Религоведение, религия и теология: точки соприкосновения и раздора
Заказать уникальную дипломную работу- 100 100 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 06.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Религия как источник формирования религиоведения и теологии
1.1. Факторы влияния религиозного мировоззрения на становление религии 12
1.2. Концепции происхождения мировых религий 19
1.3. Место и роль религии в религиоведении и теологии 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. Структура религиоведения и теологии: общие и отличительные черты
2.1. Философия, история, психология, феноменология, социология и антропология как интегрированные составляющие религиоведения и теологии 42
2.2. Отличительные аспекты структуры религиоведения и теологии 50
2.3. Вольнодумство и научный атеизм как признаки кризиса в развитии религиоведения и теологии 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 65
ГЛАВА 3. Теология и религиоведение в гуманитарном образовательном пространстве
3.1. Профессиональные отличия религиоведов от теологов 68
3.2. Религия как единый предмет исследования религиоведов и теологов 80
3.3. Богословие как признак теологии и его отсутствие в религиоведении 86
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
В понимании автора цитаты, обеспечивать прирост свободы и рациональности - это то же, что содействовать социальному прогрессу. Конечно, в таком понимании миссии обществоведа возникает вопрос и о существовании оценки в социальных науках. А. Ведров, следуя установкам практической философии (трансцендентальной прагматики), отстаивает мнение, что социальные науки не могут быть свободными от оценки. Редуцируя имеющуюся в книге А. Ведрова, аргументацию, сведем все к тому, что при выборе темы исследования мы определенным образом оцениваем стоит им заниматься или нет. Так же мы можем оценить, например, насколько реальные религиозные практики соответствуют существующим в определенной религии предписаниям (соотношение реальной и идеальной религии или народной и книжной религии). «Свобода от оценки» в религиоведении - это, прежде всего, отказ от оценки онтологического статуса религии, ее доктрины и практики. Но, это не значит, что религиовед не может / не должен оценивать отдельные доктрины или практики на перспективу пользы или опасности для общества или человеческой жизни. Совершенно очевидно, что мы не оцениваем действенность практики человеческих жертвоприношений, но мы оцениваем ее на перспективу права каждого человека на жизнь. Можем дать оценку, насколько то или иное заявление руководителя религиозной организации способствует, например, сохранению целостности страны или, наоборот, подогревает сепаратистские настроения в регионах. К такому типу оценивания относится, например, тезис российского социолога религии И. Забаева, что православная хозяйственная этика не способствует экономическому развитию и становлению рациональных капиталистических отношений.Очевидно, что социальный ученый должен нести определенную ответственность перед обществом и за результаты своих исследований, и за то, как эти результаты этим обществом воспринимаются и применяются. То есть, если, например, религиовед пишет на основе анализа отдельных религиозных изданий, эта религиозная организация разжигает межрелигиозную рознь, а значит несет опасность для общества, то очевидно, что он несет ответственность за индуктивный вывод о всей религиозной организации на основании ограниченного количества изданий. Там, где социальный ученый делает индукцию, рядовой гражданин сделает дедукции, и все представители той религиозной организации становятся опасными. Понятно, что привнесение ценностного и прикладных компонентов в религиоведческие исследования может привести к столкновению интересов религиоведов, формирования дополнительных дискурсов, которые не имеют ничего общего с собственно науки, но важны в контексте «социального прогресса». Оценка религиозных фактов, явлений, текстов и т.д. непосредственно связана с последующей ролью религиоведа.Религиовед как экспертПрежде всего, необходимо сразу дифференцировать два понимания того, кто является экспертом. Первое понимание: эксперт, это тот, кто делает экспертизу. Второе понимание есть медийный эксперт - это тот, кто может доступно объяснить, растолковать, «проанализировать» для широкой общественности какую-то специфическую ситуацию (проблему, событие и т.д.), при этом, такой медийный эксперт профессионально занимается подобными проблемами. Если первое понимание близко к роли социального ученого, то есть фактически является продолжением или частью научной деятельности, то второе близок к другой роли - публичного интеллектуала.Экспертиза предусматривает оценку. Собственно, из-за экспертизы социальный ученый в полной мере реализует свой профессиональный потенциал и профессиональные навыки, правда делает это для заказчика, которым могут выступать и органы государственной власти, и негосударственные организации (в т.ч. религиозные организации), и физические лица (также могут представлять интересы религиозной организации). Интеллектуал, о котором речь пойдет позже, не обязательно является экспертом, а медиа-эксперт - это не обязательно специалист, который делает экспертизу. Открытым остается вопрос, кто определяет экспертов. По нашему мнению, здесь возможны два ответа. Первая - экспертная среда определяет кто достоин так называться, а кто нет. То есть, при ситуации, если «негодяй» (то есть тот, кто не достоин этого) называет себя экспертом, то экспертная среда может быстро - несколькими заявлениями - дисквалифицировать его. Вторая - медийную среду определяет тот, кто отвечает определенным медийным требованиям к эксперту (внешность, коммуникабельность и ораторские навыки и т.д.). Конечно, во втором случае в качестве эксперта по религиозным вопросам может выступать и не религиовед, а любой специалист в социогуманитарной сфере, в т.ч. представитель религиозной среды. Но может ли быть представитель религиозной общины (священник, пастырь, имам или раввин) экспертом? Или его профессиональная принадлежность к определенной корпорации не ставит его вне возможности выступать отстраненно? Хотя представители религиозных организаций могут лучше знать ситуацию, поскольку обладают инсайдерской информацией (которой не всегда готовы поделиться), но они, прежде всего, оценивают ситуацию на перспективу интересов своей компании, а не общества в целом. Пожалуй, разница между экспертами-религиоведами и религиозными инсайдерами (например, спикерами) заключается в том, что эксперты выносят предложения и рекомендации как действовать, но не участвуют в этой деятельности. Однако необходимо помнить, что эксперты могут давать предложения и рекомендации религиозным организациям наравне с органами государственной власти.Стоит также отметить, что основной чертой речи медийных экспертов является скорость редуктивного стиля лозунгов: точно, быстро, формулами, вроде прагматично. Если противопоставить экспертов и интеллектуалов, то роль первых более прагматичной: дать рекомендации и советы как действовать в той или иной ситуации. Фактически они если и не становятся активными субъектами ситуации, то, по крайней мере, несут за нее ответственность. Интеллектуалы же могут позволить себе рассуждать, «философствовать», критиковать ситуацию и актеров общественно-политической сферы, при этом оставаясь сторонними наблюдателями. Религиовед как интеллектуалСовершенно очевидно, что религиоведы как люди интеллектуальной работы могут быть определены как интеллектуалы или на постсоветском пространстве интеллигенция. В 2002 году после получения Казанским Российским исламским институтом лицензии на подготовку бакалавров теологии в нем был основан теологический факультет. Размышляя о наивысшей ступени мусульманского образования в 2012 году, ректор РИУ Р.Мухаметшин писал: «Мы должны выстроить систему мусульманского образования до определенного логического конца. Если у нас есть магистратура, то должна быть аспирантура и докторантура». Тогда же Р.Мухаметшиным был перечислен ряд проблем введения наивысшего сегмента исламского образования:- российское научное сообщество довольно настороженно относится к богословию как к научной дисциплине; - пока нет аспирантур по мусульманскому богословию.Однако с момента вышеупомянутых размышлений Р.Мухаметшина прошло более трех лет, и как сказал Зам. председателя Совета УМО Владимир Воробьёв, в развитии следующей ступени теологического образования «лед тронулся».23 января 2015 года ВАК принято решение о включении теологии в номенклатуру научных специальностей. В настоящее время теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30-ти вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом. С этого времени начали активно рассматривать вариант открытия аспирантуры по теологии, о важности чего заявляют представители иудаизма, христианства и ислама.25 марта 2015 года в стенах МГУ им. Ломоносова состоялось очередное заседание Совета по теологии УМО. Говоря о введении «Теологии» в номенклатуру научных специальностей, протоирей В. Воробьев сказал: «Решение ВАК о включении теологии в номенклатуру научных специальностей, принятое 23 января 2015 года, формально возвращает богословию законный статус, но при запрете на получение научных степеней доктора и кандидата теологии оно не сможет удовлетворить как Русскую Православную Церковь, так и другие традиционные религии России». Ректор Российского исламского института д.пол.н., Р.Мухаметшин так же указал на необходимость открытия совета по теологии: «Если мы хотим выстроить полноценную систему мусульманского образования, то в ней богословские исследования должны занимать свое достойное место». С.П.Карпов отметил, что мы находимся в переходном периоде, что это дело не одной конфессии, но всех. Продолжая данную мысль, К.Польсков подчеркнул, что нам необходимо выработать единый поликонфессиональный стандарт, открыв межрелигиозный совет по теологии, выработав единую, не противоречащую друг другу позицию, как по вопросам кандидатского минимума, так и по выпускным экзаменам и требованиям к самой диссертационной работе. Делясь своими наблюдениями, К.Польсков констатировал, что потенциальные аспиранты по теологии вынуждены защищаться в других советах, например, по философии, религиоведению, истории. Причем многие из них, в силу специфики работ не находят поддержки ни в одном из советов. 20 февраля 2016 года состоялась программа «С христианской точки зрения. Между религией и наукой», где было продолжено обсуждение вопроса «Нужна ли теология в светских вузах?»В данном мероприятии приняли участие «три столпа науки о религии»: 1.Российский религиовед, специалист по философии религии и социологии религии, д.фил.н. Екатерина Элбакян; 2.Российский религиовед, историк религии, д.фил.н. Вильям Шмидт;3.Российский религиовед, культуролог, кандидат культурологии, Николай Шабуров.Размышляя о Стандарте по специальности «Теология», Николай Шабуровначал с оптимистической ноты, уточнив, что, хотя диссертаций пока не было, но первый шаг сделан, и это большой шаг.Анализируя стандарт по специальности «Теология», участники программы отметили, что он в значительной степени перекрывает предметное поле религиоведения. С точки зрения Н.Шубаева, «этот гос.стандарт либо составляли люди, не квалифицированные в области теологии, либо это сделано сознательно. А когда поле перекрывается, получаются две дисциплины, две специальности, два направления, которые в какой-то момент начинают дублировать друг друга, и перед соответствующими органами, которые определяют наше высшее образование, может встать вопрос о том, что, может быть, это избыточно, может быть, надо выбрать что-то одно. И у меня нет сомнений, что будет выбрано в этом случае». Однако в данном контексте возникает немало вопросов. Рассмотрим лишь некоторые из них.1.Где проходит грань между наукой и религией и как сохранить научную методологию исследования и объективность исследователя?Ответ на данный вопрос целесообразно начать с цитаты Вильяма Шмидта: «В нашем совете, который базируется в Академии народного хозяйства и госслужбы, не раз защищались работы, которые были сближены с теологией. И это всегда вызвало вопросы у наших специалистов, потому что есть часть предметного поля, которая не попадает в собственно религиоведение, философию религии и должна быть каким-то образом аккуратно обойдена, чтобы соответствовать специальности, например, «философия религии» или «религиоведение». Тем не менее, есть феномены, которые должны быть исследованы и освещены, и для специалистов, которые работают на этом стыке, это важно. Поэтому введение теологии как специальности всем нам, междисциплинарным специалистам, сыграет только на руку. Некоторые вопросы, рассматриваемые соискателями на подобного рода защитах «на стыке», очень критичны, иногда доходя до грани ереси. Так, один из соискателей на защите своей работы сказал: «Я верующий, а не ученый, я верую, а не знаю». Однако это не является предметом знания, тем более научного!Более того, теология предполагает некоторые тексты, которые выступают как абсолютный авторитет и не могут быть подвергнуты критике, так же, как и определенные догматы, которые также не являются предметом критического рассмотрения. Если это все принимается, то дальше возможны методы, которые, в общем, могут быть сходны с научными методами, но вот этот фундамент остается. -для теолога Библия или Коран – сакральный текст, продиктованный Богом, и он делает одни выводы из них;-для светского исследователя религии это крупнейший культурно-исторический памятник, он читает ее по-другому и делает совсем другие выводы, хотя вроде бы текст один и тот же.«Наука не обязана ни быть теистичной, ни признавать какие-либо догматы, тем более какие-то тексты в качестве абсолютно авторитетных» - утверждает Вильям Шмидт.Екатерина Элбакян имеет более жесткую позицию по этому поводу: «На мой взгляд, теология не попадает в разряд науки по многим причинам. Во-первых, потому, что основным принципом любой науки является принципфальсифицируемости и верифицируемости, то есть проверки знания и возможности его изменения. В теологии невозможно ни то, ни другое». Объект направленности теологической мысли не верифицируем, не фальсифицируем, не поддается проверке, не может быть дополнен, изменен. Предмет теологии – это некое обнаружение человеком Бога в процессе религиозного опыта, которое возможно только в результате божественного самообнаружения. Если Бог не захочет себя обнаружить, то он себя не обнаружит. Об объективизме здесь сложно говорить. Проблема истинности, которая является важной для науки, принимается только на веру. Конечно, мне могут возразить, что вера есть не только у верующих, ученые тоже во что-то верят. Но это принципиально другая вера. Религиозная вера – это вера в нечто сверхъестественное, как бы мы его ни назвали, в его реальное существование».Любой человек, изучающий религию с научной позиции, должен «заключить трансцендентное в скобки». Педагог-исследователь может быть глубоко верующим, но при этом, входя в аудиторию читать лекцию, он должен рассматривать все религии с одинаковой долей эмпатии к ним, как к объекту своего изучения, не более того. Также необходимо писать и научное исследование.Е.Элбакян отмечает здесь еще другого рода проблему – проблему методологического характера - «Если же человек в своей диссертации становится уже на точку зрения экзегезы александрийской школы или дословной трактовки каких-то христианских образов, или, наоборот, реинтерпретации, то, естественно, он уже встает в какой-то мере на точку зрения объекта своего изучения, независимо от того, верующий он человек или неверующий».Размышляя о возможности выдачи дипломов гос.образца будущим докторам богословия, Вильям Шмидт говорит: «Мы идем к традиции, когда крупнейшие и авторитетнейшие образовательные учреждения будут выдавать свои дипломы, и эти дипломы будут приниматься на равных с государственными дипломами. И здесь не следует забывать о научной репутации, о значимости работ и так далее».2.Чем отличается теология от религиоведения и истории религии. На этот вопрос отвечает Н.Шабуров: -религиоведение шире, чем история религий. Помимо истории, там находит отражение социологию религии, психологию религии, антропологические знания;-под теоретическим религиоведением имеются в виду просто фундаментальные концепции религий, без каких-то прикладных аспектов;-в религиоведении речь идет о феномене религии, а не о Боге.- религиоведение могут преподавать и изучать не только неверующие люди или атеисты. Исходя из этого заявления становится очевидным, что его могут преподавать и изучать неверующие и атеисты. Мировоззрение, религиозное или не религиозное, не определяет значимость человека, будь то преподаватель или студент. Преподавателей у нас объединяет: убежденность в возможности не предвзятого подхода к религии; верность научной методологии; понимание того, что университетская кафедра и кафедра церковная – это совершенно разные вещи, их нельзя смешивать. Не должно быть пропаганды, апологетики или, наоборот, отрицания чего-либо. Вместе с тем, есть опасность того, что теология, оторвавшись от конфессии, и может вновь стать религиоведением.Екатерина Элбакян убеждена, что «Религиоведение» и «Теология» – это два совершенно разных поля. «И я бы даже не говорила о появлении теологии. Этот термин появился в последние годы, а вообще в российской традиции это называется богословием, и оно всегда существовало в специально созданных для этого духовных учебных заведениях… Теологических факультетов в Росси никогда не было ни в университете, созданном Ломоносовым, ни в других вузах, потому что духовное образование было выделено в отдельные учебные заведения».3.2. Религия как единый предметисследования религиоведов и теологовКак ужеотмечалось, структура религиоведения включает философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии, новые дисциплинарные религиоведческие образования - феноменологию религии, культурологию религии, этнологии религии, политологию религии, географиирелигии и тому подобное.Однако разница между религиоведением, в частности богословским, и теологией не является абсолютной. Она подвижная, изменится как во времени, так и всмысле. Но, признав отличие богословского религиоведения и теологии, необходимо видеть и то, что их объединяет, а отсюда - формирует дажемнение об их тождество. Прежде всего это признание существования Бога, сверхъестественного мира, и все это в определенной конфессиональной очерченности. Так,христианские богословы и исследователи отнюдь не воспринимают установкиислама по Аллаха и его Пророка Мухаммеда. Для них Бог существует в трех ипостасях, которые не сливаются и одновременно не существуют отдельно. Какбогословское религиоведение, так и теология все проблемы, которые рассматривают, - онтологические, гносеологические, антропологические, моральноетични и др., решают с позиции религиозного миропонимания,ориентируясь при этом на укрепление позиций религии. В отличии от светского религиоведения богословская его ветвь имеет подвижную отличие от теологии. Так, английский философ Бертран Рассел, анализируя содержание философии Фомы Аквинского, отмечал, что -прежде чемАквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она сообщена в католическом вероучении ... Но поиски аргументов для вывода, что дается заблаговременно - это не философия, а система предвзятойаргументации.Конфессиональная отличие трех главных течений христианства -католицизма, православия и протестантизма - не нашла существенного отражение в системе их богословия. Среди богословских дисциплин все они имеют догматическое богословие, нравственное богословие (моральнуютеологию), библейскую теологию, пастырское богословие, фундаментальноебогословия (основное богословие, христианская апологетика). В католицизме есть еще и философское богословие. Все три христианские богословские системы онтологически основываются на откровении, а антропологически - на вере.Теологию, как и в целом общественное мнение современности, характеризует сочетание консервативных и либеральных, реформирования и радикальныхтечений. Развитие христианского богословия как в прошлом, так и сейчас, пронизывают две одновременно взаимопроникающие и взаимоисключающиетенденции - ограниченно рационалистическая и крайне мистическая. Сейчас втеологии наблюдается заметное изменение акцентов и ориентаций. Теистическаямнение сейчас выходит за пределы понимаемого Бога и все чаще обращаетсяк проблемам места человека в мире. Последнее способствует все большему проникновению в теологию нерелигиозных форм теоретической деятельности,расширению поля ее интерпретационной сферы.Христианские богословы особое внимание стали уделять глобальным проблемам. В этом находит отражение тот факт, что в центре внимания общественного мнения возникает сейчас не отдельный человек в ееуникальности и самобытности, а человечество как глобальное структурное образования, объединяющая одной судьбой всех жителей планеты.Несмотря на названные изменения в структуре и содержании своих теоретических построений, теология не отказывается при этом от своих претензий играть главную мировоззренческую роль в культуре, быть доминирующим фактором в формировании мнения человека о мире и ее место внем. Возлагая целью кратко очертить предметное содержание богословского религиоведения, должны, прежде всего, осознавать, что, несмотря на терминологическую новизну определение самого феномена, богословское религиоведение правомерно отождествлять с теологией как таковой, а его появление в широком смысле этого понятия соотносить со временем, когда человек поставил перед собой проблему смысла собственного существования в его религиозном измерении. Однаконе чужды от истины и те исследователи, которые, несколько сужая семантическийспектр такого понятия, распространяют его только на те религии, в которых Богвыступает первопринципом и основой существования и где богословие как четко определенная система теологических воззрений нашла свое наиболее полное завершение. В этом смысле термин «богословское религиоведение»как отрасль дисциплинарного знания может с эксклюзивным правом применяться в христианстве.По крайней мере в отличие от монотеистических иудаизма, где теологии вообще не существует, или ислама, теологические принципы которого в большей части сведении к постулированию норм мусульманского права или же только начинают формироваться в определенную богословскую систему под действиемсекуляризационных процессов современности (как, в частности, наблюдаетсяв Турции), христианская теология представляет собой разработанную и теоретически завершенную совокупность учений, правил и норм жизни клираи его паствы, а также обоснований к богоустановленным догматам и церкви как столба и устоев истины.Есть ли различия между «Теологией» и «Богословием»? На круглом столе «Актуальные проблемы теологического образования в России», прошедшем в РИИ (г.Казань) и КФУ в декабре 2014 года в рамках I Теологической школы «Теология – учение о Боге или конфессиональное религиоведение», вопрос о сходстве и различии теологии и богословии стоял достаточно остро. Некоторые специалисты придерживались точки зрения Е.Элбакян, другие же усматривали разницу в том, что:-в ходе обучения богословию происходит подготовка специалиста по выполнению религиозных обрядов, - подготовка же теологов предполагает большее интеллектуальное осмысление религиозных практик и ритуалов, а также умение вести диалог с представителями других конфессий. Но тогда вновь возникает вопрос – в чем разница между теологией и религиоведением.Может ли теология быть светской или сравнительной? В данном вопросе тоже имеются две противоположные точки зрения. Как отметил один из участников круглого стола, преподаватель-теолог не может одеть перед занятием или снять после него «пиджак религиозности». Это говорит о том, что теология не может быть светской, иначе, чем она отличается от религиоведческого подхода. Но тогда, согласно данному подходу, теология не может быть и сравнительной, потому что тогда преподавателю-теологу придется надевать «разные пиджаки», в зависимости от содержания своей речи. Мы считаем, что светской теология конечно быть не может и не должна, потому что тогда теряется сама идея включения теологии в реестр научных специальностей. «Теология обязательно предполагает теистическое мировоззрение. Вне теистического мировоззрения теология невозможна» – отмечает Н. Шабуров. Однако, она вполне может быть сравнительной, т.к. высококвалифицированный теолог:-должен обладать знаниями других религий, а также -уметь проводить анализ, сравнение, вычленение единых и противоречивых точек зрения с целью ведения обоснованного, доказательного высокоинтеллектуального диалога. Считаем, что именно в этом и заключается специфика профессии теолога. «Каждый человек имеет свое мировоззрение, и невозможно об этом забыть, приходя к студентам или школьникам. Но тут есть одна принципиальная грань. Можно отдаться этой стихии, а можно сказать: я буду прилагать усилия к тому, чтобы быть не предвзятым. Идеала не бывает, но к нему надо стремиться», - отмечает Н. Шабуров.И вот одно из последних событий, касающееся развития системы теологического образования. 17 марта 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось совещание ректоров вузов, на базе которых планировалось создать объединенный диссертационный совет по защите диссертаций по специальности 26.00.01 «Теология». Во встрече приняли участие: -ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион, -ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Владимир Мау, -ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев-представители администрации президента РФ. «Ректоры ряда вузов России и представители РПЦ и ДУМ на встрече, состоявшейся в Москве, согласовали предполагаемый состав диссертационного совета по новой научной специальности «Теология». В него войдут российские ученые, являющиеся профильными специалистами, имеющими научную степень докторов философских или исторических наук».Таким образом, система образования татар-мусульман имеет довольно длинную и противоречивую историю. Однако следует признать, что на сегодняшний день, как мусульманское духовенство, так и государство понимают, какую важную роль играет качественное мусульманское образование. Идет постепенное выстраивание ее логических ступеней. Профессиональное религиозное образование нацелено на подготовку широко образованных мусульманских священнослужителей – имам-хатыбов, имамов, преподавателей исламских дисциплин, а также на воспитание мусульманского мировоззрения.Что же означает широкая образованность и грамотность священнослужителей? В чем заключается их профессионализм? Это лишь немногие вопросы, на которые ещё только предстоит ответить, решая многочисленные проблемы религиозного образования в нашей стране.3.3. Богословие как признак теологии иего отсутствие в религиоведенииТеология очень интересная, важная христианская наука. Она является продуктом религиозного, духовного развития христианства, человечества, результатом богословской деятельности святых христианской Церкви, богословов, религиозных мыслителей, философов, церковных деятелей различных конфессий. Внедрение теологии в российское образование - это истинное большое достижение Российского государства, ученых и педагогов. Мы уверены, что богословское мышление и христианское видение мира органично станут сущностью всех гуманитарных наук. Несомненно, развитие теологии имеет свои особенности в разных конфессиях всего мира. Это связано с историей христианской Церкви, государств мира, ментальностью и культурой христианских народов, творчеством религиозных мыслителей, богословов, поэтому стоит учитывать особенности православной теологии и жизни Русской Православной Церкви, не исключая мировой опыт Католической и Протестантских Церквей.Термин «теология», или «богословие» происходит от греческих слов - Θεός (Тheos), что означает «Бог», и λόγος (logos) «слово». Отсюда богословие - это «слово, размышления, дискуссия о Боге» или «учение о Боге». Стоит отметить, что все определения понятия «теология» чрезвычайно ограниченными и условными. Определенные философы, богословы, религиоведы увязывают понятие «теология» с вопросами и процессами познания Бога в той или иной религии. Разумеется, не все ученые согласны с тем, что через призму науки Бог становится предметом и объектом, который изучается богословами.Всегда существует опасность, что ученые, которые занимаются вопросами богословия, могут превратить вопрос познания Бога, жизнь с Богом на мертвые понятия науки. В целом слово «богословие» в основном используется в широком смысле, чтобы определить вероучительные, доктринальные вопросы христианства. То есть теология занимается вопросами познания Бога и всего, что связано с жизнью Церкви и христианства. Теология занимается толкованием определенных религиозных положений духовной жизни человечества и догматическим вопросам Церкви.В Православной Церкви богословием называется систематически изложенное учение о Боге, основанное на Священном Писании (Библия) и Священном Предании Церкви.Для лучшего изучения и усвоения христианских положений о Боге, Церкви и человека богословия рассматривается как система богословских дисциплин, тесно связанных между собой. Например, рассмотрим главные направления современной теологии: - библейское богословие занимается изучением истории Священного Писания и его толкованием на основе творений святых отцов и известных богословов христианства;- догматическое богословие раскрывает содержание догматов Церкви (Богооткровенная и неизменных истин православной веры)- нравственное богословие раскрывает сущность нравственных принципов христианства и духовных векторов развития человеческой личности;- христианская апологетика занимается обоснованием христианского вероучения и его защитой в интеллектуальной полемике и научной дискуссии;- литургическое богословие изучает православное богослужение Церкви и его значение для спасения каждого христианина.Фактически богословие разделяют на множество различных дисциплин, раскрывающих сущность христианской веры. Главными направлениями христианской теологии являются:- христология - учение о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа;- триадология - учение о Святой Троице (Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой);- пневматология - учение о Святом Духе (Третья Лицо Святой Троицы);- экклезиология - учение о Церкви как социальном и духовном (мистическом) Теле Иисуса Христа;- эсхатология - учение о последних временах истории человечества и пребывании душ людей в загробном мире;- сотериология - учение о спасении;- агиологии - учение о святых Церкви и их святой и богоугодной жизни;- антропология - учение о человеке;- ангелология - учение об ангелах;- сакраментологии - учение о таинствах Церкви;- мариология - учение о Богородице, Пречистой Деве Марии;- патрология - учение о богословском и духовном наследии святых отцов Церкви.Для осознания сущности понимания смысла богословия важно осмыслить вопрос поиска Бога и Богопознания. Христианство учит, что богословие неотделимо от молитвы и духовной жизни. Например, если сидеть в кабинете за столом или в аудитории учебного заведения и только слушать лекции о Боге, то нельзя без молитвы и духовного опыта полноценно понять и познать Всевышнего Творца мира. Идея познания Бога - доминанта всей богословской науки и практики церковной жизни. Богословы объясняют, что вопрос поиска Бога относится к числу основных проблем христианской теологии. Эта позиция правомерна для всех христианских конфессий, поэтому для современного человека важно почувствовать, как в Церкви христианин приходит к Богу. Богословское обоснование существования Бога заключается в предоставлении богословских аргументов в пользу реальности бытия Творца Вселенной, основанных на практике духовной жизни христианства.Богословские попытки подтвердить существование Бога основываются на духовном опыте, христианской вере и многогранных богословских размышлениях. Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, ссылаясь на слова преподобного Силуана Афонского (1866-1938), напоминает всем христианам мира: «Говорить о Боге - это одно, и совсем другое - знать Бога». Итак, настоящие богословы - это те люди, которые не только пишут и проповедуют о Боге, но и из собственного молитвенного опыта, подвижнической жизни познают действия Самого Бога, уподобляются Ему в создании добра и трансляции любви. Стоит отметить, что Богопознание является краеугольным камнем христианства. Познать Бога можно благодаря сочетанию познавательных усилий верой, молитвой, святой жизни и Божественного Откровения Самого Бога. Церковь учит, что для того чтобы встретиться с Богом, нужен особый внутренний духовный и нравственный подвиг, интеллектуальные усилия и постоянная молитва. ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕМы определили три роли, в которых может выступать религиовед в обществе: как социальный ученый, как эксперт и как интеллектуал. Конечно, раскрывая перспективы всех трех возможных ролей религиоведа, мы исходили из того, что они могут дать обществу. При этом мы оставили в стороне религиоведа как чистого ученого, то есть такого, кто делает науку ради науки. И, хотя тезис «наука ради науки» подвергается критике со всех возможных перспектив, это не значит, что религиоведы такого рода отсутствуют perse. О таких религиоведах-ученых можно сказать, что они выполняют те же функции, что и их коллеги социальные ученые, эксперты и интеллектуалы, но их влияние распространяется не на все общество, а лишь на религиоведческой сообщество. Эти чистые ученые оценивают исследования социальных ученых, в том числе выделяя степень ангажированности постановки проблемы и ее решения; дают оценку экспертизам коллег, если не публично, то, по крайней мере, кулуарно, формируя тем самым отношение всего сообщества к профессионализму экспертов, а также комментируя публичные выступления интеллектуалов на соответствие их заявлений действительным достоянием религиоведения. Понятно, что не стоит противопоставлять эти разные типы деятельности между собой, как и не стоит требовать от конкретного религиоведа заниматься конкретным из них. Все они дополняют друг друга, и каждая роль предполагает наличие определенных навыков, которые свойственны не каждому из нас. Главное - делать свое дело профессионально, тогда и общество, и коллеги из смежных цехов будут с уважением относиться к религиоведческого сообщества.Таким образом, актуализация как самой «прикладной составляющей» религиоведения, так и ее форм зависит от каждого конкретного религиоведа. Эта актуализация может выражаться в постановке проблемы исследования и в выработке практических рекомендаций, предложений обоснованных решений существующей проблемы, или же в публичном комментировании и анализе текущих религиозных процессов.Имеются отграничения религиоведения как науки от религиоведения как учебной дисциплины, а затем тематической и содержательной закостенелости последнего. Сформировалась определенная незыблемая очерченность (завершенность) тематического поля религиоведения, что есть даже заимствованной в своей структурной основе с прежнего курса научного атеизма.Имеется отстраненность от религиоведческого анализа противостояние различных мнений, разных позиций (в т. ч. и свободомысленных) на феномен религии. Имеет место определенная ангажированность исследователей и педагогов на христианстве и переноса его особенностей как религии на все религиозный феномен, на все конфессиональные проявления религиозности.Религия развивается как наука-в-себе, потому что, вместо изучение реальных процессов религиозной жизни, исследователи копаются в мыслях и суждениях своих коллег прошлого времени и настоящего. Религиоведение поэтому возникает загнанным в тупик изоляции от практической религиозной действительности, своеобразной религиоведческой маниловщиной.Существует доминирование в религиоведческих изданиях и исследованиях выводов и описаний авторов прошлого (Тейлор, Фрезер, Леви-Брюлль, Мюллер, Элиаде и др.). пользование в научных выводах и преподавании даже иллюстративным материалом из произведений этих авторов прошлых веков.В религиоведческую образовательную сферу пришло много тех, кто не имеет надлежащей подготовки по специальности, а потому они часто толькодискредитируют и обесценивают религиоведение как науку и учебную дисциплину.ЗАКЛЮЧЕНИЕПретендуя на роль какой-то метанауки, метатеории, теологияв определенной степени обесценивает религиоведческие поиски, а их неполноту,неоднозначность суждений, сменяемость оценок даже выдает за подтверждение несовершенства религиоведческой информативности. Болеетого, претендуя на абсолютную достоверность в решении смысложизненных проблем и на мироотносительную функцию в культуре, теология таким образом претендует на предмет и функции философии, хотя,заметим, интеллектуальная респектабельность ее и значимость в системе культуры зависит от того, как широко она использует для своих потребностей теоретический и методологический арсенал философии.Дуализм естественного и сверхъестественного является основной характерной признаку религиозной картины мира. Но в отличие от религиоведения, котороеориентированное на исследование религиозного феномена как проявления определениячеловеком своего места в мире, теология ориентирована на сверхъестественныймир, формы проявления им своей реальности и функциональности по миру вообще и человека в частности.Теология - это учение о Боге, которое выстроено в логических формах на основе осмысления Священных книг, которые рассматриваются при этом какоткровение, свидетельство Божие о самом себе. Характерной особенностью теологии, которая отличает ее от богословского религиоведения, являются: принятиеза истину концепции личностного, абсолютного Бога признание того, что знания о Боге можно получить только с его "собственного слова"; существованиетеологии только в пределах теизма. Этим объясняется наличие теологии только в трех чисто теистических религиях - иудаизме, христианстве и исламе.Если теология функционирует в пределах своего собственного категориально-понятийного аппарата, то религиоведение (и это одна из его функций) проводит соответствующий анализ природы, содержания, объема, форм этих понятийи категорий. Ведь без этого нельзя понять структуру, функции и специфику религиозного сознания. Религиоведение и теология различаются также своим функциональному назначению, так сказать целью своей наличии.Теология, несмотря на свою схоластичность, всем своим содержанием ориентирована на утверждение религии, приспособления ее к изменениям общественного бытия. Религиоведение в обеих формах своего теоретического выражения призвано давать знания о религии, привлекать достижения наукидля познания религиозного феномена. Это, в свою очередь, приводит к отличию в способе подхода к догматам религии со стороны богословских религиоведов и идеологов религии. Если первые, не отрицая божественное откровение, его содержания и авторитета, в свои исследовательскиеконструкты включают логические рассуждения и доказательства, то идеологи религии при этом ссылаются на Священное Писание, труды «отцов» своего конфессионального вероучения, видят свое призвание не в открытии каких-то истин, а в доказательности тех истин, которые выступают вформе догматов в определенных религиозных концептуальных теориях, имеютпожизненный и бессменный содержание и уже явлены Богом в своем откровении.Более того, теологи каждой конфессии доказывают достоверность догматических установок именно своей религиозной системы. В своей деятельности они подчиняются Церкви, которая ориентирует их творческие поиски, контролирует соответствие их букве Священного Писания. такого нескажешь, обратившись к анализу исследовательской работы религиоведов.Они косвенно зависящие от Церкви, а потому им присущ широкий спектр суждений по той или иной проблемы, иногда даже специфический. Поэтому, в отличие от теологии, в религиоведении, даже богословском, может существовать большое количество различных течений и школ. Если одни изрелигиоведов близки к теологии, то другие в чем расходятся с ней,допускают свободное истолкование некоторых догматов и положений религии. Ичем больше в своих рассуждениях религиовед возлагается на ум, тем более в своих логических структурах он удаляется от церковной ортодоксии, богословие, переходит на традиции светского исследователя. Так, только в выяснении проблемы истоков религии такой исследователь опирается на мифологическую, анимистическими, социологическую,психологическую, антропологическую, монотеистическую и другие исследовательскиеконцепции.Разной также является адресность теологии и религиоведения (соответственно: для верующих - как обычного, так и теоретического уровнярелигиозности; только для образованных и мыслящих людей верующих и неверующих), методы подачи их (соответственно: через внушение, через убеждения). Богословские религиоведы могут быть, а могут и не быть духовными лицами. В то же время некоторые могут сочетать в своей теоретической деятельности функции религиоведа и теолога. Религиоведение и богословие отличаются также своей структурой. Последнее включает догматическое, главное, моральное, пастырское богословие, экзегетика, патристику, литургику и другое. Кругзаинтересованности религиоведения другое и несколько шире. Оно изучает каждую избогословских дисциплин (чем не занимается богословия в отличие отрелигиоведческих предметов), но не это определяет его структуру.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбеляр П. Диалог между философом, иудеи и христианином // Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. - С. 95-105.Аверинцев С. Теология / С. Аверинцев // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 201.Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). - М.: Мысль, 1975-1983. Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В.Ф. Асмуса. 1975. - 552 с.Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т. 1. - М., 1977. - С. 285.Бернштам Т. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве / Бернштам Т. – СПб., 2000. – 400 с. – С. 15-16.Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа / Ф. Буббайер. - М.: РОССПЭН, 1995.Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.И. Гараджа – М.: ИНФРА-М, 2005. – 348 с. – С. 70.Гримсолтанова Р.Э. Одержимость как предмет психологического исследования / Р.Э. Гримсолтанова // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 3. С. 55-62. / Цит по Кузнецовой М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: автореф. дис. …канд. филос.наук. – Омск, 2003.Вебер М. Образ общества / Вебер М.: пер. с нем. – М., 1994. – 704 с. – С. 163.Воробьев В. Полумера. Что в действительности происходит с теологией? / Владимир Воробьев // Журнал Московской Патриархии, – №3. - 2015. – С. 65Гегель Г. Философия Религии / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1976. – С. 205.Грицанов А.А. Никомахова этика А.А. Грицанов // История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с. – С. 403.Долгожданноесобытие. Подписаносоглашение о созданиидиссертационногосовета по теологии// Образование и наука/ Изучениетрадиционныхрелигий / МосковскийПатриархат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=41327 (дата обращения 23.04.2019)Дугин А. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2011. – 500 с. – С. 58.Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: Социологический анализ / И. Забаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 163 с. Катехизис. - М., 1991. - С. 53.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение – Харьков, ТОРСИНГ, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.studfiles.ru/preview/2383345/ (дата обращения – 22.04.2019)Легойда В. Религиозность в безрелигиозную эпоху. Статья вторая / В. Легойда [Электронный ресурс] Режим доступа: /www/Foma/ru./text/about/legoyda/pages 2. (дата обращения – 28.04.2019) Лейбниц Г. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 27-37. Лейбниц Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 83-84. Лейбниц Г. Рассуждения о метафизике / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 79. Лейбниц Г. О глубинном происхождении вещей / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С.59. Лейбниц Г. Порядок есть в природе / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. - Т. 1. – С. 48. Лейбниц Г. Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1989. Т. 4. – С. 122.Мамардашвили М. Философия религии / Мамардашвили М.К. // Мой опыт не типичен. - СПб.: Азбука, 2000. – С. 273.Михальский К. Логика и время. М. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польск. Е. Твердислова. - М.: Территория будущего: (Университетская библиотека Александра Погорельского), 2010. - 424 с. – С.17.Между религией и наукой. Нужна ли теология в светских вузах? // Программа С христианской точки зрения от 20.02.16.mp3, февраль 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.mail.ru/F0C50376E6B847D8B926E817954890A7 (дата обращения 27.04.2019)Мельников В.И. Теория замкнутой системы, Норильск, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/ (дата обращения – 21.04.2019)Мень А. История религии. В 7-ми т. - Т. 1 / А. Мень. - М., 1991. - С. 9-11.Мухаметшин Р.М. Парадигма исламского образования в России. Размышления ректора РИУ (Казань)/ Р.М. Мухаметшина. // IslamNews, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magarifrt.ru/ru/724 (дата обращения 25.04.2019) Никифоров О. Проблемы формирования философии М. Хайдеггера / О. Никифоров. - М.: Логос - Прогресс-Традиция, 2005. – 526 с. – С. 173.Православие в Карелии. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии // электронный ресурс http://eparhia.karelia.ru/aver.htm Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1959. - С. 481.Ректоры российских вузов согласовали с РПЦ состав диссертационного совета по теологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/21mar2016/disrat.html (дата обращения 23.04.2019)Седанкина Т. Теолог долженбытьобразованным и грамотнымчеловеком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/mnenia/stat/?ELEMENT_ID=6734(дата обращения – 28.04 2019)Совет муфтиев России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.muslim.ru/articles/272/7530/ (дата обращения – 28.04 2019) Тертуллиан К. О прискрипции против еретиков / К. С. Ф. Тертуллиан / Под редакцией А.А. Столрова. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – С. 84.Угринович Д.М. Введение в религиоведение / Д.М. Угринович. - М., 1985. - С. 6-12.Философия. Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Миронова – М., Норма, 2005. - С. 846. Философская энциклопедия // электронный ресурс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/196/ВЕРА Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. - Тбилиси, 1989. - 447 с.Хайретдинов Дамир. Теолог – профессия будущего. 28 апреля 2014. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islam.ru/content/obshestvo/teolog-professiya-budushhego (дата обращения - 29.04.2019) Шабанова Ю.А. За гранью рационального. Иррациональная метафизика Артура Шопенгауэра и пути становления духовной культуры XIX-XX веков / Ю.А. Шабанова. - Днепропетровск, 2002. - С. 37.Шилз А. Нация, национальность, национализм и гражданское общество / А. Шилз // Независимый культурол. журн. "Ї". - 2001. - № 21. – С. 94. Шестов Л. Афины и Иерусалим / Л. Шестов. - М.: Фолио, 2001. – 278 с.Энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Электронный ресурс https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1591015.htmlЯсперс К. Философская вера//К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – С.420-431.Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс / Пер. и ред. А. А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи, 2000. – [Элекстронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.e-reading.club/book. (дата обращения – 30.04.2019). Bellah R. The Broken Convenan: American Civil Religion in Time of Trial / Bellah R. – New-York, 1975. – P. 36.
2. Аверинцев С. Теология / С. Аверинцев // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 201.
3. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). - М.: Мысль, 1975-1983. Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В.Ф. Асмуса. 1975. - 552 с.
4. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - Т. 1. - М., 1977. - С. 285.
5. Бернштам Т. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве / Бернштам Т. – СПб., 2000. – 400 с. – С. 15-16.
6. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа / Ф. Буббайер. - М.: РОССПЭН, 1995.
7. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.И. Гараджа – М.: ИНФРА-М, 2005. – 348 с. – С. 70.
8. Гримсолтанова Р.Э. Одержимость как предмет психологического исследования / Р.Э. Гримсолтанова // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 3. С. 55-62. / Цит по Кузнецовой М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: автореф. дис. …канд. филос.наук. – Омск, 2003.
9. Вебер М. Образ общества / Вебер М.: пер. с нем. – М., 1994. – 704 с. – С. 163.
10. Воробьев В. Полумера. Что в действительности происходит с теологией? / Владимир Воробьев // Журнал Московской Патриархии, – №3. - 2015. – С. 65
11. Гегель Г. Философия Религии / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1976. – С. 205.
12. Грицанов А.А. Никомахова этика А.А. Грицанов // История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с. – С. 403.
13. Долгожданное событие. Подписано соглашение о создании диссертационного совета по теологии// Образование и наука/ Изучение традиционных религий / Московский Патриархат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=41327 (дата обращения 23.04.2019)
14. Дугин А. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2011. – 500 с. – С. 58.
15. Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: Социологический анализ / И. Забаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 163 с.
16. Катехизис. - М., 1991. - С. 53.
17. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.
18. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение – Харьков, ТОРСИНГ, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/preview/2383345/ (дата обращения – 22.04.2019)
19. Легойда В. Религиозность в безрелигиозную эпоху. Статья вторая / В. Легойда [Электронный ресурс] Режим доступа: /www/Foma/ru./ text/about/legoyda/pages 2. (дата обращения – 28.04.2019)
20. Лейбниц Г. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 27-37.
21. Лейбниц Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 83-84.
22. Лейбниц Г. Рассуждения о метафизике / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 79.
23. Лейбниц Г. О глубинном происхождении вещей / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С.59.
24. Лейбниц Г. Порядок есть в природе / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. - Т. 1. – С. 48.
25. Лейбниц Г. Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1989. Т. 4. – С. 122.
26. Мамардашвили М. Философия религии / Мамардашвили М.К. // Мой опыт не типичен. - СПб.: Азбука, 2000. – С. 273.
27. Михальский К. Логика и время. М. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польск. Е. Твердислова. - М.: Территория будущего: (Университетская библиотека Александра Погорельского), 2010. - 424 с. – С.17.
28. Между религией и наукой. Нужна ли теология в светских вузах? // Программа С христианской точки зрения от 20.02.16.mp3, февраль 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.mail.ru/F0C50376E6B847D8B926E817954890A7 (дата обращения 27.04.2019)
29. Мельников В.И. Теория замкнутой системы, Норильск, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/ (дата обращения – 21.04.2019)
30. Мень А. История религии. В 7-ми т. - Т. 1 / А. Мень. - М., 1991. - С. 9-11.
31. Мухаметшин Р.М. Парадигма исламского образования в России. Размышления ректора РИУ (Казань)/ Р.М. Мухаметшина. // IslamNews, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magarifrt.ru/ru/724 (дата обращения 25.04.2019)
32. Никифоров О. Проблемы формирования философии М. Хайдеггера / О. Никифоров. - М.: Логос - Прогресс-Традиция, 2005. – 526 с. – С. 173.
33. Православие в Карелии. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии // электронный ресурс http://eparhia.karelia.ru/aver.htm
34. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1959. - С. 481.
35. Ректоры российских вузов согласовали с РПЦ состав диссертационного совета по теологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/21mar2016/disrat.html (дата обращения 23.04.2019)
36. Седанкина Т. Теолог должен быть образованным и грамотным человеком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/mnenia/stat/?ELEMENT_ID=6734 (дата обращения – 28.04 2019)
37. Совет муфтиев России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.muslim.ru/articles/272/7530/ (дата обращения – 28.04 2019)
38. Тертуллиан К. О прискрипции против еретиков / К. С. Ф. Тертуллиан / Под редакцией А.А. Столрова. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – С. 84.
39. Угринович Д.М. Введение в религиоведение / Д.М. Угринович. - М., 1985. - С. 6-12.
40. Философия. Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Миронова – М., Норма, 2005. - С. 846.
41. Философская энциклопедия // электронный ресурс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/196/ВЕРА
42. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. - Тбилиси, 1989. - 447 с.
43. Хайретдинов Дамир. Теолог – профессия будущего. 28 апреля 2014. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islam.ru/content/obshestvo/teolog-professiya-budushhego (дата обращения - 29.04.2019)
44. Шабанова Ю.А. За гранью рационального. Иррациональная метафизика Артура Шопенгауэра и пути становления духовной культуры XIX-XX веков / Ю.А. Шабанова. - Днепропетровск, 2002. - С. 37.
45. Шилз А. Нация, национальность, национализм и гражданское общество / А. Шилз // Независимый культурол. журн. "Ї". - 2001. - № 21. – С. 94.
46. Шестов Л. Афины и Иерусалим / Л. Шестов. - М.: Фолио, 2001. – 278 с.
47. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона // Электронный ресурс https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1591015.html
48. Ясперс К. Философская вера // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – С. 420-431.
49. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс / Пер. и ред. А. А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи, 2000. – [Элекстронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book. (дата обращения – 30.04.2019).
50. Bellah R. The Broken Convenan: American Civil Religion in Time of Trial / Bellah R. – New-York, 1975. – P. 36.
Вопрос-ответ:
Чем отличается религоведение от теологии?
Религоведение является наукой, изучающей различные аспекты религии, такие как история, ритуалы, верования и т.д. Теология же - это более узкое направление, которое занимается изучением божественного откровения, веры и доктрин конкретной религии.
Как религия влияет на становление религиоведения?
Религия играет важную роль в формировании религиоведения, так как именно религиозные учения и практики становятся исходным материалом для изучения и анализа. Религиозное мировоззрение влияет на формирование методологии и подходов к изучению религиозных явлений.
Какие концепции происхождения мировых религий существуют?
Существует несколько концепций, объясняющих происхождение мировых религий. Одна из них предполагает, что религия возникла из мистических и магических верований древних людей. Другая концепция связывает происхождение религии с потребностью человека в объяснении природных явлений и неизвестных событий.
Какая роль религии в религиоведении и теологии?
Религия играет центральную роль в религиоведении и теологии, так как именно она является предметом изучения. Религия дает материал для анализа и понимания различных аспектов веры и практик, а также позволяет развивать теологические концепции и доктрины.
Какие дисциплины связаны с религиоведением и теологией?
Религиоведение и теология включают в себя изучение различных дисциплин, таких как философия, история, психология, феноменология, социология и антропология. Все эти науки способствуют более глубокому и всестороннему пониманию религии и ее роли в обществе и культуре.
Чем отличаются религоведение и теология?
Религоведение и теология - это две разные дисциплины, однако они имеют точки соприкосновения. Религоведение изучает религии как явление социокультурной жизни, исследуя их историю, структуру, ритуалы, верования и влияние на общество. Теология же более философская и метафизическая дисциплина, которая занимается изучением божественного, верований и учений, а также философских и моральных аспектов религии.
Какие факторы влияют на становление религии?
Существует несколько факторов, которые влияют на становление религии. Одним из них является религиозное мировоззрение, которое формируется и передается через религиозные обряды, верования и тексты. Культурная и историческая обстановка также оказывают свое влияние на формирование религии. Кроме того, социальные и политические факторы могут способствовать или препятствовать развитию религиозных течений.
Какие концепции существуют относительно происхождения мировых религий?
Существует несколько концепций относительно происхождения мировых религий. Одна из них - концепция эволюции, которая предполагает, что религии развивались по мере развития человеческого общества. Другая концепция - это идея о том, что различные религии возникали независимо друг от друга в разных частях мира. Еще одна концепция - моногенезис, согласно которой все религии имеют общие корни и происходят от одного первоначального вероучения.
Какая роль религии в религиоведении и теологии?
Религия играет важную роль в религиоведении и теологии. Она является объектом исследования этих наук, и изучение религии помогает лучше понять культурные и социальные аспекты общества. Религия также сыграла значительную роль в формировании и развитии религиоведения и теологии как дисциплин. Она предлагает теологические и философские основы для различных теорий и концепций в этих областях.
Какие факторы влияют на становление религии?
Факторы влияния религиозного мировоззрения на становление религии включают: исторические и культурные условия, социальные и экономические факторы, психологические потребности людей, политические факторы и влияние духовных лидеров.
Какова роль религии в религиоведении и теологии?
Религия играет важную роль в религиоведении и теологии, поскольку именно из изучения религиозных учений, обрядов и верований формируются основы этих наук. Религия является объектом исследования и анализа для религиоведов, а также источником знаний и практической мудрости для теологов.