ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 23.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Характеристика лексической стороны речи 6
1.2 Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи 8
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 14
2.1 Описание методик изучения лексической стороны речи 14
2.2 Описание результатов исследования 15
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31


Фрагмент для ознакомления

Наибольшее затруднение вызывает у людей называние действий людей разных профессий - 100% испытуемых не могут назвать все представленные профессии. Как и в случае с называнием слов, обозначающих действия животных, в этом задании дети используют обобщенные слова заменители – «повар делает еду», «продавец дает капусту», «учитель говорит», «художник красит». 40% испытуемых смогли правильно воспроизвести последовательность времен года только с помощью стимулирующей помощи и 100 % детей потребовались наводящие вопросы для их описания. При выполнении задания на подбор антонимов к словам у 2 детей (20%) возникли затруднения с подбором антонимов к прилагательным светлый и старший. К слову светлый оба ребенка подобрали слово черный, к слову старший Маша П. подобрала слово маленький, а Никита Н. не смог подобрать никакого слова.С заданием на подбор синонимов не справился в полном объеме ни один ребенок (нарушение у 100% испытуемых). Только двое детей смогли подобрать синонимы к нескольким словам - Полина М. (врач – доктор; тротуар – дорога; тайна - секрет) и Никита С. (боец – солдат; тайна - секрет).При выполнении задания на подбор однокоренных слов только один ребенок подобрал одно слово к одному слову раздражителю – Никита С. (красить - краска).Определив, по оговоренным выше критериям уровни развития испытуемых получили следующую картину (см. рис. 2).Рис. 2. Процентное соотношение детей с разными уровнями развития активного словаряКак видно из диаграммы, картина изменилась в наметившемся (в результате анализа первых дух этапов обследования) направлении. Но теперь принципиально изменилось процентное соотношение детей, выказавших средний и низкий уровни развития активного словаря. При этом примечательно еще и то, что снизился некий условный абсолютный уровень – все дети, отнесенные к среднему уровню (с показателями 1,7; 2) расположились у нижней границы определенной для этого уровня (границы уровня: 1,6 – 2,6).В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР 3 и 4 уровня значительно снижена память и затруднен процесс актуализации слов импрессивного словаря, по сравнению с дошкольниками, у которых речевое развитие в норме. У первых отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Особенностью лексики детей с ОНР является ограниченность словарного запаса; более значительное, чем в норме, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но объём пассивного словаря снижен, относительно нормы. К этому добавляются значительные затруднения в актуализации словаря и уместного употребления в речи слов, имеющихся в пассивном словаре. Это, в частности, свидетельствует о значительном влиянии на качество процесса формирования лексики, нарушенных функций памяти. Дети с речевым нарушением характеризуются отставанием в развитии большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Предикативный словарь у дошкольников с ОНР находиться на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения. Что влечет за собой зачастую неправомерный выбор слов-антонимов и в целом сказывается на уровне сформированности антонимических рядов. У большинства детей с ОНР также практически не сформированы синонимические ряды, имеются большие трудности при выполнении заданий на подбор синонимов.Кроме этого, наблюдаются значительные трудности в формировании навыков согласования и управления, что в целом проявляется в значительном количестве как морфологических, так и структурных аграмматизмов.Таким образом, у дошкольников с ОНР не только не сформирована на должном уровне лексика и связная речь, но и практически отсутствуют системные отношения между лексическими единицами языка. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:- ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова;- недостаточная активность процесса поиска слова;- недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;- несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;- несформированный навык и недостаточный опыт в управлении и согласовании и, как одно из следствий, плохо развитое чувство языка.Сделанные на основании проведенного исследования выводы позволяют в дальнейшем рекомендовать применение педагогической технологии, разработанной на основе материалов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркинойпо устранению общего недоразвития речи и развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, в которой будут учтены как особенности детей представленной категории, так и общие закономерности развития языковой системы в онтогенезе [37;39].2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речиВ качестве средства развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения может быть использована беседа. При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления: 1 структурное (фонетика, лексика и грамматика), 2 функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого развития), 3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой. Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают — воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов [37]. Построение беседы: - начало (цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные.В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора) - основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы). Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, то есть осуществляется анализ темы по узловым моментам. - конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Приемы обучения: 1. Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи? Стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? Репродуктивные вопросы (простые по содержанию): что? где? 2. Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации), 3. Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д.), дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей [6]. В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание. Приемы обучения пересказу: - образец, чтение произведения, - вопросы, объяснения и указания, - обращение к личному опыту детей, - подсказ слова или фразы воспитателем, - совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях),- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз), - пересказ по частям, - пересказ по ролям, - хоровое проговаривание, - игра-драматизация или инсценировка текста. Рассказ — самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей, особенно для детей с ОНР являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану [6]. Для родителей, у которых дети имеют общее недоразвитие речи, можно рекомендовать проведение совместных игр с ребенком по развитию лексической стороны речи.Такие игры доступны в продаже, также игру можно изготовить совместно с ребенком, так как это будет более интересно, познавательно и эмоционально насыщенно для дошкольника.Примеры игр для формирования словаря и грамматического строя речи представлены в Приложении 4.Родителям важно обратитьвнимание на то, что повторять речевые ошибки ребенка во время игры не рекомендуется. Эффективнее будет, если взрослый просто скажет: «Неверно», «Не так сказал» - и предложит правильный вариант ответа. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования было изучение развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Данную цель достигли посредством решения задач исследования.В теоретической части исследования охарактеризована лексическая сторона речи ребенка.Выявлено, что чем богаче и правильнее его речь и чем легче ему выразить свои мысли, тем наиболее широкспектр его возможностей в познании действительности, тем содержательнее и полноценнее его взаимоотношения с детьми и взрослыми, и тем активнее происходит все его психическое развитие.Также описаны особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. Определено, что под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.Выявлено, что неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на все сферы личности. Данное влияние может проявляться в таких сферах, как сенсорная, интеллектуальная, аффективно-волевая. В практической части работы изучено развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР при помощи методик изучения лексической стороны речи у дошкольников В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, И.Д.Коненковой.В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР 3 и 4 уровня значительно снижена память и затруднен процесс актуализации слов импрессивного словаря, по сравнению с дошкольниками, у которых речевое развитие в норме. У первых отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. При анализе результатов исследования выявлено, что особенностью лексики детей с ОНР является ограниченность словарного запаса; более значительное, чем в норме, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря.Так эмпирически подтвердилась гипотеза исследования, согласно которой у дошкольников с ОНР, в отличие от детей с нормальным развитием речи, лексика и связная речь не сформированы на должном уровне, отсутствуют системные отношения между лексическими единицами языка.В итоге исследования сформулированы рекомендации педагогам и родителям по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР.В заключении должны быть выводы по теоретической части и по экспериментальной! – Это представленоСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЕ

Список использованных источников

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Либроком, 2012. – 220с.
2. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2012.
3. Баряева Л.Б. Я – говорю! Я – ребенок! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми [Текст] / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.Н. Воевода. – Минск: Сфера, 2009. – 194 с.
6. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов [Текст] / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии [Текст] / Соб. соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. - 346с.
9. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2011.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Сирин, 2009. – 308 с.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
12. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2015. - № 10.
13. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Просвещение, 2011. – 270 с.
14. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316 с.
15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД, 2011. - 320с.
16. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Захарова. — Новосибирск, 1975. — 24 с.
17. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
18. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, 2011. – 180 с.
19. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2013. - 144 с.
20. Косякова О.О. Детская психология. - Тверь, ТвГУ, 2015. - 68 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.
24. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2013. – 248 с.
25. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
26. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
27. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. –Спб, 2011. - 431 с.
29. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2011.
30. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208 с.
31. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
32. Солдатова В.С. Игровые методы диагностики и коррекции для дошкольников [Текст] / В.С. Солдатова. М.: Университет славянской культуры, 2011. – 136 с.
33. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — С. 37—45.
34. Солодянкина О. В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. — Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2008.
35. Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.
36. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. канд. психол. наук. - М., 1995. -191 с.
37. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.- 150 с.
38. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. [Текст] / Основы дошкольной логопедии – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
39. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
40. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2012.
41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2012. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты развития лексической стороны речи рассматриваются в статье?

В статье рассматривается характеристика лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также особенности развития речи у таких детей.

Каковы особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи?

Особенности развития речи детей с общим недоразвитием включают в себя определенные отклонения в лексической стороне речи. Такие дети могут иметь ограниченный словарный запас или проблемы с правильным использованием слов в речи.

Какие методы использовались в эмпирическом изучении развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

В статье проводилось описание методов, используемых для изучения развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Точное описание методов не указано в оглавлении.

Какие выводы были сделаны на основе результатов исследования?

Описание выводов исследования не указано в оглавлении.

Какие возрастные группы детей были включены в исследование?

Информация о возрастных группах детей, включенных в исследование, не указана в оглавлении.

Какие особенности развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Особенности развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включают ограниченный словарный запас, трудности в наименовании предметов и понятий, а также затруднения с усвоением новых слов и использованием их в контексте.

Какими методами изучается развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Для изучения развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применяются описательные методы, анализ коммуникативной активности, наблюдения, тестирование и экспериментальные методы.

Как характеризуется лексическая сторона речи у детей дошкольного возраста?

Лексическая сторона речи у детей дошкольного возраста характеризуется формированием словарного запаса, чтением и повторением слов, умением обозначать предметы и понятия, а также усваивать новые слова и использовать их в речи.

Чему посвящена 3 глава статьи?

Третья глава статьи посвящена теоретическим аспектам развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ней рассматриваются характеристики лексической стороны речи и особенности ее развития у детей с общим недоразвитием речи.

Как осуществляется эмпирическое изучение развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Эмпирическое изучение развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью описания метода исследования, проведения наблюдений, тестирования и экспериментов.

Какие аспекты развития лексической стороны речи рассматривает статья?

Статья рассматривает теоретические аспекты развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.