Проявления агрессии и тревожности у детей дошкольного (или) младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 57 57 страниц
  • 95 + 95 источников
  • Добавлена 01.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы роли агрессивности и тревожности в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Анализ психологических теорий агрессивного поведения 5
1.2. Психолого-педагогическая деятельность с тревожными и агрессивными детьми дошкольного возраста 16
Глава 2.Экспериментальное исследование тревожности и агрессивности в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Описание методов исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3. Пути коррекции агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

Он не противится критики и способен взять на себя ответственность, принимая какое-нибудь важное решение. Низкий уровень тревоги может проявляться также, если в эмоциональном опыте подобные ситуации уже встречались.Высокий уровень ситуативной тревожности школьников говорит о том, что ситуация, в которой находится школьник, очень важна для него. Она касается актуальных на данный момент потребностей, обладает личностным смыслом. При этом неосознанно или осознанно ребенок воспринимает ее как ту, которая несет опасность для физического существования, престижа, авторитета в группе или самооценки. Школьник ощущает беспокойство, напряжение, мышечную скованность. Он сосредоточен на происходящем или на собственном отношении к нему. Барьеры на пути к достижению цели кажутся опасными и непреодолимыми. Он недоволен окружающими людьми, собой, часто уходит в себя. Устранение барьеров или изменение отношения к ним может снизить актуальную тревогу.Показатели личностной тревожности, полученные в результате проведения методики, демонстрируют, что у 13 учеников (32%) в данный момент имеют умеренный уровень, 22 ученика (54%) низкий, 6 учеников (14%) высокий уровни развития. Низкий уровень личностной тревожности младших школьников свидетельствует об адекватном восприятии учениками трудностей и их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающим фактором для таких школьников являются в основном ситуации, которые представляют реальную опасность для их жизни. Взаимоотношения с окружающими, поведение регулируются уверенностью в успехе разрешить конфликты. При появлении конфликтной ситуации возникает склонность к обвинению других людей. Критические замечания окружающих людей воспринимаются спокойно, без раздражения. Одобрение, похвала воспринимаются как заслуженные. Преобладает мотив успеха. Это позволяет считать препятствия как преодолимые. Для достижения цели, для устранения преград возможно привлечение не только собственных сил, но и помощи окружающих людей.При умеренном уровнеличностной тревожности дети чувствуют себя комфортно, сохраняют эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым они уже успел адаптироваться, в которых они знают как себя вести. При осложнении ситуации или появлении дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановливается эмоциональное равновесие после достижения оптимального уровня адаптированности.Высокий уровень личностной тревожности этих учеников означает, что большое количество ситуаций, в которых подчас оказывается ученик, ощущаются им как угрожающие самооценке. Контакты с людьми, поведение регулируются, по большей части, эмоциями. Повышенная эмоциональная чувствительность соотносится с обидчивостью, повышенной ранимостью, что затрудняет общение, а также создает большое количество коммуникативных барьеров. Замечания со стороны окружающих понимаются как порицания, оскорбления. Все же и поддержка, одобрение, комплименты не вызывают доверия или понимаются как лесть. Конфликтные ситуации или стараются избегать, или у них формируется длительное чувство вины. Неудачи иногда переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального анализа и преодоления.Таким образом,некоторые младшие школьники имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, что свидетельствует о том, что их состояние характеризуется наличием в процессе обучения субъективного дискомфорта, напряженности и беспокойств. Они более склонны воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. Большинство ситуаций, в которых как бы оказываются эти учащиеся, воспринимаются ими как угрожающие их самооценке.Выявление взаимосвязи показателей эмоционально-личностной сферы и тревожности младших школьников (Коэффициент ранговой корреляции Р.С. Спирмена)Полученные эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартизированным методом математической статистики.Для выявления взаимосвязи между показателями эмоционально-личностной сферы и тревожности младших школьников мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. По итогам использования метода ранговой корреляции Спирмена были получены следующие результаты.1. Выявлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «негативизм» (методика Баса-Дарки): rs=0,41 (rкр=0,31 при p≤0,05). Т.е., чем более выражена личностная тревожность у учеников, тем более они склонны негативно переживать ситуации, связанные с возможностью самовыражения.2. Установлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «подозрительность» (методика Баса-Дарки): rs=0,53 (rкр =0,31 при p≤0,05). Т.е. чем более проявляется личностная тревожность у младших школьников, тем более они склонны к подозрительности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.3. Определена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «чувства вины» (методика Баса-Дарки): rs=0,73 (rкр =0,40 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена личностная тревожность у детей, тем более они склонны испытывать чувства вины в различных ситуациях взаимодействия.4. Установлена взаимосвязь между показателем ситуативной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями шкалы «физическая агрессия» (методика Баса-Дарки): rs=0,52 (rкр =0,40 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена ситуативная тревожность у детей, тем более они склонны применять физическую силу в ситуациях неопределенности.5. Была установлена корреляция значений по показателю «Переживание социального стресса» (тест школьной тревожности Филипса)и показателями шкалы «косвенная агрессия» (методика Баса-Дарки): rs=0,47 (rкр=0,31 при p≤0,05). Т.е. чем выше у подростков выражена тревожность, тем более они склонны к проявлениям скрытых агрессивных действий по отношению к окружающим.На основе проведенного эмпирического исследования была отобрана группа младших школьников с повышенной агрессивностью и тревожностью для их последующего участия в реализации психокоррекционной программы. В состав этой группы вошли 10 детей младшего школьного возраста.2.3.Пути коррекции агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возрастаОсновные направления профилактики тревожности агрессивности и повышение статусного положения старших дошкольников в группе сверстников содержат:обучение агрессивных ребят способам саморегуляции, умению владеть собой;обучение детей допустимым способам формулирования гнева;совершенствование качеств: эмпатии и доверия;отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;работа с родителями агрессивных детей.В ходе работы с испытуемыми детьми по профилактике тревожности агрессивного поведения и повышение статуса дошкольников в группе сверстников мы разработали и апробировали программу «Будем дружить».Программа состоит из трёх основных направлений:первое – работа с детьми, второе – работа с родителями, третье – работа с педагогами.Цели первого направления программы: формирование благоприятного статуса дошкольников в группе сверстников; профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Ра рамках данного направления мы решали следующие задачи:познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, свойственных человеку;формировать эмоциональную произвольность;научить детей конструктивным способам управления своим поведением (снимать напряжение, освобождаться от злости, раздражительности, разразрешать конфликтные ситуации);развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки. Психолого–педагогическую работу по повышение статусного положения дошкольников в группе сверстников старшего дошкольного возраста мы осуществляли по таким направлениям:формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи;повышение сплоченности группы;снижение конфликтности;развитие позитивного отношения к себе и другим членам группы.Собственно, подобная работа содействует повышению социометрического статуса каждого члена детского коллектива, повышению числа взаимных выборов, совершенствованию эмоционального самочувствия любого ребенка в системе межличностных отношений. Второе направления программы включает психопрофилактическую, пропедевтическую работу с родителями, направленную на снятие факторов, провоцирующих агрессивное поведение у старших дошкольников и расширение опыта позитивного взаимодействия с ребенком. Задачи второго направления программы:постижение родителями особенностей психологии детей старшего дошкольного возраста, имеющихся у них уровней регуляции собственного поведения (психологического, поведенческого, физиологического);обучение родителей адекватным способам общения с детьми, рефлексии задач и стилей воспитания;осознание родителями связи между личными коммуникативными установками и их влиянием на эмоционально – волевую сферу детей;расширение опыта позитивного взаимодействия с ребенком.Третье направления программы включает знакомство воспитателей с особенностями и закономерностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, с ситуациями, содействующими росту эмоционального комфорта в группе и стимулирующих вырабатывание положительных качеств личности детей, на формирование у педагогов мотивации к самосовершенствованию, усиление профессионального самосознания.Задачи третьего направления программы: знакомство педагогов с особенностями и закономерностями формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;обучение адекватным способам взаимодействия с детьми имеющими агрессивные проявления;помощь в создании условий, содействующих увеличению эмоционального комфорта в группе и стимулирующих развитие положительных качеств личности детей;обучение педагогов навыкам психологической саморегуляции.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования рассмотрена проблема роли агрессивности в становлении социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.На основе полученных результатов исследования необходимо сделать следующие выводы.Агрессивность – это способ поведения человека, при помощи которого он проявляет собственное отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к отрицательным параметрам жизни, однако не может не волновать проблема детской агрессивности. Детская тревожность и агрессия - это способ поведения, через которые старший дошкольник выражает собственное отношение к другим сверстникам. Данная агрессия может считаться способом защиты либо способом отношения к окружающим его сверстникам.Важнейшими причинами тревожности и агрессии детей старшего дошкольного возраста могут быть как психические расстройства так и социально–психологические факторы (стиль семейного воспитания, разрушение эмоциональных связей в системе детско–родительских отношений, распад семьи).Агрессивные тенденции у детей старшего дошкольного возраста, проявляются в семьях, где имеется огромная дистанция между родителями и детьми, где родители совсем не интересуются развитием детей, где не достаточно ласки и тепла, отношение к проявлению детской агрессивности равнодушное либо снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий взамен заботы и терпеливого разъяснения выбирают силовые методы, в особенности физические наказания.Необходимо отметить, что психолого – педагогическая деятельность по профилактике тревожного и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста нежно начинать не лишь с самим ребенком, однако и с родителями.Основным условием психолого – педагогической профилактики тревожного и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, считается изменение отношение к другим сверстникам и развитие социальных навыков решения вопросов неагрессивным способом. Подобные незначительные изменения приведут к ликвидации агрессивных тенденций у старших дошкольников.Психолого – педагогическая работа с семьёй агрессивного ребёнка подразумевает возобновления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, вырабатывание родительских просоциальных норм, установок, а кроме того привлечение к деятельному взаимодействию семьи в предотвращении агрессии со стороны их детей. Нужно отметить, что нехватка ласки, доброты внимания, в старшем дошкольном возрасте ведёт к понижению эмпатии и увеличению агрессивности, недостаток родительского тепла малыш переживает на всех следующих этапах собственного развития.Следовательно, важнейшей задачей на сегодня в системе воспитания агрессивных детей старшего дошкольного возраста, в особенности отсутствие отлично организованных навыков общения, тренировать их способность результативно общаться, снизить агрессивные тенденции в поведении, устраняя защитные реакции, изоляция, опыт положительного взаимодействия, включение в жизнь группы.Нами было проведено экспериментальное исследование. Таким образом, цель и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза доказана. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгрессия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2009. – 336 c. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /A. Адлер. – М.: Евразия. 2008. – 532 c. Амплеева, В.В. Особенности применения аутогенной тренировки [Текст] / В.В. Амплеева, А.Э. Юдин // Молодой ученый. – 2016. – №20. – C. 761–765. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. A.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2014. – 446 c.Артемова, Л.В. Динамика содержательности общения детей c 3 до 7 лет в игровых группах [Текст] / Л.В. Артемова // Новые исследования в психологии. – 2016. – № 2 (35). – C.49–54.Басс, A.Г. Психология агрессии [Текст] / A.Г. Басс // Вопросы психологии. – 2007. – №3 – C.60–67.Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2011. – 512 c.Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Академия. 2010. – 410 c.Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2012. – 97 c.Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2011. – 352 c.Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М., 2011. – 88 c.Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – C.55–58.Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…[Текст] / И.В. Вачков – 2 изд. – М.: Генезис, 2015. – 288 c. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Е.В. Волкова // Психологическая газета. – 2007. – №5–6. – C.17–21.Воробьева, Ю.В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей [Текст] / Ю.В. Воробьева, Е.В. Гордиенко // Молодой ученый. – 2015. – №1. – C.364–367.Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 1987. – 165 c.Выготский, Л.C. Собрание сочинений [Текст] / Л.C. Выготский под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика 2012. – 400 c. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2015. – 688 c.Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии. – М.: Наука, 2008. – 348 c.Детский психолог [Текст] / под ред. Е.И. Рогова. – Ростов на Дону: Феникс. 2015. – 448 c.Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте [Текст] / Н.A. Дубинко //Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – C.81–84.Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, A.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. – М.: Академия, 2015. –160 c.     Дьяченко, М.И. Психологический словарь–справочник [Текст] / М.И. Дьяченко. – Минск: Харвест. – М.: АСТ, 2010. – 960 c.Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.В. Егошкин: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1995. – 165 c.Елтарёва, К.К. Песочная терапия как средство психолого–педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников [Текст] / К.К. Елтарёва // Молодой ученый. – 2017. – №3. –C.411–413. Ениколопов, C.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / C.Н. Ениколопов. – М.: Флинта, 2016. – 96 c.Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2016. – 208 c.Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. – М.: Знание, 2010. – 145 c.Инюшина, Г.С. Понимание сущности нравственного конфликта в русле концепции возрастной периодизации [Текст] / Г.С. Инюшина // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 2013. – C.89–94.Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. – М., 2010. – 214 c.Истратова, O.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / O.Н. Истратова: дис. ... канд. психол. наук. – Таганрог, 1998. – 182 c.Карелин, A.A. Психологические тесты [Текст] / A.A. Карелин. – М.: Эксмо, 2016. – 416 c.Ковалевский, A.Н. Детская агрессия – результат становления характера [Текст] / A.Н. Ковалевский // Молодой ученый. – 2016. – №5. Т.2. –C.161–164. Козлова, Л.В. Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии [Текст] / Л.В. Козлова, И.А. Любащенко, Е.В. Фадеева и др. // Молодой ученый. – 2017. – №36. –C.89–91. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.A. Панько. – М.: Просвещение, 2012. – 426c.Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Я.Л. Коломинский.  – М.: Белый ветер, 2014. – 460 c.Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2014. – 224 c.Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. A.В. Петровского. – М.: Академия, 2016. – 494 c.Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / C.В. Крюкова. – М.: Генезис, 2012. – 208 c.Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 c.Кузуб, Н.В. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2017 – 61 c.Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – C.1–15. Леонтьев, A.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / A.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2009. – C.13 – 25.Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц. – М.: Прогресс, Универс, 2008. – 272с.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия c детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб: Речь, 2003. – 190 c.Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа c гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова. – М.: Генезис, 2008. – 192 c.Макаренко, A.С. Собрание сочинений. – В 2–х т. – Т.2 [Текст] / A.С. Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534c.Малыхина, Л.В. Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада [Текст] / Л.В. Малыхина // Молодой ученый. – 2017. –№43. – С. 108–111. Марцинковская, Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в её онтогенезе. – М., 2012. – C.54–60.Мельников, В.М. Агрессивность в контексте психологической науки [Текст] / В.М. Мельников // Вестник Бурятского Государственного университета. −2013. − № 2. – C.184–186. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито–Центр, 2012. – 184 c.Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков [Текст]/ В.И. Мурадова // Молодой ученый. – 2016. – №15. –C. 413–415.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. –8–е изд., стереотип. – М.: Академия, 2017. – 431 c. Надеждина, Р.Г. Игра и взаимоотношения детей [Текст] / Р.Г. Надеждина// Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – C.56–61.Нежнов, П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых нравственных норм [Текст] / П.Г. Нежнов, C.Г. Якобсон. – М.: Знание, 2007. – 230 с.Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. Юрайт, 2017. – 765 c.Новикова Н.А. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ [Текст] / Н.А. Новикова, Ю.И. Голиусова // Молодой ученый. – 2017. – №32. –C.99–101. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 252 c.Ольшанский, Д.В. Я сам! Очерки становления и развития детского «Я» [Текст] / Д.В. Ольшанский. – М.: Знание, 2017. – 502 c.Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей [Текст] / Н.Н. Павлова: дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2001. – 164 c.Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2013. – 336 c.Поспехов, И.М. Психологическая характеристика избирательных (личностных) отношений между детьми в коллективе [Текст] / И.М. Поспехов: Автореф. канд. дис. – М., 1973.Психология: словарь [Текст] / под ред. A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Инфа–М. 2013. – 494 c.Ратинова, Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно–насильственных преступлений [Текст] / Н.А. Ратинова: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1998. – 24с.Репина, Т.A. Психология дошкольника [Текст] / Т.A. Репина. – М.: Академия, 2015. – 510 c.Романов, A.A. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик [Текст]: пособие / A.A. Романов. – М.:ПлэЙТ, 2014. – 48 c.Рояк, A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / A.A. Рояк. – М.: Педагогика, 2016. – 120 c.Рудикова, В.В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития [Текст] / В.В. Рудикова // Молодой ученый. – 2014. – №10. – C.495–499. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Р. Румянцева // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – C.17–22.Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии [Текст] / Ф.С. Сафуанов. – М.: Смысл, 2003. – 300 c.Смирнова, Е.О. Агрессивные дети [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2009. – №5. –C.62–67.Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2008. – №1. – C.27–32.Сорокина, И.Р., Григорьева О.О. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции [Текст] / И.Р. Сорокина, О.О. Григорьева // Молодой ученый. – 2016. – №9. –C. 1041–1043. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст] / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2015. – 144 c.Сурьянинова, Т.А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности [Текст] / Т.А. Сурьянова, И.Г. Ткаченко // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – C.140-147. Тарасенко, А.В. Агрессия и пути ее предупреждения [Текст] / A.В. Тарасенко // Молодой ученый. – 2017. – №12. –C.196–199. Теплов Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – C.269–274.Терещук, Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрической методики и наблюдению реального взаимодействия дошкольников со сверстниками [Текст] / Р.К. Терещук // Новые исследования в психологии. – 2016. – №1. – C.112-119.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / К. Фопель. в 4–х томах. – М.: Генезис, 2016. – 160 c.Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд.– М.: Педагогика Пресс. 2010. – 144 c.Фромм, Э. Агрессия [Текст] / Э. Фромм. – М.: Олимп, 2008. – 234 c.Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 2013. – 195 c.Харитонова, Е.В. Социально–исторические детерминанты агрессивного поведения [Текст] / Е.В. Харитонова: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1999. – 161 c.Хрустова, Е.C. Социально–психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Хрустова, C.П. Акутина // Молодой ученый. – 2015. – №22. –C. 911–913.Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников [Текст] / Г.Р. Хузеева: дис. ... канд. психол. наук – М., 2013, – 187 c.Чепелева, Л.М. Агрессивность в контексте социализации личности. // Содержание социально–гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход [Текст] / Л.М. Чепелева // Материалы Южно–Российской научно–методической конференции. – Краснодар, 2015. – C.132–134.Чижова, C.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему [Текст] / C.Ю. Чижова. – Ярославль: Академия развития. 2011. – 160 c.Щедровицкий, Г.П. O двух типах руководства в групповой деятельности детей [Текст] / Г.П. Щедровицкий, Р.Г. Надеждина // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – C.74–84.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2015.–  384 c.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / под ред. В.В. Лебединского, O.C. Никольской, Е.Р. Баенской, и др. – М.: МГУ, 2010. – 127 c.Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 2014. – 143 c.Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии [Текст] / Г.П. Ярмоленко: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2014. – 161 c.Adler A. Individual Psychology. Murcheson: Clarr Univ. Press, 1930.–376 p.Buss A.H. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961.Baron R. The control of human aggression. A strategy based on incompatible responces // Aggression. Theoretical and empirical reviews. 1983.

1. Агрессия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / под ред.
Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2009. – 336 c.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /
A. Адлер. – М.: Евразия. 2008. – 532 c.
3. Амплеева, В.В. Особенности применения аутогенной тренировки [Текст] / В.В. Амплеева, А.Э. Юдин // Молодой ученый. – 2016. – №20. – C. 761–765.
4. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. A.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2014. – 446 c.
5. Артемова, Л.В. Динамика содержательности общения детей c 3 до 7 лет в игровых группах [Текст] / Л.В. Артемова // Новые исследования в психологии. – 2016. – № 2 (35). – C.49–54.
6. Басс, A.Г. Психология агрессии [Текст] / A.Г. Басс // Вопросы психологии. – 2007. – №3 – C.60–67.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2011. – 512 c.
8. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Академия. 2010. – 410 c.
9. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2012. – 97 c.
10. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2011. – 352 c.
11. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М., 2011. – 88 c.
12. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – C.55–58.
13. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…[Текст] / И.В. Вачков – 2 изд. – М.: Генезис, 2015. – 288 c.
14. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Е.В. Волкова // Психологическая газета. – 2007. – №5–6. – C.17–21.
15. Воробьева, Ю.В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей [Текст] / Ю.В. Воробьева, Е.В. Гордиенко // Молодой ученый. – 2015. – №1. – C.364–367.
16. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 1987. – 165 c.
17. Выготский, Л.C. Собрание сочинений [Текст] / Л.C. Выготский под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика 2012. – 400 c.
18. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2015. – 688 c.
19. Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии. – М.: Наука, 2008. – 348 c.
20. Детский психолог [Текст] / под ред. Е.И. Рогова. – Ростов на Дону: Феникс. 2015. – 448 c.
21. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте [Текст] / Н.A. Дубинко //Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – C.81–84.
22. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /
И.В. Дубровина, A.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. – М.: Академия, 2015. –160 c.
23. Дьяченко, М.И. Психологический словарь–справочник [Текст] /
М.И. Дьяченко. – Минск: Харвест. – М.: АСТ, 2010. – 960 c.
24. Егошкин, Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.В. Егошкин: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1995. – 165 c.
25. Елтарёва, К.К. Песочная терапия как средство психолого–педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников [Текст] / К.К. Елтарёва // Молодой ученый. – 2017. – №3. – C.411–413.
26. Ениколопов, C.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / C.Н. Ениколопов. – М.: Флинта, 2016. – 96 c.
27. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2016. – 208 c.
28. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. – М.: Знание, 2010. – 145 c.
29. Инюшина, Г.С. Понимание сущности нравственного конфликта в русле концепции возрастной периодизации [Текст] / Г.С. Инюшина // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 2013. – C.89–94.
30. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. – М., 2010. – 214 c.
31. Истратова, O.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / O.Н. Истратова: дис. ... канд. психол. наук. – Таганрог, 1998. – 182 c.
32. Карелин, A.A. Психологические тесты [Текст] / A.A. Карелин. – М.: Эксмо, 2016. – 416 c.
33. Ковалевский, A.Н. Детская агрессия – результат становления характера [Текст] / A.Н. Ковалевский // Молодой ученый. – 2016. – №5. Т.2. – C.161–164.
34. Козлова, Л.В. Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии [Текст] / Л.В. Козлова, И.А. Любащенко,
Е.В. Фадеева и др. // Молодой ученый. – 2017. – №36. – C.89–91.
35. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.A. Панько. – М.: Просвещение, 2012. – 426 c.
36. Коломинский, Я.Л. Игра в жизни дошкольника [Текст] /
Я.Л. Коломинский. – М.: Белый ветер, 2014. – 460 c.
37. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2014. – 224 c.
38. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. A.В. Петровского. – М.: Академия, 2016. – 494 c.
39. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / C.В. Крюкова. – М.: Генезис, 2012. – 208 c.
40. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] /
Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 c.
41. Кузуб, Н.В. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2017 – 61 c.
42. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – C.1–15.
43. Леонтьев, A.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / A.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2009. – C.13 – 25.
44. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц. – М.: Прогресс, Универс, 2008. – 272 с.
45. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия c детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб: Речь, 2003. – 190 c.
46. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа c гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова. – М.: Генезис, 2008. – 192 c.
47. Макаренко, A.С. Собрание сочинений. – В 2–х т. – Т.2 [Текст] /
A.С. Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534 c.
48. Малыхина, Л.В. Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского сада [Текст] / Л.В. Малыхина // Молодой ученый. – 2017. –№43. – С. 108–111.
49. Марцинковская, Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в её онтогенезе. – М., 2012. – C.54–60.
50. Мельников, В.М. Агрессивность в контексте психологической науки [Текст] / В.М. Мельников // Вестник Бурятского Государственного университета. −2013. − № 2. – C.184–186.
51. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито–Центр, 2012. – 184 c.
52. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков [Текст] / В.И. Мурадова // Молодой ученый. – 2016. – №15. – C. 413–415.
53. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. –8–е изд., стереотип. – М.: Академия, 2017. – 431 c.
54. Надеждина, Р.Г. Игра и взаимоотношения детей [Текст] /
Р.Г. Надеждина// Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – C.56–61.
55. Нежнов, П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых нравственных норм [Текст] / П.Г. Нежнов, C.Г. Якобсон. – М.: Знание, 2007. – 230 с.
56. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. Юрайт, 2017. – 765 c.
57. Новикова Н.А. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ [Текст] / Н.А. Новикова,
Ю.И. Голиусова // Молодой ученый. – 2017. – №32. – C.99–101.
58. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 252 c.
59. Ольшанский, Д.В. Я сам! Очерки становления и развития детского «Я» [Текст] / Д.В. Ольшанский. – М.: Знание, 2017. – 502 c.
60. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей [Текст] / Н.Н. Павлова: дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2001. – 164 c.
61. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2013. – 336 c.
62. Поспехов, И.М. Психологическая характеристика избирательных (личностных) отношений между детьми в коллективе [Текст] / И.М. Поспехов: Автореф. канд. дис. – М., 1973.
63. Психология: словарь [Текст] / под ред. A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Инфа–М. 2013. – 494 c.
64. Ратинова, Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно–насильственных преступлений [Текст] / Н.А. Ратинова: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1998. – 24с.
65. Репина, Т.A. Психология дошкольника [Текст] / Т.A. Репина. – М.: Академия, 2015. – 510 c.
66. Романов, A.A. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик [Текст]: пособие / A.A. Романов. – М.:ПлэЙТ, 2014. – 48 c.
67. Рояк, A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / A.A. Рояк. – М.: Педагогика, 2016. – 120 c.
68. Рудикова, В.В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития [Текст] / В.В. Рудикова // Молодой ученый. – 2014. – №10. – C.495–499.
69. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Р. Румянцева // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – C.17–22.
70. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии [Текст] / Ф.С. Сафуанов. – М.: Смысл, 2003. – 300 c.
71. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. – 2009. – №5. – C.62–67.
72. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2008. – №1. – C.27–32.
73. Сорокина, И.Р., Григорьева О.О. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции [Текст] / И.Р. Сорокина, О.О. Григорьева // Молодой ученый. – 2016. – №9. – C. 1041–1043.
74. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст] / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2015. – 144 c.
75. Сурьянинова, Т.А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности [Текст] / Т.А. Сурьянова, И.Г. Ткаченко // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. – C.140-147.
76. Тарасенко, А.В. Агрессия и пути ее предупреждения [Текст] /
A.В. Тарасенко // Молодой ученый. – 2017. – №12. – C.196–199.
77. Теплов Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов,
В.Д. Небылицын // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – C.269–274.
78. Терещук, Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрической методики и наблюдению реального взаимодействия дошкольников со сверстниками [Текст] / Р.К. Терещук // Новые исследования в психологии. – 2016. – №1. – C.112-119.
79. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / К. Фопель. в 4–х томах. – М.: Генезис, 2016. – 160 c.
80. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд.– М.: Педагогика Пресс. 2010. – 144 c.
81. Фромм, Э. Агрессия [Текст] / Э. Фромм. – М.: Олимп, 2008. – 234 c.
82. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 2013. – 195 c.
83. Харитонова, Е.В. Социально–исторические детерминанты агрессивного поведения [Текст] / Е.В. Харитонова: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1999. – 161 c.
84. Хрустова, Е.C. Социально–психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Хрустова, C.П. Акутина // Молодой ученый. – 2015. – №22. – C. 911–913.
85. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников [Текст] / Г.Р. Хузеева: дис. ... канд. психол. наук – М., 2013, – 187 c.
86. Чепелева, Л.М. Агрессивность в контексте социализации личности. // Содержание социально–гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход [Текст] / Л.М. Чепелева // Материалы Южно–Российской научно–методической конференции. – Краснодар, 2015. – C.132–134.
87. Чижова, C.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему [Текст] / C.Ю. Чижова. – Ярославль: Академия развития. 2011. – 160 c.
88. Щедровицкий, Г.П. O двух типах руководства в групповой деятельности детей [Текст] / Г.П. Щедровицкий, Р.Г. Надеждина // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – C.74–84.
89. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2015.– 384 c.
90. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / под ред. В.В. Лебединского, O.C. Никольской, Е.Р. Баенской, и др. – М.: МГУ, 2010. – 127 c.
91. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 2014. – 143 c.
92. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии [Текст] / Г.П. Ярмоленко: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2014. – 161 c.
93. Adler A. Individual Psychology. Murcheson: Clarr Univ. Press, 1930.–376 p.
94. Buss A.H. The psychology of aggression. New York: Wiley, 1961.
95. Baron R. The control of human aggression. A strategy based on incompatible responces // Aggression. Theoretical and empirical reviews. 1983.

Вопрос-ответ:

Какие могут быть причины проявления агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Причины проявления агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть различными и включать факторы семьи, окружения, индивидуальные особенности и т.д. Например, дети могут повторять агрессивное поведение, которое видят у своих родителей или старших детей. Также, у детей могут быть проблемы в общении с окружающими и отсутствие навыков решения конфликтов. Неконтролируемая внешняя среда, насилие или неблагополучные условия в семье могут также способствовать проявлению агрессии у детей.

Как тревожность может проявляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста может проявляться через различные симптомы и признаки. Например, ребенок может быть переживательным и беспокойным, часто бояться и нервничать при смене обстановки или новых ситуациях. Он может испытывать беспокойство перед началом обучения, общением с новыми людьми или выступлениями. Также, тревожность может сказываться на сне и аппетите ребенка.

Какие психологические теории объясняют агрессивное поведение детей?

Существует несколько психологических теорий, объясняющих агрессивное поведение детей. Например, теория социального обучения утверждает, что дети могут повторять и моделировать агрессивное поведение, которое они видят у других людей или в среде, где они находятся. Теория фрустрации-агрессии говорит о том, что агрессия может быть результатом недовольства и разочарования, которые вызывают фрустрацию. Еще одна теория, теория эволюции, утверждает, что агрессивное поведение является результатом борьбы за выживание и ресурсы.

Какие проявления агрессии и тревожности могут иметь дети дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессию и тревожность через непослушание, агрессивные игры, физическую или вербальную агрессию, обижать других детей, проявлять злость или ярость, иметь проблемы с овладением эмоциями, иметь повышенную тревожность по поводу разлуки с родителями или в новой среде.

Какова роль агрессивности и тревожности в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста?

Агрессивность может влиять на формирование групповых отношений, вызывая конфликты или привлекая внимание одноклассников. Тревожность может сказываться на способности ребенка к адаптации в группе, на его эмоциональном состоянии и поведении в различных ситуациях.

Какие психологические теории объясняют агрессивное поведение у детей?

Существует несколько психологических теорий, объясняющих агрессивное поведение у детей. Некоторые из них включают теорию социального научения, теорию моделирования, теорию стресса и теорию усиления. Эти теории предлагают разные объяснения для причин и механизмов агрессивного поведения.

Как проводится психолого-педагогическая работа с тревожными и агрессивными детьми дошкольного возраста?

Психолого-педагогическая работа с тревожными и агрессивными детьми включает различные методы и подходы. Одни из них включают игровую терапию, релаксационные техники, тренинги по развитию социальных навыков, индивидуальные консультации с психологом или педагогом. Важным аспектом работы является создание поддерживающей и безопасной среды для детей.

Что показало экспериментальное исследование тревожности и агрессивности в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста?

Экспериментальное исследование показало, что тревожность и агрессивность могут влиять на взаимодействие детей в группе. Дети с высоким уровнем тревожности и агрессивности часто испытывали трудности во взаимодействии с другими детьми, имели проблемы в общении и формировании дружеских отношений.

Как можно определить проявления агрессии у детей дошкольного возраста?

Проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть разными: физическое воздействие на других детей или предметы, использование оскорбительных или угрожающих слов, наблюдение за другими детьми с целью нанесения вреда. Также, повышенная агрессивность может проявляться во время игр и конфликтов.

Каковы основные теории агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста?

Существует несколько психологических теорий, объясняющих агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Некоторые теории считают, что агрессия является инстинктивной реакцией на внешние факторы, другие полагают, что она связана с недостатком внимания со стороны родителей или окружающей среды. Также существуют теории, которые считают, что агрессивное поведение является результатом моделирования или изучения через игру, а также связано с дефицитом навыков решения конфликтов.

Как проводится психолого-педагогическая работа с тревожными и агрессивными детьми дошкольного возраста?

Психолого-педагогическая работа с тревожными и агрессивными детьми дошкольного возраста включает в себя различные методы и подходы. Важно создать безопасную и поддерживающую среду, где ребенок может выразить свои эмоции и получить поддержку от взрослых. Также важно развивать саморегуляцию и социальные навыки, помогать ребенку научиться выражать свои чувства и решать конфликты. Психологи и педагоги могут использовать игры, ролевые игры, рассказы и другие методы для работы с тревожными и агрессивными детьми.