Северные лабиринты от Британских островов до Новой Земли: история изучения, интерпретации и рецепция в культуре Нового и Новейшего времени

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 24 24 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 26.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Обзор источников………………………………………………………………4
Обзор литературы………………………………………………………………5
Глава 1: История изучения и открытия северных лабиринтов……………...7
Глава 2: Подходы к изучению и интерпретации лабиринтов………………..11
Заключение………………………………………………………………………21
Список источников……………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………….24



Фрагмент для ознакомления

По мнению исследователя, данные сооружения служили для проведения различных обрядов связанных с инициацией и погребением мертвых. В этом случае лабиринт мог символизировать сложность и извилистость жизненного пути, который проходит каждый человек. Одни из первых исследователей лабиринтов Н. Н. Виноградов, в своей работе высказал предположение, что узкие ходы лабиринтов были призваны запутать души умерших, для того, чтобы они не смогли покинуть загробный мир. Именно этим Виноградов объясняет структуру и запутанность ходов лабиринтов. Расположение нескольких сооружений неподалеку друг от друга выступает своего рода «защитой» от тех душ, которые все же смогут найти путь назад. В этом случае они окажутся в расположенном рядом лабиринте. Гипотезу связанную с ритуальным и культовым назначением лабиринтов подтверждает Б. Ольсен. По его мнению, лабиринт – символ загробного мира, входя внутрь которого, шаман совершал бы метафорический переход из мира земного в мир потусторонний. В силу довольно ограниченного распространения, а также в отсутствие в ряде лабиринтов следов захоронений гипотеза, связанная с загробным миром может быть подвергнута обоснованной критике.Так, основными спорными моментами является присутствие культа мертвых и загробного мира у многих мировых этносов, которые не используют лабиринты в своих ритуалах, а так же тот факт, что захоронения были обнаружены не во всех лабиринтах. Получается, что лабиринты могли выполнять ритуальные функции только в некоторых случаях, и наличие захоронений, скорее всего, являлось исключением нежели правилом. Этой позиции также придерживается М. Г. Косменко, называя подобные умозаключения недостаточно обоснованными. Скорее всего, лабиринты не могли выполнять строго одну функцию, и совмещали в себе ряд практик. Об этом, в свою очередь свидетельствуют найденные в лабиринтах орудия труда и вышеупомянутые захоронения.Исследовательский подход, который комбинирует практическое и ритуальное предназначение лабиринтов, позволяет рассматривать их в связке, что позволяет сформировать наиболее полное представление об этих сооружениях. Согласно данному подходу лабиринт выполнял целый комплекс функций и служил точкой пересечения двух миров загробного и земного, а так же местом общения с силами природы. Немаловажное место здесь занимает схожесть лабиринтов с рыболовецкими приспособлениями, которое отмечали исследователи Гурина и Мулло. По предположению А. А. Куратова, помимо обрядов инициации здесь проводились ритуалы, привлекающие удачу в промысле и большее количество добычи. О тесном переплетении земного и неземного может свидетельствовать расположение захоронений внутри или вблизи лабиринтов. С подобной точкой зрения солидарен антрополог и этнограф В. Кабо. В своих исследованиях лабиринтов у аборигенов Австралии он делает предположение, что лабиринт является символом альтернативного измерения, местом контакта двух миров . И именно поэтому, данное сооружение имеет такую символическую и практическую значимость. Помимо общения с духами предков, проведение ритуалов по умножению добычи обусловлено комплексом идей о возможности вмешательства внешних сил в ход жизни человека. Этим же можно объяснить захоронения в лабиринтах – боязнь возврата души умершего, и ее «заточение» в узких коридорах. Представление о «комплексной» роли лабиринтов в жизни людей вытекает из языческих представлений о мире и из четкого разграничения мира земного и потустороннего.Последняя группа ученых, самая малочисленная, связывает лабиринты с наблюдением за звездами и календарными культами. Данная точка зрения является более чем спорной ввиду округлости форм и отсутствием четкой ориентации в пространстве, которая могла бы быть прослежена у нескольких сооружений. Также против данной гипотезы говорит отсутствие какой-либо четкой циклической структуры лабиринта, по которой можно было бы проводить наблюдения за небесными телами. Против астрономической теории говорит сама форма лабиринта, которая, является, если так можно выразиться «аморфной». Различия в конструкциях лабиринтов и отсутствие какой-либо ориентации их в пространстве позволяет говорить, что данные сооружения не были предназначены и не использовались для астрономических наблюдений. Также, по мнению И. Мельникова, наблюдения за небесными телами более характерны для цивилизаций, находящихся от них в определенной зависимости. Так, земледельческие общества, благосостояние которых зависит от солнца, дождей, смены времен года будут вынуждены совершенствовать свои астрономические навыки. В это же время рыбацкие сообщества, живущие исключительно морем должны обладать только знаниями необходимыми для навигации, добычи рыбы и цикличности приливов и отливов. Таким образом, гипотеза использования лабиринтов в качестве обсерваторий, не имеет под собой достаточных оснований.Таким образом, в научном сообществе до сих пор ведется активная полемика и отсутствует единое мнение по поводу происхождения и предназначения загадочных сооружений. Основную сложность в их исследованиях составляет практически полное отсутствие исторического контекста, и то, что практики, ради, которых и были построены лабиринты, безвозвратно утеряны. Наиболее обоснованным видится подход к изучению лабиринтов, ориентированный на их практическое применение. В пользу этого подхода говорит расположение лабиринтов – в местах, расположенных в небольшой удаленности от морей, устьев рек, отмелей. Это позволяет сделать вывод о том, что лабиринты использовались только народами, живущими за счет морского промысла. Современные исследования также подтверждают данную точку зрения.ЗаключениеОсновная сложность исследований северных лабиринтов – забытые практики их использования и отсутствие, каких либо упоминаний о них. В связи с этим, исследования лабиринтов возможны только посредством археологических изысканий, что чревато разрушением и деформацией изначальных конструкций. Данные факторы сильно усложняют работу ученых, поскольку являются взаимоисключающими.В ходе работы было выяснено, что северные лабиринты имеют дохристианское происхождение и были созданы не раньше 1го тысячелетия до нашей эры. Назначение лабиринтов, по мнению многих исследователей, носило практический характер, с чем, я склонен согласиться. Об этом говорит ряд факторов, таких как: сходство по формам с рыболовными ловушками, расположение лабиринтов вблизи мест потенциальной рыбной ловли, археологические находки орудий труда. Найденные внутри лабиринтов человеческие захоронения могут быть объяснены комплексным назначением лабиринтов, которые помимо практического применения использовались вразличного рода ритуалах. Останки могут служить подтверждением роли лабиринта в жизни северных народов. Объяснение этому лежит в самом образе жизни северных поморов, которые занимались рыбной ловлей, и их жизнь зависела исключительно от моря. Первостепенная роль «рыбодобычи» нашла свое отражение в возведении каменных сооружений, в виде распространённых ловушек. Расположение лабиринтов преимущественно в северных широтах, также говорит в пользу гипотезы о роде занятия их создателей. Как уже было показано выше, лабиринты возводились только в местах, в которых возможна морская рыбная ловля, в которых обитали поморские народы.Перспективы данного исследования состоят в поиске и анализе новых археологических находок, которые смогут пролить свет на природу лабиринтов. Так, находки связанные с непосредственной рыбной ловлей в духе остатков ножей, крючков, рыбьих останков позволят подтвердить теорию о назначении лабиринтов, а анализ органических останков позволит установить их возраст и, выявить тот временной промежуток, когда лабиринты были «живы» более точно.Список источниковЕлисеев А. В. Заказать Полное описание Ссылки Отправить Книга О так-называемых вавилонах на севере России: историко-географический очерк. СПб: типография А.С. Суворина, 1883.Спицын А. А. Северные лабиринты // Известия императорской археологической комиссии . 1904. №6. С. 101-112.Список использованной литературыА. Я. Мартынов. К истории иследованиясоловецких древностей // Соловки.ру URL: http://solovki.ru/index.php/history/39-a-ya-martynov-k-istorii-issledovaniya-solovetskikh-drevnostej (дата обращения: 26.05.2019).Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных исторических памятников // Соловецкое общество краеведения. Вып. IV. Соловки, 1927.Виноградов Н. Н. Новые лабиринты Соловецкого архипелага // Материалы Соловецкого общества краеведения. Выпуск XII. Соловки, 1927.Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // Советская археология. − 1948. − № 10. − С. 125−142.Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.Кабо В.Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза австралийцев // Cборник Музея антропологии и этнографии. Вып. 23. Л., 1966. С.254-267.Косменко М. Г. Генезис и хронология культурных формирований эпохи железа в югозападной и северной Карелии // Хронология и периодизация археологических памятников Карелии. Петрозаводск, 1991.Косменко М. Г, принадлежность и функции каменных сооружений в Карельском поморье // Поволжская археология. 2013. №1(3). С. 127-152.Куратов А. А. О каменных лабиринтах Северной Европы. Опыт классификации // СА. № 1. 1970.Куратов А. А. Каменные лабиринты Архангельского Беломорья. К вопросу о назначении лабиринтов Северной Европы // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973.Манюхин И. С. Каменные лабиринты Карелии // Кижский вестник. 2002. №7. С. 223-229 Мартынов А. Я. Археологические памятники Соловецкого архипелага и других островов южной части Белого моря. III тысячелетие до н. э. – XV век. Архангельск – Соловки, 2002Мартынов А.Я. К проблеме интерпретации культово-погребальных комлексов Соловецких островов // Международная конференция к 100-летию В.И.Равдоникаса. Тез.докл. СПб., 1994. С.88-90.Мартынов А. Я, Острова Белого моря: от мезолита до Средневековья (о древнем освоении беломорских островов по археологическим данным) // Арктика и север. 2012. №5 (январь). С. 109-110. Мартынов А. Я. Первобытная археология островов южной части Белого моря. Архангельск, 2010Olsen B. Material metaphors and historical practise: A structural analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // FennoscandiaArseologica. № 8. Helsinci., 1991. P.51-58Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.77-83.

Список использованной литературы
1. А. Я. Мартынов. К истории иследования соловецких древностей // Соловки.ру URL: http://solovki.ru/index.php/history/39-a-ya-martynov-k-istorii-issledovaniya-solovetskikh-drevnostej (дата обращения: 26.05.2019).
2. Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных исторических памятников // Соловецкое общество краеведения. Вып. IV. Соловки, 1927.
3. Виноградов Н. Н. Новые лабиринты Соловецкого архипелага // Материалы Соловецкого общества краеведения. Выпуск XII. Соловки, 1927.
4. Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // Советская археология. − 1948. − № 10. − С. 125−142.
5. Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.
6. Кабо В.Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза австралийцев // Cборник Музея антропологии и этнографии. Вып. 23. Л., 1966. С.254-267.
7. Косменко М. Г. Генезис и хронология культурных формирований эпохи железа в югозападной и северной Карелии // Хронология и периодизация археологических памятников Карелии. Петрозаводск, 1991.
8. Косменко М. Г, принадлежность и функции каменных сооружений в Карельском поморье // Поволжская археология. 2013. №1(3). С. 127-152.
9. Куратов А. А. О каменных лабиринтах Северной Европы. Опыт классификации // СА. № 1. 1970.
10. Куратов А. А. Каменные лабиринты Архангельского Беломорья. К вопросу о назначении лабиринтов Северной Европы // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973.
11. Манюхин И. С. Каменные лабиринты Карелии // Кижский вестник. 2002. №7. С. 223-229
12. Мартынов А. Я. Археологические памятники Соловецкого архипелага и других островов южной части Белого моря. III тысячелетие до н. э. – XV век. Архангельск – Соловки, 2002
13. Мартынов А.Я. К проблеме интерпретации культово-погребальных комлексов Соловецких островов // Международная конференция к 100-летию В.И.Равдоникаса. Тез. докл. СПб., 1994. С.88-90.
14. Мартынов А. Я, Острова Белого моря: от мезолита до Средневековья (о древнем освоении беломорских островов по археологическим данным) // Арктика и север. 2012. №5 (январь). С. 109-110.
15. Мартынов А. Я. Первобытная археология островов южной части Белого моря. Архангельск, 2010
16. Olsen B. Material metaphors and historical practise: A structural analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // Fennoscandia Arseologica. № 8. Helsinci., 1991. P.51-58
17. Toivinen T. Field-labirints in the Baltic sea area // Karhunhammas. № 15. Turku. 1993. P.77-83.

Вопрос-ответ:

Каковы история изучения и открытия северных лабиринтов?

Северные лабиринты и их история изучения охватывают широкий временной промежуток, начиная с Британских островов и до Новой Земли. В течение многих столетий, исследователи и путешественники стремились выяснить происхождение и значение этих загадочных сооружений. Они изучали археологические находки, древние тексты и исторические записи, чтобы раскрыть тайны северных лабиринтов.

Какие подходы используются в изучении и интерпретации северных лабиринтов?

В изучении и интерпретации северных лабиринтов используются различные подходы. Один из них - археологический подход, который основан на изучении физических и материальных следов лабиринтов и артефактов, связанных с ними. Другой подход - исторический, который исследует тексты и артефакты древних цивилизаций, чтобы понять их систему верований и культурные практики, связанные с лабиринтами. Некоторые исследователи также используют символический подход, исследуя символическую значимость лабиринтов и их влияние на искусство и литературу.

Как северные лабиринты были восприняты в культуре Нового и Новейшего времени?

Северные лабиринты имели значительное влияние на культуру Нового и Новейшего времени. Они были источником вдохновения для художников, писателей и композиторов. Лабиринт стал метафорой сложности и запутанности мира, а его изображение использовалось в различных видах искусства. В литературе северные лабиринты часто ассоциируются с путешествиями и поисками, символизируя сложность и неопределенность человеческой жизни.

Какие источники были использованы для изучения северных лабиринтов?

Для изучения северных лабиринтов были использованы различные источники. Одним из них являются археологические находки, такие как структуры и артефакты, найденные на местах древних лабиринтов. Другими источниками являются исторические записи, которые содержат упоминания о лабиринтах и их использовании в различных культурах. Также были использованы древние тексты, в которых описываются лабиринты и их символическое значение.

Какое значение имели северные лабиринты для Британских островов?

Северные лабиринты имели огромное значение для Британских островов, так как они были свидетельством истории, культуры и народных обычаев этого региона. Они стали объектом изучения и исследования для многих ученых и антропологов, которые стремились раскрыть их тайны и понять их значение в контексте местной культуры.

Каковы были основные подходы к изучению и интерпретации северных лабиринтов?

Основные подходы к изучению и интерпретации северных лабиринтов включали археологические исследования, сравнительный анализ с другими лабиринтами и символами, а также исследования исторических источников и устных преданий. Ученые также применяли различные теории и концепции, чтобы попытаться объяснить назначение и смысл этих структур.

Какой интерес вызывали северные лабиринты в культуре Нового и Новейшего времени?

Северные лабиринты вызывали огромный интерес в культуре Нового и Новейшего времени. Они стали источником вдохновения для писателей, художников и философов, которые видели в них символы загадочности, мудрости и потерянных знаний. Лабиринты были также использованы в религиозных и мистических ритуалах, а их изображения стали популярным мотивом в искусстве и архитектуре.

Какие источники были использованы для написания статьи о северных лабиринтах?

Для написания статьи о северных лабиринтах были использованы различные источники, включая архивные документы, исторические исследования, научные статьи и книги. Также были проанализированы источники литературы и искусства, связанные с северными лабиринтами. Все эти источники помогли создать полное представление об истории изучения и интерпретации лабиринтов в культуре Нового и Новейшего времени.

Какое значение имеют северные лабиринты в истории Нового и Новейшего времени?

Северные лабиринты имеют большое значение в истории Нового и Новейшего времени, так как они являлись объектом изучения исследователей и вызывали большой интерес у научного сообщества. Исследование и интерпретация лабиринтов помогли расширить наши знания о географии и климате Северного полушария и способствовали развитию картографии и навигации. Кроме того, северные лабиринты оказали значительное влияние на культуру и представления людей о неизведанных местах и приключениях.

Какими способами изучались и интерпретировались северные лабиринты?

Изучение и интерпретация северных лабиринтов осуществлялись различными способами. В истории Нового и Новейшего времени исследователи использовали картографию, экспедиции, научные теории, как исторические, так и географические, а также литературные и художественные произведения. Эти подходы позволяли получить разнообразную информацию о лабиринтах и их значение для общества и культуры того времени.

Какие источники рассказывают о северных лабиринтах и их истории?

Существует большое количество источников, рассказывающих о северных лабиринтах и их истории. Это могут быть исторические документы, архивные записи, путевые дневники и журналы исследователей, научные работы, карты, а также художественная литература и исторические романы. Все эти источники являются ценным материалом для изучения и интерпретации северных лабиринтов и позволяют нам получить представление о том, как они были восприняты и воссозданы в культуре Нового и Новейшего времени.