Особенности трудовой деятельности глухих старшеклассников
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы трудовой деятельности глухих старшеклассников 5
1.1. Психологические особенности лиц с недостатками слуха и их классификация 5
1.2. Компенсаторно-развивающая роль трудового обучения глухих старшеклассников 12
1.3. Принципы организации трудовой деятельности глухих старшеклассников 17
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию профессионального самоопределения глухих старшеклассников как предпосылка трудовой деятельности 23
2.1. Профессиональное самоопределение старшеклассников специальной школы для детей с нарушениями слуха 23
2.2. Методические подходы к профессиональной ориентации глухих старшеклассников с целью вовлечения в трудовую деятельность 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
), разработанной на основе программ для общеобразовательных школ "Человек и мир профессий" (8 кл.), "Личностная готовность учащихся к выбора профессий экономико-предпринимательской сферы "(9 кл.). Цель этой программы: психологически помочь ученикам сориентироваться в мире современных профессий; активизировать интерес и стремление учеников к самостоятельному выбору профессии на основе личностных свойств и требований современного рынка труда. Содержание экспериментальной программы на первом году обучения раскрыто в двух разделах: 1 - это профориентационная образование, где рассматриваются вопросы начальных сведений о профессиях, их важность; знакомство с профессиями, которые рекомендованы для обучения и трудоустройства учащихся с заболеваниями органа слуха и в каком учреждении они могут получить эту профессию, с профессиями, по которым противопоказана работа лицам с недостатками слуха и законодательные, нормативные акты по вопросам профориентации и профреабилитации; II - это профессиональная диагностика, в котором путем анкетирования и диагностирования профессиональных способностей и наклонностей, намерений и пожеланий родителей с помощью медицинских, педагогических и социальных работников (в частности психолога и социального педагога) направлена работа на выявление и развитие способностей и талантов учеников на углубление их профессиональной ориентации. Второй год предусматривает приобретение профориентационного опыта и личностной готовности учащихся к труду. Дело в том, что психологическая суть процессов становления такой готовности и формирования деятельности ученика одна. Она базируется на самостоятельности учащихся в организации собственной жизни и поведения. Поэтому в данной программе акцентируется внимание на критерии развития личностной готовности учащихся, в том числе профессионального самоопределения через мотивацию выбора профессии; на ознакомлении с ведущими системами и профессиям на рынке труда, в частности сути предпринимательской деятельности, бизнеса и рыночных отношений. Во время проведения экспериментально-исследовательской работы по теме нами осуществлено выступления на методическом и педагогическом советах, родительских собраниях о целесообразности работы по профессиональному самоопределению старшеклассников, а также разработаны анкеты и проведено анкетирование учащихся и родителей по теме: «Развитие интереса к проблеме осознанного выбора профессии" .Значительный процент учеников (84%), которые не имеют устойчивого интереса к проблеме осознанного выбора профессии свидетельствует о том, что они нуждаются в квалифицированной профессиональной помощи. Большинство учащихся (67%) проявила интерес к запланированным нами занятий и к проблеме профессионального самоопределения. Выяснено реальную необходимость продолжать работу, так как потребность в разработке научно-методического обеспечения и совершенствования способов педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения. Неотложным делом является также разработка и адаптация в соответствии с возрастными особенностями учащихся материалов профессионального направления и психологических понятия и сроков, которые были доступны для самостоятельной работы учащихся разных уровней готовности к проблеме профессионального самоопределения. Стоит добавить, что во время действия эксперимента было заключено соглашение с районным центром занятости для оказания профориентационных услуг ученикам выпускных классов с учетом их индивидуальных особенностей для постоянного сотрудничества и проведено мониторинговое исследование учащихся 9-х кл. в начале и в конце первого года обучения по теме: "Профессиональная ориентация учащихся».Получены убедительный результат проведенной работы к концу первого года, в частности уровень профессиональной ориентации учащихся значительно повысился.Разработаны методические рекомендации по использованию на занятиях факультативного курса "Человек и мир профессий" в 9-х кл. школ для глухих детей учебно-наглядных материалов по теме "Профессии легкой промышленности" (мастер по ремонту обуви, вышивальщица). Проведен педагогический консилиум по теме: "Профессиональная ориентация и социальное становление детей с особыми потребностями», а также систематические экскурсии в районный центр занятости, на предприятия с целью ознакомления с различными профессиями, неоднократные встречи с родителями "Парад профессий". Результатом экспериментально-исследовательской работы стало то, что второй год педагогический коллектив школы работает над проектом "Родная школа моя - красоты и здоровья оазис". 2.2. Методические подходы к профессиональной ориентации глухих старшеклассников с целью вовлечения в трудовую деятельностьВ системе профессионально-трудовой подготовки глухих и слабослышащих учащихся важное место отводится профессиональной ориентации. Хорошо организованное трудовое обучение само по себе активно влияет на формирование профессиональных интересов, а целенаправленная профориентационная работа предусматривает подготовку выпускников школы к сознательному выбору профессии, которая соответствует прежде всего их интересам и обеспечивает максимальное развитие индивидуальных способностей. Готовность учеников сознательно выбрать профессию обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространенных видах труда, знанием требований, предъявляемых в конкретных видах труда к субъектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценить личные качества для овладения избранной специальности.В соответствии с задачами профессионального самоопределения профессиональная ориентация включает профессиональную информацию (профессиональное просвещение), профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Каждый из этих компонентов имеет свои задачи, содержание и методику.Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования (А. П. Гозова, Н. И. Букун, Е. Л. Бурменко, А. Г. Гонца, А. И. Иваницкий, В. Ф. Матвеев, Г. Н. Пенин) показывают , что глухие школьники слабо знакомы с различными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области. Это приводит к единообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны.Ведущими факторами, которые обуславливают уровень самоопределения, самоутверждения, профессионально-трудового становления глухих и слабослышащих, является развитость и надежность системы специального образования, общеобразовательных и политехнических знаний и умений, прикладных навыков, которые дает школа. Значимо также сотрудничество школы и семьи, их взаимопонимание и взаимопомощь, способствующие успеху в жизненном самоопределении старшеклассников.Большую помощь в выборе профессии оказывает школьный врач, в обязанности которого входят глубокое изучение психофизиологических особенностей развития каждого воспитанника, контроль за созданием необходимых условий для укрепления физического развития глухих школьников, оказание консультативной помощи ученику в выборе профессии с учетом его индивидуальных способностей.Важное место в выборе будущей профессии отводится организации работы психолога-профконсультанта, осуществляющий профессиональную диагностику учащихся на основе тестирования с целью выявления их интересов и склонностей, оценку их способностей и потенциальных возможностей, соответствия уровня усваиваемых знаний выбранной специальности. В задачи специалиста входит проведение индивидуальных и групповых консультаций, анализ предлагаемых школой специальностей, их востребованности, организация занятий по вопросам трудоустройства, проведение тренингов и деловых игр, подготавливающих к прохождению собеседования, обучение основам этики делового общения и поведения, помощь в адаптации в новом коллективе .Проведение профориентационной работы с детьми, имеющими особые потребности, дело довольно специфическая и не простая, ведь в этом случае необходимо максимально учитывать индивидуальные психологические особенности, состояние здоровья, анамнез заболевания, возможные противопоказания и определенные ограничения. Но и важность профориентационной работы в разы выше и нужнее по сравнению с их сверстниками, не имеющих проблем со здоровьем. Именно поэтому возникает вопрос поиска новых форм подготовки детей с особыми потребностями к профессиональному обучению, выбора будущей профессии. С точки зрения профориентации, наиболее правильным подходом, которым руководствуется Служба занятости, является то, что данный вопрос, должен решаться с учетом концептуальных положений профессионального образования через комплекс интегративных, учебных, коррекционно-воспитательных занятий, структурирование содержания трудового обучения, технологического обеспечения процесса обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кроме того само общество, работодатели и все мы должны изменить свое отношение к лицам с инвалидностью. Проблема выбора профессии является жизненно необходимой для будущей деятельности ребенка с ограниченными возможностями. Ребенку с ограниченными возможностями крайне трудно самостоятельно выбрать будущую профессию, поэтому на помощь ей должны прийти педагоги, врачи-реабилитологи и специалисты по профориентации. При определении будущей профессии ребенка с инвалидностью важно учитывать характер и степень нарушения функциональных систем организма, психофизические особенности и физические возможности. Определяя доступные виды трудовой деятельности необходимо учитывать личные качества и наклонности в выборе будущей профессии, состояние умственной и физической работоспособности, эмоционально-воспитательной, сенсомоторной, интеллектуальной сферы, а также изменения социально-психологического характера, связанные с заболеванием, травмами или нарушением развития. Система профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями будет иметь наибольший эффект при согласованной и последовательной организации профориентации и профессиональной подготовки, специализированных учебных заведений, обеспечение выпускников работой в современных рыночных условиях, обучение по различным профессиям и специальностям. Профориентация предполагает последовательное изучение и исследование функциональных возможностей молодого человека. Задача профориентации в данном случае - определить наиболее подходящие и возможные для инвалидов виды работы, предоставить им возможность выбрать работу в соответствии с их умений, навыков, способностей и физических кондиций. Также необходимо учитывать личные желания каждого и выходить из объективного и беспристрастного оценивания профессиональных способностей. Профориентационное мероприятие проводилось в интерактивной форме и был рассчитан на взаимодействие и активное участие всех присутствующих: как детей с инвалидностью так и их родителей, воспитателей, педагогов и, конечно, специалистов центра занятости. Во время мероприятия присутствующие рисовали и представили профессии будущего и свои будущие профессии, отгадывали профориентационные загадки и пытались по первой букве назвать как можно больше профессий, были ознакомлены с алгоритмом выбора профессии, учебными заведениями региона и условиями обучения, получили индивидуальные консультации. Итак, одним из путей социальной реабилитации лиц с инвалидностью является профориентация и трудоустройство. Поэтому учебно-воспитательные учреждения для детей-инвалидов должны быть открытыми и доступными для специалистов службы занятости. С этой целью целесообразно проводить профориентационные мероприятия, во время которых воспитанники, родители и педагоги будут получать информационно-консультативные услуги по проблемам профориентации и будущего трудоустройства.ЗаключениеВ завершение экспериментально-исследовательской работы можно уверенно констатировать, что запланированные задачи выполнены на достаточном уровне.Было предоставлено профориентационные услуги старшеклассникам не только специалистами школы, но и - внешкольных организаций; проведено углубленные индивидуальные профдиагностическое компьютерные обследования на базе центра занятости с целью предоставления рекомендаций относительно будущей сферы деятельности назначены индивидуальные информационно-справочные и профессиональные консультации с использованием элементов поддержки. Мы отмечали активизацию интереса учащихся к самостоятельному выбору профессий на основе индивидуальных склонностей и способностей. На сегодня еще осталось немало вопросов относительно осуществления психологической поддержки и направления профессионального самоопределения глухих старшеклассников, которые требуют дальнейшей работы по их решению, поскольку мир профессий безграничен. Перед будущими выпускниками открыто множество путей самореализации. Профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональное обучение - это шаги во взрослую жизнь, которые должны быть тщательно взвешенными еще со стен учебного заведения.Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха должна быть направлена главным образом на достижение результатов, благоприятствующих формированию личности подростка и его социальной реабилитации. Система обучения должна быть устроена таким образом, чтобы за годы, проведенные в образовательном учреждении – школе, колледже, вузе, студенты с нарушениями слуха не только получили профессию и стали конкурентоспособными в достаточно жестких условиях рынка труда, но и могли работать в среде людей, которые будут предъявлять к ним требования как к специалистам в определенной области. Таким образом, вопрос о необходимости создания в образовательном учреждении таких социально-психологических условий, чтобы процесс обучения способствовал социальной адаптации и социализации обучающихся с нарушениями слуха является актуальным. В большей степени этому способствует грамотно налаженная профессиональная ориентация, учитывающая как особенности психофизического развития учащихся с нарушениями слуха, их способности и интересы, так и потребности современного рынка труда.Список использованной литературыБайкина, Н. Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, А. В. Мутьсв, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. -С. 3-5.Батуев, А.С. Глава 3. Физиология сенсорных систем. Слуховая сенсорнаясистема и речь // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - 3. - СПб.: Питер, 2010. - С. 78.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203Богданова, ГГ. Сурдопсихология; Учеб. пособие для егуд. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - с. 69.Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт. - (Золотые страницы сурдопедагогики).- М., 2004. - С 128.Букун, Н.И. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха // Отв. ред. А.П.Гозова. Кишинев: Штиица, 1988. - 202 с.Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. — М., 1979. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. -- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.Зыков С.А. Развитие глухих учащихся — основа совершенствования их специального обучения // Дефектология. — 1997. № 4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 2-е изд. М., 2005. Основы психологии детей с нарушениями слуха: Учебное пособие / Сост. О.И Суслова.- Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.- 92 с.Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. СПб., 2006. Петрова Е.А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие / Петрова Е.А., Пчелинова В.В., Джафарзаде Д.А., Карплюк А.В. М.: Издательство РГСУ, 2016. 310 с. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: Учебное пособие. СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.78 с. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, М., 2013. С. 6. Развитие детей и подростков с недостатком слуха: конспект лекций по дисциплине «Психология аномального развития» / Владим. гос. ун-т; сост. С. А. Великова. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 24 с.Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник для студ., учреждений высш. образования/ (Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Bовненко, Т.М. Попова); под ред. Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2014. 240 с. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2: Общие основы специальной педагогики/ под ред. Н.М. Назаровой. М., 2008.Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 465 с.
1. Байкина, Н. Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, А. В. Мутьсв, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. -С. 3-5.
2. Батуев, А.С. Глава 3. Физиология сенсорных систем. Слуховая сенсорнаясистема и речь // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - 3. - СПб.: Питер, 2010. - С. 78.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
4. Богданова, ГГ. Сурдопсихология; Учеб. пособие для егуд. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - с. 69.
5. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт. - (Золотые страницы сурдопедагогики).- М., 2004. - С 128.
6. Букун, Н.И. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха // Отв. ред. А.П.Гозова. Кишинев: Штиица, 1988. - 202 с.
7. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. — М., 1979. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
8. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. -- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
9. Зыков С.А. Развитие глухих учащихся — основа совершенствования их специального обучения // Дефектология. — 1997. № 4.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 2-е изд. М., 2005.
11. Основы психологии детей с нарушениями слуха: Учебное пособие / Сост. О.И Суслова.- Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.- 92 с.
12. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. СПб., 2006.
13. Петрова Е.А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие / Петрова Е.А., Пчелинова В.В., Джафарзаде Д.А., Карплюк А.В. М.: Издательство РГСУ, 2016. 310 с.
14. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: Учебное пособие. СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.78 с.
15. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, М., 2013. С. 6.
16. Развитие детей и подростков с недостатком слуха: конспект лекций по дисциплине «Психология аномального развития» / Владим. гос. ун-т; сост. С. А. Великова. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 24 с.
17. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник для студ., учреждений высш. образования/ (Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Bовненко, Т.М. Попова); под ред. Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2014. 240 с.
18. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2: Общие основы специальной педагогики/ под ред. Н.М. Назаровой. М., 2008.
19. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 465 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют глухие старшеклассники в сфере трудовой деятельности?
Глухие старшеклассники имеют некоторые особенности в сфере трудовой деятельности, такие как ограниченные возможности общения и восприятия информации. Это может повлиять на выбор профессии и требовать дополнительной поддержки и адаптации в рабочей среде.
Какие психологические особенности имеют глухие люди, и как они могут повлиять на их трудовую деятельность?
Глухие люди имеют свои психологические особенности, такие как ограниченность в общении и восприятии мира через слух. Это может повлиять на их самооценку, самоопределение и возможности профессионального развития. Разработка адаптированных программ трудового обучения и поддержка на рабочем месте могут помочь глухим старшеклассникам в их трудовой деятельности.
Какое влияние может оказывать трудовое обучение на развитие глухих старшеклассников?
Трудовое обучение может иметь компенсаторно развивающую роль для глухих старшеклассников. Оно позволяет им приобретать не только профессиональные навыки, но и развивать коммуникативные и социальные умения, повышать самооценку и самостоятельность. Трудовое обучение помогает глухим старшеклассникам готовиться к будущей трудовой деятельности и интегрироваться в общество.
Какие принципы организации трудовой деятельности глухих старшеклассников можно выделить?
Организация трудовой деятельности глухих старшеклассников должна основываться на принципах доступности, индивидуальности и гуманизма. Это означает, что необходимо создавать условия, которые учитывают особенности глухих старшеклассников и предоставляют им возможности для профессионального саморазвития и самореализации.
Какие психологические особенности имеют лица с недостатками слуха и как они классифицируются?
Люди с недостатками слуха имеют свои особенности в психологическом развитии. Они часто испытывают трудности в общении, могут быть более сосредоточенными на визуальных сигналах и иметь проблемы с пониманием сложных абстрактных понятий. Психологические особенности глухих людей классифицируются на основе степени потери слуха, возраста наступления недостатка слуха, наличия или отсутствия языка, используемого для общения, и других факторов.
Какая роль имеет трудовое обучение для глухих старшеклассников?
Трудовое обучение играет важную роль в развитии глухих старшеклассников. Оно помогает им развивать компенсаторные навыки, такие как использование жестового или письменного языка для коммуникации, адаптироваться к условиям труда и общества, учиться работать в коллективе и развивать свои таланты и интересы. Трудовая деятельность также способствует повышению самооценки и самоопределения глухих старшеклассников.
Какие принципы организации трудовой деятельности глухих старшеклассников?
Организация трудовой деятельности глухих старшеклассников основана на нескольких принципах. Во-первых, это принцип доступности информации, который подразумевает использование специальных средств и технологий для обеспечения коммуникации и доступа к информации. Во-вторых, это принцип индивидуализации обучения, учитывающий особенности каждого ученика и его потребности. Также важными принципами являются принципы активности учеников, практической направленности обучения и социализации через трудовую деятельность.
Что предваряет профессиональное самоопределение глухих старшеклассников?
Профессиональное самоопределение глухих старшеклассников предваряется проведением экспериментальной работы. В рамках этой работы исследуется процесс выбора профессии, интересы и склонности учеников, их потребности и возможности. Полученные данные помогают учащимся определить свои предпочтения в области профессиональной деятельности, развивать необходимые навыки и знания, и принимать осознанные решения относительно своего будущего.
Какие психологические особенности имеют лица с недостатками слуха?
Лица с недостатками слуха имеют особенности в психическом развитии, связанные с отсутствием или снижением слуховой функции. Они испытывают затруднения в коммуникации, могут иметь ограниченные возможности восприятия речи и звукового окружения, а также могут страдать от социальной изоляции.
Какая роль трудового обучения для глухих старшеклассников?
Трудовое обучение играет компенсаторно развивающую роль для глухих старшеклассников. Оно помогает им приобрести навыки и знания, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущем. Такое обучение способствует интеграции глухих старшеклассников в общество и повышению их самооценки.
Какие принципы организации трудовой деятельности глухих старшеклассников?
Организация трудовой деятельности глухих старшеклассников основывается на следующих принципах: индивидуальный подход, адаптированность, доступность, последовательность, сотрудничество и мотивация. Эти принципы помогают создать условия, способствующие успешному обучению и развитию глухих старшеклассников в сфере труда.