Теневая экономика
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 04.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность теневой экономики. Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики 5
1.2 Эволюция теневой экономики 8
1.3 Структура теневой экономики: теоретические аспекты 10
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ 16
2.1 Анализ теневого сектора российской экономики 16
2.2 Сравнительный анализ теневой экономики Европы и США 22
2.3 Методы борьбы с теневой экономикой в мире 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 36
Данное условие считается основным, которое необходимо реализовать. Был сформулирован пакет мер по борьбе с корпоративным уклонением от уплаты налогов, который должен призвать страны ЕС занять более четкую, сильную и скоординированную позицию в отношении компаний, являющихся «уклонистами» от уплаты налогов. Планируется внедрение международных стандартов против размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Данные меры включают в себя: - обязательные меры, направленные на то, чтобы заблокировать все основные методы, которые компании используют для уклонения от уплаты налогов; - рекомендации для стран - участниц ЕС о том, как предотвратить злоупотребление условиями налоговых соглашений; - предложение для стран - участниц ЕС делится налоговыми сведениями о транснациональных корпорациях, действующих на территории ЕС; - действия, направленные на продвижение эффективного управления в сфере налогообложения на международном уровне; - внесение третьих стран, которые отказываются от сотрудничества в так называемые «черные списки». В декабре 2017 г. в данные списки входили: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, Объединенные Арабские Эмираты, Палау, Панама, Сент-Люсия, Самоа, Тринидад и Тобаго, Тунис, Южная Корея. Данные страны, по мнению ЕС, ведут нечестную игру, чем и заслужили попадание в данный список. При этом методы и способы, по которым были выбраны данные страны, вызвали споры. Также был опубликован «серый список» из 47 стран, налоговые правила которых не соответствуют стандартам ЕС, но вскоре должны быть пересмотрены. Поэтому сейчас перед Еврокомиссией стоит задача по составлению нейтральных индикаторов для определения кандидатов в «черные списки». После этого страны-участницы будут решать, какие из третьих стран необходимо проверить более досконально. Перед странами ЕС остро стоит проблема транснациональных компаний, а именно использование ими «налоговых дыр» в налоговом законодательстве различных европейских стран, что способствует недополучению бюджетами денежных средств. Крупные корпорации теперь должны отчитываться по своим доходам в каждой стране, в которой они ведут деятельность, тем самым утрачивая способность экономить на налогах и выводе денежных средств в тень.Обобщая все вышесказанное, подведем итог. Продолжая двигаться по пути снижения уровня теневого сектора, Еврокомиссия сосредоточилась на трех направлениях: - обеспечение эффективного налогообложения в ЕС, которое базируется на применении принципа корпоративного налогообложения, т.е. фирмы должны платить налоги там, где получают свою прибыль; - повышение прозрачности в системе налогообложения и обеспечение справедливой налоговой конкуренции; - обеспечение равных условий, укрепление международного сотрудничества в общей борьбе против уклонения от уплаты налогов.2.3 Методы борьбы с теневой экономикой в миреВ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, принятой 13 мая 2017 года, выделены основные угрозы, среди которых есть угроза сохранения значительной доли в теневой экономике.К основным последствиям теневой экономики относят: -экономические кризисы,спады производства, -рост организованной преступности. Также теневая экономика приводит к сложным разрушительным процессам, например: усиление социальной дифференциации появился существенный разрыв между различными слоями общества, что создаёт большое социальное напряжение. Последствия деятельности теневой экономики сказываются на многих государствах, кроме того, в условиях глобализации сформировалась транснациональная организованная преступность, борьба с которой не по силу одному государству и поэтому большинству государств приходится действовать сообща. Развитие многих государств свидетельствует о том, что благосостояние народа, эффективность и независимость экономики, устойчивость экономической формации зависят от экономической системы государства на данный момент. Стабильность и высокий прогресс развития системы экономики становятся одними из необходимых условий, с помощью которых можно будет реализовать стратегии экономической безопасности. Последнее упомянутое понятие означает, что государство ставит в приоритет, прежде всего, защиту коренных национальных целей (духовное развитие общества, социально-экономическая стабильность общества, территориальная целостность) и приоритетов, разумеется, в экономической сфере. Есть два пути борьбы с теневой экономикой: -первый – радикально-либеральный; -второй – репрессиями. Радикально-либеральная борьба подразумевает собой пакет документов, существенно ограничивающих незаконную деятельность. Репрессивный метод борьбы подразумевает применение жестких карательных мер. Как бы кому ни хотелось применять репрессии, это приведёт только к тому, что большие объёмы финансовых ресурсов безвозвратно потеряются для государства. Цель другая – заставить работать «теневые деньги» на экономику страныПоэтому, в июле 2017 года Минфин представил проект документы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2018-2020 годы, большая часть которого посвящена обелению экономики и борьбе с теневым сектором. Минфин собирается повысить доходы бюджета, увеличив собираемость налогов. Также предлагается интегрировать информационные системы таможенной, налоговой служб и других органов, чтобы было проще отслеживать денежные потоки и потоки товаров. Ещё одним пунктом Минфина является введение маркировки на различные виды товаров, так же, как это уже сделано в системе ЕГАИС – система, ведущая учёт производства алкоголя. Также предлагается снизить прямые налоги на труд и повысить косвенные налоги.Для уменьшения негативного влияния теневого сектора на российскую экономику приоритетным направлением государственной политики должна стать разработка эффективных мероприятий, позволяющих снизить уровень теневой экономики не только в пределах отдельного региона, но и по всей стране.Комплекс мероприятий, проводимых в рамках борьбы с теневой экономической деятельностью, можно оптимизировать следующим образом:1) формированием добросовестной конкуренции;2) совершенствованием деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ;3) проведением постоянного государственного контроля за соблюдением оптимальной ставки налоговых платежей и таможенных пошлин;4) формированием прозрачной финансово-хозяйственной деятельности предприятий;5) повышением качества государственного контроля за соблюдением упрощенных форм регистрации и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций;6) достижением значительного снижения кредитных рисков;7) ежегодным повышением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;8) оказанием постоянной финансовой помощи малому и среднему бизнесу; улучшением условий их вхождения в новые рынки сбыта;9) совершенствованием мер, направленных на снижение уровня коррупции чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики;10) осуществлением контроля за соблюдением морально-нравственных принципов всеми гражданами российского общества;11) совершенствованием средств массовой информации;12) осуществлением тесного взаимодействия правоохранительных органов со всеми социальными институтами общества для предупреждения коррупционных преступлений;13) расширением сотрудничества с международными организациями по обмену опытом, касающимся вопросов борьбы с теневой экономикой.Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что теневая экономика, в особенности криминальная («черная»), наносит огромный вред всему обществу. Некриминальная («серая») оказывает негативное влияние на экономическую структуру, деформирует рынок в случае утраты динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона. Главная задача государства – сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Поэтому изучение теневой структуры экономики необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод теневой экономикой следует понимать хозяйственную деятельность, развивающуюся вне государственного контроля, и имеющая большие масштабы в экономической сфере общества. Теневая экономика в тех или иных формах присуща любой социально-экономической системе и может погибнуть только вместе с этой системой и государством, регулирующим социально-экономические отношения правовыми нормами. По мнению многих исследователей, полностью ликвидировать теневую экономику невозможно. Хотя возможно эффективно уменьшать ее масштабы и ликвидировать наиболее опасные для государства и общества проявления теневой экономики.Развитие теневой экономика, как правило, способствуют две причины: -вмешательство государства в экономику;кризис или депрессивное состояние национальной экономики. Существует различная классификация теневой экономики, наиболее распространенная следующая:-Вторая (беловоротничковая); -Серая (неформальная); -Черная (подпольная) теневая экономика. Наибольший вред из всех трёх для государства несёт в себе подпольная теневая экономика, так как она связана с незаконной экономической деятельность, отрицательно влияющей на состояние государственных финансов, сокращает возможности формирования государственного бюджета, деформирует его структуру, негативно сказывается на всей бюджетной сфере, приводит к искажениям в инвестиционных отношениях.Проводя анализ масштабов теневой экономики, необходимо отметить, что численность неформально занятых, начиная с 2010 г., систематически увеличивается. По нашим расчетам, доля неформально занятых в общей численности занятого населения России в период с 2010 по 2015 гг. увеличилась с 16,4 % до 20,5%. На Камчатке – в 2015 году общая численность неформально занятого населения составляло 31 тысяча человек.В 2017 году неформальный сектор пополнился полумиллионом человек в сравнении с 2015 годом. С 2011 года сегмент вырос на 4 миллиона работников.Денежные доходы, в ноябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года понизились на 5,6%, с января по ноябрь 2016 года – на 5,8%, также несмотря низкую инфляцию и положительный рост экономики, доходы населения в конце 2017 года могут показать не положительную зависимость. В 2017 году снижение доходов населения может опуститься до 0,2%. Однако позднее доходы начнут повышаться: вначале на 0,3% в 2018году, и далее приблизительно на 1% в год в течение 2019–2021 годов.Таким образом, проведенное исследование показало, что на сегодняшний день занятость населения РФ в теневом (неформальном) секторе экономики достигла значительных масштабов. Одной из основных причин роста численности неформально занятых является низкий уровень доходов населения и невозможность в силу определенных обстоятельств (например, низкий уровень образования и квалификации, недостаточность вакантных мест) повысить уровень своего благосостояния, не прибегнув к помощи теневого рынка. Оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности общества, теневая экономика имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в России, на данный момент, не удалось сформировать эффективную систему экономической безопасности государства. Национальная экономика должна стать конкурентоспособна на мировом рынке. Достигнуть этого можно путём создания комфортной макроэкономической среды. Важно отметить, что теневая экономика живёт только вместе с государством. Есть государство – есть теневая экономика. Полностью уничтожить её невозможно, так как это грозит разрушением всей экономической системы. Логично и продуктивно вести речь об уменьшениях её масштабом и уничтожении наиболее опасных для общества форм. СПИСОК ИСТОЧНИКОВУказ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультатПлюсБарсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94., Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 сНестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №17. С. 7-11. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 cРзаев И.М. Деятельность органов внутренних дел по противодействию теневым явлениям в природно- ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. 2013. №20 (242). С. 114 – 131Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16. Юнева Е.А.. Авдеева И.А. Методы борьбы с теневой экономикой в странах ЕС Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета// . – 2018. - № 2(71). – с 36-39Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/Гарнева О. И. Теневая экономика в России // Интерактивплюс [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/119633/discussion_platform Калошина А.Я. Масштабы теневой экономики за рубежом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdfПо данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519 Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747Сорокина Ю. Росстат: теневая экономика в России составляет 10-14% // Znak [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2017-03-29/rosstat_tenevaya_ekonomika_v_rossii_sostavlyaet_10_14 Теневая экономика в России ставит рекорды // Амур.инфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.amur.info/news/2017/04/19/123465Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/tisyach-faktov-neformalnoj-anyatosti/53241126/Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-InstitutfürGesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультатПлюс
2. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111
3. Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8.
4. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.
5. Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94.,
6. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 с
7. Нестерова Н. В. Влияние теневой экономики на развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №17. С. 7-11.
8. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 c
9. Рзаев И.М. Деятельность органов внутренних дел по противодействию теневым явлениям в природно- ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. 2013. №20 (242). С. 114 – 131
10. Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31
11. Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844
12. Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16.
13. Юнева Е.А.. Авдеева И.А. Методы борьбы с теневой экономикой в странах ЕС Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета// . – 2018. - № 2(71). – с 36-39
14. Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294
15. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/
16. Гарнева О. И. Теневая экономика в России // Интерактивплюс [Электронный ресурс] URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/119633/discussion_platform
17. Калошина А.Я. Масштабы теневой экономики за рубежом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf
18. По данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519
19. Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747
20. Сорокина Ю. Росстат: теневая экономика в России составляет 10-14% // Znak [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2017-03-29/rosstat_tenevaya_ekonomika_v_rossii_sostavlyaet_10_14
21. Теневая экономика в России ставит рекорды // Амур.инфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.amur.info/news/2017/04/19/123465
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
23. http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/tisyach-faktov-neformalnoj-anyatosti/53241126/
24. Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-Institut für Gesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.
Вопрос-ответ:
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это сектор экономики, который функционирует вне официальной системы и не учитывается в официальных статистических данных. Он включает в себя нелегальные, полулегальные и неполностью оформленные виды деятельности.
Какие причины и факторы влияют на развитие теневой экономики?
На развитие теневой экономики влияют такие факторы, как высокие налоги, сложная бюрократическая система, низкий уровень заработной платы, отсутствие механизмов контроля, неполное удовлетворение потребностей населения официальными рыночными структурами и другие.
Как меняется теневая экономика со временем?
Теневая экономика постоянно эволюционирует. В связи с изменениями в обществе и экономике, она может менять свою структуру и объем. Так, с развитием технологий и возрастанием доступа к интернету, появляются новые виды теневой экономики, связанные с электронной коммерцией и криптовалютами.
Какова структура теневой экономики?
Структура теневой экономики включает в себя различные виды деятельности, такие как нелегальный труд, нелегальная торговля, нелегальное производство, незаконная миграция, отмывание денег, нарушение интеллектуальной собственности и другие.
Какие методы борьбы с теневой экономикой существуют?
Для борьбы с теневой экономикой применяются различные методы, такие как снижение налоговых и административных барьеров, улучшение бизнес-климата, повышение уровня жизни населения, ужесточение контроля и наказания за нарушения законодательства, развитие прозрачной экономики и другие.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это сектор экономики, который не официально учитывается в официальной статистике и не подвергается налогообложению и регулированию со стороны государства. В этом секторе проводятся различные нелегальные или полулегальные операции, такие как торговля контрабандными товарами, незаконный оборот наркотиков, уклонение от уплаты налогов и т.д.
Какие причины и факторы влияют на развитие теневой экономики?
На развитие теневой экономики влияют различные факторы, такие как экономические обстоятельства, высокие налоговые ставки, сложная процедура регистрации и получения разрешений, высокая коррупция, низкая эффективность правоохранительных органов, недоверие граждан к государству и его институтам.
Какова эволюция теневой экономики?
Эволюция теневой экономики включает изменения в ее объеме, структуре и механизмах функционирования. В процессе эволюции теневая экономика становится более сложной и разнообразной, а также приспосабливается к изменяющимся условиям и регулированию со стороны государства.
Какова структура теневой экономики?
Структура теневой экономики включает различные секторы, такие как нелегальная торговля, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, уклонение от уплаты налогов и т.д. Также в структуру теневой экономики входят различные участники, такие как индивиды, фирмы, организации, государственные и негосударственные органы.
Какие методы борьбы с теневой экономикой применяются в мире?
В мире применяются различные методы борьбы с теневой экономикой, такие как ужесточение налогообложения и контроля за платежами, снижение коррупции, упрощение процедур регистрации и получения разрешений, повышение эффективности правоохранительных органов, повышение доверия граждан к государству и его институтам.