Нравы и семейные отношения в Древней Спарте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 50 50 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 01.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 1
Глава 1. Нравы и обычаи в Древней Спарте 9
1.1. Древняя Спарта: возникновение и развитие 9
1.2. Древняя Спарта как пример закрытого общества 15
1.3. Особенности нравов и обычаев спартанцев 20
1.4. Положение женщины и мужчины в Древней Спарте 24
Глава 2. Брак и семья в Древней Спарте. Уникальная система воспитания 30
2.1. Семейные отношения 30
2.2. Сущность спартанского воспитания 36
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51

Фрагмент для ознакомления

[16, с. 157]Они хотели воспитать достойного гражданина государства и это жесткое обращение можно списать на стремление воспитать мужественность и дисциплинированность в военном деле. В трактатах «Государство», «Законы», «Протагор» Платон написал свою теорию педагогики, впервые установил ряд педагогических понятий, дал объяснение природы воспитания и обучения. Он говорит о том, что нельзя допускать излишней нежности, но и наказывать надо не унижая чести и достоинства, чтобы не задеть самолюбие ребенка, то есть оскорбление не допускаются, но совсем без наказаний тоже нельзя, иначе ребенок будет чувствовать вольность и безнаказанность даже в дурных деяниях. Эта практика применялась и к свободным детям. Платон был приверженцем наказания, но без унижения личности. Педагог и философ Аристотель имел схожее понятие о наказании и поощрении. Он пишет, что нужно не допускать детей до того, что может противоречить идеалам свободного человека. Если замечали противозаконные действия, то человека лишили гражданства. Аристотель говорил: «всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеют целью выполнить то, что недостает от природы». [2, с. 187]Так же он говорил, что перевоспитать можно любого человека и чем раньше, тем эффективнее, даже если необходимо применение розги. Учение педагогов и философов античного мира актуальна и в наше время. Методы педагогического воспитания будут совершенствоваться и дальше. На сегодняшний момент существуют самые различные методы воспитания детей. В разных государствах применяются свои системы. У кого - то они строгие, а у кого - то наоборот слишком мягкие, но в обоих случаях есть возможность пронаблюдать самые различные результаты в развитии детей, как в хорошую, так и в плохую сторону. Но, создавая новые методы воспитания, следует опираться на учения великих философов, которые заложили начало всех педагогических идей.В процессе развития государственности в Древней Греции на ее территории складывается образование двух государств: Лаконии с главным городом Спартой, представленной жителями дорийского племени, и Аттики с ионийским населением, центром которой являлись Афины. Для каждой из этих двух форм государства были характерны свой уникальный уклад, образ жизни и, безусловно, особенности воспитания и обучения, что было связано с развитием этих полисов по разным ветвям своего исторического становления. Подтверждение данной мысли мы находим у поэта Э. Ростана, который считал, что Спарта и Афины – «два перстня» Древней Греции, «один – железный и простой, другой – бесценный, золотой». [2, с. 119]К культуре в Древней Греции были приобщены только те сословия, имеющие определенные привилегии, то есть те, которые составляли свободное и полноправное население, остальные жители являлись полусвободными, такие как периэки в Спарте, или были просто чернью, например, рабы или илоты. Такое разграничение сословий было обусловлено завоеванием страны тем или иным греческим племенем. После покорения коренных, местных народов, проживающих на территории данной страны, греческие завоеватели становились господами, владеющими как землями, так и гражданами этой страны. [17, с. 110]За теми из туземцев, которые добровольно покорились завоевателям, сохранялось право личной свободы и собственности, правда, довольно незначительной, всего небольшая часть их земель; также они не могли принимать участие в государственной жизни страны, в частности, в ее управлении. Остальная масса населения превращалась в рабов, илотов, которые несли только повинности и были обязаны обрабатывать землю, выполнять тяжелый труд, тем самым содержа победителей-граждан. Только привилегированные сословия могли пользоваться всеми благами жизни, остальные же жители были лишены этого права. Среди племен арийского происхождения доряне издавна были известны как воинственное племя. Для поселения они выбрали территории, сообразуясь со своей суровой, воинственной натурой. Сначала они заняли гористую область Дорину, затем обосновались и на полуострове Пелопоннес. Те доряне, которые поселились на крайней юго-восточной части Пелопоннеса, именовавшуюся Лаконией, образовали Спарту с ее суровым военным общественным устройством. [19, с. 40]Спарта, возникшая из военного лагеря, расположенного на берегу реки Эврота, осталась военным лагерем навсегда. Причина этому − несоразмерность количества привилегированных людей, господ, и их подчиненных. Как видно из статистических данных, в Лаконии побежденные имели численное превосходство над победителями, на 9 тыс. рабовладельцев приходилось 250 тыс. рабов, что и определило их уклад жизни, они должны были постоянно ходить с оружием в руках, так как повсеместно в Спарте вспыхивали восстания рабов, которые свободное население Спарты должно было немедленно подавлять. Следовательно, главным требованием к спартиату являлось быть в состоянии полной боевой готовности. Поэтому все было подчинено жесткой, суровой дисциплине, весь образ жизни спартанцев был определен строгими правила, обязательными к исполнению. Государство оказывало огромное влияние на жизнь простых людей; все вопросы, регулирующие домашнюю жизнь населения Спарты и касающиеся воспитания юношей, решало государство. Личность человека, ее интересы, потребности ставились в противовес интересам и потребностям государства. Такие методы считались необходимыми в воспитании молодого спартанца, формируя, таким образом, будущего рабовладельца, жестокого и властного. Из выше сказанного видно, почему воспитание в Спарте было чисто государственным делом. [20, с. 43]Считалось, что в каждом свободном гражданине необходимо выработать твердую поддержку для города-полиса. В законодательстве Ликурга четко прописывались все требования, предъявляемые к воспитанию человека в Спарте. Воспитания спартанцев носило целесообразный характер: каждый спартанец должен был способен защитить свое государство в случае нападения неприятеля. В связи с этим, Спарте нужны были только хорошо подготовленные физически храбрые и смелые воины, и настоящие патриоты – сыны своего отечества. Все средства обучения и воспитания были направлены на достижение этой цели. Все начиналось с того, что право на жизнь новорожденного определяло государство, а именно Совет старейшин − герусия, которые напрямую решали судьбу ребенка. Считалось, что только физически крепкий от рождения ребенок способен стать великим и могучим воином. Поэтому прежде чем решить, годится ли новорожденный для последующего служения государству, старейшины сперва осматривали его, а затем было два исхода этого процесса: если находили у ребенка какие-то физические недостатки, или от рождения ребенок был слаб здоровьем, то таких детей бросали в Тайгетскую пропасть, считая их обреченными и неспособными стать истинным гражданином Спарты. [20, с. 44]Однако результаты исторических исследований показывают, что таких детей не убивали, а воспитывали вне военной общины. Здоровых детей отдавали на попечение кормилицам − воспитательницам детей, которые ценились во всей Греции, так как обладали знаниями по воспитанию спартиатов: они не пеленали детей, давая свободу их движениям, учили детей знать меру в еде, не бояться темноты, могли останавливать детский крик и плач. Спарте нужны были только крепкие, сильные люди, отсюда воспитание спартанцев носило государственный характер и было по-настоящему очень суровым, даже жестоким. Временные рамки такого воспитания были достаточно продолжительными и имели определенные сроки: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет. [21, с. 940]Каждый из представленных этапов характеризуется особенностями, присущими воспитанию юных спартанцев, достигших определенного возраста. До 7 лет ребенок воспитывался дома под руководством матери, при этом в семье нужно было создать особую обстановку, целью которой являлась необходимость оградить ребенка от развития трусости и изнеженности, поэтому детям разрешалось бегать на свободе, их не одевали, старались одних оставлять в темноте, порции еды были довольно маленькими, родители пытались удерживать их от плача и крика, ведь настоящему спартанцу не подобало кричать и плакать. [21, с. 940]После 7-ми лет заботу о воспитании молодых спартанцев брало на себя государство. С этого момента мальчиков отдавали на воспитание в особые, специально предназначенные для этого учреждения − аггелы, где все финансировалось за счет государства. Воспитание в этих заведениях было одинаковым для всех, независимо от материального положения семьи, в которой воспитывался ранее ребенок. В трактате Аристотеля «Политика» сказано, что в Спарте «дети богатых живут в такой же обстановке, что и дети бедных, и получают то же самое воспитание, какое могут получать и дети бедных. То же самое продолжается и в юношеском возрасте, и в зрелом». [2, с. 176]Только наследника престола освобождали от обязанности воспитываться в общественном заведении. В учебных заведениях для спартанцев весь уклад жизни, начиная со стрижки волос и платья и заканчивая овладением необходимых умений, знаний и навыков, определялся древнедорийскими обычаями. До 20-ти лет юный спартанец должен был проходить обучение именно в таком учреждении. Высший надзор за спартанцами поручался пайдоному – самому храброму и умнейшему человеку Спарты, который выбирался Советом старейшин и мог иметь несколько распорядителей, помогавших ему. Наблюдения за учреждениями по воспитанию спартанцев осуществляли эфоры − старейшины, главная задача которых заключалась в осмотре спален и одежды юных спартанцев каждые десять дней. Помимо этого, любой полноправный гражданин Спарты мог также контролировать поведение воспитанников, наставляя их, порицая, и, по возможности, если это необходимо, наказывать. Таким образом, каждый мог принять участие в воспитании будущих спартанских воинов. [21, с. 940]Спартанское воспитание носило военно-гимнастический характер. Под эти подразумевались упражнения в закаливании и приготовлении тела и духа для военных действий. С этой целью спартанских юношей учили переносить всевозможные трудности: как побороть жажду и голод, стерпеть холод и непогоду, вынести жгучую боль. Поэтому в истории педагогики и педагогической мысли существует немало примеров сурового распорядка жизни юных спартанцев. Их одежда была очень легкой, все время они должны были носить только один плащ − хитон, который защищал их от холода и жары, зимой было принято ходить без обуви, босиком, а спали воспитанники на циновках из соломы, сена или тростника, при этом ничем не накрываясь, в истории также были известны случаи, когда молодые спартиаты спали на крапиве, чтобы научиться терпеть боль. Каждый день необходимо было принимать холодные ванны в реке Эврота, где также учились отлично плавать. Кормили воспитанников очень скудно и бедно, пища была простой. Это было связано с тем, что в Спарте умеренность расценивали как высшую форму достижения совершенства тела и духа. Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, получавшие определенные гражданские права. Чтобы воспитать истинного воина, юные спартанцы во время инициации подвергались сечению, публичной порке – агону, что, по мнению воспитателей, приучало их терпеть боль и лишения. Побои совершались с помощью бича, поэтому нередки были случаи, когда юный воин, проходивший такие испытания, погибал, зато тот, кто достойно переносил порку, становился знаменитым. Для развития силы и ловкости воспитанник должен был в совершенстве овладеть военным мастерством, которое заключалось в постоянных тренировках и выполнении разнообразных упражнений, укрепляющих тело, включающих бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, также в воспитании применялись игры в мяч, стенку, в войну. В более позднем возрасте, в юношеские годы уроки военного мастерства пополнялись упражнениями с оружием, добавлялись охота, занятия танцами, через которые с помощью моделирования различных ситуаций, в частности нападение врагов и защита от них, ночные нападения и облавы (криптии) на рабов, будущие воины обучались военным маневрам. [17, с. 114]Также это способствовало воспитанию в юных спартиатах презрения и безжалостного отношения к рабам. Во время таких походов они были обязаны убивать самых сильных и боеспособных рабов − илотов. Так как воспитание спартанцев подразумевало развитие тела и духа для войны, то духовное образование было представлено музыкой: богослужебными гимнами и хвалебными песнями в честь погибших в битвах. Знания не считались нужными для спартанцев, чтение и письмо отрицались, а ораторское искусство, рассматриваемое как умение, мастерство красиво болтать, вообще не признавалось учебной дисциплиной. Спартанцы предпочитали быть немногословными и высказываться только по делу, выражая свою мысль очень лаконично (от названия полиса Лаконии образовалось выражение «лаконичная речь»). [17, с. 114]Из произведений Древней Греции они читали произведения Гомера, Тиртея, заучивая из них отрывки, а также ликурговы нравственные законы. В 20 лет юноши переходили в новый разряд и становились эфебами. С этого момента и до 30 лет спартанцы, став полноправными членами военной общины, жили уже отдельно от мальчиков, в казармах. Занятия по военной подготовке не прекращались, но кроме гимнастики и военных упражнений спартанцы несли военную службу. Но даже в уже зрелом возрасте жизнь спартанцев все равно ограничивалась железной дисциплиной, нередко воины подвергались телесным наказаниям даже за мелкие проступки. Тем не менее, любой старший воин мог указать младшему на его оплошность и даже ударить его тростью. [15, с. 625]Женское воспитание в Спарте мало чем отличалось от мужского, спартанки ничуть не уступали юношам ни в силе и ловкости, ни в мужестве и чести. По этой причине, обучаясь только военному мастерству, они были не сведущи в делах по ведению домашнего хозяйства: не знали ткацкое дело, не умели прясть и готовить, рукоделие им не давалось. Все заботы по дому выполняли домашние рабыни. Правда, спартанки сами воспитывали своих детей, и делали они это безукоризненно, жена и мать пользовались большим авторитетом в Спарте, оказывая огромное влияние на своих мужей и детей. Представительницы женской половины населения Спарты превосходно разбирались в государственных делах города-полиса. Спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Существовали публичные состязания и игры. Вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как свидетельствуют древние писатели, очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. При этом спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношение спартанцев к спартанским женщинам и девушкам, славившимся и красотой и цветущим здоровьем, имело рыцарский характер. Положение женщины в Спарте было свободнее и почетнее, чем в остальной Греции.В плане военной организации Спарта превосходила остальные государства Древней Греции. Это было достигнуто во многом благодаря правильно организованному воспитанию: строго выдержанное военное воспитание достигало своей поставленной цели в подготовке могучих воинов, крепких и сильных. По мнению Ш. Летурно, в Спарте «выработался человеческий тип, единственный в мире в отношении патриотического одушевления, физической силы и энергии воли». [9, с. 50] Но такая узкая специализация города-полиса Спарты не могла обеспечить ее процветание, ведь кроме как участвовать в битвах и отбивать атаки врагов, спартанцы не владели более никакими другими знаниями в других областях науки. В Спарте, как считал Аристотель, «вся система была рассчитана только на часть добродетели, именно относящуюся к войне добродетель… Поэтому-то спартанцы держались, пока они вели войны, и стали гибнуть, достигнув господства: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться каким-нибудь другим делом, которое стояло бы (в их глазах) важнее военного дела». [2, с. 213]С детства спартанцев приучали к тому, что алкоголь вреден и опасен. Для этого илота во время застолий в Спарте спаивали вином и водили между лавок с молодыми бойцами. Илоты, которых и без того презирали до крайности, оставались в памяти юных спартанцев. Таким образом, практика воспитания детей Спарты предписывала: 1. Не пеленать ребенка, не создавать для него тепличных условий в комнате, отучать от страха перед темнотой и одиночеством. 2. Формировать у ребенка правильную осанку, следить за тем, чтобы он делал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом. 3. В процессе воспитания не отказывались от помощи и советов старшего поколения. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. 4. Не умалялось и эстетическое воспитание ребенка: обязательными являлись занятия музыкой и танцами. В Спарте процесс государственного образования и воспитания завершался только после 30 лет. Этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов. Таким образом, система воспитания является важнейшим фактором, определяющим будущее развитие государства и общества, ошибки и недостатки воспитания и образования могут привести к возникновению проблем, на преодоление которых потребуются значительные усилия и ресурсы. ЗаключениеПрежде чем делать выводы о нравах и семейных отношениях в Древней Спарте, следует помнить, что данные об этих вопросах весьма противоречивы. Историки древности совершенно по-разному описывают Спарту, некоторые восхищаются ее устройством, а некоторые весьма порицают. Тем не менее, многие ответы на вопросы можно узнать из трудов Аристотеля, Плутарха, Гомера и т.д.Население Спарты состояло из трех групп: собственно спартанцев (или спартиатов) – полноправных граждан; илотов (или рабов) и периэков (маргиналов, как сказали бы сегодня), которые не относились ни к рабам, ни к свободным гражданам.Спартанцы как потомки дорийцев сохраняли в своей жизни больше наследия старины, в том числе и матриархата. Видя в своих женщинах дочерей, жен и матерей воинов,они окружали их уважением и называли «госпожами». Молодые люди вступали в брак по своему выбору, одобрялись добрачные связи между юношами и девушками, которые занимались физическими упражнениями на виду друг у друга. В Спарте не было власти женщин, как с неодобрением писал Аристотель, но в этом городе они играли важную роль, вдохновляя своих братьев, мужей и сыновей на их подвиги. О спартанских женщинах ходили легенды, и античные авторы, мало ценившие женский ум, охотно их цитировали. Девушки в Спарте выходили замуж обычно в 18-25 лет, в то время как в Афинах – в 15. Приданного, кроме личных вещей, спартанкам не давали. Переселившись в дом мужа, женщина занималась домашним хозяйством, но не ткачеством и прядением, как другие гречанки. Эти занятия в Спарте считались «низкими», рукоделие было уделом рабынь. Сильная и решительная спартанка рядом с хрупкой и робкой афинянкой казалось существом, лишенным пола. Вступая в брак, спартанские женщины брили голову и долго носили короткие стрижки после замужества. Супружеские пары зачастую жили порознь, так как мужчин до 30 лет обязывали проживать в коммунальных бараках. Для свидания с женами они тайком покидали пределы части в ночное время. Спартанки словно старались ни в чем не уступать мужьям: носили одежду, напоминавшую мужскую, не любили украшения. Принципы спартанского коллективизма распространялись на женщин, а то означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Женщины занимали высокое положение в обществе. Древние спартанцы считали, что женщина, развив мужское начало из своего подсознания, состоится как личность, чем принесет большую пользу всему государству. Воспитание детей в Спарте было целиком под контролем государства. Новорожденных осматривали, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а здоровых младенцев передавали кормилицам. Спартанские кормилицы очень ценились во всей Греции, как профессиональные воспитатели. Они умело останавливали плач и капризы детей, учили не бояться темноты, не пугаться, приучали соблюдать меру в еде. Еда была очень скудная, и поэтому воспитанникам приходилось добывать пропитание, а именно воровать. Те, кто попадался на краже, избивали и морили голодом, как плохого вора. Это наказание как раз применялось в системе воспитание хитрости и изворотливого воина. Кризис спартанского полиса ускорился вследствие Пелопонесской войны. Социально-экономическая и политическая структура в Спарте была стабильной в период архаики и ранней классики. Многочисленные проявления кризиса произошли практически сразу, без какой-либо подготовки.Парадоксально, что активное участие и победа в Пелопонесской войне, привело к тому, что в спартанском полисе ускорились процессы дестабилизации, накапливавшиеся в обществе на протяжении долгого времени. Общий кризис, охвативший Спарту, так и не был преодолен. Спартанская история - это история постепенной, но неуклонной деградации, следы которой можно проследить во всех сферах общественной жизни, в отличие, например, от Афин, где, несмотря на политическую нестабильность общества, вполне успешно развивались экономика и культура.Список использованных источников и литературыИсточникиКсенофонт. История Греции. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.Кузнецов О.В. Древности Спарты. Собрание текстов античных авторов / О.В. Кузнецов, Е.А. Николаев. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. – 298 с.Плутарх. Древние обычаи спартанцев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438017000 (дата обращения: 10.05.2019).ЛитератураБайрамкулова Т.Д. Различие систем правления в Афинах и Спарте / Т.Д. Байрамкулова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №11 (28). – С. 106-108.Волкова С.В. Демократия Афин и мощь Спарты / С.В. Волкова // Платон. – 2017. - №2. – С. 10-19.Елизаров М.В. Сходства и различия полисных систем Спарты и Афин / М.В. Елизаров // Доклады Башкирского университета. – 2017. - №1. – С. 187-192.Зайков А.В. Общество Древней Спарты: основные категории социальной структуры / А.В. Зайков. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. – 196 с.Исхакова Р.Х. Положение женщины в Афинах и Спарте / Р.Х. Исхакова // Наука XXI века: проблемы и перспективы. – 2015. - №1 (3). – С. 7-9.Медовичев А.Е. Ключевые проблемы истории Спарты в современной зарубежной историографии / А.Е. Медовичев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2018. - №1. – С. 43-58.Печатнова Л.Г. История Спарты / Л.Г. Печатнова. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. – 510 с.Редькина Л.И. Ликург – законодатель гражданского воспитания / Л.И. Редькина // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. - №46-2. – С. 249-254.Савельев А.Н. Настоящая Спарта без домыслов и наветов / А.Н. Савельев. – М.: Книжный мир, 2011. – 160 с.Старкова Н.Ю. Спарта в исследованиях германских историков: традиции и новации / Н.Ю. Старкова // Вестник Удмуртского университета. – 2009. - №2. – С. 173-178.Суриков И.Е. Спарта как уникальный и закономерный тип общности в древнегреческом полисном мире / И.Е. Суриков // Восточная Европа в древности и средневековье. – 2017. - №29. – С. 217-222.Тарасенко О.С. Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте / О.С. Тарасенко, Е.Б. Калашникова // Синергия наук. – 2018. - №23. – С. 615-625.Тяглик Р.А. Использование поощрения и наказания детей в Спарте и Афинах / Р.А. Тяглик, М.Ф. Меренок // Цифровое общество в контексте развития личности. Сборник статей международной научно-правовой конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 156-158.Фирсов М.В. Практика становления социальной педагогики в Древней Спарте / М.В. Фирсов // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. - №4. – С. 108-114.Шамарина Е.В. Материнство в античной культуре / Е.В. Шамарина // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2006. - №6. – С. 136-145.Шатилов С.П. История государства и права Древнего востока и Античного мира / С.П. Шатилов, Е.В. Суверов, М.О. Тяпкин. – Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2015. – 116 с.Шипилов А.В. Отцы и дети в античности / А.В. Шипилов // Человек. – 2012. - №5. – С. 43-53.Юдина А.А. Воспитание детей в Древнем Риме и Древней Греции / А.А. Юдина // Теория и практика современной науки. – 2017. - №5 (23). – С. 935-940.

Список использованных источников и литературы
Источники
1. Ксенофонт. История Греции. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
2. Кузнецов О.В. Древности Спарты. Собрание текстов античных авторов / О.В. Кузнецов, Е.А. Николаев. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. – 298 с.
3. Плутарх. Древние обычаи спартанцев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438017000 (дата обращения: 10.05.2019).

Литература
4. Байрамкулова Т.Д. Различие систем правления в Афинах и Спарте / Т.Д. Байрамкулова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №11 (28). – С. 106-108.
5. Волкова С.В. Демократия Афин и мощь Спарты / С.В. Волкова // Платон. – 2017. - №2. – С. 10-19.
6. Елизаров М.В. Сходства и различия полисных систем Спарты и Афин / М.В. Елизаров // Доклады Башкирского университета. – 2017. - №1. – С. 187-192.
7. Зайков А.В. Общество Древней Спарты: основные категории социальной структуры / А.В. Зайков. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. – 196 с.
8. Исхакова Р.Х. Положение женщины в Афинах и Спарте / Р.Х. Исхакова // Наука XXI века: проблемы и перспективы. – 2015. - №1 (3). – С. 7-9.
9. Медовичев А.Е. Ключевые проблемы истории Спарты в современной зарубежной историографии / А.Е. Медовичев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2018. - №1. – С. 43-58.
10. Печатнова Л.Г. История Спарты / Л.Г. Печатнова. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. – 510 с.
11. Редькина Л.И. Ликург – законодатель гражданского воспитания / Л.И. Редькина // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. - №46-2. – С. 249-254.
12. Савельев А.Н. Настоящая Спарта без домыслов и наветов / А.Н. Савельев. – М.: Книжный мир, 2011. – 160 с.
13. Старкова Н.Ю. Спарта в исследованиях германских историков: традиции и новации / Н.Ю. Старкова // Вестник Удмуртского университета. – 2009. - №2. – С. 173-178.
14. Суриков И.Е. Спарта как уникальный и закономерный тип общности в древнегреческом полисном мире / И.Е. Суриков // Восточная Европа в древности и средневековье. – 2017. - №29. – С. 217-222.
15. Тарасенко О.С. Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте / О.С. Тарасенко, Е.Б. Калашникова // Синергия наук. – 2018. - №23. – С. 615-625.
16. Тяглик Р.А. Использование поощрения и наказания детей в Спарте и Афинах / Р.А. Тяглик, М.Ф. Меренок // Цифровое общество в контексте развития личности. Сборник статей международной научно-правовой конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 156-158.
17. Фирсов М.В. Практика становления социальной педагогики в Древней Спарте / М.В. Фирсов // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. - №4. – С. 108-114.
18. Шамарина Е.В. Материнство в античной культуре / Е.В. Шамарина // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2006. - №6. – С. 136-145.
19. Шатилов С.П. История государства и права Древнего востока и Античного мира / С.П. Шатилов, Е.В. Суверов, М.О. Тяпкин. – Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2015. – 116 с.
20. Шипилов А.В. Отцы и дети в античности / А.В. Шипилов // Человек. – 2012. - №5. – С. 43-53.
21. Юдина А.А. Воспитание детей в Древнем Риме и Древней Греции / А.А. Юдина // Теория и практика современной науки. – 2017. - №5 (23). – С. 935-940.


Вопрос-ответ:

Какие были особенности нравов и обычаев спартанцев?

Особенности нравов и обычаев спартанцев включали строгую социальную и военную дисциплину, отсутствие частной собственности, обязательное участие в общественной жизни и военных тренировках, а также регулярный массовый контроль и соревнования между гражданами. Спартанцы придавали большое значение физической подготовке и самодисциплине.

Какое положение занимали женщины и мужчины в Древней Спарте?

В Древней Спарте женщины имели свободу передвижения и принимали участие в различных общественных мероприятиях. Они также обладали правом на образование и физическую тренировку. Однако положение мужчин было более привилегированным, поскольку они в основном занимались военными делами и управляли государством.

Каким был институт брака и семьи в Древней Спарте?

Брак в Древней Спарте был регламентирован государством и был основан на принципе единообразия. Целью брака было разведение здоровых и сильных потомков. Женщины состояли в браке с мужчинами, избранными для них государством, и были обязаны подчиняться их воле. Браки были строго контролируемыми, и мужчины должны были жить отдельно от своих семей, в спартанском военном лагере.

В чем заключалась уникальная система воспитания в Древней Спарте?

Спартанская система воспитания была направлена на формирование физической и военной подготовки, дисциплины и самоконтроля. Дети начинали военное обучение с раннего возраста, они жили отдельно от своих семей и проходили тяжелые физические испытания. Однако, помимо военной подготовки, воспитание также включало обучение чтению и музыке.

Какие нравы и обычаи господствовали в Древней Спарте?

В Древней Спарте господствовали строгие и дисциплинированные нравы и обычаи. Каждый гражданин Спарты был обязан служить в армии и придерживаться законов и норм, установленных государством.

Какое было положение мужчин и женщин в Древней Спарте?

В Древней Спарте положение мужчин и женщин было сильно отличным. Мужчины воспитывались с детства в военной атмосфере, принимали участие в обязательной военной службе и имели возможность занимать высокие политические и военные должности. Женщины же не служили в армии и имели ограниченные права, их главная задача была рожать здоровых и сильных детей.

Какую систему воспитания применяли в Спарте?

В Спарте применялась уникальная система воспитания, основанная на физическом и военном обучении. С детства дети подвергались строгим правилам и дисциплине, проводили много времени на тренировках и соревнованиях. Цель этой системы была воспитать сильных, дисциплинированных и патриотичных граждан-воинов.

Какие особенности нравов и обычаев присущи спартанцам?

Спартанцы отличались своей суровостью и простотой в образе жизни. Они презирали роскошь и излишества, отдавая предпочтение спартанскому образу жизни. У них было строгое подчинение законам, а также принцип равенства и братства.

Какие семейные отношения господствовали в Древней Спарте?

В Древней Спарте семейные отношения были основанными на принципах строгости, подчинения и патриархата. Муж был главой семьи и имел полное право решать все семейные вопросы. Жена и дети должны были безоговорочно подчиняться его воле.

Какие были нравы и обычаи в Древней Спарте?

Нравы и обычаи в Древней Спарте были очень строгими и во многом отличались от других греческих городов. Спартанцы были воинственным народом, и их общество было организовано вокруг военной подготовки и службы государству. У них была уникальная система воспитания, основанная на физическом тренинге и дисциплине. Также в Спарте был высокий уровень равенства: все граждане имели одинаковые права и обязанности, независимо от своего социального статуса.

Какое место занимала женщина в Древней Спарте?

В Древней Спарте женщина занимала важное место в обществе. Она была свободной и имела больше прав, чем женщины в других греческих городах. Женщины в Спарте имели право владеть собственностью, участвовать в спортивных соревнованиях и оказывать Einfluss на политические решения. Они также были обязаны поддерживать физическую форму, чтобы рожать здоровых и сильных потомков. Однако их главная роль заключалась в рождении и воспитании будущих воинов.

Что можно сказать о браке и семье в Древней Спарте?

Брак и семья в Древней Спарте имели особое значение и были подчинены интересам государства. У спартанцев была уникальная система воспитания, основанная на отборе и обучении будущих воинов. Для этого брак считался необходимым социальным институтом. Браки заключались по взаимному согласию, но одно из главных требований было получение разрешения от государства. Браки устраивались с учетом женского возраста и социального статуса. Отношение между супругами было скорее долгом и ответственностью перед государством, чем любовью и эмоциями.