Римская Британия в «Истории англов» Генриха Хантингдонского

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Мировая
  • 74 74 страницы
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 06.05.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание


Введение 3
Глава 1. Влияние Генриха Хантингдонского на историю 7
1.1. Краткая биография Генриха Хантингдонского 7
1.2. Обзор английского историописания XII в. 12
1.3. Мировозренческие взгляды Генриха Хантингдонского 22
Глава 2. Анализ «Истории англов» Генриха Хантингдонского 40
2.1. Внешняя характеристика источника и условия написания 40
2.2. Внутренняя характеристика источника 48
2.3. Роль «Истории англов» и его влияние на историю Англии и мировую историю 61
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложение 1 73

Фрагмент для ознакомления

Такие доходы от провинций шли в личную казну императора. Однако в случае отсутствия по каким-то причинам наместника в провинции, к прокуратору также обращались для организации военной помощи, о чем, в частности, свидетельствует Тацит (Tac. Ann. XIV, 32);- судьи и квесторы появились в императорских провинциях примерно в период правления императора Веспасиана. Квесторы, в частности, были заняты, главным образом, финансовыми делами: управляли общественной кассой, выдавали из нее деньги, необходимые для содержания войска, должны были вести расчеты доходов и расходов.По мнению М.П. Морева, детально рассматривавшего в своей статье вопросы управления римскими провинциями, римляне по политическим и техническим соображениям не отменяли в покоренных ими провинциях местные обычаи, религиозные культы и местное право, если при этом не возникало столкновений интересов Рима и местного населения. В связи с этим римляне сохраняли и местных царьков, по словам Тацита, - в силу древнего и давно усвоенного римским народом обыкновения иметь и царей орудиями порабощения (Tac. Agric., 14). О короле Британии Луции, направившем письмо понтифику Элевтерию, возглавлявшему в 175-189 гг. римскую церковь, с просьбой обратить его в христианство упоминает и Генрих Хантингдонский (I, 28). О других местных царьках в качестве правителей племен на подконтрольной римлянам британской территории сообщает Тацит: так, некоторые племена были отданы в подчинение царю Когидумну в ответ на его безупречную верность Риму (Tac. Agric., 14); царица Картимандуя управляла племенем бригантов, куда, в частности, в свое время сбежал мятежный Каратак в поисках убежища, но был схвачен, закован в цепи и выдан римлянам (Tac. Ann. XII, 36); Просутаг управлял племенем иценов (Tac. Ann. XIV, 31). В.В. Штокмар также отмечает сохранение местного общинного самоуправления, но с «римской спецификой»: большая часть страны была поделена между племенами, организованными на римский манер, где каждое племя имело совет, магистратов и столицу.Итак, до атаки Алариха Британия представляла собой одну из провинций Римской империи с характерным для императорских провинций устройством. Взятие Рима Аларихом является, по нашему мнению, переломным моментом с точки зрения оценки изменения правового положения Британии в составе Римской империи. Генрих Хантингдонский свидетельствует, что именно после указанного события римляне лишь единственный раз откликнулись на просьбу терпящих бедствия от нападений скоттов и пиктов жителей Британии, которые снарядили в Рим посольство с мольбой о помощи (I, 45). Этот же эпизод представлен и у Гильды Премудрого (Gild., 15), который также в весьма сочных выражениях сообщает о строительстве стены, служащей для отражения набегов на бриттов вражеских племен, «каковая тупым народом (т.е. бриттами) в отсутствии начальника была построена не столько из камней, сколько из дерна, и никакой пользы от нее не было». По сообщениям как самого Генриха Хантингдонского, так и его первоисточника, – Беды Достопочтенного (I, 12) – римляне в ответ на просьбу бриттов отправили к ним хорошо вооруженный легион, который быстро достиг острова и обрушился на врагов, большое число их перебив, а остальных изгнав с земель союзников. Впоследствии же римляне, объясняя отказ в предоставлении помощи нерациональностью столь затруднительных для них экспедиций, больше никакой помощи бриттам не оказывали и вообще вывели из Британии все войска, а цитируя текст «Истории англов» дословно – «так они (римляне) простились с союзниками и более не возвращались…» (I, 45). С правовой точки зрения ключевым здесь является слово «союзник», но сама проблема видится шире, а именно: кем римляне считали бриттов в конце IV – начале V вв. – союзниками или федератами, а также актуально ли указанное различие для истории римской Британии?Несмотря на поистине гигантское количество работ, посвященных римской истории, изучение проблем, связанных со взаимоотношениями Рима и окружавших его племен и народов, по-прежнему, актуальны и по сей день. Широко известен тот факт, что армия поздней Римской империи была смешанной: в нее входили не только римляне (римские граждане), но также представители окружавших империю племен (эти люди не являлись гражданами Римской империи). При этом правовой статус указанных войнов - неграждан был различным. По мнению П.В. Шувалова, именно в период поздней Империи произошло разделение военного контингента, набиравшегося из неграждан, на три группы:- вспомогательные конные и пешие отряды внутренних союзников из провинций;- отряды внешних союзников;- воины, набиравшиеся по договору (федераты).Прокопий Кесарийский в «Войне с готами» (VIII, 5) сообщает о федератах следующее: они сражались вместе с римлянами, являясь их союзниками и получая от Императора, как и другие войны, ежегодное жалование и нося звание «федератов»; римляне дали им это имя, чтобы показать, что они не были ими побеждены на войне, но заключили с ними договор, поскольку условия, касающиеся военных дел, по-латыни называются «феодора» (foedera). Указания другого автора – Иордана - несколько противоречивы: с одной стороны, он говорит о том, что федераты жили вне Римской империи и получали ежегодное вознаграждение (Get., 89), с другой – что, например, готское войско (готы не только древними, но и современными авторами однозначно опознаются как федераты), заключившее союз с Императором, могло проживать на территории империи (Get., 112). Таким образом, из сообщений двух вышеназванных авторов можно сделать вывод о том, что положение федератов характеризовалось следующими основными чертами:во-первых, федераты не являлись римскими гражданами;во-вторых, их привлечение для участия в боевых действиях возможно было только на основании договора, заключенного между Римом, с одной стороны, и представителями племен – с другой;в-третьих, договор был возмездным, что предполагало оплату со стороны Рима военных «услуг» федератов.Тем не менее спорным остается вопрос об отличиях федератов от союзников. Рассуждая на эту тему, И.Е. Ермолова подчеркивает, что основной трудностью, с которой сталкивается исследователь при изысканиях в области правового положения федератов, является, с одной стороны, скудность материала, а с другой – то, что сам термин «федераты» появился в исторической литературе достаточно поздно: первым его употребил историк Олимпиодор в нач. V в.На сегодняшний невозможно доподлинно установить, действовали ли римляне на закате их отношений с Британией на основании какого-либо договора, защищая бриттов от нападавших на них пиктов и скоттов, однако, о выплатах бриттам со стороны Рима не упоминает ни один источник. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в конце IV – начале V вв. римляне уже не рассматривали Британию как свою полноценную провинцию, не контролировали ее военную и политическую ситуацию, занимаясь собственными проблемами и более не имея интереса к этой отдаленной от них стране. Возможно, имели место кратковременные союзнические (не федеративные) отношения, на основании которых бритты и направляли посольства Риму с просьбой о защите и помощи, однако, эти отношения в итоге не смогли спасти Британию от надвигающейся беды в лице воинственных племен врагов, которые, по словам автора «Истории англов» после ухода римлян стали нападать еще яростнее, захватив сначала часть острова, а позже – разрушив воздвигнутую еще римлянами стену и близлежащие города (I, 45).Итак, основными выводами, которые можно сделать на основании проведенного в настоящем параграфе исследования, сводятся к следующему:во-первых, после покорения Британии римлянами была сформирована провинциальная система управления, куда входили: - наместник провинции, выполнявший в провинции высшие административные, судебные и военные функции;- прокураторы, назначавшиеся в помощь наместнику и ведавшие в основном делами налогообложения;- судьи, ведавшие судопроизводством;- квесторы, занимавшиеся в основном финансовыми делами;во-вторых, римляне сохранили в Британии не только местных царьков, но и местное самоуправление в целом, однако, с «римской спецификой»: провинция была поделена между лояльными Риму племенами, каждое из которых имело совет, магистратов и столицу;в-третьих, еще одной особенностью римского управления Британией было сохранения местных обычаев, религиозных культов и местного права;в-четвертых, особенностью взаимоотношений Рима и Британии в IV – V вв. было то, что Рим в силу внутренних проблем, связанных с общим упадком империи, в это время уже не воспринимал Британию как свою полноценную провинцию, не контролировал ее военную и политическую ситуацию. После ухода римских гарнизонов из Британии, возможно, имели место союзнические отношения между Римом и Британией, в рамках которых римляне оказали бриттам военную помощь в борьбе с врагами, однако, в настоящее время доподлинно установить характер этих отношений не представляется возможным.Рассматривая проблемы романизации Британии, необходимо отметить, что Генрих Хантингдонский в своем сочинении их никак не освещает. Его, надо полагать, они в принципе не интересовали. Все внимание автора «Истории англов» сосредоточено, главным образом, на христианизации Британии, которой отведено значительное место в его труде: он скрупулезно фиксирует не только весь ход процесса распространения христианства в самом Риме, но также влияние указанного процесса на Британию. Этапы распространения христианского вероучения зафиксированы им, в частности, в следующих пассажах:- при императоре Клавдии Петр, глава нашей веры, принял кафедру в Риме, которую занимал 25 лет, т.е. до последнего года правления Нерона (I, 19);- он (Нерон) позорно погиб в тот год, когда умертвил Петра и Павла (I, 21);- император Домициан вторым после Нерона преследовал христиан (I, 22);- Григорий (Григорий Великий, римский папа в 590-604 гг.) вывел его (Траяна) из ада (I, 25). Здесь нужно отметить, что легенда о папе Григории, выводящем Траяна из ада была популярна на всем протяжении Средневековья;- в то время, когда понтифик Элевтерий (папа римский в 175-189 гг.) возглавлял римскую церковь, послал к нем король Британии Луций письмо, умоляя, чтобы тот помог ему стать христианином. Его благочестивая просьба была вскоре исполнена, и бритты целой и неповрежденной сохраняли полученную веру в мире и спокойствии вплоть до правления императора Диоклетиана (I, 28). Эта история, как впрочем, и основная часть труда Генриха Хантингдонского, дословно воспроизводит эпизод «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (I, 4);- император Филипп (Филипп Араб, римский император в 244-249 гг.) первым из всех императоров был христианином (I, 33);- император Деций, поскольку убил отца и сына Филиппов, из ненависти к ним преследовал христиан (I, 34);- император Валериан учинил гонения на христиан (I, 34);- император Аврелиан после того, как начал преследовать христиан, огромная ужасная молния разрушила все вокруг него, и вскоре после того он был убит солдатами (I, 35);- в это же время он (Диоклетиан) обрушил по всей стране тяжелейшее гонение на христиан (I, 36);- когда император Константин, до того остававшийся язычником, шел в поход против него (Максенция), то увидел ангела Божия, показавшего ему знак креста и призвавшего уверовать. Он немедленно уверовал; а Максенция Бог потопил в реке (I, 38);- он (Константин) приказал закрыть ложные храмы язычников, но никого не казнить (I, 38);- от арианской ереси, которой покровительствовал император Констанций (Констанций II, римский император в 337-361 гг.), сильно пострадали многие христиане (I, 39);- император Валент принял крещение от ариан и преследовал христиан (I, 41);- бритт Пелагий и кампанец Юлиан повсюду распространяли свою ересь (I, 44).Таким образом, наиболее важным моментом с точки зрения христианизации Британии, зафиксированным в тексте «Истории англов», можно считать принятие бриттами христианства в конце II в., после чего бритты, уже в качестве христиан, стали разделять со всей христианской паствой как радости, так и невзгоды, уготованные христианскому вероучению в виде гонений на христиан, притеснений их арианами и проч. Эпизод с принятием христианства развивает Гальфрид Монмутский, сообщая, что король Луций, убедившись , что почитание христианства в его королевстве распространилось и закрепилось, и горячо радуясь этому, владения и угодья, принадлежавшие прежде языческим храмам, передал ради лучшего их использования в собственность церквам истинно верующих, также предоставив им сверх того обширные земли и многочисленные усадьбы и освободив от всех повинностей (Hist., 73). Сообщение Гальфрида важно для нас по нескольким причинам:во-первых, оно доказывает распространение и укрепление христианской веры если не на всей территории Британии, то хотя бы на ее части;во-вторых, он отчасти объясняет и данные археологии: В.В. Штокмар, обращая внимание в своей работе на малочисленные следы христианства в Британии, отмечает, что лишь иногда встречаются христианские символы и надписи, известна христианская базилика в Сильчестере, а в целом, подводит итог историк, многое в истории распространения христианства в Британии остается неясным. Если же учесть сообщение Гальфрида Монмутского о том, что большинство переданных христианской церкви имуществ были изначально британскими, то можно высказать предположение о том, что, вероятнее всего, христианская церковь на первых порах не стремилась что-то менять или реформировать радикальным образом в Британии. Она пользовалась предоставленными ей благами, сохраняя сами эти блага (например, имущество, земли и проч.) в неизменном виде, просто приспосабливая под свои нужды.Отдельного повествования на страницах «Истории англов», по понятным причинам, удостоился император Констанций, взявший в жены дочь короля бриттов из Колчестера по имени Коль, ставшую впоследствии святой Еленой, родившей императора Константина Великого (I, 37), которого Генрих Хантингдонский именует «цветом Британии» (I, 38). Из архитектурных сооружений Генрих Хантингдонский упоминает только сооружение императором Константином многочисленных базилик, обнесение Лондона валом и украшение Колчестера стенами, причем последние два из вышеперечисленных деяний были воплощены в жизнь по приказу святой Елены, матери императора (I, 38). Таким образом, влияние в римлян на Британию в области культуры Генрих Хантингдонский, по существу, сводит к религиозным вопросам.Что касается научных исследований проблем романизации Британии, на которых хотелось бы хотя бы кратко остановиться в настоящей главе, то работы, посвященные указанной тематике, достаточно многочисленны. Все многообразие мнений относительно характера римского влияния на Британию в целом можно разделить на два: мнение о незначительном, поверхностном влиянии римской цивилизации и культуры на бриттов и мнение о достаточно значительной степени романизации Британии, но – в отдельных ее регионах. Рассмотрим подробнее указанные точки зрения.К первой группе исследователей, обосновывающих идею поверхностной романизации Британии, относятся, в частности, П.Г. Виноградов, Е.М. Штаерман, А.Л. Мортон, М.С. Садовская, А.Г. Глебов, А.Р. Корсункий и Р. Гюнтер. По мнению указанных исследователей, слабая степень романизации Британии выражается в том, что:- римское влияние захватило лишь небольшую часть Британии, которая никогда не была полностью завоевана римлянами;- подавляющее большинство населения жило своими общинами во главе со старейшинами и выборным самоуправлением, как оно жило до начала римского господства в Британии;- романизация в основном коснулась лишь племенной верхушки кельтов, не затронув основную массу населения, она лишь ускорила общественное развитие британских кельтов, способствовав выделению смешанной романо-британской знати и развитию имущественного неравенства;- города были невелики и немногочисленны;- классическое рабство не получило распространения;- после ухода римлян Британия почти сразу потеряла свой римский облик, вернувшись в «до-римское» состояние.Сторонниками второго мнения являются такие исследователи, как В.В. Штокмар, Н.С. Широкова, А.Г. Суприянович, Т.Б. Перфилова, основные моменты позиции которых в вопросе романизации Британии сводятся к следующему:- романизация Британии была очень различной в отдельных областях страны;- степень романизации также различается применительно к городам и сельской местности;- романизация в той или иной степени затронула все области жизнедеятельности Британии: начиная от римских дорог, по которым в течение длительного времени после ухода римлян ходило автохтонное и пришлое население, и заканчивая культовыми преобразованиями, в частности – распространением в Британии римских культов капитолийской триады, а также императорского культа;- в пользу романизации также свидетельствуют латинские заимствования, сохранившиеся и по сей день в современном английском языке;- проникновение в Британию христианства также способствовало активной романизации местного населения.А.Е. Барышников, исследуя дискуссию, относящуюся к проблеме романизации Британии, развернувшуюся в Западной научной литературе, также свидетельствует об отсутствии единого мнения по данному вопросу: так, некоторые западные исследователи, отрицая влияние римлян на Британию, предлагают вовсе отказаться от употребления термина «романизация» (Д. Мэттингли, Дж. Барретт), заменив ее терминами «креолизация» или введя понятие «различающихся идентичностей», другие, отстаивая самобытность автохтонного населения, говорят о необходимости принципиальной смены парадигм исторического исследования Британии, в том числе – в период римского владычества, отдавая предпочтение изучению проблем сохранения бриттских культурных традиций в римскую эпоху. В целом же А.Е. Барышников, подводя итог своему интереснейшему изысканию, выражает вполне справедливое мнение о том, что от термина «романизация», как такового, нет необходимости отказываться, но его, во-первых, следует уточнить соответственно современному уровню научного знания, а во-вторых, рассматривать как наименование широкого процесса, происходившего в рамках общего взаимодействия культур.Итак, основными выводами, которые можно сделать на основании проведенного в настоящем параграфе исследования, сводятся к следующему:во-первых, в сочинении Генриха Хантингдонского проблемы романизации Британии не отражены, создается впечатление, что он в целом не интересовался указанными вопросами;во-вторых, основное внимание автора «Истории англов» приковано к процессу становления христианства в Британии, которому он уделяет значительное внимание в своей работе, прослеживая этапы и все трудности утверждения христианской религии у бриттов;в-третьих, в науке и по сей день существует дискуссия относительно глубины римского влияния в Британии, в рамках которой выделяются два основных направления. Представители первого из указанных направлений заявляют о том, что Рим не оказал существенного влияния на Британию, т.е. романизация последней была поверхностной и слабой. Представители второго направления, наоборот, придерживаются мнения о том, что романизация затронула все области жизнедеятельности Британии, однако, влияние Рима было различным в разных областях.2.3. Роль «Истории англов» и его влияние на историю Англии и мировую историю«История англов» основывается на трудах (ситочниках) средневековых хронистов. Хроники являются одним из ценнейших источников для изучения средневековой истории Англии. С помощью хроник Генрих Хантингдонский воссоздает полную картину многоплановых и масштабных событий развития Англии. Первым показателем достоверности их данных служит время жизни авторов. «История англов» изначально предназначалась для достаточно широкойи не слишком образованной аудитории. Поэтому она была написанапростым (хотя и не примитивным) языком, с четкой «сюжетной линией»и обилием драматических эпизодов. «История» разделялась на книгипримерно одинакового объема, каждую из которых можно было быпрочитать (или выслушать) за один присест. Генрих Хантингдонский придерживается идущих еще от античности идей о моральном назначении истории,призывая читателя извлекать урок из примеров добродетели и порока. В качестве стержня всей работы архидьякон Хантингдона, придерживаясь, как и все средневековые хронисты, провиденциалистских представлений,избрал идею пяти «кар», которые Бог посылал на Британию за грехи ее обитателей (завоевания римлян, пиктов и скоттов, англов и саксов, датчан и норманнов). Второй важнейшей темой «Истории англов».Концепция истории ГенрихаХантингдонского в«Истории англов» отличалась от нашей. Произведение имеет значимость с точки зрения того, что в ней содержится много фактов и историй, найденных больше нигде. Однако это не было главной целью Генриха Хантингдонского при написании его истории. По мнению современных исследователей таких целей было три: во-первых, чтобы продемонстрировать свое понимание классического искусства риторики. Самый поразительный и приятный аспект истории Генриха Хантингдонского- это волнующие речи, которые он произносит перед дворянством и королями накануне различных сражений. Они полностью придуманы и следуют установленной схеме, изложенной в руководствах по риторике, но это не мешает им быть чрезвычайно мощными, особенно если их зачитать.Вторая и главная цель «Истории англов» Генриха Хантингдонского состояла в том, чтобы восхвалять Бога и показывать его работу в мире.Во всей книге, на каждой странице, он утверждает, что тот или иной случай был преднамеренно соизволен Богом, чтобы показать, что грешники будут наказаны, а добродетельные вознаграждены, что те, кто наслаждается Божьей благодатью, победят, а те, кто игнорирует Бога, потерпят неудачу.Бог Генриха - это средневековый Бог, а не какое-то отдаленное существо более поздних веков и других традиций, но сильный, серьезный и часто злой Бог, который вмешивается на всех уровнях общества, заставляя стены замка кровоточить, делать злые предзнаменования, вмешиваясь, чтобы помочь праведным крестоносцам победить неверных мусульман или свергнуть гордых королей, таких как Генрих I.Несколько королей, герцогов или графов внезапно умирают в разгар своих сил. Вместо того чтобы приписывать это случайности и полному отсутствию лекарств, с современной точки зрения, Генрих обычно указывает, что покойный совершил какое-то чудовищное деяние даже по меркам времени, например, покорение города и убийство всех его жителей перед тем, как сжечь. Его разум всегда ищет более глубокого смысла, откровения Божьего плана, который, как он убежден, скрыт во всей истории человечества. Третьей целью «Истории англов» было учить нравственности. По мнению Генриха Хантингдонского Бог устроил всю человеческую историю таким образом, чтобы сделать ее сериейуроков одобром и злом поведении, и поэтому долг историка - показать это, указать на добродетель добродетельного и злого зла, чтобы научить читателя нравственности. В изложении истории, Генрих последовательно прослеживает, как на смену беспорядкам и войнам владык малых королевств приходит твердая власть королей Уэссекса, преемникамикоторых он считает и потомков Вильгельма Завоевателя. Естественно, крайне мрачно (как и все современники) он оценивает состояние Англии во время междоусобной войны Стефана и Матильды. Но оканчивается «История англов» радостной картиной «воскрешения» королевства Генрихом II.Генрих Хантингдонскийосновывает свое видение истории на анализе различных письменных источников той эпохи, производя и сопоставляя разные факты в истории.Если сравнивать, Генриха Хантингдонскогос другими источниками, посвященным проблемам английского историописания, то следует отметить, что источник содержит не только свою собственную концепцию, но и содержит комплексный анализ причин и предпосылок конфликтов, в русле исследования процессов XII-XIII вв.РукописьГенриха Хантингдонскогоявилась определенным вкладом в медиевистику.Таким образом, несмотря на наличие некоторых недостатков, которые отмечают исследователи, например увеличением богословским изложением некоторых событий, многие факты изложенные ГенрихомХантингдонским встречаются лишь в его источнике, что представляет историческую ценность данного произведения для медеивистики. Также стоит учесть и вклад Генриха Хантингдонского в английское историописание, в рамках использование и переработки различных источников предшествующего и того периода времени.ЗаключениеАнализ биографии Генриха Хантингдонского показывает, что в силу малочисленности исторических источников, биография носит обрывочный характер. Дата рождения и смерти является преположительной историками, исходя из заметок самого Генриха Хантингдонского. Основным источником анализа его биографии может служить непосредственно его произведение «История англов», однако и в ней содержатся очень краткие сведения. Исходя из существующих сведений, Генриха Хантингдонский рос в богословской среде, в силу того, что в тот период времени, большое значение имели труды классиков поэтов, исследователи предполагают, что Генриха Хантингдонский изучал их наряду с богословских воспитанием, поскольку воспитывался он у епископа, под влиянием которого и было написано его произведение.Характеризуя английское историописание XIIв., прежде всего, стоит отметить религиозный характер текстов, что обусловлено тем, что хроники создавались монастырях. Это связано с тем, что грамотность развивалась именно в религиозной среде. При этом, анализ показал, что, несмотря на происходившие политические события, в большей степени историописание XIIв касается социальных и религиозных вопросов. При этом, основным жанром описания были анналы или хроники. Одни исследователи разделяют их, другие говорят об их идентичности. Особенностью текстов является то, что в них отсутствовало заглавие, которое появилось уже после многочисленных переизданий рукописей. Методы, используемые в английском историописанииXIIв.принципиально не отличались от того, что использовалось в античности, за исключением, конечно, опоры на Библию. Но в связи со всемирным характером истории метод компиляции стал гораздо более распространенным.Анализ внутренней характеристики источника «истории англов» Генриха Хантингдонского показывает, что в настоящее время оригинал рукописи не сохранился. В настоящее время произведение представлено бесчисленным количеством копий, которые можно разделить на копии рукописного характера и печатные копии. Наиболее близкими к оригиналу являются копии XIXв. которые написана на пергаменте, оформлены в дощечки обитые красным или коричневым бархатом, имея серебряные обрамления и застежки. В рукописных копиях XIXв. заглавия книг, пролога в основном оформляются другими чернилами как правило красными или зелеными, или вместе, с наличием небольших рисунков букв. Особенностью рукописных копий является возможность оценить «история англов» в языке оригинала – на латыни. В печатных изданиях особенно, начиная с 2000-х годов, можно встретить некоторые недостающие страницы, дополнения. В печатных изданиях используется английский. В содержательном аспекте при анализе внутренней характеристики «Истории англов» Генриха Хантингдонского стоит указать на следующее:во-первых, в сочинении Генриха Хантингдонского проблемы романизации Британии не отражены, создается впечатление, что он в целом не интересовался указанными вопросами;во-вторых, основное внимание автора «Истории англов» приковано к процессу становления христианства в Британии, которому он уделяет значительное внимание в своей работе, прослеживая этапы и все трудности утверждения христианской религии у бриттов;в-третьих, в науке и по сей день существует дискуссия относительно глубины римского влияния в Британии, в рамках которой выделяются два основных направления. Представители первого из указанных направлений заявляют о том, что Рим не оказал существенного влияния на Британию, т.е. романизация последней была поверхностной и слабой. Представители второго направления, наоборот, придерживаются мнения о том, что романизация затронула все области жизнедеятельности Британии, однако, влияние Рима было различным в разных областях.Несмотря на наличие некоторых недостатков, которые отмечают исследователи, например увеличением богословским изложением некоторых событий, многие факты изложенные ГенрихомХантингдонским встречаются лишь в его источнике, что представляет историческую ценность данного произведения для медеивистики. Также стоит учесть и вклад Генриха Хантингдонского в английское историописание, в рамках использование и переработки различных источников предшествующего и того периода времени.Список использованных источников и литературыИсточникиCatalog Henry of Huntingdon, Historia Anglorum //[Электронныйресурс]: http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/searchMSNo.aspHenry of Huntingdon, Historia Anglorum // [Электронныйресурс]: https://www.lancaster.ac.uk/staff/haywardp/hist424/seminars/Huntingdon.htmHistoria Anglorum / Ed. by Greenway D.E. –Oxford: Oxford univ. press, 2000Walters Ms. W.793, Henry of Huntingdon's Historia Anglorum // [Электронныйресурс]: http://www.thedigitalwalters.org/Data/WaltersManuscripts/html/W793/description.htmlГенрих Хантингдонский - История Англов – М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015Научная литература на русском языкеБарышников А. Е. Римская Британия и проблема романизации: кризис традиционной концепции и дискуссия о новых подходах в современном английском антиковедении // Вестник ННГУ. 2012. №6-3. С. 200-211.Винградов П.Г. Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911. С. 51-62.Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. СПб., 2007. С. 22-23.Егоров А.Б. Юлий Цезарь. Политическая биография. СПб., 2014. Ермолова И. Е. Римская империя и федераты в IV в. // Новый исторический вестник. 2001. № 4 С.22-24.Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. М., 2005. Махлаюк А.В. Комментарии к Римской истории Диона Кассия // Кассий Дион Коккейан. Римская история Книги LI-LXIII. СПб., 2014. Мереминский С.Г. Историописание в Англии в 60-80-е гг. XIв. Преодоление коллективной психологической травмы?// Средние века 2012. Т. 73. № 3-4. С. 300-314.Мереминский С.Г. Средневековая анналистика: особая форма историописания или историографический конструкт?//Люди и тексты. Историческийальманах 2018. № 11. С. 82-110.Мерминский С.Г. Генрих Хантингдонский// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература 2002. № 3. С. 35-42. Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб., 2005. Морев М.П. Управление римскими провинциями: становление и развитие // Известия Саратовского университета. Т. 8. Серия экономика, управление, право. Вып. 1. 2008. С. 65-67.Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.Перфилова Т.Б. Британия в системе Римской империи: проблема контактов. Автореф. дисс. … к.и.н. Саратов, 1987. Садовская М.С. Римская колония Камулодун. К вопросу о романизации Британии в I в. н.э. // Из истории античного общества. Межвузовский сборник. Н. Новгород, 1991. С. 75-86.Садовская М.С. Романизация провинции Британия // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. 1960. Т. 153. С. 61-79.Суприянович А.Г. Христианство в Римской империи // Античный вестник. Вып. 1. Омск, 1993. С. 139-142.Тьерри О. История завоевания Англии норманнами. Ч. 1. СПб., 1859. С. 20.Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. Ферреро Г. Юлий Цезарь. Ростов – н/Д., 1997. Фриман Ф. Юлий Цезарь. М., 2010. С. 199.Широкова Н.С. Римская Британия: Очерки истории и культуры. СПб., 2016. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957. Штокмар В.В. История Пглии в Средние века. СПб., 2005. Шувалов В.П. Секрет армии Юстиниана: Восточно-римская армия в 491 – 641 гг. СПб., 2006. Научная литература на русском языкеAluredi Beverlacensis Annales, sive Historia de Gestis Regum Britanniae, Libris IX / Ed. T. Hearne. Oxford, 1716. Colker M.L. A Hagiographic Polemic // Mediaeval Studies. 1977. Vol. 39. P. 65–96D’Alverny M.-T. Translations and translators // Renaissance and renewal in the twelfth century / Ed. by R.L. Benson et al. Cambridge (Mass.), 1982. P. 421–462.Die Kaiserchronik eines Regensburger Geistlichen / Hrsg. E. Schröder. MGH. Dt. Chron. Hannover, 1892. Bd. 1.Dumville D. What Is a Chronicle? // The Medieval Chronicle, II: Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle, Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999 / Ed. E. Kooper. Amsterdam, 2002. P. 1-27.Forester T. The Chronicle of Henry of Huntingdon. London: Henry G. Bohn, 1853. George Bell and Sons, 1876. Reprinted by AMS Press in New York, 1968.Gesta regis Henrici secundi Benedicti abbatis. The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, AD 1169–1192; Known Commonly under the Name of Benedict of Peterborough / Ed. W. Stubbs. Vol. 1. London, 1867. XXIHarrison J. The English reception of Hugh of Saint-Victor’s Chronicle // Electronic British Library Journal. 2002: [http://www.bl.uk/eblj/2002articles/article1.html].Henry of Huntingdon // [Электронныйресурс]: http://kosova.wikia.com/wiki/Henry_of_HuntingdonHenry of Huntingdon // [Электронный ресурс]: https://spartacus-educational.com/NORhuntington.htmHenry of Huntingdon, Historia Anglorum // [Электронныйресурс]: https://www.lancaster.ac.uk/staff/haywardp/hist424/seminars/Huntingdon.htmHenry of Huntingdon, Henry Archdeacon of Huntingdon Staff, Henry, Henry Archdeacon of HuntingdonClarendon Press, 1996. Henry of Huntingdon// [Электронныйресурс]: http://www.newadvent.org/cathen/07235d.htmHistoria Anglorum by Henry of Huntingdon (1154) // [Электронныйресурс]: https://astrofella.wordpress.com/2015/12/12/historia-anglorum-henry-of-huntingdon/Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066–1127 / Ed. by C. Johnson, rev. by M. Brett, C.N.L. Brooke, M. Winterbottom. Oxford, 1990. P. xxx–xlivMonumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi. T. 9. Berolini, 1892.Partner, Nancy F. Serious Entertainments: The writing of History in Twelfth-Century England. Chicago: University of Chicago Press, 1977. Poole R.L. Chronicles and Annals: A Brief Outline of their Origin and Growth. Oxford, 1926.The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis / Ed. M. Chibnall: 6 Vols. Oxford, 1968–1980. Vol. 2. P. 184–188Walters Ms. W.793, Henry of Huntingdon's Historia Anglorum // [Электронныйресурс]: http://www.thedigitalwalters.org/Data/WaltersManuscripts/html/W793/description.htmlWhitbread L.G. Conrad of Hirsau as literary critic // Speculum. 1972. Vol. 47. P. 234–245.Zinn G.A. Hugh of St. Victor’s «De scripturis et scriptoribus sacris» as an «accessus» treatise for the study of the Bible // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 111–134.Приложение 1Рис.1. Образец листа рукописи «Истории англов» XIX в.ПримечаниеTitle: Decorated initial "P"Form: Initial "P," 20 linesText: Historia Anglorum, Preface

Список использованных источников и литературы
Источники

1. Catalog Henry of Huntingdon, Historia Anglorum //[Электронный ресурс]: http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/searchMSNo.asp
2. Henry of Huntingdon, Historia Anglorum // [Электронный ресурс]: https://www.lancaster.ac.uk/staff/haywardp/hist424/seminars/Huntingdon.htm
3. Historia Anglorum / Ed. by Greenway D.E. –Oxford: Oxford univ. press, 2000
4. Walters Ms. W.793, Henry of Huntingdon's Historia Anglorum // [Электронный ресурс]: http://www.thedigitalwalters.org/Data/WaltersManuscripts/html/W793/description.html
5. Генрих Хантингдонский - История Англов – М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015

Научная литература на русском языке

6. Барышников А. Е. Римская Британия и проблема романизации: кризис традиционной концепции и дискуссия о новых подходах в современном английском антиковедении // Вестник ННГУ. 2012. №6-3. С. 200-211.
7. Винградов П.Г. Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911. С. 51-62.
8. Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. СПб., 2007. С. 22-23.
9. Егоров А.Б. Юлий Цезарь. Политическая биография. СПб., 2014.
10. Ермолова И. Е. Римская империя и федераты в IV в. // Новый исторический вестник. 2001. № 4 С.22-24.
11. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.
12. Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности. М., 2005.
13. Махлаюк А.В. Комментарии к Римской истории Диона Кассия // Кассий Дион Коккейан. Римская история Книги LI-LXIII. СПб., 2014.
14. Мереминский С.Г. Историописание в Англии в 60-80-е гг. XIв. Преодоление коллективной психологической травмы?// Средние века 2012. Т. 73. № 3-4. С. 300-314.
15. Мереминский С.Г. Средневековая анналистика: особая форма историописания или историографический конструкт?//Люди и тексты. Исторический альманах 2018. № 11. С. 82-110.
16. Мерминский С.Г. Генрих Хантингдонский// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература 2002. № 3. С. 35-42.
17. Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб., 2005.
18. Морев М.П. Управление римскими провинциями: становление и развитие // Известия Саратовского университета. Т. 8. Серия экономика, управление, право. Вып. 1. 2008. С. 65-67.
19. Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.
20. Перфилова Т.Б. Британия в системе Римской империи: проблема контактов. Автореф. дисс. … к.и.н. Саратов, 1987.
21. Садовская М.С. Римская колония Камулодун. К вопросу о романизации Британии в I в. н.э. // Из истории античного общества. Межвузовский сборник. Н. Новгород, 1991. С. 75-86.
22. Садовская М.С. Романизация провинции Британия // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. 1960. Т. 153. С. 61-79.
23. Суприянович А.Г. Христианство в Римской империи // Античный вестник. Вып. 1. Омск, 1993. С. 139-142.
24. Тьерри О. История завоевания Англии норманнами. Ч. 1. СПб., 1859. С. 20.
25. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.
26. Ферреро Г. Юлий Цезарь. Ростов – н/Д., 1997.
27. Фриман Ф. Юлий Цезарь. М., 2010. С. 199.
28. Широкова Н.С. Римская Британия: Очерки истории и культуры. СПб., 2016.
29. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957.
30. Штокмар В.В. История Пглии в Средние века. СПб., 2005.
31. Шувалов В.П. Секрет армии Юстиниана: Восточно-римская армия в 491 – 641 гг. СПб., 2006.

Научная литература на русском языке

32. Aluredi Beverlacensis Annales, sive Historia de Gestis Regum Britanniae, Libris IX / Ed. T. Hearne. Oxford, 1716.
33. Colker M.L. A Hagiographic Polemic // Mediaeval Studies. 1977. Vol. 39. P. 65–96
34. D’Alverny M.-T. Translations and translators // Renaissance and renewal in the twelfth century / Ed. by R.L. Benson et al. Cambridge (Mass.), 1982. P. 421–462.
35. Die Kaiserchronik eines Regensburger Geistlichen / Hrsg. E. Schröder. MGH. Dt. Chron. Hannover, 1892. Bd. 1.
36. Dumville D. What Is a Chronicle? // The Medieval Chronicle, II: Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle, Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999 / Ed. E. Kooper. Amsterdam, 2002. P. 1-27.
37. Forester T. The Chronicle of Henry of Huntingdon. London: Henry G. Bohn, 1853. George Bell and Sons, 1876. Reprinted by AMS Press in New York, 1968.
38. Gesta regis Henrici secundi Benedicti abbatis. The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, AD 1169–1192; Known Commonly under the Name of Benedict of Peterborough / Ed. W. Stubbs. Vol. 1. London, 1867. XXI
39. Harrison J. The English reception of Hugh of Saint-Victor’s Chronicle // Electronic British Library Journal. 2002: [http://www.bl.uk/eblj/2002articles/article1.html].
40. Henry of Huntingdon // [Электронный ресурс]: http://kosova.wikia.com/wiki/Henry_of_Huntingdon
41. Henry of Huntingdon // [Электронный ресурс]: https://spartacus-educational.com/NORhuntington.htm
42. Henry of Huntingdon, Historia Anglorum // [Электронный ресурс]: https://www.lancaster.ac.uk/staff/haywardp/hist424/seminars/Huntingdon.htm
43. Henry of Huntingdon, Henry Archdeacon of Huntingdon Staff, Henry, Henry Archdeacon of HuntingdonClarendon Press, 1996.
44. Henry of Huntingdon// [Электронный ресурс]: http://www.newadvent.org/cathen/07235d.htm
45. Historia Anglorum by Henry of Huntingdon (1154) // [Электронный ресурс]: https://astrofella.wordpress.com/2015/12/12/historia-anglorum-henry-of-huntingdon/
46. Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066–1127 / Ed. by C. Johnson, rev. by M. Brett, C.N.L. Brooke, M. Winterbottom. Oxford, 1990. P. xxx–xliv
47. Monumenta Germaniae Historica. Auctores antiquissimi. T. 9. Berolini, 1892.
48. Partner, Nancy F. Serious Entertainments: The writing of History in Twelfth-Century England. Chicago: University of Chicago Press, 1977.
49. Poole R.L. Chronicles and Annals: A Brief Outline of their Origin and Growth. Oxford, 1926.
50. The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis / Ed. M. Chibnall: 6 Vols. Oxford, 1968–1980. Vol. 2. P. 184–188
51. Walters Ms. W.793, Henry of Huntingdon's Historia Anglorum // [Электронный ресурс]: http://www.thedigitalwalters.org/Data/WaltersManuscripts/html/W793/description.html
52. Whitbread L.G. Conrad of Hirsau as literary critic // Speculum. 1972. Vol. 47. P. 234–245.
53. Zinn G.A. Hugh of St. Victor’s «De scripturis et scriptoribus sacris» as an «accessus» treatise for the study of the Bible // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 111–134.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказал Генрих Хантингдонский на историю Римской Британии?

Генрих Хантингдонский не оказал прямого влияния на историю Римской Британии, так как он жил в XII веке, а римская оккупация Британии произошла много веков ранее. Однако, его труд "История англов" в значительной степени влиял на изучение истории Римской Британии и формирование представлений об этом периоде. В своей работе он использовал доступные ему отрывки из исторических текстов о римском вторжении в Британию и внес свои собственные комментарии и интерпретации. Таким образом, его труд стал одним из первых источников, используемых при изучении римской истории Британии.

Какими были мировозренческие взгляды Генриха Хантингдонского?

Генрих Хантингдонский был представителем средневековой христианской культуры и его мировозренческие взгляды были сильно пропитаны религиозностью. Он верил в божественное провидение и видел историю как неотъемлемую часть божественного плана. В его работе "История англов" он относился к римской империи как к мирской силе, противостоящей христианству. Он также высказывал свое презрение к языку и культуре римлян, восхищаясь варварами, которые распространяли христианство по Европе.

Какую роль сыграло произведение Генриха Хантингдонского "История англов" в истории Англии и мире?

Произведение Генриха Хантингдонского "История англов" сыграло значительную роль в истории Англии и мира. Во-первых, оно стало одним из первых источников, которые описывали историю Англии до прихода христианства и римской оккупации. Оно стало основой для дальнейших исследований истории Англии до средневековья. Во-вторых, "История англов" содержит много отрывков и комментариев, которые помогли ученым лучше понять историю римской империи и ее влияние на Англию. Это произведение оказало влияние на многих историков и исследователей, которые писали о том периоде.

Кто такой Генрих Хантингдонский?

Генрих Хантингдонский - средневековый историк и церковный деятель, который жил в XII веке. Он изображал себя как священника и впоследствии получил звание архиепископа города Ярк. Он также был автором Истории англов, которая является одним из наиболее значимых исторических произведений XII века.

Каким образом Генрих Хантингдонский влиял на историю?

Генрих Хантингдонский внес значительный вклад в изучение истории Римской Британии. В его Истории англов он представляет детальный обзор событий, происходивших в этом регионе в период с римской оккупации до прихода саксов. Его работы стали основой для многих исследований истории Римской Британии и оказали влияние на развитие английского исторического мышления.

Каково значение Истории англов Генриха Хантингдонского?

История англов Генриха Хантингдонского имеет огромное значение для изучения истории Англии и Римской Британии. В ней представлены важные сведения о римской оккупации, социальных и политических событиях того времени. Она стала важным источником информации для исследователей и позволила более глубоко понять прошлое этого региона.

Какие мировозренческие взгляды имел Генрих Хантингдонский?

Генрих Хантингдонский был придерживается христианства и пропагандировал его идеи в своих работах. Он считал, что история Британии имеет свою цель - описывать жизнь и деяния людей в контексте божественной воли. Он также поддерживал идею связи между добродетелями правителей и благосостоянием государства.

Какую роль сыграла История англов Генриха Хантингдонского в истории Англии и мира?

История англов Генриха Хантингдонского стала важным источником информации для исследователей и историков. Она оказала значительное влияние на отношение к истории Англии и ее прошлому. Ее влияние распространилось и на другие страны, где она стала литературным источником исторических сведений о Британии.

Кто такой Генрих Хантингдонский?

Генрих Хантингдонский (около 1080-около 1157) – английский историк XII века, автор работы "История англов". Он был священником и писал на латинском языке.

Какую роль сыграла работа Генриха Хантингдонского "История англов" в истории Англии и мира?

Работа "История англов" Генриха Хантингдонского стала первым большим исследованием истории Англии, она помогла систематизировать и упорядочить исторические события. Также эта работа оказала влияние на развитие историографического подхода и стала одним из важных источников для последующих историков.

Какие мировозренческие взгляды выражал Генрих Хантингдонский в своей работе?

Генрих Хантингдонский был представителем средневекового христианского мировоззрения. В его работе "История англов" прослеживается идея о том, что исторические события подчиняются воле Божьей, а история – это проявление божественного плана. Он уделял большое внимание роли церкви и христианства в истории Англии.