической зрелости / М.М. Главатских // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. – М. - 2016. - С. 45-49.
9. Главатских, М.М. Развитие социально-психологической зрелости подростков в процессе совместной проектной деятельности / М.М. Главатских // В сборнике: От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. – М. - 2015. - С. 342-344.
10. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2010. - 44 с.
11. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекоментации / В.И. Долгова. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.
12. Запесоцкая И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В.Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
13. Зекова, Н.В. О некоторых аспектах динамики личностной зрелости в подростково-юношеском возрасте / Н.В. Зекова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь. - 2017. - № 3 (9). - С. 48-51.
14. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 354-357.
15. Калашникова, Л.А. Основы социальной зрелости учащихся общеобразовательного учреждения. - М: Директ-Медиа, 2015. – 118 с.
16. Калашникова, Л.А. Школьное краеведение как педагогическая технология формирования основ социальной зрелости подростков: [монография] / Л.А. Калашникова, Е.А. Костина. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "НГПУ", 2015. - 94 с.
17. Калешкина, Е.Н. Невротические проявления подростков с низким уровнем социально-личностной зрелости / Е.Н. Калешкина // В сборнике: Научные исследования и современное образование сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - М. - 2018. - С. 144-145.
18. Калешкина, Е.Н. Критерии социально-личностной зрелости подростков // Научные исследования и современное образование : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 141-143.
19. Калешкина, Е.Н. Критерии социально-личностной зрелости подростков / Е.Н. Калешкина // В сборнике: Научные исследования и современное образование сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – М. -2018. - С. 141-143.
20. Коротовских, Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте / Т.В. Коротовских // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – Шадринск. - 2013. - № 2 (18). - С. 176-179.
21. Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
22. Лопатин, А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: [монография] / А.Р. Лопатин. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 487 с.
23. Любова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками /Е.К. Любова, Т.Б. Монина. - СПб. ООО Изд - во «Речь», 2010. - 190с.
24. Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс (иллюстрированное учебное пособие для студентов всех уровней обучения в высших учебных заведениях) / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
25. Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 170 с.
26. Педагогическая психология: методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / сост. А.В. Тараканов. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 67 с.
27. Портнова А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : тексто-графические учебные материалы / А.Г. Портнова, М.В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
28. Психологическая зрелость личности: [монография] / [Л.А. Головей и др.] ; под общ. ред. Л.А. Головей. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2014. - 238 с.
29. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / сост.: Е.А. Суроедова, М.В. Васильченко, Д.Ф. Даутов. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
30. Пуговкина, А.С. Взаимосвязь эмоционального воздействия и социально-психологической зрелости/незрелости в подростковых группах / А.С. Пуговкина // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары. - 2016. - С. 49-51.
31. Розенова, М.И. Психологическая зрелость личности в представлениях научного и субъективного сознания: монография / М.И. Розенова, Ф.С. Брантова. - М: МГОУ, 2014. - 148 с.
32. Руднева, И.А. Формирование социальной зрелости подростка в социокультурной среде школы / И.А. Руднева // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа. - 2016. - С. 183-185.
33. Семеновских Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
34. Солдатченко, А.Л. Педагогические условия становления социальной зрелости студентов вуза: монография / А. Л. Солдатченко. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2017. – 186 с.
35. Солдатченко, А.Л. Социальная зрелость студентов вуза: монография / А.Л. Солдатченко. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. – 136 с.
36. Степихова, В.А. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости старшеклассника / В.А. Стелихова // В сборнике: Scientific Review Proceedings of the international scientific conference. – Киров. - 2015. - С. 380-388.
37. Тарновская, Н.Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности в возрасте ранней зрелости: монография / Н.Н. Тарновская. - Санкт-Петербург : Лема, 2013. - 175 с.
38. Терещенко, В.В. Динамические аспекты взросления ребенка на межвозрастных периходах / В.В. Терещенко // В сборнике: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 118-125.
39. Трофимова, Н.Б. Психология развития (теоретический аспект): учебное пособие : для студентов всех профилей, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.Б. Трофимова, Е.С. Гончаренко. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 179 с.
40. Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н.С. Чернышева . - Владимир : ВлГУ, 2015. - 97 с.
41. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2013. - 567 с.
3
1. Апатенко, Я.Н. Влияние социально-психологической зрелости группы на структуру мироощущения современных подростков / Я.Н. Апатенко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск. - 2015. - № 1 (33). - С. 237-245.
2. Афонин, И.А. Социальная зрелость выпускника современного муниципального лицея как критерий качества образования: (теория и практика) : [учебно-методическое пособие] / И.А. Афонин. - Смоленск : ГАУ ДПО СОИРО, 2016. - 62 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / Л.В. Андреева; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
4. Воронова, А.Г. Социальная зрелость личности подростка как основа его становления/ А.Г. Воронова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. - 2017. - № 54-6. - С. 3-18.
5. Гегуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Гегуш. - СПб: Речь, 2010. – 387 с.
6. Главатских, М.М. «Образ Я» подростков в зависимости от особенностей их социально-психологической зрелости / М.М. Главатских // Казанская наука. – Казань. - 2015. - № 12. - С. 197-199.
7. Главатских, М.М. Исследование социально-психологической зрелости школьников психосемантическими методами / М.М. Главатских // В сборнике: Материалы съезда Российского психологического общества. – Казань. - 2017. - С. 193-195.
8. Главатских, М.М. особенности представления о себе подросктов с субъективной ориентацией социально-психологической зрелости / М.М. Главатских // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. – М. - 2016. - С. 45-49.
9. Главатских, М.М. Развитие социально-психологической зрелости подростков в процессе совместной проектной деятельности / М.М. Главатских // В сборнике: От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. – М. - 2015. - С. 342-344.
10. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2010. - 44 с.
11. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекоментации / В.И. Долгова. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.
12. Запесоцкая И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В.Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
13. Зекова, Н.В. О некоторых аспектах динамики личностной зрелости в подростково-юношеском возрасте / Н.В. Зекова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь. - 2017. - № 3 (9). - С. 48-51.
14. Зимина М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 354-357.
15. Калашникова, Л.А. Основы социальной зрелости учащихся общеобразовательного учреждения. - М: Директ-Медиа, 2015. – 118 с.
16. Калашникова, Л.А. Школьное краеведение как педагогическая технология формирования основ социальной зрелости подростков: [монография] / Л.А. Калашникова, Е.А. Костина. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "НГПУ", 2015. - 94 с.
17. Калешкина, Е.Н. Невротические проявления подростков с низким уровнем социально-личностной зрелости / Е.Н. Калешкина // В сборнике: Научные исследования и современное образование сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - М. - 2018. - С. 144-145.
18. Калешкина, Е.Н. Критерии социально-личностной зрелости подростков // Научные исследования и современное образование : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 141-143.
19. Калешкина, Е.Н. Критерии социально-личностной зрелости подростков / Е.Н. Калешкина // В сборнике: Научные исследования и современное образование сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – М. -2018. - С. 141-143.
20. Коротовских, Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте / Т.В. Коротовских // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – Шадринск. - 2013. - № 2 (18). - С. 176-179.
21. Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
22. Лопатин, А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: [монография] / А.Р. Лопатин. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 487 с.
23. Любова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками /Е.К. Любова, Т.Б. Монина. - СПб. ООО Изд - во «Речь», 2010. - 190с.
24. Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс (иллюстрированное учебное пособие для студентов всех уровней обучения в высших учебных заведениях) / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
25. Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем здоровую самооценку / Е.Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 170 с.
26. Педагогическая психология: методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / сост. А.В. Тараканов. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 67 с.
27. Портнова А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : тексто-графические учебные материалы / А.Г. Портнова, М.В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
28. Психологическая зрелость личности: [монография] / [Л.А. Головей и др.] ; под общ. ред. Л.А. Головей. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2014. - 238 с.
29. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / сост.: Е.А. Суроедова, М.В. Васильченко, Д.Ф. Даутов. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
30. Пуговкина, А.С. Взаимосвязь эмоционального воздействия и социально-психологической зрелости/незрелости в подростковых группах / А.С. Пуговкина // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары. - 2016. - С. 49-51.
31. Розенова, М.И. Психологическая зрелость личности в представлениях научного и субъективного сознания: монография / М.И. Розенова, Ф.С. Брантова. - М: МГОУ, 2014. - 148 с.
32. Руднева, И.А. Формирование социальной зрелости подростка в социокультурной среде школы / И.А. Руднева // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа. - 2016. - С. 183-185.
33. Семеновских Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
34. Солдатченко, А.Л. Педагогические условия становления социальной зрелости студентов вуза: монография / А. Л. Солдатченко. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2017. – 186 с.
35. Солдатченко, А.Л. Социальная зрелость студентов вуза: монография / А.Л. Солдатченко. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. – 136 с.
36. Степихова, В.А. Психолого-педагогические условия развития социальной зрелости старшеклассника / В.А. Стелихова // В сборнике: Scientific Review Proceedings of the international scientific conference. – Киров. - 2015. - С. 380-388.
37. Тарновская, Н.Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности в возрасте ранней зрелости: монография / Н.Н. Тарновская. - Санкт-Петербург : Лема, 2013. - 175 с.
38. Терещенко, В.В. Динамические аспекты взросления ребенка на межвозрастных периходах / В.В. Терещенко // В сборнике: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. 2018. С. 118-125.
39. Трофимова, Н.Б. Психология развития (теоретический аспект): учебное пособие : для студентов всех профилей, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.Б. Трофимова, Е.С. Гончаренко. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 179 с.
40. Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н.С. Чернышева . - Владимир : ВлГУ, 2015. - 97 с.
41. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2013. - 567 с.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная зрелость?
Социальная зрелость - это способность индивида адаптироваться к социальной среде, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и принимать конструктивные решения в социальных ситуациях.
Какие психологические особенности подросткового возраста влияют на развитие социальной зрелости?
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в эмоциональной сфере, формируется самооценка и самоидентификация, развивается познавательная активность и мышление. Все эти психологические особенности оказывают влияние на развитие социальной зрелости у детей.
Какие концепции наиболее популярны в исследованиях формирования социальной зрелости?
В исследованиях формирования социальной зрелости широко используются концепции, разработанные российскими и зарубежными исследователями. Наиболее известными концепциями являются концепция Д. Блума, концепция Л. Виготского и концепция социального интеллекта Р. Стернберга.
Что влияет на формирование социальной зрелости у подростков?
Формирование социальной зрелости у подростков зависит от множества факторов, таких как семейная ситуация, социальный статус, образовательная среда, взаимодействие с одноклассниками и другими людьми. Каждый из этих факторов может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие социальной зрелости.
Как можно помочь подросткам в формировании социальной зрелости?
Помощь в формировании социальной зрелости у подростков включает в себя создание благоприятной социальной среды, обучение навыкам коммуникации и конфликтологии, развитие эмоционального интеллекта и самосознания. Также важно осуществлять индивидуальную работу с каждым подростком, учитывая его особенности и потребности.
Что такое социальная зрелость?
Социальная зрелость - это комплекс качеств, основанных на психологической и социальной готовности подростков к успешному функционированию и адаптации в обществе.
Какие психологические особенности подросткового возраста влияют на развитие социальной зрелости?
Подростковый возраст сопровождается появлением новых потребностей и проблем, таких как формирование самоидентичности, соматических изменений и конфликта между стремлением к независимости и потребностью в социальной принадлежности.
Как социальная зрелость может быть использована как критерий сформированности?
Социальная зрелость оценивается по ряду критериев, включающих навыки коммуникации, эмпатии, способность к решению конфликтов, самоконтроль и принятие ответственности за свои действия.
Какие концепции исследователей из России и зарубежья связаны с понятием социальной зрелости?
В России такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский внесли значительный вклад в изучение социальной зрелости. В зарубежной психологии принципиальное значение отводится работам Эриксона, Маслоу, Пиаже.
Какова цель психолого-педагогической деятельности по формированию социальной зрелости у подростков?
Главная цель этой деятельности заключается в помощи подросткам в развитии навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе, таких как умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, принимать решения и контролировать свои эмоции.
Что такое социальная зрелость и как она формируется у подростков?
Социальная зрелость у подростков - это способность адекватно взаимодействовать с окружающими людьми и социумом в целом. Она формируется через развитие определенных психологических особенностей подросткового возраста, таких как самостоятельность, ответственность, умение принимать решения и т.д. Также важную роль играют педагогические воздействия, направленные на развитие социальных навыков и компетенций подростков.