Становление реализма в изобразительном искустве Армении и Грузии. Образы исторических деятелей и светских лиц в религиозных сюжетах.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.06.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАСТЫРСКОГО ЗОДЧЕСТВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ
ГЛАВА 2. МОНАСТЫРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ АРМЕНИИ КАК ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ

Фрагмент для ознакомления

В указанный период Санаин был просветительским центром армян, даже школа при монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. В заведении с особой тщательностью преподавали гуманитарные науки, а в числе преподавателей были выдающиеся ученые и просветители Средневековья: Теодорос, Вардан, Анания и другие, вошедшие в историю как Санаинские.
Территория комплекса невелика, занимает около двух гектаров. Но эти два гектара густо застроены архитектурными шедеврами. В центральной части комплекса раскинулся главный храм – Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), вокруг которого построены церковь Аменапркич (Всеспасителя) и часовня Сурб Григор (Святого Григория). Все эти сооружения относятся к X веку. Здание Академии возникло позже, в XI веке, книгохранилища – в 1063 году, здание галереи датируется концом X века, притвора – 1181 г. и колокольня – XIII веком.
Сурб Аствацацин – красивейшее из сохранившихся сооружений монастыря. Здание, сложенное из полутесаного базальта, представляет собой кресто-купольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. В церкви сохранились фрагменты штукатурки со следами росписи – вероятно, интерьер когда-то был украшен стенописями. Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X веке она служила кафедральным собором Лорийского царства. От Сурб Аствацацин ее отличает только кладка, выполненная из тесаных квадратов базальта. Главная достопримечательность церкви – помещение в верхней части восточного фасада, но привлекает также скульптурная группа – цари Кюрике и Смбат, которые держат в руках модель храма.
Композиция Академии представляет каркасную конструкцию галереи с мощными арками и устоями, перекрытую каменными плитами. Пара слов о книгохранилище Санаина: оно было крупнейшим в Средневековой Армении. Мало того, что его возвели на средства и по воле царевны Грануш, в книгохранилище хранились не только манускрипты, но и всевозможная ценная утварь.
Турки-сельджуки в 1064 году, а затем персы в 1104 году разграбили комплекс. Позже случилось Дело землетрясение (1139 года), которое заметно повредило и без того покалеченный ансамбль. Реставрации, предпринятые вплоть до XIX века, увы, не вернули былого великолепия убранства Санаина.
Ансамбль Санаина – образец архитектурного искусства, свидетельствующий о высоком мастерстве армянских зодчих и оказавший влияние на развитие средневековой архитектуры Армении. ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия как объект за номером 777.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания-караван-сараи, бани; производственные и инженерные сооружения-водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.
Таким образом, характерной особенностью работы армянских зодчих X–XI вв. является стремление возродить в освобожденной от арабского владычества стране во вновь возводимых постройках архитектурные традиции доарабского времени. Зодчество в столице багратидского государства развивается на основе разработанных в первые века христианства типов как вышедших из базилики, так и центрических.
Архитекторы изучают родную страну и продолжают развивать в своих произведениях те мысли, которые из-за арабского нашествия не успели осуществить их предшественники: так, например, ими была завершена переработка купольной базилики в крестовокупольную форму (анийский собор). На примере монастырских памятников можно видеть, что зодчие не отдают предпочтения какому-нибудь одному древнему типу церковного сооружения, а кладут в основу своих творческих замыслов все, что было создано до них, не останавливаясь перед точным воспроизведением отдельных построек, к тому времени лежавших в развалинах.
Возрождение архитектуры в стряхнувшей с себя арабское иго стране шло, таким образом, разными путями в зависимости от условий, в которых приходилось работать зодчим. В быстро растущей столице, владениях видных феодалов и некоторых наиболее выдающихся монастырях в церковной архитектуре наблюдается большое разнообразие типов построек и богатство в убранстве.
Архитектор того времени при решении каждой темы боялся грубых повторений, шаблона, старательно избегал их и преуспевал в этом, проявляя незаурядное дарование.
Одновременно с этим, в провинциальных районах наблюдалась иная картина. Здесь нередко работает мастер-практик, добросовестно повторяющий привычные формы «купольной залы». Ограниченный в средствах, он вынужден экономить и, вероятно, потому так скромен вид большинства этих церковных зданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агабабян А. Л. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.
Арутюнян В. М., Сафарян Н. С. Памятники армянского зодчества. М., 1951.
Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961.
Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980.
Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V–XVII вв. М., Л., 1950.
ИЛЛЮСТРАЦИИ


Илл. 1. Татевский монастырь. Церковь Св. Петроса и Погоса.


Илл. 2. Татевский монастырь. Главный собор.

Илл. 3. Монастырский комплекс Гандзасар.


Илл. 4 Монастырский комплекс Санаин.
Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961.
Агабабян А. Л. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.
Там же.
Агабабян А. Л. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.
Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980.
Арутюнян В. М., Сафарян Н. С. Памятники армянского зодчества. М., 1951.
Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961.
Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980.
Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980.
Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961.
Арутюнян В. М., Сафарян Н. С. Памятники армянского зодчества. М., 1951.
Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V–XVII вв. М., Л., 1950.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агабабян А. Л. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.
2.Арутюнян В. М., Сафарян Н. С. Памятники армянского зодчества. М., 1951.
3.Токарский Н. М. Архитектура Армении IV–XIV вв. Ереван, 1961.
4.Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980.
5.Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V–XVII вв. М., Л., 1950.

Вопрос-ответ:

Что такое монастырское зодчество в средневековой Армении?

Монастырское зодчество в средневековой Армении - это архитектурный стиль искусства, разрабатываемый и применяемый монахами-строителями в создании монастырских комплексов. Они были центрами религиозной и культурной жизни, а их архитектурные сооружения являются важными памятниками армянской культуры.

Какие личности изображались в религиозных сюжетах в изобразительном искусстве Армении и Грузии?

В религиозных сюжетах в изобразительном искусстве Армении и Грузии обычно изображались исторические деятели и светские лица. Это включало таких важных фигур, как царь Аршак II, царица Косроидукт, царь Трдат IV, епископ Георгий и другие. Они часто представлялись в контексте религиозных событий, чтобы подчеркнуть их связь с христианской верой в этих регионах.

Какие монастырские комплексы Армении считаются памятниками архитектуры?

В Армении есть множество монастырских комплексов, которые являются важными памятниками архитектуры. К ним относятся, например, монастырь Гегард, монастырь Санаин, монастырь Хор-Вирап, монастырь Агарцин, монастырь Хор-Вирап, монастырь Звартноц и другие. Они сочетают в себе различные архитектурные стили и украшения, отражающие историю и культуру Армении.

Какую роль играла Академия Григора Магистроса в истории Армении?

Академия Григора Магистроса была важным образовательным центром в истории Армении. Она возникла в ХI веке и была преобразована из школы, при монастыре, в высшее учебное заведение. Академия прославилась своими учеными исследованиями и вкладом в армянскую литературу и культуру. Ее ученые также активно занимались переводом и сохранением древних армянских текстов.

Какая роль монастырского зодчества в средневековой Армении?

Монастырское зодчество в средневековой Армении играло важную роль. Монастыри не только были центрами духовной жизни, но и служили образцом архитектуры искусства того времени. Монастырские комплексы, такие как монастырь Санаин, стали памятниками архитектуры и прославленными местами паломничества.

Что такое Академия Григора Магистроса в Армении?

Академия Григора Магистроса в истории Армении была известна как престижное учебное заведение, расположенное в монастыре Санаин. Сначала школа при монастыре была преобразована в академию, которая привлекала студентов из разных частей Армении и других стран. Академия Григора Магистроса была центром образования и просвещения армянского народа.

Какие монастырские комплексы Армении являются памятниками архитектуры?

В Армении существует большое количество монастырских комплексов, которые являются памятниками архитектуры. Некоторые из них: монастырь Санаин, монастырь Гегард, монастырь Хор Вирап, монастырь Татев и др. Эти комплексы прославлены своими уникальными архитектурными решениями и историческим значением.

Каким образом образы исторических деятелей и светских лиц присутствуют в религиозных сюжетах в изобразительном искусстве Армении и Грузии?

В религиозных сюжетах армянского и грузинского изобразительного искусства образы исторических деятелей и светских лиц могут быть представлены в разных формах. Иногда они изображаются рядом с святыми и апостолами, украшают апостольские кресты или фрески в церквях. Это свидетельствует о тесной связи религии и истории в этих культурах и о важности представления исторической памяти в изобразительном искусстве.