Социальные стереотипы и социальные установки по отношению к детям в современном обществе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 25 25 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.06.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Основные подходы к изучению детства в отечественной и зарубежной науке
1.1. Детство как предмет исследований
1.2. Комплексный подход к определению детства
Глава 2. Исторически сложившиеся стереотипы и установки по отношению к детям
2.1. Исторические трансформации социальных стереотипов и установок детства
2.2. Представления о детстве начала XX века в России
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

В 1918 году на первой конференции пролеткульта участниками были провозглашены крайне радикальные права детей. Право на свободное развитие своих способностей давало ребенку право отказаться от своих родителей и самому выбрать себе воспитателей, право создавать свои юношеские организации и объединения и другие. Все эти факты взаимосвязаны с представлениями о ребенке и детстве начала XX века.
Социалистическая педагогика нашла методологическую и общетеоретическую основу для разработки основных проблем развития детей, их обучения и воспитания в марксистско-ленинском учении. Советское государство предприняло серьезные действия, утвердившие новый статус детства в обществе.
Детство провозглашалось не этапом подготовки к жизни, а временем активного участия в строительстве нового общества и формирования будущих участников борьбы за коммунистическое будущее. Реализация данного подхода воплощалась в предоставлении единоуровнего образования всем детям обоего пола до 17 лет. Был взят курс на «общественное и коллективное» детство. Согласно этому подходу работа с детьми в школе и вне школы должна была вестись все семь дней недели и самым лучшим признавалось взросление детей в коллективах.
Открыто не заявлялось о необходимости изъятия детей из семьи, более того воспитание детей провозглашалось делом объединения семьи и общества. Однако влияние семьи во многих сферах признавалось скорее негативным, чем позитивным.
Дети были провозглашены особым, привилегированным классом, была поставлена задача обеспечения пищей, одеждой, обувью, учебными пособиями за счет государства. Детство было объявлено сферой заботы всего общества, что предполагало широкое включение общественности в работу советов народного образования, мобилизацию грамотных на работу с детьми.
Определялась в качестве актуальной задача создания социальности детства через широкую пропаганду коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государства. Провозглашался принцип самоуправляемости детства, поощрялось создание органов самоорганизации в школах с приданием им прав выбора и оценки педагогов, учебных программ, расписания и т.п. Стало применяться понятие детской общественности. Идеи создания детских объединений и ассоциаций развивались в России с начала века, эти идеи нашли свое отражение в «Декларации прав ребенка» 1917 года К.Н. Вентцеля, где провозглашалось право вместе с другими детьми и взрослыми образовывать те или иные союзы, кружки, объединения. В описываемый период произошла реализация этих идей на практике .
Детство определялось как период труда и активного профессионального образования.
Провозглашенный в 30-е годы переход от свободного воспитания к четко организованному, плановому, унифицированному процессу привел к конструктивным изменениям в детстве. Дисциплинированность, послушание ребенка были провозглашены важнейшей стороной нравственности. Начало 30-х годов ознаменовалось появлением целой серии научно-педагогических исследований, обосновывающих эти требования и предлагающих практические технологии их поддержания. Развитию данных идей способствовало появление учения А.С.Макаренко, созданного им на основе обобщения личного опыта работы в закрытых учреждениях с особыми группами детей.
Расширение детства произошло через целенаправленное воздействие на детское и пионерское движение. Задача организации детства в коллективе должна была решаться через триаду воспитания: школу, производство, детские и юношеские организации. Провозглашенная поддержка всему зародившемуся множеству самодеятельных детских объединений была постепенно подменена помощью лишь одной пионерской организации.
Развитие пионерского и молодежного движения явилось одним из важнейших факторов конструирования детства в нашей стране. Обогатился ролевой набор ребенка, он стал включать в себя роль члена организации - октябренка, пионера, комсомольца. Вступление в организацию являлось одним из основных символов смены периодов детства. Был создан особый сегмент социальной инфраструктуры для детей: Дома и Дворцы пионеров, пионерские лагеря, специализированные газеты, журналы, радиопередачи и др. Был официально признан факт существования детской общественности и презентации детского мнения посредством решений слетов, обращений и т.п. Научную основу для подобных планируемых, целенаправленных трансформаций составили разработки новой отрасли социально-педагогических исследований, связанных с пионерским движением, которая начала развиваться в рамках общей педагогической теории. В период стагнации социологии детства в нашей стране подобные исследования в течение десятилетий являлись практически единственными, фиксирующими процессы и изменения в детской среде.











































Заключение
В широком смысле детство определяется как сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее с обществом в целом и с отдельными его элементами.
Исходя из данной позиции, можно сказать: детство - совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум.
В настоящее время во всем мире признается тот факт, что детство – важный период жизни человека, имеющий самостоятельную ценность. Однако детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены, отсутствует целостный комплексный подход к детству как феномену, как социально-педагогическому явлению.
Под воздействием среды, воспитания, образования растущий человек из существа биосоциального становится существом социально-биологическим, он присваивает ценности, культуру, право и потребности определенной социально-демографической группы населения
Детство представляет собой сложное социальное явление. Социальный статус детей и степень прав и свобод ребенка в семье и обществе в различные исторические эпохи обусловливается этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, религиозными, культурными, этническими и другими традициями.
Рассматривая детство на различных этапах развития человечества, мы рассматривали его как изменяющийся элемент социальной системы. Существует история развития детства, на каждой ступени эволюции человечества оно предстает в новом качестве.
Список литературы:
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 460с.
Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технологии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 340с.
Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. - М.: Изд-во ИМ, 1996. – 210 с.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: Вече, 1997. – 227 с.
Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
Кудрявцев, В.Т. Исследование детского развития на рубеже столетий. // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 3 - 24.
Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания. // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – С. 17-33.
Мид М. Культура и мир детства. – М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
Философия XX века. Учебное пособие. - М.: Знание, 1997. – 244с.
Фельдшшейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 3-19.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.109 -112.
Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - №3-4. - С. 7-13.
Эльконин Б.Д., Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. - 1991.-№2. – С.14-18.
Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - №3-4. - С. 13.


Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 26-128; Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – С. 31-36.
Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.110.

Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. - М.: Изд-во ИМ, 1996. – 29.

Кудрявцев, В.Т. Исследование детского развития на рубеже столетий. // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 3.
Кудрявцев, В.Т. Исследование детского развития на рубеже столетий. // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 3.

Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.110.

Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.110.


Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.110.


Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. – С.6.

Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. – С.8.


Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. – С.12.


Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. – С.18.


Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. - М.: Социум, 2001. – С.21.






2

Список литературы:
1.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 460с.
2.Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технологии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 340с.
3.Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. - М.: Изд-во ИМ, 1996. – 210 с.
4.Коул М. Культурно-историческая психоло¬гия: наука будущего. – М.: Вече, 1997. – 227 с.
5.Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
6.Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
7.Кудрявцев, В.Т. Исследование детского развития на рубеже столетий. // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 3 - 24.
8.Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания. // Психологический журнал. – 1998. – № 3. – С. 17-33.
9.Мид М. Культура и мир детства. – М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
10.Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
11.Философия XX века. Учебное пособие. - М.: Знание, 1997. – 244с.
12.Фельдшшейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состоя¬ние развития. // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 3-19.
13.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.
14.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
15.Щеглова С.Н.Социология детства как элективный курс. Опыт преподавания. // Социологические исследования. – 2003. - № 3. – С.109 -112.
16.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - №3-4. - С. 7-13.
17.Эльконин Б.Д., Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике // Вопросы психологии. - 1991.-№2. – С.14-18.
18.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - №3-4. - С. 13.


Вопрос-ответ:

Какие подходы применяются при изучении детства?

В отечественной и зарубежной науке применяются различные подходы к изучению детства. Одним из таких подходов является комплексный подход, который позволяет рассматривать детство как многомерное явление, связанное с различными аспектами жизни ребенка: биологическими, психологическими, социокультурными и т. д. Также существует исторический подход, который позволяет анализировать исторические изменения в представлениях о детстве и социальных установках по отношению к детям.

Какие стереотипы и установки существуют по отношению к детям?

Социальные стереотипы и установки по отношению к детям могут существенно различаться в зависимости от социокультурной среды и исторического периода. К some из них можно отнести стереотипы о том, что дети должны быть послушными, что они несамостоятельны, что они не могут принимать серьезные решения и т. д. Также существуют установки, связанные с полом ребенка - например, стереотипы о том, что девочкам нужно быть мягкими и умными, а мальчикам - сильными и смелыми.

Какие представления о детстве были характерны для начала XX века в России?

В начале XX века в России существовали определенные представления о детстве. В то время дети часто рассматривались как "маленькие взрослые", которые должны подчиняться старшим и выполнять определенные обязанности. Некоторые родители стремились воспитывать своих детей в соответствии с общественными идеалами и требованиями, что могло оказывать давление на детей и ограничивать их свободу и самостоятельность.

Какими социальными стереотипами и установками отличается современное общество по отношению к детям?

В современном обществе социальные стереотипы и установки по отношению к детям могут быть разнообразными. Например, детей могут рассматривать как центр вселенной и быть крайне бережно к ним относиться. В то же время, существуют и стереотипы о том, что дети должны быть "успешными" и достигать определенных результатов в школе или спорте. Кроме того, могут существовать стереотипы в отношении роли матери и отца в воспитании и заботе о детях.

Какие подходы используются при изучении детства в науке?

Основные подходы при изучении детства в науке включают комплексный подход, социологический подход, психологический подход и антропологический подход.

Как исторически изменялись социальные стереотипы по отношению к детям?

В истории социальные стереотипы по отношению к детям были подвержены изменениям. Например, в средние века дети рассматривались как маленькие взрослые, в эпоху просвещения детство стало ассоциироваться с невинностью и нежностью, а в современном обществе дети рассматриваются как особая категория, нуждающаяся в защите и заботе.

Какие были представления о детстве в России в начале XX века?

В начале XX века в России детство рассматривалось как особый период развития человека. Детей считали независимыми, активными и способными к самостоятельности. В то же время, в общественном мнении они были представлены как слабые и защищаемые. Детство в России того времени было связано с идеалами нравственности и воспитания.

Какие подходы к определению детства используются в науке?

В науке используется комплексный подход к определению детства, который основывается на анализе психологических, социальных, культурных и биологических аспектов. Другие подходы включают социологический подход, который рассматривает детство с точки зрения социальных норм и ролей, психологический подход, который изучает психологическую природу детства, и антропологический подход, который анализирует детство в контексте культур и обычаев.

Какими стереотипами и установками было характерно детство в России в начале XX века?

В начале XX века детство в России было характеризовано определенными социальными стереотипами и установками. Детей считали нежными, независимыми и способными к самостоятельности. Одновременно, общество оказывало им защиту и заботу. Детство в России того времени было связано с идеалами нравственности и воспитания.

Какие подходы существуют к изучению детства в науке?

Основные подходы к изучению детства в науке включают детство как предмет исследований и комплексный подход к определению детства.