Поэтика имени в прозе Н.С. Лескова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 08.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……………..6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа…………………………………………………6
1.2. Специфика и значение имени в культурологии………………………….15
1.3. Функции имени в литературном произведении………………………….18
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………...21
2.1. Специфика имен Н.С. Лескова, указывающих на определенную особенность героев……………………………………………………………..21
2.2. Имена собственные в прозе Н.С. Лескова………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Фрагмент для ознакомления

В рассказе Н.С. Лескова «Сказ о левше…» читателю встречается необычное имя героя – Левша, которое дано автором за счет его самой яркой особенности. Это человек, выполняющий всю ручную работу с доминированием левой руки. Как правило, такие люди являются особенными в плане интеллектуальных способностей и выносливости (это подтверждает ряд социальных экспериментов). Так и герой рассказа имеет редкий дар – создавать предметы уникального характера, несмотря на то, что он левша.Оним «Левша» мы можем отнести к группе «имен-прозвищ». Н.С. Лесков не называет мастера по имени, в силу особого значения: для писателя – это собирательный образ людей, которые, не обладая богатством, положением, материальным достатком, имеют большую душу и Божий дар.Но в контексте сюжетного повествования писатель затрагивает проблему трагического и несчастного положения русских (в частности, тульских) мастеров – искусство и талант простых людей (тульских кузнецов) поставлено на службу и угоду капризов богачей и господ.В связи с этим, Левша остается собирательным персонажем, имя которого говорит о физической особенности главного героя рассказа.Знаменательным в плане анализа имен-прозвищ героев произведений Н.С. Лескова рассказ «Однодум». В центре рассказа герой – Александр Рыжов, который предстает сначала перед глазами читателя маленьким мальчиком, а потом взрослым мужчиной, увлекающийся написанием дневника, помимо основной службы городничим.Дневник, который вел герой, был полон сугубо индивидуальных и личных мнений и комментариев по самым разным событиям, происходившим в городе Рыжова. Если происходило какое-то важное событие, к примеру, стихийное бедствие, коронация государя или появление нового закона, то Рыжов записывал это в свой дневник, сопровождая всё это собственными заключениями. Дневники (толстенные тетради), по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.В результате этого прозвища мы можем говорить также о характере и особенности главного героя рассказа – «думать в одном направлении».Так, Н.С. Лесков дает своим героям имена-прозвища, которые указывают на определенную особенность персонажей, что может говорить об их собирательных образах. Зачастую имена-прозвища Лескова несут непосредственно стилистическую и экспрессивную функцию. 2.2. Имена собственные в прозе Н.С. ЛесковаН.С. Лесков с детства воспитывался в духе христианства и был религиозным человеком, для которого понятие о вере «опирается на глубочайшее почитание мук Спасителя, его искупительной жертвы, и упование на иную жизнь – после смерти».Его душа, как и душа каждого религиозного человека, стремилась найти Правду Божию, отыскать свою дорогу к Небу. Влечение к вере, напряженные раздумья, вера и свет – вот путь, пройденный Н.С.Лесковым в духовных исканиях.В связи с этим аспектом примечательно обращение Н.С. Лескова к именам собственным, которые он дает своим героям, христианского и религиозного значения. В частности, писатель особое значение уделяет именам христианских святых.Имена собственные в текстах Н.С. Лескова сохраняют информацию, связанную с их происхождением из притч, легенд, Библии и соответствующей мотивацией.Имена собственные христианские и мифологические образуют в произведениях Н.С. Лескова своеобразную систему, единицы которойотражают фрагмент языковой картины мира писателя (ЯКМП), отражают круг знаний писателя как языковой личности о религии и мифотворчестве, о традициях именования.В этом плане интересенрассказ Н.С. Лескова «Гора», в котором упоминаются имена исторических личностей, в последствие причисленных к лику святых:«Люди молчали, но из толпы вышел один шерстобит, по имени Малафей, и, лукаво взглянувши в лицо Зенона, сказал: «Я тебя понимаю. Иди и проси. Поклянись, что мы пойдем сами…».Имя собственное – Малафей в контексте данного рассказанесет функцию выделительно-экспрессивную, идентифицируя персонажа, тем самым выделяя его из группы лиц, неопределенного множества, из толпы.К примеру, в книге «Легендарные характеры» Н.С. Лесков также приводит исключительно христианские онимы:«Была женщина Анна, которой хотелось спасти себя, живучи в мужских монастырях. Она называла себя Ефимьяном и стала жить с монахами».В этом плане интересен момент использования имен религиозной семантики, а именно монахов, ранее живущих и исполняющих службу в христианских монастырях.Здесь имя Ефимьян выступаетхранителем, заключенной в историческом контексте времени, информации о качествах и свойствах людей и окружающего их мира.основными функциями имен собственных в произведениях Лескова являются функции:- стилистическая (зачастую выступающая, как эмоционально-стилистическая);- экспрессивная (позволяющая «добавить яркости» и усилить эффект от знакомства с героем у читателя).Возможность интерпретации имен собственных позволяет рассматривать литературный текст как языковой памятник, являющийся отражением речевой картины мира писателя. Следуя принципу христианского и исторического (культурологического направления) подбора имен для своих персонажей Н.С. Лесков открывает специфический пласт культуронимов и религионимов.Во многих письмах Н.С. Лескова встречается ономастических пласт имен собственных «героической» коннотации:- Один;- Кромвель;- Лютер;- Магомет;- Христос;- Будда и др.Отбор имен собственных в конкретные художественные тексты осуществлялся Н.С. Лесковым мотивированно, в соответствии с замыслом, и демонстрирует отношение к имени как носителю традиций наречения, устоявшейся оценки.В связи с этим следует отметить, что антропонимы в пространстве художественных текстов Н.С. Лескова приобретают коннотации в соответствии с авторской интенцией, а сама система имен собственных, используемых в текстах автора, отражает особенности менталитета и культурного развития личности.Система христианских и мифологических имен собственных, использованных в литературных текстах Н.С. Лескова, отражает особенности менталитета, духовного и культурного развития языковой личности автора, демонстрирует приобщение к знаниям национального антропонимического инвентаря и наличие собственного антропонимического фонда.ЗаключениеРассмотрев в настоящей курсовой работе такой важный вопрос современного литературоведения, как специфика имени в литературных текстах Н.С. Лескова, мы пришли к ряду основных выводов и заключений.Тот или иной аспект изучения художественного произведения нуждается в тщательном и скрупулезном рассмотрении объекта литературоведческого анализа. Художественный текст создается с целью повествования и описания того или иного явления окружающей действительности. Через непосредственное взаимодействие с текстом художественного произведения читатель может погрузиться в «идеальный» вымышленный мир, который представлен исключительно сквозь авторское видение мира и его воображение. Одним из основных методов изучения специфики художественного текста является обращение к литературоведческому анализу. Данный способ позволяет подробно рассматривать тексты художественных произведений с самых разных сторон, подвергая рассмотрению самые важные аспекты исследования.В практической части настоящего исследования мы рассмотрели специфику имен собственных, используемых Н.С. Лесковым в своих произведениях. Следует отметить, что писатель обращался к именам-прозвищам, которые указывали читателю на конкретную особенность того или иного героя. В связи с этим можно говорить о том, что Лесков преследовал цель изобразить, таким образом, обобщенный тип героя, чтобы читатель посмотрел на него не как на индивидуальность, а как на собирательный образ – тип героя.Большая часть антропонимов Н.С. Лескова– это литературные имена. Но среди имен собственных можно выделить такие подгруппы, как мифонимы, религионимы, поскольку действующими лицами произведений писателя являются фольклорные персонажи, святые фигуры, представленные легендарными характерами в художественной интерпретации религиозных историй.Н.С. Лесковым использованы культонимы, т.е. имена, давшие названия религиозному культу христианства – Бог, имя Господа Иисуса Христа Христос, Иисус Галилейский.Ономастикон Н.С. Лескова (система имен собственных), отличающийся широтой и разнообразием состава использованных имён, позволяет судить о различных сферах компетенции писателя в таких областях, как теософия, философия, история, культура, литература и др. Так, мы выявили, что основными функциями имен собственных в произведениях Лескова являются функции:- стилистическая (зачастую выступающая, как эмоционально-стилистическая);- экспрессивная (позволяющая «добавить яркости» и усилить эффект от знакомства с героем у читателя).Возможность интерпретации имен собственных позволяет рассматривать литературный текст как языковой памятник, являющийся отражением речевой картины мира писателя. Следуя принципу христианского и исторического (культурологического направления) подбора имен для своих персонажей Н.С. Лесков открывает специфический пласт культуронимов и религионимов.Высокая степень владения этим достоянием позволяет характеризовать личность Н.С. Лескова как духовно богатую и заслуживающую всестороннего изучения в литературном и культурологическом аспекте.Список использованной литературы:Алешина Л.В. Словарь авторских новообразований Н.С. Лескова и его роль в изучении идиостиля писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, освященная 70-летию ОГУ: Материалы. – Вып. 1. Н.С. Лесков. – Орел, 2001. – С.309.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623-629.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – С.109.Виноградова Н.В. Роль имени в построении образа героя и сюжета произведения // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы межвуз. науч. конф. – Тверь, 2001. – С.125-126.Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. – Л.: Наука, 1988. – С.96.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск,1992. – С.207.Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры. – М., 1999. – С.11.Леденева В.В. Слово Лескова. – М., 2001. – С.117-118.Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11-ти томах // Том.6. – М., 1986. – С. 211.Лесков Н.С. Гора. Египетская повесть // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. – М.: ГИХЛ, 1957. – С.303.Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. / Т. 11. -- М., Правда, 1989. – С.491.Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности. – СПб.: Алетейя, 2009. – С.46-47.Печетова Н.Ю., Михайлова М.В. Роль имени собственного в создании образа персонажа художественного произведения // Вестник СВФУ, том 12, №1. – 2015. – С.107-110.Семенов В.С. Николай Лесков: время и книги. – М.: Современник, 1981. – С.16.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.Скрынникова Л.И., Титоренко И.Н. Имя как социокультурный феномен. – Тамбов: «Грамота», 2005. – С.184.Сторублевцева Д. А. Эстетическая природа имени собственного: автореф. дисс. … к. филос. н. – М., 2005. – С.8.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – С.30.Шенкао Г. Х. Имя как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д. филос. н. – Черкесск, 2002. – С.13-18.

Список использованной литературы:

1. Алешина Л.В. Словарь авторских новообразований Н.С. Лескова и его роль в изучении идиостиля писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, освященная 70-летию ОГУ: Материалы. – Вып. 1. Н.С. Лесков. – Орел, 2001. – С.309.
2. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
3. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623-629.
4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – С.109.
6. Виноградова Н.В. Роль имени в построении образа героя и сюжета произведения // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы межвуз. науч. конф. – Тверь, 2001. – С.125-126.
7. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. – Л.: Наука, 1988. – С.96.
8. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.
9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.
10. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск,1992. – С.207.
11. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры. – М., 1999. – С.11.
12. Леденева В.В. Слово Лескова. – М., 2001. – С.117-118.
13. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11-ти томах // Том.6. – М., 1986. – С. 211.
14. Лесков Н.С. Гора. Египетская повесть // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. – М.: ГИХЛ, 1957. – С.303.
15. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. / Т. 11. -- М., Правда, 1989. – С.491.
16. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.
17. Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности. – СПб.: Алетейя, 2009. – С.46-47.
18. Печетова Н.Ю., Михайлова М.В. Роль имени собственного в создании образа персонажа художественного произведения // Вестник СВФУ, том 12, №1. – 2015. – С.107-110.
19. Семенов В.С. Николай Лесков: время и книги. – М.: Современник, 1981. – С.16.
20. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.
21. Скрынникова Л.И., Титоренко И.Н. Имя как социокультурный феномен. – Тамбов: «Грамота», 2005. – С.184.
22. Сторублевцева Д. А. Эстетическая природа имени собственного: автореф. дисс. … к. филос. н. – М., 2005. – С.8.
23. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – С.30.
24. Шенкао Г. Х. Имя как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д. филос. н. – Черкесск, 2002. – С.13-18.

Вопрос-ответ:

Какие основные параметры художественного текста в прозе Н.С. Лескова?

Основными параметрами художественного текста в прозе Н.С. Лескова являются яркость, ироничность, глубина психологического анализа персонажей, мастерство описания окружающего мира.

Какова специфика и значение имени в культурологии?

Имя в культурологии рассматривается как символическая система, отражающая социокультурные нормы и ценности общества. Оно может иметь глубокий и скрытый смысл, отображать историческую и социальную принадлежность человека.

Каковы функции имени в литературном произведении?

Функции имени в литературном произведении могут быть разнообразными. Имя может служить для характеристики героя, передачи его психологического состояния, создания атмосферы и настроения в тексте. Оно может также нести символическую или аллегорическую нагрузку.

Какие имена Н.С. Лескова указывают на определенную особенность героя?

В прозе Н.С. Лескова часто встречаются имена, которые непосредственно указывают на определенную особенность героя. Например, герой с именем "Трушка" может быть связан с темой труда и усердия, а герой с именем "Горбунов" может быть связан с темой физической или душевной деформации.

Какие яркие особенности присутствуют в именах Н.С. Лескова?

Имена героев Н.С. Лескова отличаются яркостью и прямолинейностью. Они часто отражают внешнюю или внутреннюю особенность героя. Наделение героев такими именами позволяет автору выразить свои идеи и мысли, а также создать запоминающиеся образы.

Какие основные параметры художественного текста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа.

Какую специфику и значение имени исследует культурология?

Культурология исследует специфику и значение имени в контексте культуры.

Какие функции имени могут выполняться в литературном произведении?

Имя в литературном произведении может выполнять различные функции, которые рассматриваются в статье.

Какие имена Н.С. Лескова указывают на определенные особенности героев?

В статье рассматривается специфика имен Н.С. Лескова, которые указывают на определенные особенности героев его произведений.

Какие теоретические и практические аспекты изучаются в статье?

Статья исследует теоретический аспект, связанный с основными параметрами художественного текста, и практический аспект, связанный с именами Н.С. Лескова и их спецификой.

Какие параметры художественного текста являются основными для литературоведческого анализа?

Основными параметрами художественного текста, которые используются в литературоведческом анализе, являются: сюжет, композиция, стиль, язык, художественные образы и символы.