Основные направления (школы) криминологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминология
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения криминологии как науки…..5
1.1 Понятиеи методыкриминологии…………………………………..5
1.2 Объект, предмет и значение криминологии……………………….8
Глава 2. Характеристика основных школ (направлений) криминологии и перспективы ее развития……………………………………………………...13
2.1 Основные школы (направления) криминологии……………………13
2.2 Перспективы развития криминологии………………………………19
Заключение………………………………………………………………..25
Библиографический список………………………………………………
Фрагмент для ознакомления

Уже становятся даже общим местом утверждения о том, что в самой природе человека заложена склонность к преступлениям, что совершение или несовершение преступления конкретным человеком зависит прежде всего от случайного стечения обстоятельств и т.п. В этой связи вновь актуализировалась проблема возвращения личности в центр криминологической и уголовно-правовой проблематики.На наш взгляд, нуждается в критическом переосмыслении устоявшееся упование на всемогущество силовых вариантов решения социальных проблем, включая преступность. Сегодня за рамки криминологии действительно выводится вопрос о принципиальной эффективности или неэффективности карательно-силовых методов противодействия преступности, который заменяется вопросом о повышении эффективности этих методов, что далеко не одно и то же. Кроме того, ученые все более настойчиво говорят о целесообразности и необходимости смещения акцента в их деятельности по противодействию преступности как «ведущего» и координирующего специального субъекта на системное влияние и усиление деятельности неспециализированных субъектов.Нуждается в специальном исследовании предположение о том, что любое преступление есть проявление не просто безнравственности, а духовного рабства (исключение одно: когда преступно само государство или его законы). В безнравственном государстве его граждане, по сути, объективно ставятся в положение духовных рабов, которые не ощущают своей нравственной ответственности перед государством и другими гражданами. Нравственное государство заботится о формировании духовно-нравственного облика граждан, осознающих приоритет духовного начала в стратегии своей личной судьбы.Вне зависимости от того или иного ответа на поставленные выше вопросы бесспорно, что параметры и направления развития будущей криминологии в существенной степени будут зависеть от формата и степени совершенства будущего общества. Общество, которое либо будет всячески содействовать развитию криминологии и внедрению ее рекомендаций, понимая ее вклад в реальное позитивное воздействие на преступность, либо, наоборот, исподволь деградируя, не увидит необходимости в этой науке — со всеми вытекающими отсюда последствиями.Таким образом, в последние годы происходит интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения.Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильственных преступлений против личности и других правонарушений.Вместе с тем следует отметить, что на пути дальнейшего развития криминологии, более полного и эффективного ее использования в борьбе с преступностью остается еще много резервов и возможностей.Современный период перехода страны на рельсы рыночной экономики, сопровождающийся развалом экономики, политическими и социальными конфликтами, и, как следствие, - ростом преступности, с одной стороны, осложняет изучение преступности, а с другой - объективно обязывает ученых совместно с практиками и специалистами смежных наук начать новый виток ее исследования. Многие теоретические постулаты не выдержали испытания временем и требуют переосмысления.Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в любом обществе есть объективно существующее социально-правовое явление, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.ЗАКЛЮЧЕНИЕКриминология — это наука, которая базируется на уменьшении рисков и вреда, вызванного преступностью и проблемами в безопасности. Вред — это еще одна широкая конструкция, включающая в себя потери или ущерб, которые могут быть физическими, эмоциональными, финансовыми, репутационными или социальными. Вклад дисциплины в снижение вреда значительно различается. Каждый год статистка преступлений изменяется. Какими бы эффективными ни являлись методы, злодеяния продолжают свершаться каждый день. Риск стать жертвой преступления все еще высок. Может потребоваться гораздо больше времени, усилий и внимания к будущим нововведениям, прежде чем можно будет доказать: результаты теоретических и практических исследований имеют действенное применение в борьбе с правонарушениями. Центральное место в дисциплине занимает идея о том, что возможность играет важную роль в объяснении и, следовательно, в борьбе с преступностью. Возникновение криминологии,как науки уходит корнями в далекое прошлое, когда были созданы первые кодексы. Рассвета криминологии коснулся и Платон, утверждающий, что преступления свершаются только необразованными людьми. Или, по мнению Аристотеля, они говорят о дурном характере человека. Так, в древности считалось, что криминология — это наука о склонности к злодеяниям, импульсам и темным желаниям причинить вред другому человеку. Однако только в 1980 и 1990 годах теории возможностей представляли собой радикальный разрыв с традиционными представлениями о правонарушении как о неизбежном следствии криминальной или индивидуальной склонности человека. Напротив, теории возможностей включают смещение фокуса с преступности на само преступление. Первое рассматривается, как и любая другая форма человеческого поведения, как продукт взаимодействия между положением и ситуацией. Три теории стали фундаментальными для развития криминологии. Теория рутинной деятельности Данная концепция затрагивает основную «химию» криминальных событий. Излагая ее, Коэн и Фелсон в 1979 году предположили, что преступность имеет три основных компонента: Мотивированный преступник. Подходящая цель. Жертва и отсутствие опекуна. Злодеяния происходят, утверждали они, только когда эти элементы сходятся в пространстве и времени. В результате преступления не распределяется случайным образом, а отражается в закономерности повседневной («рутинной») деятельности ее компонентов. Теория преступления. Концепция криминальной картины пытается объяснить, почему преступность распределяется не случайно, а закономерно. Центральной составляющей является «пространство деятельности». Это зоны, в которых правонарушители регулярно перемещаются, когда они идут на работу, домой и выполняют привычную социальную деятельность. Согласно теории, преступники обычно идентифицируют собственные цели, когда они перемещаются между этими ключевыми местами по привычным маршрутам. Исследования, основанные на теории преступности, имеют тенденцию концентрироваться, в частности, на географическом распределении, хотя временные закономерности, отражающие ежедневные ритмы нарушителей (или их жертв), также представляют весомый интерес. Теория о рациональной перспективе выбора. Суждение позиционирует преступников как лиц, принимающих рациональные решения. Считается, что они действуют исключительно с ограниченной, а не полной рациональностью: принятие решений находится в зачаточном состоянии и ограничивается такими факторами, как дефицит информации, последствия употребления алкоголя и нехватка времени. Говорят, что при принятии серьезного решения, совершать злодеяние или нет, потенциальный преступник принимает во внимание некоторые факторы: Вероятный риск обнаружения. Вознаграждение и затраты усилий. Степень, в которой он может быть оправдан или не оправдан. Следовательно, если человек взвесит и сделает вывод об ущербе самому себе и потраченном времени, то это может спасти чью-либо жизнь. Хотя криминология отличается широким охватом, отдельные исследования могут сильно различаться с точки зрения конкретного преступления, а также теории, подлежащей анализу. Так, различия данных могут появиться по истечении определенного времени, поскольку преступники придумывают новые схемы. К примерам относятся незаконные товары, услуги, жертвы, цели, места, технологии и разнообразные формальные и неформальные способы ухищрений. Даже сосредотачиваясь на довольно узком правонарушении, например, на изнасиловании, можно найти разные виды исследований в области криминологии: Характер и мотив изнасилования (например, изнасилование в семье, по знакомству, незнакомцем, изнасилование мужчин или действие в определенных условиях: тюрьмы, школы и т.д.). Психологический портрет насильников. Характеристики жертв. Влияние изнасилования на жертву. Реакция полиции на сообщение о преступлении. Использование доказательств ДНК при расследовании. Эффект от конкретных мер по борьбе с изнасилованием. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты и международные договоры Российской ФедерацииУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»(ред. от 08.03.2015).Справочные, информационные и статистические изданияМалько А. В. Юридический энциклопедический словарь/А.В. Малько. – Проспект, 2018. – 1136 с.3. Научная и учебная литератураАлексеев, А. И. Криминология. Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Щит-М, 2018. - 340 c.Барбачакова, Ю.Ю. Криминология. 100 экзаменационных ответов / Ю.Ю. Барбачакова. - М.: Феникс, 2017. - 823 c.Бастрыкин, А. И. Криминология. Современные методы криминалистического исследования / А.И. Бастрыкин. - М.: Ольга, 2014. - 348 c.Бриллиантов, А.В. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии / А.В. Бриллиантов. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 300 c.Величкин С.А. Научные основы криминологии// Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 14. Прово, 2014 . – С.23-26.Водопьянов, В.П. Криминология / В.П. Водопьянов. - Москва: ИЛ, 2018. - 144 c. Волженкин, Б.В. От преступления — к наказанию. Популярно о криминологии, уголовном праве, уголовном процессе и криминалистике / Б.В. Волженкин. - Л.: Знание (Лен. отделение), 2016. - 208 c.Гончаренко, В. И. Научно-технические средства в следственной практике / В.И. Гончаренко. - М.: Вища школа, 2014. - 152 c.Доржиева Е. Б. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 78-80. Килабов М. М. Понятие и задачи криминологии // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 483-486.Куринова Я. И. Современная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение: Автореф. дис. к.ю.н. по ВАК: 12.00.08 / Я. И. Купинова. — Ростов-на-Дону, 2017. — 27 с. Кутузова С. А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений (на примере Александровского района Владимирской области): Магистерская диссертация / С. А. Кутузова. — Владимир, ВлГУ, 2016. — 93 с. Литвяк Л. Г. Особенности и характерные черты преступности несовершеннолетних // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — с. 107–110Мухин Г.Н. Криминалистика: современные проблемы, история и методология / Г.Н.Мухин. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 189 с. Ображиев К. В. Преступность в современной России: основные криминологические параметры // Правовая инициатива. — 2015. — № 2 [электронный ресурс]. — Режим доступа http://49e.ru/ru/2015/17 Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика: учебник/М.В. Савельева, А.Б. Смушкин.- М.: Издательство Издательский дом «Дашков и К», 2017. – 608 с.Топорков А.А. Криминалистика: учебник. – 2-е изд., перераб.и доп. Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 780 с.Тхакохов А. А. История зарождения и развития учения о криминалистической характеристике преступления // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 628-631.Уварова И. А. Исторические аспекты развития криминалистики как науки // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 478-481.Шапошников А.Ю. Практическая криминалистика для бакалавров и магистров: учебник для вузов / А.Ю. Шапошников. - СПб: Питер, 2017. – 384 с.Яблоков Н. П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н. П. Яблоков. — 3-e изд., перераб. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 288 с.


1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).
3. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»(ред. от 08.03.2015).

2. Справочные, информационные и статистические издания

3. Малько А. В. Юридический энциклопедический словарь/А.В. Малько. – Проспект, 2018. – 1136 с.

3. Научная и учебная литература

4. Алексеев, А. И. Криминология. Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Щит-М, 2018. - 340 c.
5. Барбачакова, Ю.Ю. Криминология. 100 экзаменационных ответов / Ю.Ю. Барбачакова. - М.: Феникс, 2017. - 823 c.
5. Бастрыкин, А. И. Криминология. Современные методы криминалистического исследования / А.И. Бастрыкин. - М.: Ольга, 2014. - 348 c.
6. Бриллиантов, А.В. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии / А.В. Бриллиантов. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 300 c.
6. Величкин С.А. Научные основы криминологии// Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 14. Прово, 2014 . – С.23-26.
7. Водопьянов, В.П. Криминология / В.П. Водопьянов. - Москва: ИЛ, 2018. - 144 c.
7. Волженкин, Б.В. От преступления — к наказанию. Популярно о криминологии, уголовном праве, уголовном процессе и криминалистике / Б.В. Волженкин. - Л.: Знание (Лен. отделение), 2016. - 208 c.
8. Гончаренко, В. И. Научно-технические средства в следственной практике / В.И. Гончаренко. - М.: Вища школа, 2014. - 152 c.
9. Доржиева Е. Б. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 78-80.
10. Килабов М. М. Понятие и задачи криминологии // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 483-486.
11. Куринова Я. И. Современная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение: Автореф. дис. к.ю.н. по ВАК: 12.00.08 / Я. И. Купинова. — Ростов-на-Дону, 2017. — 27 с.
12. Кутузова С. А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений (на примере Александровского района Владимирской области): Магистерская диссертация / С. А. Кутузова. — Владимир, ВлГУ, 2016. — 93 с.
13. Литвяк Л. Г. Особенности и характерные черты преступности несовершеннолетних // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — с. 107–110
14. Мухин Г.Н. Криминалистика: современные проблемы, история и методология / Г.Н.Мухин. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 189 с.
15. Ображиев К. В. Преступность в современной России: основные криминологические параметры // Правовая инициатива. — 2015. — № 2 [электронный ресурс]. — Режим доступа http://49e.ru/ru/2015/17
16. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика: учебник/М.В. Савельева, А.Б. Смушкин.- М.: Издательство Издательский дом «Дашков и К», 2017. – 608 с.
17. Топорков А.А. Криминалистика: учебник. – 2-е изд., перераб.и доп. Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 780 с.
18. Тхакохов А. А. История зарождения и развития учения о криминалистической характеристике преступления // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 628-631.
19. Уварова И. А. Исторические аспекты развития криминалистики как науки // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 478-481.
20. Шапошников А.Ю. Практическая криминалистика для бакалавров и магистров: учебник для вузов / А.Ю. Шапошников. - СПб: Питер, 2017. – 384 с.
21. Яблоков Н. П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н. П. Яблоков. — 3-e изд., перераб. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

Вопрос-ответ:

Что такое криминология?

Криминология - это наука, изучающая причины, характеристики и последствия преступности, а также способы ее предотвращения.

Какие методы используются в криминологии?

В криминологии используются разнообразные методы, такие как статистический анализ, социологические опросы, интервьюирование преступников, изучение судебных дел и документации, экспериментальные исследования и т.д.

Какое значение имеет криминология?

Криминология имеет огромное значение для общества, так как ее исследования помогают выявить причины преступности, разработать эффективные меры предотвращения преступлений и улучшить работу правоохранительных органов.

Какие основные школы направлений криминологии существуют?

Существует несколько основных школ направлений криминологии, включая социальную, позитивистскую, конфликтную, критическую и другие. Каждая школа имеет свою методологию и подход к изучению преступности.

Какие перспективы развития криминологии?

Перспективы развития криминологии связаны с углублением исследований в области криминальных явлений, использованием новых технологий и аналитических методов, а также усилением междисциплинарного подхода в изучении преступности.

Что такое криминология?

Криминология - это наука, изучающая преступность, ее причины и последствия, а также способы ее предупреждения и борьбы с ней.

Какие методы использует криминология?

Криминология использует разнообразные методы исследования, такие как анализ статистических данных, социологические опросы, наблюдение, экспертные оценки и другие.

Каковы основные школы направления криминологии?

Основные школы направления криминологии включают классическую школу, позитивистскую школу, социологическую школу, психологическую школу, биологическую школу и другие.

Какие перспективы развития криминологии?

Перспективы развития криминологии связаны с развитием научных методов исследования, использованием современных информационных технологий, обменом опытом между странами и разделением знаний между учеными.