Особенности влияния мотивации на успешную учебную деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 52 52 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 27.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕДИЕ………………………………………………........... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ, ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Мотивация как основная категория в психолого-педагогической науке………….……………………………….........
5
1.2. Влияние мотивации на учебную деятельность у детей младшего школьного возраста………………………………………
15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….. 28
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Методики изучения мотивации…………….………………….. 29
2.2. Методы формирования мотивации в процессе учебной деятельности ……………………....................................................
30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………... 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….………………….. 44
Фрагмент для ознакомления

Обработка полученных данныхПо каждой строчке вычисляют среднее значение.Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего, или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К. Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.2.2 Методы формирования мотивации в процессе учебной деятельностиОсновной задачей процесса обучения в начальной школе является развитие у детей социального механизма, помогающего успешной самореализации, непрерывного саморазвития в настоящем и будущем. Стремление к знаниям с годами должно только возрастать, поскольку современный человек должен реализовывать концепцию непрерывного образования в течение всей жизни. Младший школьный возраст имеет многообещающие перспективы для формирования учебной мотивации. В период перехода нашей страны от индустриальной к постиндустриальной эпохе, в условиях совершенствования основ информационного, открытого общества именно мотивационные принципы обучения, заложенные в детском возрасте, будут способствовать развитию ответственности, инициативности, самостоятельности, самосознания себя как индивидуальной и неповторимой личности. Отметим, что начальная ступени школьного образования (впрочем, как и все другие) характеризуется многими, пока ещё не решёнными проблемами учебной мотивации. На уроках школьники могут отвлечься и «считать ворон за окном», неоправданно и не вовремя шуметь, не следить за речью педагога, не прилагать достаточных усилий для выполнения классной и домашней работы. Поэтому проблема мотивации в начальной школе требует самого серьёзного внимания.Отметим, что мотив учебной деятельности и цель – не одно и то же. Если цель – это ожидаемый результат обучения, представляемый и осознаваемый ребёнком, то мотив - побуждение к достижению цели.Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом овладения младшими школьниками системой предметных знаний и развития способностей. (5). Можно назвать два типа мотивации в процессе овладения предметными знаниями у младших школьников: внутренняя (искренний интерес к обучению, положительные эмоции от познавательного процесса, сконцентрированное внимание, объективная самооценка, развитие памяти);внешняя (зубрёжка уроков «для родителей», «для учителя», или чтобы получить подарок, или чтобы добиться внимания в классе). Структура мотивации к овладению предметными знаниями такова:а) познавательная мотивация(приобщение к предметным знаниям методами эффективного преподавания, творческого обучения); б) мотивация достижения успеха(стремление младших школьников с хорошей успеваемостью выполнять учебные задания чётко, верно и оптимально быстро); в) престижная мотивация (наблюдается у учащихся с завышенной самооценкой и стремлением к лидерству в школьном коллективе); г) мотивация избегания неудачи (стремление избежать негативной реакции учителей и родителей из-за плохих отметок в школе); д) компенсаторная мотивация(мотивация, не относящаяся напрямую к учёбе, и отражающая систему ценностей, «вне общеобразовательной школы» - увлечение спортом, музыкой, рисованием, забота о младших членах семьи, домашних животных и т.д.) Основной целью системы мотивации в начальных классах – «научиться учиться».  Мотивация школьников способствует повышению эффективности процессов воспитания и обучения. Пути формирования учебной мотивации в современной школе характеризуются следующими аспектами:создание атмосферы положительного отношения к учению в целом и предметным знаниям, в частности;включенность учащихся в совместную познавательную деятельность в школьном коллективе;выстраивание системы «Педагог – Учащиеся» на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);увлекательность излагаемого учебно-познавательного материала;духовно-нравственное и научно-обоснованное богатство речи педагога, применение методов классической риторики, аргументирования.Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке. Под методом обучения понимается совокупность способов педагогической деятельности, которые ориентированы на овладение учениками некой системы знаний, умений и навыков. На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии [15].Как правила, в зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы:1. Вербальные методы – это методы вербальной передачи и слухового восприятия учебного материала.2. Образные методы – это методы образной передачи и зрительного восприятия учебного материала.3. Практические методы – это методы передачи учебного материала, как при помощи практических, трудовых действий, так и через прикосновение и движение.К группе вербальных методов примыкают следующие методы:1. Объяснение - это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.2. Рассказ - это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.3. Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.К наглядным методам примыкают следующие методы:1. Учебная демонстрация - это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.При планировании хода выполнения той или иной работы работы часто прибегают к использованию предметно-операционных, графических и словесных планов изготовления изделий.Также вышеописанные планы могут быть представлены в двух вариантах:1) подробный план, который отражает все операции и содержит информацию о выполнении новых или сложных приемов;2) сокращенный план, который отражает лишь главные операции.2. Опыты - это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины).3. Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.К группе практических методов примыкают следующие методы:1. Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.2. Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования [2].Эффективным средством формирования мотивации в учебной деятельности может быть метод проектов. Впервые понятие педагогического проектирования было использовано известным педагогом В.П. Беспалько в 1989 г., который, посвятив ему свой самостоятельный труд, положил начало данному важному направлению педагогики. По его мнению, суть педагогического проектирования «состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты».На сегодняшний день под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка главных деталей предстоящей деятельности школьников и студентов.Без педагогического проектирования не может обойтись не один педагог. Оно является не менее важной, чем организаторская, познавательная (поиск содержания, методов и средств взаимодействия со школьниками) или коммуникативная.В педагогике проектирование рассматривается в качестве следующих аспектов педагогической деятельности:в качестве методологического принципа, в соответствии с которым деятельность реализуется с учетом личностного смысла педагогического действия; в качестве специфического вида деятельности, ориентированного на создание проекта;в качестве педагогической технологии, предполагающей нахождение единомышленников в осознании проблемы, обсуждения смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск причин, требующих немедленного устранения для успешного решения проблемы, достижение согласия в предполагаемых результатах и оценка потенциала при реализации проекта;в качестве механизма разработки технологии в педагогической теории и практике; в качестве функции учителя;в качестве элемента профессиональной деятельности учителя, связанного с формулированием цели деятельности и предполагает совместное со школьниками определения возможностей ее достижения.Педагогическое проектирование основывается на следующих принципах Принципы педагогического проектирования1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным. Необходимо подчинять проектируемые педсистемы, процессы, ситуации действительным потребностям, интересам и возможностям учеников. Не следует навязывать им выполнение своих проектов, конструктов, а педагогу нужно уметь отступить и заменить их другими. Не нужно слишком детально делать проект, а оставлять возможность для импровизации школьникам и себе. При проектировании учителю рекомендуется ставить себя на место школьника и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под воздействием, создаваемой для него системы, процесса или ситуации.2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций подразумевает создание их динамичными, гибкими, способными в процессе осуществления к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Педагогу не нужно останавливаться на одном проекте, а рекомендуется иметь в запасе еще один проект, также обеспечивающий достижение цели.Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций является сложной многоступенчатой деятельностью. Данная деятельность, кем бы она ни реализовывалась и какому предмету ни была бы посвящена, осуществляется в качестве ряда последовательно идущих друг за другом этапов, тем самым, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным определенным действиям. Поэтому педагогическое проектирование включает следующие этапы:Первый этап – это педагогическое моделирование или создание модели, являющееся разработкой целей или единой идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и главных путей их достижения.Второй этап – это педагогическое проектирование или создание проекта, являющееся следующей разработкой созданной модели и доведение ее до уровня практического применения. Педагогическое проетиврование включает в себя несколько подэтапов:мысленное создание педагогом своего целевого идеала, т.е. модели своей деятельности со школьниками, исходя из своего опыта и его понимание обучающихся, что помогает спрогнозировать педагогический процесс;создание проекта, которое означает проведение работы с созданной моделью, доведение ее до уровня применения в целях преобразования педагогической реальности.Третий этап – это педагогическое конструирование или создание конструкта, являющееся дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающей его для применения его в конкретных условиях субъектами воспитательного процесса.Формами педагогического проектирования являются документы, где описываются с различной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.Одной из основных форм проектирования является концепция, при помощи которой излагается главная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Чаще всего, концепция опирается на результаты педагогических исследований. Целью концепции является изложение теории в конструктивной и прикладной форме. Поэтому, в каждую концепцию включены в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможно воплотить с практической точки зрения конкретной системе или определенном процессе.Другой формой педагогического проектирования является модель. Модель – это аналог педагогического процесса, в котором отражены его элементы и взаимосвязи между ними. Третьей основной формой педагогического проектирования является план. План - это такой документ с перечнем дел или мероприятий, организацией и местом их проведения. Планы в ходе проектирования имеют широкое применение, например, учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и т.д. Любой из данных планов обладает своим назначением и своей структурой.В.И. Слободчиков различает следующие типы педагогического проектирования:психолого-педагогическое проектирование образовательного процесса с учетом конкретного возрастного периода;социально-педагогическое проектирование образовательного института и образовательной среды, где осуществляются соответствующие процессы. Такой ид проектирования подразумевает анализ и учет содержания общественного заказа, особенностей общественной среды, уклада жизни, национальных и остальных социокультурных причин, которые влияют на деятельность образовательных организаций. Объектами педагогического проектирования могут быть: 1. Педагогическая система, представляющая собой целостное единство всех факторов, которые способствуют достижению поставленных целей человеческого развития. Такая система является довольно специфическим образованием, которая следующими особенностями:она всегда обладает целью – развитие школьников и учителей, а также их защиту от отрицательных воздействий окружающей среды;ведущим звеном всегда является ученик;строится и действует в качестве открытой системы, т. е. способной трансформироваться под влиянием внешних воздействий и в том числе принимать данные воздействия, тем самым, их смягчая, усиливая или совсем устраняя.2. Под педагогическим процессом понимается динамическая система, чьим системообразующим фактором будет являться педагогическая цель, а единым качеством – взаимодействие учителя и школьника. Данный процесс для педагога является главным объектом проектирования.3. Педагогическая ситуация является составляющей педагогического процесса, отражающая его состояние в конкретное время и в конкретном пространстве.Таблица 5. - Типы проектов по характеру доминирующей деятельности№Тип проектаХарактеристика1Исследовательский проектПроект подчинён логике исследования и имеет соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация её актуальности, определение предмета и объекта, задач и целей, определение методологии исследования, выдвижение гипотез, касающихся проблемы, и разработка путей её решения, определение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Наличие социальной значимости проекта2Поисковый проектОсновой реализации проекта является поисковая деятельность учащихся, а результатом — найденная информация (объект)3Творческий проектАкцент делают на творческом оформлении результатов проекта, который требует продуманной структуры в виде сценария, рукописного журнала, видеофильма, альбома, газеты, статьи, репортажа4Игровой проектУчастники берут себе определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Участники имитируют социальные и деловые отношения, которые затрудняют вымышленными ситуациями. Степень творчества учащихся здесь высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является игра5Практико-ориентиро-ванный проектРезультат деятельности участников чётко определён с самого начала, он ориентирован на их социальные интересы. Организация координационной работы протекает в виде поэтапных обсуждений и презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику6Информационный проектПроект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, егоанализ и обобщение фактов. Такой проект может быть органической частью исследовательских проектов7Конструкторский проектОсновой проекта является конструкторская деятельность учащихся, предусматривающая разработку нового устройства, детали и т. д. или их усовершенствованиеТаким образом, педагогическое проектирование может пониматься в качестве практико-ориентированной деятельности, чьей будет являться разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности; в качестве новой развивающей сферы знания и способа понимания педагогической реальности; в качестве прикладного научного направления педагогики и реализуемой практической деятельности, нацеленной на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных условиях; в качестве способа нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности; в качестве процесса создания и осуществления педагогического проекта; в качестве специфического способа личностного развития или в качестве технологии обучения. В образовательном процессе проективная деятельность чаще всего выступает как средство обучения или воспитания, играя вспомогательную роль по отношению к остальным видам педагогической деятельности. Выводы Изучение литературы посвященной проблеме влияния мотивации на успешную учебную деятельность младших школьников, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан), методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун).Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей влияния мотивации на успешную учебную деятельность успевающих и неуспевающих младших школьников с использованием вышеописанных методик.Определив особенностей мотивации младших школьников по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан), мы сделали выводы, что успевающие в отличие от неуспевающих младших школьников имеют высокий уровень мотивации успеха.Выявив особенностей мотивации одобрения младших школьников с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун), мы сделали выводы, что успевающие в отличие от неуспевающих младших школьников имеют высокий уровень мотивации одобрения.Таким образом, результаты проведенного исследования доказали гипотезу, основанную на предположении о том, что в младшем школьном возрасте имеются особенности влияния мотивации на успешную учебную деятельность.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель курсовой работы явилось исследование влияния мотивации на успешную учебную деятельность.Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:1.Изучить определение мотивации в психологии.2.Проанализировать особенности мотивации в младшем школьном возрасте. 3.Провести анализ экспериментального исследования и формирования мотивации в процессе учебной деятельности.Таким образом, в первой главе было изученоопределение мотивации в психологии и проанализированы особенности мотивации в младшем школьном возрасте.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей влияния мотивации на успешную учебную деятельность младших школьников в сравнении успевающих учеников и неуспевающих, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан), методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун).Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей влияния мотивации на успешную учебную деятельность успевающих и неуспевающих младших школьников с использованием вышеописанных методик.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды I и II тома. - М.: Педагогика, 1980, т. I - 230 с; т. II - 287 с.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 160 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. –№ 8-2, 2014. – С. 438-443.Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006. 458 с. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. . – М.: Смысл, 1997. – 804 с.Гордеева М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – 343с.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. -224 с. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. – М.: Академия, 2007. – 200с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. - 360 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – Спб.: Питер, 2003. – 864 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - № 2, 2009. – С. 59-63.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М: Гросс Медиа, 2005. – 224с.Щадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды I и II тома. - М.: Педагогика, 1980, т. I - 230 с; т. II - 287 с.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 160 с.
5. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
6. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. –№ 8-2, 2014. – С. 438-443.
7. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.
8. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006. 458 с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. . – М.: Смысл, 1997. – 804 с.
10. Гордеева М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.
11. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.
13. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
14. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. - 992 с.
15. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
18. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – 343с.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. -224 с.
20. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. – М.: Академия, 2007. – 200с.
21. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
22. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.
25. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
26. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. - 360 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
29. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – Спб.: Питер, 2003. – 864 с.
30. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.
31. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.
32. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - № 2, 2009. – С. 59-63.
33. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
34. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М: Гросс Медиа, 2005. – 224с.
35. Щадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль играет мотивация в учебной деятельности?

Мотивация играет ключевую роль в учебной деятельности, поскольку она определяет степень заинтересованности и стремления учащихся к достижению учебных целей. Сильная мотивация способствует успешному выполнению задач и достижению хороших результатов.

Какова роль мотивации у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста мотивация играет особенно важную роль, так как на этом этапе формируются основы учебной деятельности. Если у ребенка имеется сильная мотивация к учению, это способствует его активному вовлечению в учебный процесс и повышению учебных успехов.

Долго ли длится формирование мотивации у детей младшего школьного возраста?

Формирование мотивации у детей младшего школьного возраста – это длительный процесс, который требует систематического и постоянного воздействия на ребенка. Однако, сильный интерес к учебной деятельности может возникнуть у ребенка уже в первые годы обучения.

Какие факторы могут повлиять на уровень мотивации у детей младшего школьного возраста?

Уровень мотивации у детей младшего школьного возраста может быть повышен или понижен различными факторами. К таким факторам относятся: степень поддержки со стороны родителей и учителей, качество учебных материалов и методик, атмосфера в классе, интересность предметов и заданий, успехи и достижения ребенка.

Как можно помочь детям младшего школьного возраста развить мотивацию к учебной деятельности?

Для развития мотивации у детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать различные педагогические методы и приемы. Важно создать интересную и стимулирующую образовательную среду, использовать игровые элементы в учебном процессе, поощрять достижения и успехи ребенка, показывать ему, каким образом получение знаний может быть полезным и интересным.

Какая роль мотивации в успешной учебной деятельности?

Мотивация играет ключевую роль в успешной учебной деятельности. Она влияет на уровень вовлеченности студента в учебный процесс, его стремление достигать лучших результатов и улучшать свои навыки. Мотивированные студенты обычно проявляют большую инициативу и настойчивость, что способствует их успеху в учебе.

Каковы основные категории мотивации в психолого-педагогической науке?

Основные категории мотивации в психолого-педагогической науке включают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация подразумевает стремление студента учиться ради удовлетворения собственных потребностей, развития и самореализации. Внешняя мотивация, напротив, основана на внешнем поощрении или наказании, таких как похвала или штрафы.

Как влияет мотивация на учебную деятельность у детей младшего школьного возраста?

Мотивация имеет огромное значение для детей младшего школьного возраста. Если ребенок мотивирован учиться, он проявляет большую заинтересованность в учебном процессе, стремится достичь лучших результатов и активно участвует в занятиях. Напротив, отсутствие мотивации может привести к пассивному отношению к учебе, низкой успеваемости и даже отрицательному эмоциональному состоянию.

Как формируется мотивация у студентов?

Формирование мотивации у студентов требует комплексного подхода. Ряд факторов может влиять на формирование мотивации, таких как персональные особенности студента, внутренние и внешние мотивационные стимулы, а также методы и подходы, используемые в образовательном процессе. Чтобы увеличить мотивацию студента, необходимо создавать интересные и понятные задания, предлагать четкие цели и показывать значимость учебной деятельности для будущей карьеры или личного развития.