СМИ как институт гражданского общества

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.05.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие гражданского общества. СМИ как социальный институт 4
Глава 2. Роль СМИ в формировании гражданского общества в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29



Фрагмент для ознакомления

В то же время руководство медиахолдинга придерживается принципа минимального вмешательства в редакционную деятельность, здесь отсутствуют унификация и общее лекало к газетам. Вместе с тем следует отметить, что, как и любая реорганизация, создание медиахолдинга влечет за собой реорганизацию в самом коллективе. Изначально журналисты оказываются не в состоянии включиться в работу в новых условиях.Корреспонденты сталкиваются с ситуацией, когда им не совсем понятно, какие обязанности они будут выполнять в штате новой организации. Все это связано с переходом к конвергентной модели редакции, когда главенствующая роль координатора, собирающего и распределяющего темы, новости, информацию, выполняется не редактором газеты, а руководителем холдинга. Очевидно, что мономедийная среда, в которой на протяжении долгого периода времени приходилось существовать и развиваться традиционным СМИ, стала достоянием прошлого, а на смену ей пришла среда мультимедийная. С позиции исследователей текстов СМИ важнейшее следствие процесса конвергенции заключается в том, что меняется характер информационного продукта. Происходит интеграция текстовых, графических, звуковых и видеоиллюстраций в структуру единого информационного продукта, создание новой информационной среды, которую принято обозначать термином «мультимедиа». В этой связи следует говорить об универсализации репортеров на местах, которые в новых информационных условиях должны уметь собирать информацию для всех видов СМИ: осуществлять запись комментариев на аудио- и видеоносителях, заниматься подготовкой и оптимизацией материалов для Интернет-СМИ, а также печатных изданий. То есть журналисты должны работать над расширением спектра своей профессиональной деятельности: сегодня репортер готовит содержание для Интернета, завтра – пишет телетексты, послезавтра – материал для основного СМИ. Это есть реальное освоение мультимедийности, формирование типа «универсального» журналиста, способного к работе в любом СМИ.Таким образом, журналистам стало необходимым стать экспертами в области слова и уметь писать тексты для всех типов конвергентных СМИ. Мультимедийный журналист должен не только уметь думать и писать, но и легко пользоваться технологиями. Мультимедийность СМИ требует от журналистов широкого спектра навыков: умения не только создавать текст, но и обрабатывать его на компьютере, фотографировать на цифровую камеру для иллюстрирования текста фотографиями, редактировать изображение, собирать материал по Интернету, размещать его в Сети и др. Глава 2. Роль СМИ в формировании гражданского общества в России Во времена СССР политическая элита пыталась многое внушить с помощью СМИ. Они, таким образом, пытались решить ряд задач по превращению обычного человека в объект манипулирования, с целью полностью трансформировать его сознание и, таким образом, управлять всем советским обществом так, как выгодно самим политикам.СМИ тогда выполняли пропагандистко – идеологическую функцию, навязывая неподготовленному человеку, свою идеологию. Дело в том, что политическая элита пользовалась доверием общества. Сам человек не мог критически подходить к тому, что давали СМИ. Возможно это вызвано тем, что большинству общества просто не хотелось осмысливать преподносимую информацию. Возможно, было проще и удобнее поверить в позитивную картину будущего, которую транслировали СМИ, довериться образу сильного и харизматического политика, чем познать далеко не обнадеживающую картину и неустойчивость происходящего. В перестроечное время после распада СССР СМИ уже не находились под жестким контролем государства и могли, таким образом, осветить для населения, многие скрывавшиеся ранее и практически недоступные никому темы. Так, общество смогло узнать не только происходящие в России события, но и события зарубежом. Ранее находившиеся под запретом элементы отечественного и мирового кинематографа, музыки, передач теперь могли смотреть сотни и тысячи людей со всех окраин России. СМИ стали средством развлечения. Однако, и тогда прослеживался негативный характер СМИ. Поскольку именно тогда в криминальные 90-е стали культивироваться сцены насилия, жестокости, бандитизма и т. д. И это отрицательно сказывалось на подрастающем поколении. В сознании многих подростков отпечатались образы многих героев мульт – и кинофильмов, которые скрывались за маской положительного героя, хотя на самом деле несли за собой антигуманные наклонности. Нельзя было не заметить как многие пытылись копировать поведение и говорить фразами многих телегероев. Во многих передачах стала доступной публичная жизнь различных знаменитостей. И, многие, конечно пытались поставить себя на их место. В то время наибольшим спросом у зрителей пользовались развлекательные передачи, предметом показа которых были насущные житейские темы, касающиеся семейных, соседских и др. отношении. Таким образом, воспроизводя реальность, которая была ближе и народу, СМИ пытались отвлечь человека от решении собственных проблем. С переходом к 21 веку СМИ в России стали наиважнейшим средством передачи информации. С приходом интернета население России могло узнать практически любую необходимую информацию. Теперь рядовому человеку можно было без помощи телевизора или радио узнать, что происходит в мировом пространстве буквально за доли секунды. Известно, что интернет самый большой источник нецензурной информации. А любопытному человеку, как известно, хочется все узнать, поэтому он не в состоянии фильтровать информацию. Не умеет и не хочет выражать свою гражданскую позицию. Интернет несет за собой такой поток политической информации, за которой не несет ни одно из других средств массовой информации. Поэтому большинство Российского населения оказалось практически зависимо от интернета, где выражены разнообразные политические мнения. Человек оказался запутанным в политических вопросах, не знает где правда. Человек перестал иметь возможность заниматься активной общественно-политической жизнью страны. Сознание современного человека хоть и может схватывать внушительные объемы политической и общественной информации, но оказалось неспособно анализировать ее, домысливать и интерпретировать правильно. А все потому, что человек оказался практически окружен различными СМИ. И все это делается с той целью, чтобы зомбировать человеческое сознание, сделать его пассивным в политической жизни страны. Так как человек, оказавшись наедине с собой и размышляя, мог бы оказаться в ужасе от подлинной реальности. А это ведет к невозможности управлять большинством населения.образ современного человека представляет собой некий элемент, который только потребляет и потребляет то, что дают современные СМИ, не способный на адекватное осмысление и оценку происходящего, не желающий интеллектуальной и мыслительной деятельности. Ведь невысока потребность той информации, которая дает возможность для размышления и обсуждения темы, возможности самостоятельно обдумывать ее. Итак, Российские СМИ, начиная с распада СССР и до настоящего времени, контролируются не государством, а частными собственниками. Это приводит к коммерциализации информации, а соответственно и к ее искажению. СМИ незамедлительно отвечают требованиям и желаниям общества и, таким образом, становятся чуть ли не одним самым важным средством власти.Тем не менее, нельзя отрицать, что немалое влияние на политическую активность граждан СМИ все таки оказывают. Немалая роль в этом процессе отводится телевидению. Считается, что оно способно передавать не только актуальную политическую информацию, но и навязывать большей части населения страны политические ценности и установки. При этом Д.В. Бычковым было фактически установлено, что доверие граждан к данному источнику информации практически лишено из-за субъективности политических оценок и мнений. Несмотря на это, СМИ влияют на определение политических предпочтений граждан, а также способны манипулировать политическим сознанием и поведением.СМИ, транслируя политическую информацию, могут давать собственную оценку через различные комментарии. Так, у граждан складывается общее представление о властных структурах и политических институтах. Помимо этого, СМИ способны выполнять функцию контроля и критики, а также интеграции общественных интересов и взглядов.Стоит отметить, что в современной России существует тенденция обращения многих граждан России не к традиционным СМИ, а к сети интернет. В связи с этим, А.А. Васецкий и А.А. Малькевич считают, что интернет усиливает тенденции, связанные с фрагментацией общей политической культуры, возрастания индивидуализма, снижающих уровень традиционного политического участия.Итак, следует сказать об огромной социально-культурной роли средств массовой информации и коммуникации в жизни современного общества в век тотальной цивилизации. Как показало исследование, средства массовой информации и коммуникации принимают активное участие в процессе формирования информационного общества. И эта задача весьма важна и актуальна сейчас. Информация сегодня выступает в качестве ценнейшего ресурса, а СМИ и СМК дают возможность удовлетворения потребности человека в информации. СМИ в век глобализации играют важную роль в процессе культурной глобализации, влияя на специфику процесса утраты культурной идентичности и они занимаются пропагандой, трансляцией определенных культурных и политичкских ценностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, нами были изучены все положительные и отрицательные стороны СМИ как социального института и как средства формирования гражданского общества. Мы рассмотрели каким образом СМИ влияют на общественное сознание, изучили состояние СМИ в РФ, его положение.Выяснилось, что на сегодняшний день Российские СМИ не совсем полно отражают реальность и, в условиях нынешнего положения России, не освещают происходящие события с привлечением различных мнений. Дело в том, что в основном гражданину РФ предлагается информация более развлекательного нежели аналитического характера. И ему не удается в полной мере проанализировать потребляемую информацию, быть осведомленным о реальных событиях в стране, а это не обеспечивает формирование гражданственности у населения. Тем не менее, на фоне сегодняшних событий нельзя не заметить подъем патриотизма у российских граждан.Несмотря на некоторые специфические особенности СМИ в России, в российском обществе наблюдается положительный сдвиг, который выражен тем, что некоторая часть российского населения стала более активно выражать свою гражданскую позицию. Сегодня, необходимо, чтобы российские СМИ стали полностью надежным источником информации, т. е. давали ли бы такую информацию, которая может способствовать эффективному становлению гражданственности. Тогда у население РФ появится возможность проанализировать проблемную ситуацию, выразить свое политическое и гражданское мнение по какому либо проблемному общественно-политическому поводу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВайсфельд И.В. Формирование общественно-политического мнения в стране, коммуникативные аспекты современныхмедиаплатформ.//Медиаскоп. - № 1. - 2012. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1034Дубровская О. Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной информационной политики : материалы науч.-практ. конф. / [под общ. ред. канд. филол. наук, доц. С.В. Дубовика]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – с. 59-63.Зелинский С. Анализ массовых манипуляций в России. — СПб.:Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008.— 280 с.Малькевич А.А. Политическая социализация: основные теоретические подходы / А.А. Малькевич // Общество. Среда. Развитие. – Спб., 2010. - №2. - С.83-87. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2009. – 784 с. Рукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2. Савинова, О.Н. Социальный и корпоративный векторы развития современной прессы./Медиаскоп. № 4, 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://www.mediascope.ru/node/910 10/12/2012] Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании нового поколения в современной России / Т.Н. Самсонова // Личность. Культура. Общество. - Т. 14, №71-72. - С. 144-151.Сергеев, Е.Ю. Средства массовой информации в условиях глобализации.//TerraHumana. № 1, 2009.Теория государства и права. Курс лекций./Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.// ww.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htmФомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе. / Энциклопедический словарь. / Под общ.ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики.//Медиаскоп. - № 4. - 2014. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1654Ширяева А. А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011, № 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайсфельд И.В. Формирование общественно-политического мнения в стране, коммуникативные аспекты современных медиаплатформ.//Медиаскоп. - № 1. - 2012. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1034
2. Дубровская О. Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной информационной политики : материалы науч.-практ. конф. / [под общ. ред. канд. филол. наук, доц. С.В. Дубовика]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – с. 59-63.
3. Зелинский С. Анализ массовых манипуляций в России. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008.— 280 с.
4. Малькевич А.А. Политическая социализация: основные теоретические подходы / А.А. Малькевич // Общество. Среда. Развитие. – Спб., 2010. - №2. - С.83-87.
5. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2009. – 784 с.
6. Рукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2.
7. Савинова, О.Н. Социальный и корпоративный векторы развития современной прессы./Медиаскоп. № 4, 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: [http://www.mediascope.ru/node/910 10/12/2012]
8. Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании нового поколения в современной России / Т.Н. Самсонова // Личность. Культура. Общество. - Т. 14, №71-72. - С. 144-151.
9. Сергеев, Е.Ю. Средства массовой информации в условиях глобализации.//Terra Humana. № 1, 2009.
10. Теория государства и права. Курс лекций./Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.// ww.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm
11. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
12. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.
13. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе. / Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.
14. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики.//Медиаскоп. - № 4. - 2014. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1654
15. Ширяева А. А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011, № 1.

Вопрос-ответ:

Какой принцип руководствуется руководство медиахолдинга в отношении редакционной деятельности?

Руководство медиахолдинга придерживается принципа минимального вмешательства в редакционную деятельность.

Какие изменения влечет за собой создание медиахолдинга?

Создание медиахолдинга влечет за собой реорганизацию в сам медиахолдинг и изменения в газетах.

Какие роли выполняют СМИ в формировании гражданского общества в России?

СМИ выполняют различные роли в формировании гражданского общества в России, такие как информационная, образовательная, контрольная, и участие в публичной дискуссии.

Существует ли унификация и общее лекало к газетам в медиахолдинге?

В медиахолдинге отсутствует унификация и общее лекало к газетам.

Какие главные идеи и выводы можно сделать по данной теме?

Главная идея состоит в том, что СМИ являются важным институтом гражданского общества, они выполняют значимые роли и способствуют формированию гражданского общества в России. Руководство медиахолдинга придерживается принципа минимального вмешательства в редакционную деятельность, однако создание медиахолдинга влечет за собой реорганизацию в самом холдинге и изменения в газетах.

Какие принципы руководствуют редакцией медиахолдинга в своей работе?

Руководство медиахолдинга придерживается принципа минимального вмешательства в редакционную деятельность.

Имеются ли стандарты и единые требования к газетам, входящим в медиахолдинг?

Отсутствует унификация и общее лекало к газетам в медиахолдинге.

Какие изменения происходят при создании медиахолдинга?

Создание медиахолдинга влечет за собой реорганизацию в самом гражданском обществе.

Какое место занимают СМИ в гражданском обществе?

СМИ являются социальным институтом и играют важную роль в формировании гражданского общества.

Какая роль присуща СМИ в формировании гражданского общества в России?

СМИ играют значительную роль в формировании гражданского общества в России.

Какое понятие имеет гражданское общество?

Гражданское общество - это общественная сфера, в которой граждане могут свободно выражать свои мнения, участвовать в принятии решений и контролировать деятельность власти.

Какова роль СМИ в формировании гражданского общества в России?

СМИ играют важную роль в формировании гражданского общества в России. Они предоставляют информацию о политических, экономических и социальных событиях, обеспечивая доступ к разнообразным источникам информации. Кроме того, СМИ отражают различные точки зрения и мнения, способствуя развитию дискуссии и общественного диалога.