Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Сущность культуры интеллектуального труда 5
1.1 Подходы к определению культуры интеллектуального труда 5
1.2. К истории становления понятия культуры интеллектуального труда 8
Глава 2. Культура интеллектуального труда в образовательной среде 12
2.1. Специфика современной образовательной среды 12
2.2. Формирование культуры интеллектуального труда в вузе 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Сначала обучающиеся приобретают знания о приёме и осваивают навык выполнять деятельность, в ходе которой подводятся к пониманию её значения. Затем происходит перенос данного приема в процесс обучения и решения определенных задач. В основе мыслительных операций, составляющих базу интеллектуального труда, находится закономерности анализа и синтеза, находящиеся в тесном взаимодействии.Таким образом, интеллект формируется в процессе саморазвития, индивидуального усвоения культуры, образованной трудом предшествующих поколений людей. Интеллект, как исторически развивающаяся интеллектуальная культура, в ходе образования становится личным достоянием человека.Н. С. Пряжников рассматривает саморазвитие как готовность личности к осознанной самостоятельной самореализации в профессиональном поле, где особую роль играет внутренняя готовность личности. В этом случае человек предстает как регулятор и координатор совершаемых действий, что существенно приближает его к осуществлению намеченных профессиональных перспектив. Таким образом, внутреннюю готовность личности к компетентному профессиональному саморазвитию можно интерпретировать как способность человека формировать соответствующие условия эффективной реализации процесса профессионального самоопределения.С точки зрения психолого-педагогического подхода, в сущности и структуре профессионального саморазвития личности выделяется три компонента: готовность к компетентному профессиональному самоопределению; пространство для реализации профессионального саморазвития; ситуация компетентного саморазвития в процессе определения стратегий профессиональной деятельности. Указанные структурные компоненты выступают фактором, обуславливающим возможность определения готовности социума к формированию условий для инновационного прочтения содержания и структуры процесса образовательного сопровождения индивида в процессе его самоопределения в той или иной профессиональной сфере деятельности. М. Р. Битянова рассматривает профессиональное саморазвитие как профессионально ценностный процесс, способствующий оформлению индивидуального стиля профессиональной деятельности, а также являющийся инструментом самосовершенствования. В. А. Сластенин интерпретирует саморазвитие как процесс консолидации внутреннего движения личностного становления индивида и внешней профессиональной подготовки, в котором профессиональная подготовка определяет формы и содержание профессиональной рефлексии, а внутреннее движение задает личностный смысл профессионального саморазвития.В рамках синергетического подхода, саморазвитие личности основывается на ряде принципов. Это, в первую очередь, непрерывность, подразумевающая преемственность между этапами профессиональной подготовки: довузовской, вузовской, послевузовской. Динамичный характер требований к профессиональной компетентности специалиста диктует необходимость постоянного обучения, включая усвоение знаний из смежных областей. Системность – профессиональное саморазвитие индивида, ориентированной на развитие системы таких компонентов, как самореализация, самопознание, самоуправление, самоопределение в профессиональном становлении. Самоорганизация – профессиональное саморазвитие индивида обеспечивается сознательной регулируемой деятельностью, направленной на управление собой для выполнения задач и достижения поставленных целей. В результате актуализации внутренних механизмов самоорганизации (инициативность, автономность, ответственность, настойчивость) личность совершает выбор оптимального пути профессионального саморазвития, что выражается в стремлении к продолжению образования.Таким образом, процесс становления культуры интеллектуального труда в образовательной среде подразумевает включенность трех компонентов: научно-педагогическое сопровождение;личностный потенциал к саморазвитию обучаемых людей;образовательная среда, обеспечивающая доступ к базе знаний. Таким образом, процесс формирования культуры интеллектуального труда в образовательной среде представляет собой целенаправленное воздействие на способность индивида к усвоению знаний и компетенций, позволяющих обучающемусярационально выполнять умственную работу. Важной характеристикой феномена культуры интеллектуального труда является ее динамический характер, поскольку он развивается одновременно с развитием личности. В структуре технологии формирования культуры интеллектуального труда, помимо направленного педагогического вмешательства, обязательным компонентом является личностное и профессионального саморазвитие обучающегося.ЗаключениеВ данной работе было рассмотрено понятие «культура интеллектуального труда» и определена специфика формирования культуры интеллектуального труда в образовательном пространстве.В первойглаве была прослежена история формирования понятия культуры интеллектуального труда. Понятие культуры интеллектуального труда обусловлено спецификой понятия умственного труда, под которым понимается трудовая деятельность, направленная на производство знания и носящая инновационный характер. Таким образом, культура интеллектуального труда представляет собой феномен, формирующийся в результате синтеза качеств личности, характеризующих уровень ее интеллектуальных и операциональных качеств, личностное отношение к учебной деятельности и отражающее способность к рациональному выполнению умственной работы.Во второйглаве была рассмотрена специфика формирования культуры интеллектуального труда в образовательной среде.Специфика формирования культуры интеллектуального труда в образовательной среде определяется ее двухчастной структурой, складывающейся из внутреннего движения личностного становления индивида и внешней профессиональной подготовки в ходе педагогического сопровождения. Формирование культуры интеллектуального труда представляет собой результат процесса профессионального саморазвития, обусловленный, с одной стороны, требованиями внешней среды, предъявляемыми к компетентности специалиста, и потребностью личности в самореализации в поле учебной деятельности, с другой.Таким образом, наиболее перспективным представляется осмысление проблемы формирования культуры интеллектуального труда в образовательной среде в единстве внутреннего (как индивидуальности) и внешнего аспекта (в процессе образовательной деятельности) потребности самоактуализации.Список использованной литературыАдилова В. Х. Историческая ретроспектива становления понятия «культура интеллектуального труда» / В.Х. Адилова // Гуманизация образования. – 2016. - № 6. – С. 68-74.Барнетт Р. Осмысление университета [Электронный ресурс] / Р. Барнетт // По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 года; пер. Р. Гайлевича. 1999 ЦПРО БГУ. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/alml/barnet.htm. (дата обращения: 19.04.2019).Битянова М. Р. Психология личностного роста / М.Р. Битянова – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.Бурдье П. Социология политики / пер. Г.А. Чередниченко. – Москва :Socio-Logos, 1993. – 336 с.Выготский Л. С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.Вялых В. В., Неволина В. В. Анализ профессионального саморазвития личности с позиции синергетического подхода / В.В. Вялых, В.В. Неволина // Дискуссия. – 2015. - № 9 (61). – С. 125-130. Генкин Б. М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б.М. Генкин – Москва : Норма, 2009. – 448 с.Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1454 (дата обращения: 19.04.2019).Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – Москва : Академия, 2006. – 240 с.Ильин И.В. Влияние нематериальной мотивации на трудовое поведение // Вестник Московского государственного лингвистического университета / И.В. Ильин. – 2009. - № 542. – С. 58-68.Лебединцева Л. А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях / Л.А. Лебединцева // Общества. Среда. Развитие (TerraHumana). – 2012. - № 1. – С. 108-111.Лебединцева Л. А. Проблемное поле социологии интеллектуального труда / Л.А. Лебединцева // Омский научный вестник. – 2011. - № 4. – С. 33-36.Леонтьев А. А. Предисловие / А.А. Леонтьев // Выготский Л. С. Педология школьного возраста. – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – С. 3-18.Лупанова Н. А. Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения как основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования / Н.А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 18-22.Ольшанникова, Н.А. Эволюция идеи университета в эпоху индустриализации / Н.А. Ольшанникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (27). - С. 141-146.Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет. – Минск : БГУ, 2005. – 104 с.Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – Минск : БГУ, 2010. – 304 с..Савинов Р. В., Фокин И. Л. Развитие высшего образования в XVIII в.: центрально-европейские университеты / Р.В. Савинов, И.Л. Фокин // TerraHumana – 2018. - № 1. – С. 93-97.Сластенин В. А. Педагогика / В.А. Сластенин – Москва : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 452 с.Шаймарданов Р. Х., Ержанов Е. Т. Факторы и предпосылки деятельности по формированию культуры интеллектуального труда / Р.Х. Шаймарданов, Е.Т. Ержанов // Сборник научных статей Международ. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы формирования культуры интеллектуального труда будущих специалистов: тенденции, парадигмы, опыт» : т. 1. – Павлодар : ПГПИ, 2015. – С. 196-201.Ярыгин О. Н., Рудаков С. С. Креативность в аналитической деятельности / О.Н. Ярыгин, С.С. Рудаков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. - № 2 (9). – С. 347-352.
2. Барнетт Р. Осмысление университета [Электронный ресурс] / Р. Барнетт // По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 года; пер. Р. Гайлевича. 1999 ЦПРО БГУ. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/alml/barnet.htm. (дата обращения: 19.04.2019).
3. Битянова М. Р. Психология личностного роста / М.Р. Битянова – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
4. Бурдье П. Социология политики / пер. Г.А. Чередниченко. – Москва : Socio-Logos, 1993. – 336 с.
5. Выготский Л. С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.
6. Вялых В. В., Неволина В. В. Анализ профессионального саморазвития личности с позиции синергетического подхода / В.В. Вялых, В.В. Неволина // Дискуссия. – 2015. - № 9 (61). – С. 125-130.
7. Генкин Б. М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б.М. Генкин – Москва : Норма, 2009. – 448 с.
8. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1454 (дата обращения: 19.04.2019).
9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – Москва : Академия, 2006. – 240 с.
10. Ильин И.В. Влияние нематериальной мотивации на трудовое поведение // Вестник Московского государственного лингвистического университета / И.В. Ильин. – 2009. - № 542. – С. 58-68.
11. Лебединцева Л. А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях / Л.А. Лебединцева // Общества. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2012. - № 1. – С. 108-111.
12. Лебединцева Л. А. Проблемное поле социологии интеллектуального труда / Л.А. Лебединцева // Омский научный вестник. – 2011. - № 4. – С. 33-36.
13. Леонтьев А. А. Предисловие / А.А. Леонтьев // Выготский Л. С. Педология школьного возраста. – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – С. 3-18.
14. Лупанова Н. А. Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения как основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования / Н.А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 18-22.
15. Ольшанникова, Н.А. Эволюция идеи университета в эпоху индустриализации / Н.А. Ольшанникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 1 (27). - С. 141-146.
16. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет. – Минск : БГУ, 2005. – 104 с.
17. Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – Минск : БГУ, 2010. – 304 с..
18. Савинов Р. В., Фокин И. Л. Развитие высшего образования в XVIII в.: центрально-европейские университеты / Р.В. Савинов, И.Л. Фокин // Terra Humana – 2018. - № 1. – С. 93-97.
19. Сластенин В. А. Педагогика / В.А. Сластенин – Москва : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 452 с.
20. Шаймарданов Р. Х., Ержанов Е. Т. Факторы и предпосылки деятельности по формированию культуры интеллектуального труда / Р.Х. Шаймарданов, Е.Т. Ержанов // Сборник научных статей Международ. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы формирования культуры интеллектуального труда будущих специалистов: тенденции, парадигмы, опыт» : т. 1. – Павлодар : ПГПИ, 2015. – С. 196-201.
21. Ярыгин О. Н., Рудаков С. С. Креативность в аналитической деятельности / О.Н. Ярыгин, С.С. Рудаков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. - № 2 (9). – С. 347-352.
Вопрос-ответ:
Что такое культура интеллектуального учебного труда?
Культура интеллектуального учебного труда - это совокупность знаний, навыков и ценностей, которые помогают обучающемуся эффективно осваивать учебный материал, развивать свой интеллект и достигать успеха в образовании.
Какие подходы существуют к определению культуры интеллектуального труда?
В определении культуры интеллектуального труда используются различные подходы. Некоторые подходы сосредотачиваются на активности учащихся в процессе обучения и развития их интеллектуальных способностей. Другие подходы уделяют внимание формированию ценностей и навыков, необходимых для успешного интеллектуального труда.
Какие особенности образовательной среды способствуют формированию культуры интеллектуального труда?
Современная образовательная среда обладает несколькими особенностями, которые способствуют формированию культуры интеллектуального труда. Это включает активное использование информационных и коммуникационных технологий, создание стимулирующей и поддерживающей обучение атмосферы, развитие разнообразных форм и методов работы с учебным материалом.
Как формируется культура интеллектуального труда в вузе?
В формировании культуры интеллектуального труда в вузе важную роль играет сочетание теоретического обучения и практического применения знаний. Вузы обеспечивают студентов не только обязательным учебным материалом, но и позволяют участвовать в научных исследованиях, проводить эксперименты и проходить стажировки в реальных организациях.
Как обучающиеся приобретают культуру интеллектуального труда?
Обучающиеся приобретают культуру интеллектуального труда путем усвоения знаний о принципах интеллектуальной работы и развития своих навыков выполнения заданий с использованием своего интеллекта. Они также осваивают способы организации своего учебного процесса, эффективного использования имеющихся ресурсов и управления своим временем.
Как определить понятие культуры интеллектуального труда?
Понятие культуры интеллектуального труда можно определить как систему ценностей, норм, знаний и навыков, которые связаны с использованием интеллектуальных способностей человека в рамках образовательной среды.
Какое значение имеют подходы к определению культуры интеллектуального труда?
Подходы к определению культуры интеллектуального труда позволяют выявить различные аспекты этого понятия и помогают развивать соответствующие навыки и нормы среди обучающихся в образовательной среде.
Как становилось понятие культуры интеллектуального труда в истории?
Понятие культуры интеллектуального труда развивалось в истории вместе с развитием общества и интеллектуальных способностей людей. Исследователи разных эпох добавляли в определение культуры интеллектуального труда новые аспекты и представления о значимости интеллектуального труда.
Чем отличается современная образовательная среда?
Современная образовательная среда отличается высокой степенью информатизации и использованием современных технологий в обучении. Также в ней уделяется большое внимание развитию интеллектуальных способностей и культуры интеллектуального труда.
Как формируется культура интеллектуального труда в вузе?
Формирование культуры интеллектуального труда в вузе происходит через преподавание академических дисциплин, развитие у студентов навыков самообразования и саморазвития, а также через создание подходящей образовательной среды, где ценятся интеллектуальные способности и стремление к знаниям.