Формирование у студентов стрессоустойчивости при подготовке к преподаванию предмета основы безопасности жизнедеятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 16.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Проблема стрессоустойчивости студентов в современной научно-методической литературе 8
1.2. Понятие о стрессе и стрессоустойчивости 10
1.3. Стрессоустойчивость как важнейшее качество преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 17
1.4. Особенности формирования стрессоустойчивости у студентов 23
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. Современные возможности формирования стрессоустойчивости у студентов – будущих преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 26
2.1. Организационно-методические основы исследования 26
2.2. Результаты предварительного исследования уровня стрессоустойчивости студентов (констатирующий этап эксперимента) 31
2.3. Программа по формированию стрессоустойчивости у студентов (формирующий этап эксперимента) 37
2.4. Оценка эффективности программы по формированию стрессоустойчивости у студентов (контролирующий этап эксперимента) 42
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В этой связи исключительно важно составить представление о той группе испытуемых, в отношении которых составляется программа по стресс-менеджменту. В этой связи важно проводить предварительные тесты. Составление программы должно базироваться на особенностях испытуемых, в том числе на их личностных характеристиках, предполагаемой профессиональной деятельности.Важно составлять программу таким образом, чтобы она отвечала принципам последовательности, систематичности, преемственности и т.д., т.е. строить ее по основным педагогическим принципам.Мотивация – одна из самых главных составляющих успеха при формирования стресс-негативного поведения. При этом необходимо составлять программу так, чтобы в начале обучения испытуемые смогли убедить в значимости стресса, его влиянии на организм, опасности, наличию у себя низкого уровня стрессоустойчивости.Второй блок программы должен быть сознательным, т.е. должен донести до слушателей принципы стресс-негативного поведения и формирования такого поведения.Третий блок – практический. В его рамках важно обучить испытуемых техникам снижения стресса.Обязательным является выходной контроль, позволяющий оценить эффективность программы.Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы:Стресс – это совокупность реакций организма, которые наблюдаются при воздействии на него негативных факторов среды. При низкой восприимчивости организма к таким факторам в части формирования различных отклонений говорят и стрессоустойчивости.Важность стрессоустойчивости для педагога предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» невозможно переоценить. Прежде всего стрессоустойчивость позволяет снизить вероятность развития синдрома эмоционального выгорания, стресс-индуцированных патологий, а также повысить эффективность профессиональной деятельности студента в будущем, позволить ему дольше оставаться в профессии.Современные подходы к формированию стрессоустойчивости у студентов лежат в плоскости адекватной диагностики и психологических тренингов.В рамках эмпирической части исследования показано, что специальные программы позволяют повысить стрессоустойчивость студентов. При этом положительное влияние оказывается и на тех студентов, чья стрессоустойчивость изначально была на высоком уровне.Нет никаких сомнений в то, что разработка и внедрение программ по диагностике и противодействию низкой стрессоустойчивости студентов должна войти в программу подготовки педагогов любой специализации.На основании полученных данных были сформулированы предложения по повышению эффективности формирования у студентов – будущих преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» адекватных показателей стрессоустойчивости. Указанные предложения могут быть использованы как в практической деятельности при составлении программ повышения стрессоустойчивости, так и как основа для более масштабных исследований.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.На этом мой доклад окончен, спасибо за внимание.
1. Баст Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника// Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. – №6-10. – С. 27-29.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
3. Боева А.В., Руженков В.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров// Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация, 2013. – №11 (154). – С. 6-12.
4. Брынских К.Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов// Концепт, 2015. – №S8. – С. 26-30.
5. Варданян Ю.В., Масанова Е.П., Былкина Т.Г. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента// Гуманитарные науки и образование, 2015. – №3 (23). – С. 12-16.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
7. Давыдов С.В. Влияния занятий аутогенной тренировкой на регуляцию психоэмоционального состояния спортсменов (на примере занимающихся рукопашным боем)// European science, 2015. – №7 (8). – С. 23-27.
8. Дробышева О.М., Абушкевич В.Г. Оценка повышения уровня стрессоустойчивости у студентов-юношей после аутогенной тренировки // Кубанский научный медицинский вестник, 2014. – №5. – С. 46-51.
9. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с.
10. Киреева М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий// Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2011. – №18 (113). – С. 28-293.
11. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Пименов И.Д., Хомяков К.В. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь?// Социальные аспекты здоровья населения, 2016. – №1. – С. 5.
12. Кондулинский А.И. Формирование компетенции стрессоустойчивости у студентов-психологов вуза физической культуры на основе реализации активных форм обучения // Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №11 (93). – С. 54-58.
13. Латыпов И.Ф. Индивидуальные особенности эмоционального выгорания педагогов// Известия Самарского научного центра РАН, 2010. – №5-2. – С. 365-367.
14. Леонова А.С. Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ // Развитие общественных наук российскими студентами, 2017. – №2. – С. 32-35.
15. Лубсанова С.В., Пестерева В.А., Сусичан Е.А. Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ// Вестник БГУ, 2014. – №12-1. – С. 46-51.
16. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 664 с.
17. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В., Гордиенко А.В., Сидоренко В.А., Лейчинский С.В., Сорокин Н.В. Исследование хронического профессионального стресса у врачей терапевтов участковой поликлинической медицинской помощи Невского района Санкт-Петербурга// Вестник современной клинической медицины, 2012. №Приложение 1. – С. 68-75.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
19. Манухина С.Ю., Глушач Н.Н., Манухина Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде// Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2014. – №4. – С. 350-354.
20. Машнова В.В. Стрессоустойчивости как показатель уровня социальной адаптации современного студента// Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики, 2014. – С. 240-242.
21. Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник. – Ростов-на-Дону, 2016. – 460 с.
22. Наличаева С.А. Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. – №1. – С. 134-139.
23. Немец В.В., Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения // Национальный психологический журнал, 2017. – №2 (26). – С. 59-72.
24. Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 299 с.
25. Патофизиология: курс лекций: учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 592 с.
26. Патофизиология: Учебник. В 2 т./ Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Т.1. – 848 с.
27. Пичугина И.В. Стрессоустойчивость как фактор профессионального становления студентов университета// Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России, 2018. – №1 (13). – С. 38-40.
28. Психология стресса: Учебное пособие/ Авт.-состав. Т.И. Куликова. – изд-во: Имидж-Принт, 2014. – 133 с.
29. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
30. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – 380 с..
31. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 25.04.2019).
32. Степина Н.В., Воробьева А.С. Стрессоустойчивость студентов 1 и 4 курсов разных профилей обучения в вузе// Проблемы современного педагогического образования, 2018. – №60-3. – С. 461-464.
33. Творогова Н.Д. Психология: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агент¬ство», 2011. – 576 с.
34. Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза// Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. – №1 (22). – С. 216-219.
35. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия// Известия БГУ, 2011. – №3. – С. 179-182.
36. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости// Вестник ВГМУ, 2011. – №1. – С. 6-19.
37. Число зарегистрированных больных с диагнозом психического расстройства и расстройствами поведения [Электронный ресурс]: ЕМИСС. Государственная статистика. – Режим доступа: https://fedstat.ru:8443/indicator/41706 (дата обращения: 25.04.2019).
38. Чупина В.Б., Гавриленко Л.С. Особенности проявления показателей стрессоустойчивости у студентов клинических психологов и инженеров // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. – №2 (23). – С. 430-432.
39. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: пер. с нем. – М.: Медицина, 1985. – 32 с.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в научно-методической литературе относительно стрессоустойчивости студентов?
В научно-методической литературе рассматривается проблема стрессоустойчивости студентов и ее влияние на обучение и подготовку к преподаванию предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Что такое стресс и стрессоустойчивость?
Стресс - это состояние, вызванное воздействием различных факторов, которое может привести к дискомфорту и негативным последствиям. Стрессоустойчивость - это способность человека справляться с стрессом и адаптироваться к нему, не позволяя ему негативно сказываться на физическом и психическом здоровье.
Почему стрессоустойчивость важна для преподавателя предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"?
Стрессоустойчивость является важным качеством преподавателя предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", так как это предмет, связанный с различными ситуациями, требующими готовности и способности рационально принимать решения в стрессовых условиях.
Какие особенности есть при формировании стрессоустойчивости у студентов?
При формировании стрессоустойчивости у студентов возникают некоторые особенности, связанные с их молодостью, недостаточным опытом и навыками работы в стрессовых ситуациях. Важно учитывать эти особенности и предоставлять студентам необходимые инструменты и знания для эффективной работы с собственным стрессом.
Какие выводы можно сделать по данной статье?
В данной статье была рассмотрена проблема стрессоустойчивости студентов при подготовке к преподаванию предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Было рассмотрено понятие стресса и стрессоустойчивости, а также особенности формирования стрессоустойчивости у студентов. Основным выводом является то, что стрессоустойчивость является важным качеством, которое нужно развивать у студентов, чтобы они успешно справлялись с требованиями и ситуациями, связанными с преподаванием предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Какая проблема рассматривается в данной статье?
В данной статье рассматривается проблема формирования у студентов стрессоустойчивости при подготовке к преподаванию предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Что такое стрессоустойчивость?
Стрессоустойчивость - это способность человека справляться с различными стрессовыми ситуациями без значительного воздействия на его физическое и психическое здоровье.
Почему стрессоустойчивость является важным качеством преподавателя предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"?
Стрессоустойчивость является важным качеством преподавателя такого предмета, поскольку в процессе обучения студенты могут оказаться в стрессовых ситуациях, связанных с изучением опасных ситуаций и правил безопасности. Преподаватель должен уметь эффективно управлять своим стрессом и поддерживать комфортную атмосферу в группе.