Родительские установки мужчин и женщин имеющих детей на примере периода средней зрелости (30-40 лет)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 28 28 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 03.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК ЖЕНЩИН И МУЖЧИН 30-40 ЛЕТ
1.1. Понятие семьи. Семья как институт социализации……………………….6
1.2. Родительские установки ……………………………………………………9
1.3.Роль женщин и мужчин в воспитании ребенка ………………………….13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК ЖЕНЩИН И МУЖЧИН 30-40 ЛЕТ
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….17
2.2.Анализ результатов исследования ………………………………………18
2.3. ВЫВOДЫ …………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Фрагмент для ознакомления

У мужчин среднего возраста зрелости преобладают такие типы родительского отношения, как авторитарнаягиперсоциализация, маленький неудачник, принятие, меньше отцов с таким типом, как отвержение.Как видно из таблицы, не было выявлено ни женщин, ни мужчин, у которых тип родительского отношения – кооперация, т.е. родители не объединяют свои усилия в развитии ребенка, не заинтересованы в делах ребенка, не стараются помочь ему. По методике исследования ролевых паттернов (позиций, установок) отношения к другому взрослому человеку (МИРП) Александровой Ю.В. были получены результаты, отраженные в таблице 2.Таблица 2Соотношение паттернов родительского отношения у женщин и мужчин среднего периода зрелости (в процентах)Паттерны родительского отношенияженщинымужчиныотношение к ребёнку «опытного родителя4540невротические паттерны родительского отношения3020Как видим, отношение к ребенку опытного родителя. Абсолютный тестовый показатель: высокий у 40процентов мужчин и 45 процентов женщин.Это означает, что родитель принимает ребенка таким, каков он есть, уважает уникальность ребенка, поддерживает его.Он стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочув-ствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Воспитание ребенка доставляет родителям большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нор- мах развития ребенка высокий. Невротические паттерны родительского отношениярасссматривались по полученным высоким показателям. Как видно, среди женщин он был выявлен у 30 процентов и 20 процентов мужчин. Наличие высоких баллов по данной шкале говорит о существовании у участников исследования невротических паттернов родительского отношения, что проявляется в том, что родитель воспринимает ребенка негативно, считает неуспешным и неприспособленным к жизни. Такие родители испытывают к ребенку злобу, разочарованность и обиду, они не доверяют ребенку. При этом поведение родителя может строиться на желании удовлетворить абсолютно все потребности ребенка, или, напротив, он требует беспрекословного подчинения, навязывает свою позицию. Другой моделью поведения таких родителей является отстранение от проблем ребенка, оправдывая это необходимостью приучения к самостоятельности. В качестве набора слов в ассоциативном эксперименте были предъявлены следующие: семья, родительские установки, родительское отношение, семейное благополучие. Результаты помещены в таблицу 3.Таблица 3Результаты проведения ассоциативного экспериментасемьяродительские установкиродительское отношениесемейное благополучиеженщиныглавное, ячейка, близкие, смысл жизни, тылпозиции, принципы, то, что является главным, семейные правилалюбовь, забота, тепло, защита, счастье, тепло, радостно, солнечномужчиныблизкие, группа родных, обязанности,правила, нормы,как надо, поведение, действия, взаимоотношения, муж-жена-ребенок, конфликт, трудностихорошо, правильно, как надо, уютноСреди ответов и женщин и мужчин есть такие «не знаю», «затрудняюсь». Проанализируем ассоциативные связи у женщин и мужчин. Как видно из полученных результатов, слова – ассоциации у женщин носят более эмоциональный характер, у мужчин более рациональный, мужчины называют слова – ассоциации, определяющие сущность названных слов.Таким образом, можно говорить о различных родительских установках, которые проявились в проведенном исследовании.ВЫВОДЫПроведённая нами опытно-экспериментальная работа и анализ результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, позволяют сделать ряд важных с точки зрения поставленных целей и задач выводов:-выбранные нами показатели оказались информативными, а методики надёжными и удобными для использования;- в ходе исследования было выявлено, чтоу женщин 30- 40 лет, имеющих детей в возрасте от 7 до 10 лет, преобладают такие типы родительского отношения, как симбиоз, авторитарнаягиперсоциализация, маленький неудачник,-у мужчин среднего возраста зрелости преобладают такие типы родительского отношения, как авторитарнаягиперсоциализация, маленький неудачник, принятие, меньше отцов с таким типом, как отвержение-отношение к ребенку опытного родителя, когдародитель принимает ребенка таким, каков он есть, уважает уникальность ребенка, поддерживает его выявлено у 40 процентов мужчин и 45 процентов женщин,-невротические паттерны родительского отношения выявлены у 30 процентов женщин и 20 процентов мужчин, что проявляется в том, что родитель воспринимает ребенка негативно, считает неуспешным и неприспособленным к жизни. -слова – ассоциации у женщин носят более эмоциональный характер, у мужчин более рациональный, мужчины называют слова – ассоциации, определяющие сущность названных слов.Таким образом, можно говорить о различных родительских установках, которые проявились в проведенном исследовании.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема родительского отношения родителей к детям - одна из актуальных в наши дни, поскольку она образом связана с вопросами воспитания и личностного развития ребенка. Родители разных возрастов имеют свои установки и представления о том, как воспитывать ребенка, каким он должен стать. Родители среднего возраста -30-40 лет, с одной стороны, это люди, имеющие определенный жизненный опыт, сформированные ценностные ориентации, с другой стороны, у них есть свои особенности и установки.Актуальность проблемы и определила предметное поле дипломного исследования. Структура его определяется поставленными задачами. Во введении курсовой работы указывается на методологические позиции, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, методы, база исследования.В первой главе проведён теоретический анализ психологической, педагогической литературы, рассмотрены различные подходы к определению основных понятий, была сделана попытка раскрыть сущность и соотношение понятий «семья», «социализация», «родительские установки», а также отмечены различия в восприятии родительских ролей у женщин и мужчин. Во второй главе исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы, дается описание выборки, обоснован выбор диагностических методик для изучения выделенных показателей. На основе результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента было определено, существует ли различие родительского отношения у женщин и мужчин 30-40 лет.Сравнительный анализ результатов исследования родительских установок у женщин и мужчин среднего периода зрелости (30-40 лет) показал, что действительно существуют различия в них.Гипотеза доказана, цель достигнута, решены поставленные задачи.В то же время отметим, что не все задачи решены одинаково полно и глубоко, что объясняется рамками курсовой работы и сложностью поставленной проблемы. Её решение требует комплексного междисциплинарного подхода, необходимо провести исследование на большей выборке и с использованием более широкого диагностического инструментария. Интересно было бы сравнить родительские установки 30-40-летних и 20-30-летних родителей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.2. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современномобществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.122–130.3.Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН,2007. 220 с.4.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. – С-Пб, 2005. – 322 с.5.Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установокженщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 48–54.6.Ермихина М.О. Формирование осознанногородительства на основесубъективно-психологических факторов :автореф. дис. … канд. психол.наук. Казань, 2004. 23 с.7.Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установкиженщин: Дис…канд.психол.наук. СПб., 2011. 193 с.8.Ковалёв С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2003. – 174 с.9.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003. 10.Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М., 2000.11.Коркина М. Материнская школа. — Н. Новгород, 2002.12.Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. 13.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога.-М.: ЭКСМО, 2006.14.Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепцииблагополучия и зрелости личности: области сходства и различий // ВестникПермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып.2(26). С. 77–85.15.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросыпсихологии. 2000. № 5. С. 18–27.16.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие.М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.17.Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М, 2003. – 177 с.18.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 216 с.19.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной,Е.О. Смирновой. М., 2003. 230 с.20.Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф,2009. 368 с.21.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамикиродительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. C. 3–14.22.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2, М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.23.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 201024.Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. Сер. 12.Вып. 3. С. 48–54.25.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб.пособие. М.: Изд-воИнститута Психотерапии, 2002. 240 с.26.Шаповалова, О. В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка.-М., 2001.27.. Шемякина, Ж. И. Роль семьи в формировании личности.М., 2007.28.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб:Питер, 2001. 651 с.29.Эдкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. / Пер. с англ. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 160с.30. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном
обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.122–130.
3.Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН,
2007. 220 с.
4.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. – С-Пб, 2005. – 322 с.
5.Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок
женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-
Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 48–54.
6.Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе
субъективно-психологических факторов : автореф. дис. … канд. психол.
наук. Казань, 2004. 23 с.
7.Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки
женщин: Дис…канд.психол.наук. СПб., 2011. 193 с.
8.Ковалёв С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2003. – 174 с.
9.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003.
10. Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М., 2000.
11.Коркина М. Материнская школа. — Н. Новгород, 2002.
12.Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005.
13.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога.-М.: ЭКСМО, 2006.
14.Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции
благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник
Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып.
2(26). С. 77–85.
15.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы
психологии. 2000. № 5. С. 18–27.
16.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие.
М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
17.Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М, 2003. – 177 с.
18.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 216 с.
19.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной,
Е.О. Смирновой. М., 2003. 230 с.
20.Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф,
2009. 368 с.
21.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики
родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. C. 3–14.
22.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2, М.: Апрель-
Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.
23.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010
24.Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей // Вестник Санкт-
Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. Сер. 12.
Вып. 3. С. 48–54.
25.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2002. 240 с.
26.Шаповалова, О. В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка.-М., 2001.
27.. Шемякина, Ж. И. Роль семьи в формировании личности. М., 2007.
28.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб:
Питер, 2001. 651 с.
29.Эдкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. / Пер. с англ. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 160с.
30. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011. - 592с.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия связаны с изучением родительских установок женщин и мужчин в возрасте 30-40 лет?

Основные понятия, связанные с изучением родительских установок в данном возрастном диапазоне, включают понятие семьи, родительских установок и роли женщин и мужчин в воспитании детей.

Что означает понятие "семья" и какая роль ей приписывается?

Семья рассматривается как институт социализации, то есть место, где происходит передача ценностей, норм и знаний от одного поколения к другому. В семье формируются и передаются родительские установки, которые влияют на воспитание и развитие детей.

Что такое родительские установки и как они формируются?

Родительские установки - это совокупность представлений, убеждений и ценностей, которыми обладают родители и которые они передают своим детям. Они формируются под влиянием семейного и социокультурного контекста, опыта родителей и их взаимодействия с детьми.

Какие роли играют женщины и мужчины в воспитании ребенка в возрасте 30-40 лет?

Женщины и мужчины в этом возрасте могут играть различные роли в воспитании ребенка. Женщины чаще связывают свою роль с уходом за ребенком, эмоциональной поддержкой и образованием. Мужчины, в свою очередь, могут больше вкладывать усилий в материальное обеспечение семьи, физическое воспитание и развитие ребенка.

Как было организовано экспериментальное исследование родительских установок?

Экспериментальное исследование родительских установок женщин и мужчин в возрасте 30-40 лет организовано с использованием определенных методов и инструментов. Детали исследования, включая организацию и методы, описываются во второй главе статьи.

Какие именно аспекты семьи рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются родительские установки мужчин и женщин в возрасте 30-40 лет и их роль в воспитании детей. А также изучается понятие семьи как института социализации.

Какими методами было проведено исследование родительских установок?

Исследование родительских установок мужчин и женщин возраста 30-40 лет было проведено с использованием организационных и методических подходов. Более подробные подробности об организации и методах исследования могут быть прочитаны в статье.

Какова роль женщин и мужчин в воспитании ребенка, исследованная в данной статье?

В данной статье исследуется роль женщин и мужчин возраста 30-40 лет в воспитании детей. Авторы статьи изучают, какие установки и представления мужчин и женщин о воспитании и как они осуществляют свои родительские функции.

Каким образом семья влияет на социализацию ребенка?

Семья рассматривается в данной статье как институт социализации. Авторы исследуют, какие родительские установки и представления мужчин и женщин влияют на процесс социализации ребенка и как семейные отношения, родительские модели поведения и ценности передаются от родителей к детям.