Формирование связной речи у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 24 24 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 20.09.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Особенности формирования связной речи
1.1.Психолингвистические основы изучения связной речи
1.2.Развитие речи в онтогенезе
2.Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
2.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
2.2.Пути развития связной речи дошкольников с ОНР
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приёмы коррекции.
Пути развития связной речи дошкольников с ОНР
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта (10).
Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению (6).
В зависимости от психологической основы содержания, детских рассказов, в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание. Кроме того, по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию - на фактические и творческие.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
формирование навыков построения связных монологических высказываний.
развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка (6).
Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:
опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др. (8).
В педагогической литературе приводится подробная характеристика различных видов обучения рассказыванию нормально развивающихся дошкольников (описание предметов, пересказ, рассказывание по картинам и из опыта, творческое рассказывание). Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе. Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии (8).
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.
Заключение
Важнейшим в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР второго уровня является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Список литературы
Валлон А. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.
Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. – 352с.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981, -ТД. - 61-212с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Огиз, 1932. - 312с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 240с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.








2

Список литературы
1.Валлон А. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 1986. - 286 с.
2.Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 165с.
3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. – 361с.
5.Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
6.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
7.Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160с.
8.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
9.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969. – 214с.
10.Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. -680с.
11.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. – 352с.
12.Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т.- М.: Педагогика, 1981, -ТД. - 61-212с.
13.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Огиз, 1932. - 312с.
14.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
15.Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
16.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 240с.
17.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть в формировании связной речи у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР?

Дети дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР могут иметь определенные трудности в формировании связной речи, так как они обычно испытывают затруднения в понимании и использовании грамматических структур и связных элементов речи. Это может приводить к нечеткости и непоследовательности высказываний. Однако, с помощью психолого-педагогической характеристики и системы организации работы с такими детьми, можно достичь прогресса в развитии связной речи.

Какие психолингвистические основы используются при изучении связной речи у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР?

При изучении связной речи у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР используются психолингвистические основы, основанные на понимании и использовании языка. Это включает в себя понимание грамматических структур, связных элементов и конструкций, а также развитие контекстуального понимания и связной речи в целом.

Как развивается связная речь у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР?

Связная речь у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР развивается путем систематической работы с логопедом. Дети учатся понимать и использовать грамматические структуры, связные элементы и конструкции, а также улучшают контекстуальное понимание и способность строить связные высказывания. Это достигается через специальные упражнения и игры, которые способствуют развитию связной речи.

Какие психолого-педагогические характеристики характерны для детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР?

У детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР могут быть характерными такие психолого-педагогические характеристики, как затруднения в понимании и использовании грамматических структур и связных элементов речи, нечеткость и непоследовательность высказываний, а также общая задержка в развитии речи. Однако, с помощью специальных методик и работы с логопедом, дети могут преодолеть эти трудности и развить связную речь на соответствующем уровне.

Какие особенности есть в формировании связной речи у детей дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР?

В формировании связной речи у детей дошкольного возраста с вторым уровнем общего недоразвития речи (ОНР) есть ряд особенностей. Они могут проявляться в затруднениях в понимании и использовании грамматических правил, ограниченном словарном запасе, недостаточной связности и последовательности речи.

Какие психолингвистические основы изучаются при формировании связной речи?

При изучении формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР важными психолингвистическими основами являются изучение семантики, синтаксиса и прагматики речи. Семантика помогает понять значение слов и их взаимосвязь, синтаксис - согласование слов и предложений, а прагматика - использование языка для коммуникации.

Как развивается связная речь у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с ОНР развитие связной речи может быть затрудненным. Они могут испытывать трудности в формировании грамматической связности, последовательности речи и используемых логических связей. Однако с помощью психолого-педагогических методик и индивидуальной работы с логопедом, связная речь у таких детей может достичь нормального уровня.

Какие данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР могут помочь логопеду в определении наиболее адекватной системы организации работы?

В ходе психолого-педагогической диагностики детей с ОНР логопед может получить данные о уровне развития связной речи, лексическом запасе, грамматической структуре, а также общей психической характеристике ребенка. Эти данные помогут логопеду определить наиболее адекватную систему организации работы для развития связной речи у ребенка.