Символика в повести Н.Лескова
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 32 + 32 источника
- Добавлена 05.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……...6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа …………………………….................................6
1.2. Семиотика как наука о знаковых системах в оценке отечественных и зарубежных литературоведов ……………………………....12
1.3. Особенности функционирования символьно-знаковых систем в контексте художественного текста…………………………………………….15
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………..20
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……....21
2.1. Особенности творческой деятельности Н.С. Лескова…………...21
2.2. Роль символов и знаков в повести Н.С. Лескова «На краю света»………………………………………………………………………..……23
Выводы по Главе 2. ………………………………………………..……27
Заключение………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………………………………..…30
В 1870-е годы Лесков создает такие произведения, как:- «Соборяне» (1872);- «Запечатленный ангел» (1873);- «Очарованный странник» (1873);- «На краю света» (1876) и др.Даже по заглавиям произведений заметна тематическая направленность творческой деятельности Н.С. Лескова в этот период. Писатель всецело посвящает себя рассмотрению вопросов, касающихся религии, христианской морали и Веры в Бога.Пожалуй, одним из самых известных произведений Н.С. Лескова является «Сказ о левше…», опубликованный в 1881 году. Многие критики того времени не удостоили произведения особым вниманием, потому что считали это простым переложением старинной тульской легенды на современный язык того периода.От очередного приступа астмы в 1895 году Лесков умирает, так оставшись в 19 веке. Однако, его произведения живы и актуальны до сих пор.2.2. Роль символов и знаков в повести Н.С. Лескова «На краю света»Повесть Николая Семеновича Лескова «На краю света» была написана в 1876 году. В этот период творчества писатель приближен к церкви, к проблемам морали и христианской религии. Многие критики указывают на то, что этот рождественский рассказ имеет сугубо индивидуальный взгляд писателя на церковно-религиозные вопросы. Произведение отличается лаконичным языком и особой аурой (атмосферой) светлого созерцания истины Бытия. Отличительной особенностью повести «На краю света» является обилие символов и образов-знаков, которые играют ведущую роль в раскрытии авторского замысла и сюжета произведения.Символично само заглавие повести, которое можно трактовать по-разному:«На краю света» - реальное географическое определение местности. Действие произведения Н.С. Лескова разворачивается на отдаленной местности – на территории Крайнего Севера. Можно только догадываться, что, возможно, речь идет о полуострове Ямал, которое соответствует всем скрытым описаниям. К тому же в переводе «ямал» значит «край света, земли».«На краю света» - метафорическое значение: на краю источника света.Данная трактовка заглавия повести также имеет весомое значение, так как идея произведения сводится к поддержанию света, идущего от Бога и Человека, поддержание Вечного света Жизни, которое достигается посредством веры в Бога и следование христианским канонам.«На краю света» - аллюзия на религиозный подтекст: на краю света, идущего от Христа Спасителя.Н.С. Лесков дает понять читателю, что любой, даже ребенок, который «держится за свет Христа», т.е. который верует в Бога, уже наделен любовью Христа и не будет оставлен им в жизни.В повести можно выделить символы абстрактного и реального значения.Так, к реальным образам-символам следует отнести: образ-символ «дома», который соотносится с реальным символом «семьи»;образ-символ «Севера», который соотносится с реальным символом «конца».К абстрактным символам следует отнести такие символы, как:символ «чуда»;символ «сказки»;символ «света»;символ «билета» (в контексте произведения образ-символ «билета» понимается не в прямом значении, а непосредственно в переносном значении, как «билет в жизнь», «билет в Царствие Небесное»): «… Ну а теперь мы видим, что рядом с нами туда же бредёт человечек без билета. Мы думаем: «Вот дурачок! Напрасно он идёт: не пустят его! Придёт, а его привратники вон выгонят». А придём и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а Хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит, – скажет: «Ничего, что билета нет, – Я его и так знаю: пожалуй, входи», – да и введёт, да ещё, гляди, лучше иного, который с билетом пришёл, станет чествовать…».Образ-символ «дома» раскрывается писателем через противопоставление двум категориям – «тепло» и «холод». Тепло передается атмосферой домашнего уюта, семьи, через единение родственных и близких душ. Не зря по ходу чтения текста повести перед нами рождается образ теплого и уютного дома, в котором царит рождественская атмосфера. Именно здесь рождается домашняя атмосфера единения близких душ:«Ранним вечером, на святках, мы сидели за чайным столом в большой голубой гостиной архиерейского дома…».Святки являются элементом «чуда», «сказки», «нового», «то, что находится под завесой тайны», «недоступное». Посредством этого выявляется роль такого образа-символа, как «чудо». Чудо в контексте данного произведения может рассматриваться и как сама Рождественская атмосфера, Рождество Христово. Это своеобразный символ «надежды» лучшей жизни, которое несет за собой возрождение и избавление от тяжести греха:«У нас ведь это все семейно со Христом делается. Понимаем мы Его или нет, об этом толкуйте, как знаете, но а что мы живём с Ним запросто – это-то уже очень кажется неоспоримо. А Он попросту сильно любит…» .Холод как образ-символ «конца» и «Севера» противопоставляется символу «дома». Север, как холодный и одинокий край света, остается таким навсегда без надежды на «свет». Но человеческая вера в Христа, следуемая за «светом от ризы Спасителя», способна зажечь огонь и растопить северный холод, который чаще встречаетсяв людских сердцах.Символьно-образная система Н.С. Лескова формирует авторскую картину мира, в которой находят свое отражение скрытые знаки со специфическим значением. В соответствии с творческой направленностью более позднего периода литературной деятельности – отношение к религиозным и церковным темам – в произведениях Лескова наиболее частотны лексемы тематической группы «религия» и «божественное». В связи с этим следует отметить, что символика писателя приобретает еще большее значение.Выводы по Главе 2.Рассмотрев в практической части настоящего исследования основные вопросы, касающиеся творческой деятельности Н.С. Лескова и специфики функционирования образов-символов и знаковых единиц в контексте повести «На краю света», мы пришли к ряду выводов.Писатель мастерски использует метафорические образы для передачи символического описания определенных моментов повести – особое значение приобретают символы «дома», «чуда», «света». Символ «конца» и «Севера» отождествляются в тексте повести с образом-символом «холода» и «одиночества», а символ «дома» с символическим значением «уюта», «семьи» и «благословения». Поэтому можно с уверенностью отметить, что символика повести Н.С. Лескова «На краю света» отличается спецификой авторского замысла.ЗаключениеРассмотрев в теоретической части настоящего исследования основные вопросы, связанные с выявлением специфики функционирования текстов художественных произведений с точки зрения семиотического анализа, можно прийти к следующим выводам.Художественный текст создается с целью повествования и описания того или иного явления окружающей действительности. Через непосредственное взаимодействие с текстом художественного произведения читатель может погрузиться в «идеальный» вымышленный мир, который представлен исключительно сквозь авторское видение мира и его воображение. Одним из основных методов изучения специфики художественного текста является обращение к литературоведческому анализу. Данный способ позволяет подробно рассматривать тексты художественных произведений с самых разных сторон, подвергая рассмотрению самые важные аспекты исследования.Семиотика дает определение знака как такового, классифицирует знаки, группирует их по определенным критериям, приводит знаковые ситуации и случаи использования знаков. Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков.Литература отличается от других видов искусства тем, что она использует уже готовые, сформированные ранее элементы семиотической науки, а именно языком, посредством которого происходит общение между людьми. Человеческий язык является первичной семиотической (знаковой) системой, в то время как художественные тексты, созданные на основе первичной системы, являются вторичной семиотической системой.Специфична символика произведений позднего творчества Н.С. Лескова, в период, когда он постепенно отходит от нигилистской тематики к церковно-религиозным аспектам веры. Знаменательна в этом плане повесть (рождественский рассказ) «На краю света».В повести Лескова находят отражение многочисленные образы-символы, которые передают определенную коннотацию всему тексту произведения. Писатель мастерски использует метафорические образы для передачи символического описания определенных моментов повести. Так, особое значение приобретают символы «дома», «чуда», «света». Во многом Н.С. Лесков выдвигает аллюзии символьных значений разных образов с реальных на абстрактные. К примеру, символ «конца» и «Севера» можно отождествлять с образом-символом «холода» и «одиночества». Символ «дома» с символическим значением «уюта», «семьи» и «благословения». Символика повести Н.С. Лескова «На краю света» отличается спецификой авторского замысла, в котором особое значение имеют такие образы-символы, как «возрождения», «чуда», «сказки», «света», «веры» и «надежды».Список использованной литературы:Агеев В.Н. Семиотика. – М.: Весь мир, 2002. – 340 с.Азарова Е.В., Никонова М.Н. Культурология, русский язык, культура речи. Ч.2. Русский язык: Учеб.пособие для студентов всех специальностей. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80с.Алешина Л.В. Словарь авторских новообразований Н.С.Лескова и его роль в изучении идиостиля писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, освященная 70-летию ОГУ: Материалы. – Вып. 1. Н.С.Лесков. –Орел, 2001. – 400 с.Басалаева Е.Г. О некоторых особенностях становления одоративной метафорической микросистемы русского языка // Новосибирский государственный педагогический университет, 2016. – С.192-199.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 353 с.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 400 с.Башкова И.В. Высказывания с семантикой восприятия / И.В. Башкова // Высказывания как объект лингвистической семантики и теории коммуникации. – Омск, 1992. – С.120-122.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2005. – 600 с.Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – С.91.Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1982. – С.63.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – 520 с.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы // Избранные труды / В.В. Виноградов; отв. ред. М.П. Алексеев, А.П. Чудаков. – М.: Наука, 1976. – 602 с.Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – С.105-129.Гауч О.Н. Особенности организации лексических групп предметно-бытовой лексики, 2009. – С.193-198.Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. – Л.: Наука, 1988. – 180 с.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – 409 с.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – 280 с.Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Флинта, 2015. – 680 с.Костюченко Е.В. Особенности перцептивной репрезентации одоративной составляющей образа мира // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014 . – С.90-103.Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. Т.1. – М.: Правда, 1989. – С.335-396.Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 704 с.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970. – С. 30-69.Новикова–Строганова А.А. «Художественное поучение» в творчестве Н.С. Лескова / А.А. Новикова–Строганова // Литература в школе. – 2010. – № 8. – С. 2 – 5.Пирс Ч. Элементы логики // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – 200 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – С.45.Семенов В.С. Николай Лесков: время и книги. – М.: Современник, 1981. – 230 с.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 800 с.Соссюр Ф. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – С.201-205.Соломоник А. Парадигма семиотики. – Минск: МЕТ, 2006. – С.11.Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Изд-во «Пилигрим» // под ред. Т.В. Жеребило, 2010. – 543с.Урысон Е.В. Языковая картина VS // Вопросы языкознания. – 1998. – С.25-27.Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982. – 306с.
2. Азарова Е.В., Никонова М.Н. Культурология, русский язык, культура речи. Ч.2. Русский язык: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80с.
3. Алешина Л.В. Словарь авторских новообразований Н.С. Лескова и его роль в изучении идиостиля писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, освященная 70-летию ОГУ: Материалы. – Вып. 1. Н.С. Лесков. – Орел, 2001. – 400 с.
4. Басалаева Е.Г. О некоторых особенностях становления одоративной метафорической микросистемы русского языка // Новосибирский государственный педагогический университет, 2016. – С.192-199.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 353 с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 400 с.
7. Башкова И.В. Высказывания с семантикой восприятия / И.В. Башкова // Высказывания как объект лингвистической семантики и теории коммуникации. – Омск, 1992. – С.120-122.
8. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2005. – 600 с.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – С.91.
10. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1982. – С.63.
11. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – 520 с.
12. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы // Избранные труды / В.В. Виноградов; отв. ред. М.П. Алексеев, А.П. Чудаков. – М.: Наука, 1976. – 602 с.
13. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – С.105-129.
14. Гауч О.Н. Особенности организации лексических групп предметно-бытовой лексики, 2009. – С.193-198.
15. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. – Л.: Наука, 1988. – 180 с.
16. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – 409 с.
17. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – 280 с.
18. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Флинта, 2015. – 680 с.
19. Костюченко Е.В. Особенности перцептивной репрезентации одоративной составляющей образа мира // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014 . – С.90-103.
20. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. Т.1. – М.: Правда, 1989. – С.335-396.
21. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 704 с.
22. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970. – С. 30-69.
23. Новикова–Строганова А.А. «Художественное поучение» в творчестве Н.С. Лескова / А.А. Новикова–Строганова // Литература в школе. – 2010. – № 8. – С. 2 – 5.
24. Пирс Ч. Элементы логики // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – 200 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – С.45.
26. Семенов В.С. Николай Лесков: время и книги. – М.: Современник, 1981. – 230 с.
27. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 800 с.
28. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – С.201-205.
29. Соломоник А. Парадигма семиотики. – Минск: МЕТ, 2006. – С.11.
30. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Изд-во «Пилигрим» // под ред. Т.В. Жеребило, 2010. – 543с.
31. Урысон Е.В. Языковая картина VS // Вопросы языкознания. – 1998. – С.25-27.
32. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982. – 306с.
Вопрос-ответ:
Какие основные параметры художественного текста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные параметры художественного текста, которые являются объектом литературоведческого анализа.
Что представляет собой семиотика?
Семиотика — это наука о знаковых системах, которая изучает принципы и правила функционирования знаковых систем в литературе. В статье рассматривается семиотика как наука и как оценка отечественных и зарубежных литературоведов.
Какие особенности функционирования символно-знаковых систем рассматриваются в статье?
Статья рассматривает особенности функционирования символно-знаковых систем в контексте художественного текста. Автор анализирует, как символы и знаки используются для передачи определенных значений и идей в произведении.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что изучение основных параметров художественного текста и семиотики как науки о знаковых системах позволяет лучше понять и оценить литературные произведения. Также статья указывает на особенности функционирования символьно-знаковых систем в контексте художественного текста.
Что рассматривается в теоретическом экскурсе первой главы статьи?
В теоретическом экскурсе первой главы статьи рассматриваются основные параметры художественного текста, семиотика как наука о знаковых системах, а также особенности функционирования символьно-знаковых систем в контексте художественного текста.
Какие параметры художественного текста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные параметры художественного текста, такие как способы передачи информации, семантическая структура, структура композиции и др.
Что такое семиотика и как она связана с литературоведческим анализом?
Семиотика - это наука о знаковых системах. В литературоведческом анализе семиотика применяется для изучения символов и знаков, которые используются в художественном тексте и передают определенные значения и смысл.
Какие особенности функционирования символьно-знаковых систем рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности функционирования символьно-знаковых систем в контексте художественного текста. Это включает в себя исследование символов, их значения и роли в создании смысла произведения.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
В первой главе статьи были рассмотрены основные параметры художественного текста, важность семиотики в литературоведческом анализе и особенности функционирования символьно-знаковых систем в контексте художественного текста.