Проблема свободы слова и печати в контексте исторического развития массовой коммуникации.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 05.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИИ 7
1.1 Понятие СМК и история периодического издания в контексте развития русских СМК 7
1.2 Тенденции цифровой трансформации массовых коммуникаций и их воплощение в медиасистему 14
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СЛОВА В СМК 21
2.1 Свобода слова как результат исторического становления СМК 21
2.2 Юридическая основа реализации свободы слова и печати 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Вместе с тем нужно помнить о том, что гарантия свободного и простого индивидуального доступа к информации становится одним из главных козырей в политической игре, в политической борьбе.2.2 Юридическая основа реализации свободы слова и печатиГоворя о свободе слова, необходимо помнить сразу о нескольких аспектах: о социально-творческих факторах свободы СМИ, об экономических условиях и факторах свободы СМИ и о юридической стороне свободы слова в журналистике. Во-первых, мера свободы зависит от приверженности гражданской позиции работника СМИ: внутреннее сознание ответственности перед обществом ориентирует журналиста искать оптимальное решение при сборе и подаче информации. Во-вторых, государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ. В таких условиях противостояние экономическому давлению государства и учредителей может обеспечить мобилизация «внутренних» ресурсов - выбор в качестве спонсоров и рекламодателей среди тех социально-экономических институтов, позиции которых близки данному изданию. Однако при любой ситуации характер, мера и формы проявления социально-творческой и экономической свободы регламентируются законодательством.Источником законодательных документов в этой сфере являются международные правовые акты, и прежде всего «Всеобщая декларация прав человека». Этот документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. 19 декабря 1976 года был подписан «Международный пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный Советским Союзом 18 сентября 1973 года. Любая общественная формация не может нормально развиваться при искаженных, деформированных информационных потоках, когда привычными становятся ложь и умолчания. Нельзя говорить и о соблюдении каких-то прав человека, так как исключена сама возможность что-то узнать о реальном соблюдении этих самых прав и высказаться об этом.И одним из самых существенных прорывов в направлении реформирования нашей страны от тоталитарной коммунистической системы бесправного и запропагандированного общества к правовому государству, стоящему на страже прав и интересов граждан, стало принятие 12 июля 1990 года Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Этот закон не был совершенным законом, но он сделал главное - юридически разрушил монополию Коммунистической партии Советского Союза на пропаганду и агитацию, запретил цензуру и создал условия, когда смогли появляться новые, независимые от государства средства массовой информации.Позднее - 27 декабря 1991 года - в Российской Федерации был принят Закон «О средствах массовой информации», который позволил сделать еще один шаг к свободе слова. А 12 декабря 1993 года принятая в России Конституция впервые в истории страны ввела понятие «свобода массовой информации» и гарантировала право граждан пользоваться этой свободой, запретив цензуру. Большие трудности остаются в получении информации о деятельности различных властных структур. Законы РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «О государственной тайне», «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательство об архивах в ряде случаев противоречивы и не в достаточной степени ориентированы на реализацию именно информационных прав граждан, а чаще традиционно для постсоветской России стоят на страже интересов чиновничества.Благодаря интернету качественная пресса способна предложить целый комплекс абсолютно новых услуг - непосредственные диалоги с читателями и расширение аудитории. Итак, современные периодические издания можно разделить на три группы: печатные, имеющие только «печатный» вариант издания; печатные, но имеющие свои страницы в интернете; исключительно электронные, имеющие только сетевой вариант. Здесь стоит сказать, что «свобода слова» была положена в основу интернета еще на стадии его проектирования, но со временем возникла проблема «информационного шума», поэтому вполне логичным оказывается не противопоставление традиционных СМИ технологически новым, а их объединение. Интересен и такой факт, что в России электронных СМИ значительно больше, чем в других странах. Наверное, это можно объяснить тем, что в России очень быстро распознали в интернете мощнейшее оружие, которое может использовать «четвертая власть».ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, свобода слова –является одним из основополагающих личных прав человека и гражданина, оно является всеобщим равным политическим правом граждан современного демократического правового государства, важное звено всеобщего права свободного доступа получать, хранить и источать информацию. Право свободы слова и информациипод собой подразумевает непосредственнуюспособность субъекта в любой форме на публике (словесно, графически и вербально, применяя средства массовой информации) изъявлять свою точку зрения.Законодательство и юридическая практика в правовых демократических современных государствах сформировали систему ограничения такого права для того, чтобы не допустить негативизма проявления свободы слова, то есть чрезмерного или злоупотребления им.К примеру, в ряде стран мирового содружестване разрешается применять свободу слова для агитации к насильственной замене законной государственной власти, распространений государственных илидругих законом хранимых тайн, для призывак совершению преступлений, для подстрекательства к национальному ненавистничеству, разжигания религиозной, расовой и другой розни, клеветы и оскорбления иных лиц, попыток посягнуть на социальную нравственность и общественную мораль.Разумеется, право свободыинформации, печати и слова - это ценности, не нуждающиеся в своем провозглашении, но необходимые к реализации и беспрерывной охране от каких бы то ни было попыток ограничения. Именно в результате этого социум, что не может охранять свободу информации и слова никогда,в действительности, не будет в состоянии позволить гражданам своей страныпридерживаться этого права и иных прав, не будет способно осуществлять их общественные и экономические интересы. Такой социум или государство элементарно не будет способно дать его членам или гражданам возможность в свободном доступе иметь корректные сведения и верную информацию о действительных положениях дел, новостных ситуаций вместе со всеми этимисвободами и интересами.Проблема обеспечения граждан правом свободной информации, печати и слова– это, прежде всего,проблема о существовании и увядании для современного демократического правового государства, которое стремится к обеспечению благополучия, мира и процветания граждан своей страны.Тут необходимо заметить, что относительно деятельности средств массовой информации право свободной информации, печати и слова не нужно толковать, как свободу публицистов безответственноиздавать работы, публиковать субъективные репрезентации о устройстве мира и реальном положении дел. Действительно, журналист, как и любой гражданин правового демократического государства, вправетрактовать личное мнение на что бы то ни было, но он не обязан применять служебные полномочия и знать рамки своего служебного полномочия, что могут ограничитьв таком же праве ииных равноправных ему граждан. Сотрудники СМК и публицисты должны всяким образомбыть в содействии с гражданами, которые осуществляют свое право на распространение и получение корректной информации, куда относится и все равноценные альтернативные интерпретациисведений и фактов.Лишь таким образом реципиент имеет возможность осознанно и самостоятельнорешать, выбирать подходящую именно ему нравственную идеологию, прямоосуществлять свое политическое право избирать кандидатов в губернаторы, депутаты или в президенты, а свободно выбирать для себя экономические блага - товары и услуги.В подобной проблемы есть одно решение и кроется оно в соблюдении Конституции и междунациональныхсотруднических документов. Будучи страной, входящей в европейское содружество государства - ЕС, Россия обязана законодательно дать независимость СМК от государственных органов управления. Для осуществления свободы граждан современного правового демократического государства, которым является наша страна, на информацию власть обязана в содействии с законодателями реализовать и обеспечить все условия для нормального функционирования средств массовой коммуникации в конкурентной борьбе, исключая адресные дотации. Для вышеописанного требуется отмена государственного тотального контроля и воздействия на всю среду инфраструктуры. Свободная инфраструктура позволяет функционалу СМК сфокусировать в органах власти информационные центры. Они, в свою очередь, ответственны за позволениеи реализацию непосредственного беспрепятственного доступа граждан, куда относят и сотрудников самих СМК, к сведениям о работе органов государственного управления и власти в центре и на периферии, применение практически используемого интернет-функционала для осуществления свободы граждан на информацию.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНаучные монографии:Бабаева, А. Е. Интернет: воздействие на личность : учебник / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. — М. : Можайск-Терра, 2012. — 265 с.Бакулев Г.П.. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.Головлева Е.Л.. Массовые коммуникации и медиапланирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 200 с.Жилавская И.В. Влияние СМИ//Медиаобразование: от теории - к практике /Сост. И.В.Жилавская. - Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007, - 292 с.Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /М.: Аспект Пресс, 2001. Источник: [Электронный ресурс] URL://http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007, - 336 с.Луков М. В. Тезаурусный анализ мировой культуры. Вып. 1. М.: МосГУ, 2005. - 374 с. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.mosgu.ru/Людмила Коханова. Медиарилейшнз. Что это такое. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 328 с.Молчанова, О. И. Специфика современных интернет-СМИ / О. И. Молчанова // Интернет-СМИ: проблемы, возможности, технологии, позиции. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.engec.ru/media_konf2012/MolchanovaOI Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1998, - 147 с.;ПрутцковГ.В.. История зарубежной журналистики. 1929-2013. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 432 с.Свитич Л.Г. Профессия: журналист — М.: Аспект Пресс, 2003, - 356с. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.blogpr.ru/node/1654Тамара Науменко. Философские проблемы массовой коммуникации. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. – 344 с.Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада (издание второе, переработанное и дополненное), М., 2000, - 178 с.Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации. // Социологические исследования, 1997, № 1, - 234 с.Типология периодической печати : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 236 с. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС" 2002, 201 с.Статьи:Каррыев Б. «Интернет: цифровая революция эры мгновенной коммуникации. Мегасила, история и влияние на общество» - 2013 Источник: [Электронный ресурс] URL:https://www.libfox.ru/667079-batyr-karryev-internet-tsifrovaya-revolyutsiya-ery-mgnovennoy-kommunikatsii-megasila-istoriya-i-vliyanie-na-obshchestvo.htmlСайт «Росмолодежь». Статья «Аудитория СМИ». Автор: Юлия Володина [10.10.16]. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://rosmolodezh.ru/rosmolodezh-federalnoe-agentstvo/rosmolodezh-oficialnye-dokumenty/1225-2010-10-12-13-07-38Статья «Территория молодёжных СМИ на русском языке» 2011. Автор: Елена Харитонова Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/mem/jum/ru8517485.htm Журнал «Книжная индустрия» №04/2013 С. 27 Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.bookind.ru/categories/workshop/ Журнал «Publish» №11/2016 С. 21 Источник: [Электронный ресурс] URL:https://avidreaders.ru/book/zhurnal-publish-11-2016.html
Научные монографии:
1. Бабаева, А. Е. Интернет: воздействие на личность : учебник / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. — М. : Можайск-Терра, 2012. — 265 с.
2. Бакулев Г.П.. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
3. Головлева Е.Л.. Массовые коммуникации и медиапланирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
4. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 200 с.
5. Жилавская И.В. Влияние СМИ//Медиаобразование: от теории - к практике /Сост. И.В.Жилавская. - Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007, - 292 с.
6. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /М.: Аспект Пресс, 2001. Источник: [Электронный ресурс] URL://http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
7. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007, - 336 с.
8. Луков М. В. Тезаурусный анализ мировой культуры. Вып. 1. М.: МосГУ, 2005. - 374 с. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.mosgu.ru/
9. Людмила Коханова. Медиарилейшнз. Что это такое. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 328 с.
10. Молчанова, О. И. Специфика современных интернет-СМИ / О. И. Молчанова // Интернет-СМИ: проблемы, возможности, технологии, позиции. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.engec.ru/media_konf2012/MolchanovaOI
11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1998, - 147 с.;
12. Прутцков Г.В.. История зарубежной журналистики. 1929-2013. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 432 с.
13. Свитич Л.Г. Профессия: журналист — М.: Аспект Пресс, 2003, - 356с. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.blogpr.ru/node/1654
14. Тамара Науменко. Философские проблемы массовой коммуникации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 344 с.
15. Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада (издание второе, переработанное и дополненное), М., 2000, - 178 с.
16. Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации. // Социологические исследования, 1997, № 1, - 234 с.
17. Типология периодической печати : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 236 с.
18. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС" 2002, 201 с.
Статьи:
1. Каррыев Б. «Интернет: цифровая революция эры мгновенной коммуникации. Мегасила, история и влияние на общество» - 2013 Источник: [Электронный ресурс] URL:https://www.libfox.ru/667079-batyr-karryev-internet-tsifrovaya-revolyutsiya-ery-mgnovennoy-kommunikatsii-megasila-istoriya-i-vliyanie-na-obshchestvo.html
2. Сайт «Росмолодежь». Статья «Аудитория СМИ». Автор: Юлия Володина [10.10.16]. Источник: [Электронный ресурс] URL:http://rosmolodezh.ru/rosmolodezh-federalnoe-agentstvo/rosmolodezh-oficialnye-dokumenty/1225-2010-10-12-13-07-38
3. Статья «Территория молодёжных СМИ на русском языке» 2011. Автор: Елена Харитонова Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/mem/jum/ru8517485.htm
4. Журнал «Книжная индустрия» №04/2013 С. 27 Источник: [Электронный ресурс] URL:http://www.bookind.ru/categories/workshop/
5. Журнал «Publish» №11/2016 С. 21 Источник: [Электронный ресурс] URL:https://avidreaders.ru/book/zhurnal-publish-11-2016.html
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет свобода слова и печати в развитии массовой коммуникации в России?
Свобода слова и печати играют очень важную роль в развитии массовой коммуникации в России. Эти принципы позволяют людям свободно выражать свои мысли и идеи, а также получать информацию из разных источников. Без свободы слова и печати, медиа были бы подвержены цензуре и контролю со стороны государства, что ограничивает свободу выражения и влияние массовой коммуникации на общественное мнение.
Какие исторические факторы влияли на формирование свободы слова и печати в массовой коммуникации?
Формирование свободы слова и печати было влияно множеством исторических факторов. Некоторые из них включают противостояние цензуре и правительственному контролю, развитие принципов демократии и прав человека, технологические изменения в процессе печати и распространения информации. Например, в России они включали борьбу за самобытность и национальную идентичность, а также развитие периодической печати и технологий связи.
Какие тенденции цифровой трансформации можно наблюдать в массовых коммуникациях?
В массовых коммуникациях наблюдаются различные тенденции цифровой трансформации. Одна из них - это переход от традиционных средств коммуникации к цифровым и интернет-технологиям. Это позволяет людям быстро и легко обмениваться информацией, использовать различные медиаформаты и взаимодействовать друг с другом. Также наблюдаются изменения в моделях распространения и потребления информации, включая появление социальных сетей, видеохостингов и стриминговых сервисов.
Как медиасистема в России отражает цифровую трансформацию массовых коммуникаций?
Медиасистема в России отражает цифровую трансформацию массовых коммуникаций через развитие онлайн-площадок, электронных изданий, телекоммуникационных услуг и социальных медиа. Это позволяет населению получать доступ к информации и коммуницировать с другими людьми, а также влиять на общественное мнение. Однако существует определенный уровень контроля и цензуры со стороны государства, что может ограничивать свободу слова и печати за счет фильтрации и регулирования контента.
Какие причины привели к появлению периодической печати в России?
Появление периодической печати в России было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это была необходимость в распространении информации и обмене мнениями. Во-вторых, периодическая печать стала инструментом власти для контроля над населением и формирования общественного мнения. Наконец, развитие технологий печати и появление в России первых типографий позволили осуществить массовое производство газет и журналов.
Какие тенденции цифровой трансформации массовых коммуникаций можно наблюдать в России?
В России наблюдаются несколько тенденций цифровой трансформации массовых коммуникаций. Во-первых, все больше людей получают информацию из интернета, а не из традиционных средств массовой коммуникации. Во-вторых, с развитием социальных сетей и блогосферы возросла роль обычных людей как источников информации. Наконец, появление онлайн-платформ для распространения видео и аудио контента привело к увеличению популярности онлайн-трансляций и подкастов.
Какие исторические и юридические факторы способствовали формированию и реализации свободы слова в СМК в России?
Формирование и реализация свободы слова в СМК в России были определены как историческими, так и юридическими факторами. Исторические факторы включают развитие гражданского общества, возникновение движений и организаций, борющихся за свободу слова. Юридические факторы включают принятие законов и актов, которыми гарантируется свобода слова и печати, таких как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О массовых коммуникациях".
Какие были первые средства массовой коммуникации в России?
Первыми средствами массовой коммуникации в России были периодические издания, такие как газеты и журналы. Они начали появляться в конце XVII века и стали основным способом распространения информации.
Какова роль цифровой трансформации в развитии массовых коммуникаций?
Цифровая трансформация играет важную роль в развитии массовых коммуникаций. Она позволяет людям получать информацию более быстро и удобно, а также влияет на структуру и функции СМК. Например, с появлением интернета и социальных сетей, каждый человек может стать потенциальным сообщником и передатчиком информации.
Какой исторический процесс привел к возникновению свободы слова в СМК?
Исторический процесс, который привел к возникновению свободы слова в СМК, был долгим и сложным. В России это проявилось с развитием периодической печати и появлением законодательных актов, которые защищали свободу слова. Но и сегодня все еще существуют ограничения и проблемы в реализации полной свободы слова.