Комплексный подход по устранению дизартрии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.11.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по устранению дизартрии
1.1.Комплексный подход как один из основных признаков логопедии
1.2.Причины и механизмы дизартрии
1.3.Речевая и неречевая симптоматика при дизартрии
Глава 2. Направленная коррекционная работа при дизартрии
2.1.Медико-психологическое воздействие
2.2.Педагогическое воздействие
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

б) Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук
Направления работы:
- развитие переключаемости движений пальцев рук;
- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
- формирование пространственной организации движений пальцев рук.
в) Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений
Направления работы:
- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
- совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);
- выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);
- совершенствование пространственной организации движений и действий.
3) Создание фонетико-фонематической базы.
а) Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза, исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра.
б) Фонематическая база – способность к воспроизведению сочетаний гласных звуков, слоговых сочетаний с оппозиционными звуками, слов, близких по звуковому составу. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков [2].
II. Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
2. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов) [7].
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.
Е.Ф. Архипова выделяет следующие направления работы:
- идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);
- воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;
- произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами) [2].
На лого- и музыкально-ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателем решает ряд задач как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Для их решения музыкальный руководитель отбирает материал соответственно возрасту и психическому развитию лице речевыми расстройствами.
В дошкольных учреждениях отбор материала соответствует требованиям программы воспитания детей, в школьных — школьной программы по русскому языку, литературе, в работе с взрослыми — их образовательным и интеллектуальным цензам. Музыкально-ритмические занятия решают эстетические задачи, особенно в процессе использования самостоятельной музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности, в процессе театрализованных игр и постановок. Воспитательные задачи музыкально-ритмического занятия подчинены общим задачам воспитания данного учреждения: речевой группы детского сада, детского дома, логопедического пункта, стационара, санатория, больницы. Коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего речевого и неречевых расстройств, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций (внимания, памяти, мышления).
Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель осуществляют контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т.д., так как у детей с нарушениями речи могут встречаться паретичность мышц, нарушения осанки и координации движений. Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении: систематически проводит занятия, используя разнообразные формы; занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень; консультируется с логопедом, лечащим врачом, методистом по лечебной физкультуре, массажистом, обсуждая коррекционную направленность занятий, среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и образования. В «Уголке для родителей», наряду с логопедическими сведениями, помещаются материалы по музыкально-ритмическому воспитанию; список рекомендованных инструментальных произведений, методические статьи по вопросам обучения детей игре на детских музыкальных инструментах; как самостоятельно работать дома над укреплением голоса, певческих навыков и т.п. Содержание стенда меняется примерно через 1,5 месяца. Большое значение в речевых детских учреждениях имеют общие и групповые родительские собрания, включающие вопросы лого-музыкально-ритмического и эстетического развития детей. В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров важную роль в эстетическом воспитании играют подготовка и проведение тематических и заключительных концертов.
Структура музыкально-ритмического занятия должна обеспечить необходимую преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала, программных навыков, умений. Она обусловлена возрастом занимающихся, видом речевой патологии, этапом логопедической работы и варьируется в зависимости от указанного. Можно начать занятие вводными упражнениями, а можно с пения или слушания музыки, или с исполнения новой песни, или пьесы для движения и т.д. Занятия с детьми носят более свободный, непринужденный характер, так как они строятся на основе музыкально-игровой, изобразительной и художественно-речевой деятельности [5].
Таким образом, определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы по устранению речевых и неречевых нарушений у детей с дизартрией.
Заключение
Таким образом, дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. При дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. Дизартрия проявляется и неречевыми симптомами: двигательные нарушения, дискоординантные расстройства, несформированность чувства ритма и т.д.
Проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова на сегодняшний день остается одной из самых актуальных в логопедической теории и практике. Разработкой теоретического аспекта данной проблемы занимались многие исследователи. Ими были выявлены следующие особенности нарушения:
Искажения звукослоговой структуры слова представляют собой один из симптомов сложного комплекса фонетико-фонематических нарушений при дизартрии.
Нарушения слоговой структуры проявляются как в нарушении количества и последовательности слогов в слове, так и в нарушении отдельного слога, особенно со стечением согласных.
Искажения звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией разнообразны. Характер нарушения звукослоговой структуры слова определяется различными факторами. Ведущими факторами, приводящими к нарушениям звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией, являются мышечная и иннервационная недостаточность органов артикуляции, трудность дифференциации артикуляторных укладов звуков, дисфункция артикуляторной программы.
Ввиду специфических артикуляторных затруднений распространенными являются ошибки, затрагивающие звуковой состав слова и проявляющиеся на фоне более сохранного слогового его контура. Основная трудность воспроизведения слогового контура заключается не в трудности слияния ряда слогов в один последовательный ряд, а в слиянии разных слогов в ряду.
В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Данный подход заключается в координированной работе медицинских работников, психологов, логопедов, инструкторов ЛФК, воспитателей, которая направлена на преодоление различных речевых и неречевых нарушений у детей с различными патологиями речи.
Преодоление выявленного речедвигательного нарушения во многом зависит от правильности, точности и времени его установления. Логопедическое воздействие требует контроля за динамикой речевого развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционной программы.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: лекарственные средства, физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции, общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма, лечение сопутствующих заболеваний, логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Список литературы
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997. – 194с.
Блыскина И.В. Логопедический массаж: Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. – Спб.: Детсво-пресс, 2008. – 112с.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика.- М.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2. – 220с.
Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с.
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2005. – 278с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 48с.
Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 450с.
Литвак Л. Б. Локально-диагностические особенности дизартрии и дисфонии в неврологической клинике. // В сб.: "Вопросы патологии речи", т. 81. Харьков, 1959. – 59-71с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994. – 92с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический проект, 2000. – 504с.
Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Гриншпун Б.М. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969. – 266с.
Маргулис М.С. Основы патогенеза, общей патоморфологии и опыт классификации нейроинфекций. М., 1935. – 234с.
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии.//Очерки по патологии речи и голоса. - М. - 1963. - №2. – 34-48с.
Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. // Ученые записки Моск. гос. педагог. ин-та им.В.И.Ленина,1964,вып.219. – с.23-28
Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематичекого анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы коррекционных мероприятий при дислалии и дизартрии / Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973. - 124с.
Правдина О.В. Дизартрия. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 157с.
Соботович Е.Ф., Чернополъская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005. – 397с.
Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223с.








28

Список литературы
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
2.Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
3.Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
4.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997. – 194с.
5.Блыскина И.В. Логопедический массаж: Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. – Спб.: Детсво-пресс, 2008. – 112с.
6.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика.- М.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2. – 220с.
7.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с.
8.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2005. – 278с.
9.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
10.Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 48с.
11.Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 450с.
12.Литвак Л. Б. Локально-диагностические особенности дизартрии и дисфонии в неврологической клинике. // В сб.: "Вопросы патологии речи", т. 81. Харьков, 1959. – 59-71с.
13.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
14.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994. – 92с.
15.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический проект, 2000. – 504с.
16.Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Гриншпун Б.М. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969. – 266с.
17.Маргулис М.С. Основы патогенеза, общей патоморфологии и опыт классификации нейроинфекций. М., 1935. – 234с.
18.Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии.//Очерки по патологии речи и голоса. - М. - 1963. - №2. – 34-48с.
19.Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
20.Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. // Ученые записки Моск. гос. педагог. ин-та им.В.И.Ленина,1964,вып.219. – с.23-28
21.Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематичекого анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы коррекционных мероприятий при дислалии и дизартрии / Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М., 1973. - 124с.
22.Правдина О.В. Дизартрия. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
23.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 157с.
24.Соботович Е.Ф., Чернополъская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560с
25.Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005. – 397с.
26.Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223с.

Вопрос-ответ:

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это нарушение артикуляции и произношения речи, вызванное нарушением функций моторных и артикуляционных органов.

В чем заключается комплексный подход по устранению дизартрии?

Комплексный подход включает в себя медико-психологическое воздействие и педагогическую коррекционную работу, направленную на улучшение речевой и неречевой симптоматики.

Какие причины и механизмы лежат в основе развития дизартрии?

Дизартрия может быть вызвана различными факторами, такими как поражения центральной нервной системы, нарушение моторных функций, аномалии артикуляционных органов и т.д. Механизмы развития дизартрии связаны с нарушением передачи нервных импульсов в моторных нейронах, что приводит к нарушению контроля над движениями речевых органов.

Какая симптоматика характерна для дизартрии?

Дизартрия проявляется различными речевыми и неречевыми симптомами. Речевая симптоматика включает замедленную и нечеткую артикуляцию, слабость в мышцах речевых органов, нарушение интонации и ритма речи. Неречевая симптоматика может включать нарушение координации движений, слабую силу и точность в движениях рук и лица.

Как проводится направленная коррекционная работа при дизартрии?

Направленная коррекционная работа включает медико-психологическое воздействие, направленное на улучшение физического и эмоционального состояния ребенка, а также педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование речевых навыков через специальные упражнения, игры и тренировки.

Какие основные признаки логопедии?

Один из основных признаков логопедии это комплексный подход по устранению дизартрии, который включает в себя медико-психологическое воздействие и педагогическое воздействие.

Какие причины и механизмы возникновения дизартрии?

Причинами дизартрии могут быть нарушения нервной системы, мышц, органов речи, нарушения слуха. Механизмы возникновения дизартрии связаны с неправильной координацией движений органов речи, сложностями в формировании звуков и нарушениями речевой моторики.

Как проявляется симптоматика при дизартрии?

Симптомы дизартрии могут быть как речевыми, так и неречевыми. Речевая симптоматика включает в себя неправильное произношение звуков, затруднения в артикуляции слов и нарушения ритма речи. Неречевая симптоматика может проявляться через снижение мимики, жестов, нарушения координации движений.

Какие методы коррекции используются при дизартрии?

При коррекции дизартрии применяются медико-психологическое воздействие и педагогическое воздействие. Медико-психологическое воздействие включает в себя лечение физических и психических нарушений, а педагогическое воздействие направлено на развитие и совершенствование речи и речевой моторики.

Какими методами можно улучшить координацию движений пальцев рук?

Для улучшения координации движений пальцев рук можно использовать различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений. Например, можно выполнять упражнения с использованием различных предметов, играть на музыкальных инструментах, заниматься рисованием или лепкой.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это речевое нарушение, которое связано с нарушениями артикуляции звуков, ритма, темпа речи и интонации. Речь людей с дизартрией может быть нечеткой, неясной или монотонной.