История развития телепередачи «Человек и закон»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кино и телевидение
  • 35 35 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 25.05.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Ведение ……………………………………………………………………. 2

Глава 1. Специфика общественно-политических программ на российском ТВ
1.1.Критерии анализа телевизионных программ …………….………. 5
1.2.Особенности формата общественно-политической телепрограммы на примере программы «Человек и закон» ………………………………… 14

Глава 2. Специфика телепрограммы «Человек и закон» в историческом аспекте
2.1. Анализ структуры и жанрово-тематического содержания программы «Человек и закон» в 70-х, 80-х, 90-х гг, и на современном этапе……… 19
2.2. Анализ авторской подачи и стиль ведущих программы со времени основания по настоящее время…………………………………………... 27

Заключение …………………………………………………………….…. 32

Список литературы ………………………………………………………. 35
Фрагмент для ознакомления

репортаж «Один день в роддоме» о работе родильного дома, на который поступила серьезная жалоба телезрителя (эфир 16.09.2016).Жанр, условно обозначенный Е.И Прониным [8]:«Возвращаясь к напечатанному». В данном случае его можно назвать «Возвращаясь к сюжету». Программа обращается к прошлым темам, если появляются новые важные обстоятельства, вскрываются новые принципиальные факты, или сюжет получил новое развитие. Так, в одном из выпусков прошел сюжет: «Дело Ирины Ахматовой: новые подробности» (эфир 22.02.2019).Подводя итог анализу структуры и жанрово-тематического содержания программы «Человек и закон» можно сказать, что, начиная с первых выпусков 1970 года и до сегодняшнего дня, она прошла большой путь в своем становлении и развитии. Мы установили четыре основных исторических этапа её развития: советский, постсоветский (перестроечный), демократический и современный. Нынешняя программа под руководством Алексея Пиманова использует все главные темы закона и порядка из политической, экономической, общественной и социальной сфер, актуальные в современной жизни. Способы подачи, изначально заложенные в программе, значительно расширены современным опытом телевизионного творчества. Другими словами, структурные и жанрово-тематические особенности программы «Человек и закон» обусловлены историческим опытом всего творческого коллектива и обогащены новейшими приемами и способами подачи современной телевизионной информации. 2.2. Анализ авторской подачи и стиля ведущих программы «Человек и закон» со времени основания и по настоящее время.Анализ авторских стилей, своеобразие подачи материала ведущих призван изучить динамику образа автора в программе «Человек и закон» со дня первого выхода и по сегодняшний день. Первые два года передача «Человек и закон» существовала в виде правового тележурнала. Формат этих выпусков не предполагал работу ведущего, поэтому первый ведущий в программе появился только в 1972 году. Им стал Анатолий Безуглов, который проработал в эфире передачи четыре года, до 1978 года. Интересен тот факт, что Анатолий Безуглов не был журналистом и телевизионщиком. Он был советским профессиональным юристом, педагогом, доктором юридических наук. Кроме этого, Анатолий Алексеевич был известным ученым, он был профессором Международной академии маркетинга и менеджмента, президентом Академии финансов, экономики и права России (с 1993 г.), лидером партии «Юристы за достойную жизнь и права человека», действительным членом Российской академии адвокатуры им. Ф.Н. Плевако, действительным членом Российской академии естественных наук (с 1992 г.), заслуженным деятелем науки РСФСР. Этот выдающийся перечень званий и должностей А.А. Безуглова говорит о том, что с самого начала в передаче был заложен высокий профессионализм в подходе к правовым темам. Сегодня программа «Человек и закон» продолжает этот вектор. И хотя после первого ведущего авторами передачи были тележурналисты, высокая степень профессионального освещения общественно-политических тем с точки зрения законности и порядка абсолютно сохранилась. Теперь в качестве экспертов программа широко привлекает узких специалистов, профессионалов в этой области: юристов, адвокатов, работников правоохранительных органов. Тем не менее Анатолий Алексеевич Безуглов – не случайный человек на телевидении. Кроме профессиональной сферы (заведовал кафедрой Московского государственного юридического института), он глубоко и профессионально занимался творчеством. Анатолий Алексеевич является известным автором детективных романов и повестей, таких как «Змеелов», «Факел сатаны», «Прокурор» и др. По некоторым из них в советское время снимались кинофильмы. Он получил целый ряд литературных премий, за своё литературное творчество награжден медалью имени Н. Кузнецова. На следующие почти два десятилетия его сменил Юрий Краузе, который был не только ведущим, но и руководителем всей творческой группы программы «Человек и закон» и основным её автором. В качестве ведущего до 1998 года он иногда чередовался с тележурналистами Михаилом Бабаевым (1979-1991), Константином Абаевым (1988-2000) и Александром Карповым (1992-1996). Юрий Геннадьевич тоже, как и А.А. Безуглов, был человек разносторонним и одаренным. По первому образованию инженер (он учился в Уральском политехническом институте), затем окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, писал сценарии для Свердловской киностудии. Начиная с 1966 года, связал свою жизнь с Центральным Телевидением СССР, и уже здесь развил все свои тележурналистскиеталанты: работал корреспондентом ТВ, руководил телепроектами, писал сценарии для передач, был ведущим в эфире, снимал сюжеты и брал интервью, как практикующий тележурналист. Как руководителю программы «Человек и закон» МВД СССР дважды вручало премии Юрию Геннадьевичу в 1985 и 1990 годах. Ю.Г. Краузе параллельно работал и над другими известными передачами на криминальные темы: «Документальный детектив», «Шпионы и предатели», «Зона особого внимания». Вклад второго ведущего и автора программы «Человек и закон» Ю.Г. Краузе также заложил самые высокие профессиональные журналистские требования и к другим ведущим программы «Человек и закон». С 1997 года и по настоящее время (более 20 лет) бессменным руководителем передачи и её ведущим является известный современный тележурналист Алексей Пиманов. Следуя традициям своих великих предшественников, Алексей Викторович тоже шагнул далеко за рамки исключительно журналистского творчества. Сегодня он – не только один из самых популярных телеведущих, автор и руководитель передачи «Человек и закон», но он занимается и режиссурой, является теле- и кинопродюсером, сценаристом, а также политическим и общественным деятелем. Он режиссер и автор более чем 20 документальных фильмов.В процессе работы над программой «Человек и закон», как и его предшественник Ю.Г. Краузе, Алексей Викторович сам занимается сбором и отбором материалов для передачи, наряду со своими корреспондентами. Эфирную речь ведущего для выпусков он готовит сам. Важной отличительной особенностью программы является то, что от лица ведущего Алексей Пиманов в процессе комментариев к сюжету активно и эмоционально выражает оценочное суждение, свою субъективную оценку, однако, основанную на правовых и морально-нравственных постулатах. Например, к сюжету «Дети раздора: новое расследование» о бездействии органов опеки, он резюмирует в их отношении: «Это не только странно, за такое наказывать надо» (эфир 12.04.2019).Стилистические особенности А. Пиманова при подаче материала характеризуются особой выразительностью, он активно применяет образные выразительные ресурсы русского языка: - Сравнения. «В конце программы эксклюзивное интервью следователя по делу так называемого «русского Брейвика» (эфир 01.12.2012)- Парадокс. «Я вам сегодня не буду рассказывать о процессе над Юлией Тимошенко, потому что в наших детских садах происходит «черти что». (эфир 13.11.2012).- Риторические вопросы. «Надо ли говорить, как внимательно мы следили на этой недели за рассмотрением в Мосгорсуде жалобы на приговор «pussyriot» (эфир 13.10.2012). - Анекдот. Разбавляя серьезный разговор о каких-либо важных проблемах, ведущий, для разрядки обстановки, иногда в эфир приводит анекдоты на злобу дня. Итак, в ходе анализа обнаружено, что стиль ведущего в процессе первоначального приветствия и краткого анонса сюжетов выпуска носит весьма лаконичный, но при этом образно-эмоциональный характер. Другой особенностью ведущего при подаче материала является то, что сразу после заставки (И.С. Бах) в процессе анонсирования сюжетов, А. Пиманов немедленно оглашает суть проблемы, и это является его отличительной особенностью, как ведущего правовой передачи. Данная подача призвана изначально привлечь внимание к телезрителю к важности и остроте поставленной в сюжете проблеме.Несмотря на такой лаконичный и довольно строгий подход к ведению сюжетов, тем не менее, ведущий для большей образности и эмоционального питания аудитории, иногда переключается на анекдот по текущей теме. «В программке телепередач взрослые пометили те, которые следует смотреть «по возрасту», и теперь дети точно знают, что самое интересное» (эфир 14.06.2017). Ведущий любой телепередачи является её наглядным олицетворением. Здесь аудитория воспринимает профессиональные и личные качества ведущего, его манеру поведения в эфире, стиль, нюансы в подаче материала, имидж, навыки коммуникативной и риторической культуры, основы деловой этики. В конечном итоге, это влияет на популярность и рейтинг программы так же, как и творческая политика руководства, знание специфики своей аудитории или особенности технического сопровождения программы. Лицо программы «Человек и закон» Алексей Пиманов в эфире создает образ сдержанного, строгого, не много, но точно и образно говорящего ведущего. Этот имидж тщательно поддерживается и оформлением студии, и внешним видом ведущего. Тем самым Алексей Пиманов в эфире создает образ как профессионального и компетентного тележурналиста, так и надежного и сдержанногомужчины, отвечающего за свои слова, где каждое – на вес золота, на которого можно положиться. В такой ситуации любое субъективное мнение, собственная оценка ведущего выглядит как взвешенный профессиональный взгляд на вопрос, затронутый в ходе освещения какой-либо проблемы. Кроме этого, авторская оценка содержит в себе элементы анализа проблемы, комментирует не только собственную, но и точку зрения других сторон: участников программы или телезрителей.Таким образом, анализируя е стиль и манеру авторской подачи материала в программе «Человек и закон» можно сделать вывод, что современный автор и ведущий Алексей Пиманов является достойным продолжателем тех профессиональных традиций, которые заложили первые ведущие.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ курсовой работе изучалась история развития российской авторской общественно-политической телепрограммы «Человек и закон», которая в следующем году будет отмечать полувековой юбилей, с 1970 по 2019 гг. В первой главе исследовалась специфика общественно-политических программ на российском ТВ, во второй – специфика общественно-политической телепрограммы «Человек и закон» в историческом аспекте.В первом параграфе первой главы в результате систематизации критериев анализа телевизионных программ, установлены те понятия и подходы, с помощью которых проанализирована формат и специфика программы «Человек и закон» во второй главе. Так, основные критерии анализа телепрограмм были разбиты на две группы: изобразительно-технические и выразительно-творческие. В результате анализа программы «Человек и закон» по этим критериям удалось установить её формат, структуру, жанрово-тематические особенности, а также имидж ведущих за весь исторический период развития.Так, во втором параграфе первой главы было установлено, что формат программы с момента выхода в эфир и по настоящего время определялся с одной стороны, типологической и тематической выдержанностью за всю историю развития: это общественно-политический журнал, освещающий вопросы и проблемы разных сфер жизни в ракурсе правового и юридического регулирования в обществе. С другой стороны, формат программы изменялся и наполнялся в процессе развития, обусловленного изменениями идеологических установок в обществе, и в процессе развития самой журналистики как социального института с 1970 по 2019 гг. Нами впервые было выделено четыре основных этапа исторического развития программы «Человек и закон», обусловленные определенными изменениями, как в общественно-политическом процессе, так и внутри творческого коллектива редакции: 1979-1985 – советский период, 1985-1997 – перестроечный и постперестроечный период, 1997-2010 – демократический период, 2010- по настоящее время – период новейшей истории программы «Человек и закон».В первом параграфе второй главы в процессе анализа структуры и жанрово-тематического содержания программы «Человек и закон» в 70-х, 80-х, 90-х гг и по настоящее время, установлена динамика развития внутри творческого коллектива: от структуры простого тележурнала (без участия ведущего) в 1970-72гг. –до разветвлённой структуры современной телепрограммы, которая имеет не только интернет-версию, но ведет значительные проекты и общественную практику со своей аудиторией, активно участвую в формировании общественного мнения по актуальным вопросам современности. Также определена динамика развития жанров телевизионной журналистики в программе. Определены ключевые жанровые формы, которые были использованы тележурналистами программы на протяжении своей истории. Определено, что основным способом разработки действительности всегда использовался аналитический метод (за исключением первых выпусков программы в форме тележурнала). Систематизированы жанры, в которых сегодня подается информация программой «Человек и закон»: журналистское, специальное, историческое расследование, аналитическое обозрение, интервью, специальные репортаж, тематический обзор и т.д. Во втором параграфе второй главы сопоставлены образы ведущих, авторов программы «Человек и закон» на протяжении последних десятилетий. Установлено, что нынешний бессменный ведущий на протяжении более чем двадцати лет Алексей Пиманов продолжает традицию ведения эфира, заложенную первыми создателями программы Анатолием Безугловым и Юрием Краузе. Эта традиция профессионального, компетентного аналитического подхода к освещению проблем современного общества в правовой сфере, направленная на высокий интерес к своей аудитории, на нацеленность практической помощи её представителям.Таким образом, изучив историю развития программы «Человек и закон», установлены внешние и внутренние особенности исторического развития, изначально заложенные в программе, и значительно расширенные современным опытом телевизионного творчества. Другими словами, специфика и особенности программы «Человек и закон» обусловлены историческим опытом всего творческого коллектива и обогащены новейшими приемами и способами работы современной телевизионной индустрии, как в технической, так и в творческой сфере. Список литературыАкопов А.И. Методика типологического исследований периодических изданий / А.И. Акопов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1985. – 96 с. Бергер Н.В. Теория и практика журналистского расследования / Н.В. Бергер. – СПб., 2006. – 351 с.Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции: учеб. Пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. – М.: 1997. – 264 с.Вартанова Е.Л. Засурский Я.Н. Трансформация систем СМИ в современном мире: сб. мат. Междун. науч.-практ. конференции / Е.Л Вартанова, Я.Н Засурский. – М.: Факультет фурнаистики МГУ имени М.В. Домоносрова, 2010. – 576 с.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. – М.: Высш.шк., 1989. – 117 с.Егоров В.Н. Телевидение: Страницы истории / В.В. Егоров. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 128 с.Егоров В.Н. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. – М.: Воскресенье, 1990. – 416 с.Засурский Я.Н. Социальная практика и журналистский текст / Я.Н. Засурский Е.И. Пронин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1990. – с.35- 61. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб.пособие / А.А. Князев. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – 312 с.Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики / Е.А. Корнилов // Акценты. Новое в журналистике и литературе. – 2005. - № 2. – с. 6-11.Корнилов Е.Е. К вопросу о методике исследования телевизионных каналов / Е.Е. Корнилов // RELGA – 2009. - № 11.Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма / Г.В. Кузнецов. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 190 с. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 392 с.Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учеб.пособие / В.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2012 – с. 320. Орлова М.В. Специфика оценки качества журналистских текстов, освещающих проблемы экологии / М.В. Орлова. – М.: Вестник ВГУ. Серия Филология, Журналистика, 2015, №4 – с. 134-138.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. – М.: Академический проект, 2007. – 502 с.Тертычный А.А. Расследовательская журналистика / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.Цвик Л.В. Телевизионная журналистика: учеб.пособие / В.Л. Цвик. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 220 с.Чебуркова А.Е. Специфика формата и жанровое своеобразие общественно-политической программы «Человек и закон», магистерская квалификационная работа. - Волгоград, 2013.Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста / Е.В. Черникова. – М.: Гардарики, 2010. – 279 с. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика / Шостак М.И. – М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1999 – 188с. https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakonhttp://chelovek-online.ru/https://chelovekizakon.ru/o-nas.htmlhttps://chelovekizakon.ru/https://ru.wikipedia.org/Человек_и_законhttps://tv-80.ru/informacionnye/chelovek-i-zakon/https://howlingpixel.com/ Человек_и_законЭфиры телевизионных выпусков:13.10.201213.11.201201.12.201216.09.201614.06.201722.02.201901.03.201929.03.201912.04.2019






Список литературы

1.Акопов А.И. Методика типологического исследований периодических изданий / А.И. Акопов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1985. – 96 с.
2.Бергер Н.В. Теория и практика журналистского расследования / Н.В. Бергер. – СПб., 2006. – 351 с.
3.Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции: учеб. Пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. – М.: 1997. – 264 с.
4.Вартанова Е.Л. Засурский Я.Н. Трансформация систем СМИ в современном мире: сб. мат. Междун. науч.-практ. конференции / Е.Л Вартанова, Я.Н Засурский. – М.: Факультет фурнаистики МГУ имени М.В. Домоносрова, 2010. – 576 с.
5.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. – М.: Высш.шк., 1989. – 117 с.
6.Егоров В.Н. Телевидение: Страницы истории / В.В. Егоров. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 128 с.
7.Егоров В.Н. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. – М.: Воскресенье, 1990. – 416 с.
8.Засурский Я.Н. Социальная практика и журналистский текст / Я.Н. Засурский Е.И. Пронин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1990. – с.35- 61.
9.Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб.пособие / А.А. Князев. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – 312 с.
10.Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики / Е.А. Корнилов // Акценты. Новое в журналистике и литературе. – 2005. - № 2. – с. 6-11.
11.Корнилов Е.Е. К вопросу о методике исследования телевизионных каналов / Е.Е. Корнилов // RELGA – 2009. - № 11.
12.Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма / Г.В. Кузнецов. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 190 с.
13.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 392 с.
14.Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учеб.пособие / В.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2012 – с. 320.
15.Орлова М.В. Специфика оценки качества журналистских текстов, освещающих проблемы экологии / М.В. Орлова. – М.: Вестник ВГУ. Серия Филология, Журналистика, 2015, №4 – с. 134-138.
16.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. – М.: Академический проект, 2007. – 502 с.
17.Тертычный А.А. Расследовательская журналистика / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.
18.Цвик Л.В. Телевизионная журналистика: учеб.пособие / В.Л. Цвик. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 220 с.
19.Чебуркова А.Е. Специфика формата и жанровое своеобразие общественно-политической программы «Человек и закон», магистерская квалификационная работа. - Волгоград, 2013.
20.Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста / Е.В. Черникова. – М.: Гардарики, 2010. – 279 с.
21.Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика / Шостак М.И. – М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1999 – 188 с.
22.https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon
23.http://chelovek-online.ru/
24.https://chelovekizakon.ru/o-nas.html
25.https://chelovekizakon.ru/
26.https://ru.wikipedia.org/Человек_и_закон
27.https://tv-80.ru/informacionnye/chelovek-i-zakon/
28.https://howlingpixel.com/ Человек_и_закон


Эфиры телевизионных выпусков:
1.13.10.2012
2.13.11.2012
3.01.12.2012
4.16.09.2016
5.14.06.2017
6.22.02.2019
7.01.03.2019
8.29.03.2019
9.12.04.2019

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет программа "Человек и закон" в российском телевидении?

Программа "Человек и закон" имеет большое значение в российском телевидении, так как она является общественно-политической программой, которая посвящена правовым аспектам различных сфер жизни общества. Она пользуется популярностью у зрителей, так как помогает им получить информацию о правах и законах и разобраться в сложных ситуациях.

Какие критерии анализа телевизионных программ можно применить к программе "Человек и закон"?

Критерии анализа телевизионных программ, которые можно применить к программе "Человек и закон", включают такие аспекты, как информативность, достоверность, актуальность, интересность и качество презентации материала. Эти критерии позволяют оценить ценность и полезность программы для зрителей.

Чем отличается формат общественно-политической телепрограммы, на примере программы "Человек и закон", от других жанров?

Формат общественно-политической телепрограммы, как например "Человек и закон", отличается от других жанров тем, что он ориентирован на освещение правовых и законодательных аспектов жизни общества. В подобных программах сконцентрировано внимание на правах и обязанностях граждан, на нарушениях закона, на судебных разбирательствах и так далее.

Каким образом изменилась структура и содержание программы "Человек и закон" в 70-х годах?

В 70-х годах структура и содержание программы "Человек и закон" изменились под влиянием социально-политических изменений в стране. Программа стала более активно освещать правовые вопросы, связанные с различными сферами жизни общества. Содержание стало более разнообразным, и в программу были включены новые темы, такие как права женщин, защита прав детей и другие.

Почему программа "Человек и закон" пользуется популярностью у зрителей?

Программа "Человек и закон" пользуется популярностью у зрителей, так как она помогает им получить информацию о правах и законах в доступной форме. В программе рассматриваются реальные случаи из жизни, ведутся интересные дискуссии, и зрители могут получить полезные советы по различным правовым вопросам. Это делает программу интересной и полезной для широкой аудитории.

Какие критерии анализа телевизионных программ были использованы в статье?

В статье были использованы следующие критерии анализа телевизионных программ:...

Какой формат имеет общественно-политическая телепрограмма "Человек и закон"?

Общественно-политическая телепрограмма "Человек и закон" имеет следующие особенности формата:...

Какие анализы были проведены в историческом аспекте программы "Человек и закон"?

В историческом аспекте программы "Человек и закон" были проведены анализы структуры и жанрово-тематического содержания в 70-х годах.

Какие были особенности телепередачи "Человек и закон" в 70-х годах?

Особенности телепередачи "Человек и закон" в 70-х годах включали в себя структуру и жанрово-тематическое содержание, такие как...

Какие программы считаются общественно-политическими на российском ТВ?

В российском ТВ считаются общественно-политическими программы, такие как...

Какова история развития телепередачи "Человек и закон"?

Телепередача "Человек и закон" имеет довольно долгую историю. Ее начало можно отнести к 70-м годам прошлого века. За это время она претерпела некоторые изменения, но в целом осталась верна своей основной концепции - рассказывать о преступлениях и наказаниях, а также о защите прав граждан в судах.