Социально-Психологическое сопровождение семей собирающихся стать приемными семьями

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 65 65 страниц
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 28.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социальный аспект сопровождения детей сирот и их усыновителей 7
1.1 Истоки и причины социального сиротства 7
1.2 Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью 9
1.3 Психологическое сопровождение процесса усыновления 11
1.4 Содержание детей в доме ребенка 19
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического сопровождения семей, собирающихся стать приемными семьями 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования. Сравнительный анализ результатов исследования 34
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 55

Фрагмент для ознакомления

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.Таким образом, мужчин и женщин будущих приемных родителей отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для женщин будущих приемных родителей данной выборки более характерно сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для мужчин будущих приемных родителей более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.Сравнительный анализ показателей иерархии потребностейИсследование структуры потребностей проводилось с помощью теста Иерархия потребностей, модификация И.А.Акиндиновой («пирамида потребностей»), позволяющего выявить ведущие потребности личности. В результате исследования были получены следующие результат (см. приложение 6).Как видно из таблицы 5 статистически достоверные отличия по показателям иерархии потребностей у мужчин и женщин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменной потребность в уважении со стороны. Показатели женщин выше показателей мужчин. Можно предположить, что женщины будущие приемные родители данной выборки полностью неудовлетворенны в своей потребности уважения со стороны окружающих.Самые высокие оценки у мужчин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, материальной положение. Можно предположить, что мужчины данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и частично удовлетворены своим материальным положением.Самые высокие оценки у женщин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, потребность в межличностных связях. Можно предположить, что женщины данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и у них не реализована потребность в межличностных связях.Взаимосвязь личностных особенностей будущих родителей и мотивации к усыновлениюКорреляционный анализ показателей исследования взаимосвязей личностных особенностей приемных родителей и мотивации усыновленияданной выборки показал следующие связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1:(см. приложение 7)Переменная иерархии потребностей «потребность в межличностных связях» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: родительские обязанности, любовь к детям, фактор Q1 (консерватизм-радикализм), обратными с переменной потребность в безопасности. Переменная фактор Q1 (консерватизм-радикализм) связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: фактор F (сдержанность – экспрессивность), фактор G (низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения), любовь к детям. То есть повышение показателей по переменной «потребность в межличностном взаимодействии» влечет за собой повышение показателей по переменным: родительские обязанности, любовь к детям, фактор Q1 (консерватизм-радикализм), F (сдержанность – экспрессивность), фактор G (низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения) и снижение показателей по переменной потребность в безопасности.Можно предположить, что у мужчин и женщин будущих приемных родителей данной выборки на полную неудовлетворенность потребности в межличностных связях влияет желание выполнять в семье родительские обязанности, любовь к детям, стремление к свободомыслию, жизнерадостность, эмоциональная значимость социальных контактов.Переменная иерархии потребностей «потребность в уважении» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: фактор MD (уровень самооценки), а обратными с переменной «невозможность иметь своих детей». То есть повышение показателей по переменной иерархии потребностей «потребность в уважении» вызывает повышение показателей по переменной MD (уровень самооценки) и снижение показателей по переменной «невозможность иметь своих детей».Можно предположить, невозможность иметь детей у будущих приемных родителей отрицательно влияет на уровень самооценки и потребность в уважении со стороны окружающих.Вывод по результатам исследованияВ исследовании принимали участие 20 семей, которые стоят в очереди на усыновление (удочерение) (20 мужчин и 20 женщин).Статистически достоверные отличия по показателям анкетирования у мужчин и женщин данной выборки получены по переменной мотивации усыновления желание доказать, что можешь сам воспитать ребенка, хотя и не можешь родить его. Показатели женщин (50% случаев) выше показателей мужчин (8% случаев). Статистически достоверные отличия по показателям анкетирования у мужчин и женщин данной выборки получены по переменной мотивации усыновления невозможность иметь своих детей. Показатели мужчин (37%) выше показателей женщин (5%). Статистически достоверные отличия по показателям анкетирования у мужчин и женщин данной выборки получены по переменной мотивации усыновления желание доказать, что можешь воспитать ребенка. Показатели женщин (62%) выше показателей мужчин (11%).Структура мотивации женщин данной выборки складывается из следующих мотивов усыновления (удочерения): религиозные чувства (81% случаев), желание доказать, что можешь воспитать ребенка, хотя и не можешь родить его, чувство одиночества (57% случаев). 43% женщин данной выборки пережили смерть своего ребенка.Структура мотивации мужчин данной выборки складывается из следующих мотивов усыновления (удочерения): религиозные чувства (63% случаев) и ребенок – объект любви (47% случаев), не могут иметь своих детей по физиологическим причинам 37 % мужчин данной выборки.Ролевые ожидания женщин данной выборки складываются из переменных: родительские обязанности, эмоционально-психотерапевтическая функция семьи и хозяйственно-бытовые функции. Ролевые ожидания мужчин данной выборки складываются из переменных: социальная активность и идентификация с супругом. Показатели мужчин выше показателей женщин по переменным: сексуальные отношения и социальная активность.Статистически достоверные отличия между показателями родительского отношения мужчин и женщин получены по переменной: социальная желательность поведения. Можно предположить, что женщины более склонны принимать ребенка таким, какой он есть. Она уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему и стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Мама заинтересована в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Для женщин будущих приемных родителей данной выборки свойственна: смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, эмоциональная значимость социальных контактов, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, и вместе с этим эмоциональная неустойчивость.Для мужчин будущих приемных родителей данной выборки свойственна: общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. Смелость, предприимчивость, активность; готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.Мужчин и женщин будущих приемных родителей отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для женщин будущих приемных родителей данной выборки более характерно сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для мужчин будущих приемных родителей более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.Статистически достоверные отличия по показателям иерархии потребностей у мужчин и женщин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменной потребность в уважении со стороны. Показатели женщин выше показателей мужчин. Можно предположить, что женщины будущие приемные родители данной выборки полностью неудовлетворенны в своей потребности уважения со стороны окружающих.Самые высокие оценки у мужчин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, материальной положение. Можно предположить, что мужчины данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и частично удовлетворены своим материальным положением.Самые высокие оценки у женщин будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, потребность в межличностных связях. Можно предположить, что женщины данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и у них не реализована потребность в межличностных связях.У мужчин и женщин будущих приемных родителей данной выборки на полную неудовлетворенность потребности в межличностных связях влияет желание выполнять в семье родительские обязанности, любовь к детям, стремление к свободомыслию, жизнерадостность, эмоциональная значимость социальных контактов. Невозможность иметь детей у будущих приемных родителей отрицательно влияет на уровень самооценки и потребность в уважении со стороны окружающих.ЗаключениеСравнительный анализ результатов исследования позволил выявить особенности личности, родительского отношения, ролевых ожиданий, мотивации усыновления, иерархии потребностей у мужчин и женщин будущих приемных родителей данной выборки.Главными мотивами усыновлению (удочерению) являются: религиозные чувства, желание доказать, что можешь воспитать ребенка, хотя и не можешь родить его, чувство одиночества. женщин данной выборки пережили потерю своего ребенка.Мотивация мужчин данной выборки складывается из следующих мотивов усыновления (удочерения): религиозные чувства и ребенок – объект любви, не могут иметь своих детей по физиологическим причинам мужчин данной выборки.Для профилактики повторных отказов от детей нужно делать эти учреждения более открытыми, нужно признавать не только потребности , нужды и права детей, ценить добрые намерения приемных родителей, информировать их и давать возможность осознать свои чувства и свои возможности прежде чем они окажутся уже с ребенком на руках, еще на стадии прохождения школы приемных родителей ввести практический курс, по закреплению на практике всех своих чаяний и надежд, устанавливать эмоционально-доверительные отношения еще на стадии знакомства с ребенком в условиях учреждения. И даже если для кого-то в результате намерение воспитывать приемного ребенка как своего останется нереализованным, это тоже будет положительным результатом, потому что позволит не сломать чьи-то судьбы, уберечь кого-то от боли, просто предотвратить принятие ошибочного решения (это даже элемент некоторого психотерапевтического воздействия или психологического упражнения), расстаться с иллюзией, лучше познать себя и уважать себя за это, признать собственную силу в отказе от участия в очень серьезной психологической игре, перевести свои неосознанные проблемы на уровень осознания и решить их, а ни это ли было одной из скрытых выгод? Таким образом, эту простую меру профилактики проблем в одной определенной области жизни можно было бы рассматривать как мощный стимул личностного роста. И кто знает, может этот же человек спустя некоторое время найдет возможность, на самом деле, сделать ценный вклад в дело помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, примет на воспитание совершенно осознанно уже ребенка или возьмет за правило оказание регулярной цивилизованной помощи нуждающемуся осознавая, что сам нуждается в этом и получает от этого удовольствие.Список использованных источниковНормативно – правовые акты"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве"Основная литератураБурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников// Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1.  С. 162–168.Ахмедпашаева К. А., Багандова Г. Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот//Известия ДГПУ.2014. № 4. С. 66–69.Волошина Н. К. Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельногообучения и воспитая//Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 72–78.Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2017. Дюльдина Ж.Н. Генезис противоречий гендерного подхода в воспитании и обучении детей //  Образование и наука. 2016. № 8. С. 173–179.Закирова А. Р. Гендерная подготовка современного учителя // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 С. 25–30.Истратова О. Н. Полоролевая идентичность младших школьников, находящихся в ситуации социального сиротства //Таврический научный обозреватель. 2015. № 1. С. 96–101. Капустина Е. Ю. Гендерный стереотип // Настольная книга специалиста по социальной работе. Вологда: ВГПУ, 2014. С. 43–45.Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2014.Курбатова Ю.В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6. С. 279–282.Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей. – М.: АНО Центр «Про – Мама», 2013. – 464с. – М.В Пичугина, Е.В Бухман, Т.В Губина.Прудникова Е.С. Категория гендера как объект изучения лингвистики // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 59–61.Сагайдакова Н. И., Ефименко В. Н. Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу //  Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 99–103.Скоморохова А. Н. Гендерный подход в педагогической практике/ //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4. С. 94–97.Федосеева И.А. Гендерный подход в психологии и педагогике : учебно-методическое пособие / И. А. Федосеева; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2016. 142 с. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 132 с.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ЗАО Изд-во ПИТЕР, Серия "Мастера психологии", - спб., 2016, 656 с.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2015.Дополнительная литератураАладин А.А., Маглыш В.А. Подготовка специалистов органов охраны детства к работе с приемной семьей. / Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. Мн. 2000. С. 59-62. Ассадулина О. А. Проблема гендерной социализации современных младших школьников// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 12. С. 101–109. Белопольская. Н. Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. М.: Когнито-Центр, 2011. 241 с.Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87–95.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.Бойко Е.Ю. Анализ эволюционно-психологической концепции порядка рождения: кросс-культурное исследование. Дипл... Работа -М., 2002 Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей в процессе обучения в начальной школе // Педагогика. 2012. № 8. С. 64–69.Буракова М. Н. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Минск, 2010. С.18–21.Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с. Гаврилова Т.П. К проблеме распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. /Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2001. С.10-15.Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 2011. - 294 с.Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 89 с.Дресвянина А. В. Гендерный уклад начальной школы // Вестник северного (арктического) федерального университета: гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 96–99.Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1–4.Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 1998. 184 с.Ермолаева М. В. Психология развития: метод. пособие для вузов. 2–изд., М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. 376 с.Зиновьева Э. Х. Гендерный подход в психолого-педагогическом измерении // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. статей по итогам всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 15–18 апр. 2009 г.) – Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2009. 368 с.Изард К. Психология эмоций, СПб, 2012Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» Спб Питер 2008г. 512с., Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии, 2011. № 1. С. 37–48.Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 47–57.Костюкова Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. – Томск.: Вестник ТГПУ, 2009, С. 59-62.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2012.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / М.: Академия; 2010. 624с.Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2012.Ламзина Ю.М. Гендерный подход к обучению в зарубежной педагогике//  Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5. С. 180–185.Маллаев Д. М., Омарова П. О., Салихова К. А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия ДГПУ. 2008. № 4. С. 33–48.Милтон Д. Пол и гендер это не одно и то же=Gender and gender are not the same / Milton/ пер. с англ. А. Кудрина // Развитие личности. 2013. № 1. С. 174–188.Мищенко Л. В., Войтов А. С. Психологические особенности пологендерного становления интегральной индивидуальности младших школьников с низкой учебной мотивацией в условиях психологического сопровождения // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 70–77.Муратов В. В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. 2004. № 2. С. 36–38.Немов Р. С Психология образования: учебник для вузов. М.: изд. Центр Владос, 1997. 840 с.Осетрова Н. В. Основные права человека и гендерные аспекты школьного образования: учебник для вузов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 128 с.Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–53. Панфилова М. А. Гендерная психология: "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье", учеб. Книга. СПб.: ПРОМИЗДАТ, 2007. 305 с. Перлова Ю.В. Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста //  Вестник ПГПУ. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С.72–75. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. Общество и гендер: сб. науч. тр. / под ред.  И. В. Костикова; Рязань: НИИ механики МГУ, 2003. 368 с. Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., "Гардарики" - 2013, - 477 стр.Психология половых различий. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие /Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов; под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. 2-е. изд., Москва, 2002. 24 с.Райнпрехт Х. Что такое маленькие мальчики и девочки? // Школьный психолог. 2002. № 45. С. 2–3.Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17–22. Салихова К. А. Особенности половой идентификации у детей – сирот // Вестник университета (Государственный университет Управления) Сер. «Социология и управления персоналом». 2007. № 8(34). С. 72–89; 190–193.Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. / Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2011.Спиваковская А.С. Психологическая помощь родителям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. – М.: Педагогика, 2011 – 39 с.Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 24–25, 54. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду; материалы первой межвузовской студенческой конференции (20-22 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург) /редкол.: Ю. Е. Гусева;СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141–146.Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 90–92. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.Интернет ресурсы74. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ (дата обращения 29.03.19).ПриложенияПриложение 1Данные мотивы выявляются при ответах на следующие вопросы.АНКЕТАДорогой друг!Мы предлагаем Вам принять участие в исследовании. Ваше мнение очень ценно для нас. Анкета анонимна. Для заполнения анкеты, Вам необходимо: Внимательно прочитать вопрос. Если Вы согласны с утверждением, поставить цифру 1, если нет - 0.Заранее благодарим за участие!Вы хотите усыновить ребенка, потому что не можете иметь собственного по физиологическим причинам?Вы хотите усыновить ребенка, потому чтолюбите детей, в то время как собственные дети уже выросли?Вы хотите усыновить ребенка, потому что испытывате чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите?Вы хотите усыновить ребенка, потому что пережили смерть собственного ребенка?Вы хотите усыновить ребенка, потому что пережили гибель близких родственников?Вы хотите усыновить ребенка, потому что хотите избавится от чувства одиночества?Вы хотите усыновить ребенка, потому что это согласуется с Вашей верой?Вы хотите усыновить ребенка, потому что хотите укрепить распадающейся семьи с помощью ребенка?Вы хотите усыновить ребенка, потому что желаете дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве; Вы хотите усыновить ребенка, потому что стремитесь излить на ребенка свою любовь (ребенок – объект любви)?Вы хотите усыновить ребенка, потому что желаете иметь ребенка как субъекта (источника) любви?Вы хотите усыновить ребенка, потому что желаете доказать себе и окружающим, что можете воспитать ребенка, даже если не можешь его родить?А теперь несколько слов о себе:1. Ваш возраст (укажите соответствующий интервал)16-25 лет26-30 лет31-40 лет41 – 50 лет 51 – 60 лет60 лет и старше2. Ваш полмужскойженский3. Образованиесреднеесредне-специальноенезаконченное высшеевысшееБЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!Приложение 2Таблица 1. Сравнительный анализ результатов анкетирования мужчиныженщиныt-критерийdfp-уровеньне могут иметь своих детей0,370,052,6938,000,01любовь к детям0,210,48-1,7938,000,08милосердие к детям0,210,140,5538,000,59смерть своего ребенка0,210,43-1,4738,000,15гибель родственников0,110,19-0,7438,000,46чувство одиночества0,320,57-1,6438,000,11религия0,630,81-1,2538,000,22укрепление распадающей ся семьи0,110,050,6838,000,50желание дать ребенку то,чего был лишен сам0,320,101,7738,000,09ребенок-объект любви0,470,102,8838,000,01ребенок-субъект любви0,110,100,1038,000,92желание доказать, что можешь воспитать ребенка0,110,62-3,8538,000,001Продолжение приложения 2Рисунок 1. Показатели результатов анкетирования у будущих приемных родителейПриложение 3Таблица 2. Сравнительный анализ показателей ролевых ожиданий в браке мужчиныженщиныt-критерийdfp-уровеньсексуальные отношения3,683,051,6438,000,11идентификация с супругом5,584,761,8438,000,07хозяйственно-бытовые функции4,845,21-0,7938,000,44родительские обязанности5,976,07-0,1538,000,88социальная активность6,924,025,1638,000,00эмоц.-психотерапевтическая4,456,74-5,4638,000,00внешний облик4,393,791,1738,000,25Продолжение приложения 3Рисунок 2. Показатели ролевых ожиданий в браке у будущих приемных родителейПриложение 4Таблица 3. Сравнительный анализ родительского отношения мужчиныженщиныt-критерийdfp-уровеньПринятие-отвержение61,7575,51-1,5538,000,13образ социальной желательности поведения38,2566,14-5,3738,000,001симбиоз70,0671,43-0,2538,000,80Авторитарная гиперсоциализация54,8159,73-0,4638,000,65"маленький неудачник"57,7144,051,2938,000,21Рисунок 3. Показатели родительского отношения у будущих приемных родителейПриложение 5Таблица 4. Сравнительный анализ показателей личностных особенностей мужчиныженщиныt-критерийdfp-уровеньMD6,796,86-0,1138,000,91A7,796,861,4138,000,17B2,583,19-1,0138,000,32C3,583,86-0,4838,000,63E6,376,140,2938,000,78F7,326,711,1638,000,25G6,846,620,3538,000,73H7,377,38-0,0238,000,98I5,115,24-0,2238,000,83L7,686,002,3538,000,02M4,215,76-2,3038,000,03N5,745,430,4738,000,64O6,536,86-0,4338,000,67Q14,745,33-0,9138,000,37Q25,003,572,6138,000,01Q36,686,430,4238,000,67Q43,953,570,8338,000,41Продолжение приложения 5Рисунок 4. Показатели личностных особенностей у мужчин и женщин будущих приемных родителейПриложение 6Таблица 5. Сравнительный анализ показателей иерархии потребностей мужчиныженщиныt-критерийdfp-уровеньматериальное положение17,8416,140,6738,000,51потребность в безопасности15,4217,86-0,8938,000,38потребность в межличностных связях17,4221,33-1,6838,000,10потребность в уважении со стороны13,7420,67-2,9338,000,01потребность в самореализации23,4724,00-0,1938,000,85Рисунок 5. Показатели иерархии потребностей у мужчин и женщин будущих приемных родителейПриложение 7Рисунок 6. Взаимосвязи между показателями личностных особенностей будущих приемных родителей данной выборки и мотивации усыновленияпрямая связь р<0,05обратная связьр<0,05

Список использованных источников
Нормативно – правовые акты
1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)
2. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве"
Основная литература
5. Бурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников// Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1. С. 162–168.
6. Ахмедпашаева К. А., Багандова Г. Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот//Известия ДГПУ.2014. № 4. С. 66–69.
7. Волошина Н. К. Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельногообучения и воспитая//Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 72–78.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2017.
9. Дюльдина Ж.Н. Генезис противоречий гендерного подхода в воспитании и обучении детей // Образование и наука. 2016. № 8. С. 173–179.
10. Закирова А. Р. Гендерная подготовка современного учителя // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 С. 25–30.
11. Истратова О. Н. Полоролевая идентичность младших школьников, находящихся в ситуации социального сиротства //Таврический научный обозреватель. 2015. № 1. С. 96–101.
12. Капустина Е. Ю. Гендерный стереотип // Настольная книга специалиста по социальной работе. Вологда: ВГПУ, 2014. С. 43–45.
13. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2014.
14. Курбатова Ю.В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6. С. 279–282.
15. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей. – М.: АНО Центр «Про – Мама», 2013. – 464с. – М.В Пичугина, Е.В Бухман, Т.В Губина.
16. Прудникова Е.С. Категория гендера как объект изучения лингвистики // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 59–61.
17. Сагайдакова Н. И., Ефименко В. Н. Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 99–103.
18. Скоморохова А. Н. Гендерный подход в педагогической практике/ //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4. С. 94–97.
19. Федосеева И.А. Гендерный подход в психологии и педагогике : учебно-методическое пособие / И. А. Федосеева; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2016. 142 с.
20. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 132 с.
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ЗАО Изд-во ПИТЕР, Серия "Мастера психологии", - спб., 2016, 656 с.
22. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2015.
Дополнительная литература
23. Аладин А.А., Маглыш В.А. Подготовка специалистов органов охраны детства к работе с приемной семьей. / Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. Мн. 2000. С. 59-62.
24. Ассадулина О. А. Проблема гендерной социализации современных младших школьников// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 12. С. 101–109.
25. Белопольская. Н. Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. М.: Когнито-Центр, 2011. 241 с.
26. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87–95.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
28. Бойко Е.Ю. Анализ эволюционно-психологической концепции порядка рождения: кросс-культурное исследование. Дипл... Работа -М., 2002
29. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей в процессе обучения в начальной школе // Педагогика. 2012. № 8. С. 64–69.
30. Буракова М. Н. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Минск, 2010. С.18–21.
31. Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
32. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
33. Гаврилова Т.П. К проблеме распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. /Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2001. С.10-15.
34. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 2011. - 294 с.
35. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 89 с.
36. Дресвянина А. В. Гендерный уклад начальной школы // Вестник северного (арктического) федерального университета: гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 96–99.
37. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1–4.
38. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 1998. 184 с.
39. Ермолаева М. В. Психология развития: метод. пособие для вузов. 2–изд., М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. 376 с.
40. Зиновьева Э. Х. Гендерный подход в психолого-педагогическом измерении // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. статей по итогам всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 15–18 апр. 2009 г.) – Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2009. 368 с.
41. Изард К. Психология эмоций, СПб, 2012
42. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» Спб Питер 2008г. 512с.,
43. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.
44. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии, 2011. № 1. С. 37–48.
45. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 47–57.
46. Костюкова Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. – Томск.: Вестник ТГПУ, 2009, С. 59-62.
47. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2012.
48. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / М.: Академия; 2010. 624с.
49. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2012.
50. Ламзина Ю.М. Гендерный подход к обучению в зарубежной педагогике// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5. С. 180–185.
51. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Салихова К. А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия ДГПУ. 2008. № 4. С. 33–48.
52. Милтон Д. Пол и гендер это не одно и то же=
Gender and gender are not the same / Milton/ пер. с англ. А. Кудрина // Развитие личности. 2013. № 1. С. 174–188.
53. Мищенко Л. В., Войтов А. С. Психологические особенности пологендерного становления интегральной индивидуальности младших школьников с низкой учебной мотивацией в условиях психологического сопровождения // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 70–77.
54. Муратов В. В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. 2004. № 2. С. 36–38.
55. Немов Р. С Психология образования: учебник для вузов. М.: изд. Центр Владос, 1997. 840 с.
56. Осетрова Н. В. Основные права человека и гендерные аспекты школьного образования: учебник для вузов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 128 с.
57. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
58. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–53.
59. Панфилова М. А. Гендерная психология: "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье", учеб. Книга. СПб.: ПРОМИЗДАТ, 2007. 305 с.
60. Перлова Ю.В. Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПГПУ. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С.72–75.
61. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. Общество и гендер: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Костикова; Рязань: НИИ механики МГУ, 2003. 368 с.
62. Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., "Гардарики" - 2013, - 477 стр.
63. Психология половых различий. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие /Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов; под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. 2-е. изд., Москва, 2002. 24 с.
64. Райнпрехт Х. Что такое маленькие мальчики и девочки? // Школьный психолог. 2002. № 45. С. 2–3.
65. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17–22.
66. Салихова К. А. Особенности половой идентификации у детей – сирот // Вестник университета (Государственный университет Управления) Сер. «Социология и управления персоналом». 2007. № 8(34). С. 72–89; 190–193.
67. Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. / Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2011.
68. Спиваковская А.С. Психологическая помощь родителям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. – М.: Педагогика, 2011 – 39 с.
69. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 24–25, 54.
70. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду; материалы первой межвузовской студенческой конференции (20-22 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург) /редкол.: Ю. Е. Гусева;СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141–146.
71. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 90–92.
72. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.
Интернет ресурсы
74. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ (дата обращения 29.03.19).

Вопрос-ответ:

В чем заключается социально-психологическое сопровождение семей, собирающихся стать приемными семьями?

Социально-психологическое сопровождение семей, собирающихся стать приемными семьями, включает в себя комплексную поддержку и консультации, которые помогают родителям адаптироваться к новой ситуации, улучшить взаимодействие с приемным ребенком, разрешить возникающие проблемы и эмоциональные трудности.

Какие истоки и причины социального сиротства?

Истоки и причины социального сиротства могут быть различными, включая смерть родителей, лишение родительских прав, насилие или заброшенность со стороны родителей, а также нежелание или неспособность родителей взять на себя заботу о ребенке.

Каково правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью?

Дети, оставшиеся без родителей, имеют право на получение защиты и заботы. Основания для их устройства на воспитание в семью могут включать решение суда, согласие родителей или лишение родительских прав.

Какие задачи решает психологическое сопровождение процесса усыновления?

Психологическое сопровождение процесса усыновления помогает усыновителям разобраться в своих мотивах и ожиданиях, готовиться эмоционально к принятию ребенка, разрешать возникающие вопросы и проблемы, обеспечивать психологическую поддержку на всех этапах усыновления.

Как влияет на детей пребывание в доме ребенка?

Пребывание в доме ребенка может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей. С одной стороны, дети могут получать больше внимания и ухода от работников дома ребенка, а с другой стороны, они могут испытывать стресс и эмоциональные проблемы из-за отсутствия семейной атмосферы и недостатка индивидуального внимания.

Какие причины лежат в основе социального сиротства?

Одной из основных причин социального сиротства является отсутствие попечения со стороны родителей из-за различных обстоятельств, таких как смерть, заболевание, алкоголизм или наркомания. Также к причинам социального сиротства можно отнести развод родителей, лишение их родительских прав, уход взрослых детей из семьи.

Какие права имеют дети, оставшиеся без попечения родителей?

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на безопасность, здоровье, образование, воспитание, свободное выражение своих мыслей и мнений. Они также имеют право на опеку и заботу со стороны государства и общества. В основе правового положения таких детей лежит Закон "Об обязательственных отношениях в семье", который устанавливает права и обязанности как родителей, так и детей.

Как осуществляется психологическое сопровождение процесса усыновления?

Психологическое сопровождение процесса усыновления включает в себя различные этапы, включающие консультации и поддержку усыновителей, оценку их готовности к усыновлению, проведение психологических тестов и интервью, а также психологическую подготовку ребенка к новой семье. Основная цель психологического сопровождения - создать благоприятные условия для успешной адаптации ребенка в новой семье и предоставить поддержку и помощь усыновителям в решении возникающих проблем и трудностей.

Что такое детский дом и какие функции он выполняет?

Детский дом - это учреждение, предназначенное для временного или постоянного проживания детей, оставшихся без попечения родителей. Основные функции детского дома включают предоставление детям временного жилья, питания, медицинского обслуживания, образования, организацию досуга и развлечений. Также детский дом занимается поиском приемных семей для детей, которые могут быть усыновлены.

Какие истоки и причины социального сиротства?

Истоки и причины социального сиротства могут быть разнообразными. В некоторых случаях это может быть связано с ранней потерей родителей, насилием в семье, нарушением материально-бытовых условий, злоупотреблением алкоголем или наркотиками и другими факторами, которые приводят к тому, что дети оказываются без попечения родителей.