Ключевые пространственные образы в русской романтической поэзии
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования пространственных образов в русском романтизме 5
1.1 Особенности русского романтизма 5
1.2 Роль пространственных образов в тексте 10
2 Роль пространственных образов в русской романтической поэзии 15
2.1 Основные типы художественного пространства в русской романтической поэзии и их функции 15
2.2 Пространственные оппозиции в русской романтической поэзии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Список источников практического материала 29
В целом большинство значимых пространственных образов интерпретируются по-разному разными романтиками, причём это определяется не только индивидуальными особенностями автора, но и разновидностью романтизма, которой данный поэт придерживается.2.2 Пространственные оппозиции в русской романтической поэзииРомантизм по своей природе таков, что использование в нём контрастов, в частности, контрастов пространственных неизбежно. Наиболее частотным является противопоставление реального и воображаемого пространства, о чём уже говорилось в прошлом параграфе, однако конкретизироваться это противопоставление может по-разному: сон — явь, прошлое — настоящее и т.д., причём тот элемент противопоставления, который недостижим, будет выступать в качестве желанного.Другой пространственной оппозицией является открытое и закрытое пространство, которые непосредственно соотносятся с идеями свободы и несвободы, которые так важны для романтической поэзии.Ярким примером использования этих пространственных образов служит стихотворение «Счастие во сне» Жуковского. Во сне, в идеальном мире, где надежды сбываются, герои находятся на дороге, они встречаются под открытым небом, однако это оказывается сном: она просыпается в келье, он в тюрьме. Интересно, что в стихотворении упоминаются колокола, однако герои встречаются не в церкви (например, во время венчания), а именно на дороге. Несмотря на то, что церковь тоже означала бы их счастливое воссоединение, церковь — это тоже закрытое пространство, которое не ассоциируется со свободой. Поэтому во сне герои на дороге, где они могут идти куда пожелают, а в реальности — в закрытых пространствах, куда их поместили против их воли.Море является значимым пространственным образов в русской романтической поэзии, потому неудивительно, что оно вступает в целый ряд оппозиций, которые связаны с различными метафорическими представлениями. Так, в стихотворении «Море» Жуковского мы наблюдаем оппозицию море — небо, которая соотносится с противопоставлением верха и низа. Однако особенностью данного стихотворения является то, что здесь противопоставление не связано с оценочной шкалой «хорошо — плохо». Небо — то, что важно для моря, то, без чего оно не может существовать, потому, когда тучи закрывают небо, море волнуется, начинается шторм. Оппозиция «море — берег» в стихах более чётко связана с оценочной шкалой «хорошо — плохо», так как соотносится с представлением о свободе и несвободе. Ярким примером такого соотношения может послужить стихотворение А.С. Пушкина «К морю», где берег, с которого лирический герой прощается с морем, противопоставлен самой «свободной стихии»:Не удалось навек оставитьМне скучный, неподвижный брег,Тебя восторгами поздравитьИ по хребтам твоим направитьМой поэтической побег!Именно море воплощает свободу и всё, что с ней связано, в том числе и имена, которые ассоциируются с личной свободой или с борьбой за свободу.В стихотворении «Парус», однако, мы видим своего рода разрушение данной оппозиции: парус уже находится в море, однако он стремится ещё дальше, «просит бури», потому что просто находиться не на берегу ему мало. В этом особенность мировосприятия Лермонтова — даже помещая героя в типичную для романтика идеализированную среду, он показывает, что это среды ему недостаточно. Таким образом оппозиция «берег — море» здесь сохраняется, но соотношение «берег — несвобода», «море — свобода» утрачивается, так как даже на море этой свободы нельзя обрести в полной мере.Оппозиция верх — низ зачастую связана с противопоставлением «здесь — там», где «там» — это всегда какой-то недостижимый край, куда стремится герой. Примером может послужить стихотворение Жуковского «Весеннее чувство», где лирический герой обращается к ветерку:Чем опять душа полна?Что опять в ней пробудилось?Что с тобой к ней возвратилось,Перелетная весна?На эти вопросы нет ответа, как остаётся недостижимым место, куда стремится лирический герой:Все еще сей неизвестныйКрай желанного сокрыт?..Несмотря на то, что в «здесь» героя уже наступила весна и можно предположить, что он радуется ей, всегда остаётся нечто недостижимое, которое связано с такими пространственными образами, как далёкий край и небо (с которого слетел ветерок и прилетела птица, фигурирующие в стихотворении).Оппозиция верха и низа также присутствует в стихотворении «Взошла заря. Дыханием приятным…», в которой рефреном повторяется, что герой восходит на гору вслед за зарёй, однако вместе с ним поднимается и утренний туман, в котором он скрывается:И яркий день с ним в бледный сумрак слился,Задернулась окрестность пеленой,И, влажною пустыней окруженный,Я в облаках исчез, уединенный...Лирический герой скрывается в тумане, не догнав зарю, потому что всё теперь потемнело. Интересна оппозиция верх — них в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтова,в котором, в отличие от многих других стихов поэта, мы видим пример душевной гармонии, баланса между небом и землёй. На земле описывается пример земной гармонии, которая возможна только под открытым небом, в поле:Когда волнуется желтеющая ниваИ свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка <…>Небесная гармония не противоречит ей, а является закономерным дополнением:И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога...Но подобное соотношение неба и земли является редким примером в романтической поэзии, так как обычно верх и них всё-таки противопоставляются, а не дополняют друг друга.В целом, для ключевых образов поэзии русского романтизма характерна та же идея о недостижимости идеала, что и для всего романтизма в целом. Так, если описываемое пространство реально, то скорее всего оно будет менее привлекательно для лирического героя: античный Рим привлекательней современной Италии, море привлекает больше, чем берег, если же лирический герой уже на море, то его влекут к себе дальние страны или даже просто более далёкая гладь воды. ЗаключениеИсходя из поставленных во введении задач и с опорой на цель исследования, мы пришли к следующим выводам. Для романтизма как литературного направления характерен интерес к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, а также стремление освободить человеческую личность от тех оков, которые связывают её. Таким образом, свобода становится одной из ключевых тем данного направления. Исторические периоды, известные борьбой за свободу, а также исторические личности, которые участвовали в этой борьбе привлекают внимание романтиков.В России романтизм появился при несколько иных, чем в Европе, обстоятельствах. Разница определялась прежде всего разницей эмоционального состояния общества, в котором возник романтизм. В России романтизм развивался изначально на волне общественного подъёма, надежды на изменение социально-экономической ситуации в стране, было ощущение, что поэты и писатели, многие из которых были одновременно и общественными деятелями, способны по-настоящему что-то изменить, однако после крушения движения декабристов эмоциональная составляющая романтического движения изменилась, появились пессимистические мотивы, понимание недостижимости того гражданского, к которому стремились поэты.Художественное пространство играет в тексте важную роль, так как не просто указывает на то, где происходит действие, а создаёт нужную атмосферу, позволяет уточнить авторскую оценку, его взгляд на описываемое. Существует несколько видов художественного пространства: внутреннее и внешнее, реальное и вымышленное, конкретное и абстрактное. При этом они и те же пространственные образы могут присутствовать в художественных пространствах разных типов, например, море может быть вполне конкретным образом (например, поэт обращается к Чёрному морю), может быть абстрактным (море вообще), может быть вымышленным (придуманное море несуществующего мира, например).В романтической поэзии используются как определённые пространственные образы (море, поле, лес и др.), так и пространственные оппозиции, связанные с этими образами (открытое — закрытое пространство, верх — них, море — берег). В большинстве случаев более далёкий, недостижимый пространственный образ связывается с чем-то, что оценивается как желанное, тогда как более близкий, уже полученный, достигнутый образ — с тем, от чего лирический герой хочет уйти, причём если это море, то «близким» образом может быть берег, а «далёким» — собственно море, однако если действие уже происходит на море, то далёким образом становятся ещё не достигнутые страны, берега или просто более далёкие пространства. В любом случае пространственные образы романтиков способствуют развитию идеи недостижимости мечты у романтиков.Список использованных источниковБабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975.БалоноваМ.Г. Особенности хронотопа в творчестве Э.Хемингуэя 40-50-х годов // Филол. заметки 2001 г./ Межвуз. сб науч. тр. Саранск, 2001.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. (Дата обращения: 16.04.2019).Бахтин, М.М. Автор игерой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.Воробьёва А.Д. Художественное время и пространство в творчестве М.А. Шолохова на уроках литературы в 11 классе. М., 2004.Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст 1974. М., 1975. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М, 1982.ГостеваТ.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв. Барнаул, 2007.Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина. Орёл, 2013.Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей / Под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974.ИвановаН.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филолог, науки. 1991. №5-6. С.28-31.Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении художественного текста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2006_9/29.pdf. (Дата обращения: 16.04.2019).КолшанскийГ.В. Объективная картина мира в сознании и языке. М.: Наука, 1990.Коровин В.И., Прокофьева Н.Н., Скибин С.М. История русской литературы XIX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istlit.ru/txt/ruslit19_1/index.htm. (Дата обращения: 16.04.2019).ЛотманЮ.М. Художественное пространство в прозеГоголя// О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). СПб, 1997.Лотман, Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.Николаев А. И. Основы литературоведения. Иваново: ЛИСТОС, 2011.Пронькина В.М. Художественное время и пространство в прозе У. М. Теккерея. Н. Новгород, 2003.ПроскуринП.И. О пространстве в рассказе H.A. Бунина «Костер» // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 1998.Теория литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://capta.ru/book1100_80.shtml. (Дата обращения: 16.04.2019).Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: за и против. М., 1975.Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении: На материале романа Ф. М. Достоевского "Бесы". М., 1999.Список источников практического материалаБаратынский Е. Стихи. https://rupoem.ru/baratynskij. (Дата обращения: 16.04.2019).Батюшков К. https://rupoem.ru/batyushkov/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).Жуковский В. Стихи. https://rupoem.ru/zhukovskij/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).Лермонтов М.Ю. Стихи. https://rupoem.ru/lermontov/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).Пушкин А.С. Стихи. https://rupoem.ru/pushkin/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).
1. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975.
2. Балонова М.Г. Особенности хронотопа в творчестве Э.Хемингуэя 40-50-х годов // Филол. заметки 2001 г./ Межвуз. сб науч. тр. Саранск, 2001.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. (Дата обращения: 16.04.2019).
4. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
5. Воробьёва А.Д. Художественное время и пространство в творчестве М.А. Шолохова на уроках литературы в 11 классе. М., 2004.
6. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст 1974. М., 1975.
7. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М, 1982.
8. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв. Барнаул, 2007.
9. Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина. Орёл, 2013.
10. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей / Под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1974.
11. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филолог, науки. 1991. №5-6. С.28-31.
12. Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении художественного текста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2006_9/29.pdf. (Дата обращения: 16.04.2019).
13. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в сознании и языке. М.: Наука, 1990.
14. Коровин В.И., Прокофьева Н.Н., Скибин С.М. История русской литературы XIX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istlit.ru/txt/ruslit19_1/index.htm. (Дата обращения: 16.04.2019).
15. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). СПб, 1997.
16. Лотман, Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.
17. Николаев А. И. Основы литературоведения. Иваново: ЛИСТОС, 2011.
18. Пронькина В.М. Художественное время и пространство в прозе У. М. Теккерея. Н. Новгород, 2003.
19. Проскурин П.И. О пространстве в рассказе H.A. Бунина «Костер» // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 1998.
20. Теория литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://capta.ru/book1100_80.shtml. (Дата обращения: 16.04.2019).
21. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: за и против. М., 1975.
22. Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении: На материале романа Ф. М. Достоевского "Бесы". М., 1999.
Список источников практического материала
23. Баратынский Е. Стихи. https://rupoem.ru/baratynskij. (Дата обращения: 16.04.2019).
24. Батюшков К. https://rupoem.ru/batyushkov/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).
25. Жуковский В. Стихи. https://rupoem.ru/zhukovskij/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).
26. Лермонтов М.Ю. Стихи. https://rupoem.ru/lermontov/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019).
27. Пушкин А.С. Стихи. https://rupoem.ru/pushkin/all.aspx. (Дата обращения: 16.04.2019
Вопрос-ответ:
Какие особенности русского романтизма отражены в пространственных образах?
Русский романтизм характеризуется возвышенной эмоциональностью, стремлением к природе и свободе, трагическим осознанием смерти и непостижимости мира. В пространственных образах это выражается в образах природы, диковинных ландшафтов, замков, пещер и тайных уголков.
Какова роль пространственных образов в русской романтической поэзии?
Пространственные образы в русской романтической поэзии выполняют множество функций. Они создают особую атмосферу и настроение, передают эмоциональные состояния и внутренний мир героев, символизируют идеалы и желания, а также передают метафизические и философские концепции.
Какие основные типы художественного пространства существуют в русской романтической поэзии?
В русской романтической поэзии выделяются различные типы художественного пространства: природное пространство, сказочное пространство, абстрактное пространство, мифологическое пространство, утопическое пространство. Каждый из них имеет свои особенности и функции.
Какие пространственные оппозиции присутствуют в русской романтической поэзии?
В русской романтической поэзии присутствуют различные пространственные оппозиции. Например, противопоставление природы и города, дикости и цивилизации, светлых и темных мест, реальности и фантазии. Эти оппозиции помогают создавать контрасты и выразить основные идеи и образы поэзии.
Где можно найти список использованных источников по данной теме?
Список использованных источников можно найти в конце данной статьи. Он содержит все используемые для исследования материалы и литературу.
Какие особенности русского романтизма влияют на использование пространственных образов в тексте?
Русский романтизм характеризуется стремлением к выражению эмоций, подчеркиванием индивидуальности и субъективности. Эти особенности отражаются и в использовании пространственных образов - они помогают создать атмосферу, передать настроение и эмоции героев.
Какие функции выполняют пространственные образы в русской романтической поэзии?
Пространственные образы в русской романтической поэзии выполняют несколько функций. Они могут служить для усиления эмоциональной окраски текста, создания атмосферы и передачи настроения. Пространственные образы также могут помогать в построении характеров героев и выражении их внутреннего мира. Они могут быть использованы как символы и метафоры, помогая передать определенные идеи или концепции.
Какие типы художественного пространства встречаются в русской романтической поэзии и каковы их функции?
В русской романтической поэзии можно выделить несколько типов художественного пространства. Это, например, природа - она часто изображается как символ свободы и великолепия. Есть также городское пространство, которое может быть представлено как место суеты и аморальности. Отражение внутреннего мира героя может быть создано с помощью множества символов, таких как комнаты, пейзажи и т. д. Некоторые образы пространства также могут быть связаны с историческими и социальными контекстами и передавать определенные идеи или взгляды.