основы изучения родительских стилей воспитания и их влияния на ребенка
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 20.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения родительских стилей воспитания и их влияния на ребенка…………………………………………………………….6
1.1 Анализ подходов к изучению родительских стилей воспитания в отечественной и зарубежной психологии……….................................................6
1.2 Понятие стилей семейного воспитания в психологических работах....................................................................................................................12
1.3 Влияние родительских стилей воспитания на развитие личности ребенка....................................................................................................................19
Вывод по главе 1…………………………………………………………...23
Глава 2. Эмпирическое исследование родительских стилей воспитания и их влияния на ребенка………………………………………………………………25
2.1 Организация и методы исследования………………………………..25
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования родительских стилей воспитания и их влияния на ребенка…………………………………..26
Вывод по главе 2…………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………...45
Я.Варга, В.В.Столина) и показателем «направленность на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,56 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем больше чрезмерного контроля и авторитаризма со стороны родителей проявляется к личности ребенка, тем более подросток стремится самоизолироваться от социального окружения для сохранения своего внутреннего состояния.
3. Определена взаимосвязь между показателем «гиперпротекция» (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) и показателем «направленность на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,53 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем больше чрезмерного внимания родители уделяют своему ребенку, тем больше такого внимания ребенок уделяет себе, проявляя эгоцентрические тенденции в поведении.
4. Установлена взаимосвязь между показателем «чрезмерность требований (обязанностей)» (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) и показателями «направленности на других» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,63 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем более чрезмерно выражена требовательность родителей к ребенку, чрезмерных ожиданий соответствия ребенка заранее разработанным критериям, тем более они склонны ориентироваться на мнения окружающих, стремятся соответствовать внешним критериям оценки.
5. Установлена корреляция показателей «недостаточность требований-запретов к ребенку» (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) с показателями «ориентации на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,73 (rкр =0,66 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена либерально-попустительская тактика воспитания ребенка, тем более дети склонны уделять внимания себе, своим интересам, чем интересам окружающих людей.
Вывод по главе 2
Таким образом, анализ эмпирического исследования стилей родительского воспитания и их влияния на личность подростков позволил установить следующее. Основным содержанием социально-психологических установок родителей в исследуемых семьях по отношению к детям выступают либо общее эмоционально положительное (принятие) отношение к своим детям, либо эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Для родителей подростков в исследуемых семьях характерна тенденция слишком много внимания уделять своим детям. При этом мать стремится к максимальному удовлетворению всех потребностей своего ребенка. Основным содержанием личностной направленности обследуемых подростков является их отношение к личности окружающих как к особой ценности, а также восприятие собственной личной значимости, ценности и неповторимости. Существует взаимосвязь между кооперацией в отношениях матери и ребенка и направленностью подростка на себя; между авторитарной гиперсоциализацией ребенка и стремлением ребенка к самоизоляции подростка от социального окружения; между гиперпротекцией родителей и эгоцентричностью подростков.
Заключение
В данной работе была поставлена цель выявить взаимосвязь между преобладающим стилем родительского воспитания и личностными особенностями подростков 12-14 лет в обследуемых семьях.
Было установлено, что родители используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, даже тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка. Оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных личностных аспектов подростков. Деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность.
В ходе эмпирического исследования была установлена взаимосвязь между особенностями родительского воздействия на ребенка и формированием личности подростков. Так, например, установлена взаимосвязь между стремлением родителей к уважительным отношениям с ребенком и самоуважением подростков; между чрезмерным контролем за детьми со стороны родителей и стремлении подростка к самоизоляции; между чрезмерным вниманием родителей к своим детям и эгоцентризмом подростков; между чрезмерностью требований к детям со стороны родителей и склонность к конформному поведению подростков.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе. М: Амрита-Русь, 2011. 335 с.
2. Андреева Л.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд.-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. 91 с
3. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие для студентов. СПб: Питер, 2014. 334 с.
4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. [3. изд.]. СПб. : Речь, 2011. 243 с.
5. Бабунова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2016. 386 с.
6. Башкирова Н.М. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи. СПб: Наука и Техника, 2012. 268 с.
7. Белинская А.Б. Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи: программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей. М: ФГНУ ИСП РАО, 2012. 79 с.
8. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей. М: В. Секачев, 2015. 183 с.
9. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2011. 181 с.
10. Галигузова Л.Н. Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка от рождения до трех лет. М.: Университетская книга, 2012. 315 с.
11. Горчакова В.Г. Воспитание в стиле Modern: от нуля до пяти : пластилиновые годы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 286 с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. М: Питер, 2012. 176 с.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. ; ЭКСМО-Пресс : Апрель Пресс, 2011. 444 с.
14. Золотарева К.В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах. М: Лаборатория Книги, 2011. 96 с.
15. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения : личностный и возрастной ракурсы: монография. Ростов-н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. 279 с.
16. Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания: духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия. М: АСТ, 2012. 285 с.
17. Колин Л. Семейный бизнес: от конфликтов к успеху : практическое руководство по управлению семейным предприятием. М: Добрая кн., 2011. 244 с.
18. Корецкая И.А. Психология семейных отношений: учебно-практическое пособит. М: Изд. центр ЕАОИ, 2011. 63 с.
19. Леденцова В.А. Семья 59: conflict-free : сборник научно-методических материалов по вопросам профилактик и разрешения семейных конфликтов с применением медиативных (посреднических) процедур. Пермь : ОТ и ДО, 2013. 81 с.
20. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие - практикум. Воронеж : МОДЭК, 2015. 546 с.
21. Лизунова Г.Ю. Диагностика семейных отношений: учебно-методическое пособие. Орехово-Зуево, 2013. 251 с.
22. Мантрова М.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2015. 130 с.
23. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.
24. Маховская О.И. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать. М: Э, 2015. 282 с.
25. Медведева И.Я. Воспитание без ошибок : книга для трудных родителей. СПб: Речь, 2014. 222 с.
26. Медведева И.Я. Дети, куклы и мы: методическое пособие по куклотерапии. М: Ин-т демографической безопасности Фонда нац. и междунар. безопасности, 2011. 254 с.
27. Медведева И.Я. Родители и дети : конфликт или союз? : книга для молодежи, родителей и педагогов. Рязань : Зёрна-Слово, 2012. 335 с.
28. Николаева А.В. Эстетическое воспитание : семья, этикет, культура. М: Молодая гвардия, 2012. 248 с.
29. Носкова М.В. Психология родительско-детских отношений в неполной отцовской семье. Екатеринбург: УГМА, 2013. 157 с.
30. Овчарова Р.В. Материнство в неполной семье: монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 355 с.
31. Основы практической психологии: хрестоматия : учебно-методический комплекс. М: ЕАОИ, 2011. 87 с.
32. Петрова Л.И. Как перестать ошибаться в воспитании детей : самые распространенные педагогические ошибки и методы борьбы с ними. Ростов-н/Д: Феникс, 2012. 378 с.
33. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2011. 667 с.
34. Психология семьи: учебник для студентов. М: Академия, 2015. 236 с.
35. Соколов Д.Ю. Семейные тайны. М: Класс, 2015. 246 с.
36. Сухих А.В. Семейная психология: учебно-методический комплекс. Кемерово : КемГУ, 2012. 286 с.
37. Теория и практика семейной психологии: монография / Н.В. Нозикова и др. Красноярск, 2013. 192 с.
38. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги . 2-е изд., стер. М.: Когито-Центр, 2012. 494 с.
39. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход : монография. М: Центральное изд-во учебно-методической и науч. лит., 2013. 242 с.
40. Фонталова Н.С. Психология семьи и семейное консультирование: учебное пособие. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. 135 с.
41. Целуйко В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей. М: Владос, 2004. 286 с.
42. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи : Кн. для педагогов и родителей. М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003. 270 с.
43. Цыбаева Л.А. Психология семьи: учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-23 01 04 Психология. Брест: БрГУ имени А. С. Пушкина, 2016. 205 с.
44. Челышева И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания: научно-популярное издание. М: Директ-Медиа, 2013. 210 с.
45. Шапошников В.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Новосибирск : НГПУ, 2008. 287 с.
46. Шапошникова Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебно-методический комплекс : [в 2 частях]. Новосибирск : [Изд НГПУ], 2007. 351 с.
47. Шестаков Д.А. Криминологическая диагностика семейных отношений органами внутренних дел: монография. М: ВНИИ МВД России, 2011. 111 с.
48. Шипилина В.В. Психология семьи: практикум по семейному консультированию : учебное пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. 167 с.
49. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2011. 734 с.
50. Шнейдер Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учебное пособие. М: Класс, 2015. 212 с.
Приложения
Приложение1. Краткая социальная характеристика исследуемых семей.
1. Семья Ю. Мать (Ю.Т., 40 лет) работает консультaнтом-администратором в магазине. Мужа нет. Имеет дочь - Ю.А. 14 лет, которая учится в 8 классе и дочь – Ю.Е. 8 лет, ученицу 2 класса. Старшая дочь занимается спортивной гимнастикой, куда ее отвела мама. Живут в двухкомнатной квартире. Экономическое положение среднее.
2. Семья Д. Мать (Д.Л., 34 года) работает врачом. Отец (Д.М., 36 лет) военнослужащий. У Д.Л. и Д.М. есть сын - Д.С.., которому 12 лет. Он учится в 7 классе. В свободное от учебы время ребенок посещает секцию самбо. Живут в большой квартире. У ребенка имеется отдельная комната. Экономическое положение среднее.
3. Семья Е. Мать (Е.О., 32 года) работает продавцом-консультантом в магазине электротехники. Мужа нет. Имеет сына - Е.К. 12 лет, который учится в 7 классе. Ребенок занимается музыкой и посещает музыкальную школу. Живут в своей небольшой квартире. Экономическое положение низкое.
4. Семья Ш. Мать (Ш.Е., 40 года) работает учителем иностранного языка. Состоит в официальном разводе с мужем. Имеет дочь - Ш.Ю. 13 лет, которая обучается в 7 классе. Воспитывает ребенка вместе с матерью – работающей пенсионеркой. Дочка дополнительно занимается в математическом кружке. Живут в бабушкиной квартире. Экономическое положение низкое.
5. Семья З. Мать (З.И., 32 года) работает воспитателем в детском саду. Муж (З.В., 32 года) работает таксистом. Сыну - З.В. 12 лет. Он учится в 7 классе. Ребенок занимается флеш-танцами и посещает курсы танцевального мастерства. Живут в своей квартире. Экономическое положение среднее.
6. Семья В. Мать (В.С., 33 года) работает учителем. Муж (В.Р., 36 лет) работает торговым представителем. Имеют сына - В.В. 13 лет, который учится в 7 классе и дочь – В.Е. 5 лет, посещающая детский сад. Дети занимаются музыкой и посещают школу искусств. Живут в своей небольшой квартире, отдельно от родителей. Экономическое положение среднее.
7. Семья Ж. Мать (Ж.Е., 34 года) работает в продуктовом магазине. Мужа нет. Ребенок – Ж.М., девочка 12 лет. Ребенок учится в 7 классе. Посещает школу танцев. Живут в своей квартире, материальный достаток средний.
8. Семья П. Мать (П.Я., 31 год) работает медсестрой в больнице, разведена. Воспитывает сына, ребенка 12 лет. Ребенок учится в 7 классе. По словам матери, он подает большие надежды, увлекаясь программированием. Средне обеспеченная семья. Живут в своей квартире. Бывший супруг оказывает материальную помощь.
9. Семья Т. Мать (Т.Ю., 34 года) работает экономистом, с мужем разведена. Есть ребенок, девочка 12 лет, которая учится в 7 классе. Большее время девочка проводит в играх на компьютере. Материальное положение на среднем уровне. Живут с бабушкой в двухкомнатной квартире.
10. Семья Ц. Мать (Ц.С. 36 лет) – парикмахер, отец (Ц.Д, 38 лет) - водитель. Воспитывает двух сыновей - Ц.Е., 12 лет и Ц.А., 8 лет. В воспитании ребенка большую помощь оказывают родители матери, которые являются индивидуальными предпринимателями. Дети в некоторой степени избалованы вниманием бабушки и дедушки, которые стараются ни в чем не отказывать внукам.
11. Семья У. Мать (У.И., 35 лет), отец (У.М., 40 лет). Оба работают менеджерами по продажам в магазине стройматериалов. Воспитывают дочь (У.С.) 12 лет и сына (У.В.) 6 лет. Семья в составе четырех человек проживает в 2-х комнатной квартире. Материальное положение среднее.
12. Семья Д. Мать (Д.М., 32 года) работает на почте. С мужем разведена, но поддерживает отношения, связанные с ведением совместного хозяйства. Д.М. воспитывает дочь 12 лет. Значительную часть времени дочь проводит в гостях у бабушки и дедушки. Условия жизни выше среднего уровня. Живут в своей квартире.
13. Семья О. Мать (О.В., 41 год). Разведена, имеет двух детей: дочь (О.Ж.) 13 лет и сына (О.А.) 5 лет от двух браков. Имеет среднее образование. В воспитании детей оказывает помощь родители С.В. Семья активная, увлекаются спортом, отличается хорошим материальным положением и жилищными условиями.
14. Семья П. Мать (П.Е., 34 года). Является матерью-одиночкой. Рассталась с мужем четыре года назад. Одна воспитывает дочь (П.Ю.) 13 лет и сына (П.С.) 8 лет. Имеет два высших образования. Работает продавцом в магазине, совмещая работу с частным пошивом одежды. Семья в составе трех человек проживает в частном доме. Материальное положение среднее.
15. Семья В. Мать (В.Т. 34 года), отец (В.Д., 36 лет). Имеют одного ребенка – 12 лет (В.В.). Сын учится в 6 классе. Активно помогает матери по дому. Отличается хорошей успеваемостью в школе. Родители имеют среднее образование. Мать работает продавцом в магазине, отец - охранник. Семья проживает в однокомнатной квартире. Уровень жизни средний.
Приложение 2. Методы и методики исследования
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина
Цель: изучение содержания основного типа родительского отношения в исследуемых семьях как педагогической социальной установки родителя по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Результаты опросника оцениваются по пяти шкалам: социальная желательность, принятие-отвержение, авторитарный контроль, симбиоз, отношение к неудачам ребенка. Тест-опросник содержит 61 вопрос.
Инструкция: «Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет»».
Обработка. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
Ключ
Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Интерпретация
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер
Цель: анализ особенностей семейного воспитания в семьях и определение причин возможных нарушений в семейном воспитании.
Каждый вариант АСВ может быть поделен на две части:
выявление нарушений процесса воспитания в семье;
выявление психологических причин отклонений в семейном воспитании.
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» диагностирует некорректное, нежелательное влияние одного члена семьи на другого, а также нарушения при осуществлении семейных ролей и помехи для ее целостности.
Всего методика АСВ содержит 130 вопросов, ответы на которые должен дать родитель. В опроснике нет «неправильных» или «правильных утверждений».
В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
3. Уровень требований к ребенку в семье.
4. Неустойчивость стиля воспитания.
Методика определения доминирующей направленности личности
И.Д. Егорычевой
И.Д. Егорычева понимает личностную направленность как систему доминирующих отношений личности, проявляющихся в двух позициях: отношение личности к себе и ее отношение к другим (обществу). В соответствии с этим она выделяет 4 основные типа личностной направленности 8 подтипов – акцентуаций (см. Приложение).
Цель: выявить тип личностной направленности, определить в целом отношение подростков к себе и к обществу (под обществом в данном случае подразумевается и отдельный человек, и референтная группа, и группа, в которой они учатся, и страна, и человечество в целом).
Материал: респондентам выдаются специальные бланки, пронумерованные от 1 до 40, в соответствии с 40 утверждениями опросника.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив свое отношение к которым, вы сможете увидеть особенности ваших взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой. В бланке ответов рядом с номером высказывания поставьте цифру, выражающую ваше отношение к нему. Большинство высказываний состоят из двух частей. Выразите свое отношение к высказыванию в целом».
Процедура обработки данных: В количественной обработке участвуют только ответы, выражающие согласие испытуемого, т.е. обозначенные цифрами 1 и 2. При более 5 положительных ответах по «Шкале лжи» в анкете к полученным результатам нельзя относиться как достоверным.
Подсчитывается суммарное алгебраическое значение по шкале «Я» и по шкале «О».
Полученные значения Я и О заносятся в график (см. Приложение).
Выявляется тип личностной направленности.
Типы личностной направленности:
1) гуманистическая направленность;
2) социоцентрическая направленность;
3) негативистическая направленность;
4) эгоцентрическая направленность
Методика исследования самооценки С.А. Будасси
Цель: выявить представление испытуемых о самих себе как об особой ценности.
Материал: специальный бланк, в котором в случайном порядке предложено 20 качеств.
Инструкция: «Перед вами список, включающий 20 свойств. Посмотрите его внимательно. Представьте, что у вас, наряду с другими свойствами, есть и эти свойства. Найдите из перечня этих свойств одно, которое, по Вашему мнению, более всего выражено у вас и около этого свойства поставьте 20. Затем найдите свойство, которое меньше всего присуще вам. У этого свойства поставьте 1. Проранжируйте оставшиеся свойства по их выраженности от 20 до 1. Закройте линейкой, листом бумаги представленный ранговый ряд оценок. Теперь предположите, что этот перечень свойств является самыми желательными для вас свойствами. Найдите из перечня свойств одно, наиболее желаемое свойство и рядом с ним слева поставьте 20; затем найдите свойство, самое не желаемое для вас, и около этого свойства поставьте 1. Как и в первый раз проранжируйте эти свойства в границах от 20 до 1».
Процедура обработки материала. Вычисляется разница (d) рангового ряда каждого ранжированного свойства. Затем каждая разница (d2) возведите в квадрат. Подсчитывается сумма возведенных в квадрат разниц. Она умножается на 0,00075. Результат вычисляется из 1. Подсчитывается коэффициент ранговой корреляции двух рядов свойств. Показатель коэффициента выступает критерием самооценки испытуемого.
Л.Д. Столяренко выделяет следующие уровни самооценки:
неадекватно низкий (-0,2) – 0.
низкий 0 – 0,2.
ниже среднего 0,21 – 0,3.
средний 0,31 – 0,5.
выше среднего 0,51 – 0,65.
высокий 0,66 – 0,8.
неадекватно высокий – более 0,8.
К тому же самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относятся самооценки «высокого уровня» и «выше среднего уровня», а также «средний уровень». Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Назначение рангового коэффициента корреляции. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого. Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимально возможное абсолютное значение коэффициента корреляции , минимальное .
Ограничения коэффициента ранговой корреляции.
По каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется имеющимися таблицами критических значений ( Таблица XVI Приложения 1 [10] ), а именно .
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений. В случае если это условие не соблюдается, необходимо вносить поправку на одинаковые ранги.
Алгоритм расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные и .
Проранжировать значения переменной начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
Проранжировать значения переменной , в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
Подсчитать разности между рангами и по каждой стороне таблицы и занести в третий столбец таблицы.
Возвести каждую разность в квадрат . Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
Подсчитать сумму квадратов .
При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки
,
где — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду ; — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду .
Рассчитать коэффициент ранговой корреляции по формуле:
а) при отсутствии одинаковых рангов
где — сумма квадратов разностей между рангами;
и — поправки на одинаковые ранги;
— количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.
Определить по таблице XVI Приложения 1 [10] критические значения для данного . Если превышает критическое значение или, по крайней мере, равно ему, корреляция достоверно отличается от 0.
3