Периодизация международного права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 37 37 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 10.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 5
1. Понятие и сущность международного права 5
2. Принципы международного права 8
3. Источники международного права 12
ГЛАВА II. ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 17
1. Международное право в древнее время 17
2. Развитие международного права в средневековье 19
3. Развитие идеи суверенного равенства государств 21
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 25
1. Реализация принципов международного права в РФ 25
2. Проблемы признания в международном праве 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34




Фрагмент для ознакомления

п.). В XXI в. международное право продолжает развиваться под влиянием этих факторов.В последнее время большую актуальность приобретает проблема соотношения общепризнанных норм, регламентирующих межгосударственные отношения, и положений национального законодательства. По мнению ряда авторов, она выражается не только в масштабном взаимном влиянии принципов международного права и права РФ. В последнее время отмечается и все большее проникновение норм, признанных мировым сообществом, в национальное законодательство.Основы нормативного регулирования этих сфер закреплены в 4 пункте 15 статьи Конституции. Согласно норме, межправительственные договоры с участием России и принципы международного права выступают в качестве неотъемлемого элемента отечественной юридической системы. Это положение подтверждается указаниями ВС в пленарном постановлении от 1995 г. Согласно этому акту, при отправлении правосудия российским судам рекомендуется учитывать тот факт, что международно-правовые принципы совместно с межправительственными соглашениями признаются элементами нормативной системы РФ. Подобное положение присутствует и в пленарном постановлении ВС от 2003 г.По мнению некоторых исследователей, норма, признанная мировым сообществом, при применении ее конкретным государством видоизменяется и поэтому должна рассматриваться субъектами внутригосударственного права в качестве элемента национальной юридической системы. Другие эксперты утверждают, что международно-правовые принципы все-таки сохраняют автономность.Американским ученым Хенкиным рассматривалась роль общепризнанных положений в развитии института свобод и прав человека. Принципы международного права, по его мнению, направляют и дополняют нормы национального законодательства, способствуют устранению пробелов конституций и нормативных актов отдельных стран. Вместе с тем они ни в коем случае не заменяют и не могут заменить внутригосударственные правовые положения. Следовательно, возможность применения и рамки реализации международно-правовых принципов должны все же определяться национальным законодательством.Для эффективной борьбы с трансграничными преступлениями выработаны специальные принципы международного уголовного права. Основные из них закрепляет Устав Нюрнбергского трибунала. Свое развитие эти принципы получили во Всеобщей декларации свобод и прав человека от 1948 г. Окончательно эти положения были закреплены в Международном пакте от 1966 г.Основными общепризнанными уголовно-правовыми принципами следует считать:– Право на жизнь – неотъемлемое право любого человека и охраняется законом. Никого нельзя произвольно лишить жизни.– В государствах, законодательства которых допускают смертную казнь, соответствующие приговоры суды могут выносить исключительно за наиболее тяжкие деяния на основании закона, действовавшего на момент их совершения. Любой человек, приговоренный к высшей мере, вправе просить о смягчении наказания или помиловании.– Смертный приговор не может быть вынесен за деяния, совершенные несовершеннолетними, и не приводится в исполнение в отношении беременных.– Никого нельзя подвергать бесчеловечному, жестокому обращению либо наказанию, унижающему его достоинство, или пыткам. Ни над кем не могут совершаться научные или медицинские опыты по принуждению.– У каждого человека есть право на личную неприкосновенность и свободу. Никого нельзя подвергнуть произвольному содержанию под стражей или аресту. Запрещено лишать кого бы то ни было свободы, кроме случаев, установленных законом.– Каждому субъекту при аресте сообщаются причины задержания и предъявляемое обвинение.– Каждый задержанный или арестованный человек доставляется к судье либо иному уполномоченному лицу, наделенному законом правом отправлять правосудие, и имеет право на разбирательство в разумные сроки либо на освобождение. Нахождение лиц, ожидающих рассмотрения уголовного дела, под стражей не может быть общим правилом. При этом освобождение сможет зависеть от предоставления гарантии явки на суд в любой стадии, а при необходимости – на вынесение приговора.– Любой человек, ставший жертвой незаконного помещения под стражу или ареста, может требовать компенсацию, обладающую исковой силой.– Всем субъектам, лишенным свободы, гарантируется гуманное обращение, уважение их достоинства и чести.– Никого нельзя лишить свободы только потому, что он не в силах исполнить какое-либо обязательство.– Все люди равны перед судом и трибуналом. Каждый наделяется правом на рассмотрение любого обвинения, предъявленного ему, на публичное и справедливое разбирательство независимым, компетентным, беспристрастным судом. любое постановление, вынесенное по делу, должно являться публичным. Исключение составляют случаи, когда интересы лиц, не достигших 18 лет, требуют иного либо если дело связано с матримониальными (супружескими) спорами или опекой над ребенком.Каждый субъект при разбирательстве предъявленного уголовного обвинения может рассчитывать на:– Подробное и своевременное уведомление на языке, которым он владеет (или который понимает) об основании и характере обвинения.– Достаточное время и возможность для подготовки защиты и встречу с адвокатом.– Разбирательство дела без неоправданной задержки и в его присутствии.– Личную защиту или помощь адвоката, в том числе назначенного судом.– Освобождение от принуждения к даче показаний против себя или к признанию своей вины.– Пересмотр приговора вышестоящим судом.Международные уголовно-правовые принципы закрепляют и иные гарантии для субъектов, подозреваемых в трансграничных преступлениях.Привлечение к ответственности допускается исключительно за те деяния, которые признаются преступлениями в соответствии с международными уголовно-правовыми нормами на момент их совершения.Особое значение на практике имеет принцип неотвратимости ответственности. Согласно ему, виновный должен быть наказан вне зависимости от того, установлена санкция за совершенное им деяние в национальном законодательстве или нет. Реализация этого принципа означает и неукоснительное соблюдение прав субъекта на своевременное разбирательство его дела и защиту.Принцип невозможности вторичного о суждения за одно и то же деяние имеет некоторые особенности. В Римском статуте указано, что никакой субъект, судимый за преступления против человечности, геноцид, военные посягательства, агрессию против государства, не может быть осужден Международным судом повторно, за исключением случаев, когда разбирательство в национальном суде:Служило для ограждения соответствующего лица от ответственности за посягательства, подпадающие под юрисдикцию Международного суда.По другим признакам не было осуществлено беспристрастно и независимо, проводилось так, что не могло отвечать цели предать виновного правосудию.Указанные положения получили принципиальное значение после вступления Статута в действие с 1 июля 2002 г. Эти предписания указывают на возможность возбуждения нового преследования Международным судом за посягательства, подсудные ему и содержащие признаки трансграничных преступлений, если такие деяния не получили необходимой оценки национальными судебными инстанциями.2. Проблемы признания в международном правеНа сегодняшний день признание новых государств-это не столько юридическая, сколько политическая проблема.Международное право рассматривает признание как односторонний акт, посредством которого существующие государства признают новые государства, правительства или других субъектов международного права в целях установления с ними официальных или неофициальных отношений.Наряду с декларативной теорией признания государств, поддерживаемой большинством международных юристов, история международного права известна и специальными доктринами признания правительств, такими как доктрина Тобара и Соз. Эти доктрины были направлены против государственных переворотов, революций и внешнего вмешательства во внутренние дела латиноамериканских государств.Юридически признанного перечня суверенных прав государства, на которое распространяется действие закона, не существует. Только в Межамериканской системе такие права были институционализированы. В 1933 году в Монтевидео была заключена конвенция о правах и обязанностях государств, которая характеризовала международную правосубъектность государств с точки зрения декларативной теории признания. В Конвенции говорится, что "политическое существование государства не зависит от признания другими государствами... Признание государства означает, что государство, признающее его, признает правосубъектность другого государства со всеми правами и обязательствами, установленными международным правом. Признание безоговорочно и бесповоротно."В международном документе говорится,что " государства пользуются равными правами в правовом отношении и несут равные обязанности. Права государства не зависят от полномочий, которыми оно обладает для их осуществления, а вытекают из существования государства как субъекта международного права... Каждое государство имеет право на свободное и независимое развитие своей культурной, политической и экономической жизни."Согласно статье 12 Устава ОАГ, даже до его признания, любое государство "имеет право защищать свою целостность и независимость, обеспечивать свою безопасность и процветание и, на этой основе, права на организацию, как сочтет необходимым, издавать законы по вопросам, относящимся к его и руководить различными органами, а также определять юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет ограничений, за исключением соблюдения прав других государств в соответствии с международным правом."В соответствии с Уставом ОАГ, признание означает, что признающее государство признает новое государство как субъект международного права со всеми правами и обязанностями.Реализация правосубъектности и иммунитета государства напрямую связана с основаниями и процедурой признания иностранных судебных решений. Многие международные договоры о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений, направленные на их применение государствами-участниками Конвенции.В большинстве случаев Национальный общественный порядок, являющийся элементом суверенитета, является таким ограничением в силу прямого указания в тексте соглашения.Признание и приведение в исполнение арбитражных решений в отношении иностранных государств в российских судах поднимает целый ряд правовых вопросов, связанных с юрисдикционными иммунитетами государств, на которые еще не дан ответ в отечественной правоприменительной практике. В качестве процедуры suigeneris признание и приведение в исполнение арбитражного решения в отношении иностранного государства затрагивает как судебный иммунитет, так и иммунитет от исполнения судебного или арбитражного решения. Заключение арбитражного соглашения государством само по себе не означает согласия государства на юрисдикцию иностранных судов в вопросах признания и приведения в исполнение, хотя эта точка зрения активно оспаривается сторонниками теории подразумеваемого отказа от юрисдикционного иммунитета, который получил широкое распространение в западных юрисдикциях. Принятие принудительных мер в отношении иностранного государства, направленных на приведение в исполнение арбитражного решения, создает серьезные риски для стабильности международных отношений и требует весьма взвешенного и сбалансированного подхода с учетом альтернативных методов исполнения решений международных инвестиционных арбитражей.В качестве примера признания вновь созданных государств приведем историю признания республик бывшей Югославии, которая показывает, что при принятии решения о признании вновь созданных государств существующие государства руководствуются политическими интересами, а не юридическими критериями. Признание Косово, Абхазии и Южной Осетии свидетельствует о том же. Это было на протяжении всей истории Института признания.Возможно, эта проблема не может быть решена в ближайшем будущем, и маловероятно, что будут приняты общеобязательные нормы международного права в отношении международно-правового признания.ЗАКЛЮЧЕНИЕК сожалению, современное политическое мышление и правосознание правящих кругов государств отстает от требований времени. В значительной степени правительства по-прежнему традиционно руководствуются узко понимаемыми, эгоистичными национальными интересами в ущерб международным интересам. Это сказывается на подходе к международному праву. Докладчики не проявляют должной заинтересованности в его прогрессивном развитии, в совершенствовании механизмов обеспечения его эффективности. Соответствующие предложения были отклонены при разработке программы Десятилетия международного права ООН, процесс кодификации идет медленно.Многие часто ссылаются на неэффективность международного права. Однако маловероятно, что такие ссылки могут быть признаны обоснованными. Существует много фактов, свидетельствующих об историческом значении международных документов. В качестве примера можно привести соглашения, заключенные в трудных условиях Второй мировой войны, которые легли в основу создания антигитлеровской коалиции и тем самым в основу победы над фашизмом. Следует также вспомнить Устав ООН, на основе которого в сложных условиях холодной войны функционировала послевоенная международная система. И в этих условиях были заключены договоры огромной важности. Неудивительно, что многие нормы международного права часто нарушаются, но то, как они соблюдаются ежедневно, обеспечивает порядок в чрезвычайно сложной системе международного сотрудничества. Следует иметь в виду, что человек с детства убежден в необходимости соблюдения законов государства, обеспечения применения массового принуждения. Что касается международного права, то не только народ, но часто и государственные деятели имеют о нем весьма отдаленное представление. И тем не менее она действует, развивается.СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙООН – Организация объединенных нацийСБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в ЕвропеОАГ – Организация американских государствСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫДОКУМЕНТЫМеждународные договоры Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (А/8082).Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля - 1 августа 1975 г. - M.: Международные отношения, 1985. - 80 с.Документы международных организацийУстав Организации Объединенных Наций. Действующее международное право в трех томах. - M.: Над. Московского независимого института международного права, 1996. Т. 1. — 859 с.ЛИТЕРАТУРАСпециальная литература, учебники, монографии Международное право: учебник / коллектив авторов; отв. ред. Л.А. Лазутин, В.Я. Суворова, И.В. Фёдоров. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2018. – 400 с. Международное право: Учебное пособие / Гулин Е.В., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с.Международное право: Учебник для бакалавров / Валеев Р.М., Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2017. - 496 с.Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А.Х. Абашидзе [и др.]; под ред. А.Х. Абашидзе, К.К. Гасанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 519 с.Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 290 с.Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 752 с.2) Научные статьиАвхадеев В.Р. Международное право: современные вызовы // Журнал российского права. 2015. №4 (220)Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 359-362. Лясина И.Ю., Гурин Р.В. Проблема совершенствования современных принципов международного права: возможный механизм решения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2Шагеева К.Р., Мельник Н.С., Шитова Т.В. Правовые проблемы признания в международном праве // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44).

1) Международные договоры
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (А/8082).
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля - 1 августа 1975 г. - M.: Международные отношения, 1985. - 80 с.
2) Документы международных организаций
3. Устав Организации Объединенных Наций. Действующее международное право в трех томах. - M.: Над. Московского независимого института международного права, 1996. Т. 1. — 859 с.
ЛИТЕРАТУРА
a) Специальная литература, учебники, монографии
4. Международное право: учебник / коллектив авторов; отв. ред. Л.А. Лазутин, В.Я. Суворова, И.В. Фёдоров. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2018. – 400 с.
5. Международное право: Учебное пособие / Гулин Е.В., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с.
6. Международное право: Учебник для бакалавров / Валеев Р.М., Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2017. - 496 с.
7. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А.Х. Абашидзе [и др.]; под ред. А.Х. Абашидзе, К.К. Гасанова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 519 с.
8. Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 290 с.
9. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 752 с.
2) Научные статьи
10. Авхадеев В.Р. Международное право: современные вызовы // Журнал российского права. 2015. №4 (220)
11. Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 359-362.
12. Лясина И.Ю., Гурин Р.В. Проблема совершенствования современных принципов международного права: возможный механизм решения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11
13. Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2
14. Шагеева К.Р., Мельник Н.С., Шитова Т.В. Правовые проблемы признания в международном праве // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44).

Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе международного права?

Основными принципами международного права являются принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства и неприменения силы, принцип мирного урегулирования споров и принцип сотрудничества.

Что такое источники международного права?

Источниками международного права являются международные договоры, обычное право, общие принципы права, решения международных судов и доктрина.

Какое значение имело международное право в древнее время?

В древнее время международное право имело преимущественно религиозное и моральное значение. Оно регулировало отношения между государствами и народами на основе миропорядка и справедливости.

Как развивалось международное право в средневековье?

В средневековье международное право развивалось в основном на основе религиозных принципов, таких как святость договора и верность слову. Оно также регулировало отношения между феодальными государствами и церковью.

Что означает принцип суверенного равенства государств?

Принцип суверенного равенства государств означает, что все государства имеют равные права и обязанности в международных отношениях. Они не должны вмешиваться во внутренние дела других государств и должны уважать их территориальную целостность и независимость.

Какое понятие и сущность имеет международное право?

Международное право - это система правил и норм, которая регулирует отношения между государствами, международными организациями и другими участниками международных отношений. Его сущность заключается в создании правопорядка на международном уровне и обеспечении соблюдения прав и обязанностей участников этих отношений.

Какие принципы лежат в основе международного права?

В основе международного права лежат принципы равенства государств, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения споров, сотрудничества между государствами, добрососедства и добросовестности в международных отношениях, соблюдения международной договоренности и верности выполнения обязательств.

Какие источники международного права существуют?

Источниками международного права являются международные договоры, обычаи, общие принципы права, судебная практика, доктрина и договорные соглашения между государствами. Это основные источники, которые определяют правовую основу и нормы международного права.

Какие периоды становления и развития международного права можно выделить?

Международное право имеет свои периоды становления и развития, включающие древнее время, средневековье и современный этап. В древнем времени международное право еще не имело четкой системы, но уже существовали правила, регулирующие отношения между государствами. В средневековье международное право стало развиваться более активно, появились первые международные договоры и создание постоянных дипломатических миссий. На современном этапе международное право стало более сложной и разветвленной системой норм и принципов, регулирующих широкий спектр отношений между государствами и международными организациями.