Анализ деятельности клубных и кружковых формирований МКУК “Лекарственновский КДЦ” Тогучинского района Новосибирской области»
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 12.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ И КРУЖКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Формы организации клубных и кружковых формирований, их специфика, задачи и функции 5
1.2 Классификация клубных и кружковых форм 15
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ И КРУЖКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ МКУК «ЛЕКАРСТВЕННОВСКИЙ КДЦ» ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБАСТИ 21
2.1Характеристика деятельности учреждения культуры МКУК «Лекарственновский КДЦ» 21
2.2 Анализ деятельности клубов 30
2.3 Анализ деятельности кружков 36
2.4 Проект развития клубных и кружковых формирований 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Часто в детские и юношеские кружки и секции приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога – руководителя – помочь ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. Спектр предложений центра достаточно широк, так как интересы подростков разнообразны. Обеспечение как можно более широкого удовлетворения круга этих интересов – самая надежная профилактика потенциальных правонарушений, надежный способ воспитания подрастающего поколения.2.4 Проект развития клубных и кружковых формированийС целью изучения реальных потребностей и интересов жителей села в сфере культурно-досуговой деятельности нами были проведены опросы, встречи с населением. На основании мнений посетителей учреждения было выяснено, что 89% опрашиваемых респондентов полностью, либо в основном, довольны работой МКУК «Лекарственновский КДЦ».Это свидетельствует о востребованности учреждения и эффективности организации его деятельности. По итогам же анализа предложений по улучшению деятельности учреждения было выделено основное направление: улучшение технического оснащения и предоставление более комфортных условий для проведения досуга жителей села.В таблице 6 приведены данные об участниках проведенного опроса.Таблица 6 – Участники опроса по гендерному признакуОбщеечислоопрошенных(чел.)В томчислемужчинженщинчисло%число%1013231,66968,4Как видно из таблицы, участники опроса в подавляющем большинстве представлены женской частью населения (68,4 %), что можно считать реальным отражением половой структуры посетителей МКУК «Лекарственновский КДЦ».Одним из наиболее важных факторов, определяющих культурно- досуговые интересы и предпочтения населения, является их возраст. Распределение участников опроса по возрасту приведено в таблице 7.Таблица 7 – Распределение по возрастуВсего (чел.)В том числе в возрасте (лет)10-1617-2223-3031-4041-5051-60более 60число%число%число%число%число%число%число%1011716,81211,91211,91918,81817,81514,887,9Как видно из таблицы, самой большой по количественному наполнению группой участников клубных формирований является группа жителей села в возрасте 31–40 лет (18,8 %). Однако в целом цифры соотношение пропорциональное, что говорит об интересе разных возрастных категорий населения к деятельности центра.В числе посетителей МКУК «Лекарственновский КДЦ»следует также выделить группу подростков. Подростки – это группа, на которую ориентирована работа многих клубных формирований, что объясняется повышенной активностью, достаточным количеством свободного времени и возможностью воспроизводства культурной жизни села через данную возрастную группу.При определении роли МКУК «Лекарственновский КДЦ»в жизни населения следует обратить внимание на то, какую часть времени респонденты проводят в доме культуры.Для этого респондентов просили оценить количество и формы проведения свободного времени (таблица 8). Таблица 8 – Проведение свободного времениНазванныезанятияКоличествоответов%Занятиелюбимымделом, хобби3518,23Заботы по дому, воспитаниедетей2211,72Ничегонеделать63,15Общение с друзьями3819,67Посещение СДК4121,6Сон84,54Активныйотдых, Укреплениездоровья1910,28Просмотртелевизора,Компьютерныеигры2010,81Всегоответов192100Как видно из таблицы, близкая к максимальной по количеству ответов позиция – это «общение с друзьями» (19,67 %), для значительной части респондентов такая форма занятий напрямую также связана с посещением дома культуры, как и позиция «занятие любимым делом, хобби» (18,23 %). При этом среди занятий, проводимых в свободное время, лидирует позиция «посещение ДК» – 21,6 % от числа названных занятий.Половина опрошенных (55,4 %) являются постоянными посетителями МКУК «Лекарственновский КДЦ», 19,8 % посещают КДЦ примерно два-три раза в месяц, что говорит о достаточно большой значимости культурно-досугового центра для населения села и участников клубных формирований в частности. Значимость КДЦ подчеркивает то, что большинство участников клубных формирований сожалеют, что они редко бывают в доме культуры. Так, рисунокпоказывает распределение ответов респондентов на вопрос «Хотели бы Вы посещать КДЦ чаще?».Рисунок 10. Результат опроса о желании чаще посещать КДЦЖителям села Лекарственноезадавался вопрос: «Что Вы могли бы посоветовать работникам КДЦ для повышения качества егоработы?»Распределение ответовна поставленный вопрос представлено в таблице.Как видно из таблицы 9, 41,5% респондентов указывают на нехватку дискотек, тренажерного зала и различных кружков для детей. Наиболее удобное время для проведения мероприятий - будни вечером, то есть жители хотят посещать мероприятия после работы.Примечательно, что претензии к качеству работы сотрудников высказываются реже остального. Пожелания повысить качество проведения мероприятий (4,1 %) занимают последние места среди ответов респондентов. Таблица 9 – Предложения по улучшению работы учрежденияВысказанныепредложенияКоличествоответов%Увеличить численность и разнообразие клубныхформирований2322,7Увеличить численность и разнообразие кружковыхмероприятий2019,8Повысить качество проведения клубныхмероприятий54,9Проводить больше платных мероприятий, пускаяприбыль на развитие54,9Оснастить КДЦ тренажерным залом, увеличить количество дискотек и кружков для детей4241,5Планировать работу, опираясь на мнение жителей65,9Всегоответов101100Следует обратить внимание на пожелание респондентов «планировать работу, опираясь на мнение местных жителей» – 5,9 %. Хотя количество подобных ответов не высоко, это число показывает, что примерно в 6-ти % случаев участники клубных формирований считают, что их интересы не учтены при организации работы КДЦ. Чтобы лучше понять, какую роль играет КДЦ в жизни населения села Лекарственное, участникам опроса задавался вопрос: «Какие возможности дает Вам и жителям села КДЦ»? Распределение ответов респондентов на этот вопрос представлено в таблице.Опрос показал, что среди возможностей, предоставляемых жителям села КДЦ, респонденты наиболее часто выделяют: общение с близкими, друзьями, знакомыми – 15,08 %, возможность участвовать в культурной жизни села – 14,25 %, возможность отдохнуть от работы и домашних дел – 12,97 %.Таблица10 – Возможности, предоставляемые КДЦ жителям селаУказанныевозможностиКоличествоответов%Возможность участвовать вкультурной жизни села3114,25Развитие творческих способностей у Вас и вашихдетей2210,28ВозможностькультурногоПроведениядосуга198,69Возможность отдохнуть отработы и домашних дел2812,97Возможностьпроявитьсвоиспособности209,28Общение с близкими друзьями,знакомыми3315,08Возможностьинтереснопровестивремя2210,03Возможность выбраться изповседневной рутины104,82Возможностьпосмотретьинтересноемероприятие2411,01Приобщениежителей к культуре52,41Никакихвозможностейнедает21,18Всегоответов2 16100,00Если сопоставить ответы респондентов на этот вопрос с советами по улучшению работы КДЦ, можно увидеть, что, в первую очередь, жители села находят в КДЦ возможность удовлетворить коммуникативные потребности.Следует также отметить, что ответ респондентов «никаких возможностей не дает» встречается лишь в 1,18 % случаев. В связи с перспективой расширения количества платных услуг и мероприятий, ежегодного увеличения финансового плана по доходам КДЦ от платных услуг возникает проблема готовности сельских жителей оплачивать услуги КДЦ.Эффективность работы КДЦ, кроме всего прочего, выражается в степени удовлетворенности его работой. С целью определения данного показателя респондентам задавался вопрос: «Насколько Вы удовлетворены работой КДЦ?» (Таблица 11).Таблица 11 – Удовлетворенность работой КДЦЧислоопрошенных (чел.)ПолностьюудовлетвореныВосновномудовлетвореныВосновном не удовлетвореныПолностьюнеудовлетвореныЗатрудняюсьответитьЧисло%Число%Число%Число%Число%1013938,94845,633,022,798,8Из 101 участника опроса 39 человек (38,9 %) ответили, что работой КДЦудовлетворены полностью и еще 48 человек (45,6 %) – в основном удовлетворены. Таким образом, положительную оценку работе дома культуры дало большинство респондентов – 85,5 %. Отрицательные высказывания были получены лишь от 5,7 % участников опроса. 8,8 % респондентов затруднились дать какую-либо оценку работы КДЦ.На основании мнений посетителей КДЦ было выяснено, что абсолютное большинство полностью либо в основном довольны работой дома культуры. В целом жители положительно относятся к проводимой работе. Среди посетителей, которые полностью довольны работой КДЦ85,5%.В ходе исследования было выявлено, что большинство респондентов не отметили в деятельности КДЦ недостатков. Это свидетельствует о востребованности дома культуры в социально-культурном пространстве села Лекарственное и эффективной организации его деятельности.В результате опроса можно также сделать вывод о том, что для тех жителей села, у которых отмечается активная жизненная позиция и коммуникативная потребность в общении со сверстниками, культурно- досуговые мероприятия КДЦ являются важной составляющей частью их общественной жизни и помогают реализовать творческий потенциал. Общие выводы по исследованию КДЦ села Лекарственное указывают на нехватку дискотек, тренажерного зала и различных кружков для детей. Наиболее удобное время для проведения мероприятий - будни вечером, то есть жители хотят посещать мероприятия после работы.Одно из направлений совершенствования центра - ориентированность на воспитание толерантности, на формирование личности с продуктивным, творческим мышлением, на воспитание независимости в суждениях, умения дискутировать, влиять на людей и выбирать пути сотрудничества с ними на основе владения навыками культуры общения. Развитие толерантности (уважения, принятия и понимания богатого многообразия мировых культур) у подростков имеет большое значение.Развитие центраприводит к укоренению духа толерантности, развитию у подростков черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Результат деятельности клуба в данном направлении – самоактуализирующаяся личность, которой присущи: - принятие себя и других людей таких, какие они есть; - установление доброжелательных отношений с окружающими; - способность к глубокому пониманию жизни; - активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться; - развитие творческих способностей; - умение полагаться на свой опыт, разум и чувства; - способность брать на себя ответственность; -приложение усилий для достижения поставленных целей.В центре организовываются выступления людей (взрослых и подростков) других культур, которые проживают в районе: изучение культуры, традиций и обычаев их стран, показ национальных песен и танцев. Участники встреч могут угощать друг друга национальными сладостями, которые приготовили мамы подростков.Подобные беседы, будут способствовать развитию толерантности в молодежной среде.Таким образом, удовлетворение культурно-досуговых потребностей жителей сел требует совершенствования социально-культурной инфраструктуры, модернизации форм деятельности уже имеющихся учреждений и создания современных комплексных объектов, отвечающих разнообразным культурным запросам населения.В результате проделанной работы можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию деятельности МКУК «Лекарственновский КДЦ»: – регулярно изучать интересы и запросы различных категорий населения; – привлекать большее количество людей в клубные формирования; – использовать в работе различные инновационные формы культурно-досуговой деятельности; – организовать новые виды платных услуг населению (караоке-клуб, Интернет-кафе, проведение различных мероприятий, написание и разработка сценариев под заказ, демонстрация кинофильмов); – повышать профессиональный уровень работников клубного учреждения, по средствам мастер-классов и тренингов городских артистов. Таким образом, считаем, что использование указанных рекомендаций положительно скажется в целом на деятельности МКУК «Лекарственновский КДЦ», а также будет способствовать его популяризации среди населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Клубное формирование – добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в совместной творческой деятельности.Его основное предназначение заключается в следующем:способствоватьразвитию творческого потенциала каждого участника;создавать условия для освоения и создания участниками культурных ценностей;обеспечивать овладение ими полезными навыками в организации досуга, в области здорового образа жизни и культуры быта и т.д.Кружок – это клубное образование, в котором творческой и исполнительской деятельности предшествуют учебные занятия, составляющие преобладающую часть всех классов. Во главе кружка стоит руководитель-педагог, значительно превосходящий участников по подготовке (вокал, танец, театр, художественное слово, шахматы). Клубные и кружковые формирования могут быть классифицированы по различным основаниям. Основной является классификация на самодеятельные объединения досугового общения и коллективы любительского (самодеятельного) творчества.Самодеятельное объединение досугового общения – организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально полезной деятельностью с целью удовлетворения разнообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени. Целью участников является общение с единомышленниками.Коллектив любительского (самодеятельного) художественного творчества (далее – коллектив) – постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видеоискусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время. Главное отличие от самодеятельных объединений досугового общения – создание культурных ценностей.МУК «Лекарственновскийкультурно-досуговый центр»является культурно-досуговым учреждением на территории Мирновского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, целью деятельности которого является удовлетворение спроса населения в сфере культуры, досуга, развлечений, а также обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей, и благ для населения, поощрение деятельности населения по приобщению к творчеству, культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами, организация досуговой деятельности для населения территории Мирновского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области.В МКУК «ЛекарственновскийКДЦ» активно функционируют клубные формирования различной жанровой направленности. Особое место в работе клуба занимает формирование традиций. Постепенно разовые мероприятия совершенствуются и переходят в разряд традиционных. Так, традициями центра стали: Праздничные мероприятия, посвященные Дню знаний, Новому году; 8 марта, Дни именинника, Выпускной бал и т.д. встреча с выпускниками; Чествование ветеранов войны и труда.Ежегодно проводятся новогодние праздники для старшеклассников района. Подростки из творческих коллективов клуба активно участвуют в мероприятиях, они готовят театральные сюрпризы, цирковые, танцевальные номера, проводится выставка новогоднего рисунка, залы и елку украшают подростки из старших спортивных групп. Такого рода совместная деятельность сплачивает подростков, наполняя новым содержанием не только их досуг, но и формируя их личность.Групповая форма досуга актуальна как для личности, так и для общества в целом. Важным моментом является то, что подготовка к таким праздникам осуществляется самими участниками, и не требует больших расходов, зато способствует фантазированию, движению, раскрепощению, придумыванию. Существенное воспитательное значение имеет коллективный, командный характер театральных представлений и интеллектуальных игр. Центр ищет новые способы работы с подростками, осуществляет проекты, которые способны увлечь молодых людей. Подростки и их родители с удовольствием принимают участие в подготовке и проведениимероприятий: «Татьянин День», «День Святого Валентина», «День Защитника Отечества», «Мамин день 8 марта» и др.В последнее время в заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства старшего поколения младшему. Основная форма работы в кружках и студиях - образовательный процесс. Задачей является правильное распределение и активизация досуга подростков в свободное время. Каждый подросток имеет право выбирать занятие по душе, будь то занятие по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общение или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка для подростков становится, прежде всего, педагогом, главные качества которого - любовь к детям, мастерство. Часто в детские и юношеские кружки и секции приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога – руководителя - помочь ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личность. Спектр предложений центра достаточно широк, так как интересы детского и взрослого населения муниципального образования разнообразны. Обеспечение как можно более широкого удовлетворения спектра этих интересов – самая надежная профилактика потенциальных правонарушений, надежный способ воспитания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. М: Аспект-Пресс, 2006. 236 с.Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 2006. …..с.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. ….. с.Анофриков П. И. Клуб, кино и фантазия. Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. 101 с.Ариарский М.А. Прикладная культурология.СПб: Изд-во «ЭГО», 2001. 288 с.Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / И.М.Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатова. М.: «Академия», 2013. …. с.Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-ство: РАГС, 2001. 138 c.Беляева М.А. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей-инвалидов / М.А. Беляева, О.Ю. Буторина // Пед. образование в России. – 2010. – №1. – С. 39-46 Быстрова А.Н. Мир культуры: Учеб.пособие для вузов. М.: Маркетинг, 2006. 246 с.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта; Моск. психолого-социальный институт, 1998. 342 с.Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. … с.Демченко А.Возможности российского досуга //Клуб. - 1996. - № 7.С.10-13.Дискин Е. И. Культура: стратегия социально-экономического развития. М: Экономика, 1990. -107 с.Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. МГУКИ, М., 1999 г.Ершов Н. Н. Стратегическое управление сферой культуры региона: автореф. дис. … на соиск. учен.степени канд. эконом. наук /Ершов Николай Николаевич (08.00.05). СПб., 2010. 23 сЖарков А.Д. Социально-культурные аспекты эстрадного искусства: история, теория, технология. - М.: МГУКИ, 2004. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: ИД МГУКИ, 2007. – 480 с.Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 225 с.Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2010. – 396 с.Каменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учеб.пособие для СПО / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.Касьянова Н. М. Клубная работа по месту жительства: исторический опыт и современная практика // YouthWorldPolitic. – 2013. – № 4. – С. 25–29. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2005. – 539 с.Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.Колосова О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 28. С. 11-16.Комиссарова С.А. Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности // Вестн. МГУКИ. – 2010. – № 1. – С. 104-106Комиссарова С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестн. славянских культур. – 2008. – № 3/4. – C. 159-166 Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.Куличкина Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа : учеб.пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2018. 197 с.Кульсеева Т.Г. Роль социальных клубов в развитии сферы жизнеобеспечения региона // Вестн. ОмГУ. Сер. Экономика. – 2015. – № 3. – С. 244-248 Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. - 426с.Матецкая М.В. Концепция отрасли культуры в научных исследованиях: обзор основных подходов и методик оценки // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2 (14). С. 128-131.Михалев, И. В. Методологические подходы к определению и структуре сферы услуг / И. В. Михалев // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – №10. – С 45.Новикова Л.Л. Клуб как функциональная модель культурной деятельности :дис. … канд. филос. наук : 17.00.08 / Новикова Лариса Леонидовна. – М., 1990. – 141 с.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб.пособие для вузов / под общ. ред. Н.П. Гончаровой. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2015. - 443 сОрганизация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб.пособие для вузов / М.В. Воротной [и др.], под общ. ред. Н. П. Гончаровой. – СПб. : Лань, 2015. – 442 с.Пашаева М.Р. Коммуникационная деятельность учреждений культуры и искусства: результаты исследования [Текст] / М.Р. Пашаева // Идеи и идеалы. – 2014. - № 1 (19). – С. 119-126.Пашаева М.Р. Технологии позиционирования учреждений культуры и искусства: экспертный опрос [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и 68 педагогика». 2013. № 10.Пенькова З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности: курс лекций. –Орел, 2012.Полукаров, В. В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение / В. В. Полукаров. - М. : Знание, 1988. - 80 с. Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга современных школьников / В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 4 (24). - С. 134-138. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казань: РИЦ “Школа”, 2006. –216 с.Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 195. – 2013. – С.47-55.Социологический энциклопедический словарь. -М., 1998.Трембовельский, Е. Г. Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии / Е. Г. Трембовельский // Музыкальная академия. – 2013. – №2. – С.65– 89.Шамсутдинова Д.В. Турханова Р.И. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств - №1 -2012Щепеткова И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Политематический журнал научных публикаций Дискуссия. -2015. - №6 (58).Ярошевич Т. М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание// Гуманитар., соц.-экон. и обществен. науки. 2014. № 1. С. 299-304.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. М: Аспект-Пресс, 2006. 236 с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 2006. …..с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. ….. с.
4. Анофриков П. И. Клуб, кино и фантазия. Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. 101 с.
5. Ариарский М.А. Прикладная культурология.СПб: Изд-во «ЭГО», 2001. 288 с.
6. Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / И.М.Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатова. М.: «Академия», 2013. …. с.
7. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-ство: РАГС, 2001. 138 c.
8. Беляева М.А. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей-инвалидов / М.А. Беляева, О.Ю. Буторина // Пед. образование в России. – 2010. – №1. – С. 39-46
9. Быстрова А.Н. Мир культуры: Учеб.пособие для вузов. М.: Маркетинг, 2006. 246 с.
10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта; Моск. психолого-социальный институт, 1998. 342 с.
11. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. … с.
12. Демченко А.Возможности российского досуга //Клуб. - 1996. - № 7.С.10-13.
13. Дискин Е. И. Культура: стратегия социально-экономического развития. М: Экономика, 1990. -107 с.
14. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. МГУКИ, М., 1999 г.
15. Ершов Н. Н. Стратегическое управление сферой культуры региона: автореф. дис. … на соиск. учен.степени канд. эконом. наук /Ершов Николай Николаевич (08.00.05). СПб., 2010. 23 с
16. Жарков А.Д. Социально-культурные аспекты эстрадного искусства: история, теория, технология. - М.: МГУКИ, 2004.
17. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: ИД МГУКИ, 2007. – 480 с.
18. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 225 с.
19. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2010. – 396 с.
20. Каменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учеб.пособие для СПО / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
21. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.
22. Касьянова Н. М. Клубная работа по месту жительства: исторический опыт и современная практика // YouthWorldPolitic. – 2013. – № 4. – С. 25–29.
23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2005. – 539 с.
24. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.
25. Колосова О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 28. С. 11-16.
26. Комиссарова С.А. Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности // Вестн. МГУКИ. – 2010. – № 1. – С. 104-106
27. Комиссарова С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестн. славянских культур. – 2008. – № 3/4. – C. 159-166
28. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.
29. Куличкина Г. В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа : учеб.пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2018. 197 с.
30. Кульсеева Т.Г. Роль социальных клубов в развитии сферы жизнеобеспечения региона // Вестн. ОмГУ. Сер. Экономика. – 2015. – № 3. – С. 244-248
31. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.
32. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. - 426с.
33. Матецкая М.В. Концепция отрасли культуры в научных исследованиях: обзор основных подходов и методик оценки // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2 (14). С. 128-131.
34. Михалев, И. В. Методологические подходы к определению и структуре сферы услуг / И. В. Михалев // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – №10. – С 45.
35. Новикова Л.Л. Клуб как функциональная модель культурной деятельности :дис. … канд. филос. наук : 17.00.08 / Новикова Лариса Леонидовна. – М., 1990. – 141 с.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
37. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб.пособие для вузов / под общ. ред. Н.П. Гончаровой. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2015. - 443 с
38. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб.пособие для вузов / М.В. Воротной [и др.], под общ. ред. Н. П. Гончаровой. – СПб. : Лань, 2015. – 442 с.
39. Пашаева М.Р. Коммуникационная деятельность учреждений культуры и искусства: результаты исследования [Текст] / М.Р. Пашаева // Идеи и идеалы. – 2014. - № 1 (19). – С. 119-126.
40. Пашаева М.Р. Технологии позиционирования учреждений культуры и искусства: экспертный опрос [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и 68 педагогика». 2013. № 10.
41. Пенькова З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности: курс лекций. –Орел, 2012.
42. Полукаров, В. В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение / В. В. Полукаров. - М. : Знание, 1988. - 80 с.
43. Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга современных школьников / В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 4 (24). - С. 134-138.
44. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казань: РИЦ “Школа”, 2006. –216 с.
45. Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 195. – 2013. – С.47-55.
46. Социологический энциклопедический словарь. -М., 1998.
47. Трембовельский, Е. Г. Организация культурного пространства России: отношение центров и периферии / Е. Г. Трембовельский // Музыкальная академия. – 2013. – №2. – С.65– 89.
48. Шамсутдинова Д.В. Турханова Р.И. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств - №1 -2012
49. Щепеткова И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Политематический журнал научных публикаций Дискуссия. -2015. - №6 (58).
50. Ярошевич Т. М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание// Гуманитар., соц.-экон. и обществен. науки. 2014. № 1. С. 299-304.