Управление финансами в системе местного самоуправления
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы управления финансами в системе местного управления 3
1.1. Понятие и содержание экономической основы местного самоуправления 4
1.2. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов МСУ 5
3.1 Деятельность органов местного самоуправления в бюджетном процессе 8
Глава 2. Анализ состояния местных бюджетов РФ как финансовой основы для осуществления полномочий органов МСУ 12
2.1 Местные бюджеты РФ: анализ и проблематика функционирования 12
2.2 Совершенствование системы управления финансами на местном уровне 18
Таблица 4 - Сведения о самообложении граждан в отдельных субъектах Российской Федерации (по данным Минфина России) 20
Заключение 22
Список литературы 24
С одной стороны, это повышает заинтересованность жителей, дает возможность привлечения дополнительного финансирования и формулирования самими людьми того, чего они хотят; с другой - в определенном смысле, это перекладывание функций органов власти на плечи населения.Можно выделить следующие механизмы вовлечения населения:- самообложение граждан;- инициативное бюджетирование;- краудфандинг.Краудфандинг (от англ. crowd funding - народное финансирование) - новый для России инструмент привлечения инвестиций. Краудфандинг - это способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей. Краудфандинг дает шанс вплотную изучить и расширить аудиторию, узнать ее потребности и протестировать идею. Представители муниципального сообщества к этому инструменту пока только присматриваются, однако уже сейчас есть примеры удачного его использования. Например, собраны средства на строительство общественного центра в дер. Малый Турыш (Свердловская область, 2018 г.); на строительство в с. Кирилловское пекарни (2016 г.) и приобретение хлебовоза (2017 г.) для 15 окрестных деревень Краснобаковского района (Нижегородская область); на ремонт памятника деревянной архитектуры "Дом Шахова" в Вологде (2013 г.); на установку светофора в Кирово-Чепецке (Кировская область, 2014 г.) и др. Фактически собранные средства в 1,1 - 1,7 раза превышают первоначально запрашиваемые. В 2018 г. в Государственную Думу внесен проект Федерального закона №419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)". Его цель - урегулирование отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).Инициативное бюджетирование представляет собой участие граждан того или иного МО в решениях вопросов местного значения, касаемых бюджетных отношений. Инициативное бюджетирование выражается в включении граждан в выбор приоритетных проектов, общественный контроль пр их реализации, непосредственное участие граждан и бизнеса.Об инициативном бюджетировании как о механизме повышения открытости общественных финансов говорится, например, в Государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».Наиболее привычным для органов местного самоуправления механизмом привлечения денежных средств от населения является самообложение граждан. Согласно ст. 56 Закона №131-ФЗ средства самообложения граждан - это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы их введения и использования решаются на местном референдуме или сходе. Особенностью самообложения является то, что региональными, муниципальными правовыми актами предусматривается софинансирование местных инициатив.По данным Минфина России, в 2017 г. география введения самообложения включала в себя 36 cубъктов, 1 687 МО, что составляет 7,6% от общего количества муниципальных образований (в 2016 г. – 35 субъектов, 1 567 МО) .Сведения об объеме полученных средств приводятся в табл. 4.Таблица 4 - Сведения о самообложении граждан в отдельных субъектахРоссийской Федерации (по данным Минфина России)РегионОбъем средств самообложения, млн руб.Доля, %Российская Федерация240,1100Республика Татарстан203,584,8Кировская область9,33,9Пермский край4,61,9Липецкая область2,91,2Кабардино-Балкарская Республика2,61,1Калужская область2,31,0Анализ опыта использования механизма самообложения показывает некоторые трудности и проблемы, к числу которых можно отнести:- сложность исполнения принятого решения, особенно жителями, которые голосовали против;- низкая заинтересованность жителей, проживающих на соседних улицах и в соседних населенных пунктах принимать участие в голосовании (ранее предусматривалось проведение референдума на всей территории муниципального образования, поэтому выносимый на голосование вопрос реально касался не всех); это приводит к низкой явке, отсутствию положительного результата голосования;- стала формироваться судебная практика, касающаяся формулировки вопроса, выносимого на референдум;- объем собираемых средств иногда сопоставим с затратами на его проведение.Таким образом, формирование экономической основы местного самоуправления, требуемой для реализации соответствующих полномочий, адекватной современным вызовам, может осуществляться с использованием разных механизмов и инструментов. Можно говорить как об увеличении доходной части местных бюджетов, так и об оптимизации расходной части. ЗаключениеЭкономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. На имущественную базу муниципального образования надо смотреть не только в контексте профильности активов, их целевого назначения, но и с позиции достаточности для осуществления соответствующих функций, в том числе для выполнения публичных обязательств. Не меньшее значение имеют и инструменты управления имуществом, привлечения частных инвестиций, используемые органами местного самоуправления.Финансовая основа МСУ крепко связана с экономической основой МСУ. Финансовая и экономическая основы являются важными компонентами реализации МСУ. Муниципальное образование (далее - МО) в соответствие с БК РФ обладает самостоятельным местным бюджетом. Процедуры формировании, утверждения, исполнения и контроля осуществляется органами МСУ в соответствии с требованиями, федерального, регионального и муниципального законодательства.Обладая финансовой самостоятельностью, органы МСУ обладают бюджетными правами, и соответственно, степень данной самостоятельности определяется в зависимости от компетенций того или иного органа МСУ, а также полномочий возложенных на него.Устойчивой тенденцией последних лет является вовлечение населения в финансирование проектов, деятельности, связанной с решением вопросов местного значения. С одной стороны, это повышает заинтересованность жителей, дает возможность привлечения дополнительного финансирования и формулирования самими людьми того, чего они хотят; с другой - в определенном смысле, это перекладывание функций органов власти на плечи населения.Можно выделить следующие механизмы вовлечения населения:- самообложение граждан;- инициативное бюджетирование;- краудфандинг.Таким образом, формирование экономической основы местного самоуправления, требуемой для реализации соответствующих полномочий, адекватной современным вызовам, может осуществляться с использованием разных механизмов и инструментов. Можно говорить как об увеличении доходной части местных бюджетов, так и об оптимизации расходной части. Список литературыБюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 18. Ст. 2166.Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учеб. пособие / С.Г. Еремин. М.: Юстицинформ, 2014. 236 с.Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция / Н.В. Постовой. М.: Юриспруденция, 2014. 144 с.Пешин Н.Л. Проблемы и перспективы экономического и социального развития местного самоуправления / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 58 - 62.Выдрин И.В. К вопросу о понятии бюджетно-правового статуса муниципального образования / И.В. Выдрин, Б.Г. Темирова // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 10. С. 50 - 53.Васильев С.А. Местные налоги: к вопросу об ограничении конституционных основ народовластия / С.А. Васильев // Налоги. 2017. N 1. С. 8 - 12.Зюзина Т.Е. Муниципальная реформа и развитие экономической основы местного самоуправления / Т.Е. Зюзина // Современное право. 2015. N 8. С. 45 - 50.Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учеб. / Е.С. Шугрина. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. 576 с.Шугрина Е.С. Законодательство о местном самоуправлении: анализ состояния и тенденции развития / Е.С. Шугрина // Муниципальное право. 2014. N 4. С. 2 - 19.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 18. Ст. 2166.
4. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учеб. пособие / С.Г. Еремин. М.: Юстицинформ, 2014. 236 с.
5. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция / Н.В. Постовой. М.: Юриспруденция, 2014. 144 с.
6. Пешин Н.Л. Проблемы и перспективы экономического и социального развития местного самоуправления / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 58 - 62.Выдрин И.В. К вопросу о понятии бюджетно-правового статуса муниципального образования / И.В. Выдрин, Б.Г. Темирова // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 10. С. 50 - 53.
7. Васильев С.А. Местные налоги: к вопросу об ограничении конституционных основ народовластия / С.А. Васильев // Налоги. 2017. N 1. С. 8 - 12.
8. Зюзина Т.Е. Муниципальная реформа и развитие экономической основы местного самоуправления / Т.Е. Зюзина // Современное право. 2015. N 8. С. 45 - 50.
9. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учеб. / Е.С. Шугрина. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. 576 с.
10. Шугрина Е.С. Законодательство о местном самоуправлении: анализ состояния и тенденции развития / Е.С. Шугрина // Муниципальное право. 2014. N 4. С. 2 - 19.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы управления финансами существуют в системе местного самоуправления?
Теоретические основы управления финансами в системе местного самоуправления включают в себя понятие и содержание экономической основы местного самоуправления, роль и значение местных бюджетов как финансовой основы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также деятельность органов местного самоуправления в бюджетном процессе.
Что представляет собой экономическая основа местного самоуправления?
Экономическая основа местного самоуправления – это совокупность экономических отношений, возникающих между участниками местного самоуправления в процессе осуществления этих функций. Она включает в себя финансовые ресурсы и иные материальные ценности, необходимые для осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Как местные бюджеты являются финансовой основой для осуществления полномочий органов местного самоуправления?
Местные бюджеты являются основным источником финансовых ресурсов для органов местного самоуправления. Именно через них осуществляется финансирование муниципальных программ и проектов, обеспечивается социальное и экономическое развитие территории, а также удовлетворение потребностей местных жителей.
Как органы местного самоуправления участвуют в бюджетном процессе?
Органы местного самоуправления участвуют в бюджетном процессе на различных этапах. Они разрабатывают проект местного бюджета, обсуждают его и принимают решение о его утверждении. Кроме того, они контролируют исполнение бюджета и принимают меры по устранению дефицита или избытка финансовых ресурсов.
Какой анализ проводится состояния местных бюджетов в РФ?
Анализ состояния местных бюджетов в РФ включает в себя оценку доходов и расходов, оценку эффективности использования бюджетных средств, анализ доли доходов от местных налогов и сборов, оценку структуры бюджетных расходов и многое другое. Целью анализа является выявление проблемных мест, разработка мер по повышению эффективности бюджетного процесса и обеспечение устойчивого развития территории.
Что такое местное самоуправление?
Местное самоуправление - это система управления, которая осуществляется на территории определенного района или города, и которая позволяет жителям этой территории участвовать в принятии решений, касающихся их жизни и благосостояния.
Какие функции осуществляют местные органы самоуправления?
Местные органы самоуправления осуществляют ряд функций, таких как управление муниципальным имуществом, предоставление коммунальных услуг, регулирование строительства и земельных отношений, охрана окружающей среды, социальная поддержка населения и другие.
Как местные бюджеты используются в системе местного самоуправления?
Местные бюджеты представляют собой финансовую основу для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Эти бюджеты формируются на основе доходов от местных налогов и сборов, а также от финансирования из федерального бюджета. Средства из местных бюджетов используются на различные нужды муниципалитета, включая развитие инфраструктуры, оказание социальных услуг и дополнительную поддержку населения.