современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом
Заказать уникальное эссе- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 30.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности деятельности педагогического работника 4
2. Особенности управления трудовой деятельностью и ее специфика у педагогических работников 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
К любым новшествам в его работе он относится очень восприимчиво, он ищет себя, работает над собой. Ему необходимо для себя создать собственную педагогическую форму видения ситуации.Другими словами, для учителя потребность развиваться – это основной мотив деятельности учителя, который считает себя инноватором. Самое главное условие, которое говорит о том, что учитель успешно реализуется, как специалист, это умение учителя действовать по-новому, рисковать, справляться с конфликтными ситуациями, которые всегда возникают, когда нужно внедрить новшество в практическую деятельность.Деятельность педагога будет успешной не только из-за того, что он будет в работу внедрять имеющиеся у него умения и таланты, оказывать влияние будут также общественные факторы. Учителю обязательно нужно уметь взаимодействовать с коллективом, в котором он работает. В принципе, личность учителя формируется под влиянием того окружения, в которое он каждый день попадает – педагогического сообщества. Поэтому в коллективе руководитель должен создать инновационный климат, где у педагога будет возникать желание работать, применяя современные методики, и при этом у него не будет возникать никаких трудностей и преград.Исследователи отмечают, что у всех учителей в их деятельности есть еще один мотив – мотив безопасности. Он говорит о том, что у педагога есть желание иметь хорошую стабильную работу, ему нужны гарантии, он должен понимать, с какими рисками в деятельности ему придется сталкиваться. Кроме того, его рабочее место должно быть комфортным.Есть также в педагогической деятельности мотив аффиляции – когда педагоги начинают делать все возможное, чтобы добиться того, чтобы к ним очень хорошо относились. Следом за этими мотивами идет мотив самостоятельности. Педагогу нужно знать, что он над чем-то имеет власть – он может управлять поведением учеников на уроке, принуждать их выполнять задание, которое подготовил.Ниже мы представили таблицу, в которой описано много методов, а также других приемов, которые способствуют мотивации персонала любого образовательного учреждения. В этом списке есть не только материальные мотивы, есть также и нематериальные (см. Таблицу 1).Таблица 1. Формы и методы мотивации и стимулирования работников общеобразовательной школыГруппа методовПотребности и мотивыМетоды и приемы мотивированияАдминистративные- страх перед увольнением- страх перед наказанием- желание иметь стабильную работу- желание формального признания заслуг- издание приказов и распоряжений- объявление выговоров и благодарностей- разработка и утверждение должностных инструкций и др. регламентных документов- аттестация педагогов- предоставление дополнительных отпусков- разумное распределение учебной нагрузкиЭкономические- обеспечение своего существования- желание быть социально защищенным в случае болезни или потери трудоспособности- желание быть защищенным в случае экономических спадов- мотив справедливости- желание формального признания заслуг- премирование из внебюджетных фондов- присвоение надбавок- построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями)- предоставление бесплатного питания в рамках школы и др. возможных льгот- предоставление соц. пакета - предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (репетиторство, платные кружки)Морально-психологическиеМотивы признания, самоуважения:- мотив получения уважения, признания заслуг- мотив достижения успеха- желание карьерного роста- потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд- потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др.Мотивы безопасности и комфорта:- желание иметь безопасное и комфортное рабочее место- удобный режим работы- спокойную работу без стрессов и конфликтов- уверенность в завтрашнем дне и др.Мотивы принадлежности, общения:- желание чувствовать себя частью группы- потребность в неформальном общении с коллегами, с руководством и др.Мотивы самореализации:- желание иметь интересную работу- возможность реализовать свои идеи, планы- своевременное предоставление информации о проверках- составление удобного расписания занятий- обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации- аттестация на высокую квалификационную категорию- предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам- привлечение к управленческой деятельности: в составе различных советов, комиссий и т.д.- включение в резерв руководящих кадров- перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях- предоставление доп. полномочий- организация внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы- рекомендация на присвоение званий- благодарственные письма, грамоты- наличие профсоюзной организации, коллективного договора- четкие должностные инструкции; образовательного учреждения, демонстрация поддержки с их стороны- повышение статуса образовательного учреждения- поддержка существующих традиций- совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.)- поздравление педагога со знаменательными событиями- привлечение к общественной работе- привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации- поручение желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий- предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсыСледует отметить, что использование приемов мотивации должно быть комплексным. Только в этом случае управленческая деятельность будет эффективной. А также важно учитывать индивидуальные особенности мотивации сотрудников, для чего не помешает проводить психологическую диагностику типа мотивации педагогов.ЗаключениеИтак, анализ литературы по содержанию мотивационной сферы учителяи проблеме мотивации достижения показал следующее. Есть разные теории и концепции, которые объясняют, что такое педагогическая мотивация, как у педагогов формируются мотивы, до сих пор точно остается непонятно, что такое мотивация, а что такое мотив. Вообще исследователи делят мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Такая классификация основана на источнике е возникновения – на том, что вызывает мотивацию. Самым приемлемым считается комплекс, в котором внутренние мотивы доминируют над внешними. При этом важно наличие хотя бы минимальных отрицательных мотивов.Исходя из всего вышесказанного, следует, что главная проблема, которая не дает педагогам работать в полную силу – это отсутствие у них мотивации. Анализ литературы и многочисленных исследований показывает, что трудовая деятельность педагогов всегда высока, если у них есть личная мотивация. Это значит, что директор школы, работая со своим коллективом, должен заботиться не только о том, чтобы педагоги получали своевременно заслуженную заработную плату, но и о том, чтобы у них было все необходимое для работы, чтобы в глазах руководителя они видели постоянную поддержку. Это очень важный момент для педагогов, которые только пришли в эту сферу деятельности. Если не добиться выработки у них личной мотивации, то они просто уйдут со школы в то место, где бы их потребности полностью удовлетворялись.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫТрудовой Кодекс Российской Федерации. – http://www.trudkod.ru/Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2005. – 527 с.Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. – Н. Новгород, 1993. – 214 с.Лепешова Е.М. Формы и методы мотивации и стимулирования работников общеобразовательной школы // Школа управления образовательным учреждением. – 2011 № 06. С. 37-38.Лепешова Е.М. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы. // Школьный психолог. – 2010. – 61 с.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, 312 c.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.Полякова О.Б. Оценка собственной профессиональной эффективности как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания) // Мир образования – образование в мире. 2016. №1(61). С. 211-220.Полякова О.Б. Специфика жизнестойкости психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2016. Т. 158. №11(4). С. 82-91.Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. – 2012. № 1. – С. 45-54.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010 – 432 с.Massarik F., WeschlerI. R. Leadership and Organization. A behavioral science approach.[By] Robert Tannenbaum, Irving R. Weschler, Fred Massarik. – McGraw-Hill Book Company, 1961.- 254р.O'Donnell M., Yukl G., Taber T. Leader behavior and LMX: a constructive replication //Journal of Managerial Psychology. – 2012. – V. 27. – No.2. – pp.143-154.Terry G. R. The Variables of Leadership: Review and Conceptural Framework //The Academy of Management Review. – 1978. – V.2. – pp.232-240.
2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2005. – 527 с.
3. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. – Н. Новгород, 1993. – 214 с.
4. Лепешова Е.М. Формы и методы мотивации и стимулирования работников общеобразовательной школы // Школа управления образовательным учреждением. – 2011 № 06. С. 37-38.
5. Лепешова Е.М. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы. // Школьный психолог. – 2010. – 61 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, 312 c.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
8. Полякова О.Б. Оценка собственной профессиональной эффективности как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания) // Мир образования – образование в мире. 2016. №1(61). С. 211-220.
9. Полякова О.Б. Специфика жизнестойкости психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2016. Т. 158. №11(4). С. 82-91.
10. Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. – 2012. № 1. – С. 45-54.
11. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010 – 432 с.