Русские зарубежные храмы в XIX - в начале XXв.
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 29.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ОСНОВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ХРАМОВ 5
1.1 Исторический аспект 5
1.2 Начальный этап развития русских храмов за рубежом в XIX столетии 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ХРАМОВ 11
2.1 Собор святителя Николая Чудотворца в Вене 11
2.2 Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине 13
2.3 Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре 14
2.4 Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце 16
2.5 Церковь преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене 19
2.6 Храм-памятник Русской славы в Лейпциге 20
2.7 Собор святого Александра Невского в Париже 23
ГЛАВА 3. РУССКИЕ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XX В. 26
3.1 Русские храмы в Европе в начале XX столетия и особенности их становления 26
3.2 Русские храмы в Висбадене, Сан Ремо, Ницце, Флоренции и других городах Европы 27
3.3 Развитие русских храмов в США 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
Иллюстративный материал 37
Этот приход интересен также и тем, что он был основан происходившими из интеллигенции русскими эмигрантами, которые и заложили крепкие традиции очень активной общественной и культурной жизни, сосредоточенной вокруг православной церкви.Церковь святого блаженного Прокопия Устюжского в Любеке располагается в маленькой капелле большой готической церкви, изначально принадлежавшей францисканскому монастырю. Теперь эта большая церковь вошла в городской ансамбль и оказалась «зажатой» со всех сторон окружающими ее строениями. Вход в церковь – с улицы и ничем не примечателен среди других, кроме таблички возле двери. Однако за дверью оказывается не православный храм, а узкий коридор, ведущий во двор, через который нужно пройти, чтобы попасть в капеллу, где и находится сама церковь.3.2 Русские храмы в Висбадене, Сан Ремо, Ницце, Флоренции и других городах ЕвропыРПЦЗ с точки зрения статистики не является самой большой и многочисленной конфессий среди всего многообразия русских православных образований за границей, которые нам на сегодняшний день известны. Но,однако,с точки зрения ее привязанности к России она, как и была прежде, так и является самой последовательной среди русских эмиграционных Церквей и также самой распространенной Церковью русской диаспоры за границей. Среди многочисленных церквей и храмов, которые были представлены в самых различных городах Европы, можно назвать и также особо выделить следующиеизвестные православные храмы:- Церковь св. Елизаветы(Висбаден), была построена в 1848-1855 гг. как памятник Великой Княгине Елизавете Михайловне, дочери Великого Князя Михаила Павловича, которая вышла замуж за герцога Адольфа Нассауского (впоследствии великий герцог Люксембургский). В 1844 г. состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, а в 1845 г. молодая герцогиня умерла при родах.Герцог и Император Николай I дали средства на постройку храма-памятника. Сооружение храма было поручено местному архитектору Хофману, который ездил в Петербург и Москву для изучения русской церковной архитектуры.Данная церковь отличается гармоничностью всех своих пропорций, а несколько вытянутые кверху позолоченные купола барабанов создают впечатление стремления ввысь и придают храму ощущение легкости. Храм построен из белого песчаника с резными украшениями. Скульптор Хопфгартен создал большие медальоны с изображениями св. Елизаветы, св. Елены и Архангела Михаила, небесных покровителей герцогини и ее родителей, помещенные с трех сторон наружной части храма.Внутри храм богато украшен и расписан. Иконостас выточен из белого каррарского мрамора. Иконы написаны фон Неффом. Автор фресок — немецкий художник Хопфгартен. Слева от иконостаса в нише стоит мраморный саркофаг с высеченном фигурой Великой Княгини Елизаветы Михайловны и фигурами двенадцати апостолов на нижней части постамента (скульптор Хопфгартен).- Церковь Рождества Христова(Флоренция) – первая походная русская церковь, которая появилась во Флоренции в конце XVIII в. В 1814 г. из Турина была также перевезена другая, тоже походная Христорождественская церковь, которая сопровождала русского Императора Александра I во время наполеоновских войн. Так, инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Великй Княгине Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П.П. Демидова в Кварто. Ее также поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и также отец Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли, и в 1899 г. состояласьзакладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М.Т. Преображенскому.В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением святого апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, родился 21 октября 1839 г., умер 26 января 1885 г., и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, родилась 7 октября 1853 г., умерла 10 августа 1917 г.». Над входом мы видим небольшой образ святой Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р.Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи. В украшении внешних стен, пилястров и куполов была использована керамика. Изображение иконы Божией Матери «Знамение» над входом в церковь выложено мозаикой. Врата главного входа, подаренные Демидовым из домовой церкви в Сан-Донато украшены художественной резьбой по ореховому дереву с 22 сценами из библейской жизни.Известные русские художники, реди которых можно назвать таких, как М.Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнови другие написали большую часть икон, которые изкрашают стены храма. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.- Церковьсвятого Николая Чудотворцаисвятоймученицыцарицы Александры(Ницца). В XIX в. город Ницца превратился в популярный курорт, известный во всем мире.Приезд сюда в зиму 1856/57 гг. вдовствующей Императрицы Александры Федоровны неизбежно способствовал строительству православного храма. Императрица тогда открыла подписку, и сбор пожертвований на церковь пошел быстро.Была также куплена земля, но одним из условий было не устраивать колокольню со звоном и кладбище. В 1858 г. состоялась торжественная закладка храма во имя Святителя и чудотворца Николая и святой мученицы царицы Александры. В 1859 г. церковь была освящена. Императрица Александра Федоровна по нездоровью не могла присутствовать и ее представляла дочь Великой Княгини Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская.Проект иконостаса создан И.И. Горностаевым, иконы написаны М.Н. Васильевым в стиле византийских фресок. Императрица Александра Федоровна принесла в дар церкви иконостас, плащаницу, две хоругви и несколько полных церковных облачений для причта. Синод и некоторые высокопоставленные лица также сделали дары церкви (евангелия, священные сосуды и т. д.). Особое место занимает образ Грузинской Божией Матери работы М.Н. Васильева, посмертный дар Императрицы. Войско Донское прислало массивную дарохранительницу в форме креста, художественной работы из кованного серебра.Таким образом, как мы видим, в разных городах Европы строились православные храмы, которые отличались разнообразием и своеобразием исполнения, и представляли нашу православную веру в других зарубежных странах.3.3Развитие русских храмов в СШАПравославные церкви стали появляться на территории США с середины XIXв. В отличие от деревянных церквей, которые строились на Аляске, церкви в крупных городах, таких, как, например, Нью-Йорке и некоторых других крупных городах Америки возводились из камня, причем преимущественно высококвалифицированными мастерами в определенных архитектурных стилях, которые, как правило, не отличались особым богатством декора.Так, среди американских русских храмов можно назвать следующие примеры:- Кафедральный собор святого Николая в Нью-Йорке;- Собор святой Троицы в Чикаго;- Морской собор святого Андрея Первозванного в Филадельфии;- Собор святого Феодосия в Кливленде;- и некоторые другие.Объекты православного зодчества являются неотъемлемой частью русской культуры за границей. Так, как известно, православные храмы в Америке в целом сохраняют черты, характерные для православных храмов, однако, в сравнении с православными храмами других стран, имеют гораздо меньшее декорирование и также количество разнообразных интересных деталей.Так, Кафедральный собор святого Николая в Нью-Йорке[Приложение А, Рис. 10] был создан в 1901-1902 гг. по проекту архитектора Джона Бергессена. Уже 20 июля 1902 г. в храме было проведено первое богослужение. Собор включает в себя два строения: прямоугольный в архитектурном плане храм с полукруглой апсидой на востоке и также приходской дом. Прямоугольный храм венчает пирамидальная крыша. В центре здания расположен самый большой луковичный купол на цилиндрическом барабане с арочными окнами, который также окружают еще четыре маковки несколько меньшего размера, расположенные в каждом из углов здания храма. Еще два луковичных купола самого маленького размера находятся на главном фасаде на небольших цилиндрических башенках без проемов. Данный собор построен в стиле московского барокко, он поражает обилием архитектурных деталей. Портал собора завершается треугольным фронтоном с тремя арочными окнами. Симметрично относительно портала размещаются также и арочные окна с декорированным обрамлением. Стены фасада украшены карнизами, венчающимися полуокружностями с золотыми крестами между ними, пилястрами, поясками, майоликовыми и декоративными фресками. Главный вход храма украшает арка и тяжелые дубовые двери.Необходимо отметить, что ни в одной другой американской церкви не используется такое количество материалов в отделке. Окна собора – витражные. Также декоративно украшено и здание приходского дома. Также следует отметить, что внутри собор святого Николая разделен на вестибюль при входе, полукруглый алтарь и неф с двумя ризницами и двумя амвонами. Интерьер соборавыполнен в традиционном византийском стиле. Центральный купол открыт в интерьере. Стены собора украшены росписями на голубом фоне. На полу – деревянный паркет с красной ковровой дорожкой, ведущей к двухъярусному деревянному позолоченному иконостасу. Иконы нижнего яруса обрамлены прямоугольными позолоченными рамами, иконы же верхнего яруса – арочными, а изображение над Царскими Вратами подчеркнуты рамкой, отчетливо повторяющей форму купола данного храма. Иконостас венчает огромная деревянная арка. Из мебели в помещении находятся кафедры, подсвечники, латуни.В нефе собора святого Николая отсутствуют скамьи, что отвечает русской православной традиции.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, распространение русских православных храмов в европейских городах, а затем и по всему миру связано преимущественно с появлением представительств и посольств России в разных странах Европы и мира. Представители русской нации, православной веры, которые вынуждены были в силу обстоятельств жить вдали от своей родной страны, продолжали верно служить Богу, распространяя православную веру далеко за пределами России. Для богослужений в разных странах отводились сначала небольшие помещения, часто снятые в аренду, плохо обустроенные. Немного позднее стали возводиться храмы и соборы, которые являлись символом русской веры и русской культуры за рубежом, и позволяли православным прийти в храм и помолиться.Начальный этап развития русских храмов за рубежом связан с особой группой русского духовенства, которая служила преимущественно при посольствах в различных странах Западной Европы, выполняя таким образом свою духовную миссию перед Родиной и перед Богом. Так, прибыв на место служения в совершенно чужую и незнакомую страну, православный священник порой сталкивался с совершенным отсутствием необходимого для проведения обряда православных богослужений церковного помещения. Это было связано в основном с тем немаловажным фактом, что изначально церкви, существовавшие при дипломатических миссиях, как правило, носили только лишь сугубо временный характер. Впоследствии, по мере развития дипломатической миссии в разных странах и, соответственно, укрепления своих позиций, в европейских странах стали строиться православные храмы, которые являлись символом русской православной культуры за рубежом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхитектура русского православного храма// Редактор: Щенков А.С. Авторы: Антонова Н.Е., Вятчанина Т.Н., Рыцарев К.В., Щенков А.С. – М., 2013.Гогорян, К.Э. Русское зарубежное духовенство в Западной Европе в ХIX веке: общие тенденции и специфика / К.Э. Гогорян // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. № 6 (73). – С. 45-54.Голубов, А. Русская зарубежная церковь: проблемы существования в инокультурном пространстве / А. Голубов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. № 6 (44). – С. 284-287.Григорьева, Н.А. Церковь как консолидирующая сила русскоговорящего сообщества за рубежом (на примере храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Париже) / Н.А. Григорьева // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. Т. 13. № 1. – С. 59-64.Жердеев, В.В. Храм св. Марии Магдалины в Веймаре православный памятник немецких мастеров / В.В. Жардеев [Электронный ресурс] / Киберленинка. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/hram-sv-marii-magdaliny-v-veymare-pravoslavnyy-pamyatnik-nemetskih-masterov (дата обращения : 12.04.2019).Забелин, С.Н. Русские церкви в Европе / С.Н. Забелин [Электронный ресурс] / Руниверс. – URL : https://runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=149833 (дата обращения: 10.04.2019).Епископ Корсунский Нестор: Православная Европа между прошлым и будущим [Электронный ресурс] / Русская православная церковь. – URL :// http://www.patriarchia.ru/db/text/1613880.html (дата обращения : 06.04.2019).Ильин, И.А. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин // О грядущей России. Избранные статьи. – Джорданвилл, 1991. – С. 328-335.Копылова, О.Н., Петрушева, Л.И. Документы Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей в фондах Государственного архива Российской Федерации / О.Н. Копылова, Л.И. Петрушева // Вестник церковной истории. – 2008. № 3(11). – С. 74-95.Лава, Д.А. Русские храмы начала XX в. на территории США / Лава, Д.А. // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. – 2015. № 1. – С. 420-424.Митрофанова, А.В. Православие в Европе / А.В. Митрофанова // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. – 2010. №. 4. – С. 95-105.Пархоменко, К. Епархии и приходы Русской Православной Церкви за рубежом / К. Пархоменко [Электронный ресурс]// Азбука веры. – URL:https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/eparxii-i-prixody-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-za-rubezhom.1769/(дата обращения : 06.04.2019).Положение о Высшем Русском Церковном Управлении заграницей, принятое Русским Всезаграничным Церковным Собором // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 239–240.Попов, А.В. Русская православная церковь заграницей: образование и раскол (1920—1934 гг.) / А.В. Попов // Новый исторический вестник. 2005. – № 1.Постановление № 362 Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 237–239.Православные храмы Европы[Электронный ресурс] / Traveler. –URL:http://www.nice-places.com/articles/europe/different/781.htm(дата обращения : 06.04.2019).Православные церкви Европы [Электронный ресурс] / hamburg-hram.de. – URL: https://www.hamburg-hram.de/churches/(дата обращения : 06.04.2019).Протодиакон В.С. Русак. Русская Зарубежная Церковь. История. 2013 г. [Электронный ресурс] / История. Библия. Наука. – URL :http://www.regels.org/Rusak.Russian-Church-1.htm (дата обращения : 06.04.2019).Русская православная церковь в Берлине в Тегеле [Электронный ресурс] / Погост-Тегель. – URL : https://pogost-tegel.info/index.php?navi=2 (дата обращения : 12.04.2019).Русские храмы и обители в Европе [Текст] / [В.В. Антонов, А.В. Берташ, Д.В. Быстров и др. ; авт.-сост. : В.В. Антонов, А.В. Кобак ; Федер. целевая прогр. «Культура России» (подпрогр.«Поддержка полиграфии и книгоизд. России»)]. – СПб. : Лики России, 2005. – 399 с.Садикова, Е.Н. Особенности организации церковной жизни русской эмиграции.по материалам епархиального архива / Е.Н. Садикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2016. № 2 (22). – С. 115-141.Свято-Алексиевский Храм-памятник Русской Славы в Лейпциге [Электронный ресурс] / Тропки. – URL : https://tropki.ru/germaniya/saksoniya/leypcig/svyato-aleksievskiy-hram-pamyatnik-russkoy-slavy (дата обращения : 12.04.2019).Свято-Николаевский собор в Ницце [Электронный ресурс] / Корсунская и Западно-европейская епархия. – URL : https://cerkov-ru.eu/item/nikolskij-sobor-v-nitstse (дата обращения : 12.04.2019).Собор Александра Невского [Электронный ресурс] / Париж, Франция. – URL : https://frenchparis.ru/cathedrale-saint-alexandre-nevsky/ (дата обращения : 11.04.2019).Шварц, М. Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм в Вене / М. Шварц [Электронный ресурс] // venagid.ru. – URL : https://venagid.ru/12668-russisch-orthodoxe-kathedrale-zum-heiligen-nikolaus (дата обращения : 10.04.2019).Церковь преподобногоСимеонаДивногорца (Дрезден) [Электронный ресурс] / Академик. – URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/488525 (дата обращения : 10.04.2019).Хмыров, Д.В., Донцова, Т.Е. Русская православная эмиграция глазами современных немецких историков: Герд Штриккер "Русское православие в диаспоре" / Д.В. Хмыров, Т.Е. Донцова // Труды и переводы. – 2018. № 1. – С. 97-107.Храм Константина и Елены (Берлин) [Электронный ресурс] / Энциклопедия. – URL : http://o-ili-v.ru/wiki/Храм_Константина_и_Елены_(Берлин) (дата обращения : 12.04.2019).ПРИЛОЖЕНИЕ АИллюстративный материалРисунок 1. Собор святителя Николая Чудотворца в ВенеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 2. Фасад собора святителя Николая чудотворца в ВенеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 3. Внутреннее убранство собора святителя Николая Чудотворца в ВенеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 4. Храм святых равноопостольных Константина и Елены в БерлинеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 5. Церковь Марии Магдалины в ВеймареПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 6. Свято-Никольский собор в НиццеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 7. Храм святого Симеона в ДрезденеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 8. Свято-Алексиевский Храм-памятник Русской Славы в ЛейпцигеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 9. Собор Александра Невского в ПарижеПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 10. Кафедральный храм святого Николая в Нью-Йорке
1. Архитектура русского православного храма // Редактор: Щенков А.С. Авторы: Антонова Н.Е., Вятчанина Т.Н., Рыцарев К.В., Щенков А.С. – М., 2013.
2. Гогорян, К.Э. Русское зарубежное духовенство в Западной Европе в ХIX веке: общие тенденции и специфика / К.Э. Гогорян // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2016. № 6 (73). – С. 45-54.
3. Голубов, А. Русская зарубежная церковь: проблемы существования в инокультурном пространстве / А. Голубов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. № 6 (44). – С. 284-287.
4. Григорьева, Н.А. Церковь как консолидирующая сила русскоговорящего сообщества за рубежом (на примере храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Париже) / Н.А. Григорьева // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. Т. 13. № 1. – С. 59-64.
5. Жердеев, В.В. Храм св. Марии Магдалины в Веймаре православный памятник немецких мастеров / В.В. Жардеев [Электронный ресурс] / Киберленинка. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/hram-sv-marii-magdaliny-v-veymare-pravoslavnyy-pamyatnik-nemetskih-masterov (дата обращения : 12.04.2019).
6. Забелин, С.Н. Русские церкви в Европе / С.Н. Забелин [Электронный ресурс] / Руниверс. – URL : https://runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=149833 (дата обращения: 10.04.2019).
7. Епископ Корсунский Нестор: Православная Европа между прошлым и будущим [Электронный ресурс] / Русская православная церковь. – URL : // http://www.patriarchia.ru/db/text/1613880.html (дата обращения : 06.04.2019).
8. Ильин, И.А. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин // О грядущей России. Избранные статьи. – Джорданвилл, 1991. – С. 328-335.
9. Копылова, О.Н., Петрушева, Л.И. Документы Архиерейского синода Русской Православной Церкви за границей в фондах Государственного архива Российской Федерации / О.Н. Копылова, Л.И. Петрушева // Вестник церковной истории. – 2008. № 3(11). – С. 74-95.
10. Лава, Д.А. Русские храмы начала XX в. на территории США / Лава, Д.А. // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. – 2015. № 1. – С. 420-424.
11. Митрофанова, А.В. Православие в Европе / А.В. Митрофанова // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. – 2010. №. 4. – С. 95-105.
12. Пархоменко, К. Епархии и приходы Русской Православной Церкви за рубежом / К. Пархоменко [Электронный ресурс] // Азбука веры. – URL : https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/eparxii-i-prixody-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-za-rubezhom.1769/ (дата обращения : 06.04.2019).
13. Положение о Высшем Русском Церковном Управлении заграницей, принятое Русским Всезаграничным Церковным Собором // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 239–240.
14. Попов, А.В. Русская православная церковь заграницей: образование и раскол (1920—1934 гг.) / А.В. Попов // Новый исторический вестник. 2005. – № 1.
15. Постановление № 362 Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви о мероприятиях на случай прекращения своих церковно-административных функций // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 237–239.
16. Православные храмы Европы [Электронный ресурс] / Traveler. – URL : http://www.nice-places.com/articles/europe/different/781.htm (дата обращения : 06.04.2019).
17. Православные церкви Европы [Электронный ресурс] / hamburg-hram.de. – URL : https://www.hamburg-hram.de/churches/ (дата обращения : 06.04.2019).
18. Протодиакон В.С. Русак. Русская Зарубежная Церковь. История. 2013 г. [Электронный ресурс] / История. Библия. Наука. – URL : http://www.regels.org/Rusak.Russian-Church-1.htm (дата обращения : 06.04.2019).
19. Русская православная церковь в Берлине в Тегеле [Электронный ресурс] / Погост-Тегель. – URL : https://pogost-tegel.info/index.php?navi=2 (дата обращения : 12.04.2019).
20. Русские храмы и обители в Европе [Текст] / [В.В. Антонов, А.В. Берташ, Д.В. Быстров и др. ; авт.-сост. : В.В. Антонов, А.В. Кобак ; Федер. целевая прогр. «Культура России» (подпрогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России»)]. – СПб. : Лики России, 2005. – 399 с.
21. Садикова, Е.Н. Особенности организации церковной жизни русской эмиграции. по материалам епархиального архива / Е.Н. Садикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2016. № 2 (22). – С. 115-141.
22. Свято-Алексиевский Храм-памятник Русской Славы в Лейпциге [Электронный ресурс] / Тропки. – URL : https://tropki.ru/germaniya/saksoniya/leypcig/svyato-aleksievskiy-hram-pamyatnik-russkoy-slavy (дата обращения : 12.04.2019).
23. Свято-Николаевский собор в Ницце [Электронный ресурс] / Корсунская и Западно-европейская епархия. – URL : https://cerkov-ru.eu/item/nikolskij-sobor-v-nitstse (дата обращения : 12.04.2019).
24. Собор Александра Невского [Электронный ресурс] / Париж, Франция. – URL : https://frenchparis.ru/cathedrale-saint-alexandre-nevsky/ (дата обращения : 11.04.2019).
25. Шварц, М. Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм в Вене / М. Шварц [Электронный ресурс] // venagid.ru. – URL : https://venagid.ru/12668-russisch-orthodoxe-kathedrale-zum-heiligen-nikolaus (дата обращения : 10.04.2019).
26. Церковь преподобного Симеона Дивногорца (Дрезден) [Электронный ресурс] / Академик. – URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/488525 (дата обращения : 10.04.2019).
27. Хмыров, Д.В., Донцова, Т.Е. Русская православная эмиграция глазами современных немецких историков: Герд Штриккер "Русское православие в диаспоре" / Д.В. Хмыров, Т.Е. Донцова // Труды и переводы. – 2018. № 1. – С. 97-107.
28. Храм Константина и Елены (Берлин) [Электронный ресурс] / Энциклопедия. – URL : http://o-ili-v.ru/wiki/Храм_Константина_и_Елены_(Берлин) (дата обращения : 12.04.2019).
Вопрос-ответ:
Какое значение имела русская зарубежная православная церковь в XIX-XX веках?
Русская зарубежная православная церковь в XIX-XX веках имела огромное значение как основа для строительства и развития храмов. Она не только предоставляла верующим места для богослужений и молитвы, но и служила центром русской культуры и традиций за пределами России.
Какие особенности имели русские зарубежные храмы в XIX-XX веках?
Русские зарубежные храмы в XIX-XX веках были примечательны своими архитектурными и художественными особенностями. Они сочетали элементы русской и западной культуры, отражали национальный стиль и были великолепными произведениями искусства.
Какой исторический аспект имело строительство русских зарубежных храмов в XIX веке?
Строительство русских зарубежных храмов в XIX веке имело значительный исторический аспект. Оно отражало религиозные и культурные традиции русского народа, помогало сохранить православную веру и единство русской диаспоры, которая оказалась за пределами России в связи с политическими событиями того времени.
Какие известные русские зарубежные храмы можно выделить?
Среди известных русских зарубежных храмов можно выделить Собор святителя Николая Чудотворца в Вене, Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине и Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Париже, например.
Какие были основные причины развития русских зарубежных храмов в XIX столетии?
Основными причинами развития русских зарубежных храмов в XIX столетии были вынужденная эмиграция русских православных, связанная с политическими потрясениями, а также стремление сохранить религиозную и национальную идентичность в новых условиях. Также среди причин можно отметить поддержку Русской православной церкви и родственных организаций.
Какое значение имела русская зарубежная православная церковь для строительства и развития храмов?
Русская зарубежная православная церковь служила основой для строительства и развития храмов за рубежом в XIX веке и начале XX века. Она представляла собой духовное и культурное объединение русских эмигрантов, которые стремились сохранить свою религиозную и национальную идентичность. В своем развитии, русские зарубежные храмы воплощали особенности архитектурного и художественного стиля, характерные для русской культуры.
Какие исторические аспекты связаны с зарождением русской зарубежной православной церкви?
Исторические аспекты, связанные с зарождением русской зарубежной православной церкви, включают в себя период русской революции и гражданской войны, а также последующую эмиграцию русского народа. В результате этих событий, русские верующие были вынуждены искать приют за пределами России и создавать свои собственные православные общины за границей.
Какие архитектурные и художественные особенности присущи русским зарубежным храмам?
Русские зарубежные храмы обладают характерными архитектурными и художественными особенностями, которые отражают русскую культуру и традиции. Некоторые из них включают в себя использование луковичных куполов, красочное фресковое и иконописное оформление, а также резные деревянные иконостасы. Эти особенности делают русские зарубежные храмы уникальными и отличающимися от других православных храмов.
Какие зарубежные храмы и города можно привести примером для описания архитектурных и художественных особенностей русских зарубежных храмов?
Примерами зарубежных храмов, которые можно использовать для описания архитектурных и художественных особенностей русских зарубежных храмов, являются Собор святителя Николая Чудотворца в Вене, Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине и Церковь святой равноапостольной Нины в Париже. Эти храмы отличаются своей изысканной архитектурой, красочными фресками и иконами, а также уникальными деталями в оформлении интерьера и экстерьера.