Олигофренопедагогика(дефектология)
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 25.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Характеристика структуры дефекта ………………………………..3
1.2 Соотношение первичного и вторичного дефекта ……………........ 4
1.3 Проявления сочетанных нарушений ……………………………..... 5
2. Специфика аномального развития
2.1 Виды дизонтогенеза …………………………………………………5
2.2 Симптоматика психических расстройств …………………………. 5
2.3 Закономерности развития аномального ребенка ………………..... 7
3. Характеристика умственной отсталости ………………………………9
4. Модели структуры первичных и вторичных нарушений психофизических аномалий развития ……………………………… 14
Список использованных источников …………………………………….16
Без специального обучения к концу дошкольного периода предметная деятельность только формируется, игровая деятельность не приобретает ведущей роли, проявляется хаотичная манипуляция с игрушками. Процессуальная игра выражается в многократном повторе одних и тех же действий. Речь не является сопровождающей, эмоциональные реакции во время игры не проявляются. Сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется.
2. Имбецильность (средняя умственная отсталость – умеренная степень)
Нарушение выявляется в раннем периоде развития ребенка. Отмечаются поражения коры больших полушарий головного мозга, а также нижележащих образований.
Физическое развитие характеризуется отставание в развитии: к 4-6 месяцам держат голову, позже сидят. Овладевают ходьбой после трех лет. У детей при средней умственной отсталости отсутствует период гуления, лепета, не проявляется «комплекс оживления».
Речь возникает к концу дошкольного возраста и характеризуется отдельными словами, редко простой фразой. Отмечаются значительные нарушения звукопроизношения. Сильно страдает двигательная сфера, что влияет на формирование навыков самообслуживания: появляются позже, чем у нормально развивающихся детей и с большими трудностями.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление) грубо нарушены.
Сформированные понятия носят бытовой характер, речь примитивна, понимание речи сохранно на бытовом уровне.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) обучаемы, способны освоить навыки общения, социально-бытовые навыки, грамотой, счетом, частичными сведениями об окружающем мире, освоить простые однообразные трудовые навыки.
3. Идиотия (тяжелая степень) – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика данного нарушения возможна уже на первом году жизни ребенка. К характерным признакам относятся неадекватные реакции на окружение, нарушения статических и моторных функций: позднее появление навыков стояния, ходьбы, позднее появление лепета и первых слов, отсутствие интереса к окружающим объектам и игре. Серьезные нарушения психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление, снижение порога чувствительности). Речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Медленно формируются элементарные навыки самообслуживания.
Дети могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или альтернативными), расширять свои представления об окружающем мире.
Структура дефекта при интеллектуальной недостаточности представлена:
- первичным дефектом - органические поражения коры головного мозга,
- вторичными проявлениями – отставание в деятельности высших познавательных процессов (восприятие, внимание, произвольная память, абстрактно-логическое мышление, связная речь), которые проявляются в процессе социального развития ребенка,
- третичным недостатком – отставание в формировании психических свойств личности, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышение или занижение самооценки, негативизм, невротическое поведение.
Перечисленные выше теоретические положения о структуре дефекта, осложненных и сочетанных нарушениях развития, о содержании психофизического нарушения – умственная отсталость позволяют понять и составить модель первичных и вторичных проявлений при разных видах нарушений развития.
4. Модели структуры первичных и вторичных нарушений психофизических аномалий развития
Схема проявления вторичных нарушений при первичном нарушении (умственной отсталость)
Схема вторичных нарушений при осложненном дефекте
(умственная отсталость и РАС)
Схема вторичных нарушений при сочетанных (множественных) дефектах
(умственная отсталость и ДЦП)
Список использованных источников
Выготский Л.С., 1983 – 1984, т. 5, с. 205
Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. М., 1991. 97 c.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 375 c.
Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М., 2014
Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 1. С. 9—18.
3
замедление психомоторного развития
Умственная отсталость (первичное нарушение)
личностные изменения
нарушение речи
нарушение познания окружающего мира
Затруднения социализации
замедление психомоторного развития, отгороженность от внешнего мира
Умственная отсталость (первичное нарушение), осложненная РАС
личностные изменения, не осознание своего «Я»
нарушение речи, нарушения коммуникативной функции речи
нарушение познания окружающего мира, нарушения взаимодействия
затруднения социализации, нарушения взаимодействия с детьми и взрослыми
нарушение психомоторного развития, задержка формирования моторных функций
Умственная отсталость и ДЦП (первичные нарушения)
нарушение речи, нарушения артикуляционной моторики, дизартрия
нарушение познания окружающего мира в связи с двигательными и пространственными нарушениями
личностные изменения
затруднения социализации
2. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. М., 1991. 97 c.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 375 c.
6. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М., 2014
7. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 1. С. 9—18.
Вопрос-ответ:
Что такое олигофренопедагогика?
Олигофренопедагогика - это раздел дефектологии, который изучает особенности обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями интеллекта.
Какова структура дефекта?
Структура дефекта представляет собой совокупность нарушений в различных аспектах развития, включая психическую, физическую и социальную сферы.
Каково соотношение первичного и вторичного дефекта?
Соотношение первичного и вторичного дефекта может быть различным и зависит от конкретного случая. В некоторых случаях первичный дефект является основным и определяет характер нарушений, в других случаях вторичный дефект может иметь большее значение.
Как проявляются сочетанные нарушения?
Сочетанные нарушения проявляются через сочетание различных видов дефектов, например, умственной отсталости, нарушений речи, зрения или слуха. Это может приводить к сложностям в обучении и адаптации ребенка в обществе.
Какие виды дизонтогенеза существуют?
Существуют различные виды дизонтогенеза, такие как олигофреногенез, аутизмогенез, парциальный дизонтогенез и другие. Каждый вид характеризуется своими особенностями и проявлениями.
Что такое олигофренопедагогика?
Олигофренопедагогика - это отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями интеллекта.
Чем характеризуется структура дефекта?
Структура дефекта характеризуется наличием различных нарушений и отклонений в развитии психики и интеллекта у лиц с ограниченными возможностями.
Как связаны первичный и вторичный дефекты?
Первичный дефект является основным нарушением в развитии, а вторичный дефект возникает в результате первичного и усугубляет его проявления.
Как проявляются сочетанные нарушения у детей?
Сочетанные нарушения проявляются в одновременном наличии различных психических и физических отклонений у ребенка.
Какие виды дизонтогенеза существуют?
Существуют два вида дизонтогенеза: полидизонтогенез, когда параллельно ребенок имеет несколько отклонений развития, и монодизонтогенез, когда у ребенка есть только одно основное отклонение развития.
Что такое олигофренопедагогика дефектология?
Олигофренопедагогика дефектология - это научная дисциплина, изучающая специфику обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и другими нарушениями развития.