«Лепка как средство развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста».
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 18.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты лепки как средства развития мелкой моторики детей с нарушением зрения. 5
1.1.Понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков и значение для развития ребенка 5
1.2.Причины нарушения мелкой моторики у детей 15
1.3.Сущность и значение лепки в развитии мелкой моторики 18
Глава 2. Экспериментальное исследование использования лепки как средства развития мелкой моторики детей с нарушеним зрения 24
2.1. Организация экспериментального исследования использования лепки как средства развития мелкой моторики детей с нарушением зрения 24
2.2. Программа лепки как средства развития мелкой моторики детей раннего возраста 25
2.3. Анализ и интерпритация результатов исследования 29
Заключение 34
Список литературы 35
Цель программы:Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через лепку из пластилина и теста.Формирование речевой активности. Задачи:Образовательные:Учить детей умениям и навыкам лепки из пластилина и теста, экспериментировать с разным природным и бросовым материалом.Учить расписывать вылепленные из соленого теста игрушки.Учить детей умению связно говорить.Развивающие:Развивать воображение, образное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.Обучать различным видам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.Развивать память, речь.Воспитывающие:Воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение).Воспитывать эстетический вкус.Воспитывать у детей любовь к произведениям устного народного творчества и народно-прикладному искусству.Реабилитационные:Снизить у детей эмоциональное и психическое напряжение.Снять дезадаптивные проявления (страх, агрессию, самоизоляцию).Повысить уровень самооценки детей.Основные принципы работы:Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми.Принцип научности (направлен на познавательную активность при обыгрывании игровых сюжетов).Принцип ненасилия.Принцип учета индивидуальных особенностей.Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.Принцип сотрудничества.Условия реализации программы:Наличие необходимого оборудования, предназначенного для занятия лепкой дощечки, стеки, пластилин, салфетки, картон, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, кисточки, природный и бросовый материал. Демонстрационный материал, иллюстрации картин, сюжетные картинки, подбор художественной литературы, картотека игр и упражнений.Наличие места для оборудования.Наличие места для детских работ.Методы и приемы:Работа с группой детей.Индивидуальная работа с детьми.Оценка своей работы.Развитие конструкторских способностей.Приемы активизации умственной активности детей:Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.Выполнение нетрадиционных заданий.Приемы обучения детей:Показ или демонстрация способа действия с объяснением.Использование дидактических средств.Использование инструкций для выполнения задания.Пояснение, разъяснение.Вопросы к детям.Формы работы:I (по количеству детей): фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.II (по времени): для детей старшего дошкольного возраста – 4 раза в месяц; один раз в неделю; во второй половине дня; продолжительность занятия 25 – 35 минут.Виды лепки:По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.Ожидаемый результат – развитие речи, развитие мелкой моторики рук.В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой по смыслу.В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения.В декоративной лепке дети создают декоративные изделия: вазы, тарелки.В комплексной лепке дети, для решения поставленной художественной задачи, комбинируют разные способы лепки.Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и тестом, формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.Приемы лепки:Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца руки.«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательными пальцами руки.Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.Раскатывание - формирование из куска пластилина « колбасок» путем раскатывания его движениями вперед — назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.Разрезание - деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия. Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.Использование различных приспособлений - для придания особенностей поверхности изделия тех или иных образов (перышки, крылья, шерсть, волнистые линии, надрезы или разрезы) с помощью мелких бытовых предметов.Дополнение образа элементами из разных материалов — для комбинированных поделок (бисер, пуговицы, спички, зубочистки, перья, скорлупа орехов и д.р.).Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Для удобства использования в практической работе в приложении приводятся конспекты занятий с примерным текстом бесед взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки.Для проведения занятия необходимо организовать место для работы: поставить столы там, где нет коврового покрытия, при использовании мелкого бросового материала необходимо пристально наблюдать за работой детей и находиться рядом, после занятия убрать пластилин, бросовый и природный материал в недоступное для детей место.2.3. Анализ и интерпритация результатов исследованияПредставим результаты, полученные на первом этапе исследования.Таблица 1Результаты развития мелкой моторики 1 задание2 задание3 задание10112112312140005110600171108111922110010Ср.зн0,710,7Рис.1. Развитие мелкой моторики у детейМожно отметить, что по всем методикам получены низкие и средние значения, только 50 % детей демонстрирует относительно высокий уровень развития мелкой моторики. В основном дети затрудняются выполнять движения самостоятельно, движения детей либо слишком быстрые, либо слишком замедленные. На формирующем этапе исследования с детьми были проведены занятия направленные на формирование мелкой моторики. Далее было проведено повторное исследование детей. Представим результаты, полученные на третьем этапе исследования Таблица 2Результаты развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы на третьем этапе исследования1 задание2 задание3 задание12122212312242115222612272218212912210111Ср.зн1,61,51,7Рис.2. Развитие мелкой моторики у детей на третьем этапе исследованияИтак, по всем методикам получены высокие и средние значения. Дети выполняют задания самостоятельно, движения ритмичные.графо-моторные навыки также развиты хорошо.Теперь с помощью T-критерия Стьюдента проверим полученные результаты. Таблица 3Сводный протокол развития мелкой моторики ДоПослеT-Стьюдентар1 задание0,71,62,40,052 задание11,53,30,013 задание0,71,73,20,01Рис.3. Развитие мелкой моторики на первом и третьем этапе исследованияПолученные значения находятся в зоне значимости, что говорит о том, что существует достоверная разница в результатах исследования.Таким образом, стоит отметить, что после проведенных занятий для детей с нарушением зрения стали характерны развитые навыки мелкой моторики и графо-моторных навыков.Можно отметить, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза- подтверждена.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования, было выяснено, что мелкая моторика может рассматриваться как способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зренияимеет значение для всей их когнитивной сферы и речи, для развития зрительно-моторной координации движений рук, для выполнения ими множества предметных действий, а также орудийных действий. Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зренияпроисходит последовательно, постепенно, через первоначальное научение дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Два основных фактора определяют развитие моторики – созревание и научение, но в дошкольном возрасте не всегда ясно, что является первостепенным – созревание или научение. Проведенное исследование было направлено на проверку эффективности предложенной системы лепкидля развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.Содержание комплекса лепки для дошкольников, по заключению экспертов и по результатам проведенного диагностического исследования, позволяет развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки. Таким образом, выдвинута гипотеза была подтверждена, цель задачи работы были реализованы.Список литературыБолотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - № 3. – С.26-32Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб.пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.. -- Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19с.Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВЛАДОС, 1991. - 217с.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) Л. И. Солнцева. – М. : Классике Стиль, 2006. – 256 с.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с. Феоктистова В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения - С.-Пб.: Питер, 2016. – С. 32Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с. Янушко Е.А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.
1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
10. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - № 3. – С.26-32
13. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
14. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
15. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с.
16. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
17. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с.
18. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с.
19. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
20. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
21. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
22. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
23. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с.
24. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
25. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
26. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с.
27. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
28. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. . -- Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19с.
29. Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
30. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
31. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с.
32. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВЛАДОС, 1991. - 217с.
33. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
34. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
35. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
36. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
37. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) Л. И. Солнцева. – М. : Классике Стиль, 2006. – 256 с.
38. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
39. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
40. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
41. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.
42. Феоктистова В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения - С.-Пб.: Питер, 2016. – С. 32
43. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
44. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
45. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с.
46. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
47. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с.
48. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
49. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
50. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.
Вопрос-ответ:
Что такое мелкая моторика и графо-моторные навыки?
Мелкая моторика - это умение координировать движения мелких мышц рук, пальцев и запястья. Графо-моторные навыки - это способность контролировать движения руки и пальцев для выполнения письменных задач, таких как рисование и письмо.
Какие могут быть причины нарушения мелкой моторики у детей?
Причины нарушения мелкой моторики у детей могут быть различными, включая генетические факторы, раннюю недоношенность, травмы головы, неврологические и метаболические заболевания. Также факторы окружающей среды, недостаток моторного опыта и отсутствие стимуляции могут оказывать влияние на развитие мелкой моторики.
В чем заключается сущность и значение лепки в развитии мелкой моторики у детей с нарушениями зрения?
Лепка является эффективным средством развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения. Она позволяет развивать координацию движений рук и пальцев, тактильные ощущения, понимание пространства и формы. Лепка способствует развитию тактильной и кинестетической чувствительности, что важно для общего развития ребенка с нарушениями зрения.
Какие результаты показало экспериментальное исследование использования лепки в развитии мелкой моторики детей с нарушением зрения?
Экспериментальное исследование показало, что использование лепки в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет положительный эффект. Дети показали улучшение координации движений рук и пальцев, развитие кинестетической и тактильной чувствительности, улучшение понимания пространства и формы. Они также проявили повышенный интерес к лепке и улучшение своего самочувствия и настроения.
Какие причины могут способствовать нарушению мелкой моторики у детей с нарушением зрения?
У детей с нарушением зрения нарушение мелкой моторики может быть вызвано факторами, такими как ограниченные возможности освоения мелких движений из-за ограничений в восприятии пространства и формы, ограниченные возможности чтения и написания, отсутствие адекватной стимуляции и тренировки мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это умение контролировать движения мелких мышц рук и пальцев. Она включает в себя такие навыки, как умение держать карандаш, вырезать по линии, творчески лепить и многое другое.
Какие причины могут привести к нарушению мелкой моторики у детей?
Нарушение мелкой моторики у детей может быть вызвано разными факторами, включая генетические нарушения, недостаток физической активности, недостаток тренировки моторики, а также психологические и эмоциональные проблемы.
В чем сущность и значение лепки в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения?
Лепка является эффективным средством развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Она помогает развивать чувство тактильной чувствительности, координацию движений, а также творческое мышление. Кроме того, лепка способствует развитию общей моторики и психомоторных навыков у детей.
Какие результаты показало экспериментальное исследование использования лепки как средства развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения?
Экспериментальное исследование показало, что использование лепки как средства развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения привело к значительному улучшению их моторных навыков. Дети стали более ловкими, у них улучшилась координация движений, а также развилось творческое мышление.