Совершенствование государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление
  • 74 74 страницы
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 15.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 6
1.1. Значение малого предпринимательства в развитии экономики России 6
1.2. Изменение сущности малого предпринимательства в инновационной экономике 10
1.3. Современное состояние и актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства на современном этапе развития экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 22
2.1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере в Российской Федерации 22
2.2. Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере РФ 38
2.3. Анализ зарубежного опыта в стимулировании малого предпринимательства в инновационной сфере 43
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ 56
3.1. Повышение качества регуляторной среды для ведения предпринимательской деятельности 56
3.2. Совершенствование системы предоставления субсидий на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства 64
3.3. Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки развития малого предпринимательства в сфере инноваций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Фрагмент для ознакомления

По итогам 2018 года 15 уполномоченными банками, отобранными в рамках Программы, малым и средним предприятиям, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях (сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве, строительстве, в сфере транспорта и связи и других), выдано кредитов на сумму более 101 млрд рублей.
На 2019-2024 годы в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» запланировано предоставление льготных кредитов на сумму 10 трлн. рублей. Согласно программе на субсидирование процентных ставок в 2019 году из федерального бюджета выделено свыше 9 млрд рублей, существенно увеличен список уполномоченных банков, расширен перечень приоритетных отраслей [31]. Показатели федерального проекта представлены в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Показатели федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»
Наименование показателя 2019 2020 2021 2022 2023 2024 1. Увеличен объем консолидированной финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП, млрд. рублей. В том числе: 1120,3 1380,1 1574,9 1776,2 1977,6 2178,9 1.1 Объем кредитов, выданных субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по субсидируемой ставке, в том числе обеспеченных гарантийной поддержкой в рамках НГС, млрд. рублей 1000,0 1200,0 1400,0 1600,0 1800,0 2000,0 1.2 Консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС за вычетом объемов финансовой поддержки, полученной субъектами МСП с одновременной поддержкой двух или трех участников НГС, и за вычетом кредитов, выданных субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по субсидируемой ставке, млрд. рублей 120,3 180,1 174,9 176,2 177,6 178,9 Источник: Составлено автором по [14]

В рамках программы предприниматели смогут получить в МСП Банке льготные кредиты по ставке не более 8,5% на инвестиционные цели до 1 млрд рублей и на оборотные цели - до 100 млн рублей. В линейке продуктов банка есть специальные предложения для высокотехнологичных компаний, МСП в области спорта и физической культуры, женщин-предпринимателей [42].
Несмотря на все принимаемые меры, до сих пор существуют определенные проблемы МСП в сфере финансирования:
высокая стоимость кредитования для МСП;
разрозненные и избыточные требования банков к документам и обеспечению заемщиков. Нет адекватной обратной связи;
не развито банковское кредитование микробизнеса;
низкая вовлеченность банков в сфере проектного финансирования;
резкое уменьшение числа коммерческих банков;
массовые блокировки банками счетов бизнеса по 115-ФЗ, чрезмерные требования ЦБ;
государственная поддержка доходит до крайне ограниченного числа компаний. Информация об инструментах поддержки разрознена, процесс непрозрачен, требования избыточны.
Необходима перезагрузка мер поддержки малого и среднего предпринимательства с применением следующих принципов и подходов:
все инициативы и мероприятия формулируются с точки зрения и для конечного потребителя финансовых услуг (т.е. бизнеса МСП, а не банков и государственных структур);
в фокусе находятся инициативы, обеспечивающие системное улучшение рыночных условий работы с финансовыми продуктами банков для неограниченного круга компаний;
специальные меры государственной поддержки в области финансовых услуг являются временными, адресными и узконаправленными;
меры для микробизнеса формулируются отдельно от других форм МСП в силу особенностей;
максимальное использование современных технологий в области ИТ;
внедрение обратной связи для бизнеса;
прозрачность для бизнеса всех инструментов государственной финансовой поддержки.
Для совершенствования финансовой поддержки МСП в сфере инноваций считаем необходимым продолжить работу по следующим направлениям.
1. Разработать общие меры повышения доступности финансовых продуктов (создание условий для развития рынка финансовых услуг для МСП). Основные проблемы и пути решения по данному направлению представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Проблемы и пути решения в сфере повышения доступности финансовых продуктов для МСП
Описание проблемы Пути решения Высокий уровень резервирования при кредитовании малого бизнеса, установленный регулированием ЦБ РФ Системно пересмотреть нормы резервирования, внести изменения в Постановление ЦБ РФ 590-П:
- уменьшить установленные ЦБ РФ размеры резервов, создаваемых банками при кредитовании малого бизнеса
- разрешить оценку финансового положения без запроса финансовой отчетности
- делать переоценку не чаще раза в год Отсутствие онлайн доступа к информации государственных органов замедляет и удорожает рассмотрение кредитных заявок Предоставить онлайн доступ кредитным организациям (с разрешения клиента) к данным ФНС, ПФР и других государственных органов Ряд положений 218-ФЗ «О кредитных историях» усложняют работу с кредитами МСП Внести изменения в 218-ФЗ:
- ввести в информационную часть кредитных историй информации по юридическим лицам
- увеличить срок действия согласия до 3-х лет
- прочее Не работает факторинг в закупках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ - Ввести уведомительный порядок переуступки дебиторской задолженности МСП в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Изменить положения о закупках госкомпаний в части отмены запрета на переуступку дебиторской задолженности (фактически реализовать Директивы Правительства от 11 октября 2016 года №7704п-П13) Источник: Составлено автором

2. Упростить предоставление финансовых услуг для микробизнеса. Основные проблемы и пути решения по данному направлению представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 – Проблемы и пути решения в сфере предоставления финансовых услуг для микробизнеса
Описание проблемы Пути решения Фактически запретительный уровень резервирования и издержек банков при кредитовании микробизнеса, установленный ЦБ РФ Радикально снизить нормы резервирования для кредитов, выданных микробизнесу (декомпозиция Постановления ЦБ РФ 590-П) Нет единой картины о всех возможных вариантах поддержки для микробизнеса. Информационные ресурсы сложны и разрознены. Список требуемых документов и требования к ним различны Создание единой информационной платформы финансовых инструментов (в т.ч. с использованием блокчейн), которая объединит все меры поддержки в доступной форме. Внедрение единого информационного окна для бизнеса на базе МФЦ Источник: Составлено автором

3. Провести ревизию и осуществить перезапуск инструментов государственной финансовой поддержки МСП. Основные проблемы и пути решения по данному направлению представлены в таблице 3.9.

Таблица 3.9 – Проблемы и пути решения в сфере применения инструментов государственной финансовой поддержки МСП
Описание проблемы Пути решения МСП Банк работает на конкурентных рынках кредитования и фактически не является институтом развития Рассмотреть возможность сосредоточить деятельность МСП Банка на работе по проектному финансированию инновационного бизнеса, производственных стартапов и иных приоритетных направлений МСП Малое количество выданных гарантий и поручительств Национальной Гарантийной Системы (НГС) НГС увеличить число уникальных субъектов МСП, получивших поручительство/гарантии в два раза. Провести докапитализацию РГО Отсутствие у субъекта МСП понимания в причинах отказа со стороны НГС Обязать участников НГС предоставлять информацию о причинах отказов по запросу субъекта МСП (в случае если информация получена из открытых источников данных) Длительное и бюрократизированное раскрытие гарантии со стороны участников НГС - снижается степень заинтересованности банков в таком обеспечении Ввести уведомительный порядок получения банками до 70 % от гарантий (поручительств), выданных участниками НГС в качестве обеспечения по кредитам Лизинговые программы Региональных лизинговых компаний (РЛК) востребованы МСП - не требуется обеспечение Увеличить лимиты для РЛК. Субсидировать их ставки. Деятельность Региональных гарантийных обществ (РГО) не достаточно эффективна Формировать Совет РГО на принципах представительности всех заинтересованных сторон, прежде всего бизнеса и банковских экспертов Источник: Составлено автором

4. Провести ревизию Программы 6,5 в рамках Постановления 1764 [8]. Основные проблемы и пути решения по данному направлению представлены в таблице 3.10.

Таблица 3.10 – Проблемы и пути решения в сфере применения Программы 6,5 в рамках Постановления 1764
Описание проблемы Пути решения Уполномоченных банков мало - предприниматели вынуждены переходить из одного банка в другой для получения кредита (перевод РКО, зарплатных проектов) Необходимо расширить список уполномоченных банков до минимум 50% от общего числа российских банков. Система поддержки должна быть открыта для всех банков Отсутствует возможность в одном месте получить информацию о программе и заполнить предварительную онлайн заявку на получение финансирования Единый интернет-ресурс для информирования МСП, онлайн заполнения заявки, загрузки документов и скоринга клиента Различный перечень документов и анкетных форм затрудняет процесс подачи заявок сразу в несколько банков Ввести стандартизированный перечень документов, запрашиваемый у заемщиков. Начать с небольших кредитов – до 10 млн. рублей Отсутствие у субъекта МСП понимания в причинах отказа банка не дает возможности повторно обратиться за поддержкой Обязать уполномоченные банки предоставлять информацию о причинах отказов по запросу субъекта МСП (в случае если информация получена из открытых источников данных) Непрозрачность процесса получения кредитов по программе 6,5 демотивирует бизнес (кто и как получает) Публиковать реестр получателей государственной поддержки на ресурсах Минэкономразвития Низкая маржинальность и большие трудозатраты банков на рассмотрение заявок микробизнеса (суммы от 5 до 10 млн. рублей) - Ввести обязательную квоту не менее 30% выданных кредитов от текущего лимита на кредиты для микробизнеса
- Увеличить для уполномоченных банков размер субсидии на компенсацию недополученных доходов по кредитам субъектам микробизнеса
- Рассмотреть возможность разработки специальных программ финансовой поддержки микробизнеса и стартапов Источник: Составлено автором

Применения предложенных мер позволит усовершенствовать систему предоставления субсидий на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства.

3.3. Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки развития малого предпринимательства в сфере инноваций

Низкая предпринимательская активность в малом инновационном бизнесе в России связана ещё с тем, что малые предприятия чаще всего создаются физическими лицами для осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания, бытовых услуг и т.п. Незначительно их количество и в промышленности. Обычно малые предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности и организации освоения и производства новой продукции. Нет и соответствующей инфраструктуры, квалифицированного кадрового обеспечения.
Таким образом, опираясь на рассмотренный выше зарубежный опыт поддержки и стимулирования инновационного бизнеса, считаем целесообразно применять в отечественной практике поддержки малых инновационных предприятий американского опыта финансирования инновационной деятельности по типу SBА, дополнив его институциональными условиями, обеспечивающими прозрачность расходования бюджетных средств, выделяемых на инновационную деятельность в виде грантов, субсидий и т.д. Это позволит повысить уровень отдачи от инноваций и достичь баланса между субиндексами инновационной ресурсообеспеченности и ресурсоотдачи. Кроме того, можно создать единую информационную базу для сотрудничества между предпринимателями, а также между предпринимателями и ведомствами государства, где будет размещаться информация-предложение на разработку определенных инновационных технологий и продуктов, а также государственные заказы на инновационную продукцию.
К числу мер активизации малого и среднего инновационного предпринимательства в инновационной сфере России автором отнесены следующие (Рисунок 3.3).


Рисунок 3.3 - Меры по активизации направлений развития малого и среднего инновационного предпринимательства в РФ

Предлагается создать федеральную консалтинговую программу для бесплатного консультирования по различным вопросам начинающих и действующих предпринимателей в малом инновационном бизнесе. Это увеличит заинтересованность населения в предпринимательской деятельности в сфере инноваций и повысит ее привлекательность.
По европейскому опыту EEN создать сеть по поддержке инновационного предпринимательства, в которую будут входить технологические центры, торгово-промышленные палаты, учреждения по вопросам развития бизнеса, научно-исследовательские институты, через эту сеть легко можно будет осуществить поиск бизнес-партнеров, знаний, технологий. Можно организовать службу малого бизнеса (по аналогии с SBS в Великобритании), которая будет оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса в поиске инвесторов, формировать сеть венчурных фондов в регионах (а не только в Москве), а также поддерживать малые предприятия, ориентированные на экспорт продукции.
Такие меры государственной поддержки инновационного предпринимательства и создание новых институтов сформируют, на наш взгляд, благоприятный предпринимательский климат, что будет способствовать росту малого инновационного бизнеса в РФ.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ. В главе разработаны меры по активизации инновационной активности субъектов МСП в России. Опираясь на рассмотренный выше зарубежный опыт поддержки и стимулирования инновационного бизнеса, считаем целесообразно применять в отечественной практике поддержки малых инновационных предприятий американского опыта финансирования инновационной деятельности по типу SBА, дополнив его институциональными условиями, обеспечивающими прозрачность расходования бюджетных средств, выделяемых на инновационную деятельность в виде грантов, субсидий и т.д. Это позволит повысить уровень отдачи от инноваций и достичь баланса между субиндексами инновационной ресурсообеспеченности и ресурсоотдачи. Кроме того, можно создать единую информационную базу для сотрудничества между предпринимателями, а также между предпринимателями и ведомствами государства, где будет размещаться информация-предложение на разработку определенных инновационных технологий и продуктов, а также государственные заказы на инновационную продукцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, полученные в результате проведенного исследования, заключаются в следующем:
1. Анализ теоретических подходов к оценке роли малого и среднего предпринимательства в современной мировой экономике показал, что малое предпринимательство является некой общностью, состоящей из малых предприятий (совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, совокупность независимых мелких и средних предприятий, сектор экономики). В российской практике на сегодняшний день используется трехступенчатая модель градации, близкая к европейской. Это позволяет выделить три элемента рассматриваемой системы малого предпринимательства: средние предприятия, малые предприятия и микропредприятия.
2. Элементы малого предпринимательства присутствуют во всех отраслях экономики. Средние, малые и микропредприятия производят самые разнообразные виды продукции, выполняют множество работ и оказывают услуги населению, удовлетворяя возникающий спрос. Также малые предприятия создают рабочие места и вносят свой вклад в формирование ВРП. При должном развитии могут и должны стать основой для развития всей экономической системы, как на уровне страны, так и в регионах. А для развития самого малого предпринимательства необходимо устранение диспропорций, присутствующих в системе МСП.
3. Малое предпринимательство является ключевым фактором развития экономики развитых стран мира. В экономике большинства стран малый бизнес обеспечивает рабочими местами почти 50-70% населения трудоспособного возраста, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% от общего объема производимых товаров и услуг.
4. Малое предпринимательство в России переживает не самый благоприятный период. Это обусловлено рядом факторов: постоянно меняющимся законодательством, относительной молодостью рыночной экономической системы страны, недостаточной государственной поддержкой и регулированием деятельности малых предприятий, сокращением иностранных инвестиций вследствие введения санкций против России. Однако ситуацию можно улучшить за счет привлечения отечественных инвесторов для развития малого предпринимательства. Также необходимо развивать инновационную направленность деятельности малых предприятий с развитием наукоемкого производства, осуществляя наибольшую государственную поддержку предприятий, занятых в этой производственной нише.
5. Проведенное исследование финансово-кредитных методов государственной поддержки МСП в зарубежных странах позволяет утверждать, что приоритетными мерами стимулирования МСП являются меры финансового и технологического характера, такие как: возмещение текущих производственных расходов, предоставление технологических платформ для реализации исследований и государственного гарантирования участия в тендерах, содействие вложениям в нематериальные активы, помощь в патентовании разработок, защите авторских прав, кредитование МСП, адресное льготное налогообложение. В то же время, в силу интенсивного развития процессов информатизации в мире, меры информационного и консультационного характера становятся все менее значимыми.
6. Существующая финансовая поддержка малого сегмента предпринимательской деятельности в России определяется действующим законодательством. Основным является ФЗ под № 209: «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России. Перечень мероприятий, реализуемых в рамках программы Минэкономразвития России, определен с учетом приоритетов государственной политики и проведенного анализа эффективности мер финансовой поддержки субъектов МСП, а также формированием сервисной модели предоставления поддержки субъектам МСП.
7. Низкая предпринимательская активность в малом инновационном бизнесе в России связана ещё с тем, что малые предприятия чаще всего создаются физическими лицами для осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания, бытовых услуг и т.п. Незначительно их количество и в промышленности. Обычно малые предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности и организации освоения и производства новой продукции. Нет и соответствующей инфраструктуры, квалифицированного кадрового обеспечения.
8. Разработаны меры по активизации инновационной активности субъектов МСП в России. Опираясь на рассмотренный выше зарубежный опыт поддержки и стимулирования инновационного бизнеса, считаем целесообразно применять в отечественной практике поддержки малых инновационных предприятий американского опыта финансирования инновационной деятельности по типу SBА, дополнив его институциональными условиями, обеспечивающими прозрачность расходования бюджетных средств, выделяемых на инновационную деятельность в виде грантов, субсидий и т.д. Это позволит повысить уровень отдачи от инноваций и достичь баланса между субиндексами инновационной ресурсообеспеченности и ресурсоотдачи. Кроме того, можно создать единую информационную базу для сотрудничества между предпринимателями, а также между предпринимателями и ведомствами государства, где будет размещаться информация-предложение на разработку определенных инновационных технологий и продуктов, а также государственные заказы на инновационную продукцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=5FC02B4F67890541494A2166C7539DCF&mode=splus&base=LAW&n=312202&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#cbkvtbinpaw
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=82AC03EF930DD5125ABF1E88E359E481&mode=splus&base=LAW&n=315257&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#1hd0wdyi8pc
Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=181758#0
Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 15.11.2017) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=37E381829CD55309B4B5C0E16D91C92B&mode=splus&base=LAW&n=217690&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#202isowv7ma
Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=592E98AB861E4544EB4E5B0BCD16B6BA&mode=splus&base=LAW&n=203812&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#1pteh2z1po0
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=80FA09A47D4005DD3406A1B912E0C5B3&req=doc&base=LAW&n=315291&dst=100009&fld=134&stat=refcode%3D16876%3Bdstident%3D100009%3Bindex%3D0#2bxcwizzey3
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года №392 «О внесении изменений в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215126/
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 г. № 486 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на обеспечение создания системы «одного окна» оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215877/
Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р «Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2698-р «Об акционерном обществе «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=645964#013036947677127197
Распоряжение Правительства РФ № 803-р от 28 апреля 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=651720#002347031452648496
Паспорт приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 N 10) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282153/
Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316). С изменениями и дополнениями от: 17 августа 2017 г., 22 января, 3 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/
Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/0e5/Uluchshenie_usloviy_vedeniya_predprinimatelskoy_deyatelnosti.pdf
Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/427/NP_MSP.pdf
Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2013. 318 с.
АО «Корпорация «МСП» [Электронный ресурс]. – URL: https://corpmsp.ru/
Артименко В.Г., Беллендир М.В. Малый бизнес. М.: ДИС, 2014. 342 с.
Баканов М.И. Малый бизнес: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2013. 384 с.
Баткилина Г.В. Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки // Экономика и политика, 2014. № 8. С. 4.
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – Критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред., вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт // Языки славянской культуры. - М., 2012.- С. 76-115
Власть. Политика. Государственная служба. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/vlast-politika-gosudarstvennaja-sluzhba-slovar.html.
Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf
Доклад о реализации плана деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год за 2018 год [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/452657c5-5de4-4d9e-a1c5-dc006c836dc3/report_2018.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=452657c5-5de4-4d9e-a1c5-dc006c836dc3
Езиев Г.Л. Основные направления повышения потенциала малого бизнеса и частного предпринимательства в инновационном развитии страны // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 1. С. 207-218.
Изменение климата: как власти предлагают улучшить условия для бизнеса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2018/5bc0b3e29a79475a51162671
Интернационализация как драйвер повышения эффективности бизнеса, DHL/IHS, 2013.
Кредитование МСБ в 2018 году показало максимальный рост [Электронный ресурс]. – URL: https://zaim.com/news/novosti-rynka/kreditovanie-msb-v-2018-godu-pokazalo-maksimalnyy-rost/
Кредитование малого и среднего бизнеса по итогам 2018 года. ООО «РАЭКС-Аналитика», 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2019_finmb_bul.pdf
Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 36-43.
Ланге О. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967.
Малое предпринимательство как фактор развития экономики / Литвиненко В.С., Абенов А.Ж. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 86-87.
Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. М.: Инфра-М, 2011; Малый бизнес по-японски [Электронный ресурс]. URL: http://www. openbusiness.ru/ html_euro/Japan_open6.htm
Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lawru.net/podd/podd22.html
Малый бизнес в Корее. Господдержка [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru. net/podd/podd26.html
Малый бизнес КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.worlds.ru/ asia/china/historymalyjj_biznes_v_kitae.shtml
Малый бизнес по-японски [Электронный ресурс]. URL: http://www. openbusiness.ru/html_euro/Japan_open6.htm
МСП Банк за первый год прямого кредитования выдал субъектам МСП более 29 млрд рублей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mspbank.ru/media/news/MSP-Bank-za-pervyy-god-pryamogo-kreditovaniya-vydal-subektam-MSP-bolee-29-mlrd-rubley/
МСП Банк будет кредитовать малый и средний бизнес по ставке 8,5% годовых в рамках льготной программы Минэкономразвития [Электронный ресурс]. – URL: https://mspbank.ru/media/news/MSP-Bank-budet-kreditovat-malyy-i-sredniy-biznes-po-stavke-8-5/
Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», АСИ 2017, URL: http://asi.ru/investclimate/
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, АСИ 2017, URL: http://asi.ru/investclimate/rating/
Носова Т.А. Малое предпринимательство в современной экономике // Вектор экономики. 2017. № 1 (7). С. 10.
Поддержка субъектов МСП АО «МСП Банком» в сфере сельхозкооперации. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mspbank.ru/
Политическая наука: словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/ slovari/politicheskaja-nauka-slovar-spravochnik.html
Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.
Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/tolkovyi-slovar-demokraticheskogo-novojaza-i-evfemizmov.html
Кириллова Л.Н., Зиянгулова А.Р. Использование принципа «золотого сечения» в гармонизации структуры баланса предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanieprintsipa-zolotogo-secheniya-v-garmonizatsii-struktury-balansa-predpriyatiya
Официальный портал «Инновационные исследования в малом бизнесе - Small business innovation research». URL: http//sbir.gov
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс], – http://www.gks.ru.
Официальный сайт ФНС России. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html – составлено авторами
Сергиенко Е.Е. Развитие малого бизнеса Хабаровского края в условиях глобализации // Научно- техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в ХХI веке // Материалы всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Хабаровск, ДВГУПС, 2016. С. 241–244.
Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в России и развитых странах / Шипитько М.В., Илларионова А.Р. // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 151-155.
Финансовые проблемы развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.findones.ru/fdon-740.html
Целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).
Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
2014 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan. – METI: Small and Medium Enterprise Agency. April 2014. – P. 28.
Agency Financial Report, 2015, URL: https://www.sba.gov/about-sba/sba-performance
Commission recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (notified under document number C (2003) 1422) [Электронный ресурс] : text with EEA relevance : 2003/361/EC // Official j. of the Europ. Union. — 2003. —N 20.5. — L 124/36—L124/38. — Режим доступа: https://www.enterprise-ireland.com/en/About-Us/OurClients/SME-Definition-OJ-2003.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
Doing business 2019. Training for Reform [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf
Enterprise Surveys, The World Bank, 2012
Fees and charges payable under reach adopted [Электронный ресурс] // European commission: press release database. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2017. — Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-08-582_en.htm.
Implementation status of the package for promotion of micro and small enterprises (announced by Shri Mahabir Prasad, minister of small scale industries and agro and rural industries in Lok Sabha on 27 febr. 2007 and in Rajya Sabha on 2 march 2007) [Электронный ресурс] : (as in oct. 2008) / Ministry of micro, small 233 and medium enterprises office of the development commissioner (micro, small and medium enterprises) // Development commissioner ministry of micro, small & medium enterprises. — Электрон. дан. — [Б. м.], [Б. г.] — Режим доступа: http://www.dcmsme.gov.in/publications/circulars/GazNot/policiy_status_oct08.pdf, свободный. — Загл. с экранa.
Innovation Accelerators: Defining Characteristics Among Startup Assistance Organizations / by C. Scott Dempwolf, Jennifer Auer, and Michelle D’Ippolito Optimal Solutions Group, LLC College Park, MD 20740, October 2014.
National small business amendment act, 2004 N 29 // Government gazette Republic of South Africa. — 2004. — Vol. 474 Cape Town. — N 27101. — 22 p.
ОЭСР: SMEs, Entrepreneurship and Innovation. – Paris: OECD, 2012.
Organization for SME and Regional Innovation of Japan. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smrj.go.jp.
Summary report of the UIS innovation data collection // UNISCO Institute for Statistics. 2015.
The Bologna Charter on SME Policies. – http://www.oecd.org/cfe/smes/thebolognacharteronsmepolicies.htm
The companies act 2006 [Электронный ресурс] : (amendment) : (accounts and reports) : regulations 2008 : made 19th febr. 2008 : coming into force 6th apr. 2008 // Legislation.gov.uk. — Электрон. дан. — [Б. м.], [Б. г.]. — Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2008/393/pdfs/uksi_20080393_en.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
The Small Business Investment Company (SBIC) Program Helping Meet the Capital Needs of American Small Business. – Wash., DC, 2015. – https://www.sba.gov/sites/default/files/articles/SBIC_Program_-_Standard_One-Pager.pdf
U.S. small business administration table of small business size standards matched to North American industry classification system (NAICS) // NAICS Association. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2017. — Режим доступа: https://www.naics.com/wp-content/uploads/2014/10/2016-Size_Standards_Table.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
What is SBIR and STTR?. – https://sbir.nih.gov/about/what-is-sbir-sttr


АО «МСП Банк» осуществляет прямое кредитование субъектов МСП с 2016 года; в 2018 году средняя процентная ставка по кредитам АО «МСП Банк» на инвестиционные цели составила 7,7% годовых
Кредитование малого и среднего бизнеса по итогам 2018 года. ООО «РАЭКС-Аналитика», 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2019_finmb_bul.pdf











4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=5FC02B4F67890541494A2166C7539DCF&mode=splus&base=LAW&n=312202&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#cbkvtbinpaw
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=82AC03EF930DD5125ABF1E88E359E481&mode=splus&base=LAW&n=315257&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#1hd0wdyi8pc
4. Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=181758#0
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/
6. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 15.11.2017) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=37E381829CD55309B4B5C0E16D91C92B&mode=splus&base=LAW&n=217690&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#202isowv7ma
7. Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=102421014809097697579026631&cacheid=592E98AB861E4544EB4E5B0BCD16B6BA&mode=splus&base=LAW&n=203812&rnd=CF6177DF98DA3DD4327D0F9F30D0B328#1pteh2z1po0
8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=80FA09A47D4005DD3406A1B912E0C5B3&req=doc&base=LAW&n=315291&dst=100009&fld=134&stat=refcode%3D16876%3Bdstident%3D100009%3Bindex%3D0#2bxcwizzey3
9. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года №392 «О внесении изменений в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215126/
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 г. № 486 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на обеспечение создания системы «одного окна» оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215877/
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р «Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2698-р «Об акционерном обществе «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=645964#013036947677127197
13. Распоряжение Правительства РФ № 803-р от 28 апреля 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=651720#002347031452648496
14. Паспорт приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 N 10) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282153/
15. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316). С изменениями и дополнениями от: 17 августа 2017 г., 22 января, 3 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/
16. Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/0e5/Uluchshenie_usloviy_vedeniya_predprinimatelskoy_deyatelnosti.pdf
17. Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80aavcebfcm6cza.xn--p1ai/upload/iblock/427/NP_MSP.pdf
18. Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2013. 318 с.
19. АО «Корпорация «МСП» [Электронный ресурс]. – URL: https://corpmsp.ru/
20. Артименко В.Г., Беллендир М.В. Малый бизнес. М.: ДИС, 2014. 342 с.
21. Баканов М.И. Малый бизнес: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2013. 384 с.
22. Баткилина Г.В. Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки // Экономика и политика, 2014. № 8. С. 4.
23. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – Критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред., вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
24. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт // Языки славянской культуры. - М., 2012.- С. 76-115
25. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/vlast-politika-gosudarstvennaja-sluzhba-slovar.html.
26. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf
27. Доклад о реализации плана деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год за 2018 год [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/452657c5-5de4-4d9e-a1c5-dc006c836dc3/report_2018.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=452657c5-5de4-4d9e-a1c5-dc006c836dc3
28. Езиев Г.Л. Основные направления повышения потенциала малого бизнеса и частного предпринимательства в инновационном развитии страны // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 1. С. 207-218.
29. Изменение климата: как власти предлагают улучшить условия для бизнеса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/15/10/2018/5bc0b3e29a79475a51162671
30. Интернационализация как драйвер повышения эффективности бизнеса, DHL/IHS, 2013.
31. Кредитование МСБ в 2018 году показало максимальный рост [Электронный ресурс]. – URL: https://zaim.com/news/novosti-rynka/kreditovanie-msb-v-2018-godu-pokazalo-maksimalnyy-rost/
32. Кредитование малого и среднего бизнеса по итогам 2018 года. ООО «РАЭКС-Аналитика», 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2019_finmb_bul.pdf
33. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 36-43.
34. Ланге О. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967.
35. Малое предпринимательство как фактор развития экономики / Литвиненко В.С., Абенов А.Ж. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 86-87.
36. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. М.: Инфра-М, 2011; Малый бизнес по-японски [Электронный ресурс]. URL: http://www. openbusiness.ru/ html_euro/Japan_open6.htm
37. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lawru.net/podd/podd22.html
38. Малый бизнес в Корее. Господдержка [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru. net/podd/podd26.html
39. Малый бизнес КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.worlds.ru/ asia/china/historymalyjj_biznes_v_kitae.shtml
40. Малый бизнес по-японски [Электронный ресурс]. URL: http://www. openbusiness.ru/html_euro/Japan_open6.htm
41. МСП Банк за первый год прямого кредитования выдал субъектам МСП более 29 млрд рублей [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mspbank.ru/media/news/MSP-Bank-za-pervyy-god-pryamogo-kreditovaniya-vydal-subektam-MSP-bolee-29-mlrd-rubley/
42. МСП Банк будет кредитовать малый и средний бизнес по ставке 8,5% годовых в рамках льготной программы Минэкономразвития [Электронный ресурс]. – URL: https://mspbank.ru/media/news/MSP-Bank-budet-kreditovat-malyy-i-sredniy-biznes-po-stavke-8-5/
43. Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», АСИ 2017, URL: http://asi.ru/investclimate/
44. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, АСИ 2017, URL: http://asi.ru/investclimate/rating/
45. Носова Т.А. Малое предпринимательство в современной экономике // Вектор экономики. 2017. № 1 (7). С. 10.
46. Поддержка субъектов МСП АО «МСП Банком» в сфере сельхозкооперации. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mspbank.ru/
47. Политическая наука: словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/ slovari/politicheskaja-nauka-slovar-spravochnik.html
48. Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.
49. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/tolkovyi-slovar-demokraticheskogo-novojaza-i-evfemizmov.html
50. Кириллова Л.Н., Зиянгулова А.Р. Использование принципа «золотого сечения» в гармонизации структуры баланса предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanieprintsipa-zolotogo-secheniya-v-garmonizatsii-struktury-balansa-predpriyatiya
51. Официальный портал «Инновационные исследования в малом бизнесе - Small business innovation research». URL: http//sbir.gov
52. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс], – http://www.gks.ru.
53. Официальный сайт ФНС России. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html – составлено авторами
54. Сергиенко Е.Е. Развитие малого бизнеса Хабаровского края в условиях глобализации // Научно- техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в ХХI веке // Материалы всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Хабаровск, ДВГУПС, 2016. С. 241–244.
55. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в России и развитых странах / Шипитько М.В., Илларионова А.Р. // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 151-155.
56. Финансовые проблемы развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.findones.ru/fdon-740.html
57. Целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).
58. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
59. 2014 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan. – METI: Small and Medium Enterprise Agency. April 2014. – P. 28.
60. Agency Financial Report, 2015, URL: https://www.sba.gov/about-sba/sba-performance
61. Commission recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (notified under document number C (2003) 1422) [Электронный ресурс] : text with EEA relevance : 2003/361/EC // Official j. of the Europ. Union. — 2003. —N 20.5. — L 124/36—L124/38. — Режим доступа: https://www.enterprise-ireland.com/en/About-Us/OurClients/SME-Definition-OJ-2003.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
62. Doing business 2019. Training for Reform [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf
63. Enterprise Surveys, The World Bank, 2012
64. Fees and charges payable under reach adopted [Электронный ресурс] // European commission: press release database. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2017. — Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-08-582_en.htm.
65. Implementation status of the package for promotion of micro and small enterprises (announced by Shri Mahabir Prasad, minister of small scale industries and agro and rural industries in Lok Sabha on 27 febr. 2007 and in Rajya Sabha on 2 march 2007) [Электронный ресурс] : (as in oct. 2008) / Ministry of micro, small 233 and medium enterprises office of the development commissioner (micro, small and medium enterprises) // Development commissioner ministry of micro, small & medium enterprises. — Электрон. дан. — [Б. м.], [Б. г.] — Режим доступа: http://www.dcmsme.gov.in/publications/circulars/GazNot/policiy_status_oct08.pdf, свободный. — Загл. с экранa.
66. Innovation Accelerators: Defining Characteristics Among Startup Assistance Organizations / by C. Scott Dempwolf, Jennifer Auer, and Michelle D’Ippolito Optimal Solutions Group, LLC College Park, MD 20740, October 2014.
67. National small business amendment act, 2004 N 29 // Government gazette Republic of South Africa. — 2004. — Vol. 474 Cape Town. — N 27101. — 22 p.
68. ОЭСР: SMEs, Entrepreneurship and Innovation. – Paris: OECD, 2012.
69. Organization for SME and Regional Innovation of Japan. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smrj.go.jp.
70. Summary report of the UIS innovation data collection // UNISCO Institute for Statistics. 2015.
71. The Bologna Charter on SME Policies. – http://www.oecd.org/cfe/smes/thebolognacharteronsmepolicies.htm
72. The companies act 2006 [Электронный ресурс] : (amendment) : (accounts and reports) : regulations 2008 : made 19th febr. 2008 : coming into force 6th apr. 2008 // Legislation.gov.uk. — Электрон. дан. — [Б. м.], [Б. г.]. — Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2008/393/pdfs/uksi_20080393_en.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
73. The Small Business Investment Company (SBIC) Program Helping Meet the Capital Needs of American Small Business. – Wash., DC, 2015. – https://www.sba.gov/sites/default/files/articles/SBIC_Program_-_Standard_One-Pager.pdf
74. U.S. small business administration table of small business size standards matched to North American industry classification system (NAICS) // NAICS Association. — Электрон. дан. — [Б. м.], 2017. — Режим доступа: https://www.naics.com/wp-content/uploads/2014/10/2016-Size_Standards_Table.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
75. What is SBIR and STTR?. – https://sbir.nih.gov/about/what-is-sbir-sttr

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет малое предпринимательство для развития экономики России?

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики России. Оно является двигателем экономического роста, создает новые рабочие места и способствует улучшению социальных условий в стране. Малые предприятия активно участвуют в инновационных процессах и создают новые продукты и технологии, что способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и укреплению ее позиций на международном рынке.

Как изменилась сущность малого предпринимательства в инновационной экономике?

В инновационной экономике сущность малого предпринимательства претерпела значительные изменения. Если раньше малые предприятия в основном занимались традиционными видами бизнеса, то теперь они активно внедряют новые технологии и разрабатывают инновационные продукты. Малые предприятия в инновационной сфере стали игроками с высокой степенью гибкости, которые быстро реагируют на изменения рынка и создают новые решения для удовлетворения потребностей клиентов.

Каково современное состояние и актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России?

Современное состояние малого предпринимательства в России характеризуется как с определенными положительными трендами, так и с некоторыми проблемами. С одной стороны, количество малых предприятий и их доля в ВВП страны растет, а также происходит активное развитие инновационных предприятий. Однако, с другой стороны, малые предприятия сталкиваются с такими проблемами, как сложная доступность кредитования, высокая налоговая нагрузка, бюрократические преграды и недостаточная поддержка со стороны государства.

Какое значение имеет малое предпринимательство в развитии экономики России?

Малое предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии России. Оно способствует росту ВВП, созданию рабочих мест, повышению конкурентоспособности и инновационности экономики.

Как изменилась сущность малого предпринимательства в инновационной экономике?

В инновационной экономике малое предпринимательство стало более связано с разработкой и внедрением новых технологий, созданием инновационных продуктов и услуг. Оно становится главным двигателем инноваций и технологического прогресса.

Каково современное состояние и актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России?

Современное состояние малого предпринимательства в России характеризуется низким уровнем конкурентоспособности, ограниченным доступом к финансированию, высокой административной нагрузкой и сложными налоговыми условиями. Это ограничивает его развитие и влияет на его устойчивость.

Что можно сказать об изменении роли малого предпринимательства в развитии инновационной сферы?

Малое предпринимательство стало ключевым игроком в инновационной сфере. Оно активно внедряет новые технологии, создает инновационные продукты и услуги, способствуя развитию инновационной экономики и повышению ее конкурентоспособности в мировом масштабе.

Какие меры государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций могут быть предложены?

Для совершенствования государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций можно предложить такие меры, как снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, расширение доступа к финансированию инновационных проектов, упрощение процедур и сокращение бюрократических препятствий.

Какую роль играет малое предпринимательство в экономике России?

Малое предпринимательство имеет огромное значение в развитии экономики России. Оно является одним из главных двигателей экономического роста и создает большое количество рабочих мест. Малые предприятия также способствуют развитию инноваций, улучшению конкурентоспособности российской экономики и формированию новых отраслей.

Как изменилась сущность малого предпринимательства в инновационной экономике?

В инновационной экономике малое предпринимательство приобретает новые особенности и задачи. Теперь он становится не только источником создания новых рабочих мест и экономического роста, но и движителем инноваций. Малые предприятия в инновационной сфере занимаются разработкой и внедрением новых технологий, продуктов и услуг, что способствует повышению конкурентоспособности всей экономики.