Гиподинамия и стрессоустойчивость организма. Диагностика стрессоустойчивости и индивидуальной минуты.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 34 34 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 09.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Проблема гиподинамии в современном обществе 6
1.2. Стресс, его воздействие на организм 11
1.3. Стрессоустойчивость ее связь с двигательной активностью 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22
3.1. Анализ физической активности (IPAQ) 22
3.2. Результаты теста «Индивидуальная минута» 23
3.3. Результаты определения стрессоустойчивости личности 24
ВЫВОДЫ 26
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Фрагмент для ознакомления

4).Рис. 4. Оценка стрессоустойчивости Средний балл теста на стрессоустойчивость составилу лиц с низкой физической активностью – 41,8±4,8 (соответствующий «среднему» уровню стрессоустойчивости), у тренированных лиц – 35,4±3,9 (соответствующий уровню стрессоустойчивости «чуть выше среднего»). При сравнении численных показателей стрессоустойчивости двух групп t-критерий составил 3,1, P<0,01, различия достоверны.Таким образом, у лиц с низкой двигательной активностью показано укорочение времени индивидуальной минуты, что говорит о более высокой тревожности, низком уровне реактивности на стресс, по сравнению с лицами, занимающимися спортом. Согласно результатам тестирования стрессоустойчивости личности, тренированные девушки показали более высокие уровни стрессоустойчивости, чем нетренированные. ВЫВОДЫ1. Гиподинамия – патологическое состояние, которое характеризуется нарушением практически всех функций человеческого организма. Гиподинамия приводит к нарушению метаболизма, снижению тканевого кровоснабжения, к прогрессированию патологий сердечно-сосудистой системы, нарушению деятельности нервной и эндокринной системы, что приводит к снижению адаптационного потенциала организма. Люди с низкой двигательной активностью более подвержены риску различных заболеваний. 2. Стресс является природным защитным механизмом, неспецифическойстереотипной реакцией организма человека на экстремальные условия. Стресс опосредуется или регулируется сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, на каждом из уровней которой регулирование осуществляется либо психологическими либо физиологическими механизмами. В результате стресса происходят изменения во всех сферах деятельности человека – эмоциональной, поведенческой, когнитивной, социальной. В современном мире человек подвергается множеству стрессовых факторов изачастую стресс приобретает хронический характер, апри длительном воздействии стрессовых факторов происходит истощение ресурсов, которое приводит к психосоматическим заболеваниям и даже смерти индивида. 3. Стрессоустойчивость — системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности. Стрессоустойчивость не является стабильным показателем, она определяется многими факторами, в т.ч. индивидуально-личностными характеристиками. Большую роль в стрессоустойчивости играет повышение выносливости организма, его физической и умственной работоспособности, достижение психоэмоциональной стабильности, развитие волевой сферы, адекватная самооценка, уверенность, выработка эффективных копинг-стратегий и др.4. Занятия спортом способствуют повышению функциональных возможностей организма, благотворно влияют на физическое и психическое состояние человека, способствуют развитию ряда качеств, способствующих успешному совладанию со стрессом, а следовательно, повышают стрессоустойчивость индивида.5. По результатам исследования субъективной оценки у большинства участников эксперимента время индивидуальной минуты приближалось к реальному времени. Однако у нетрениированных лиц проявляется тенденция к укорочению индивидуальной минуты, что говорит о некоторой психоэмоциональной нестабильности и повышении тревожности.6. Результаты сравнительной оценки стрессоустойчивости показали, что уровень стрессоустойчивости достоверно выше у лиц, занимающихся спортом, чем у нетренированных, подверженных гиподинамии. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИОдним из обязательных факторов здорового образа жизни молодых людей является систематические, соответствующие полу и возрасту, а также состоянию здоровья физические нагрузки (адекватная двигательная активность). Регулярные занятия спортом снижают уровень тревожности, способствуют укреплению здоровья, способствует развитиювнимания, концентрации, повышает силу, выносливость,сопротивляемость к стрессу.Для профилактики гиподинамии и ее симптомов, требуется увеличить дневную активность и снизить пребывание в статической позе.Рекомендуются:- длительные (от 30 минут) прогулки на свежем воздухе;- вместо лифта подниматься по лестнице- оздоровительный бег;- различные виды активного отдыха, - утренняя гимнастика; - регулярное (2-3 раза в неделю) посещение спортивных секций (плавание, йога, фитнес и др.)- нормализация режима питания, труда и отдыха- при длительном вынужденном нахождении в сидячей позе (учеба, работа за компьютером) делать физкультминутки и физкультурные паузы.ЛИТЕРАТУРААмлаев, К.Р. Гиподинамия: как переломить ситуацию. Современные рекомендации по планированию физической активности (обзор) / К.Р. Амлаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14, №5(2). – С. 518-522.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 525 с.Букин, В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н.Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2. С. 105-113.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.Грачева, Д.В. Проблема гиподинамии у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова / Д.В. Грачева [и др.] // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сб. матер. XVI Всероссийск. науч.-практ. конф. /Под ред С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. - 2017. - С. 126-132.Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 136 c.Калманович, В.Л. Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов / В.Л.Калманович, Р.Р.Хайруллин, Р.Ш. Имангулов // Вестник КазГУКИ. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-stressoustoychivosti-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-tvorcheskih-vuzov (дата обращения: 06.05.2019).Кардозу, В.М., Фернандеш Д.М., Бакытжанова А.Е. Гиподинамия ‐ болезнь цивилизации / В.М. Кардзоу // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – Вып. № 5. – С. 704.Карелина, Н. Н. Влияние уровня физической подготовленности на стрессоустойчивость студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария» / Н.Н. Карелина, П.Ф. Ежов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2016. - №5 (135). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti-na-stressoustoychivost-studentov-obuchayuschihsya-po-spetsialnosti-veterinariya (дата обращения: 06.05.2019).Качинская, Н.О. Комплексная оценка физической подготовленности, уровня психоэмоционального стресса и компонентного состава тела у студентов Н. О. Качинская [и др.] //Сахаровские чтения 2018 г: экологические проблемы XXI в. : матер. 18-й междунар. науч. конф.-2018. - С. 185-186.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.Классина, С.Я.Саморегуляторные реакции в микроциркуляторном русле ногтевого ложа пальцев рук у человека при психоэмоциональном напряжении / С.Я.Классина // Вестник новых медицинских технологий. 2013. - Т. 20. № 2. - С. 408-412.Кондратьева М.В. Психологические исследования феномена стрессоустойчивости в изменяющихся условиях / М.В. Кондратьева // Вестник СКФУ. - 2013. №3. - С. 25-28.Кузнецов, Б.В. Преодоление гиподинамии, как насущная необходимость соблюдения здорового образа жизни / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2017. - №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-gipodinamii-kak-nasuschnaya-neobhodimost-soblyudeniya-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 05.05.2019).Куприянов, Р.В.Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во об-раз. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с. Мажуль Л. А. Психоэмоциональный стресс: природа и социальные факторы /Л. А. Мажуль // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. - 2017. - № 2. - С. 21-39.Мандель Б.Р.Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 252 с.Маслова, В. А. Влияние регулярных занятий в тренажерном зале на уровень тревожости у студентов / В.А. Маслова, В.П. Скорохватов // Новое слово в науке и практике Сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 100-105.Мерденова, Л.А. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - Т. 25. № 4. - С. 96-100.Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. Пер. с англ.; Общ. ред. Е.М. Крепса. – М.; Просвещение, 1979. – 124 с.Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. .– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.Худугуева Л.А.Гиподинамия – болезнь современной молодежи / Л.А. Худугуева . // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сб. матер. XVI Всероссийск. науч.-практ. конф. /Под ред С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. - 2017. - С. 531-534.Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-stressoustoychivosti (дата обращения: 06.05.2019).Чилигина, Ю.А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников / Ю.А.Чилигина // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. - №4 (122). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzamenatsionnogo-stressa-na-subektivnuyu-otsenku-vremeni-u-studentov-pervokursnikov (дата обращения: 06.05.2019).Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.Ятлова, Е. А. Здоровье, здоровый образ жизни студентов и физическая культура в образовательном пространстве вуза / Е.А.Ятлова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. -Вып. № 6-2. – С. 84-87.ПРИЛОЖЕНИЯОпросник для определения физической активностиInternational Questionnaire on Physical Activity — IPAQПриложение 2 Тест на определение стрессоустойчивости личности

1. Амлаев, К.Р. Гиподинамия: как переломить ситуацию. Современные рекомендации по планированию физической активности (обзор) / К.Р. Амлаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14, №5(2). – С. 518-522.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 525 с.
3. Букин, В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н.Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2. С. 105-113.
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
5. Грачева, Д.В. Проблема гиподинамии у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова / Д.В. Грачева [и др.] // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сб. матер. XVI Всероссийск. науч.-практ. конф. / Под ред С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. - 2017. - С. 126-132.
6. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 136 c.
7. Калманович, В.Л. Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов / В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин, Р.Ш. Имангулов // Вестник КазГУКИ. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-stressoustoychivosti-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-tvorcheskih-vuzov (дата обращения: 06.05.2019).
8. Кардозу, В.М., Фернандеш Д.М., Бакытжанова А.Е. Гиподинамия ‐ болезнь цивилизации / В.М. Кардзоу // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – Вып. № 5. – С. 704.
9. Карелина, Н. Н. Влияние уровня физической подготовленности на стрессоустойчивость студентов, обучающихся по специальности «Ветеринария» / Н.Н. Карелина, П.Ф. Ежов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2016. - №5 (135). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti-na-stressoustoychivost-studentov-obuchayuschihsya-po-spetsialnosti-veterinariya (дата обращения: 06.05.2019).
10. Качинская, Н.О. Комплексная оценка физической подготовленности, уровня психоэмоционального стресса и компонентного состава тела у студентов Н. О. Качинская [и др.] // Сахаровские чтения 2018 г: экологические проблемы XXI в. : матер. 18-й междунар. науч. конф.- 2018. - С. 185-186.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
12. Классина, С.Я. Саморегуляторные реакции в микроциркуляторном русле ногтевого ложа пальцев рук у человека при психоэмоциональном напряжении / С.Я.Классина // Вестник новых медицинских технологий. 2013. - Т. 20. № 2. - С. 408-412.
13. Кондратьева М.В. Психологические исследования феномена стрессоустойчивости в изменяющихся условиях / М.В. Кондратьева // Вестник СКФУ. - 2013. №3. - С. 25-28.
14. Кузнецов, Б.В. Преодоление гиподинамии, как насущная необходимость соблюдения здорового образа жизни / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2017. - №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-gipodinamii-kak-nasuschnaya-neobhodimost-soblyudeniya-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 05.05.2019).
15. Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во об-раз. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
16. Мажуль Л. А. Психоэмоциональный стресс: природа и социальные факторы / Л. А. Мажуль // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. - 2017. - № 2. - С. 21-39.
17. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 252 с.
18. Маслова, В. А. Влияние регулярных занятий в тренажерном зале на уровень тревожости у студентов / В.А. Маслова, В.П. Скорохватов // Новое слово в науке и практике Сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 100-105.
19. Мерденова, Л.А. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - Т. 25. № 4. - С. 96-100.
20. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. Пер. с англ.; Общ. ред. Е.М. Крепса. – М.; Просвещение, 1979. – 124 с.
21. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. .– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.
22. Худугуева Л.А. Гиподинамия – болезнь современной молодежи / Л.А. Худугуева . // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сб. матер. XVI Всероссийск. науч.-практ. конф. / Под ред С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. - 2017. - С. 531-534.
23. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-stressoustoychivosti (дата обращения: 06.05.2019).
24. Чилигина, Ю.А. Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников / Ю.А.Чилигина // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. - №4 (122). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzamenatsionnogo-stressa-na-subektivnuyu-otsenku-vremeni-u-studentov-pervokursnikov (дата обращения: 06.05.2019).
25. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
26. Ятлова, Е. А. Здоровье, здоровый образ жизни студентов и физическая культура в образовательном пространстве вуза / Е.А.Ятлова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - Вып. № 6-2. – С. 84-87.

Вопрос-ответ:

Какова проблема гиподинамии в современном обществе?

Проблема гиподинамии в современном обществе заключается в недостаточной физической активности, вызванной сидячим образом жизни, использованием транспорта вместо пешей прогулки, работы за компьютером и т.д. Это приводит к ряду негативных последствий для здоровья, включая ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, снижение общей работоспособности организма.

Какое воздействие оказывает стресс на организм?

Стресс оказывает множественное воздействие на организм. Он активирует выделение гормонов стресса, например, кортизола, вызывая изменения в метаболических процессах. Стресс также может приводить к психическим расстройствам, ухудшению иммунной системы и возникновению различных заболеваний.

Как связана стрессоустойчивость с физической активностью?

Стрессоустойчивость имеет прямую связь с физической активностью. Регулярные тренировки и упражнения помогают укреплять нервную систему и повышать стрессоустойчивость организма. Физическая активность также способна улучшить настроение, снизить уровень тревоги и депрессии, а также улучшить общую физическую и психическую работоспособность.

Какие методы используются для диагностики стрессоустойчивости?

Для диагностики стрессоустойчивости применяются различные методы, такие как анкетирование, психологические тесты и шкалы, биологические маркеры, наблюдение и анализ поведения в стрессовых ситуациях. Комплексное исследование позволяет получить более точную и объективную оценку стрессоустойчивости организма.

Какие результаты были получены в исследовании физической активности?

Исследование физической активности показало, что регулярные физические нагрузки имеют положительное влияние на стрессоустойчивость организма. Участники, которые занимались спортом или физическими упражнениями, показали более высокий уровень стрессоустойчивости, а также имели более высокую работоспособность и лучшее физическое состояние.

Какая связь между гиподинамией и стрессоустойчивостью организма?

Существует прямая связь между гиподинамией (недостаточной физической активностью) и стрессоустойчивостью организма. Люди, ведущие сидячий образ жизни, имеют более низкий уровень стрессоустойчивости, так как у них не развиты механизмы реакции на стресс. Физическая активность способствует выработке гормонов радости и улучшает общее психическое и физическое состояние организма, делая его более устойчивым к стрессу.

Как диагностировать уровень стрессоустойчивости?

Уровень стрессоустойчивости можно диагностировать с помощью специальных психологических тестов. Они позволяют определить показатели психологической устойчивости человека: его эмоциональную устойчивость, способность контролировать свои эмоции и стрессовые ситуации, адаптивные стратегии поведения и т.д. Также можно провести физиологические исследования, например, измерить уровень кортизола, гормона стресса, в организме.

Какие методы исследования используются для изучения стрессоустойчивости и гиподинамии?

Для изучения стрессоустойчивости и гиподинамии используются различные методы исследования. Например, психологические тесты и анкеты, которые позволяют определить уровень стрессоустойчивости и физической активности у испытуемого. Также используются физиологические методы, например, измерение уровня гормонов стресса в организме. Для получения более точных результатов могут применяться комплексные исследования, включающие использование разных методов одновременно.

Что показали результаты исследования о связи физической активности и стрессоустойчивости?

Результаты исследования показали, что существует прямая связь между физической активностью и стрессоустойчивостью организма. Люди, которые занимаются физическими упражнениями регулярно, имеют более высокий уровень стрессоустойчивости. Физическая активность способствует выработке эндорфинов - гормонов радости, которые улучшают настроение и общую психическую устойчивость. Также она способствует улучшению физического состояния организма, что также делает его более устойчивым к стрессу.