РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Заказать уникальную дипломную работу- 113 113 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 11.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ
1.1.Историография изучения вопросов развития коммуникации у детей 7
1.2.Психолого - педагогические основы развития коммуникативных навыков у детей 13
1.3.Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями психического развития 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
2.1. Альтернативная коммуникация как система невербальной коммуникации 26
2.2. Системы альтернативной коммуникации 27
2.3. Система PECS, как метод альтернативной и вспомогательной 34
коммуникации 34
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ PECS, КАК МЕТОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
3.1Диагностическое обследование состояния речи у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 44
3.2.Организация коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития 60
3.3.Анализ результатов коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Инструкция: «Дай мячик, дай карандашик, возьми куколку».Задание 4. Понимание рассказа, предъявляемого на слух (рассказа без показа).Инструкция: «Послушай рассказ». После рассказа педагог задает вопросы по его содержанию и побуждает ребенка ответить на них с помощью сюжетных картинок.Образец: «У Саши собака Пушок. У Даши - кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка - мышей. Пушок спит у Сашиных ног. А Машка - на кроватке. Даша сама шьет подушку для Машки. Машка будет спать на подушке»Вопросы: «Кто любит кости?», «Кто спит на кроватке?», « Кто шьет подушку?», « Кто будет спать на подушке?».Оценка ответов проводится по следующим критериям:баллов - ребенок не выполняет заданиебалл - ребенок выполняет задание со значительными ошибкамибалла - ребенок выполняет задание с помощью педагогабалла - ребенок выполняет задание верно и самостоятельноУровни сформированностиимпрессивной стороны речи:0- 13 баллов - низкий уровень14 - 26 баллов - средний уровень27 - 39 - высокий уровеньОбследование экспрессивной речи.Речевая продукция неговорящих детей минимальна и состоит из отдельных звуков, слогов и слов простой слоговой и звуковой структуры (мама, папа и т. п).Задание 1. Слова звукоподражания.Инструкция: « Как разговаривает кошка? А как крова? А собачка?»Задание 2. Существительные. Ребенку предлагаются картинки предметов и животных.Инструкция: « Это кто?», « Это что?».Задание 3. Глаголы. Ребенку предлагается картинка, на которой мальчик пинает, подбрасывает и катает мяч.Инструкция: «Посмотри на картинку, что мальчик делает с мячом?»Задание 4. Прилагательные. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисовано яблоко.Инструкция: « Посмотри на картинку и скажи яблоко, какое?»Задание 5. Числительные. Ребенку предлагаются картинки с разным числом предметов.Инструкция: « Посчитай сколько мячей».Обследование слоговой структуры речи.Задание 1. Обследование звукоподражания.Инструкция: « Повтори за мной: га-га, ту-ту, би-би»Задание 2. Обследование произношения двухсложных слов.Инструкция: « Назови, что нарисовано на картинке» (дом, усы).Задание 3. Обследование трехсложных слов.Инструкция: «Назови, что нарисовано на картинке» (машина, молоко). Обследование фонематического слуха.Обследование рекомендуется начать с создания ситуации, позволяющей определить реакцию ребенка на звучащий предмет (не реагирует, сосредотачивается, определяет направление звука).Задание 1. Определение звучания музыкальных инструментов. Педагог использует 2-3 музыкальных инструмента, например, колокольчик, бубен, барабан. Обследование можно проводить в форме игр «На чем играет Мишка?», «Угадай, что звучало?». Для проведения таких игр необходимо подготовить два набора инструментов для облегченного варианта и набор инструментов и соответствующих предметных картинок - для более сложного. Ребенок показывает предмет или картинку, подражает звуку или показывает жестами инструмент, звучание которого он услышал.Задание 2. Дифференциация на слух звукоподражаний. Педагог выкладывает перед ребенком картинки, изображающие знакомых ребенку животных. Педагог подражает одному из животных, например собаке: «ав - ав», а ребенок угадывает, кто это, и показывает соответствующую картинку.Задание 3. Дифференциация в речи пар слогов оппозиционными звуками.Инструкция: « Послушай и повтори: па-ба (мя-ма, ба-на, ка-га, и т.д.)».Задание 4. Дифференциация на слух звуков в словах.Педагог показывает по две картинки и просит ребенка указать изображение соответственно услышанному названию.Инструкция: «Покажи, где мишка, а где мышка».Оценка ответов проводится по следующим критериям:баллов - ребенок не выполняет заданиебалл - ребенок выполняет задание со значительными ошибкамибалла - ребенок выполняет задание с помощью педагогабалла - ребенок выполняет задание верно и самостоятельноУровни сформированности экспрессивной стороны речи:0 - 12 баллов - низкий уровень13 - 24 баллов - средний уровень25 - 36 - высокий уровеньОбследование умения использовать невербальные средства общения.Обследование навыков использования языка общеупотребительных жестов как альтернативного средства общения.Цели изучения невербальных компонентов коммуникации:выявить и определить количественный и качественный показатели развития невербальных средств общения;определить степень спонтанности в приобретении навыков невербального общения.При проведении первичного обследования языка общеупотребительных жестов педагог моделирует ситуации общения так, чтобы вызвать у ребенка коммуникативно-значимые (общеупотребительные) жесты, а также выяснить уровень их понимания.Следует напомнить, что приведенные ниже задания могут выполняться не только в условиях специально организованного обследования, но и в ходе общения с ребенком в режимные моменты, в ходе наблюдения за взаимодействием ребенка с родителями, сверстниками, педагогами. В случае если и такой сбор информации затруднителен, сведения собираются опосредованно: через беседы с родителями, ведение динамических дневников.Педагог предлагает ребенку следующие задания:Поздороваться с педагогом и игрушкой.«Угадай, что я делаю» (понимание жестов). Педагог показывает жесты, а ребенок выбирает предмет, необходимый для их выполнения.Например, педагог имитирует чистку зубов - указательный палец («щетка») движется вверх-вниз параллельно зубам, а ребенок выбирает из 3-4 картинок ту, на которой изображена зубная щетка. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши действия и выразительные движения (указательные жесты, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).Копировать жесты и мимику педагога (способность к подражанию). Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.д.«Полетай, как птичка; идет мишка» (способность изображать и играть роль). С детьми 4-5 лет рекомендуется вступить в диалог, о каком - либо событии из его жизни. Темами диалогов могут быть: «Кого ты видел в зоопарке?», «Как ты помогаешь маме?».Заучивание и «рассказывание» с помощью жестов коротких стихов. Педагог вместе с ребенком рассказывает стихотворение, одновременно проигрывая его жестами. Ребенок повторяет жесты за педагогом, по возможности проговаривая стихотворение.Оценка ответов проводится по следующим критериям:баллов - ребенок не выполняет заданиебалл - ребенок выполняет задание со значительными ошибкамибалла - ребенок выполняет задание с помощью педагогабалла - ребенок выполняет задание верно и самостоятельноУровни сформированности невербальных средств общения:0 - 5 баллов - низкий уровень6 - 10 баллов - средний уровень11 - 15 - высокий уровеньПРИЛОЖЕНИЕ 2Карта наблюдения«Диагностика потребности в альтернативной коммуникации»Цель - обосновать необходимость обучения альтернативной (поддерживающей) коммуникации с учетом актуальных и потенциальных коммуникативных потребностей.Задачи:Выявить особенности коммуникативного поведения лица, нуждающегося в поддерживающей коммуникации;Определить функциональное назначение коммуникации для данного лица (выражение чувств, предпочтений, желаний, потребностей, комментариев).Наблюдение позволяют получить информацию об особенностях коммуникативного поведения ребенка (Зачем и почему он/она осуществляет коммуникацию?Реагирует он/она на обращение собеседника либо является инициатором беседы?). Наблюдение проводится, как в естественных, повторяющихся, знакомых ситуациях (прием пищи, деятельность в учреждении), так и в незнакомых (рассматривание картинок в книге, пение). Полученная информация протоколируется. Обобщенные и систематизированные данные используются для того, чтобы в каждом конкретном случае сформулировать рекомендации относительно возможных вариантов обучения.Параметр наблюденияПримечания/примеры1. Коммуникативное поведение1.1. ВокализацииКакие звуки, звукокомплексы он/она произносит?В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?1.2. ВзглядНаблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми?Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника?Выражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?1.3. МимикаМожет ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)?Соответствует ли выражение лица ситуации?Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?1.4. ЖестыДемонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям?Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание?Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?1.5. Интерактивное поведениеРеагирует ли он/она на обращение?Реагирует ли он/она на разумные требования?Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?Является ли он/она инициатором коммуникативного взаимодействия?Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?2. Лингвистические способности2.1. Восприятие и пониманиеРеагирует ли он/она на собственное имя?Узнает ли он/она имена людей, названиязнакомых объектов, событий?Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?Понимает ли он/она бытовые вопросы?2.2. Способность речевого выражения2.2.1. РечьПродуцирует ли он/она устные высказывания?Понятны ли его/ее высказывания?3. Двигательные способностиКаково его/ее общее моторное развитие?Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показать на что-то?Как долго он/она может выполнять определенный вид деятельности и не уставать?4. Когнитивные способности4.1. ВниманиеКонцентрирует ли он/она внимание?Отвлекается ли?Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?4.2. Восприятие4.2.1. Зрительное восприятиеКакое у него/нее зрение?Может ли он/она фиксировать взглядом объекты или людей?Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении?4.2.2. Слуховое восприятиеКакой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы (речь)?Каково состояние фонематического восприятия?4.2.3. Тактильное восприятиеКаково состояние тактильного восприятия?Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения? Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?4.3. Знаково-символическая деятельностьПонимает ли он/она символы?Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?Использует ли он/она игрушки?5. Психосоциальные способностиМотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?С какими другими людьми он/она преимущественно контактирует?Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?УчастникиобследованияБаллы за выполнение заданияОбщеекол-вобалловУровеньразвития123456789101112131.Никита П.332201132300020Средний2.Вика М332100032100016Средний3.Толя В.332120320000016Средний4.Коля В.332121132000018Средний5.Настя Ф.332103232300022СреднийПРИЛОЖЕНИЕ 3.Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике логопедического обследования неговорящих детей дошкольного возраста И.Н. АнаньевойНикита П.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы), но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные).Задание 4. Не узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не понимает действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Не выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок не показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина), ведет себя неадекватно разбрасывает картинки, перекладывает их с места на места.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Ребёнок понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов недостаточно сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлога за, между. Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - пить, тарелка - ам, машина - бик, кошка - киса, собака - авка).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, называл предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - А, ту-ту - ту, би-би - бик-бик ). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - бика, молоко - пить ).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифферинцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба - па-па, мя-ма - А-ма, ба-на - на-на, А-га - А-ка).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Ребёнок может поздороваться с педагогом, игрушкой, но только после просьбы и показа педагога, сам инициативу не проявляет.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик воспроизводил за педагогом движения, но слова не повторял.Вика М.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Девочка не понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними только после показа (катает мяч, качает куклу, гладит мишку).Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, грибы), но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные, птицы).Задание 4. Не узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не называет действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Не выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок не показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина), перекладывает их с места на места.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Зина понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов не сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами только после показа педагогом: из, на, в. Затруднено понимание предлогов за, между.Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов после предъявления образца педагогом.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит после многократного повторения педагогом (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок не называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка, тарелка, машина, кошка, собака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - а-а, ту-ту - у-у, би-би - и-и ). Задание 2. Называние простых слов (дом, усы - не назвала).Задание 3. Называние сложных слов (машина, молоко - не назвала).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки после многократных повторений с увеличивающейся громкостью голоса.Задание 3. Дифферинцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, А-га).Задание 4. Ребенок не дифференцирует на слух звуки в словах, не показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Может поздороваться с педагогом, игрушкой, но только после просьбы и показа педагога, сама инициативу не проявляет.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Ребёнок может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль (полетай как птичка, иди как мишка). Выполняет по подражанию.Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, девочка воспроизводила за педагогом движения, но слова не повторяла.Толя В.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые с ними действия после показа педагога (катает мяч, качает куклу, гладит мишку).Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке, показывает их (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы), но при помощи педагога отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Понимает действия изображенные на сюжетной картинке, показывает картинки (собака сидит, спит, ест, идет). После прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов с помощью педагога.Задание 7. Ребенок не показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина), ведет себя, неадекватно разбрасывает картинки, тянет в рот.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Толя понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между, выполняет задание после показа педагогом.Задание 3. Ребенок не понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, му, ав).Задание 2. Ребенок называет и знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - пить, тарелка - тарелка, машина - машина, кошка - киса, собака - абака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называетЗадание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке,называл предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га , ту-ту, би-би - не повторил). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - машина, молоко - пить ).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, А-га).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Толя не здоровается с педагогом, игрушкой, даже после просьбы и показа педагога.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Рома может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик не воспроизводил за педагогом движения, слова не повторял.Коля В.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые с ними действия (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке, показывает их (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы, фрукты, овощи, животные).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Понимает действия изображенные на сюжетной картинке, показывает картинки (собака сидит, спит, ест, идет). После прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр.Задание 6. Не выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок показывает не все картинки по требуемым признакам (цвет - желтый, красный, синий; размер - большой, маленький; высота - нет; длина - нет).Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Коля понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между, выполняет задание после показа педагогом.Задание 3. Ребенок не понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов. Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, му, ав).Задание 2. Ребенок не называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка, тарелка, машина, кошка, собака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называетЗадание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, неназывал предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га , ту-ту, би-би - не повторил). Задание 2. Называние простых слов (дом - не назвал, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - не назвал, молоко - не назвал ). Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, А-га).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Коля здоровается с педагогом, игрушкой, после проявления инициативы педагогом.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Коля может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована, не выполняет действия даже после показа педагогом (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик не воспроизводил за педагогом движения, слова не повторял.Настя Ф.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Девочка понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам, но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные, птицы).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не называет действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок показывает картинки по требуемым признакам (цвет - красный, синий, желтый; размер - большой, маленький; высота - высокий, низкий, длина - не показывает).Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Настя понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами только после показа педагогом: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между.Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит после многократного повторения педагогом (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - А , тарелка - кусить, машина - биии, кошка - киса, собака - бака). Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, называет предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структуры.Задание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - А-а, ту-ту - у-у, би-би - пи-пи ). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - сусы).Задание 3. Называние сложных слов (машина - би-и, молоко - пить).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки после многократных повторений и образца действий.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба - па-па, мя-ма - А-ма, ба-на - на-на, А-га -А).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Ребёнок может поздороваться с педагогом, игрушкой, но только после просьбы и показа педагога.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Ребёнок может копировать жесты и мимику педагога, способна к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль, не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, девочка воспроизводила за педагогом движения, но слова не повторяла.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Данные по карте наблюдения «Диагностика потребности в альтернативной коммуникации»Параметр наблюденияПримечания/примеры1.1. ВокализацииКакие звуки, звукокомплексы он/она произносит?1 - невнятное мычание, стон, звукоподражания (би-би, ав-ав, ку-ку) 2 - не наблюдалось 3- мычание, визжание, писк 4- неразборчивый поток звуков 5- непонятые слова, звуки похожие на жужжаниеВ каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?Все дети (кроме 2) постоянно издают звуки, находясь в группеМожно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?1 - мычание при обращении к кому-то, издает стон если что-то не нравиться, не получает желаемого, звукоподражания при виде машинки, указывает на нее (би-би), игрушка собака(ав-ав)2 - нет3- визжит, пищит при приближении других детей, попытке вступить с ним в контакт 4 - сопровождает всю деятельность непонятным потоком речи, присутствует интонация, изменение громкости 5 - нет1.2. ВзглядНаблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми?1 - очень внимательно наблюдает за незнакомыми людьми 2- не наблюдает 3 - не наблюдает4 - наблюдает с интересом за взрослыми 5 - наблюдает, стремиться к контактуВыдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника?1 - выдерживает зрительный контакт 2- избегает зрительного контакта 3 - избегает зрительного контакта 4 - выдерживает зрительный контакт 5 - выдерживает, проявляет инициативуВыражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?1 - выражает- нет- нет- выражает- выражает1.3. МимикаМожет ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)?1 - может понятно выражать радость, злость, страх2 - не может мимикой понятно выражатьчувства3 - может понятно выразить чувство грусти 4 - может понятно выразить чувство радости и грусти5 - может понятно выразить удивление, грустьСоответствует ли выражение лица ситуации?1 - соответствует ситуации 2 - не соответствует (радостное выражение лица в независимости от ситуации)3 - не соответствует (в разных ситуациях грустное выражение лица)- соответствует ситуации- соответствует ситуацииОбщается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?1 - может выражать радость от прихода знакомых взрослых, недовольство от неудовлетворения собственных потребностей2 - не общается с помощью мимики- может выражать страх при громкихзвуках с помощью мимики- может выражать удовольствие или недовольство в соответствующей ситуации5 - может выражать с помощью мимики радость, грусть в соответствии с ситуацией1.4. ЖестыДемонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям?- да- да- да- да- даИспользует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание?- да- нет- нет 4- нет 5 - даИспользует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?- использует жесты, когда хочет пить, в туалет, помочь достать какой-то предмет- использует жесты с целью помощи водевании и принятии пищи 3 - использует жесты отрицания- использует жесты для полученияжелаемых предметов- использует жесты для выражения потребностей в пище, помощи чем-либо1.5. Интерактивное поведениеРеагирует ли он/она на обращение?- да- да- нет- да5 -даРеагирует ли он/она на разумные требования?- да- да- нет- нет- даПроявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?Все дети, принявшие участие в эксперименте, реагируют более активно на педагогов детского сада, чем на незнакомых людейЯвляется ли он/она инициатором коммуникативного взаимодействия?Инициируют взаимодействие 1 и 5, остальные дети не проявляют инициативуМожет ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?Дети, принявшие участие в эксперименте, могут эффективно общаться только с хорошо знакомыми людьми, другим их система коммуникации не понятна2. Лингвистические способности2.1. Восприятие и пониманиеРеагирует ли он/она на собственное имя?- да- да- нет- да- даУзнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?- да- да- да- да- даЗнает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?Дети знают существительные, которые обозначают хорошо знакомые предметы быта (стол, стул, ложка, кружка, тарелка), глаголы обозначающие простые действия (есть, пить, сидеть, стоять, идти)Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?Все дети, участвующие в обследовании могут ответить на вопрос Да/Нет с помощью слов (1,3,4,5), движений головы(2)Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?Дети не узнают предметы по их функциональному описанию, требуется помощь педагога, показПонимает ли он/она бытовые вопросы?Дети понимают бытовые вопросы, касающиеся режимных моментов детского сада2.2. Способность речевого выражения2.2.1. РечьПродуцирует ли он/она устные высказывания?1 - употребляет лепетные слова и звукокомплексы, редко использует слова- отсутствуют звуковые и вербальныесредства общения- очень редко употребляет отдельные простые слова, чаще мычит, визжит4 - речь невнятная, аграмматичная 5 - речь непонятная, отдельные звуки, аграмматичные словаПонятны ли его/ее высказывания?1 - некоторые высказывания понятны 2 - нет3 - высказывания понятны только педагогам4 - высказывания трудно понять, но интонация понятна 5 - некоторые высказывания понятны3. Двигательные способностиКаково его/ее общее моторное развитие?Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показать на что-то?Как долго он/она может выполнять определенный вид деятельности и не уставать?4. Когнитивные способности4.1. ВниманиеКонцентрирует ли он/она внимание?1 - непродолжительное время может концентрировать внимание на интересном, новом объекте2 - с трудом удается концентрировать внимание на чем-либо 3 - достаточно долгое время может концентрировать внимание на интересующих его игрушках, предметах 4 - не может долгое время концентрировать внимание5 - не способна долго концентрировать внимание на одном объектеОтвлекается ли?Все дети, участвующие в обследовании, быстро отвлекаются на посторонние раздражителиКаково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?1 - заинтересованный- бодрый- вялый- пассивный- спокойный4.2. Восприятие4.2.1. Зрительное восприятиеКакое у него/нее зрение?У детей 1, 2, 3, 4 нормальное зрение. У ребенка 5 нарушено зрение амблиопияМожет ли он/она фиксировать взглядом1, 2, 3, 4, 5 - даобъекты или людей?Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении?1, 2, 3, 4, 5 - да4.2.2. Слуховое восприятиеКакой у него/нее слух?У детей 1, 3,4, 5 нормальный слух. Ребенок 2 слабослышащийМожет ли он/она локализовать окружающие шумы (речь)?1 - да2 - может локализовать громкие, знакомые звуки- да- да- даКаково состояние фонематического восприятия?У всех детей, принявших участие в обследовании, нарушено фонематическое восприятие4.2.3. Тактильное восприятиеКаково состояние тактильного восприятия?У всех детей нормальное состояние тактильного восприятияМожет ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения? Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?1 - нормально воспринимает прикосновения2 - адекватно воспринимает прикосновения- неадекватно воспринимает прикосновения, кричит, пытаетсяотдалиться- неадекватно воспринимает прикосновения, пытается отойти, можетударить5 - нравятся тактильные прикосновения4.3. Знаково-символическая деятельностьПонимает ли он/она символы?Понимание символов у данных детей затрудненоДемонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?Дети не демонстрируют символическое, игровое поведение, не наблюдают за игройИспользует ли он/она игрушки?Манипуляции с игрушками не носят игрового характера, чаще представлены механическим воздействием (кидание, облизывание, постукивание)5. Психосоциальные способностиМотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?1 - мотивирован общаться с другими людьми, проявляет большой интерес- не мотивирован общаться с другимилюдьми, уклоняется от контакта- не мотивирован общаться с другими людьми, проявляет негативизм при попыткеустановить контакт- не мотивирован общаться с другимилюдьми, избегает контактов 5 - мотивирован общаться с другимилюдьми, инициирует контактПроявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?У детей, принявших участие в обследовании, интерес к фотографиям и картинкам кратковременный, поверхностный, часто заключается в механическом перебиранииС какими другими людьми он/она преимущественно контактирует?Дети, участвующие в обследовании, преимущественно контактируют с хорошо знакомыми людьми (педагоги, родители), друг с другом вступают в контакт своеобразно (толкают, щипают), интерес к незнакомым людям проявили 1 и 5Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?1 - не проявляет длительный интерес к какому-либо занятию 2 - может проявлять длительный интерес (около 10 минут) к рисованию карандашами 3 - может проявлять длительный интерес к перебиранию, преставлению различных игрушек (кубики, машинки)4 - проявляет длительный интерес к манипулированию бытовыми предметами 5 - не проявляет длительный интерес к какому либо занятиюПРИЛОЖЕНИЕ 5Результаты контрольного эксперимента по диагностической методике логопедического обследования неговорящих детей дошкольного возраста И.Н. АнаньевойНикита П.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы), но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные).Задание 4. Узнает предметы по их назначению с помощью педагога, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не понимает действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов, но со значительными ошибками.Задание 7. Ребенок показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина) путается, помощь педагога малоэффективна.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Ребёнок понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов недостаточно сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлога за, между. Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - пить, тарелка - ам, машина - бик, кошка - киса, собака - авка).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, называл предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - ка, ту-ту - ту, би-би - бик-бик ). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - бика, молоко - пить ).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифферинцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба - па-па, мя-ма - ма-ма, ба-на - на-на, ка-га - ка-ка).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Ребёнок может поздороваться с педагогом, игрушкой инициативу проявляет сам. Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Мальчик может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик воспроизводил за педагогом движения, но слова не повторял.Вика М.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Девочка понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, грибы), но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные, птицы).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не называет действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Не выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок не показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина), перекладывает их с места на места.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Вика понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов не сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами только после показа педагогом: из, на, в. Затруднено понимание предлога за, между.Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов после предъявления образца педагогом.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит после многократного повторения педагогом (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок не называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка, тарелка, машина, кошка, собака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - а-а, ту-ту - у-у, би-би - и-и ). Задание 2. Называние простых слов (дом, усы - не назвала).Задание 3. Называние сложных слов (машина, молоко - не назвала).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки после многократных повторений с увеличивающейся громкостью голоса.Задание 3. Дифферинцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, ка-га).Задание 4. Ребенок не дифференцирует на слух звуки в словах, не показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Вика может поздороваться с педагогом, игрушкой проявляет инициативу сама. Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Вика может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль (полетай как птичка, иди как мишка). Выполняет по подражанию.Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, девочка воспроизводила за педагогом движения, но слова не повторяла.Толя В.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые с ними действия после показа педагога (катает мяч, качает куклу, гладит мишку).Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке, показывает их (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы), но при помощи педагога отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Понимает действия изображенные на сюжетной картинке, показывает картинки (собака сидит, спит, ест, идет). После прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов с помощью педагога.Задание 7. Ребенок не показывает картинки по требуемым признакам (цвет, размер, высота, длина), ведет себя, неадекватно разбрасывает картинки, тянет в рот.Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Толя понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между, выполняет задание после показа педагогом.Задание 3. Ребенок не понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, му, ав).Задание 2. Ребенок называет и знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - пить, тарелка - тарелка, машина - машина, кошка - киса, собака - абака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называетЗадание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке,называл предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га , ту-ту, би-би - не повторил). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - машина, молоко - молоко).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, ка-га).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Толя может поздороваться с педагогом, игрушкой, после просьбы и показа педагога.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Рома может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик не воспроизводил за педагогом движения, слова не повторял.Коля В.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Мальчик понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые с ними действия (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке, показывает их (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам (цветы, птицы, грибы, фрукты, овощи, животные), помощь педагога эффективна.Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Понимает действия изображенные на сюжетной картинке, показывает картинки (собака сидит, спит, ест, идет). После прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов с ошибками.Задание 7. Ребенок показывает не все картинки по требуемым признакам (цвет - желтый, красный, синий; размер - большой, маленький; высота - нет; длина - нет).Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Коля понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимание предлогов сформировано. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между, выполняет задание после показа педагогом.Задание 3. Ребенок не понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов. Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит (мяу, му, ав).Задание 2. Ребенок называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кошка, собака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называетЗадание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, неназывал предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га , ту-ту, би-би - не повторил). Задание 2. Называние простых слов (дом - домик, усы - не назвал).Задание 3. Называние сложных слов (машина - не назвал, молоко - не назвал ). Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба, мя-ма, ба-на, ка-га).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, правильно показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Коля здоровается с педагогом, игрушкой, проявляет инициативу.Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Коля может копировать жесты и мимику педагога, способен к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль не сформирована, не выполняет действия даже после показа педагогом (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, мальчик не воспроизводил за педагогом движения, слова не повторял.Настя Ф.Обследование импрессивной стороны речи показало:Задание 1. Девочка понимает предметные названия конкретных существительных и выполняет все требуемые действия с ними (катает мяч, качает куклу, гладит мишку). Задание 2. Ребенок узнает знакомые предметы, которые изображены на одной картинке (холодильник, чайник кастрюля).Задание 3. Испытывает затруднения при группировке картинок по темам, но при помощи педагога справляется с заданием. Самостоятельно отбирает картинки по группам по следующим темам (фрукты, овощи, животные, птицы).Задание 4. Узнает предметы по их назначению, не отвечает на вопросы.Задание 5. Не называет действия изображенные на сюжетной картинке, после прослушивания сказки «Курочка Ряба» не может ответить на вопросы по содержанию. Повторяет за взрослым действия игр - потешек.Задание 6. Выполняет инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов.Задание 7. Ребенок показывает картинки по требуемым признакам (цвет - красный, синий, желтый; размер - большой, маленький; высота - высокий, низкий, длина - не показывает).Выявление понимания предложений и простых грамматических формЗадание 1. Настя понимает и показывает на реальных предметах единственное имножественное число существительных (один - много).Задание 2. Понимает и выполняет требуемые действия с предлогами только после показа педагогом: из, на, в. Затруднено понимание предлогов: за, между.Задание 3. Ребенок понимает значение уменьшительно ласкательных суффиксов.Задание 4. Не понимает рассказ, предъявленный на слух, не может ответить на вопросы по содержанию даже с помощью сюжетных картинок.Обследование экспрессивной речиЗадание 1. Слова звукоподражания воспроизводит после многократного повторения педагогом (мяу, муу, ав).Задание 2. Ребенок называет знакомые предметы (существительные), изображенные на картинках (кружка - пии, тарелка - кусить, машина - биии, кошка - киса, собака - бака).Задание 3. Действия изображенные на картинке (глаголы) не называет.Задание 4. Не может описать предмет (прилагательные) изображенный на картинке, называет предмет (яблоко).Задание 5. Назвать число предметов (числительные) не может.Обследование слоговой структурыЗадание 1. Звукоподражание не сформировано (га-га - ка-а, ту-ту - у-у, би-би - пи-пи ). Задание 2. Называние простых слов (дом - дом, усы - сусы).Задание 3. Называние сложных слов (машина - би-и, молоко - пить).Обследование фонематического слухаЗадание 1. Определить звучание музыкального инструмента не может.Задание 2. Дифференцирует на слух звукоподражания (ав-ав, мяу-мяу, му-му, ко-ко), показывает соответствующие картинки после многократных повторений и образца действий.Задание 3. Дифференцировать в речи пары слогов оппозиционными звуками не может (па-ба - па-па, мя-ма - ма-ма, ба-на - на-на, ка-га - ка).Задание 4. Ребенок дифференцирует на слух звуки в словах, показывает на картинке (мышка, мишка).Обследование умения использовать невербальные средства общенияЗадание 1. Настя может поздороваться с педагогом, игрушкой, проявляет инициативу. Задание 2. Ребенок понимает жесты, которые показывает педагог, правильно выбирает необходимый предмет.Задание 3. Настя может копировать жесты и мимику педагога, способна к подражанию, показывает хорошо знакомые действия (пить, есть, спать, причесываться, мыть руки, чистить зубы).Задание 4. Способность изображать, играть роль, не сформирована (полетай как птичка, иди как мишка).Задание 5. При заучивании и «рассказывании» с помощью жестов коротких стихов, девочка воспроизводила за педагогом движения, но слова не повторяла.ПРИЛОЖЕНИЕ 6Результаты корреляционного анализа (U-критерий Манна-Уитни)Состояние импрессивной стороны речи у дошкольников№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 2116 5 20 8 213 1 16 5 314 2 16 5 415 3 18 7 522 9.5 22 9.5 Суммы: 20.5 34.5Результат: UЭмп = 5.5Состояние экспрессивной стороны речи у дошкольников№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 2115 9.5 15 9.5 25 1.5 5 1.5 39 4.5 10 6 47 3 9 4.5 512 7.5 12 7.5 Суммы: 26 29Результат: UЭмп = 11Обследование развития невербальных средств общения у дошкольников№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 2110 5.5 11 7.5 212 9 13 10 36 1.5 8 3.5 46 1.5 8 3.5 510 5.5 11 7.5 Суммы: 23 32Результат: UЭмп = 8Методика И. Н. Ананьевой№Выборка 1Ранг 1Выборка 2Ранг 2141 7 46 10 230 3 34 4.5 329 2 34 4.5 428 1 35 6 544 8 45 9 Суммы: 21 34Результат: UЭмп = 6
2. Альтернативная и дополнительная коммуникация [Текст] ; под ред. В. Рыскиной. – СПб. : Союз, – 2016. – 288 с.
3. Ананьева, И. Н. Средства альтернативной коммуникации в системе работы логопеда с неговорящими дошкольниками [Текст] : методическое пособие / И. Н. Ананьева. – Самара : Книга, 2013. – 64 с.
4. Ананьева, И. Н. Говорящие картинки [Текст] : комплект дидактических материалов по формированию навыков применения средств альтернативной коммуникации (пиктограмм) у неговорящих детей дошкольного возраста / И. Н. Ананьева. – Самара : Книга, 2014. – 20 с.
5. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Агуне // Дефектология. – 1987. – №4. – С. 76-81.
6. Баряева, Л. Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами [Текст] : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2008. – 31 с.
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль : Академия развития, 1998 . – 132 с.8.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – М. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. – 144 с.
9. Гаврилушкина, О. П. Проблемы коммуникативного поведения детей [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1. – С.19-25.
10. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей [Текст] : кн.для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М. : «Просвещение», 1985. – 72 с.11.
11. Гайдукевич, С. Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст] : учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич, М. Вентланд, Т. В. Горудко ; под ред. С. Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2009. – 276 с.
12. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] : учеб. метод. пособие / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 66 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2011. – 320 с.
14. Жукова, Н. С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2007. – 110 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
16. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи [Текст] / О. В. Закревская. – М. : ГНОМ, 2009. – 22 с.
17. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х. С. Замский. – М. : НПО Образование, 1995. – 400 с.
18. Запорожец, А. В. Развитие общения у детей [Текст] / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.
19. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
20. Кириллова, Е. В. Учусь слушать и воспринимать. Советы логопеда [Текст] / Е. В. Кириллова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2010. – № 1. – С. 12 – 18.
21. Кириллова, Е. В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми [Текст] : учеб. метод. пособие / Е. В. Кириллова. – СПб. : Союз, 2011. – 64 с.
22. Кириллова, Е. В. Учусь познавать, говорить, жить. Советы логопеда [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2009. – № 4. – С. 34-45.
23. Кириллова, Е. В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 2 (9). – С. 26-32.
24. Коненкова, И. Д. Обследование речи детей с задержкой психического развития [Текст] : метод. пособие / И. Д. Коненкова. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
25. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов. С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова ; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 1999. – 144 с.
26. Лёб, Р. Лёб система: система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми [Текст] / Р. Лёб ; под ред. А. Ягелло, Л. Божко. – Минск : Открытые двери, 1997. – 32 с.
27. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать! [Текст] : опыт работы по обуч. детей с наруш. / Э. И. Леонград, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М. : Теревинф, 2008. – 144 с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
29. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов деф. фак-та. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 615 с.
30. Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / М. И. Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. – 128 с.
31. Макатон. Основной словарь. Символы [Текст] : метод. пособие / под ред. Т. А. Бондарь. – М.: РБОО Центр лечебной педагогики, 2014. – 72 с.
32. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
33. Матвеева, О. В. Альтернативная коммуникация [Текст] : из практики работы / О. В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 42-47.
34. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст] : программ. метод. мат-лы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
35. Петрова, Д. Г. Невербальные средства общения [Текст] / Д. Г. Петрова, М. А. Поваляева, О. А. Рутер – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 60 с.
36. Пирогова, Г. Н. Хочу говорить. Гласные звуки [Текст] : уч. метод. пособие / Г. Н. Пирогова ; под ред. Е.Ю. Головинской. – М. : ТИД Русское слово, 2009. – 64 с.
37. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
38. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] / Н. Я. Семаго // Дефектология. – 2000. – № 1 – С. 66-75.
39. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000 . – 160 с.
40. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. – М. : Просвещение, 2009. – 164 с.
41. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. Течнер, Х. Мартинсен. – М. : Теревинф, 2014. – 432 с.
42. Тищенко, Т. Н. Учим говорить особенного ребёнка [Текст] / Т. Н. Тищенко. – М. : Регламент, 2009. – 84 с.
43. Фрост, Л., Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks) [Текст] / Л. Фрост, Э. Бонди // Альтернативная коммуникация : метод. сборник / сост. Е. А. Штягинова. – М. : Теревинф, 2011. – 373 с.
44. Хаустов, А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] : учеб. метод. пособие / А. В. Хаустов. – М. : ЦПМССДиП, 2010. – 87 с.
45. Худенко, Е. Д. Как организовать общение с неговорящим ребенком [Текст] : метод. пособие / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина, Е. В. Кириллова. – М. : Теревинф, 2007. – 142 с.
46. Царёв, А. М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ [Текст] / А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 12 -19.
47. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : метод. Пособие, 4- е изд., доп. / Г. В. Чиркина ; под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2010. – 239 с.
48. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] : пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Союз, 2004. – 336 с.
49. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.
50. Штягинова, Е. А. Альтернативная коммуникация [Текст] : метод. сборник / Е. А. Штягинова. – Новосибирск : Общество ДАУН СИНДРОМ, 2012. – 31 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Воронеж НПО МОДЭК, 2001. – 417 с.
Вопрос-ответ:
Какие исследования были проведены в области развития коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?
В данной главе статьи приведена историография изучения вопросов развития коммуникации у таких детей.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями психического развития?
Особенности развития коммуникативных навыков у таких детей описаны в данной главе статьи.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития коммуникативных навыков у детей?
В данной главе статьи приведены психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков у детей.
Почему важно развивать альтернативную коммуникацию у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?
Развитие альтернативной коммуникации имеет важное значение для образовательного процесса у детей с такими нарушениями развития. Подробности приведены во второй главе статьи.
Какие препятствия могут возникать при развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями психического развития?
Препятствия, возникающие при развитии коммуникативных навыков у таких детей, обсуждаются в данной главе статьи.
Какие нарушения развития могут иметь дети, требующие альтернативной коммуникации?
Дети, требующие альтернативной коммуникации, могут иметь такие нарушения развития, как аутизм, церебральный паралич, ДЦП, Синдром Дауна и другие.
Что такое альтернативная коммуникация?
Альтернативная коммуникация - это специальные методы и средства, которые помогают людям с ограниченными возможностями физической или умственной деятельности выражать свои мысли, чувства и потребности.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями развития?
Основы развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями развития включают индивидуализацию методов обучения, активное использование наглядности, создание специальной обстановки для коммуникации, применение компьютерных и технических средств, а также работу с родителями и семьей.
Какие методы и средства альтернативной коммуникации широко используются при работе с детьми?
При работе с детьми, требующими альтернативной коммуникации, часто используются такие методы и средства, как карты с символами, пиктограммы, жесты, речевые компьютеры, коммуникаторы, а также специальные программы для связывания пиктограмм со звуком.