Роль пейзажных текстовых единиц в художественном пространстве произведения Д.И. Стахеева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, в очерках дается описание морского животного мира, что тоже является важной составляющей пейзажной текстовой единицы.
«Дельфины, обрадовавшись случаю поохотиться за мелкой рыбой, подплывают близко к берегу десятками и, по обыкновению, вертятся в воде колесом, показывая на его поверхности свои жирные спины, плавники и хвосты».
Не менее важным элементом анализируемого произведения является южный рынок, который начинается «с небольшой площадки, на которой производится торг сеном, дровами и огородными овощами». Лишь пройдя вглубь, чуть дальше по узенькой тропинке можно попасть в самое сердце южного рынка. Данный образ – колоритен, создается через многообразие описываемых товаров, раскрытие характера и национальностей продавцов и покупателей и описание быта его окрестностей.
Текстовая пейзажная единица – южный рынок – создается при помощи следующих лексических единиц:
Существительных, которые условно можно разделить на 4 группы:
Местность рынка: площадка, улица, лавчонки, магазины, мастерская, навес, крыши, церковь, харчевня, пыль, кабак, булочная;
Товары: туши, бараны, шкуры, купорос, скипидар, фрукты, чеснок, огурцы, яйца, рахат-лукум, орехи, булка, хлеб, баранки;
Профессии: покупатель, сапожник, хозяин, пекари, рабочий;
Национальности: татарин, грек;
Прилагательных: небольшой, узенький, застроенный, незатейливый, колониальный, мануфактурный, мясной, кровавый, ободранный, бакалейный, русский, деревянный, толстый, тесный, черный, солнечный, католический;
Глаголов: пролегает, заняты, несет, стучит;
Наречий: в полуверсте, тут, в соседстве, рядом, вблизи, на прилавке
Проанализировав данный лексический ряд, можно сделать вывод, что образ рынка создается при помощи соответствующего набора имен существительных, которые преобладают в анализируемом отрывке текста. Глаголы же, наоборот, практически отсутствуют и характеризуются формой 3 лица единственного числа. Отсутствие глаголов, можно обосновать выбором обстоятельственных наречий места, основная сема которых, нахождения рядом, вблизи. Не исключено, что используя данный словесный ряд, автор создает образ тесного, набитого всякой всячиной рынка, который подкрепляется выбором соответствующих прилагательных (узкий, небольшой, тесный). Д.И. Стахеев вновь использует противопоставление в образе рынка: искомый объект получился одновременно очень маленьким и сжатым, но в то же время поражает многообразием пестрящих товаров.
Автор также акцентирует внимание на такой важной составляющей южного рынка, как его запах. По мнению Д.И. Стахеева, запах рынка достаточно резкий, пропитанный купоросом и скипидаром.
«…из которого несет купоросом, скипидаром и всякими иными запахами, более или менее сильно бросающимися в нос покупателю…».
Цветовая гамма рынка также построена на контрастах: он может быть черным как тень, серым как пыль, коричневым как кожа татарского торговца, но в то же время он красный как прилавок, рыжий как навес, желтый как солнечный луч и т.п.

Заключение по Главе 2
Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:
Творчество Д.И. Стахеева отличается изображением положительных сторон окружающей действительности, включенностью повествования в бытописание жизни города и описываемой местности, а также уделением особого внимания колористике пейзажных единиц.
Произведение «Крымские акварели» представляет собой эскизные зарисовки Алушты и её окрестностей, моря, гор и, конечно же, южного рынка.
При описании пейзажа автор уделяет особое внимание цветовой гамме. В очерках преобладают яркие, насыщенные цвета – желтый, синий, зеленый, золотой, красный, оранжевый и т.п.; реже встречаются темные оттенки – черный, коричневый, серый. Кроме того, отметим, что автору нравится использование составных описаний цвета, таких как желтовато-серый, матово-розовый, багрово-красный, тёмно-серый, ярко-желтый и др.
Выделенные пейзажные единицы раскрываются через использование средств образно выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты, гиперболы, сравнения.
В анализируемом очерке преобладает естественный географический пейзажный тип (по М.Н. Эпштейн).
Пейзажные единицы создают местный колорит, способствуют раскрытию характерных черт описываемого города и его жителей, а также выполняют одну из основных функций художественного текста – эстетическую - создавая прекрасный образ природы Алушты и её окрестностей, и привлекая внимания читателя к сообщаемой информации.




Список источников

Биография Д.И. Стахеева. URL: http://old.zur.ru/news/show/3035 / (дата обращения 19.05.2019)
Биография Д.И. Стахеева. URL: https://mingitau.livejournal.com/202631.html / (дата обращения 19.05.2019)
Патенко Г. Р. Русская антропонимия романического пространства Д.И. Стахеева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Елабуга, 2007. 22 с.
Эпштейн, М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.

Список источников

1. Биография Д.И. Стахеева. URL: http://old.zur.ru/news/show/3035 / (дата обращения 19.05.2019)
2. Биография Д.И. Стахеева. URL: https://mingitau.livejournal.com/202631.html / (дата обращения 19.05.2019)
3. Патенко Г. Р. Русская антропонимия романического пространства Д.И. Стахеева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Елабуга, 2007. 22 с.
4. Эпштейн, М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют пейзажные текстовые единицы в художественном произведении Д. И. Стахеева?

Пейзажные текстовые единицы в произведении Д. И. Стахеева выполняют важную роль, создавая ощущение окружающего пространства и передавая настроение сцен. Они помогают читателю визуализировать местность и создать в сознании более полное представление о событиях произведения.

Каким образом пейзажные текстовые единицы художественного произведения Д. И. Стахеева влияют на восприятие читателя?

Пейзажные текстовые единицы в произведении Д. И. Стахеева описывают природные явления и окружающую среду, что помогает читателю лучше вжиться в события произведения. Они делают восприятие книги более живым и эмоциональным, позволяя читателю почувствовать присутствие героев и окунуться в созданный автором мир.

В чем заключается важность описания морского животного мира в художественном произведении Д. И. Стахеева?

Описание морского животного мира в произведении Д. И. Стахеева является важной составляющей пейзажной текстовой единицы. Оно позволяет читателю окунуться в мир подводного царства и узнать больше о живых организмах, обитающих в море. Это создает атмосферу и глубину произведения, делая его более интересным и погружающим.

Как проявляется в произведении Д. И. Стахеева роль дельфинов в пейзажных текстовых единицах?

В произведении Д. И. Стахеева описывается поведение дельфинов, которые радостно подплывают близко к берегу и показывают на поверхности свои спины, плавники и хвосты. Это является ярким элементом пейзажной текстовой единицы и создает ощущение живости и движения в произведении.

Чем обусловлена важность южного элемента в анализируемом произведении Д. И. Стахеева?

Южный элемент, присутствующий в анализируемом произведении Д. И. Стахеева, является важным, так как он создает специфическую атмосферу и окружение для событий произведения. Описания южной природы, климата и окружающего ландшафта помогают читателю представить себе место действия произведения и лучше понять настроение героев.

Какую роль выполняют пейзажные текстовые единицы в произведении Д. И. Стахеева?

Пейзажные текстовые единицы играют важную роль в художественном пространстве произведения Д. И. Стахеева. Они помогают создать образы природных ландшафтов, передать особенности природы и создать атмосферу произведения.

Что включает в себя описание морского животного мира в очерках Д. И. Стахеева?

Описание морского животного мира является важной составляющей пейзажной текстовой единицы в произведениях Д. И. Стахеева. Это описание включает в себя образы дельфинов, которые подплывают близко к берегу и показывают свои хвосты и плавники, а также другие морские животные.

Что ещё является важным элементом произведения Д. И. Стахеева, помимо пейзажных текстовых единиц?

Помимо пейзажных текстовых единиц, важным элементом анализируемого произведения Д. И. Стахеева является южный ландшафт. Он также описывается в произведении и создает особую атмосферу южного побережья.