Коррекция тревожности у старших дошкольников
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 15.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятия и история изучения тревожности 7
1.2 Психологические особенности тревожности в дошкольном возрасте 12
1.3 Методы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 26
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Характеристика базы и методики исследования. 30
2.2 Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 33
2.3 Проблема коррекции тревожности у старших дошкольников 35
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
В заключении проводились рефлексивная беседа и ритуал прощание - чаепитие. Ход коррекционной работы. Работа группы состояла из двух этапов: на первом этапе в одну игровую группу объединялись дети с «чужими» родителями, а на втором этапе происходит объединение детей со «своими» родителями. Это позволило снять тревожность у детей и родителей, помогло родителям отрефлексировать свои родительские установки, и, кроме того, родители и дети значительно расширили свой позитивный опыт взаимодействия в системе «ребенок - взрослый». Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства, где каждый по очереди называл свое имя и рассказывал о себе. Следует отметить, что не все дети справились с этим заданием, многие просто не захотели устанавливать контакт с другими участниками, а, например, Семен Д. И Люба М. не нашли, что именно можно рассказать о себе. Во время проведения игр также не все родители и дети были раскованны. В основном дискомфорт испытывали родители. Так, родители Кати Ж., Ирины У. вообще отказались от участия в игре и предпочли роль наблюдателей. На последующих занятиях родители были более активны, с интересом слушали высказывания своих детей, принимали участие в совместных рисунках и обсуждениях. Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей сказали, что любят «Новый год» и «День рождения». Сережа П. рассказал о любимом празднике: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца». Все родители принимали активное участие в различных коллективных играх. В процессе рефлексивного отчета многие родители отмечали, что им было непривычно выполнять ролевые указания своих детей в коллективных сюжетно-ролевых играх. Особенно отмечали, что впервые увидели, как их ребенок принимает решения, распределяет роли, рассуждает, дает оценку поступкам и т.п. Важным является то, что дети открывали в себе новые способности и уже более уверенно рассказывали о себе. Так, рассматривая свое отражение в зеркале, многие девочки отмечали, что похожи на известных певиц и это придавало им еще большую уверенность. В процессе осуществления тренинговой работы дети также открыли для себя много нового в своих родителях. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Марины Ш. показалось, что упражнения, которые выполняет ее дочь, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка. В основном занятия на всех этапах проходили в теплой и дружеской обстановке. На заключительном этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали подругому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность. Отметили, что дети стали более уверенными в своих силах, менее тревожными, исчезли многие проблемы связанные с нарушениями в эмоциональной сфере (тревога, страх). Папа Федора К. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой». Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Никиты С. сказала: «Мы все стали одной большой дружной семьей». Таким образом, несмотря на то, что детско-родительский тренинг это краткосрочная терапия (в среднем 12-14 сессий), основанная на сочетании тренингового метода в работе с родителями и традиционной игровой терапии в работе с детьми, занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях. Кроме того, родители отметили, что терапевтический эффект этой работы распространяется и на домашние условия, в том числе, оказывая положительный эффект на братьев и сестер ребенка, не вовлекавшихся в терапию. Позитивные изменения, достигнутые в ходе тренинга, также распространялись на поведение детей в детских садах. 2.4 Результаты контрольного этапа экспериментаС целью выявления эффективности внедренной нами программы детско-родительского тренинга был проведен контрольный эксперимент с применением тех же психодиагностических методик. Контрольный этап проводился с дошкольниками и их родителями экспериментальной и контрольной групп. Цель его - изучить влияние апробированного психологического тренинга, направленного на оптимизацию детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей (снижение уровня тревожности дошкольников) при помощи тех же методик. Все диагностические процедуры проводились в индивидуальной форме, результаты заносились в таблицы и подвергались количественному, качественному и сравнительному анализу. Методика проведения контрольного эксперимента также включала в себя четыре взаимосвязанные серии. В первой серии контрольного эксперимента каждому ребенку было предложено опять нарисовать свою семью. Дети экспериментальной группы во время выполнения этого задания демонстрировали интерес, в рисунках изображали улыбающихся членов семьи занятых одним делом (в основном отражали различные сцены из тренинга). Дошкольники контрольной группы испытывали различные затруднения в изображении своей семьи, в их рисунках часто отсутствовал один из родителей, родители изображались по-прежнему в угрожающих позах и т.п. Все полученные данные мы подвергли количественной обработке и занесли в Таблицу 1. Таблица 1. Сравнительные данные результатов контрольного и констатирующего экспериментов по результатам методики «Рисунок семьи»№Актуальная проблемаЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатир.Контрол.Констатир.Контрол.1Чувство эмоциональной разобщености63%13%63%63%2Испытываемая физическая и вербальная агрессия38%25%38%44%3Чувство одиночества75%25%75%25%4Конфликтность44%31%44%63%5Чувство отверженности63%25%63%56%6Неблагополучная семейная ситуация94%38%94%87,5%Анализ полученных при помощи проективной методики «Рисунок семьи» данных позволил констатировать у всех детей (8 человек) экспериментальной группы положительную динамику по всем симптомокомплексам актуальных эмоциональных проблем, наличие психологического комфорта и понижение уровня тревожности. Изменения произошли по следующим измеряемым параметрам: чувство эмоциональной разобщенности членов семьи у 13% опрошенных (снизилось на 50%); испытываемая физическая и вербальная агрессия - 25% (снизилось на 25%); чувство одиночества испытывают 25% дошкольников (снизилось на 50%); конфликтность - 31,3% (снизилось на 12,5%); чувство отверженности- 25% (снизилось на 38,1%); неблагополучная семейная ситуация- 38,1% (снизилось на 55,7%). В контрольной группе существенных изменений не произошло. Таблица 2 – Сравнительные данные результатов контрольного и констатирующего экспериментов по результатам методики «Раскрась свои чувства» №Актуальная проблемаЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатир.Контрол.Констатир.Контрол.1Трудности во взаимодействии с окружающими32%18,6%32%32%2Неуверенность94%31%94%94%3Тревожность100%69%100%100%4Эмоциональные затруднения100%56,3%100%100%Сравнительный анализ представленных результатов двух экспериментов позволил выявить положительную динамику эмоциональной сферы детей экспериментальной группы. Так, по результатам диагностики: трудности во взаимодействии с окружающими стали испытывать только 18,6% детей (снижение произошло на 19,5%); неуверенность в собственных силах показали 31,3% (снижение на 62,5%); тревожность обнаружена у 68,8% - это ниже прошлых показаний на 31,2%; эмоциональные затруднения испытывают 56,3% детей (снизилось на 43,7%). В контрольной группе изменений в эмоциональной сфере не произошло. Затем мы приступили к повторному психодиагностическому исследованию актуальных проблем в диаде родитель - ребенок, при помощи опросника детско-родительских отношений, разработанного Варгой и Столиным. Результаты представлены в Таблице 3.Таблица 3. Сравнительные данные по опроснику детско-родительских отношений№Актуальная проблемаЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатир.Контрол.Констатир.Контрол.1Негативное отношение к ребенку со стороны родителей81%50%81%75%2Недостаточный интерес к своему ребенку94%38%94%94%3Установление симбиотической межличностной дистанции между собой и ребенком 25%12,5%25%25%4Авторитарность по отношению к ребенку75%25%75%75%5Отношение к ребенку как к маленькому неудачнику62,5%31%62,5%62,5%Сравнительный анализ данных, представленных в Таблице 3, позволил нам сделать вывод о видимой положительной динамике в отношениях между родителями и детьми экспериментальной группы: большинство опрошенных родителей стало воспринимать своих детей такими как они есть, появилось уважение к собственному ребенку как к личности, индивидуальности - 50%. В тоже время 31,1% родителей продолжает испытывать к ребенку досаду, раздражение, обиду; родители стали доверять своим детям, проявлять сочувствие и заинтересованность в делах и планах ребенка, поощрять инициативу и самостоятельность в нем - 65,7%; только 13% из опрошенных родителей продолжают испытывать постоянную тревогу за детей, ребенок кажется им маленьким и беззащитным, поэтому самостоятельность детям практически не предоставляется; 25% родителей требуют от своих детей безоговорочного послушания и дисциплины, за малейшие проступки дети сурово наказываются, в то время как 75% родителей демонстрируют демократический стиль воспитания - появилось доверие к детям, уважение к их мнению и желаниям; только 31,3% родителей считают своих детей неудачниками, досадуют на их неумелость, в то время как 31,2% родителей стали доверять своим детям и верить в их силы. В контрольной группе существенных изменений не произошло. При ответах на вопросы опросника «Тревожность ребенка» родители экспериментальной группы отмечали, что дети стали более сосредоточенными при выполнении различных видов деятельности, перестали излишне беспокоиться о результате, во время выполнения заданий снизилось напряжение и скованность, снизились жалобы на страшные сны, у детей появилась уверенность в собственных силах. Общие результаты диагностики представлены в Таблице 4. Таблица 4. Сравнительный анализ показателей тревожности детей. №Уровень тревожностиЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатир.Контрол.Констатир.Контрол.1Низкий0%18,6%0%0%2Средний37,5%50%37,5%37,5%3Высокий62,5%31%62,5%62,5%Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов диагностики уровня тревожности у детей экспериментальной группы позволил выявить следующее: у детей, показавших во время констатирующего эксперимента средний уровень тревожности, стал низкий уровень тревожности - 18,6%; в то же время у 50% детей уровень тревожности снизился до среднего; и только у 31,4% дошкольников тревожность высокая. В контрольной группе положительная динамика не прослеживается. Таким образом, у большинства обследованных детей и их родителей под влиянием тренинга произошли позитивные существенные изменения в эмоциональной сфере и в детско-родительских отношениях. В то время как в контрольной группе никаких положительных изменений не произошло. Поэтому на основании полученных результатов и сравнения данных экспериментальной и контрольной групп мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что организация целенаправленной групповой работы в системе детско-родительских отношений, будет позитивно влиять на эмоциональное состояние ребенка (снижение уровня тревожности) полностью подтвердилась. Однако, мы не возьмем на себя смелость утверждать, что в других возрастных группах будут получены такие же результаты. Поскольку на разных возрастных этапах радиус значимых семейных отношений резко отличается друг от друга. Кроме того, мы не знаем в течение какого времени после завершения тренинговой работы значимые улучшения в детскородительских отношениях и позитивные изменения в эмоциональной сфере дошкольников сохранятся на том же уровне, поскольку такие исследования мы не проводили.Выводы по главе 2Экспериментальное исследование осуществлялось на базе …………….с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. Выборка составила 32 человека, из них 16 детей дошкольного возраста 5-6 лет (8 девочек и 8 мальчиков), 16 родителей этих детей. В соответствии с целями и задачами, а также гипотезой исследования эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап. На первом этапе была собрана информация о типе родительского отношения с одной стороны, и психоэмоциональном состоянии их детей, с другой. Нами были отобраны методики в соответствии с возрастом испытуемых. Родителям предлагались формализованные опросники, детям – проективные методики. Анализ результатов диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и родительского отношения к детям их родителей, позволил сделать следующие выводы о различных нарушениях в эмоциональной сфере дошкольников. Большинство родителей неправильно соотносят свое отношение к ребенку с его реальными возможностями индивидуальными особенностями и особенностями когнитивной сферы, умениями, навыками. В семейных отношениях превалируют авторитарный стиль отношений, жесткий контроль в сочетании с неприятием ребенка и установлением психологической дистанции между собой и ребенком. Большинство детей данной выборки испытывают эмоциональный дискомфорт в семье из-за строгого несправедливого отношения, что может привести к душевной слабости или, наоборот, к чрезмерной эмоциональности. У большинства дошкольников диагностированы повышенная тревожность, неуверенность в себе; они испытывают чувство отверженности, одиночества, различные трудности во взаимодействии с окружающими; у них присутствует чувство вины и ощущение собственной малоценности, а также различные эмоциональные затруднения. Нами выявлено, что большинство опрошенных родителей воспринимает своих детей в различной степени выраженности плохими, неспособными, неудачливыми, испытывают к ребенку: злость и раздражение (87,5%), досаду и раздражение - 50%, обиду - 37,5%, 25% опрошенных родителей отметили постоянную тревогу за детей, ребенок кажется им маленьким и беззащитным, поэтому самостоятельность детям практически не предоставляется. 75% родителей требуют от своих детей безоговорочного послушания и дисциплины, за малейшие проступки дети сурово наказываются, 62,5% родителей считают своих детей «неудачниками», досадуют на их неумелость. На формирующем этапе проходила апробация программы детско-родительского тренинга, направленного на гармонизацию детско-родительских отношений и профилактику неблагополучия эмоциональной сферы ребенка, а именно снижение уровня тревожности, повышение эмоциональной комфортности и уверенности в себе, преимущественно на основе модификации отношений, способов и приемов взаимодействия между ребенком и его родителями. Занятия проводились с экспериментальной группой - 16 человек (8 детей и 8 взрослых) по вечерам 1 раз в неделю в течение 3-х месяцев, продолжительность игрового занятия 45 минут (1 академический час). С целью выявления эффективности внедренной нами программы детско-родительского тренинга был проведен контрольный эксперимент с применением тех же психодиагностических методик. Было выявлено, что у большинства обследованных детей и их родителей под влиянием тренинга произошли позитивные существенные изменения в эмоциональной сфере и в детско-родительских отношениях. В контрольной группе никаких положительных изменений не произошло. На основании полученных результатов и сравнения данных экспериментальной и контрольной групп мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что организация целенаправленной групповой работы в системе детско-родительских отношений, будет позитивно влиять на эмоциональное состояние ребенка. ЗАКЛЮЧЕНИЕНаше исследование было посвящено изучению влияния психологического тренинга, направленного на оптимизацию детскородительских отношений и на эмоциональную сферу детей (снижение уровня тревожности дошкольников). В теоретической части экспериментального исследования на основе анализа научных источников мы определили, что проблемой тревожности занимались многие зарубежные и отечественные психологи, такие как К. Изард, Ч.Д. Спилбергер, Филипс, Прихожан А.М., Захаров А.И., Б. Кочубей, Битянова М.Р., Вилюнас В.К., Венгер Л.А., Мухина B.C., Ю.Л. Ханин, Е.В. Новикова и др. Они считали, что тревожность – это одно из проявлений эмоциональной сферы личности, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Причем, определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия ребенка. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей – обилие замечаний, упреков – по отношению к ребенку. Таким образом, анализ теоретических источников позволил нам сделать вывод о том, что одним из главных факторов, занимающих центральное место в психоэмоциональном развитии ребенка, в развитии у него личностной тревожности, занимают родительские установки по отношению к ребенку. В том случае, если общение взрослого с ребенком в семье носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Неуверенность порождает нерешительность, а она, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Очевидно, что такие дети находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости, что становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Из-за нарастания тревожности снижаются личностные достижения, закрепляется неуспех. Повышенная личностная тревожность приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Мы выяснили, что ряд авторов для профилактики и коррекции тревожности дошкольников считают необходимыми комплексные меры, включающие проведение ранней диагностики психоэмоциональной сферы ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, а также психокоррекционные мероприятия в системе детско-родительских отношений, направленные на снижение уровня личностной тревожности. Экспериментальная часть нашего исследования заключалась в психодиагностическом изучении эмоциональной сферы дошкольников и родительских установок по отношению к собственным детям. Выборка составила 32 человека, из них 16 детей дошкольного возраста 5-6 лет (8 мальчиков и 8 девочек), 16 родителей этих детей. Были подобраны строго формализованные методики: опросники для родителей и проективные методики для детей - дошкольников. Сравнительный анализ результатов диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и родительского отношения к детям их родителей, позволил сделать следующие выводы о различных нарушениях в эмоциональной сфере дошкольников: большинство родителей данной выборки неправильно соотносят свое отношение к ребенку с его реальными возможностями, индивидуальными особенностями и особенностями когнитивной сферы, умениями, навыками. В семейных отношениях превалируют авторитарный стиль отношений, жесткий контроль в сочетании с неприятием ребенка и установлением психологической дистанции между собой и ребенком, и вместо того, чтобы помогать ребенку в преодолении испытываемых трудностей, негативно влияют на степень его развитости; Большинство детей данной выборки испытывают эмоциональный дискомфорт в семье из-за строгого несправедливого отношения, что приводит к душевной слабости или наоборот к чрезмерной эмоциональности; У большинства обследованных дошкольников диагностированы повышенная тревожность, неуверенность в себе; они испытывают чувство отверженности, одиночества, различные трудности во взаимодействии с окружающими; у них присутствует чувство вины и ощущение собственной малоценности, а также различные эмоциональные затруднения. На основе полученных результатов разработали и реализовали программу детско-родительского тренинга, направленного на гармонизацию детско-родительских отношений, снижение уровня тревожности, повышение эмоциональной комфортности и уверенности в себе. Программа включала в себя коррекционно -развивающие методы (иммитационные и ролевые игры, психогимнастика, арт-терапевтические методы, групповая дискуссия, техники и приемы саморегуляции). После проведения контрольного эксперимента были получены данные, свидетельствовавшие о том, что в действительности организация целенаправленной групповой работы в системе детско-родительских отношений позитивно влияет на снижение уровня тревожности. Таким образом, мы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезуСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 272 с.2.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 248 с.3.Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2016. - 336 с.4.Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2017. – 288 с.5.Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.6.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2015. 144 с. 7.Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.8.Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2013. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. 9.Вечканова, С.В. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ru10.Воронина, Т.Л. Сказкотерапия в коррекции детских страхов. //Центр психологической поддержки детей, подростков, взрослых [Электронный ресурс], - http://vashpsiholog-ptz.ru 11.Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. / И.П.Воропаева. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. — 56 с.12.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2016. – 668 с13.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Наука, 2012. – 295 с. 14.Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2013.- 25 с. 15.Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2011.- 209 с. 16.Дженнингс, С., Менге, А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии /Пер.с англ. И.Динерштейн. –М.: Эксмо, 2013. -384с.17.Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дермановой. – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.18.Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация /Д.Делио. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 272 с.19.Захаров, А.И.Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А.И.Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2016. - 448 с.20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб., Речь, 2016. - 208 с.21.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст», 2008. - 352 с.22.Изард, К.Э. Психология эмоций. пер. с англ / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.23.Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии.- 2015.- № 1. -С. 65 – 77.24.Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика.- М.: Академия, 2014. -288 с. 25.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2016. - 752 с. 26.Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. №7 С.89-120.27.Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева. - М.: Речь, 2017. — 336 с. 28.Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. [Текст] / М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с .29.Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 2007. – 157 с.30.Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество [Текст] / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2015. – 128 с. 31.Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии /А.И.Копытин. - СПб.: Питер, 2009. - 368с. 32.Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2013.- 176 с. 33.Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст] / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016.-352 с.34.Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016.- 208с.35. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е.Кулинцова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. -165с.36.Лаптева Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование.- 2015.-№7.- С. 56 – 59. 37.Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д.Кулинцова. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с. 38.Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем /Г.Р.Ломакина. – М.: Центрополиграф, 2016.- 81с.39.Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений /Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная пед. академия, 2006. – 356 с.40.Мухина, В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 2008.-272 с.41.Мухина, В. С. Возрастная психолоrия. Феноменология развития. [Текст] / В. с. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 608 с.42.Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. В 3 кн. — 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 688 с. 43.Оклендер, В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии /В.Оклендер. – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс», 2015.- 336с.44.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. [Текст] / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 с45.Остер, Дж., Гоулд, П.. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж.Остер, П.Гоулд. - М.: Информационный центр психологической культуры, 2001.- 184 с.46.Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.47.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2009.- 224с.48.Психология детства /Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2009. – 368 с. 49.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович.- М., 2016.- 176 с. 50.Разенкова Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал.- 2016.- № 6.- С. 296 – 304.51. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д.Соколов. -М.: ЭКСМО, 2008.- 60с.52.Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С.Спиваковская.- М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с.53.Сусанина, И. Введение в арт-терапию /И.Сусанина. - М.: Когито-центр, 2017. -95с. 54.Тащѐва, А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов детей / А.И.Тащева. Часть 2. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.- 65 с.55. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем /Р.М.Ткач. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.56.Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с. 57.Тренинг по сказкотерапии / под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб: Речь, 2006.- 176с.58.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой /Л.Б. Фесюкова.- М.: АСТ, 2009. -41с.59.Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры /С.А.Черняева. — СПб.: Речь, 2009. —168 с.60.Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс /О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с. 61.Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства /В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2008. - 156 с.Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно /Т.Л.Шишова. – СПб.: Речь, 2017. – 104с.
1. Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 272 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 248 с.
3. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2016. - 336 с.
4. Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2017. – 288 с.
5. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2015. 144 с.
7. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2013. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
9. Вечканова, С.В. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ru
10. Воронина, Т.Л. Сказкотерапия в коррекции детских страхов. //Центр психологической поддержки детей, подростков, взрослых [Электронный ресурс], - http://vashpsiholog-ptz.ru
11. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. / И.П.Воропаева. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2016. — 56 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2016. – 668 с
13. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Наука, 2012. – 295 с.
14. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2013.- 25 с.
15. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2011.- 209 с.
16. Дженнингс, С., Менге, А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии /Пер.с англ. И.Динерштейн. –М.: Эксмо, 2013. -384с.
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дермановой. – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.
18. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация /Д.Делио. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 272 с.
19. Захаров, А.И.Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А.И.Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2016. - 448 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб., Речь, 2016. - 208 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст», 2008. - 352 с.
22. Изард, К.Э. Психология эмоций. пер. с англ / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
23. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии.- 2015.- № 1. -С. 65 – 77.
24. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика.- М.: Академия, 2014. -288 с.
25. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2016. - 752 с.
26. Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. №7 С.89-120.
27. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева. - М.: Речь, 2017. — 336 с.
28. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. [Текст] / М.В.Киселева. - СПб.: Речь, 2016. - 160 с .
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 2007. – 157 с.
30. Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество [Текст] / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2015. – 128 с.
31. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии /А.И.Копытин. - СПб.: Питер, 2009. - 368с.
32. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2013.- 176 с.
33. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. [Текст] / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016.-352 с.
34. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016.- 208с.
35. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е.Кулинцова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. -165с.
36. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование.- 2015.-№7.- С. 56 – 59.
37. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д.Кулинцова. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.
38. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем /Г.Р.Ломакина. – М.: Центрополиграф, 2016.- 81с.
39. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений /Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная пед. академия, 2006. – 356 с.
40. Мухина, В. С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 2008.-272 с.
41. Мухина, В. С. Возрастная психолоrия. Феноменология развития. [Текст] / В. с. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 608 с.
42. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. В 3 кн. — 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 688 с.
43. Оклендер, В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии /В.Оклендер. – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс», 2015.- 336с.
44. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. [Текст] / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 с
45. Остер, Дж., Гоулд, П.. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» / Дж.Остер, П.Гоулд. - М.: Информационный центр психологической культуры, 2001.- 184 с.
46. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н.Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.
47. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2009.- 224с.
48. Психология детства /Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2009. – 368 с.
49. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович.- М., 2016.- 176 с.
50. Разенкова Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал.- 2016.- № 6.- С. 296 – 304.
51. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д.Соколов. -М.: ЭКСМО, 2008.- 60с.
52. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С.Спиваковская.- М.: Изд-во МГУ, 1988. - 200с.
53. Сусанина, И. Введение в арт-терапию /И.Сусанина. - М.: Когито-центр, 2017. -95с.
54. Тащѐва, А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов детей / А.И.Тащева. Часть 2. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.- 65 с.
55. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем /Р.М.Ткач. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
56. Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.
57. Тренинг по сказкотерапии / под ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб: Речь, 2006.- 176с.
58. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой /Л.Б. Фесюкова.- М.: АСТ, 2009. -41с.
59. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры /С.А.Черняева. — СПб.: Речь, 2009. —168 с.
60. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс /О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 368 с.
61. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства /В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2008. - 156 с.
Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно /Т.Л.Шишова. – СПб.: Речь, 2017. – 104с.
Вопрос-ответ:
Что такое тревожность?
Тревожность - это психологическое состояние, характеризующееся чувством беспокойства, напряженности и тревоги.
Какие особенности тревожности у дошкольников?
У дошкольников тревожность может проявляться через беспокойство, страхи, слезы, отказ от контакта. Они могут переживать страхи перед разлукой, темнотой, незнакомыми людьми.
Какие методы коррекции тревожности применяются у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста для коррекции тревожности используются различные методы, включая игровую терапию, арт-терапию, музыкальную терапию, релаксацию, когнитивно-поведенческую терапию и другие.
Какие применяются прикладные аспекты коррекции тревожности у старших дошкольников?
В прикладных аспектах коррекции тревожности у старших дошкольников используется характеристика базы и методики исследования, а также применяются результа.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи про коррекцию тревожности у старших дошкольников?
По первой главе статьи можно сделать вывод о понятиях и истории изучения тревожности, а также о психологических особенностях тревожности в дошкольном возрасте. Кроме того, можно сделать вывод о различных методах коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Что такое коррекция тревожности?
Коррекция тревожности - это процесс психолого-педагогической работы, направленный на уменьшение тревожности у старших дошкольников и на развитие у них стратегий справления с негативными эмоциями.
Какие психологические особенности тревожности у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста тревожность может проявляться через страхи, плохой сон, потерю интереса к играм, агрессивное или угнетенное поведение, проблемы с общением. Они еще не способны адекватно понимать и управлять своими эмоциями, поэтому им требуется помощь в адаптации к стрессовым ситуациям.
Какие методы используются при коррекции тревожности у старших дошкольников?
Методы коррекции тревожности могут включать психологические тренинги, игры, релаксацию, арт-терапию, разговорные истории, работу с родителями. Психологи и педагоги помогают детям осознать свои эмоции, научиться справляться с ними, развивают их социальные навыки и уверенность в себе.